Оввакул оренбургское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков. Оренбургское вваул. Полбин Иван Семенович

До 1993 г. в Оренбурге на живописном берегу реки Урал располагалось одно из старейших в Военно-Воздушных Силах учебных заведений - Оренбургское высшее военное-авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина.
Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато по постановлению Реввоенсовета Республики № 1951 от 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года ее перевели в подмосковный город Серпухов. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов . Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г.
В период с 20 июня по 16 октября 1927 года Серпуховская высшая школа воздушного боя перебазировалась в г.Оренбург. Дальним маршрутом Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали самолеты. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов произведен без летных происшествий и восторженно встречен оренбуржцами. Торжественное открытие школы состоялось 7 ноября 1927 года. 1 октября 1928 г. Приказом Реввоенсовета № 280 в Оренбург перебазируется «Ленинградская высшая школа летчиков-наблюдателей», которая вошла в состав Третьей военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
За прошедшие годы школа прошла большой и славный боевой путь, приобрела богатый опыт подготовки летных кадров со средним, а с 1960 года - с высшим образованием. В июне 1938 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К.Е.Ворошилова. А в феврале 1939 училище было подразделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е.Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов. Такое разделение дало возможность улучшить условия подготовки летчиков и штурманов.
Училище подготовило десятки тысяч воздушных бойцов. В нем воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Советскую Родину, обогатил авиационную науку и технику новыми открытиями и достижениями.
Около 350 генералов, выпускников училища, командовали в различные годы авиационными соединениями. Тысячи летчиков, штурманов и других авиаспециалистов несли и несут ратную службу почти во всех. авиационных гарнизонах страны.
В училище обрели крылья такие видные летчики, как С.И.Грицевец,
А.К.Серов , П.Ф.Жигарев, А.Б.Юмашев , Ф.П.Полынин. В нем учились заслуженные военные летчики СССР Л.И.Беда, С.Д.Прутков, М.С.Кобяков. Стал заслуженным военным штурманом СССР Герой Советского Союза А.М.Антонов. Высокое звание заслуженных летчиков-испытателей СССР присвоено А.П.Якимову , Н.И.Русаковой , К.К.Рыкову , Е.Ф.Милютичеву , В.П.Хомякову и др. Окончил училище первый в мире испытатель реактивного самолета Герой Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи .
Питомцы Оренбургского летного приумножили героические традиции авиации. Выдающиеся страницы вписали они в ее историю. Это и героические перелеты В.П.Чкалова и
М.М.Громова со своими экипажами через Северный полюс в Америку, это и мужество и отвага летчиков-оренбуржцев в воздушных боях в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. Имена выпускников училища хорошо известны не только в нашей стране. Их помнят и в Испании и в Монголии.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на большие трудности, училище успешно справилось с подготовкой авиационных кадров для действующей армии. Массовый героизм продемонстрировали оренбуржцы на всех фронтах Великой Отечественной войны. В боях за честь и независимость Родины 33 из них совершили воздушные тараны, 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Навечно зачислены в списки личного состава авиационных полков Н.В.Гоманенко, И.Ф.Павлов, И.С.Полбин, Е.И.Пичугин. Среди воспитанников училища 341 Герой Советского Союза. А летчики С.И.Грицевец, Л.И.Беда, Т.Я.Бегельдинов, С.Д.Луганский, В.Н.Осипов, И.С.Полбин, И.Ф.Павлов, А.С.Смирнов и Е.П. Федоров этого звания удостоены дважды.
Имена выпускников училища присвоены многим городам, селам и учебным заведениям, десяткам площадей и улиц, сотням школ.
После окончания Великой Отечественной войны училище в соответствии с новыми условиями перестроило работу по подготовке авиационных кадров. Его коллектив успешно справился с обучением летчиков для военно-воздушных сил.
Шестидесятые годы в истории училища занимают особое место. В соответствии с новыми требованиями весной 1960 г. училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ). Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков (переведенного ранее в г.Орск).

Училище стало одним из крупных учебных заведений Военно-Воздушных Сил. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. В 1960 г. в Оренбургском летном учился летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В.В.Лебедев. В 1969 г училище с отличием закончил летчик-космонавт Герой Советского Союза А.С.Викторенко .
23 декабря 1963 г. по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов.

С мая 1967 ОВВАУЛ стало носить имя питомца училища дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. С 1970 здесь готовили летчиков морской и дальней авиации.

В 1993 г. летное училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной «летки», но и ведет собственную историю.За плечами первый юбилей - пятилетие, 649 парашютных прыжков, 75 самостоятельных полетов на боевом самолете. Из школы ВВС кадетский корпус постепенно превратился в многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по летному, вертолетному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу.
С 1993 г. на территории бывшего летного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный

Праздник с горчинкой

Закрыли военный вуз еще в 1993 году, а с ним и все шесть учебных аэродромов, казармы, диспетчерские пункты и прочее. О былой гордости Оренбуржья - Оренбургском высшем военном авиационном Краснознаменном училище летчиков имени И.С. Полбина - сегодня напоминают разве что аварийные здания. Пятиэтажка № 1 на ул. Советской вот-вот развалится, здесь протекает крыша.

Здания на ул. Челюскинцев выглядят не лучшим образом. И хотя в праздник не принято говорить о плохом, федеральные власти получили хорошую порцию критики. Закрытие «летки» авиаторы назвали грубой ошибкой.

Вуз воспитал 352 Героя Советского Союза, а затем и России. Диплом ОВВАКУЛ получили 150 человек, дослужившихся до генеральского звания. А всего оренбургская летка подготовила 28 тысяч высококвалифицированных специалистов. В историю училища золотыми буквами вписаны имена первого космонавта Земли Юрия Гагарина, дважды Героев Советского Союза генералов Ивана Полбина, Леонида Беды, Сергея Луганского, Алексея Федорова, летчиков-космонавтов Валентина Лебедева, Юрия Лончакова и многих других.

В начале 80-х XX века вуз готовил кадры даже для авиации военно-морского флота. Тогда осуществлялось патрулирование Курильского архипелага и Балтики. И для самолетов «Ту-22» и «Ту-95» требовались не просто пилоты - асы!

Как много мы потеряли! На то, что осталось сегодня от былого училища, больно смотреть! - признаются ветераны «летки».

В лихие 90-е из семи военных училищ в стране закрылось пять. Слишком дорогим удовольствием стала подготовка летчиков, способных пилотировать уникальную технику - от бомбардировщиков до космических кораблей.

«Шайба» в ворота федералов

На встрече с ветеранами училища губернатор Юрий Берг рассказал, что в Оренбуржье многое делается для сохранения и возрождения летных традиций.

Например, развиваются авиационные, технические и военно-прикладные виды спорта. На базе орского авиаклуба «Стрижи» первоначальную летную практику проходят курсанты Оренбургского муниципального кадетского корпуса. Даже создается новый воздушно-десантный комплекс.

Не остались равнодушными и депутаты Законодательного собрания. От обещаний они перешли к делу, поддержав инициативу о передаче зданий бывшей «летки» на баланс Оренбургской области. На имя председателя Правительства РФ написали письмо.

Вопрос очень важный, и его обсуждали не раз, - говорит вице-губернатор - руководитель аппарата губернатора и правительства Оренбургской области Дмитрий Кулагин. - Но федеральные органы государственной власти пока не высказывают своей позиции в принятии решения в вопросе восстановления ОВВАКУЛ.

По словам Дмитрия Владимировича, без помощи Министерства обороны, Правительства и Верховного главнокомандующего России не обойтись.

Кем утоляется кадровый голод

Согласно указу Президента РФ об оптимизации сети учебных учреждений Министерства обороны, воссоздание ранее ликвидированных вузов, включая ОВВАКУЛ, не предусмотрено, однако это не сказывается на подготовке пилотов. Как и до реформ, подготовка остается на высоте. В первую очередь отмечу военный Учебно-научный центр воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, который базируется в городе Воронеже. Здесь курсанты и специальные знания получают, и свою квалификацию повышают. Училище в Сызрани готовит вертолетчиков, а челябинское - штурманов для различной авиационной техники.

Наконец, Краснодарское высшее военное училище им. А.К. Серова, которое известно не только внутри России, но и далеко за ее пределами. Кадры отсюда черпают оперативно-тактическая (истребители, штурмовики), дальняя (бомбардировщики типа «Ту-95», «Ту-22м» и другие) и военно-транспортная авиация («Ил-76мт», «Ан-12» и другие), - утверждает источник в Министерстве обороны РФ.

В Министерстве обороны РФ подчеркивают, дефицита в военных летчиках нет, поэтому и вопрос о передаче зданий ОВВАКУЛ региону не рассматривают. По словам представителя ведомства, недвижимость «летки» давно числится на балансе Росимущества. Поэтому все вопросы, в том числе о смене юридического статуса, должны быть адресованы именно туда.

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков
имени И. С. Полбина
(ОВВАКУЛ )
Год основания 10 августа 1921 года
Год закрытия 12 февраля 1993 года
Тип Военный институт
Расположение Оренбург
Юридический адрес 460014, Оренбург, ул. Челюскинцев, 17
Награды

История

Свою историю училище ведёт от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года . 9 августа 1922 года её перевели в город Серпухов , а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург. По маршруту Серпухов - Пенза - Оренбург лётчики-инструкторы перегнали самолёты.

Осенью 1928 года из Ленинграда в Оренбург перебазирована Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей, которая вошла в состав Третьей военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В июне 1938 года 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. В феврале 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов.

В конце 1940-х годов обучение в училище осуществлялось на самолётах Ил-10 , в первой половине 1950-х годов в Оренбургское авиационное училище поступили реактивные самолёты Ил-28 и МиГ-15 (перед зданием кадетского корпуса находится единственный в мире сохранившийся самолёт, на котором летал сам Ю.А. Гагарин).

В 2013 году прокуратурой г. Оренбурга инициировано возбуждение уголовного дела за несохранение памятника истории и культуры - здания Оренбургского высшего военного лётного училища - по ст. 243.1 УК РФ (нарушение требований сохранения объекта культурного наследия, повлёкшее по неосторожности его повреждение в крупном размере). С 2003 года нежилые помещения бывшего училища были переданы местными властями в федеральную собственность и находились в ведении Министерства обороны РФ. Сейчас в здании находятся Музей космонавтики , являющийся структурным подразделением Музея истории Оренбурга , ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И. И. Неплюева » и Оренбургская духовная семинария (часть здания возвращена РПЦ, поскольку во времена Российской империи в нём размещалось епархиальное училище).

Учебные площадки

В составе училища было 3 учебных авиационных полка:

  • 814-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Оренбург-2) и полевой аэродром Оренбург-3, впоследствии Теренсай. На вооружении полка самолёты Л-29 .
  • 904-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Чебеньки) и полевой аэродром Соль–Илецк. На вооружении до 1980 года самолёты

Если говорить о героях, то всех, окончивших Оренбургское ВВАУЛ, кого можно причислить к героям, я не знаю, но одного - моего друга Виктора Кубракова я знаю! Мы дружили с ним в ещё в училище, после училища, будучи в части (авиагарнизон Гвардейское, Крым) мы дружили семьями: моя жена и его жена обе Татяны - дружили, наши дети ходили в одну группу дет.сада. Он 11 мая 1979 года взлетел на самолёте ТУ-22М2, вскоре на одном из двигателей произошёл очень опасный отказ, в результате которого на высоте 3900 метров практически над селом Янтарное (Крым) двигатель взорвался и самолёт стал падать и разрушаться... Перегрузки достигали 11 крат (это означает, что тело становилось более тяжёлым в 11 раз, чем обычно)... У него в распоряжении было всего 25 секунд и он использовал их именно, как герой, - он сумел включить тумблер принудительного покидания экипажа (сам экипаж на поминках признался, что никто не мог привести в действие катапульту из-за сильных и знакопеременных (то прижимает к креслу, то отрывает от него) перегрузок), т.е. именно он спас весь экипаж... Сам командир в эту систему не включён (конструкторы считали, что командир сможет что-то ещё сделать в последние секунды и потом катапультироваться самостоятельно)... Виктор и "сделал ещё" - он сумел отвести самолёт от школы, на которую падал, и включив форсаж одному работающему двигателю, увёл самолёт от школы... Сам воспользоваться катапультой не успел и погиб... Сейчас школа посёлка Янтарное носит его имя, рядом стоит памятник Виктору Кубракову... Посмертно он был награждён Орденом Красного Знамени!
Привожу фотографию из газеты "Красная звезда" со статьёй о нём:

А ровно через 10 лет меня почему-то "пробило" сочинить стих о нём... Ниже привожу этот стих:

Памяти моего друга Виктора Кубракова

Идёт на взлёт крылатая машина,
«Бетонка» проплывает под крылом
И в унисон работают турбины..,
Дождётся ли тебя аэродром..?

«Игла» стальная тянет нить по небу
В сверхзвуковом движении своём
И как бы «враг» силён, коварен не был,
Он убедится в мужестве твоём...

Сошла с пилона мощная ракета,
Сноп пламени с собою унесла.
Жизнь скоротечна, как атака эта,
Но подвигу в ней место есть всегда..!

И вот назад летит ракетоносец,
У Виктора спокойно на душе,
Вход в зону он сейчас запросит
И эшелон получит у РП...

Но вдруг приборы словно «ошалели»,
А стрелки заметались, как в бреду
И двигатель как-будто еле, еле
«Ворочает» турбину на беду...

Доклад на землю ёмок, скоротечен:
«Упали обороты одного..,
Прошу посадку срочно обеспечить
И дать свободный эшелон»..!

Но времени, как видно, не осталось,
Судьба уж прочертила Рубикон,
Машина в воздухе... взорвалась,
Вращаясь, стала падать кувырком...

И в эти страшные мгновенья,
Когда, казалось, - экипаж погиб..,
Единственное принял ты решенье, -
Спасти товарищей своих!

А перегрузки давят многократно
И тело словно налито свинцом..,
Мгновения уходят безвозвратно,
Их нет в распоряжении твоём...

С большим трудом ты тумблер нажимаешь..,
Ценней подарка нету на земле..!
Своих друзей тем самым ты спасаешь,
Великодушно «забывая» о себе..!

И «вспыхнули» три купола на небе,
Рождённых под счастливою звездой,
А ты в горящей взрывчатой «торпеде»
Летишь на встречу с грешною землёй..!

Стоят все трое в скорбном карауле
У изголовья командира своего,
Их память в «те мгновения» вернула,
Спасти пытаясь в мыслях и его...

Но всё свершилось так уж, как свершилось,
Другого, как известно, не дано...
И я хочу, чтоб Имя не забылось
И светлый образ друга моего..!

До 1993 г. в Оренбурге на живописном берегу реки Урал располагалось одно из старейших в Военно-Воздушных Силах учебных заведений - Оренбургское высшее военное-авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина.
Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато по постановлению Реввоенсовета Республики № 1951 от 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года ее перевели в подмосковный город Серпухов. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов . Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г.
В период с 20 июня по 16 октября 1927 года Серпуховская высшая школа воздушного боя перебазировалась в г.Оренбург. Дальним маршрутом Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали самолеты. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов произведен без летных происшествий и восторженно встречен оренбуржцами. Торжественное открытие школы состоялось 7 ноября 1927 года.
1 октября 1928 г. Приказом Реввоенсовета № 280 в Оренбург перебазируется «Ленинградская высшая школа летчиков-наблюдателей», которая вошла в состав Третьей военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
За прошедшие годы школа прошла большой и славный боевой путь, приобрела богатый опыт подготовки летных кадров со средним, а с 1960 года - с высшим образованием. В июне 1938 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К.Е.Ворошилова.
В феврале 1939 училище было подразделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е.Ворошилова (ул.Советская) и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов (ул.Челюскинцев). Такое разделение дало возможность улучшить условия подготовки летчиков и штурманов.
Училище подготовило десятки тысяч воздушных бойцов. В нем воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Советскую Родину, обогатил авиационную науку и технику новыми открытиями и достижениями.
Около 350 генералов, выпускников училища, командовали в различные годы авиационными соединениями. Тысячи летчиков, штурманов и других авиаспециалистов несли и несут ратную службу почти во всех авиационных гарнизонах страны.
В училище обрели крылья такие видные летчики, как С.И.Грицевец, А.К.Серов , П.Ф.Жигарев, А.Б.Юмашев , Ф.П.Полынин. В нем учились заслуженные военные летчики СССР Л.И.Беда, С.Д.Прутков, М.С.Кобяков. Стал заслуженным военным штурманом СССР Герой Советского Союза А.М.Антонов. Высокое звание заслуженных летчиков-испытателей СССР присвоено А.П.Якимову , Н.И.Русаковой , К.К.Рыкову , Е.Ф.Милютичеву , В.П.Хомякову и др. Окончил училище первый в мире испытатель реактивного самолета Герой Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи .
Питомцы Оренбургского летного приумножили героические традиции авиации. Выдающиеся страницы вписали они в ее историю. Это и героические перелеты В.П.Чкалова и М.М.Громова со своими экипажами через Северный полюс в Америку, это и мужество и отвага летчиков-оренбуржцев в воздушных боях в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. Имена выпускников училища хорошо известны не только в нашей стране. Их помнят и в Испании и в Монголии.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на большие трудности, училище успешно справилось с подготовкой авиационных кадров для действующей армии. Силами 1-й Чкаловской военно-авиационной школы пилотов в июне-ноябре 1941 г. из лётного и технического состава, самолётов школы были сформированы для фронта 593-й, 611-й, 616-й, 617-й и 624-й бомбардировочные авиационные полки. За два года было произведено пять выпусков. Проходили летную подготовку, сколачивание и переучивание ряд фронтовых частей. На Воронежский фронт (1942) отправлен батальон курсантов особого назначения и ряд маршевых рот. В феврале 1942 г. Школа приступила к обучению курсантов на самолет-штурмовик Ил-2. До конца войны выпущено более 2700 пилотов. Массовый героизм продемонстрировали оренбуржцы на всех фронтах Великой Отечественной войны. В боях за честь и независимость Родины 33 из них совершили воздушные тараны, 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Навечно зачислены в списки личного состава авиационных полков Н.В.Гоманенко, И.Ф.Павлов, И.С.Полбин, Е.И.Пичугин. Среди воспитанников училища 341 Герой Советского Союза. А летчики С.И.Грицевец, Л.И.Беда, Т.Я.Бегельдинов, С.Д.Луганский, В.Н.Осипов, И.С.Полбин, И.Ф.Павлов, А.С.Смирнов и Е.П.Федоров этого звания удостоены дважды.
Имена выпускников училища присвоены многим городам, селам и учебным заведениям, десяткам площадей и улиц, сотням школ.
После окончания Великой Отечественной войны училище в соответствии с новыми условиями перестроило работу по подготовке авиационных кадров. Его коллектив успешно справился с обучением летчиков для военно-воздушных сил.
Шестидесятые годы в истории училища занимают особое место. В соответствии с новыми требованиями весной 1960 г. училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ). Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков (переведенного ранее в г.Орск).
Училище стало одним из крупных учебных заведений Военно-Воздушных Сил. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. В 1960 г. в Оренбургском летном учился летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В.В.Лебедев. В 1969 г училище с отличием закончил летчик-космонавт Герой Советского Союза А.С.Викторенко .
23 декабря 1963 г. по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов.
С мая 1967 ОВВАУЛ стало носить имя питомца училища дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. С 1970 здесь готовили летчиков морской и дальней авиации.
В 1993 г. летное училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной «летки», но и ведет собственную историю.За плечами первый юбилей - пятилетие, 649 парашютных прыжков, 75 самостоятельных полетов на боевом самолете. Из школы ВВС кадетский корпус постепенно превратился в многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по летному, вертолетному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу.
С 1993 г. на территории бывшего летного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк , выведенный из Прибалтики.
10 августа 2001 года оренбургской «летке» исполнилось 80 лет. За это время в ней было обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. Многие из них (иные - убеленные сединами) исполнили свое обещание и приехали в Оренбург в день юбилея своего училища.

Наименования летного училища:

  • 10 августа 1921 - Московская школа воздушного боя и бомбометания
  • 9 августа 1922 - Серпуховская авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания
  • март 1925 - Серпуховская высшая военная авиационная школа воздушного боя
  • осень 1928 - Третья военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей
  • июнь 1938 - Военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 2 февраля 1939 - Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 2 февраля 1939 - Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов
  • 15 января 1941 - Первая Чкаловская военно-авиационная школа пилотов им.К.Е.Ворошилова
  • 1 октября 1945 - Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 1957 - Первое Оренбургское военное авиационное училище летчиков
  • весна 1960 - Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ)
  • май 1967 - Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков им.И.С.Полбина

Источники информации:

  • Оренбургское летное / И.С.Копылов, А.Н.Лазукин, Г.Л.Райкин, М., Воениздат, 1976 /

Помогали:

  • И.С.Копылов