Производственное обучение профессии. Обучение на производстве: с чего начать и как не заблудиться. Усвоение новых, более сложных работ и навыков

Производственное обучение - это процесс и учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Его можно рассматривать как составляющая профессионального образования; подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих непосредственно на производстве; часть трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации в средних общеобразовательных школах. Для производственного обучения, как составляющей учебного процесса, характерны специфические цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения.

Производственное обучение включает теоретическая часть - знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отдельных производств; умение применять эти знания в профессиональной деятельности; практическая часть (целью которой является привлечение студентов/учащихся к производственному процессу): вступление к специальности; учебно-производственную работу в мастерских, лабораториях, на полигонах училищ, в учебных и производственных цехах и отделах предприятий; производственную практику. Производственное обучение охватывает от 20 - 30 % (для среднего специального образования) до 50 % (для профессионального образования) учебного времени.

Производственное обучение как учебный процесс осуществляется мастерами производственного обучения. Важная задача профессиональной подготовки - приблизить производственное обучение до реального производства. Цель - подготовить студентов/учащихся к самостоятельной трудовой жизни, быстрой адаптации и. реальных производственных условиях, жесткой конкуренции на рынке труда. В условиях рыночных отношений система производственного обучения, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в работниках определенной квалификации и специализации, а с другой - предоставить работникам или студентам возможность обучаться в зависимости от их интересов. Решить эту задачу помогают современные тренажеры (комплексные, универсальные и т.д.), электронно-вычислительная техника" специальные мастерские, лаборатории, учебные научно-производственные комплексы, которые позволяют в значительной степени имитировать производственный процесс. Целесообразно создавать такие ситуации, чтобы студенты/учащиеся имели возможность творчески подходить к решению практических задач, самостоятельно находить их оптимальные решения.

До общих закономерностей производственного обучения относятся: профессиональная обусловленность, связанная с наличием многих профессий и профессиональных групп; взаимосвязь производственного, учебного и воспитательного процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация профессиональной деятельности квалифицированных рабочих; сочетание и рациональное чередование систем производственного обучения на отдельных этапах обучения; политехническая и профессиональная направленность производительности труда; совмещение профессий и овладение несколькими специальностями; единство социальных, профессиональных и индивидуальных качеств личности.

Производственное обучение имеет характерные особенности. Его основу составляют общеобразовательные, общетехнические и специальные знания, профессиональные умения и навыки. Фундаментальными принципами процесса производственного обучения является интеграция и дифференциация общеобразовательных и профессиональных знаний, кооперация трудовой деятельности, політехнізм, комплексность видов работ, системность обучения и т.д. Эффективность системы производственного обучения обеспечивается органической связью с предприятиями, если базовые предприятия и учреждения предоставляют необходимое оборудование, материалы; обеспечивают рабочие места и квалифицированных специалистов для консультирования.

Основные направления производственного обучения - создание условий для студентов/учащихся для овладения производственными процессами, социально-экономическими, научно-техническими и профессиональными знаниями, передовым опытом; воспитание конкурентоспособного специалиста, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий профессиональной подготовленности будущего специалиста - квалификация, а главные ее показатели - профессиональная мобильность, владение несколькими профессиями, способность к смене вида работы.

Производственное обучение может осуществляться непосредственно на предприятии, в специальных учебных центрах, а также в системе среднего и высшего специального образования.

На предприятии производственное обучение осуществляется собственными силами. Тогда его можно рассматривать как практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. Если производственное обучение осуществляется вне предприятия, то роль заказчика специалистов заключается в определении не только количества специалистов, но и направлений обучения, что закрепляется в соответствующих договорах на подготовку кадрів1.

Производственное обучение в учебных мастерских осуществляется через моделирование видов профессиональной деятельности. В условиях предприятий учебный процесс включается до производственного. Основная форма производственного обучения в учебном заведении - урок, а на предприятии - учебно-производственная работа и производственная практика. Промежуточная организационная форма - лабораторно-практические занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретического и производственного обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера производственного обучения (вводный; текущий, в основном индивидуальный; заключительный).

Разработаны различные типы систем производственного обучения. Они едины для всех специальностей, но применяются с учетом специфики профессии.

Предметная система производственного обучения возникла одновременно с развитием ремесленного производства и ремесленного студенчества и ориентировалась на индивидуальную деятельность тех, кто учится. Система была распространена в ремесленных училищах (с XVII в.). В процессе обучения студенты от изготовления простых изделий переходили к изготовлению более сложных. Однако система имела значительные недостатки, а именно: слабое закрепление трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие поверхностно); затруднения отбора изделий для осложненных операций.

Операционная система производственного обучения появилась в период мануфактурного производства. В ее основе лежит последовательное усвоение учащимися сначала отдельных операций, а затем приемов самостоятельной работы с изготовления простых изделий. Эта система давала возможность тем, кто учится, подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла процесс обучения. Большую роль в совершенствовании системы отыграл Д.К. Совєткін, который осуществил в 1868 г. анализ содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны учебные программы производственного обучения, предполагающих последовательное изучение конкретных приемов и операций по обработке фрагмента детали, а не конечного изделия. Система Д.К. Совєткіна с учетом местных условий использовалась в профессионально-техническом образовании ряда стран Европы под названием "российской" и стала стимулом для разработки других средств обучения. Эта система также не лишена недостатков. Подход к процессу обучения как к простому сочетание отдельных изолированных операций оказался ошибочным, поскольку в результате ученики забывали приемы, изучали, при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда через значительные перерывы между изучением элементов трудового процесса и последующим их использованием. Это приводило к очень медленному формированию устойчивых умений.

Операционно-текущая система производственного обучения связана с развитием текущей системы организации производства и базируется на разделении технологического процесса на операции. Каждый ученик выполнял определенный вид работы, затем передавал деталь за постоянным маршрутом для дальнейшей обработки. Система позволяла овладеть приемами труда в условиях багатоверстатної системы и высокомеханизированного производства. Но такая организация производственного обучения не давала тем, кто учился, полного представления о производственный процесс, лишала возможности менять виды работы, значительно ограничивала развитие личности.

Операционно-предметная система производственного обучения базируется на изучении трудовых операций при изготовлении изделий с ростом сложности. Предложена она в 1887 г. директором Московского ремесленного училища С.А. Владимирским, который обратил внимание на возможность комбинирования приемов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером технической школы Балтийского судостроительного завода П.И. Устиновым. Несмотря на ряд усовершенствований, по сравнению с операционной, операционно-предметная система имела немало существенных недостатков, в частности: закреплялись отдельные навыки, а не их системы, тем самым выполнение работ при незначительных изменениях технологического процесса значительно затруднялось.

Система производственного обучения Центрального института труда (Москва) разработана в конце 20-х годов XX ст. Основным принципом этой системы стал деление трудового процесса на трудовые приемы, которые выполнялись в системе упражнений. На основании анализа содержания труда различных профессий были определены формы и методы трудового обучения. Каждому трудовому процессу отвечала специальная методика обучения (анализ двигательных навыков, письменные инструкции и тренажеры). Следовательно, у студентов создавались устойчивые автоматизированные умения и навыки, что было значительным преимуществом системы. Однако неучитывание в упражнениях реальных условий труда, механическое выполнение работ по строго регламентированной инструкцией, что исключает творческий подход, длительное обучение одного вида деятельности и отсутствие новых познавательных элементов были серьезными недостатками системы.

Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в середине 30-х годов XX в. в отечественных школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала усвоение обучающимися основных операций с чередованием комплексных работ, постоянно усложнялись. Овладение учащимися всеми приемами работы в комбинациях, которые возникают на производстве, давало большие возможности для использования этой системы производственного обучения. В то же время плохое развитие творческих способностей в трудовой деятельности и недостаточной взаимосвязь отдельных операций уже тогда противоречили темпам развития производства и осложняли переход к новым технологиям.

Приемно-комплексно-видовая система производственного обучения разработана К.Н. Катхановим (середина 70-х годов XX ст.). Основой системы является выделение важных элементов профессии - приемов труда, видов работ; обеспечение устойчивого овладения ими в пределах каждого вида деятельности и дальнейшей комбинации приемов в комплексы. В этой системе, в отличие от операционно-комплексной, основным элементом производственного обучения является не операция, а прием работы, что дает возможность применить систему для подготовки большинства рабочих профессий. Основной метод формирования умений и навыков - упражнение. Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производственного обучения до полного усвоения и только после этого переходят к другому виду работ. На завершающей стадии подготовки по этой системе у студентов вырабатываются автоматические навыки производственной деятельности. Система имеет определенные особенности. Она построена на основании тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения уровня профессиональной подготовки, которого были достигнуты; раскрывает взаимосвязи всех элементов обучения. Система наилучшим образом способствует переносу технологического и трудового процессов в учебно-производственную деятельность студентов/учеников. Недостатками приемно-комплексно-видовой системы есть трудности в отборе отдельных приемов для каждого вида работы, которые, в свою очередь, включают несколько способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий работника; изменения приемов работы в зависимости от используемых, техники, технологии и организации труда, тем самым вызывая нестабильность методики обучения.

Проблемно-аналитическая система разработана С.Я. Батишевим для производственного обучения в условиях автоматизации производства и новых производственных специальностей, в которых преобладают интеллектуальные знания и навыки. Цели - формирование в рабочих расчетных, управленческих, диагностических, коммуникативных навыков. Базируется на распределении содержания обучения на учебные проблемы и элементы трудового процесса; определении соответствующих функций для регулирования технологических процессов и оборудования; овладении умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями производства и характеру участия в нем рабочего.

В проблемно-аналитической системе каждая учебная проблема является самостоятельной задачей. Производственное обучение включает общее ознакомление с технологическим процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ учебной ситуации. Система предусматривает три периода обучения: изучение и тренировка в выполнении отдельных ситуаций, проблемы в целом, усвоение всего технологического процесса, когда студенты/ учащиеся самостоятельно выполняют все задания. В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из основных функций системы) и самостоятельная работа под руководством инструктора. Студенты/учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактического материала и т.д.), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует об их развитии и готовность заниматься более сложными проблемами. К недостаткам системы следует отнести сложность запоминания последовательности выполнения действий студентами/учениками распознавания основных и вторичных ситуаций и перенос полученных навыков на новые виды деятельности.

Процессуальная система производственного обучения предложенная А.Е. Шильниковою (начало 70-х годов XX ст.). Она основывается на изучении характера и содержания труда рабочих химической промышленности, ее сущность - овладение профессией широкого профиля (на основании классификации учебного материала по процессуальным признакам) и средствами управления и обслуживания типовых групп процессов. В практическом обучении студенты/учащиеся получают общепроизводственные навыки. Система базируется на анализе структурных компонентов производства и научном познании общепроизводственных закономерностей, на качественных изменениях труда рабочих высокомеханизированных и автоматизированных производств. К содержанию производственного обучения входит усвоение общих средств планирования трудовой деятельности, технологических приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производственного задания.

Процесс производственного обучения на предприятиях состоит из ознакомления с типичными группами технологических процессов, производственной специализации и самостоятельной работы. Производственное обучение осуществляется тремя этапами: подготовительным (занятия в мастерских, на тренажерах и т.д.), основным (специализация студентов/учеников) и заключительным (самостоятельное ведение технологического процесса). Но, несмотря на весомые преимущества, система имеет ряд существенных недостатков, а именно: возможность использования преимущественно в условиях, требующих высокого уровня материально-технического оснащения производства, использование отдельных тренажеров, что не позволяет сформировать целостную систему профессиональных умений, а следовательно, не обеспечивает возможность производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной трудовой деятельности.

Интегративно-модульная система разработана А.П. Бєляєвою (80-е годы XX ст.) на основе теории профессионально-педагогической интеграции, объединяющая основные сферы науки, образования и производства. Интеграция обеспечивает высокий уровень производственного обучения работников, стимулирует их к творческой работе.

Содержание производственного обучения по группам профессий формируется на основании анализа видов производства и трудовой деятельности квалификационных рабочих различных профилей. Учебные планы и программы включают разделы: общий, интегрированный для группы профессий (общеобразовательные, общетехнические и общепрофессиональные предметы) и дифференцированный (специальные учебные предметы и факультативы). Распространена интеграция содержания производственного обучения для групп профессий одной отрасли народного хозяйства или промышленного комплекса.

Процесс производственного обучения по интегративно-модульной системой состоит из обучения всей группы профессий по общей программе, а потом отдельных профессий (или 2-3) из модульной подготовки. Под модулями понимают комплексы операций, трудовых и технологических процессов, присущих профессиям, которые входят в группу. Модульное обучение осуществляется преимущественно в период систематизации навыков в определенной части технологического процесса или во время усвоения навыков работы на новом оборудовании, а также с целью лучшего овладения конкретными умениями. Используются учебные автоматизированные системы, моделирование производства, процесса на всех стадиях производственного обучения. Основные трудности - отсутствие интеграции с некоторыми видами профессий, плохое комплексное обеспечение материально-технической базы, недостаточное количество квалифицированных педагогических кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения.

Как свидетельствует проведенный анализ, системы производственного обучения постоянно усложнялись в зависимости от состояния производства. Каждая из них имела определенные преимущества и недостатки, соответствовала существующему уровню развития техники, технологии, системы организации труда, трудовых ресурсов. С усложнением производства, появлялась потребность в новых знаниях, умениях и навыках, в возможности рабочей силы быстро переквалифицироваться и менять род занятий, поэтому каждая новая система впитывала опыт предыдущей и учитывала новые тенденции, что обеспечивало эффективную подготовку квалифицированных специалистов для всех сфер народного хозяйства.

Как было указано выше, производственное обучение целесообразно разделить на три периода:

1. Период упражнений (демонстрируются, усваиваются и закрепляются типичные приемы и операции).

2. Период выполнения учебно-производственных задач (с помощью типовых приемов и операций выполняется ряд заданий и их комбинаций с постоянным усложнением).

3. Период самостоятельной работы (студенты/учащиеся самостоятельно выполняют работы на рабочем месте, где они будут работать после обучения). Этот период заканчивается квалификационным экзаменом и присвоением соответствующего тарифно-квалификационного разряда, класса, звание и т.д.

Во время производственного обучения инструктор передает свой опыт по использованию эффективных механизмов тренинга в условиях, приближенных к реальным, а студент/ученик воспринимает этот опыт - учится работать. В течение обучения инструктор предоставляет ученику все большей самостоятельности, продвигаясь от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и полезны специалисту для дальнейшего карьерного роста. Они предоставляют студенту/учащемуся знание технологии, понимание смысла и правил выполнения работ.

Для теоретических занятий организуются группы рабочих (5 - 30 человек), обучающихся по одной или родственным специальностям.

Теоретические занятия проводят квалифицированные специалисты по программе и определенному расписанию, что обеспечивает окончания занятий до начала третьего периода производственного обучения. Студент выполняет самостоятельную работу с пониманием ее теоретических основ, использует приобретенные теоретические знания на практике.

Практическая часть целесообразно начинать с вводного инструктажа мастера производственного обучения, на котором инструктор старается максимально подготовить студента/ученика, к практической работе, большое внимание обращая на связь теоретических знаний с практикой; показывает приемы и средства выполнения производственного задания в полном объеме медленно; демонстрирует отдельные приемы; останавливается на наиболее характерных моментах; разделяет один из приемов на элементы и демонстрирует средства их выполнения. В ходе выполнения учебных упражнений происходит закрепление приобретенных студентами умений, формирование профессиональных навыков с растущими требованиями к темпу работы, производительности, уровня самоконтроля.

Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, является учебная программа. Она предполагает систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть взаимосвязь производственного и теоретического обучения.

Любой вид обучения происходит по учебным программам. Право на утверждение учебной программы принадлежит главному инженеру или лицу, которое исполняет его обязанности, если речь идет об обучении рабочих, и руководителю учебного заведения при условии согласования с Министерством образования и науки, если речь идет о студентах.

Учебные программы могут разрабатываться как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорной основе. Программа строится так, чтобы все новое базировалось на уже известном и студент/ученик постепенно переходил от простого к сложному. Каждая программа должна содержать: пояснительную записку; производственно-квалификационную характеристику по профессии и квалификации; тематический план и программу теоретического обучения; тематический план и программу практического обучения; список рекомендуемой литературы и наглядных посібників1.

Сама идея производственного обучения базируется на концепции "обучение в течение всей жизни", под которой понимаем непрерывный процесс самообразования и организованного обучения в процессе производственной деятельности. Каждый специалист должен понимать, что освоив свою специальность, он не может останавливаться. Любая перемена означает деградацию мастерства, потерю профессиональных навыков. И именно в этом случае производственное обучение становится полезным как система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Перед системой управления персоналом на предприятии возникает ряд задач: выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров; определение потребности в обучении кадров по отдельным видам работы; правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации; выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения; выделение средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с необходимым качеством. Сравнение задач подготовки новых специалистов и повышения квалификации рабочих приведены в табл. 3.5.

Производственное обучение базируется на таких принципах:

- обучение на уровне потребностей передовой техники производства, который предполагает основательное знание научных основ производства; использование в процессе обучения современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и средств труда;

Таблица 3.5. Задачи производственного обучения

В ходе подготовки новых специалистов

В ходе повышения квалификации

специалистов

Обучение профессиональных навыков студентов

Совершенствование профессиональных навыков

Изучение рациональных приемов труда на основе опыта передовых предприятий

Усвоение новых, более сложных работ и навыков

Усвоение норм выработки, достижение качественных показателей

Освоения новой техники и технологии, изучение передовой организации производства

Усвоение правил техники безопасности

Усвоение новых средств и методов труда и ее организация

- обучение на основе производственного труда, что реализуется путем строгого соблюдение программ производственного обучения; выполнение производственных общественно полезных работ в процессе обучения; сочетание обучения в учебных мастерских с участием в производстве;

- наглядность обучения, осуществляется путем проведения экскурсий, показ технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрации фильмов и т.д.; постоянного пополнения учебных аудиторий наглядными пособиями и совершенствование методов их использования;

- систематичность и последовательность в обучении, что достигается путем строгого соблюдения системы обучения по программе; постоянного перехода от известного к неизвестному материала, от простых до сложных работ; правильного отбора упражнений и учебно-производственных программ и заданий;

- доступность и посильність обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов/учащихся, что предполагает взвешенное дозирование учебного материала; использование разнообразных методов обучения в зависимости от характера учебного материала и своевременное оказание помощи студентам/учащимся; установление норм времени для студентов/учащихся в зависимости от периодов обучения;

- высокий уровень усвоения знаний и навыков, которое происходит путем яркого объяснения и показа; систематического повторения и усложнения изучаемого материала, преподавания его в различных сочетаниях; максимальной активности и самостоятельности студентов/ учащихся во время выполнения ими задач.

Сегодня производственное обучение осуществляются по такой схеме: учебные заведения и профессиональные учреждения являются независимыми организациями, между которыми могут (или не могут) быть установлены прямые связи, что должны помогать работе как учебного заведения, так и профессиональной учреждения (в формах прохождения производственной практики, целевой подготовки работников учебного заведения на производстве, повышения квалификации рабочих в учебном заведении и тому подобное). Положительными чертами указанной схемы для подготовки и переподготовки специалистов е фиксированность мест практики (в рамках возобновления договоров с базовыми предприятиями и учреждениями); соответствие форм и содержания производственного обучения стандартизированным учебным планам (учебных заведений и отделов подготовки профессиональных учреждений); наличие у обеих сторон подробного методического обеспечения.

В таком случае нет и не может быть непредвиденных проблем в процессе подготовки специалистов (в данном случае - производственного обучения). Но при одном условии - стабильности и непрерывности сотрудничества учебного заведения и учреждения профессиональной.

Но статистика свидетельствует, что большинство производств не функционирует в связи с кризисами производства и, соответственно, сокращением финансирования учебных программ, расходов на подготовку и переподготовку кадров. Иначе говоря, сегодня связи учебного заведения и учреждения профессиональной деформируются, что приводит к разрушению производственного обучения в виде традиционной производственной практики. Производственное обучение сегодня должно быть построено с учетом изменившейся ситуации. Специалисту-выпускнику необходима программа профессионального роста и развития, что способствует его профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Итак, производственное обучение должно учитывать сложные условия настоящего определенное состояние науки, техники, технологии, возможность обучения в течение всей жизни, предоставление системы знаний, которая может быстро адаптироваться к любым изменениям производства, помогать студентам/учащимся конкретизировать полученные знания и использовать их в ходе выполнения различных видов производственных работ, подготовить студентов/учащихся к самостоятельной трудовой жизни и конкурирования на рынке труда быстро меняется.

При приеме на работу работника без квалификации и специальности с последующим обучением с ним заключается трудовой договор , в котором должны содержаться все условия, предусмотренные ТК: данные о работнике, основные права и обязанности, срок трудового договора, порядок оплаты и т.д. Срок действия такого договора допускается ограничивать временем, необходимым работнику для обучения и сдачи квалификационного экзамена.

В договоре также можно отразить:

  • - обязанность нанимателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • - обязанность работника пройти обучение и успешно сдать квалификационный экзамен;
  • - срок обучения;
  • - обязанность работника в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с нанимателем в течение определенного срока;
  • - возможность расторжения договора в случае несдачи квалификационного экзамена, пропуска занятий без уважительных причин и т.д.

При указании трудовой функции работника у нанимателя могут возникнуть определенные вопросы. Дело в том, что обучаемый еще не обладает должной квалификацией, чтобы выполнять работу по трудовой функции, например, столяра либо резчика изделий - он принимается на работу с последующим обучением.

На практике наниматели нередко указывают в договоре "ученик столяра". Это обусловливается тем, что согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников запись в трудовую книжку лиц, поступивших на работу в качестве ученика, должна вноситься после издания приказа, но не позднее недельного срока. Однако в данной Инструкции не содержится уточнения, какую конкретно запись (с упоминанием слова "ученик" или без него) следует производить.

Необходимо учитывать, что наименование профессий, должностей, специальностей в трудовом договоре должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь . Наименование профессии рабочего устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами .

В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 "Профессии рабочих и должности служащих" также отсутствуют наименования профессий, содержащие понятие "ученик". Следовательно, в трудовую книжку вносится наименование профессии без указания "ученик".

Представляется возможной следующая формулировка записи в трудовом договоре обучаемого:

1. Наниматель принимает Иванова Ивана Ивановича на работу по профессии резчик материалов и изделий с предварительным обучением по данной профессии

На основе трудового договора издается приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу, а также приказ о направлении работника на обучение.

Образовательный процесс при профессиональной подготовке рабочих состоит из двух этапов: теоретическое и производственное обучение .

Теоретическое обучение направлено на овладение теоретическими знаниями, необходимыми для формирования умений и навыков по профессии , а производственное - на развитие практических умений и навыков по профессии .

Производственное обучение может проходить после теоретического обучения или чередоваться с ним .

Руководит обучением, как правило, непосредственный начальник, который должен иметь высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии (например, мастер, начальник цеха и т.д.). К процессу теоретического обучения могут привлекаться иные специалисты организации с высшим или средним специальным образованием (инженер по охране труда, специалист по кадрам, главный энергетик и др.), а также педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированные специалисты других организаций .

Нанимателю следует также определить, кто непосредственно будет обучать нового работника. Работнику, на которого в пределах его рабочего времени возложены дополнительные обязанности по обучению , устанавливается доплата (однако если в его рабочую (должностную) инструкцию внесены обязанности по обучению рабочих, доплата не полагается).

Формулировка приказа:

ИВАНОВА Ивана Ивановича на работу 18.06.2012 резчиком материалов и изделий в производственный цех

Формулировка приказа:

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1. ИВАНОВА Ивана Ивановича, резчика материалов и изделий производственного цеха, направить на индивидуальное обучение сроком на один месяц с 19.06.2012 по профессии "резчик материалов и изделий 1-го разряда".
  • 2. Руководство обучением Иванова И.И., резчика материалов и изделий производственного цеха, возложить на начальника производственного цеха Копейко Петра Ивановича.
  • 3. Производственное обучение Иванова И.И. поручить резчику материалов и изделий 4-го разряда производственного цеха Смирнову Петру Петровичу с доплатой в размере 500000 руб.

При приеме на работу с предварительным обучением наниматель обязан выполнить все иные действия, предусмотренные законодательством о труде .

Обучение работника на предприятии проводится в соответствии с типовыми учебными планами по профессиям рабочих и Рекомендациями.

Помимо этого на производстве могут действовать иные локальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы производственного обучения, условия оплаты труда обучающих работников, инструкции об организации и проведении квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве и т.д.

Наниматель обязан организовать обучение должным образом: предоставить необходимое оборудование и инструмент, производственные помещения и т.д. Обучаемый осваивает теоретический курс, выполняет указания обучающего при прохождении производственного обучения.

В процессе подготовки знания обучаемого проверяются текущей аттестацией , проводимой в форме собеседования или зачета. Результаты аттестации оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками "зачтено", "не зачтено". Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов и "зачтено".

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 233)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2.2 Производственное обучение

По профессии: КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

Квалификация: 2 разряд

Код профессии: 13249

Рабочая программа производственного обучения по профессии 13249 Кухонный рабочий разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение»;

№ 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд).

Организация разработчик: ФКП образовательное учреждение № 233.

Разработчик:

мастер производственного обучения Н. В. Исачкова

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование

Паспорт программы производственного обучения

Область применения рабочей программы

Цели и задачи производственного обучения по профессии – требования к результатам освоения

Количество часов на освоение рабочей программы производственного обучения

Результаты освоения рабочей программы производственного обучения

Структура и содержание производственного обучения

Условия реализации производственного обучения

Требования к документации, необходимой для проведения производственного обучения

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Информационное обеспечение производственного обучения

Общие требования к организации образовательного процесса производственного обучения

Кадровое обеспечение образовательного процесса производственного обучения

Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ производственного обучения

по профессии 13249 Кухонный рабочий

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа 2.2. Производственного обучения является частью программы профессионального обучения по профессии 13249 Кухонный рабочий разработанной в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2013 г. № 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд) в части освоения основного вида профессиональной деятельности по профессии Кухонный рабочий 2 разряда:

Должен уметь:

Осуществлять доставку полуфабрикатов и сырья в производственные цеха. Открывать бочки, ящики, мешки с продуктами, вскрывать стеклянные и жестяные консервные банки с обеспечением сохранности в них продукции. Выгружать продукцию из тары. Заполнять котлы водой. Доставлять готовую продукцию к раздаче. Загружать функциональную тару продукцией для внешней сети. Включать электрические, газовые котлы, плиты, шкафы, кипятильники. Устанавливать подносы на транспортер при комплектации обедов. Устанавливать на подносы столовые приборы, хлеб, тарелки с холодными закусками, стаканы с напитками. Собирать пищевых отходов.

1.2. Цели и задачи производственного обучения по профессии – требования к результатам освоения

Целью производственного обучения является комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности, приобретение опыта практической работы обучающихся по профессии 13249 Кухонный рабочий.

Задачей производственного обучения является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приёмам, операциям и способам выполнения трудовых процессов по профессии 13249 Кухонный рабочий.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности обучающийся в ходе производственного обучения должен:

иметь практический опыт:

    Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов;

    приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов;

    Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы;

    На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи;

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы производственного обучения:

всего – 60 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

По профессии 13249 Кухонный рабочий

Результатом производственного обучения является освоение: общих компетенций (ОК):

Наименование результата практики

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

профессиональных компетенций (ПК):

Наименование результата обучения

Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов.

Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы.

Доставлять приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов.

На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи.

Производит влажную уборку зала и служебных помещений.

3 . СТРУКТУРА и содержание ПОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по ПРОФЕССИИ КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

3.1. Содержание производственного обучения

Код и наименование профессии

Тема занятия учебной практики

Количество часов

Вид работ

Объем часов

13249 Кухонный рабочий

Тема 1. Ознакомление с предприятием общественного питания.

Техника безопасности на предприятии.

Спецодежда работника кухни (куртка, фартук, косынка, резиновые сапоги): уход и хранение. Личная гигиена.

Подготовка рабочего места

Тема 2. Подготовка сырья необходимого для приготовления пищи.

Механическая обработка овощей.

Выполнение вспомогательных работ при изготовлении блюд и кулинарных изделий

Тема 3. Оборудование предприятия общественного питания .

Правила безопасного использования кухонного оборудования.

Обслуживание производственного оборудования

Тема 4. Обработка столовой посуды, используя моющие средства. Приготавление растворов для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями.

Виды моющих средств

Обработка посуды с моющими средствами

Тема 5 . Организация влажной уборки зала и служебных помещений.

Организация влажной уборки на предприятии

Дифференцированный зачет

Всего часов:

4. условия реализации производственного обучения по ПРОФЕССИИ 13249 КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

4.1. Требования к документации, необходимой для проведения производственного обучения:

Перечень документов, необходимых для организации и проведения производственного обучения:

    Закон «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 г.;

    Приказ Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513«Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2013 г. № 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 51 (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2015 № 17 «О внесении изменения в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292. Зарегистрирован в Минюсте РФ 03. 04. 2015 № 36710;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам". Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. № 29444;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 января 2014 г. № 31014;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»,зарегистрирован в Минюст России № 28785 от 14 июня 2013 г.;

    Приказ Минюста России № 67 от 7 мая 2013 г. «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы». Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 мая 2013 г. № 28435;

    Рабочая программа производственного обучения;

    График учебного процесса;

    Журнал регистрации инструктажей по ОТ;

    Комплект оценочных средств для проведения текущего, промежуточного контроля (дифференцированный зачет по практике).

4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Производственное обучение проводится в производственных цехах столовой исправительного учреждения.

Производственное обучение проводится мастерами производственного обучения.

Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении производственного обучения составляет не менее 18 часов в неделю независимо от возраста.

Оснащение учебных рабочих мест производственных цехов столовой:

Технологическое оборудование:

Рабочие места для обучающихся;

Молоток для отбивания (тяпка);

Рабочее место преподавателя;

Стенды, макеты, плакаты;

Наглядные пособия;

Сито конусообразное

Весы настольные;

Скребок для очистки рыбы;

Разделочные доски;

Стеллаж стационарный;

Ножи поварской тройки;

Стеллаж передвижной.

Щипцы универсальные;

Нож для потрошения тушек;

Лопатка;

Нож шпиговальный;

Веселка;

Пинцет для удаления перьевых пеньков с тушек;

Топорик-молоток;

Шумовка;

Ножи-рубаки;

Ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей;

Мусат для точки и правки ножей;

Гастроемкости;

Производственное холодильное оборудование;

Кастрюли;

Производственное механическое

оборудование;

Сотейники;

Производственное тепловое оборудование;

Сито барабанное;

Оборудование раздачи

4.3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Федеральный закон об образовании.

    Постановление Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд).

    Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. Изд-во ‘Высшая школа’, 2015.

Дополнительные:

    Радченко Л. А. «Организация производства на предприятиях общественного питания». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.

    Богданова М. А. и др. «Оборудование предприятий общественного питания». - М.: Экономика, 2007.

    Учебно-методические пособия по профессиональному обучению.

    Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

    СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

6. Золин В. П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания», учебник для нач. проф. Образования – 5-е изд., стер. – М: Изд. центр «Академия».

7. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, учебное пособие 5-е издание, издательский центр «Академия». 2014 г.

8. Бурашников Ю. М. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле: Учеб. Для нач. проф. Образования / Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. – 2-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2005. -234 с.

9. Арустамов Э. А. «Безопасность жизнедеятельности». Москва. Издательство центр «Академия» 2008 год.

Интернет-ресурсы:

    Федеральный портал Российское образование edu.ru

    http://www.bestlibrary.ruOn-line библиотека

    http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России

    http://www.edic.ruЭлектронные словари

4.4. Общие требования к организации образовательного процесса производственного обучения

Производственное обучение реализуется рассредоточено, чередуясь с изучением общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. Производственное обучение является составляющей частью профессионального цикла.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по производственному обучению является дифференцированный зачет.

4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса производственного обучения

Руководство производственным обучением осуществляет мастер производственного обучения.

Мастера производственного обучения должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

Мастер производственного обучения должен знать:

1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

2. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

3. Учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования;

4. Основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

5. Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;

6. Основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

7. Основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

8. Правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения производственного обучения в соответствии с учебным планом обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов.

Качественное выполнение работ в соответствии с разрядом, инструкцией.

Рациональная организация рабочего места при обработке сырья.

Наблюдение за действиями на практических занятиях по теме;

Проверка знаний на ДЗ по спец. технологии;

Проверка знаний и умений на экзамене квалификационном.

ПК 2. Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы.

ПК3.Доставлять приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов.

ПК 4.На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи.

ПК 5. Производит влажную уборку зала и служебных помещений.

Разработчик:

ФКП образовательное

учреждение № 233 мастер п/о Н. В. Исачкова

Предлагаю Вашему вниманию статью:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Миракина Михаила Викторовича мастера производственного обучения

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР №124» МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДНР

роизводственное обучение является частью учебного про­цесса и включает деятельность мастера - инструктиро­вание и деятельность учащихся - учение.Инструкти­рование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и це­ленаправленный учебный труд учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производствен­ного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности - выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механиз­мов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и ос­мысливание инструктивных указаний мастера, обдумы­вание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В ре­зультате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составля­ют сущность инструктирования - деятельности ми­стера, которая включает следующие основные эле­менты:

    создание у учащихся ориентировочной опюпм дея­тельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнении и конт­роля действий;

    руководство деятельностью учащихся при выполне­нии ими трудовых действий;

    контроль и анализ учебных успехов учащихся, про­верка и оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от кон­кретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обу­чения.

Процесс производственного обучения осуществляет­ся в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учеб­но-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руко­водство этой деятельностью и структуру занятий. Следу­ет различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятель­ности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок. ( При урочной форме организации обучения , которая" характеризуется прежде всего руководящей ролью ма­стера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, вы­полняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структу­ры- вводный инструктаж, упражнения (самостоятель­ная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключи­тельный инструктаж.

При обучении учащихся в условиях производства (на предприятиях, стройках, в хозяйствах и т. п.) ос­новными формами организации учебного процесса яв­ляются:

    обучение учащихся в составе ученических бригад;

    обучение в составе бригад квалифицированных ра­бочих;

    индивидуальное прикрепление учащихся к квалифи­цированным рабочим.

    экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах орга­низации процесса обучения, являются фронтально-груп­повая, бригадная и индивидуальная. Не следует сме­шивать урочную форму обучения и фронтально-группо­вую форму организации учебно-производственной дея­тельности учащихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-про­изводственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности учащихся необходимо применять в единстве.

Методы производственного обучения - это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при по­мощи которых достигается овладение учащимися прак­тическими знаниями, умениями и навыками, формиру­ются основы их профессионального мастерства, комму­нистические взгляды, убеждения, отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необхо­димо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно применяют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), нагляд­ные (показ трудовых приемов, демонстрация нагляд­ных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при теку­щем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих ме­тодов обучения следует выделить показ трудовых при­емов, применяя который мастер формирует п сознании учащихся образ (образец) трудовых действий, которые они должны освоить.

Специфической формой организации производствен­ного обучения следует считать производственную прак­тику учащихся. . Важнейшими для производственного обучения являют­ся практические методы. Это основные методы форми­рования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучени­ем нужно глубоко знать дидактические возможности этих методов и уверенно владеть способами их приме­нения.

В последние годы внимание практических работни­ков профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности уча­щихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстратив­ный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проб­лемное изложение, частично-поисковый, исследователь­ский) .

При применении репродуктивных методов учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют умствен­ные и практические действия по образцу, данному преподавателем или мастером; при проблемно-поиско­вых- последовательно и целенаправленно включаются в решение познавательных задач различной сложности, активно усваивают новые знания и умения. Проблемно- поисковые методы позволяют успешно развивать навы­ки творческой учебно-познавательной и трудовой дея­тельности учащихся, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и умениями.

В педагогической теории и практике вопросы при­менения репродуктивных и проблемно-поисковых мето­дов разработаны главным образом применительно к теоретическому обучению. Однако бесспорно, что эти методы могут и должны найти применение и в процессе производственного обучения. Репродуктивные методы наиболее характерны для начального периода произ­водственного обучения, когда учащиеся изучают основ­ные приемы, операции, виды работ, трудовые функции, типичные для их профессии. В этот период обучение в основном ведется по образцам и инструкциям, предла­гаемым учащимся в форме объяснений, показа трудо­вых приемов, инструкционных карт, простых алгорит­мических предписаний и т. п. На более поздних этапах обучения, когда учащиеся накопили достаточный опыт для самостоятельной познавательной и трудовой дея­тельности, можно более широко применять проблемно- поисковые методы.

Многие мастера училищ ведут активные поиски пу­тей применения проблемно-поисковых методов в произ­водственном обучении учащихся. Они широко исполь­зуют эвристическую беседу, инструктирование проводят так, что учащиеся получают не готовые указания и ре­комендации, а совместно с мастером обсуждают и ре­шают вопросы, связанные с организацией и технологией выполнения учебных заданий. Учащиеся при этом само­стоятельно определяют режимы работы оборудования, производят технические расчеты, находят справочные данные в технической литературе, инструкциях и дру­гих источниках.

Формирование умений и навыков учащихся при этом базируется на развитии способностей сознательно применять знания по общетехническим и специальным пред­метам для рационального планирования, выполнения, контроля и регулирования трудовой деятельности. Раз­витию познавательной активности и самостоятельности учащихся в значительной степени способствует поста­новка в процессе вводного и текущего инструктирова­ния «продуктивных» вопросов, которые стимулируют ак­тивные мыслительные действия учащихся, заставляют их рассуждать, сравнивать, выбирать, обосновывать, выска­зывать свое мнение.

Многие мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руко­водством мастера в зависимости от сложности: разра­ботка или улучшение конструкции приспособления, по­вышающего производительность труда; расчет режимов обработки с применением нового инструмента; составле­ние технологической карты изготовления нового изде­лия и т. п. Широко в производственном обучении масте­ра применяют межпредметные домашние задания, вы­полнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.

Однако общая методика не может быть единственным методиче­ским пособием для мастера, так как не учитывает специ­фику содержания обучения применительно к конкретной профессии и не отражает связанные с ним особен­ности организации и методики учебного процесса.

Организация и методика производственного обучения конкретным профессиям отражаются в так называемых частных методиках. В них раскрываются вопросы орга­низации и методики всего курса производственного обу­чения в комплексе применительно к определенной про­фессии или группе родственных профессий. Для немас­совых профессий методические пособия частного характера разрабатываются непосредственно в учили­щах в виде методических разработок по отдельным те­мам или разделам учебных программ. Поскольку в системе профтехобразования готовят квалифицирован­ных рабочих более 1000 профессий, большинство из ко­торых не являются массовыми, вопрос о качественной подготовке методических разработок по производствен­ному обучению является очень актуальным.

Методические разработки, с одной стороны, - ме­тодические пособия для начинающих и малоопытных ма­стеров и, с другой - важное и действенное средство рас­пространения передового педагогического опыта. По ха­рактеру методические разработки могут быть двух видов:

    освещающие вопросы организации и методики изу­чения отдельных тем или разделов учебных программ;

    освещающие отдельные вопросы учебно-воспитатель­ной работы мастера с учащимися, например: применение тренажеров на уроках производственного обучения; осу­ществление межпредметных связей на уроках производ­ственного обучения; и т. п.

Используемая литература:

1. Скакун В. А.Методические разработки по производственно­му обучению. - М.: Высш. школа, 1980

2. Организация и методика производственного обучения. М., 1978;

3. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я- Ба- тышева и С. А. Шапоринского. М„ 1977;

4. Проблемы дидактики произ­водственного обучения . М., 1978, и др.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами и методами воспитания личности, а также с психофизиол. особенностями профессии, возрастными возможностями учащихся.

П. о. включает теоретич. часть - знание основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отд. произ-в; умение применять эти в проф. деятельности; практич. часть (цель - приобщение учащихся к производств. процессу): вводный курс; уч.-производств. работу в мастерских, лабораториях, на полигонах уч-щ, в уч. и производств. цехах предприятий; производственную практику.

П. о. как учебный процесс осуществляется мастерами производств. обучения. Важная задача проф. подготовки - приблизить П. о. к реальному произ-ву. Решить эту задачу помогают совр. тренажёры (комплексные, универсальные и т. п.), электронно-вычислит. техника, спец. мастерские, лаборатории, уч. науч.-производств. комплексы, позволяющие в Значит. степени имитировать производств. процесс.

К общим закономерностям П. о. относятся: проф. обусловленность, связанная с наличием множества профессий и проф. групп; взаимосвязь производств., уч. и воспитат. процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация проф. деятельности квалифициров. рабочих; совмещение и рациональное чередование систем П. о. на отд. этапах обучения; политехн. и проф. направленность производит, труда; совмещение профессий и овладение неск. специальностями, единство социальных, проф. и индивидуальных качеств личности.

П. о. обладает также характерными особенностями. Его основу составляют общеобразоват., общетехн. и спец. знания, проф. и навыки производит, труда. Фундаментальные принципы процесса П. о.: интеграция и дифференциация общеобразоват. и проф. знания, кооперация трудовой деятельности, политехнизм, комплексность видов работ, системность обучения и др.

Осн. направления П. о.: создания условий учащимся для овладения производств. процессами, социально-экон., науч.-техн. и проф. знаниями, передовым опытом, конкурентоспособного рабочего, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий проф. подготовленности будущего рабочего - , а гл. её показатели - проф. мобильность, владение неск. профессиями, способность к перемене труда.

П. о. в уч. мастерских осуществляется через видов проф. деятельности, в условиях предприятий уч. процесс включается в производственный. Осн. форма П. о. в уч. заведении - , а на предприятии - уч.-производств. работа и производств. практика. Промежуточная орг. форма - лабора-торно-практич. занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретич. и производств. обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера П. о. (вводный; текущий, в осн. индивидуальный; заключительный).

Разработаны многообразные типы систем П. о. Они едины для всех специальностей, но применяются с учётом специфики профессий.

Предметная система П. о. возникла с развитием ремесл. произ-ва и ремесл. ученичества и ориентировалась на индивидуальную учащихся. Занимала ведущее место в ремесл. уч-щах (с 17 в.), в процессе обучения учащиеся от изготовления простейших изделий переходили к более сложным. Недостатки системы: слабая закрепляемость трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие - поверхностно); трудность отбора изделий для усложнённых операций.

Операционная система П. о. появилась в период развития мануфактурного произ-ва. В её основе - последо-ват. учащимися сначала отд. операций, а затем приёмов самостоят. работы по изготовлению простейших изделий. Эта система позволяла учащимся подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла . Большую в совершенствовании системы сыграл Д. К. Советкин, осуществивший в 1868 науч. содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны уч. программы П. о., предусматривавшие последоват. изучение конкретных приёмов и операций по обработке фрагмента детали, а не законченного изделия. Система Советкина с учётом местных условий была использована в проф.-тех. образовании ряда стран Европы под названием «русской» и послужила стимулом для разработки др. способов обучения. Недостаток системы - подход к процессу обучения как к простому соединению отд. изолиров. операций. В результате учащиеся забывали изученные приёмы при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда из-за Значит. перерывов между изучением элементов трудового процесса и дальнейшим их применением, поэтому медленно формировались прочные и устойчивые умения.

Операционно-поточная система П. о. связана с развитием поточной системы организации произ-ва и основана на разделении технол. процесса на операции, при к-ром каждый ученик выполняет один вид работы, затем передаёт деталь по постоянному маршруту для последующей обработки. Позволяла овладеть приёмами труда в условиях многостаночной системы при высокомехани-зиров. произ-ве.

Операционн о-п редметная система П. о. является усовершенствованным вариантом операц. системы. Основана на изучении трудовых операций при изготовлении изделий возрастающей сложности. Предложена в 1887 директором Моск. ремесл. уч-ща С. А. Владимирским, обратившим на возможность комбинирования приёмов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером техн. школы балтийского судостроит. завода П. И. Устиновым. Недостаток систем: закрепляемость лишь отд. навыков, а не их системы, что затрудняет выполнение работы при незначит. изменениях в технол. процессе.

Внедрение операц. систем потребовало разработки спец. методики обучения ручному труду. Одним из первых предложил методику преподавания ручного труда О. Соломон (Швеция) в учительской , впоследствии ставшей междунар. центром для учителей по ознакомлению с организацией трудового обучения. Преподавание труда вошло в обязат. предметы в уч. заведениях Германии (с 1881), США (с 1887), России (с 1888), в нар. и учительских школах Франции (в . 19 в), в учительских колледжах Велико британии (с 1901, в высш. нач. уч-щах с 1902) В России методику обучения труду пропагандировал преподаватель Петерб учительского ин-та К Ю Цируль, под руководством к-рого было подготовлено метод пособие по преподаванию ручного труда Цируль совм. с H В Касаткиным разработали программу II о, широко распространившуюся в рос. школе

Система II о Центрального института труда, ЦИТ (Москва) В кон. 20-х гг. 20 в ЦИТ разработал систему II о, заключающуюся в разделении трудового процесса на трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений На основе анализа содержания труда разл. профессий были определены формы и методы трудового обучения Каждому трудовому процессу соответствовала спец. методика обучения (анализ двигат навыков, письменные инструкции и тренажеры) Преимущество системы - создание у учащихся прочных автоматизиров умений и навыков, недостатки - отрыв упражнений от реальных условий труда, механич. выполнение работ по строго регламенти-ров инструкции, препятствующей творческому подходу, длит одному виду деятельности и отсутствие новых познават. элементов (см также ст А К Гостев)

Операционно - комплексная система II о возникла в сер. 30-х гг. в отеч. школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала освоение учащимися осн. операций с чередованием постоянно усложняющихся комплексных работ (выполнение 3-4 операций и соответственно одной комплексной работы, затем освоение более сложных приемов и последу ющих комплексов и т. д.) Преимущество системы - овладение учащимися всеми приемами труда в сочетаниях, встречающихся на произ-ве Недостатки системы - слабое развитие творческих начал в трудовой деятельности, формирование приемов, не встречающихся в упражнениях в чистом виде, недостаточная взаимосвязь отд. операций и их комплексов и др

Приемно - комплексно-видовая система II о разработана К H Катхановым (сер. 1970-х гг.) и заключается в выделении важнейших элементов профессии - приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы В отличие от опе-рац -комплексной системы, в этой системе осн. элементом II о является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий Осн. метод формирования умений и навыков - Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производств обучения до полного освоения и только после этого приступают к др. виду работы На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматич навыки производств деятельности К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня проф. подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения Она наилучшим образом способствует переносу технол и трудового процессов на уч. -производств деятельность учащихся Недостатки - трудности в отборе для каждого вида работы отд. приемов, к-рые, в свою очередь, включают неск способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обучения

Проблемно - аналитическая система II о разработана С Я Батышевым для II о в условиях автоматизации произ-ва и появления рабочих профессий, в к-рых преобладают интеллектуальные знания и навыки Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностич, коммуникативных навыков Состоит в разделении содержания обучения на уч проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технол процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями произ-ва и характером участия в нем рабочего Каждая уч проблема является самостоят. заданием II о включает последоват общее знакомство с технол процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ уч ситуаций Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отд. ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технол процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из осн. функций системы) и самостоят. работа под руководством инструктора Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, выделение признаков, дифференциация, и обобщение фактич материала и др), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует о их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать осн. ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроит.профиля

Процессуальная система II о предложена А Е Шильниковой (нач. 1970-х гг.) на основе изучения характера и содержания труда рабочих хим пром-сти Ее сущность - овладение профессией широкого профиля (на основе классификации уч материала по процессуальному признаку) и способами управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло- и массообмен-ных, химических и др) В практич.обучении учащиеся получают общепроиз-водств навыки Система опирается на анализ структурных компонентов произ-ва и науч. общих производств закономерностей, на качественные изменения труда рабочих высокомеханизи-ров и автоматизиров произ-ва В содержание II о входит освоение общих способов планирования трудовой деятельности, технол приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производств задания

Процесс II о в цехах предприятий состоит из ознакомления с типичными группами технол процессов, производств специализации и самостоят. работы II о осуществляется по периодам подготовительный (занятия в мастерских, на тренажерах и т п), основной (специализация учащихся) и заключительный (самостоят. ведение технол процесса) Недостатки системы - возможность применения гл. обр. в условиях, требующих высокого уровня мате-риально-техн оснащения произ-ва, использование отд. тренажеров, не позволяющих создать целостную систему проф. умений

Интегративно - модульная система разработана А II Беляевой (1980-е гг.) на основе теории проф. -пед.интеграции, объединяющей осн. сферы науки, образования и произ-ва Интеграция обеспечивает высокий уровень II о рабочих кадров, стимулирует рабочих к творческому производит труду

Содержание II о по группе профессий формируется на основе анализа видов произ-ва и трудовой деятельности квали-фициров рабочих разл. профилей Уч планы и программы включают разделы общий, интегрированный для группы профессий (общеобразоват, общетехн и общепроф. предметы) и дифференцированный (спец. уч предметы и факультативы) Широкое распространение получила интеграция содержания II о для групп профессий одной отрасли нар. х-ва или пром комплекса (машиностроит. топливно-энергетического и т п)

Процесс Пав интегративно-модуль-ной системе состоит из обучения всей группе профессий по общей программе, а затем - отд. профессиям (или 2-3) на основе модульной подготовки Под модулями понимаются комплексы операций, трудовых и технол процессов, свойственных профессиям, к-рые входят в группу Модульное обучение осуществляется гл. обр. в период систематизации навыков в определенной части технол процесса или при освоении нового оборудования, а также в целях более глубокого

освоения конкретных умений. Используются автоматизиров. обучающие системы, моделирование производств. процесса на всех стадиях П. о. Интегративно-модульная система постепенно внедряется в уч. процесс ПТУ, переходящих на подготовку рабочих по группам профессий. Осн. трудности - отсутствие по нек-рым видам профессий интеграции, слабое комплексное обеспечение материально-техн. базы, нехватка квалифициров. пед. кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения. Лит.: Дидактика производств. обучения, М., 1973; Организация и методика производств. обучения, М., 1978; Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в ср. проф.-тех. уч-щах, под ред. А. П. Беляевой, М., 1979; Б а т ы III с в С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M.; его же, Производств. , M.; Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Я куб а Ю. А., Взаимосвязь теории и практики в уч. процессе ср. проф.-тех. училищ, М., 1985; Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся ср. проф.-тех. уч-щ, М., 1986; Новиков А. М., Процесс и методы формирования трудовых умений, М., 1986; К а т х а и о в К. Н., Пед. основы производит, труда, M.; Скакун В. А., Преподавание курса «Организация и методика производств. обучения», М., 1990.

А. П. Беляева.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

    ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - 1) составная часть профессионального образования.2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно квалификационного … Большой Энциклопедический словарь

    производственное обучение - 1) составная часть профессионального образования. 2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно… … Энциклопедический словарь

    производственное обучение - rus производственное обучение (с) eng on the job safety training fra formation (f) à la prévention sur le tas deu Sicherheitsausbildung (f) am Arbeitsplatz spa formación (f) en materia de seguridad en el empleo … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    Производственное обучение - практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально технического образования (См. Профессионально техническое образование) (в учебных планах… … Большая советская энциклопедия

    Производственное обучение - учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть учебно производственную… … Педагогический терминологический словарь

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области …

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ручного труда в промышленности или сфере обслуживания, практикуемая непосредственно на предприятиях. Теоретические занятия проводятся со всей группой … Профессиональное образование. Словарь