Предки современных индейцев. Происхождение индейцев. Места расселения индейцев в Латинской Америке

Генетика — сравнительно новый источник наших знаний о собственном здоровье и происхождении. Но уже скоро она начнет менять привычные представления об истории человечества

Этот сюжет начался 15 лет назад как настоящий медицинский детектив, достойный «Доктора Хауса». В 1997 году команда московских генетиков отправилась в экспедицию в Марий Эл, чтобы собрать информацию о характерных наследственных болезнях марийцев. Первое, что бросилось им в глаза, - у некоторых местных жителей от рождения были очень редкие волосы или волос не было вообще: ни бровей, ни ресниц, гладкое тело.

Дальше ученые поехали на юг, в Чувашию, где обнаружили поразительно похожую картину. Поразительно потому, что между марийцами и чувашами вообще-то мало общего: разные обычаи, история, а главное, они принадлежат к разным языковым семьям (уральской и тюркской) и, следовательно, не считаются родственными народами.

«Тем не менее у чувашей мы обнаружили те же симптомы и с похожей частотой, - говорит профессор Рена Зинченко из Медико-генетического научного центра РАМН. - Тогда мы стали заниматься этой проблемой всерьез, собрали образцы генетического материала у больных по всей Чувашии, около 120 человек».

Рена Зинченко участвовала в той экспедиции как специалист по моногенным болезням, то есть тем, что развиваются вследствие мутации в одном-единственном гене. Оказалось, что врожденное облысение у обоих народов - это заболевание, связанное с мутацией небольшого участка гена LIPH, расположенного на третьей хромосоме. (Историю о другой наследственной болезни кожи читайте на стр. 34.) Еще оказалось, что так называемый гипотрихоз встречается у одного чуваша на 1,3 тысячи и у одного марийца на 2,7 тысячи. Сказать, что это очень часто, - ничего не сказать.

«Впрочем, от врожденного облысения человек не умирает, - говорит Зинченко. - Если не считать подростковых суицидов из-за того, что ты не такой как все. Гораздо страшнее мраморная болезнь костей, или летальный инфантильный остеопетроз, - наследственный синдром, при котором младенец едва доживает до двух лет. В среднем в мире встречается один случай на 100-200 тысяч младенцев. В Чувашии мы обнаружили частоту на два порядка выше - один случай на 3,5 тысячи. Помня историю с гипотрихозом, мы ожидали найти такую же высокую частоту болезни у марийцев. И не ошиблись: у них она встречалась с частотой один случай на 10 тысяч детей».

Как все это можно объяснить? Почему у двух народов, не считавшихся родственными, нашлись одни и те же редкие генетические патологии? Проблема, как это часто бывает, связана с терминологией. Современная этнография определяет народы по языку, религии и культуре (что бы ни означало последнее слово). В списке критериев народа, по крайней мере у российских этнографов, пока нет ни слова о генетике. Между тем именно генетический материал в своем молекулярном шифре хранит самую полную историю и целых народов, и каждого человека. Нужно только уметь ее прочесть.

Болезни закрытых пространств

Московские генетики не первыми проследили связь между наследственными болезнями и историей народа. Например, в 1994 году у исландцев была обнаружена мутация в гене BRCA2, расположенном на 13-й хромосоме. Эта мутация повышает вероятность развития рака молочной железы у женщин. Немногочисленное население Исландии (чуть более 300 000) оказалось весьма удобным объектом исследования: их предки-норвежцы высадились на острове в XI веке, мало смешивались с другими народами, и главное - по церковным книгам можно отследить семейную историю большинства населения.

Столь высокая частота мутаций объясняется отчасти изоляцией, отчасти «эффектом бутылочного горлышка». Представьте, что из-за голода, войны или другого бедствия погибает большая часть популяции и остается всего несколько человек. Все они обзаводятся детьми, и со временем численность населения восстанавливается. Однако если это закрытая популяция, все потомки будут иметь гены, доставшиеся им от нескольких прародителей. Вероятно, нечто подобное произошло и с евреями-ашкенази. В 2006 году израильские генетики Дорон Бехар и Карл Скорецки опубликовали статью, в которой они доказывали, что около 40% современных ашкенази произошли от четырех женщин. Ученые исследовали образцы митохондриальной ДНК (мтДНК) 11 452 человек из 67 еврейских общин по всему миру. Митохондриальная ДНК передается детям только от матерей, поэтому по мутациям на ней можно проследить материнскую линию. Бехар и Скорецки пришли к выводу, что материнские линии современных ашкенази сходятся всего к четырем праматерям. Где и когда они жили, ученые сказать затрудняются. Вероятно, на Ближнем Востоке около 2000 лет назад (плюс-минус несколько столетий), и вполне возможно, что их разделяли века и километры.

Тот же «эффект бутылочного горлышка» может объяснить повышенную частоту одинаковых наследственных болезней среди чувашей и марийцев. Есть исторические данные, что чуваши - это потомки болгарских и суварских племен, которые появились на Средней Волге в VII веке и несколько веков смешивались с предками марийцев, оттесняя их на север. Известно, что государство Волжская Булгария процветало до XIII века, а его население могло достигать 1,5 миллиона человек. Но затем эпидемии чумы и набеги татаро-монголов выкосили 80% булгар, их государство исчезло, а генофонд оставшихся его представителей лег в основу современного чувашского этноса. Возможно, этот этап истории и был «бутылочным горлышком», через которое прошли предки современных чувашей и марийцев. Волей случая через это «бутылочное горлышко» просочились носители наследственных болезней, которые семь веков спустя обнаружили московские генетики в этих местах.

Хотя, в отличие от исландцев, чуваши и марийцы живут не на острове, до середины прошлого века они не смешивались ни друг с другом, ни с иными народами, отсюда такая высокая частота заболеваний. «За годы экспедиций я пришла к выводу, что дружба народов существует только в больших городах, - говорит Рена Зинченко. - В сельской местности смешанных браков почти не бывает, иногда это приводит к страшным последствиям. Например, в Ростовской области мы обнаружили, что у турок-месхетинцев, иммигрировавших из Средней Азии, микроцефалия встречается у каждого 30-го ребенка. Этот синдром приводит к умственной отсталости, более или менее выраженной. Томские генетики обнаружили, что у якутов самый большой очаг таких тяжелых наследственных болезней, как спиноцеребеллярная атоксия, миотоническая дистрофия и так далее, - у каждого народа, живущего в естественной или традиционной изоляции от других, найдутся частые болезни».

Индейцы с Алтая

Совместная работа новосибирских и американских генетиков доказывает, что у южноалтайских народов и североамериканских индейцев должен быть общий предок, живший, вероятнее всего, на Алтае. Антропологи из Университета Пенсильвании и новосибирского Института цитологии и генетики СО РАН исследовали генетические маркеры жителей Северного и Южного Алтая, Монголии и Южной Сибири, а также индейцев Северной Америки. По частоте соответствующих мутаций в их ДНК ученые обнаружили связь между индейцами и алтайцами.

«Алтай с древнейших времен был местом, куда предки людей приходили из Африки и откуда они распространялись дальше по всей Сибири, - говорит профессор Людмила Осипова, соавтор исследования, заведующая лабораторией популяционной этногенетики Института цитологии и генетики СО РАН. - Мы не можем пока точно сказать, сколько было волн миграции из Сибири на Американский континент, мнения расходятся, но, по нашим данным, это могло быть две или три волны. По нашим расчетам, индейская ветвь отсоединилась от алтайской около 15 000–20 000 лет назад». Эта цифра высчитывается как в элементарной арифметической задачке. Науке приблизительно известно, как часто возникают новые мутации в генетическом материале, передаваемом от родителей детям. В момент, когда один этнос отделяется от другого, они начинают из поколения в поколение накапливать разные мутации в своих генофондах. Если умножить количество этих мутаций на условное количество поколений (взяв за аксиому, что одно поколение - это около 25 лет), мы узнаем, сколько лет назад один народ отделился от другого.

Также исследователи установили, что северные алтайцы генетически ближе к финно-угорским, енисейским и самодийским народам, живущим к северу от Алтая, а южные - к тюркским народам Южной Сибири и Центральной Азии, хотя при этом между северными и южными алтайцами также есть генетическая связь.

От Адама до неандертальцев

Сложно переоценить значение генетики для медицины: чем глубже знания о наследственных болезнях, тем больше шансы их избежать. Так, американскому Комитету по предупреждению генетических заболеваний евреев удалось искоренить муковисцидоз среди еврейского населения США.

Между тем возможности популяционной генетики и сравнительной геномики применительно к человечеству не ограничиваются вопросами национального здоровья. И все чаще генетики играют на поле историков, антропологов и этнографов, предлагая свои ответы на извечные гогеновские вопросы: откуда мы пришли, кто мы, куда идем?

В этом году генетикам удалось доказать, например, что каждый из нас немного неандерталец. Известно, что неандертальцы были тупиковой ветвью развития человекообразных обезьян, такой же древней, как люди, и не оставили потомков. До недавнего времени считалось, что наши предки, доисторические «человеки разумные», выдвинулись из Северной Африки в сторону Евразии около 70 000 лет назад и триумфально вытеснили местных жителей, то есть неандертальцев. Когда генетикам удалось расшифровать геном неандертальца (точнее, его ближайшего родственника - денисовского человека), стало ясно, что история отношений людей и неандертальцев сложнее. У всех живущих сегодня на Земле людей неафриканского происхождения геном совпадает с неандертальским примерно на 2,5%. Этот процент такой же и у азиатов, а значит, смешение произошло вскоре после выхода наших предков из Африки, до того как они рассеялись по всей Евразии. И хотя в Европе неандертальцы еще долгие тысячелетия жили бок о бок с человеком разумным, они вряд ли смешивались, иначе у современных европейцев процент неандертальских генов был бы выше, чем у азиатов. Либо потомки более поздних скрещиваний попросту не дожили до наших дней. Как бы то ни было, в каждом из нас есть капля неандертальской крови. И не только: генетики предполагают, что современный человек может быть результатом смешения нескольких видов человекообразных обезьян.

Иногда антропологические изыскания генетиков подхватывают журналисты и делают из них сенсацию, полностью извращая смысл. Так случилось, например, когда по неосторожности ученые придумали названия «митохондриальная Ева» и «Y-хромосомный Адам», смысл которых не имеет никакого отношения к библейским персонажам. Впервые эти термины употребили Ребекка Канн, Марк Стоункинг и Аллан Уилсон в своей статье «Митохондриальная ДНК и эволюция человечества» в журнале Nature в 1987 году.

Как известно каждому со школы, у мужчин и женщин одинаковый набор 22 пар хромосом и отличаются половые: у женщин это две Х-хромосомы, у мужчин Х и Y. Таким образом, последняя является уникальной мужской хромосомой. Исследовав ДНК мужчин со всего мира, ученые построили генеалогическое древо Y-хромосом человечества, основание которого сходилось к одному мужчине, который жил в Африке около 60–140 тысяч лет назад. Этого человека ученые и назвали Y-хромосомным Адамом. Аналогично ученые выстроили генеалогическое древо по митохондриальной ДНК, которая передается детям только от матерей. Оказалось, что все женские линии наследственности также сходятся в одну точку - к некоторой женщине, также жившей в Африке, которую условно назвали митохондриальной Евой. Эти названия, опубликованные в прессе, очень воодушевили креационистов: мол, наконец-то ученые доказали, что все человечество произошло от одного мужчины и одной женщины! Трудно придумать что-либо более далекое от истины.

Главный научный сотрудник Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, доктор наук Лев Животовский объясняет: «Y-хромосомный Адам не был первым мужчиной на Земле: до него и в его времена жили многие другие люди, чьи Y-хромосомы не дошли до наших дней. То же самое относится и к митохондриальной Еве. Все нынешние женщины Земли несут мтДНК женщины, жившей в Африке много тысяч лет тому назад. Но это была не первая и не единственная женщина на Земле. В отличие от библейских, «научные» Адам и Ева даже не были знакомы друг с другом: митохондриальная Ева жила на 60–80 тысяч лет раньше». Если посмотреть на другие хромосомы, то мы в них найдем участки, которые нам достались от совершенно других родственников - тех же неандертальцев.

Исторические времена - еще более зыбкая почва для построения культурологических гипотез на генетическом материале. Например, в 1988 году при раскопках в израильском городе Ашкелоне под зданием римских терм были найдены следы инфантицида - массового убийства детей. Сделав анализ ДНК костей найденных останков, генетики Марина Фаерман и Ариелла Оппенгейм установили, что подавляющее большинство жертв были мальчиками. Мужской инфантицид - явление крайне редкое, и общего логического объяснения ему у историков нет. Тогда Оппенгейм и Фаерман предположили, что, возможно, в римских термах был публичный дом, и сыновей, которые время от времени появлялись у его работниц, за ненадобностью убивали, а дочерей выращивали для будущего труда.

У профессиональных историков подобные идеи вызывают только скепсис. Например, Юрий Троицкий, доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета РГГУ, считает, что факты, которые обнаруживают генетики, еще далеки от уровня научной теории: «Нужны археологические, лингвистические или любые другие аргументы. Обычно факты, привнесенные генетиками, носят фрагментарный и локальный характер, так что на них можно построить журнальную сенсацию или популярный миф, а не науку».

Александр Марков, биолог-эволюционист, возражает, что часто генетики, напротив, помогают опровергнуть расхожий миф: «Если исторический факт хорошо известен по летописям или археологическим данным, то новые генетические исследования обычно его не опровергают, а дополняют. Например, из саг и летописей мы знали, что население Исландии - это потомки норвежских викингов, приплывших на остров в IX веке, что и подтвердил генетический анализ. Однако генетики обнаружили характерные признаки народов с британских островов в мтДНК исландцев. А историки могут сказать: ах да, конечно, ведь викинги постоянно плавали в Шотландию и Ирландию, захватывали рабов и женщин и, конечно, смешивались с ними. Конфликты между историей и генетикой возникают тогда, когда наши привычные знания основаны на сомнительных исторических данных или умозаключениях. Например, широко распространенное мнение, что после двух веков татаро-монгольского ига славяне должны были крепко перемешаться с ними, и мы, их потомки, все «скифы-азиаты». Однако при обширном исследовании русского генофонда оказалось, что это не так, и у среднего русского монгольских примесей не больше, чем, например, у поляков».

Впрочем, по словам Юрия Троицкого, то, что монголы сознательно не смешивались со славянами и другими завоеванными народами, - это тоже известный науке факт. Другое дело те, кого у нас принято называть татарами. Это были тюркские народы, но какие именно - до сих пор толком непонятно, и, следовательно, невозможно определить порцию их наследия в нашем генофонде.

Пока что теории генетиков вызывают больше доверия, когда касаются доисторических времен. Впрочем, такое отношение не ново: на рубеже XVIII–XIX веков историки с тем же скепсисом относились к находкам полевых археологов и гипотезам, основанным на этих находках. Теперь же никто не сомневается в археологических данных. Вероятно, также изменится и отношение к генетике с развитием технологий и накоплением информации. Последнее, кстати, стремительно набирает обороты благодаря врожденному человеческому интересу к личной истории.

Генетический аккаунт

Пока историки размышляют над тем, как встроить новый источник знаний в привычный научный аппарат, популяционные генетики с фантастической скоростью наращивают объем информации о современных людях, их семейной истории и взаимных кровных связях. Причем за счет населения: в мире уже есть немало компаний, которые за умеренную плату предлагают генетический анализ, не только рассказывающий о склонности к алкоголизму, раку и некоторым другим наследственным заболеваниям, но и раскрывающий подробности личной генеалогии.

«Пишете туда письмо, заказываете пробирочку с консервантом, плюете в эту пробирочку, добавляете консервант, запечатываете и посылаете в Калифорнию, - рассказывает в своем блоге писательница Татьяна Толстая. - Через 2–3 месяца вам приходит полный генетический отчет: какой у вас процент европейских генов, какой - азиатских или африканских; к каким заболеваниям вы склонны, а к каким - не очень; как вы реагируете на горький вкус, как переносите алкоголь, каковы ваши шансы огрести диабет-2 и поможет ли вам занятие физкультурой сбить уровень глюкозы в крови. Близорукость, уровень тестостерона, вероятность заболеть волчанкой или болезнью Паркинсона - вот оно все перед вами, слабонервным не смотреть. Но главное, что меня порадовало: у меня 2,4% генов - неандертальские...»

Речь об американской фирме 23andme.com, которая проверяет у вас наличие набора мутаций, но ничего не гарантирует, и по большому счету процветает за счет праздного любопытства, ведь склонность - это еще не гарантия болезни, а 2,5% неандертальца, как мы уже знаем из газет, есть в каждом из нас.

Более основательно выглядят проекты, заточенные специально под исследование этнической принадлежности и семейной истории. Самые крупные из них - это FamilyTreeDNA.com в Америке, iGenea.com в Европе и аналогичный российский проект Gentis.

«За 12 лет с момента основания компании мы протестировали более 625 000 человек, - говорит Беннетт Гринспен, президент FamilyTreeDNA. - Наши проекты по определению Y-хромосомных и мтДНК гаплогрупп - это попытка связать медленные мутации (SNP), которые происходят в ходе эволюции, с генеалогическими маркерами (STR), которые появляются гораздо быстрее. Гаплогруппы, образно говоря, это мелкие ветви на древе человечества. Гражданские ученые продемонстрировали академическому сообществу, что они живо заинтересованы в заполнении пробелов на этом древе. И сегодня многие из гражданских исследователей знают больше профессионалов о его мелких веточках. ДНК-тесты, подобные нашему, помогают понять, что мы все произошли из одной расы и мы связаны».

«Разыскивая в Интернете своих предков, я наткнулся на ДНК-проект меннонитской церкви, - пишет один из таких исследователей-любителей Штефан Фрёлих, клиент iGenea из Германии. - Поскольку мои прямые предки по отцовской линии были меннонитами, я немедленно заинтересовался проектом. Так как меннониты обычно женились друг на друге, многие фамилии можно было проследить вплоть до эпохи Реформации. Особенно меня интересовала семья Пеннер, от которой произошла наша семья Фрёлих. Оказалось, что 35 из 36 участников проекта с этим именем принадлежали к одной гаплогруппе, то есть были связаны между собой в пределах 5–6 веков. Я сделал Y-хромосомный тест, и оказалось, что я принадлежу к гаплогруппе E3b, то есть что я потомок родоначальника Пеннеров. Особенно удивительно было, что ДНК Пеннеров демонстрирует сходство с испанцами, которые, по историческим документам, жили в области Германии и Голландии, откуда они позже распространились в Пруссию и Россию. Очевидно, один из моих предков был испанцем, который приехал в Голландию во времена Тридцатилетней вой ны или даже во времена испанской инквизиции.

Гаплогруппа E3b появилась в Европе из нескольких источников, в том числе из Северной Африки от финикийских морских торговцев или мусульманских завоевателей в Испании. Если это правда, то мои предки прошли путь из Северной Африки через Испанию, Голландию, Западную Пруссию, Украину, Сибирь и Казахстан, прежде чем мои бабушка и дедушка снова оказались в Германии». Что может дать подобный анализ, кроме волнительного ощущения принадлежности к великим событиям, о которых мы знали лишь из учебников и с которыми прежде никак себя не ассоциировали? На первый взгляд не так много.

«Это что-то вроде новой мифологии, - говорит Александр Марков. - В древние доисторические времена у людей были тотемы - священные животные, от которых они вели свою мифологическую историю. Так, условные североамериканские индейцы считали себя потомками великого медведя гризли. Теперь есть генетическое тестирование, согласно которому они оказались потомками алтайских народов. Что это может изменить в их самосознании? Пожалуй, ничего. Самосознание определяется в первую очередь экономическими и социальными факторами, а не абстрактной научной информацией».

С этим трудно спорить. Несколько лет назад израильский генетик Ариелла Оппенгейм доказала, что израильские арабы и евреи генетически более близки друг другу, чем евреи из разных стран между собой. Доктор Оппенгейм ждала, что ее открытие должно перевернуть сознание и положить конец вражде. Чего, конечно же, не случилось. Хотя, возможно, проблема как раз в том, что это абстрактное знание, пришедшее из научных лабораторий. Беннетт Гринспен верит, что, когда каждый человек сам ощутит генеалогическую связь с соседними или даже далекими народами, это многое изменит: «Надеюсь, однажды это понимание поможет нам преодолеть условности вроде религии и цвета кожи, которые нас разделяют. Кому-то оно поможет отбросить ощущение исключительности и превосходства».

Уже сейчас бывает, что обнаруженная семейная история и этническая принадлежность меняют жизнь отдельных людей. Так, например, происходит с американскими криптоевреями - людьми, которые выросли и воспитывались в католических семьях на юго-западе США, но, обнаружив в себе еврейские корни, переменили и веру, и образ жизни.

«Около 10% наших клиентов такого происхождения из Техаса и Калифорнии обнаруживают значительные совпадения в ДНК с теми, у которых есть еврейские корни, - говорит Беннетт Гринспен. - Иногда в таких семьях сохраняются какие-то устные традиции или просто слухи о еврейских корнях, но многие бывают шокированы».

В корне менять самосознание и вероисповедание на основании анализа крови - шаг довольно странный. Особенно теперь, в XXI веке, когда глобализм и интернациональные браки считаются нормой, а традиционные замкнутые общества - пережитком прошлого. Впрочем, случай с латиноамериканскими криптоевреями это экзотика. Подобные открытия - более или менее неожиданные - совершает каждый, кто делает генетический анализ. Смысл в том, что, получив результаты, можно добровольно и бесплатно поучаствовать в одном из генеалогических проектов. Если учесть, что разные фирмы обмениваются информацией, получается нечто вроде генетической социальной сети и всемирной базы данных семейной истории. Причем эта система с обратной положительной связью: чем больше людей в ней участвует, тем точнее результат поиска и, соответственно, тем более она привлекательна для новых клиентов.

Сегодня понимание, что чуваши - родные братья марийцам, а индейцы - алтайцам, еще не приведет к глобальному переосмыслению картины мира. Но хочется думать, что в какой-то момент количество знаний о собственной истории и связях с другими народами перейдет в качество, изменит содержание школьных учебников и наглядно покажет всю неуместность разделения людей на своих и чужих.

Исследование митохондриальной ДНК индейцев из древних могильников Южной Америки уточнило время отделения коренных жителей Нового Света от населения Сибири. Установлено, что этот процесс совпал с последним ледниковым максимумом (17–28 тыс. лет назад). Ученым удалось подтвердить, что южноамериканские индейцы являются прямыми потомками первых обитателей Берингии, которые быстро достигли своей будущей родины, продвигаясь вдоль тихоокеанского побережья. Это движение практически с первых шагов сопровождалось резким повышением численности населения. Но появление европейцев в XVI веке привело к сокращению численности и коллапсу популяций коренных жителей Южной Америки.

Графики, построенные на основе байесовской вероятности, указывают на резкое повышение (в 60 раз) эффективной численности населения (см.: Эффективный размер популяции) в период между 16 и 13 тысячами лет назад (рис. 5). Быстрый демографический рост сопровождался возникновением новых ветвей. Хотя авторы не проводили на этот счет специального исследования, они выдвигают предположение о том, что дочерние линии возникали сразу же после заселения новых территорий в результате взаимной изоляции между близкими группами из-за появления географических или даже социальных барьеров.

Первый этап заселения Америки сыграл основную роль в формировании современного генофонда коренного южноамериканского населения. Однако отсутствие древних гаплотипов у современных популяций предполагает существование некого дополнительного этапа депопуляции , иначе невозможно объяснить исчезновение этих вариантов в настоящее время. Чтобы разобраться в этом, исследователи дополнительно смоделировали несколько демографических сценариев, которые могли бы объяснить сочетание демографического роста на начальных этапах заселения и снижение численности в последующее время. Большая часть возможных сценариев была отброшена. Например, не подтвердилось предположение о сокращении численности населения во время экспансии инков , которые проводили активную политику переселения покоренных народов. Единственный достоверный сценарий объясняет исчезновение древних гаплотипов демографическим коллапсом южноамериканских индейцев во время европейской колонизации.

Прежде всего, депопуляция коренного населения Южной Америки, возможно, была несколько переоценена. Если в Пампе или Патагонии вымирание индейцев действительно происходило интенсивно, то в Центральных Андах этот процесс не был столь драматичным. Согласно другим исследованиям, местный индейский компонент у населения Боливии однозначно преобладал над компонентами пришлого населения (см.: P. Toboada-Echalar et al., 2013. The genetic legacy of the pre-colonial period in contemporary Bolivians), а численность двух крупнейших групп - аймара и кечуа - превышает несколько миллионов человек. Поэтому удивительно, каким образом из таких крупных популяций даже во время эпизода снижения численности могли исчезнуть отдельные генные варианты. Это было бы возможно где-то в небольших популяциях Амазонии или Огненной Земли, но никак не в плотнонаселенной области Анд.

Вторая вещь, заслуживающая пристального внимания, - это отсутствие в образцах из южноамериканских могильников гаплогруппы D4h3. Эту гаплогруппу убедительно связывают с первыми волнами миграций в Южную Америку в силу нескольких причин:
1) ее ареал связан с тихоокеанским побережьем, т. е. накладывается на зону прибрежного маршрута, через который прибыли первые предки южноамериканских индейцев (рис. 6),
2) ее дочерние ветви имеют очень древний возраст в Южной Америке (см.: U. A. Perego et al., 2009. Distinctive Paleo-Indian migration routes from Beringia marked by two rare mtDNA haplogroups),
3) она обнаружена в древнейшем могильнике 10 000–летней давности в пещере On Your Knees на архипелаге Александра , расположенном близко к Аляске (см.: B. M. Kemp et al., 2007. Genetic analysis of early holocene skeletal remains from Alaska and its implications for the settlement of the Americas), т. е. близко к начальной точке движения южноамериканских индейцев.
Все это вполне соответствует схеме заселения Южной Америки, которая приводится в обсуждаемой статье. Поэтому отсутствие гаплогруппы D4h3 в проанализированных могильниках очень странно.

Но, если эти спорные моменты можно оставить для решения будущим исследователям, то, обобщая результаты обсуждаемой работы, нужно сказать, что авторы прояснили многие спорные вопросы заселения Америки. Убедительно доказана локализация прародины всех коренных американцев в Восточной Берингии в период последнего ледникового максимума. Ее обособление от древних популяций Сибири происходило в межледниковом убежище в районе западной Аляски. Происхождение большинства южноамериканских индейцев, по крайне мере, в западной части континента, однозначно связано с первыми обитателями Берингии. Предки южноамериканских индейцев, скорее всего, были первой группой коренного населения Америки, которая покинула аляскинское убежище, как только это стало возможным. Выход из берингийской прародины практически сразу сопровождался мощным ростом населения. Европейская колонизация привела к эпизоду демографического спада численности, хотя его масштаб в случае горных районов Анд требует дополнительного уточнения. Все вместе эти результаты дали неоценимую информацию о прошлом коренного населения Америки.

Гипотеза о том, что индейцы были потомками древних евреев, египтян или греков, существовала на протяжении столетий, но воспринималась как очень неоднозначная. Джеймс Адэр, колонист XVIII века, который торговал с индейцами на протяжении 40 лет, писал, что их язык, обычаи и социальная структура очень похожи на еврейские.

Он писал в своей книге "История американских индейцев": "Очень трудно заставить преодолеть себя, не говоря уже о других, изменить устоявшиеся взгляды. Я ожидаю, что подвергнусь цензуре за противоречие общепризнанным взглядам или вмешательство в дискуссию, волнующую учёных с момента открытия Америки".

В последние годы д-р Дональд Пантер-Йейтс, придерживается схожих взглядов, столкнулся с негативной реакцией других учёных.

В науке существует широко устоявшееся мнение, что индейцы произошли от монголов. В исследовании 2013 г., указывается на наличие некоторых древне-европейских корней. Был проведён анализ человеческих останков из Сибири возрастом 24 000 лет. Учёные не выявили никакого их сходства с азиатскими народами, только с европейскими, при этом всплыла отчётливая связь с американскими индейцами. Но современное научное сообщество скептически относится к идее о том, что индейцы могут быть потомками древних жителей Ближнего Востока или древних греков, как это предположил Йейтс и другие учёные.

Йейтс сам по происхождению индеец-чероки. Он имеет степень д-ра по исследованию античности и является основателем института генетических исследований DNA Consultants. Всё это позволило ему разработать уникальные теории об истории американских индейцев и их связях с древними культурами. Анализы ДНК могут стать подтверждением этих теорий.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СХОДСТВА

Индейцы входят в пять генетических групп, известных как гаплотипы, каждый из которых обозначен буквами алфавита: A, B, C, D и X.

В статье "Аномалии ДНК чероки" он указывает на ошибку, распространённую во многих генетических анализах. "Генетики говорят, что A, B, C, D и X - это индейские гаплотипы. Поэтому они присутствуют у всех индейцев. Но это всё равно, что сказать: все люди передвигаются на двух ногах. Следовательно, если скелет какого-то существа имеет две ноги, то это человек. Но на самом деле, это может оказаться кенгуру".

Любое расхождение с гаплотипами обычно списывается на смешение рас после колонизации Америки европейцами, а не на первоначальные гены индейцев.

Но Йейтс, проанализировавший ДНК чероки, пришёл к выводу, что подобное смешение невозможно объяснить примесью европейских генов после 1492 г.

"Откуда же тогда взялись не европейские и не индейские гены? - задаётся он вопросом. - Уровень гаплогруппы T у чероки (26,9%) сопоставим с уровнем жителей Египта (25%). Египет - это единственная страна, где T занимает доминирующие позиции среди других митохондриальных линий".

Йейтс уделил особое внимание гаплотипу X, который "практически отсутствует в Монголии и Сибири, однако распространён в Ливане и Израиле".

В 2009 г. Лиран И. Слуш из Израильского технологического института опубликовал исследование, где утверждалось, что гаплотип распространился по всему миру с Галилейских холмов в северном Израиле и Ливане. Йейтс пишет: "Единственный народ на Земле, имеющий высокий уровень гаплотипа X, кроме индейцев таких племён как оджибве, - это друзы, живущие в северном Израиле и Ливане".

КУЛЬТУРНЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СХОДСТВА

Несмотря на то, что значительная часть культуры чероки была утрачена, Йейтс в своей книге "Кланы чероки" отмечает, что до сих пор сохранились легенды о предках, которые приплыли из-за морей и говорили на языке, похожем на древнегреческий. Между языками индейцев, египтян и ивритом можно проследить некоторые параллели.

Прототипом белокожего полубога Мауи индейцев-чероки может быть ливийский предводитель флота, убитый фараоном Птолемеем III около 230 до н.э., считает Йейтс. Слово "мауи" похоже на египетское слово, означающее "мореплаватель" или "проводник". По легенде, Мауи научил индейцев всем ремеслам и искусству. Он дал название для вождей чероки "аматойхи" или "мойтой", что можно перевести как "мореход" или "адмирал", говорит Йейтс.

Он вспоминает легенду одного из кланов чероки об отце Мауи по имени Таноа. Йейтс считает, что Таноа мог быть греческого происхождения. "Таноа был отцом всех светловолосых детей, он пришёл из земли под названием Атиа", - пишет он.

Под Атиа может подразумеваться Аттика - исторический регион, окружавший греческую столицу Афины. "Атиа" была местом, где находится "множество высоких храмов из алебастра", один из которых очень просторный, он был создан как место для встречи людей и богов. Там проходили спортивные соревнования, праздники в честь богов, встречи великих правителей, оно было источником войн, заставивших людей переселиться за океан.

"Сложно придумать легенду, которая бы более точно отражала греческую культуру", - пишет Йейтс. В гавайском языке существует слово "кариой" - развлечение, отдых. В греческом языке использовалось практически то же самое слово". Он отмечают и другие сходства.

"По словам старейшин, чероки, как и хопи, в древности говорили на языке не индейского происхождения. Но затем они перешли на могаукский язык, чтобы продолжать жить вместе с ирокезами. Их старый язык, похоже, включал большое количество заимствований из греческого, языка птолемейского Египта и древнееврейского", - говорит он.

Адэр отмечал лингвистическое сходство между ивритом и языками коренного населения Америки.

Как и в иврите, существительные в индейских языках не имеют падежей и склонений, пишет Адэр. Другое сходство - отсутствие сравнительной и превосходной степеней. "Ни в одном языке, за исключением иврита и индейских языков, не наблюдается такого дефицита предлогов. Индейцы и евреи не имеют служебных частей речи, чтобы разделять слова. Поэтому они должны присоединять определённые символы к словам, чтобы преодолеть этот дефицит", - пишет он.

ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО

Адэр способен пролить свет на культуру индейцев, что не под силу Йейтсу. Адэр активно общался с индейцами сотни лет назад, когда их традиции были ещё живы. Разумеется, следует допустить, что, будучи иностранцем, он мог неправильно истолковать некоторые аспекты их культуры.

"Из моих наблюдений я сделал вывод, что американские индейцы - прямые потомки израильтян. Возможно, это разделение произошло, когда древний Израиль был морской державой, либо уже после того, когда они попали в рабство. Последняя версия наиболее вероятна", - говорит Адэр.

У них схожая структура племени и организация жрецов, а также обычай устраивать священное место, считает он.

Он приводит один пример схожести обычаев: "Согласно законам Моисея, женщина после путешествия должна пройти очищение. У индейских женщин тоже существует обычай, когда они на некоторое время уединяются от своих мужей и любых общественных дел".

Адэр объясняет отсутствие обычая обрезания следующим образом: "Израильтяне 40 лет жили в пустыне и могли бы и не вернуться к этому болезненному обычаю, если бы Иисус Навин не ввёл его. Первые поселенцы в Америке, столкнувшиеся с тяжёлыми условиями жизни, могли отказаться от этого обычая и затем полностью забыть, особенно, если в путешествии их сопровождали представители восточных языческих народов".

Похоже, что сами чероки неоднозначно относятся к работам Йейтса. Центральный сайт чероки опубликовал выдержки из исследования Йейтса, однако отдельные комментарии, сделанные его читателями, указывают на то, что чероки не желают поддерживать подобные теории.

Говоря о клане чероки, Йейтс утверждает: "Некоторые из них исповедовали иудаизм, несмотря на то, что старейшины Объединённой китувы (организация чероки) яростно отрицают это".

НА ГЛАВНУЮ

Ни для кого не секрет, что коренными жителями Северной Америки являются индейцы, обосновавшиеся тут задолго до появления белого человека. Первым европейцем, встретившим индейцев, был итальянский мореплаватель Христофор Колумб. Он же и назвал незнакомый народ «индейцами», поскольку полагал, что его корабли достигли Индии. Европейская колонизация, начавшаяся на этих землях после открытия Колумба, вынудила коренное население Америки оставлять свои родные земли и бежать на запад к побережью Тихого океана. Однако колонизаторы с каждым годом продвигались всё дальше вглубь материка. В XIX-XX веках руководство США за бесценок выкупало земли коренного населения и переселяло индейцев в резервации. На сегодняшний день в резервациях проживает около 4 миллионов человек. Поскольку американское правительство закрывает глаза на царящие в резервациях антисанитарию, болезни, нищету и преступность, потомки североамериканских индейцев вынуждены жить в тяжелейших условиях, лишённые элементарных удобств и достойного медицинского обслуживания.

Происхождение индейцев

Ни в одной из стран Северной Америки до сих пор не были найдены останки человекообразных обезьян или доисторических людей. Этот факт говорит о том, что первые люди современного типа пришли в Америку извне. Последние исследования показывают, что коренные народы Северной Америки относятся к монголоидной расе и генетически наиболее близки жителям Алтая, Сибири и Монголии.

История расселения индейцев в Америке

В эпоху последнего ледникового периода началась волна эмиграции из Евразии в Северную Америку. Переселенцы двигались по узкому перешейку, когда-то находившемуся на месте Берингова пролива. Скорее всего, в Америку с разницей в несколько сотен лет прибыли две крупных группы переселенцев. Вторая группа пришла на континент не позднее 9000 г. до н. э., так как примерно в это время ледник стал отступать, уровень Северного Ледовитого океана повысился, и перешеек между Северной Америкой и Сибирью скрылся под водой. В целом же, исследователи не пришли к единому мнению относительно точного времени заселения Америки.

В древности ледник покрывал практически всю территорию современной Канады, поэтому, чтобы не оставаться посреди снежной пустыни, переселенцы из Азии должны были долго двигаться вдоль русла реки Маккензи. В конечном итоге, они выходили на современную границу США и Канады, где климат был намного мягче и плодороднее.

После этого часть переселенцев поворачивала на восток — к Атлантическому океану; часть — на запад — к Тихому океану; а остальные двигались на юг — на территорию современной Мексики, Техаса и Аризоны.

Классификация индейских племён


indian village

Переселенцы быстро обжились на новом месте и постепенно стали терять культурные и бытовые привычки своих азиатских предков. Каждая из групп мигрантов стала приобретать собственные черты и особенности, отличавшие их друг от друга. Это было связано с различиями климатических условий, в которых жили эти народы. Уже в архаический период выделилось несколько основных групп североамериканских индейцев:

  • юго-западная;
  • восточная;
  • жителей Великих равнин и прерий;
  • калифорнийская;
  • северо-западная.

Юго-западная группа

Индейские племена, проживающие на юго-западе материка (Юта, Аризона), отличались самым высоким уровнем развития культуры и техники. К числу проживавших тут народов относились:

  • Пуэбло — один из самых развитых коренных народов Северной Америки;
  • Анасази — культура, родственная пуэбло.
  • Апачи и навахо, поселившиеся в XIV-XV веках на землях, покинутых пуэбло.

В архаическую эпоху юго-запад Северной Америки был плодородным регионом с мягким и влажным климатом, что позволило обосновавшимся здесь пуэбло успешно заниматься сельским хозяйством. Они преуспели не только в выращивании различных агрокультур, но и в строительстве сложных ирригационных систем. Животноводство ограничивалось лишь выращиванием индюков. Также обитателям юго-запада удалось приручить собаку.

Многие культурные достижения и изобретения индейцы юго-запада заимствовали у своих соседей — майя и тольтеков. Заимствования прослеживаются в архитектурных традициях, быте и религиозных воззрениях.

Люди пуэбло селились преимущественно на равнинах, где строились большие поселения. Помимо жилых домов, пуэбло возводили крепости, дворцы и храмы. Археологические находки говорят об очень высоком уровне ремёсел. Исследователи обнаружили здесь множество ювелирных изделий, инкрустированные драгоценными камнями зеркала, великолепную керамику, каменную и металлическую посуду.

Близкая к пуэбло культура анасази обитала не на равнинах, а в горах. Сначала индейцы селились в естественных пещерах, а потом стали вырубать в скалах сложные жилые и культовые комплексы.

Представители обеих культур отличались высоким художественным вкусом. На стены жилищ наносились великолепно выполненные изображения, одежда людей пуэбло и анасази была украшена большим количеством бусин из камня, металла, кости и раковин. Элемент эстетики древние мастера привносили даже в самые простые вещи: плетёные корзины, сандалии, топоры.

Одним из главных элементов религиозной жизни индейцев юго-запада был культ предков. Люди того времени с особым трепетом относились к предметам, которые могли принадлежать полумифическому прародителю — курительным трубкам, украшениям, посохам и т. д. Каждый клан поклонялся своему предку — животному, духу или культурному герою. Поскольку на юго-западе довольно быстро совершился переход от материнского рода к отцовскому, здесь рано сформировался патриархат. Мужчины, принадлежащие к одному клану, стали создавать свои тайные общества и союзы. Такие союзы справляли религиозные церемонии, посвящённые предкам.

Климат на юго-западе постепенно менялся, становясь всё более засушливым и жарким. Местным жителям приходилось прилагать все усилия для того, чтобы добывать воду для своих полей. Однако им не помогли даже самые лучшие инженерные и гидротехнические решения. В начале XIV века началась Великая засуха, затронувшая не только североамериканский континент, но и Европу. Пуэбло и анасази стали переселяться в регионы с более благоприятным климатом, а на их земли пришли навахо и апачи, перенявшие культуру и быт своих предшественников.

Восточная группа

Племена, относящиеся к восточной группе, обитали в районе Великих озёр, а также на обширной территории от Небраски до Огайо. В число этих племён входили:

  • Народы кэддо, потомки которых ныне живут в резервации в Оклахоме;
  • Катоба, в XIX веке выселенные в резервацию в Южной Каролине;
  • Ирокезы — один из самых высокоразвитых, многочисленных и агрессивных племенных союзов в регионе;
  • Гуроны, большая часть которых ныне проживает в Канаде — в резервации Лоретт, и многие другие.

Начало этим народностям дала высокоразвитая миссисипская культура, существовавшая с VIII по XVI век. Входившие в неё племена строили города и крепости, создавали огромные погребальные комплексы и постоянно воевали с соседями. Наличие храмов и гробниц говорит о наличии у этой группы племён сложных представлений о загробном мире и устройстве Вселенной. Свои идеи люди выражали в символике: изображениях пауков, глаз, воинов, соколов, черепов и ладоней. Особое внимание уделялось погребальным церемониям и подготовке умершего к жизни вечной. Результаты археологических раскопок позволяют говорить о неком культе смерти, существовавшем в этом регионе. С ним связана не только пышность погребений местных вождей и жрецов, но и кровавые жертвоприношения, часто практиковавшиеся представителями миссисипской культуры. Особое значение для жителей востока играли промысловые культы, обеспечивающие удачу в охоте и рыбалке.

Также представители восточных племён поклонялись своим тотемам — предкам из животного мира. Изображения тотемных животных наносили на жилища, одежду и оружие. Самым почитаемым зверем на востоке Северной Америки был медведь. Но отдельные племена могли почитать и других животных: хищных птиц, волков, лис или черепах.

Наиболее известный археологический памятник, который оставили после себя индейцы востока — это курганный комплекс Кахокии — одного из самых больших городов в регионе.


Изображение города

По-видимому, племена, жившие на востоке Северной Америке, обладали сложной социальной структурой. Основную роль в жизни племени играли вожди и жрецы. Среди знатных особ существовало нечто вроде вассальной зависимости, определявшей общественную иерархию в Западной Европе. Вожди наиболее богатых и развитых городов подчиняли себе глав более мелких и бедных поселений.

Восток Северной Америки в те времена был покрыт густым лесом, что определило круг основных занятий индейцев из этой группы. Племена жили преимущественно за счёт охоты. Кроме того, здесь довольно быстро стало развиваться сельское хозяйство, хотя и не такими темпами, как на юго-западе.

Жителям востока удалось наладить торговлю с соседними народами. Особенно тесные связи были установлены с обитателями современной Мексики. Взаимовлияние двух культур прослеживается в архитектуре и некоторых традициях.

Ещё до прихода европейцев миссисипская культура стала приходить в упадок. Очевидно, в связи с резким ростом населения, местным жителям стало не хватать земли и ресурсов. Также исчезновение этой культуры может быть связано с Великой засухой. Многие местные жители стали покидать насиженные места, а оставшиеся перестали строить роскошные замки и храмы. Культура в этом регионе значительно огрубела и упростилась.

Жители Великих равнин и прерий

Между засушливым юго-западом и покрытым лесами востоком лежала длинная полоса прерий и равнин. Она простиралась от Канады до самой Мексики. В древности обитавшие тут народы вели преимущественно кочевой образ жизни, но со временем они стали осваивать сельское хозяйство, строить долговременные жилища и постепенно переходить к осёдлости. На Великих равнинах жили следующие племена:

  • Народ сиу, ныне проживающий в Небраске, обеих Дакотах и на юге Канады;
  • Айова, в первой половине XIX века отселённые в резервации Канзаса и Оклахомы;
  • Омаха — племя, едва уцелевшее после разразившейся в XVIII веке эпидемии оспы.

Долгое время индейцы заселяли только восточную часть прерий, где протекало несколько крупных рек, в том числе, Рио-Гранде и Ред-Ривер. Здесь они занимались выращиванием кукурузы и бобовых, а также охотились на бизонов. После того как европейцы завезли в Северную Америку лошадей, образ жизни местного населения сильно изменился. Индейцы прерий частично вернулись к кочевничеству. Теперь они могли быстро перемещаться на большие расстояния и следовать за стадами бизонов.

Помимо вождя, важную роль в жизни племени играл совет, куда входили главы родов. Они решали все ключевые вопросы и отвечали за проведение некоторых религиозных ритуалов. Однако настоящими лидерами племён были не вожди и старейшины, а колдуны. От них зависели погодные условия, численность бизонов, результаты охоты и многое другое. Индейцы прерий верили, что каждое дерево, ручей или животное заключает в себе духа. Для того чтобы добиться удачи или не навлечь на себя беду, нужно было уметь договариваться с такими духами и делиться с ними добычей.

Именно облик жителя Великих равнин лёг в основу растиражированного в медиакультуре образа типичного североамериканского индейца.

Калифорнийская группа


Индейцы Калифорнии

Часть азиатских переселенцев, направлявшаяся на юго-запад, решила не оставаться на равнинах Аризоны и Юты, а продолжила путь на запад, пока не упёрлась в тихоокеанское побережье. Место, куда пришли кочевники, казалось по-настоящему райским: тёплый океан, полный рыбы и съедобных моллюсков; обилие фруктов и дичи. С одной стороны, мягкий климат Калифорнии позволил переселенцам жить, ни в чём не нуждаясь, и способствовал росту численности населения, но с другой стороны, тепличные условия существования негативно сказались на уровне культуры и бытовых навыков местных индейцев. В отличие от своих соседей, они так и не стали заниматься сельским хозяйством и приручением животных, не добывали металлы и ограничивались строительством лишь лёгких шалашей. Мифологию калифорнийских индейцев также нельзя назвать развитой. Представления о строении вселенной и загробного мира были весьма расплывчатыми и скудными. Также местные жители практиковали примитивный шаманизм, преимущественно сводившийся к простому знахарству.

В Калифорнии проживали следующие племена:

  • Модоки, чьи потомки с начала ХХ века находятся в резервации в Орегоне;
  • Кламаты, проживающие ныне в одной из калифорнийских резерваций, и многие другие более мелкие племена.

В середине XIX века в Калифорнию пришёл белый человек, и большая часть проживавших здесь индейцев оказалась истреблённой.

Северо-западная группа

Севернее Калифорнии, на территории современных Вашингтона, Орегона, Аляски и Канады обитали индейцы с абсолютно иным жизненным укладом. Сюда относились:

  • Цимшианы, ныне проживающие на территории США и Канады;
  • Блэкфуты — достаточно многочисленное племя, потомки которого живут в Монтане и Альберте;
  • Салиши — племя китобоев, ныне обитающее в Вашингтоне и Оригоне.

Климат на этих землях был суровым и не пригодным для сельского хозяйства. Долгое время север США и Канада были заняты ледником, но по мере его отступления люди заселяли эти земли и приспосабливались к новым условиям.


Индейцы Лакота в традиционной одежде и западной

В отличие от своих южных соседей, местные жители мудро распоряжались данными им природными ресурсами. Поэтому северо-запад стал одним из богатейших и наиболее развитых регионов на материке. Живущие тут племена добились больших успехов в китобойном промысле, рыбалке, охоте на моржей и животноводстве. Археологические находки свидетельствуют об очень высоком культурном уровне индейцев северо-запада. Они искусно выделывали шкуры, занимались резьбой по дереву, изготавливали лодки и вели торговлю с соседями.

Жилищами индейцам северо-запада служили деревянные срубы из кедровых брёвен. Эти дома богато украшались изображениями тотемных животных и мозаиками из раковин и камня.

В основе мировоззрения местных жителей лежал тотемизм. Общественная иерархия строилась в зависимости от принадлежности человека к тому или иному роду. Животными-прародителями самых крупных кланов были — ворон, кит, волк и бобёр. На северо-западе был высоко развит шаманизм и существовал целый набор сложных культовых обрядов, при помощи которых можно было обратиться к духам, наслать порчу на врага, исцелить больного или получить удачу в охоте. Кроме того, среди индейцев северо-запада распространены представления о реинкарнации предков.

Поскольку основным источником богатств и пропитания для индейцев северо-запада был океан, Великая засуха XIII-XIV веков никак не отразилась на их повседневной жизни. Регион продолжал развиваться и процветать вплоть до появления здесь европейцев.

(8 оценок, среднее: 4,88 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

- 4658

Задача нашей темы - проследить некоторые взгляды на происхождение американских индейцев. Этот вопрос волновал по той или иной причине многих ученых, даже не имевших отношения к американистике. Чтобы выяснить происхождение индейцев, следует прежде всего обратиться за помощью к антропологии, этнографии и мифологии. В основном, версии о происхождении индейцев строятся именно на базе этих дисциплин, причем каждый из теоретиков выбирает ту, которая ему ближе.

Одной из самых интересных теорий представляется взгляд антрополога, языковеда и символиста доктора Германа Вирта. Кто же такой доктор Вирт? Этот человек возглавлял тайный институт СС "Аненербе" во времена гитлеровской Германии, занимался расовыми исследованиями в области происхождения человечества. Он автор нескольких книг: "Происхождение человечества", "Священная протописьменность человечества", "Хроника Ура-Линда", "Вавилонский вопрос" и т. д.

"Аненербе", или "Наследие предков", было тайным институтом, в котором изучались происхождение рас, различные оккультные науки, организовывались знаменитые экспедиции в Тибет. О значимости этой организации говорит тот факт, что на исследования "Аненербе" немцы потратили больше денег, чем американцы на Манхэттенский атомный проект. Ученый фризского происхождения, доктор Герман Вирт был смещен со своего поста, потому что его взгляды на образование рас не совпадали со взглядами самого фюрера и, ко всему прочему, он оказался замешанным в антигитлеровском заговоре. Арест доктора прервал его дальнейшие исследования.

Итак, какими же были взгляды доктора Вирта на происхождение индейцев? Сравнивая антропологический облик европеоидов и североамериканских индейцев, Вирт пришел к выводу о близком родстве этих двух рас. Если считать индейцев отдельной расой и поставить рядом типичных представителей всех четырех рас, то ближе всего по антропологическим характеристикам будут европеоид и американоид.

Американоиды, в свою очередь, делятся на три подрасы: северо-, центрально- и южно-американскую. Две последние подрасы имеют в своем образовании и облике некоторые особенности, описание которых не является нашей задачей. Остановимся на самых типичных, то есть североамериканских индейцах, к примеру - индейцах прерий. Вот их краткая общая характеристика: умеренно-длинноголовые, высокорослые, прямой разрез глаз, орлиный нос, лица более профилированные в горизонтальной плоскости, цвет кожи от красновато-коричневого до почти светлого. Первооткрывателям встречались среди дакота, манданов, зуни и других племен и совсем удивительные индейцы: светловолосые, голубоглазые и почти белокожие. Исследователи говорят, что так называемых "альбиносов" среди индейцев встречалось такое количество, что они ни у кого не вызывали удивления. Так было, например, у шайеннов, апачей, навахо. Обо всем этом пишет американский антрополог Шорт в своей книге "Древние жители Северной Америки". Наличие "альбиносов" среди индейцев вряд ли можно объяснить наивной теорией о последствиях изоляции. Новейшие исследования уже не подтверждают подобного взгляда на возникновение этого феномена. Почему же тогда не "побелели" веками живущие в полной изоляции в джунглях Центральной Африки пигмеи? В общем, кроме основного цвета кожи, в облике американоида и европеоида много общего.

Вирт предположил: если столь схожи антропологические характеристики, то значит должна была существовать контактная территория, на которой происходило формирование и взаимодействие этих двух рас. Герман Вирт считал такой территорией Арктогею, Северный Континент, примыкающий к Северному полюсу, где, по его мнению, зародилось белое человечество. Основная территория Арктогеи впоследствии опустилась на дно Северного Ледовитого океана, а ее южные районы, как считают некоторые современные исследователи, являются частью Русского Севера.

Вирт писал, что одним из главных признаков белой пра-расы была обязательно первая группа крови, а в дальнейшем, производная от нее вторая. В раннем палеолите началось расселение людей с Арктогеи. Первая волна достигла Америки и индейцы являются ее потомками. У чистокровных североамериканских индейцев исключительно первая группа крови и нет даже единичных случаев третьей или четвертой групп.

Герман Вирт считал, что переселение произошло прямо на американский континент, мы же, зная новейшие открытия археологии, можем предположить, что европеоидные предки индейцев спустились вначале на территорию Южной Сибири, где приобрели некоторые монголоидные признаки и уже оттуда в дальнейшем стали переселяться на территорию Америки. Следовательно, до переселения в Америку, индейцы и арийцы в далеком прошлом имели общую прародину и общих предков. Таким вкратце был взгляд доктора Вирта на происхождение американской расы. Целиком его теории о происхождении всех человеческих рас мы касаться не будем, так как она имеет довольно сложное построение и ее изложение не входит в нашу задачу.

Так был ли прав Герман Вирт? Имеем мы с индейцами общие корни или нет? Кажется, в этой теории есть разумное зерно. Давайте подумаем, ведь к взаимному сближению и влиянию предрасположены прежде всего родственные народы и расы. Взаимовлияние происходит, несмотря на все конфликты и войны.

Если рассмотреть влияние индейцев на белых, можно только удивляться, как "дикари" могли так повлиять на своих противников. Белые перенимали у индейцев не только различные сельскохозяйственные культуры, военную тактику, но, самое главное, предметы одежды и обихода. Было ли что-нибудь подобное в европейских колониях Азии и Африки? Конечно, были люди, интересовавшиеся туземной культурой и в одежде подражавшие арабам или китайцам, но это были единицы, тогда как белых трапперов Дикого Запада часто было трудно отличить от индейцев. Значит, индейская эстетика оказалась во многом близкой белому человеку. Подобных примеров можно привести очень много.