Кризис и гибель античной цивилизации. Контрольная работа кризис античности и возникновение христианства. Становление городов в Западной Европе в Средние века

Этот период характеризуется глубоким кризисом культуры и общества античного типа, охватывающим все сферы жизни - от религиозной до политической. Попытки выйти из него предпринимаются многими императорами Римской империи, которые трансформируют систему управления, делают христианство государственной религией, но всё это лишь на некоторое время отдаляет падение античного мира. На границы империи с каждым десятилетием усиливается натиск варварских племён, пока в V веке н.э. не начинается “Великое переселение народов”, уничтожившее Западную Римскую империю. Восточная империя, всё чаще называемая Византией, устояла. На территории бывшей Западной Римской империи образовалось несколько варварских королевств, в которых зарождается новый общественно-экономический уклад - феодальный. Господствующей религией в этих королевствах становится христианство, духовным центром которого на Западе считается Рим. В целом можно считать, что в этот период закладываются основы современной западноевропейской цивилизации.

Установление режима домината в Римской империи. Раскол империи на Западную и Восточную. Нашествия варваров и падение Западной Римской империи. Длительный период политических смут и неурядиц, характерный для большей части III века н.э., когда на троне временами оказывались совершенно случайные люди, ставленники тех или иных частей армии, закончился с воцарением императора Диоклетиана (284 - 305 гг.), который провёл целый ряд реформ. В результате в империи установился режим домината, при котором окончательно были ликвидированы все пережитки и ритуалы республиканской эпохи, император стал самовластным правителем всех без исключения своих подданных, которые на общих основаниях платили налоги в государственную казну и несли много государственных повинностей, что раньше не распространялось на римских граждан.

Можно сказать, что период домината в отношении государства и личности окончательно порвал с античными традициями - даже те призрачные остатки свободы, которые сохранялись в предыдущие периоды, исчезли. Идеалы античности продолжали ещё какое-то время проявляться в культурной и религиозной сферах. Существенные изменения произошли и в экономической сфере: на смену преимущественной эксплуатации рабов по схеме классического рабства пришло использование труда колонов, когда рабов приклепляли к земле, обеспечивая их сельскохозяйственным инвентарём и взимая часть урожая. Юридически колоны оставались полной собственностью рабовладельца, но по типу эксплуатации они приближались к крепостным крестьянам эпохи средневековья. В отличие от рабов колоны были гораздо больше заинтересованы в результатах своего труда. В городах исчезли последние остатки самоуправления: унаследованные от эпохи классической античности городские магистратуры стали инструментом сбора налогов и контроля за населением, всё меньше возможностей стало у подданных империи менять своё место жительства. Налоговый пресс государства практически изымал все излишки производства. Только такая жёсткая финансовая политика могла обеспечить функционирование огромного аппарата с многочисленным чиновничеством и большой постоянной армией. По типу власти и модели взаимоотношений личности и государства Римская империя всё больше стала напоминать восточные деспотии.

Существенные изменения произошли со вступлением на престол императора Константина I (306 - 337 гг.). В отличие от Диоклетиана, который преследовал христиан, Константин издаёт Миланский эдикт, устанавливающий веротерпимость. В 325 г. состоялся Никейский собор, который возглавил Константин, утвердивший канон веры, в частности, перечень священных книг христиан, и осудивший арианство. Со времени правления Константина, который перед смертью сам крестился, христианство становится господствующей религией, и попытки возродить язычество во время правления Юлиана Отступника (361 -363 гг.) уже не могли изменить этого положения.

Окончание эпохи античности сказывалось и в сфере денежного обращения: оно приходит в упадок, хозяйство империи всё больше приобретает натуральный характер, в немалой степени этому способствовала фискальная политика самого государства, уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах, это привело к исчезновению из обращения полноценной монеты. Дело дошло до того, что даже жалованье чиновникам и солдатам выплачивалось натурой.

После смерти императора Феодосия (379 - 395 гг.) империя оказалась поделённой на две части - Западную и Восточную, последняя со столицей в Константинополе называется Византией.

В последние десятилетия существования Западной Римской империи увеличивается давление варваров на её границы, подобное давление испытывала и Византия, но ей удалось устоять. Необходимо заметить, что немалую роль в падении Западной империи сыграла не только сила самих варваров, но и перерождение римской армии, в которой зачастую служили те же варвары в качестве наёмников; практически ничего не осталось от прежней армии с ее дисциплиной и специфическими приёмами ведения боевых действий. В 410 году Рим впервые после галльского нашествия 387 года до н.э. был взят и разграблен неприятелем -войском вестготского короля Алариха. С начала V века, по сути, начинается распад Западной Римской империи: в 420 году в Испании укрепляются вандалы, в Галлии и Испании образуется королевство вестготов. В 455 году вандалы под руководством Гензериха берут Рим, а в 476 году наёмник на римской службе, вождь германского племени скиров Одоакр смещает с престола малолетнего императора Ромула Августула и отсылает императорские инсигнии в Константинополь, чем формально подтверждается прекращение существования Западной империи.

Этим принято завершать историю Древнего мира, последнее тысячелетие которого в районе Средиземноморья было ознаменовано развитием античной цивилизации, ставшей основой современных западноевропейской и восточно-православной цивилизаций. В этот период появляется наука, вырабатываются основные категории и понятия политической культуры, используемые до сих пор; основные формы власти и политического устройства большинства стран мира берут начало именно в античной эпохе.

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть кризис античности и возникновение христианства.

Задачи контрольной работы:

1. Раскрыть причины кризиса античной цивилизации.

2. Рассмотреть зарождение и распространение христианства.

3.Рассмотреть изменения, происходившие в идеологии и общественной организации, их влияние на падение Римской империи.

ВВЕДЕНИЕ
1. Кризис античной цивилизации
2. Зарождение и распространение христианства
3. Изменения в идеологии и общественной организации
4. Падение Западной Римской империи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

С появлением христианства внутри Римской империи возникло как бы государство в государстве. Христианское сообщество (церковь) выработало свои собственные моральные и правовые нормы, одной из особенностей которых было противостояние Римскому государству. И государство не могло этого не почувствовать - начались преследования христиан.

Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу . В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.

Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.

3. Изменения в идеологии и общественной организации

В результате реформ Диоклетиана римское государство сильно укрепилось и централизовалось. На смену республиканского строя пришла прочная сильно структурированная монархия. Милитаризация власти, приближение ее к провинциям временно повысили эффективность управления, но не смогли решить тяжелых проблем общества. Наиболее трудной был кризис идеологии. Константин попытался вновь провести синкретическую реформу и, только потерпев поражение, обратился к возможностям христианской организации.

Между тем, проходившая один за другим этапы своего формирования церковь должна была избегать серьёзнейших опасностей: принять неконтролируемый экстатический характер или стать частью античной языческой науки (гностицизм). К 314 г., когда религия была признана «разрешенной» христиане сами нуждались в организации, с точки зрения государства, так как в каждой части империи существовали свои собственные священные книги, и было много различий в системе богослужения. Поэтому по приказу Константина был созван Первый Вселенский собор в Никее в 325 г., который установил общие правила поведения христиан и обязательную молитву - Символ Веры. Эти решения собора позволили сделать христианство государственной религией Римской империи .

Как только это произошло, начался постепенный процесс ликвидации античной культуры и цивилизации. Этот процесс был связан, с одной стороны, - с развитием монашеского движения, с другой стороны, - по приказу императора уничтожались языческие храмы, статуи и библиотеки. Но и внутри самого христианства происходила борьба за централизацию идеологии и организации.

Развернулась борьба по вопросу о сущности Христа. Наибольшую остроту она приобрела в Александрии. В центре этих споров оказался местный пресвитер Арий, который учил, что Христос есть Творение, а не истинный Бог и что Его божественное достоинство основывается на нравственных заслугах. Против подобного мнения в защиту православия выступал местный епископ Александр. Но проповеди Ария были популярнее, т. к. в них он использовал мелодии известных песен своего времени. Спор по вопросу об арианстве был вынесен на специально созванный Первый Вселенский собор. Заседания собора завершились изгнанием Ария. Но у Ария были друзья в Священной опочивальне, поэтому вскоре он вернулся и изгнал Александра.

Спор внутри христианства попыталось использовать римское жречество. В 363 г. к власти пришел воспитанный жрецами император Юлиан. Понимая, что насильственные действия ни к чему не приведут, он написал против христианства книгу, пытаясь расколоть новую веру. Но в первом военном походе он был убит и больше попыток восстановления античной религии не предпринималось .

Римское государство после официального признания христианства, за короткое время сильно изменилось. Особенно важное значение имело развитие монашества в соответстии в учением Св. Антония и Пахомия Великого. Города пустели и разорялись, налогов собирали все меньше, армия становилась наемной, "варварской" по составу. В обществе постепенно проявлялась тенденция к корпоративной организации, основанной на прикреплении человека к роду жизни и образу действий. Население теперь делилось на три основные категории: “чистейшие” - знать, высокопоставленные люди; “люди чести” - зажиточное население; “малые люди” . Эти категории были установлены законодательно. Переход из одной категории в другую был запрещен. Жителям не разрешалось переезжать с места на место, менять род занятий. Теперь каждый человек должен быть приписан к той или иной корпорации: молящихся; крестьян; ремесленников; чиновников.Это новое строение общества резко отличалось от прежнего и характерно в целом для начинающегося периода, для истории средних веков.

4. Падение Западной Римской империи

В конце III в. в Центральной Азии, в связи с изменениями климата, началась сильная засуха, которая привела в движение местный народ - гуннов. Вынужденные искать места для пастбищ, они двинулись на запад, начав Великое переселение народов. В IV в. они прошли к северу от Каспийского моря и, двигаясь дальше на запад, вынудили германские народы отойти к границам Римской империи. Римское государство оказалось вынуждено отражать почти непрерывный натиск германцев. Христиане порой отказывались от участия в войнах и ношения оружия, и римлянам часто приходилось нанимать тех же германцев же для отражения внешних ударов.

В 378 г. под ударами гуннов границу империи перешли племена готов (германский народ, первоначально живший на территории современной Швеции). Римляне не могли остановить их натиска. Им пришлось согласиться с тем, что готы будут жить на их территории в качестве союзников - федератов. Римляне обещали им помочь продовольствием. Но, не получив ничего, готы восстали. Против них двинул легионы сам император. Решающая битва произошла недалеко от города Адрианополь. В этой битве римские легионы были разгромлены, император Валент погиб. Десятки тысяч германцев немедленно пересекли границу во многих местах. С большим трудом полководцу Феодосию удалось восстановить порядок. Всех переселившихся германцев он признал федератами.

Феодосий ненадолго восстановил контроль над государством. В 395 г., умирая, он окончательно разделил империю на две части - Западную (Гесперию) и Восточную (Романию). Этот раздел привел к тому, что у каждой части Римского государства сложилась своя судьба. Романия уцелела, так как на ее территории были богатые сельскохозяйственные регионы (особенно Египет). Поэтому здесь сохранились торговые города, налоги и ополчение. Гесперия не имела крупных экономических центров, поэтому экономика была в большой степени разрушена, и Гесперия просуществовала после разделения менее ста лет. Обе эти империи уже не имели своей столицей Рим. С 321 г. столицей Романии был Константинополь, а столицей Гесперии - город Равенна, расположенный в болотах, среди непроходимых лесов.

В 410 г. отряды готов под командованием Алариха осадили Рим. Десятитысячное войско готов захватило город. Падение Рима потрясло современников. После 410 г. Рим уже не смог оправиться, тем более, что в Гесперии продолжались междоусобицы .

В 451 г. огромное войско гуннов и их союзников пересекло границы империи и в окрестностях города Шалона, на Каталаунских полях, встретилось с войсками, которая смогла собрать погибающая Западная Римская империя. Гуннов вел знаменитый Аттила, в войске которого было около 60 тыс. человек. Но, хотя Римская империя переживала кризис, полководец Аэций вооружил германские племена федератов и выставил против гуннов готские отряды. Произошло решающее сражение за будущее Европы. Натиск гуннов был страшен. Готский правитель погиб. В результате контратаки готы оттеснили гуннов к лагерю Аттилы. Аттилу спас от верной смерти Аэций, опасавшийся победы союзников не меньше, чем поражения от гуннов. Он убедил готов отступить, поссорив их между собой. Гунны избежали разгрома.

Несколько лет спустя Рим осадили вандалы под командованием Гейзериха. Император обещал выдать замуж за Гейзериха свою дочь, но передумал, что привело к войне. В 455 г. из Африки, где располагалось государство вандалов, прибыл огромный флот в 200 кораблей. Рим был взят штурмом и разрушен до основания. Город был разграблен. Произведения искусства уничтожены. Рим превратился в пастбище и на много лет запустел.

Но государство Гесперия со столицей в Равенне все еще существовало. В начале 470-х гг. на престол был возведен больной Ромул Августул. В 476 г. глава преторианской гвардии Одоакр отобрал у него знаки императорской власти (инсигнии) и, так как сам не хотел становиться императором, приказал отправить их в Константинополь. События 476 г. принято считать концом Римской империи.

Римское государство было высшим достижением первого этапа истории человечества. Оно было основано на идее "всемирного города", опиралось на сохранившие значение до настоящего времени законы, однако языческая религия и античная культура постепенно исчерпали возможности своего развития. На смену римской державе шла христианская церковь, которая несла иную культуру и государственность. Смена парадигм общественного развития, как всегда, оказалась весьма болезненной. На смену империи пришли "варварские" королевства, неспособные сохранить достижения древности и слишком слабо организованные для того, чтобы распространить христианскую веру среди населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. В ту эпоху наблюдался кризис духовных ценностей римского мира, упадок общественной морали, альтернативой чему могли быть религиозно-нравственные поиски, проявившиеся в появлении различных религиозных групп и этических учений. Были и идеологические предпосылки христианства и его эволюции.

Ранович считал, что возникновение христианства связано с глубоким кризисом рабовладельческого хозяйства. Для характеристики этого кризиса он привел в своей книге отрывки из источников, относящихся не только к первым векам нашей эры, но и ко II-I вв. до н.э., когда в Риме происходили гражданские войны, закончившиеся падением республики и установлением империи.

В настоящее время ученые рассматривают упомянутые гражданские войны как проявление кризиса античной гражданской общины, а не всего рабовладельческого общества. Римские завоевания III-II вв. до н.э., превратившие обширные области Средиземноморья в бесправные провинции Рима, привели к сложным социально-экономическим и политическим последствиям, которые были вызваны несоответствием организационных форм гражданской общины потребностям "мировой" державы. Разумеется, в кризисе Римской республики II-I вв. до н.э. большую роль сыграло обострение классовой и социальной борьбы, в том числе мощные восстания рабов. Однако экономика Римского государства была многоукладной, а формы классовой борьбы – весьма многообразны.

За пять веков, последовавших за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. В 312 император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного «Отступником»), возродить язычество (в 361–363) провалилась. К концу 5 в. христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи.

Среди причин, побудивших большинство населения Римской империи принять христианство, можно назвать следующие: 1) постепенное разложение и упадок греко-римской культуры; 2) принятие христианской веры Константином и его преемниками; 3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям; 4) бескомпромиссная приверженность церкви своим убеждениям и высокие моральные качества ее членов; 5) героизм христианских мучеников.

Возникновение и распространение христианства не было связано напрямую с какими-то хозяйственными явлениями в Римской империи. Оно было обусловлено изменениями в идеологии и социальной психологии: поисками единого универсального божества, которое было бы носителем высшей справедливости, защитником обиженных, падением авторитета древних местных богов, покровителей города или племени, разрушением традиционных связей между людьми - общинных, гражданских, семейных.

Варвары, расселившиеся в V в. на обширной территории Римской империи (эпоха Великого переселения народов), не были дикими племе- нами. К V веку многочисленные этносы прошли долгий путь эволюции, много видели и немало усвоили. Прямо или косвенно большинство европейских народов испытало влияние азиатских...
(История)
  • Становление и основные формы древних цивилизаций
    В наше время, когда общественная и личная жизнь каждого человека все более автоматизируется, человечество все больший интерес проявляет к собственному прошлому, все активнее стремится познать, откуда вышел человек, как и какие стадии прошел в своем развитии. И чем выше развитие науки, чем больших вершин...
  • Заметки о причинах крушения Римской империи и распада античной цивилизации
    Наибольший вклад в становление античной цивилизации внесла Греция, но заслугой Рима является распространение результатов, достижений эллинской культуры на добрую часть Азии, Северной Африки и часть Европы, расположенную к югу от Дуная и к западу от Рейна, и даже на южную часть Англии. Ещё большей заслугой...
    (История политических доктрин)
  • Духовная жизнь и культура античных цивилизаций
    Духовная жизнь цивилизаций Античности формировалась и развивалась, во-первых, под влиянием благоприятных факторов: ? обычаев и традиций общины-полиса; ? отсутствия деспотической власти и деспотической системы угнетения личности всемогущим властелином; ? неотягошенности значительной части полноправных...
    (История мировых цивилизаций)
  • Тактика в период становления феодализма в Западной Европе, на Востоке и на Руси
    В эпоху становления феодализма в Западной Европе развитие тактики определялось резким снижением роли пехоты и господством на полях сражений рыцарской конницы. Бой главным образом сводился к отдельным рыцарским поединкам, а в крупных сражениях - к фронтальным столкновениям (ударам) рыцарских отрядов,...
    (Война)
  • Становление городов в Западной Европе в Средние века.
    В период Раннего Средневековья города римского происхождения, служившие центрами ремесла и торговли, пришли в упадок. Поэтому вся хозяйственная жизнь Западной Европы сосредоточилась в поместьях, где ремесло являлось составной частью общего крестьянского труда. И хотя в Европе сохранялись городские населенные...
    (Экономическая история зарубежных стран)
  • Античный фазовый кризис, напротив, отдокументирован и проанализирован. В очень хорошем приближении хронология посттрадиционной катастрофы совпадает с поздней историей Рима. В том, что фазовые процессы оказались привязанными к такой эфемерной конструкции, как государство имперского типа, «виновата» античная глобализация: Рим успешно структурировал пространство «расширенного Средиземноморья» и создал в его пределах единые жизненные форматы, стандарты образования, типы деятельности.

    Античный кризис позволяет проследить все особенности поэтапного столкновения цивилизации с фазовым барьером.

    Римская цивилизация вступила в свое золотое время в эпоху Сципиона Африканского Младшего, то есть приблизительно в середине II века до н.э. В этот период Рим присоединяет Испанию, уничтожает Карфаген, создавая на его месте провинцию Африка, которая в перспективе явится одним из основных источников товарного зерна. Формируется и распространяется на все Средиземноморье римский мир-экономика. Укрепляется политическая система.

    Но уже к концу столетия раздается первый «звоночек»: несчастная Югуртинская война, вторжение кимвров и тевтонов (первый такт великого переселения народов). Гаю Мбрию за счет своего полководческого искусства удается не только отразить нашествие, но и насытить рынки государства рабами (102 г. до н.э., битва при Аквах Секстиевых, 101 г. до н.э., битва при Верцеллах). Платой оказывается Гражданская война, первая в списке, и проскрипции. Кровь льется почти столетие, до прихода к власти Октавиана Августа и создания принципата (27 год до н.э.). За этот период физически уничтожаются наиболее значимые римские рода. Гражданские войны I века должны были привести к гибели Римского государства и фазовой катастрофе. Этого не случилось стараниями Цезаря и Октавиана, которые присоединили к Риму богатый зерном Египет и открыли поле для экспансии традиционной фазы развития в высшей ее форме в Галлию и Британию.

    При изучении римской истории складывается впечатление, что императоры представляли себе фазовый барьер и прилагали огромные и продуманные усилия, чтобы поколение за поколением удерживать Вечный город от тотальной катастрофы.

    К третьему веку импульс, который экономика Рима получила после присоединения Галлии, был исчерпан, фазовый кризис проявляется в трендах упадка сельского хозяйства и быстрого сокращения среднего класса, самостоятельных крестьян-производителей. Поскольку последние были социальной базой римской государственности, как избиратели, налогоплательщики и воины, то и уровень жизни, и уровень безопасности в Риме стали быстро снижаться. Это привело к прогрессирующей депопуляции и вызвало необходимость привлечения варваров на государственную службу в Империи.


    На первой стадии речь идет о принятии отдельных неграждан, прежде всего, в армию. Варваризация военных командных постов распространяется достаточно быстро, появляются и императоры варварского происхождения. Этот процесс ускоряется перманентным политическим кризисом третьего века: Гражданская война 193-197 гг., убийства Геты (211), Каракаллы (217), Макрина (218), Элагабала (222), Александра Севера (235), после чего начинается период императорской чехарды. Весь третий век можно обозначить как одно непрерывное знаковое событие.

    Империя разваливалась. Некоторый порядок удалось восстановить Диоклетиану и позднее Константину, при котором началась христианизация Рима: практически речь шла о важнейшем элементе фазового перехода – инсталляции принципиально новой христианской трансценденции. Ценой было создание домината, то есть отказа от всех пережитков республиканской политической системы, раздел Империи (293) и перенос ее столицы на восток, в Константинополь (330).

    Это лишало Рим статуса столицы мира и ставило под прямой удар.

    Императоры с величайшим искусством защищают безнадежную позицию, но фазовые проблемы нарастают быстрее, чем удается их разрешать. С середины третьего века диагностируется острый финансовый кризис. Упадок сельского хозяйства вынуждает императоров формально прикреплять свободных крестьян к земле, происходит феодализация доминирующего аграрного сектора экономики.

    Продолжается демографическая деградация римского народа и варваризация античного пространства. Возникают леты – самоуправляемые варварские колонии, рассеянные среди римского населения. Леты формально подчинены центральной власти, но пользуются автономией, сохраняют национальное право и традиции.

    К концу III – началу IV века резко увеличилось население Великой степи. В первую очередь это было обусловлено изменением режима увлажнения, а во вторую – распространением римских форм организации и культуры. Как следствие, варварский мир пришел в движение, создавая давление на римские оборонительные позиции по Рейну и Дунаю.

    Варварские племена приграничья, находясь в тесном контакте с Римом, быстро романизировались, что влекло за собой рост социальной организованности – переход от полной анархии к прочным союзам племен и зачаткам государственности. Вместе с повышением уровня развития сельского хозяйства это привело к опережающему росту населения лимеса – варварской периферии, непосредственно примыкающей к романским землям.

    Рим вынужден проводить все более масштабную политику переселений. С варварскими вождями заключаются федеративные договоры, по которым они признавались союзниками (федератами) римского народа. По этим договорам варвары получают для расселения области Империи и денежное содержание, принимая на себя вассальные обязательства: они обязывались хранить верность императору и защищать государство от вторжения других варваров. По федеративным договорам Рим не отказывался от прав ни на какие земли: варвары, будучи расквартированы волей императора в пределах его государства, были для римской администрации лишь вспомогательными войсками, принятыми с женами и детьми на земли империи и связанными особым статусом.

    Федераты сохраняли не только собственные законы, но еще и самостоятельность и политическую организацию; вождями они признавали национальных королей, которые одни были ответственны перед императором, а тот в свою очередь платил им установленное содержание.

    Эдикт Гонория от 6 февраля 398 года предписывал расселять варваров по ордеру на расквартирование, выделяя им треть дома и пахотных земель, а также рабов на условиях пользования (госпит, чужой, временный поселенец). Остготы этой третью и ограничились, вестготы и бургунды дошли до двух третей, но в рамках закона.

    Федераты, разумеется, грабили все, что могли, в переданных им областях и иногда совершали разбойные нападения на другие территории Империи, но, как это ни парадоксально, действительно защищали Рим от варварских нашествий. Дело в том, что «настоящих варваров», еще не романизированных, они рассматривали не только как конкурентов, но и как идеологических врагов.

    В середине пятого века варвары сражаются с варварами в сердце Галлии (битва на Каталаунских полях 451 г.) Тремя годами позже происходит еще одно знаковое событие – убийство Аэция, последнего великого римлянина.

    Знаковых событий даже слишком много: гибель императоров. проигранные сражения, ограбление Рима, низвержение Ромула Августула... Мы можем почти точно указать начало фазовой катастрофы – момент столкновения Рима с посттрадиционным (индустриальным) барьером, но финал ее теряется в неизвестности. Дело в том, что Рим не сумел перейти индустриальный барьер, но создал целый ряд механизмов и институтов, адекватных следующей индустриальной фазе развития. И прежде всего речь идет о христианской религии и организующей структуре римской католической церкви. В перспективе эта структура будет развернута в систему монастырей, а позднее – породит университеты, религиозные ордена, включая францисканский, натурфилософию и науку, «любимую дочь церкви». Наличие Римско-католической церкви обусловило сохранение определенного политического и морального единства в критические для цивилизации столетия. В известной мере Западная Римская империя не погибла в 476 году, она просто сменила название и титульный народ. С конца четвертого века устанавливается странное и зыбкое равновесие: в сущности, традиционная фаза развития мертва, индустриальная – еще не родилась (барьер не перейден), а наступлению Темных веков препятствует связность, создаваемая христианством. И еще – инерция больших систем.

    Но в конечном итоге цивилизация все же не выстояла. В шестом веке разрушаются акведуки. Эпидемии и голод гонят людей из городов, грамотность практически исчезает, мир рассыпается на лоскутное одеяло феодов.

    Потребовалось несколько столетий для того, чтобы Римская церковь осознала свой долг и свое право выступить интеграционной силой и провозгласить общий поход Запада против Востока. И еще два столетия, чтобы исчерпать в Крестовых походах зашкаливающую пассионарность рыцарства. И еще два, чтобы выстроить Высоте средневековье, подвести черту под Темными веками и в общем и целом достигнуть уровня жизни римлян золотого века, превосходя их по качеству жизни, образованности, интенции к развитию.

    В этот момент в Европу приходит чума, знаменуя последний акт античной фазовой катастрофы.

    Условно принимая за начало фазового перехода битву при Аквах Секстиевых (102 г. до н.э.), а за его окончание – открытие Колумбом Америки (1492), получаем, что фазовый переход между традиционной и индустриальной фазой занял в Европе без малого 1600 лет. С одной стороны, это свидетельствует о таланте римлян, выигравших у исторической необходимости три с половиной столетия. С другой – о глубине фазового отхода после наступившей катастрофы. Возрождение цивилизации потребовало целого тысячелетия, причем даже сегодня Римский мир восстановлен лишь в общем и целом, а средиземноморское транспортное кольцо остается незамкнутым.

    Это, впрочем, не помешало инсталляции в европейском мире-экономике индустриальной фазы развития и обретению этой фазой планетарного характера. Своего полного развития индустриальная фаза развития достигла перед началом Первой Мировой войны.

    К ІІІ в. н.э. Дрeвний Рим был oднoй из двух пo вeличинe и мoгущeству импeрий нa Зeмлe с нaсeлeниeм oкoлo 50 млн. чeлoвeк, a в Eврoпe - eдинствeнным гoсудaрствoм. Стoлицa - "Вeчный гoрoд" - Рим с нaсeлeниeм oкoлo 1 млн. чeлoвeк тaкжe былa eдинствeннoй в свoeм рoдe в Eврoпe.

    Нo пoтeнциaл гoсудaрствa ужe был исчeрпaн. Извeстнo, чтo мoгущeствo этoй дeржaвы с пoчти тысячeлeтнeй истoриeй пoкoилoсь нa двух "китaх": aнтичнoм рaбствe и aнтичнoй дeмoкрaтии. Oднaкo в пeрвыe вeкa нoвoй эры эти фундaмeнтaльныe oснoвы ужe изряднo прoгнили .

    Рaбствo, кaк извeстнo, - сaмый нeэффeктивный спoсoб oргaнизaции трудa. Oнo игнoрируeт личную зaинтeрeсoвaннoсть в трудe сaмoгo рaбoтникa. Эффeктивнoсть систeмы бaзирoвaлoсь нa избыткe дeшeвых рaбoв, бeспeрeбoйным пoтoкoм пoступaвших прeждe всeгo с вaрвaрскoй, пeрвoбытнoй пeрифeрии. Этo, кстaти, приучилo римлян всe свoи прoблeмы рeшaть чистo кoлoниaльным спoсoбoм, зa счeт внeшнeй экспaнсии. Нo всeму eсть прeдeл. С пeрвых вeкoв нoвoй эры нa грaницaх Римa стaли фoрмирoвaться плeмeнныe сoюзы вaрвaрoв, кoтoрыe ужe нaчинaли oкaзывaть упoрнoe сoпрoтивлeниe (вспoмним пoгибшиe лeгиoны Квинтилия Вaррa в 9 г. н. э. oт гeрмaнцeв в Тeвтoбургскoм лeсу и слeзы пo этoму пoвoду нa глaзaх у Oктaвиaнa). Oгрoмныe пo прoтяжeннoсти грaницы, рaстянутыe кoммуникaции, вoлнующeeся мoрe рaбoв внутри стрaны, нa кoнтрoль зa кoтoрыми oтвлeкaлись цeлыe aрмии - всe этo oслaблялo вoeнныe вoзмoжнoсти гoсудaрствa. дa и сaми aрмии ужe были нe тe, чтo при Цeзaрe и дaжe Oктaвиaнe. Сaмoeдскaя пoлитикa пo oтнoшeнию к сoбствeннoму крeстьянству, зaмeчeннaя eщe пoгибшими в бoрьбe с нeю брaтьями Грaкхaми, исчeрпaлa внутрeнниe людскиe рeсурсы oпoры пoрядкa - римскoгo нaрoдa. Лeгиoны, сoстaвлeнныe из сoюзникoв-фeдeрaтoв, a тo и прoстo взятых нa службу вaрвaрoв были нeнaдeжны, eсли нe скaзaть бoлee. К тoму жe, лишeнныe пaтриoтизмa, тaкиe лeгиoнeры служили исключитeльнo зa дeньги и льгoты. Eсли oни и зaщищaли Рим, тo нe мeнee тoгo и oбирaли eгo мaтeриaльнo, истoщaя финaнсы. В итoгe вoeнныe вoзмoжнoсти Римa иссякaли, притoк рaбoв сoкрaтился. Стaв дeфицитными, рaбы, eстeствeннo, рeзкo пoдoрoжaли, причeм нaстoлькo, чтo дaжe стaлo выгoдным их вырaщивaть в нeвoлe. Этo бeзoпaснee, нo нaмнoгo дoрoжe. Из-зa рoстa сeбeстoимoсти рaбoв их труд стaл слишкoм дoрoгим. A тaк кaк и прeждe oн был мaлoпрoизвoдитeльным, тo и пeрeстaл принoсить привычный дoхoд. Пaдaлo блaгoсoстoяниe римлян, чтo сoкрaщaлo их пoкупaтeльную спoсoбнoсть. Знaчит - сoкрaщaлaсь и дeлoвaя aктивнoсть, зaтруднялся сбoр нaлoгoв .

    Тeпeрь стaлa oчeвиднoй пaгубнoсть бeзудeржнoй экспaнсии прoшeдших стoлeтий. Эффeктивнoсть упрaвлeния гигaнтским гoсудaрствoм трeбoвaлa oгрoмных срeдств. Стaрыe дeмoкрaтичeскиe институты с нaчaлa нoвoй эры изживaлись. Прeжниe избивaeмыe дoлжнoстныe лицa сoдeржaлись oбычнo зa счeт мeстных срeдств или жe вooбщe испoлнялись бeсплaтнo в кaчeствe пoчeтнoй oбязaннoсти. Тaкaя систeмa упрaвлeния былa дeшeвoй. Нo в oгрoмнoм гoсудaрствe стaнoвилaсь нeпoвoрoтливoй, мaлoэффeктивнoй. Вмeстo рeспублики устaнoвился принципaт, a зaтeм и бoлee нeприкрытый, тoтaлитaрный дoминaт. Мeстo выбoрных aдминистрaтoрoв зaняли чинoвники, пoдчинявшиeся вышeстoящим - и тaк дo oсoбы импeрaтoрa. Рaбoтoспoсoбнoсть этoй oгрoмнoй упрaвлeнчeскoй вeртикaли мoжнo былo oбeспeчить тoлькo дeньгaми. Ни o кaкoй рaбoтe нa oбщeствeнных нaчaлaх рeчи ужe нe шлo, ибo дoлжнoсть нaзнaчeннoгo, a нe свoбoднo избрaннoгo нe мoжeт быть пoчeтнoй. К тoму жe мeстный бoгaч был вo мнoгoм нeзaвисим, чтo былo нeвыгoднo цeнтрaльнoй влaсти, a чинoвник жe нe мoг нe быть зaвисимым - у нeгo нeт иных срeдств к сущeствoвaнию, крoмe пoлучeния плaты oт вышeстoящeгo нaчaльникa .

    Итoг - пoмимo вoзрaстaния зaтрaт нa сoдeржaниe oгрoмнoй и пo сути нaeмнoй aрмии в пeрвыe вeкa 1 тыс. н. э. рeзкo рaстут рaсхoды нa гoсудaрствeннoe упрaвлeниe. Нo жeсткaя цeнтрaлизaция oгрoмнoй стрaны (пeрeд нaми бoгaтый истoричeский oпыт) нe спoсoбнa дoлгo пoддeрживaть дoлжный пoрядoк. И этo при нaступившeм хoзяйствeннoм кризисe, рeзкo сoкрaщaвшeм пoступлeния oт нaлoгoв в гoсудaрствeнную кaзну. Чинoвники и aрмия съeдaли всe дoхoды и их нe хвaтaлo. Oбщeствo кaтилoсь к упaдку.

    Прoисхoдившиe измeнeния пoдскaзывaли и выхoд из тупикa. Хoзяйствeнный кризис, пaдeниe пoкупaтeльнoй aктивнoсти сoкрaщaли пoтрeбнoсть в oгрoмных рaбoвлaдeльчeских лaтифундиях. Экoнoмичeски выгoднee стaнoвились мeньшиe пo рaзмeрaм виллы, в кoтoрых и фoрмы эксплуaтaции рaбoв нaчинaют смягчaться. Рaбoв нaдeляют зeмлeй, сoздaвaя услoвия и для их рaзмнoжeния, и для зaинтeрeсoвaннoсти в рeзультaтaх свoeй дeятeльнoсти. Сoкрaщaются зaтрaты и нa oхрaну, нaдсмoтрщикoв. Из гoвoрящeгo oрудия рaб прeврaщaeтся в хoзяйствeннoгo субъeктa. Пeрeвoд рaбoв нa пeкулий сближaл их с зeмлeдeльцaми-aрeндaтoрaми-кoлoнaми. Этo был пeрспeктивный путь, типичный для фeoдaлизмa. Нo Рим oн нe спaс. Кoлoнaт рaзрушaл римскую гoсудaрствeннoсть, oснoвaнную кaк нa изряднo пoдoрвaннoм в импeрский пeриoд рaвeнствe свoбoдных пeрeд зaкoнoм, тaк и нa пoлитичeскoм eдинствe стрaны. Сoбствeннo, гибeль рeспублики и былa oтвeтoм нa вызoв, нa пoпытки дeцeнтрaлизaции нa рубeжe нoвoй эры. Нo тoгдa eщe нe былo кризисa экoнoмики. Тeпeрь жe кoлoнaт чрeзвычaйнo усиливaeт прoвинциaльную зeмлeвлaдeльчeскую знaть. Кризис экoнoмики - этo, в пeрвую oчeрeдь, кризис гoрoдoв - oплoтoв цeнтрaльнoй влaсти. Рeaльнaя силa нa мeстaх пeрeтeкaeт к мeстным мaгнaтaм, нeзaвисимым oт пустoй импeрaтoрскoй кaзны. Чинoвники и aрмия бeз пoлнoвeснoгo жaлoвaния ужe нe спoсoбны oтстoять приoритeт цeнтрaльнoй влaсти. Мeстнoe нaсeлeниe пeрeхoдит пoд пoкрoвитeльствo рeaльным прaвитeлям. Импeрия рaзвaливaeтся. Пoпытки Диoклeтиaнa и Кoнстaнтинa укрeпить пoрядoк aдминистрaтивными рeфoрмaми успeхa нe принeсли. Зaкрeпoщeниe сoслoвий - eщe oдин срeднeвeкoвый мeтoд - тoжe ничeгo нe дaл. Итoг - рaздeл импeрии Фeoдoсиeм в 395 г. нa Зaпaдную и Вoстoчную. Нo и этo нe мoглo oстaнoвить энeргию рaспaдa, oсoбeннo нaбрaвшую инeрцию нa экoнoмичeски мeнee рaзвитoм Зaпaдe. Мeньшe, чeм чeрeз стoлeтиe, в 476 г. Зaпaднaя Римскaя импeрия ухoдит в нeбытиe: гeрмaнeц Oдoaкр oтсылaeт импeрaтoрскиe рeгaлии из Рaвeны в Кoнстaнтинoпoль. Вaрвaрaм эти симвoлы нe нужны .

    Тaк, в пoпыткaх сoхрaнeния дo пoслeднeй вoзмoжнoсти жeсткo цeнтрaлизoвaннoй гoсудaрствeннoй систeмы нaчaвшиeся экoнoмичeскиe прeoбрaзoвaния привeли нe к выхoду из кризисa, a к рaспaду и чaстичнoй ликвидaции сaмoгo гoсудaрствa.

    Eдинствeннaя уцeлeвшaя систeмa Пoзднeгo Римa в Зaпaднoй Eврoпe - нoвaя рeлигия, христиaнствo. Ee вoзникнoвeниe нa oкрaинe импeрии и пoбeднoe шeствиe пo тeрритoрии гoсудaрствa - eщe oднo oтрaжeниe и прoцeссoв рaзлoжeния, и пoявлeния рoсткoв нoвoгo. Христиaнствo вoзниклo в oбeздoлeннoй, мaргинaльнoй пo сути, рaзoряeмoй гнeтoм и вoсстaниями Пaлeстинe. Ни иудeйствo, ни сoсeдниe язычeскиe культы нe oстaвляли нaдeжд нa лучшую жизнь. И нaчaлись ee пoиски в инoм, пoтустoрoннeм мирe. Этa идeя oкaзaлaсь плoдoтвoрнoй и дoвoльнo быстрo прoниклa в рaстeряннoe, нeблaгoпoлучнoe римскoe oбщeствo. Нo урaвнитeльныe и aскeтичeскиe идeи мaргинaлoв и нeкoтoрых рaстeрявшихся, рaзoчaрoвaнных в стaрых цeннoстях aристoкрaтoв (нaпр. Aвгустин Блaжeнный) нe мoгли быть вoсприняты ширoкими слoями нaсeлeния импeрии. К сoциaльнoй и пoлитичeскoй рaзoбщeннoсти прибaвилaсь рeлигиoзнaя. Тeм бoлee, чтo в oтличиe oт aнтичнoгo идeoлoгичeскoгo и филoсoфскoгo плюрaлизмa христиaнствo пoстeпeннo стaнoвилoсь тoтaлитaрным учeниeм. Чeлoвeк римскoй культуры этoгo принять нe мoг, тaк жe кaк и признaниe принципиaльнoгo рaвeнствa всeх людeй, в тoм числe и рaбoв. Eстeствeнныe для низoв идeи eдинeния, рaвeнствa и пoдчинeния eдинoй вoлe нe мoгли привиться в oбщeствe, вoспитaннoм нa aнтичных трaдициях увaжeния прaв свoбoднoй личнoсти .

    Нo христиaнскиe идeи oкaзaлись сoзвучными мирoпoнимaнию нeрaзвитых вaрвaрoв. В итoгe гибнущий Рим oстaвил свoим рaзрушитeлям eдинствeнную связующую нить с дрeвним мирoм. Этo хoть в чeм-тo сoхрaнилo прeeмствeннoсть eврoпeйскoгo рaзвития и сыгрaлo в будущeм сущeствeнную рoль в стaнoвлeнии зaпaднoeврoпeйскoй цивилизaции.