Темы по химии которые будут на огэ. Онлайн тесты гиа по химии. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 8
«3» – от 9 до 17
«4» – от 18 до 26
«5» – от 27 до 34
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.
На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут
В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по химии состоит из трех частей.
В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.
Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.
Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.
Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.
Всего на работу дается 140 минут.
Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.
Типовые задания по химии ОГЭ
В демонстрационном варианте огэ по химии 2018 года первые 15 заданий являются тестовыми и в ответе на вопрос необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа.
Помните, вы всегда можете записаться к . У нашем учебном центре работают лучшие специалисты!
Задание 1
Атом, изображенный на рисунке, имеет 9 электронов, распределенных по двум электронным уровням, значит он находится во втором периоде таблицы Менделеева и имеет порядковый номер 9. Этот атом — фтор.
Ответ: фтор
Задание 2 в ОГЭ по химии
Неметаллические свойства увеличиваются с увеличением количества электронов на внешнем энергетическом уровне и с уменьшением числа энергетических уровней. То есть слева направо в периоде и снизу вверх в группе. Алюминий, фосфор и хлор находятся в одном периоде и расположены слева направо.
Ответ: алюминий — фосфор — хлор
Задание 3
Ионная связь образуется между атомами металла и неметалла, металлическая — между металлами, ковалентная — между неметаллами. Ковалентная связь подразделяется на полярную и неполярную. Неполярная связь образуется между двумя одинаковыми атомами, как, например, в молекуле фтора F-F. А полярная образуется между разными атомами неметаллов с разными значениями электроотрицательности.
Ответ: ковалентная неполярная
ОГЭ по химии задание 4
В соединениях Na 3 N, NH 3 , NH 4 Cl азот имеет степень окисления -3. В HNO2 его степень окисления — +3.
Ответ: HNO 2
Задание 5
Цинк является амфотерным металлом, который образует амфотерные оксиды и гидроксиды. Поэтому ZnO — амфотерный оксид. Na 2 SO 4 — это соль, состоящая из катионаNa + и аниона SO 4 2-
Ответ: амфотерным оксидом и солью
Задание 6
Реакция между оксидом меди и водородом: CuO + H 2 = Cu + H 2 O
CuO — это порошок черного цвета, образующаяся медь будет иметь красный цвет. Таким образом, в результате реакции будет наблюдаться изменение цвета.
Ответ: изменение цвета
Задание 7 в ОГЭ по химии
Напишем уравнение диссоциации для каждого из веществ:
Н 2 SО 4 = 2Н + + SО 4 2-
1 моль серной кислоты диссоциирует на 2 иона водорода и 1 сульфат ион.
(NH 4 ) 2 S = 2NH 4 + + S 2-
1 моль сульфида аммония диссоциирует на 2 иона аммония и 1 сульфид ион.
BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl —
1 моль хлорида бария диссоциирует на 1 иона бария и 2 хлорид иона
CuSO 4 = Cu 2+ + SO 4 2-
1 моль сульфата меди диссоциирует на 1 ион меди и один сульфат ион, то есть одинаковое число молей анионов и катионов.
Ответ: CuSO 4
Задание 8
MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 = реакция не идет, т.к. не образуется газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)
Na 2 CO3 + CaCl 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaCl В результате реакции выпадает осадок
NH 4 Cl + NaOH = NaCl + NH 3 + H 2 O В результате реакции выделяется газ
CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4 В результате реакции выпадает осадок
Ответ: NH 4 Cl и NaOH
Задание 9
Cl 2 + H 2 = 2HCl
Ca + O 2 = CaO
N 2 + H 2 O = не реагируют
Fe + S = FeS
Ответ: азот и вода
Задание 11 по химии ОГЭ
В реакцию с соляной кислотой вступает только нитрат серебра:
AgNO 3 + HCl = AgCl↓ + HNO 3
С нитратом бария реакция идти не будет, так как не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)
Соляная кислота не реагирует с металлами, находящимися в ряду напряжений металлов после водорода, с оксидом кремния реакция также не пойдет
Ответ: нитрат серебра
Задание 12
Нитрат меди не будет вступать в реакцию с хлоридом натрия и сульфатом натрия, поскольку в обеих реакциях не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение.
А сульфид натрия с нитратом меди будет реагировать по следующей схеме:
Na 2 S + Cu(NO 3 ) 2 = CuS↓ + 2NaNO 3
Ответ: только Na 2 S
Задание 13 в ОГЭ по химии
Разбитый ртутный термометр и вытекшую ртуть ни в коем случае нельзя просто так выбрасывать в мусорное ведро. Следует собрать ртуть в стеклянную банку с плотной крышкой, а стеклянный термометр упаковать в герметичный полиэтиленовый пакет. А не верно.
Соли тяжелых металлов (в том числе и свинца) имеют токсичные свойства, поэтому не рекомендуется покрывать им игрушки и посуду.
Ответ: только Б
Задание 14
Окислителем в реакциях является элемент, который принимает электроны, то есть понижает степень окисления.
В первой реакции сера имеет степень окисления -2 в левой части и 0 в правой — то есть повышает степень окисления и является восстановителем.
Во второй реакции сера понижает степень окисления от 0 до -2 и является окислителем.
В третьей реакции сера понижает степень окисления от +2 до +3 и является восстановителем.
В четвертой реакции сера понижает степень окисления от 0 до +3 и является восстановителем.
Ответ: 3S + 2Al = Al 2 S 3
Задание 15 в ОГЭ по химии
Фосфат аммония — (NH 4 ) 3 PO 4
Его молярная масса — 149 г/моль
Массовая доля азота в нем = 100%*14*3/149 = 28%
Массовая доля кислорода = 100%*16*4/149 = 43%
Массовая доля фосфора = 100%*32/149 = 21%
Массовая доля водорода = 100%*1*12/149 = 8%
Ответ: 4
ОГЭ по химии 2 часть
В тестовой части в ОГЭ за 9 класс по химии задания 16-19 являются вопросами, в ответе на которые необходимо записать правильную последовательность нескольких цифр. Задания демонстрационного варианта 2018:
Задание 16
Магний и кремний располагаются в таблице Менделеева в третьем периоде, а значит имеют три электронных слоя в атомах (1) и значения их электроотрицательности меньше, чем у фосфора (4), так как фосфор находится правее в периоде и проявляет более выраженные неметаллические свойства, чем магний и кремний.
Ответ: 14
Задание 17 в ОГЭ по химии
Этанол, или этиловый спирт, имеет формулу — С 2 Н 5 ОН. В нем два атома углерода, нет двойных связей. Этанол сгорает с образованием углекислого газа и воды. 1,2,5 — не верны.
Этанол — это хорошо растворяющаяся при нормальных условиях в воде жидкость. 3 — верно.
Спирты, к которым относится этанол, вступают в реакцию замещения с щелочными металлами (4).
Ответ: 34
Задание 18
Na 2 CO 3 и Na 2 SiO 3 можно распознать с помощью кислоты:
Na 2 CO 3 + HCl = NaCl + CO 2 + H 2 O
Na 2 SiO 3 + HCl = NaCl +H 2 SiO 3 ↓
K 2 CO 3 и Li 2 CO 3 можно распознать с помощью K 3 PO 4 :
K 2 CO 3 + K 3 PO 4 = реакция не идет
3Li 2 CO 3 + 2K 3 PO 4 = 2Li 3 PO 4 ↓ + 3K 2 CO 3
Na 2 SO 4 и NaOH можно распознать с помощью CuCl 2 :
Na 2 SO 4 + CuCl 2 = реакция не идет
2NaOH+ CuCl 2 =Cu(OH)2↓ + 2NaCl
Ответ: 241
ОГЭ по химии 19 задание
Сера может взаимодействовать с концентрированной серной кислотой:
2H 2 SO 4(конц.) + S = 3SO 2 + 2H 2 O
И с кислородом:
S + O 2 = SO 2
Оксид цинка – амфотерный оксид, поэтому может взаимодействовать и с кислотами и с основаниями:
ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O
ZnO +NaOH + H 2 O = Na 2
Хлорид алюминия может взаимодействовать с нитратом серебра и гидроксидом калия:
AlCl 3 + 3AgNO 3 + = Al(NO 3 ) 3 + 3AgCl ↓
3KOH+AlCl 3 =3KCl+Al(OH) 3 ↓
Ответ: 423
Ответ на задания 20-23/24 демонстрационного варианта по химии огэ 2018 года предполагает развернутый ответ.
Задание 20
Сначала необходимо расставить степени окисления и найти элементы, которые меняют степень окисления. Для данной реакции — это йод и сера.
Уравнения электронного баланса будут следующими:
S +6 + 8ē = S –2
Сера принимает электроны, следовательно, является окислителем
2I –1 – 2ē → I 2 0
Йод отдает электроны — является восстановителем
Затем необходимо “уравнять” электронные полуреакции, умножив первое уравнение на 4:
S +6 + 8ē = S –2 |*4
2I –1 – 2ē → I 2 0 |*1
8HI + H 2 SO 4 = 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O
Задание 21 в ОГЭ по химии
Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции:
AgNO 3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO 3
n (AgCl) = m(AgCl)/M(AgCl) = 8,61г/143,5г/моль = 0,06 моль
Количество прореагировавшего нитрата серебра по уравнению реакции равно количеству выпавшего в осадок хлорида серебра. Далее нужно найти массу нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе:
m(AgNO 3 ) = n(AgNO 3 ) · M(AgNO 3 ) = 0,06 моль * 170 г/моль = 10,2 г
Массовая доля нитрата серебра в исходном растворе:
ω(AgNO 3 ) = m(AgNO 3 ) / m(р-ра) = 100% * 10,2г / 170г = 6%
В первой экзаменационной модели ОГЭ 9 по химии, предполагающей “мысленный” эксперимент, задание 23 демонстрационного варианта выглядит следующим образом:
Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2
2+ + 2OH – = Fe(OH) 2
Вторая экзаменационная модель ОГЭ по химии 2018 содержит реальное экспериментальное задание и содержит задания 22 и 23. Задание 22 является теоретической частью для выполнения задания 22.
Задание 22 в ОГЭ по химии
Гидроксид железа (II) с помощью предложенных реактивов в две стадии можно получить по следующей схеме:
Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2
Либо:
CuSO 4 → FeSO 4 → Fe(OH) 2
Реакции, которые соответствуют этой схеме:
1) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓
В результате реакции в осадок выпадает медь, осадок имеет красный цвет.
2) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4
В результате второй реакции выпадение серо-зелёный осадок гидроксида железа (II). Эта реакция является реакцией ионного обмена, сокращенное ионное уравнение будет: Fe 2+ + 2OH – = Fe(OH) 2
Задание 23
Ответ на задание 23 оценивается по двум критериям:
Критерий 1 оценивает соответствие проведенных реакций составленной в задании 22 схеме и описанию изменений, происходящими с веществами:
В результате первой реакции Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓ медь красного цвета выпадает в осадок, кроме того исчезает голубая окраска раствора, характерная для CuSO 4
В результате второй реакции FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 гидроксид железа (II) выпадает в осадок серо-зелёного цвета.
Также в ответе на это задание необходимо сделать вывод о свойствах веществ и о том, какие реакции были проведены:
Первая реакция — окислительно-восстановительная реакция, в которой происходит замещение более активным металлом (железом) катиона менее активного металла (Cu 2+ ). Вторая реакция — это реакция ионного обмена между солью и щелочью, в результате которой выпадает осадок.
Критерий 2 оценивает соблюдение общепринятых правил техники безопасности при лабораторной работе: умение безопасной работы с химическим оборудованием и веществами, например, при отборе нужного количества реактива.