Специальность антропология. Учебно-научный центр социальной антропологии. Каковы главные проблемы современной российской науки и антропологии в частности

Подходящие образовательные специальности: Обучение в высших учебных заведениях.
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, История, Биология, Социология.

Стоимость обучения (средняя по России): 450800 рублей


Описание профессии:


*Стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата на очном отделении

От греч. antropos - человек + logos - учение.

Учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологи изучают происхождение человеческого вида (антропогенез), развитие, разнообразие, биологическое своеобразие человека в зависимости от возраста, пола, национальности, расы.
Однако антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды.
Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология
В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии.
Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр.
Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой.
Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология
Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.).
Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида.
Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей.
Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов.
Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.
Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.
Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.
Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.
Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.
Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.
Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.
Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.
Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях.
Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.
Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов.
Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.
Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.
Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

Московский государственный университет им. Ломоносова
Биологический факультет (кафедра антропологии)
Специальность «антропология».
Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология».

Российский государственный гуманитарный университет
Учебно-научный центр социальной антропологии
Специальность «социальная антропология».
Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека».

А также другие вузы, обучающие по специальностям
«Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов)
и «Социальная антропология».

Антропологи изучают человека как биологический вид, с точки зрения его происхождения (антропогенеза), развития, разнообразия, своеобразия (биологического) людей разного возраста, пола, разной национальной принадлежности. Во многих странах в антропологию включают и этнографию, и археологию, и целый ряд других дисциплин, а биологию человека в этих странах называют также физической или биологической антропологией.Предметом интереса антропологов может быть не только современное состояние человечества, а также и его история.

Антрополо́гия (antropos-человек + logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека. Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «наука о человеке» (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Исходя из антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в широком смысле, является почти любая современная наука - большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

Направления

Включает в себя целый ряд дисциплин: физическую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию (дисциплину, достаточно близкую этнологии), лингвистическую антропологию, доисторическую антропологию. В философии существует раздел философской антропологии.

В пределах антропологии можно выделить ряд своеобразных отраслей: историческую антропологию, этническую (исследование биологических особенностей разных народов), возрастную, экологическую (рассмотрение влияния условий природной и общественной среды на рост и развитие человека), даже спортивную (изучение влияния спорта на человеческий организм).

Ныне здравствующие люди и их сообщества могут быть предметом разнообразных обследований, в частности, измерений (антропометрии). Кстати, данные антропометрии находят применение в конструировании одежды, мебели, предметов потребления, в проектировании не только жилья, но и промышленного, транспортного, школьного и подобного оборудования.

Прошлые человеческие сообщества изучают по ископаемым скелетам, черепам. Знаменитые антропологи - Эжен Дюбуа, нашедший череп питекантропа, Роберт Дарт (первая находка австралопитека), Луис Лики, его супруга Мэри и сын Роберт (находки человека умелого и многих видов австралопитеков).

В России зародилась в начале XVIII в., сформировалась к середине XIX в. Значительный вклад в антропологию внесли К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин, В.В. Бунак, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский, М.М. Герасимов, В.П. Алексеев и др.

Источники информации:

Антропологическое знание используется во многих областях науки и практики - в археологии, медицине, педагогике, психологии труда и инженерной психологии, этнологии (от греч. ethnos народ). Соответственно и антрополог должен иметь некоторую ориентировку в указанных областях знания и практики. Возможны исследования на стыках антропологии и других наук

Где и как работают антропологи?

В области исторической антропологии работа специалиста будет связана с археологическими экспедициями и с последующей обработкой антропологического костного материала. Если антрополог занимается изучением современных популяций (множеств людей, обитающих на определенной территории), то он работает в специальных антропологических экспедициях. Экспедиции разворачивают свои лаборатории в местных школах или поликлиниках, где организуют обследование населения. Программа таких обследований может быть самая обширная. Проводятся не только антропологические измерения. Собираются даже отпечатки ладоней, берутся образцы крови. Последующее изучение и обработка собранного материала происходят частично на месте, частично после экспедиции, в лабораторных условиях. Дальнейшая работа может быть, например, изучение антропологических особенностей отдельных групп людей, различающихся по признакам возраста, пола. Благодаря этому оказывается возможным выявить закономерности индивидуального развития в разных группах населения (популяциях), продолжительность жизни и другие показатели, характеризующие данную общность (демографические показатели). Возможно изучение антропологических особенностей населения районов, оказавшихся в экстремальных, с экологической точки зрения, условиях. В результате исследований могут быть обнаружены ранее не явные, но реальные угрозы («факторы риска») для здоровья населения отдельных регионов. И это может оказаться важным для принятия государственных решений.

Где учат антропологов?

Специальность антрополог можно получить на биологическом факультете МГУ. Молодой специалист может заниматься преподаванием и наукой на кафедре вуза, где в учебном плане есть антропология. Может работать сотрудником антропологического научно-исследовательского учреждения, музея (в этом случае тоже не исключается и преподавательская работа).

Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук - старейшее гуманитарное научное учреждение страны, берущее начало от Петровской Кунсткамеры. Сегодня - это ведущий исследовательский центр в области социально-культурной и физической антропологии с высоким международным статусом. Целью исследований является изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира во взаимодействии с социально-политическими и экономическими процессами. Институт ведет полевые исследования на территории бывшего Советского Союза и других государств, публикует около 50 книг в год и периодические издания: журнал "Этнографическое обозрение", ежегодник "Расы и народы", альманах-ежегодник "Вестник антропологии", "Библиотека российского этнографа", "Этнографическая библиотека". Институт публикует "Исследования по прикладной и неотложной этнологии", осуществляет мониторинг этноконфессиональной ситуации в регионах России и в других странах СНГ и Балтии с целью содействия более эффективной внутренней и внешней политике государства

В Интернете существует виртуальный проект «Философская антропология», стратегической целью которого является создание открытого коммуникативного пространства для широкого обсуждения философско-антропологической проблематики.

Использованы материалы с сайтов:

Добавление от команды id015 Дети Солнца

Антрополог должен знать: Биологию, химию, биохимию, генетику, антропогенез, антропогеографию, антропометрию и др., методы научных исследований по специальности. Профессионально важные качества для антрополога: - память; - внимание; - склонность к научно-исследовательской работе.

Источники информации:

3. Новая Российская энциклопедия, т.2, А-БАЯР, изд. «Энциклопедия»,2005

Магистерская программа «Культурная антропология» на факультете антропологии – это четыре семестра с интенсивными лекциями и семинарами и исследовательской работой магистранта по своей теме. Обучение заканчивается написанием магистерской работы и получением диплома магистра установленного образца.

В магистратуре читаются фундаментальные курсы по теории и истории культурной и социальной антропологии, фольклористике, социолингвистике, лингвистической антропологии, методам полевой работы, а также курсы по выбору. Кроме того, все учащиеся имеют возможность посещать курсы по выбору на других факультетах Европейского университета.

Итоговая оценка за курс чаще всего складывается из оценки за письменную работу, оценки за работу на семинаре по данному предмету и собственно экзаменационной оценки. Экзамены бывают как устные, так и письменные.

В конце второго семестра слушатели выбирают научного руководителя и согласовывают с ним тему магистерской диссертации.

Магистерская диссертация тех студентов, которые планируют учиться дальше на программе аспирантского уровня, обычно является своего рода пилотным исследованием по теме предполагаемой кандидатской диссертации.

Трехлетняя программа профессиональноой подготовки «Культурная антропология» продолжается шесть семестров и основной упор здесь делается на проведение диссертационного исследования, а итогом является написание и защита кандидатской диссертации. Защита проходит в одном из учреждений, где имеется диссертационный совет по соответствующей специальности, - например, Музей антропологии и этнографии РАН («Кунсткамера»), Институт славяноведения и балканистики РАН (Москва), РГГУ, Институт лингвистических исследований РАН, Филологический факультет СПбГУ и др..

В рамках обучения на факультете студенты и слушатели могут заниматься широким кругом тем, связанных с антропологической проблематикой :

  • антропологическое изучение повседневности
  • проблемы социальной памяти
  • антропология этничности
  • антропология религии
  • исследования миграций
  • антропологическое изучение города
  • культурно-антропологические исследования современной ситуации в Сибири и на Севере
  • антропологическое исследование взаимодействия человека и техники, в частности, в сфере современных информационных технологий
  • антропология инвалидности
  • медицинская антропология

североведческой проблематикой :

  • антропологическое изучение повседневности жителей Арктики, Севера и Сибири
  • антропология религии и современного шаманизма
  • антропологическое изучение северных (моно)городов
  • исследования современной культурной и языковой ситуации в Сибири и на Севере
  • антропологическое исследование взаимодействия человека и техники

фольклористической проблематикой :

  • структура фольклорной традиции (прежде всего русской)
  • традиционный фольклор, теория
  • методология и методы анализа сюжетов и мотивов
  • современные методы фольклористики и современный фольклорный материал
  • поэтика фольклора. Анализ фольклорных текстов на разных уровнях
  • соотношение фольклора и «постфольклора»
  • отдельные жанры, сюжеты и мотивы традиционного и современного фольклора
  • специфика городского фольклора (городской фольклор XIX в., современный городской фольклор, фольклор социальных сообществ)
  • место религиозного фольклора в структуре фольклора и в системе религиозных представлений

социолингвистической проблематикой :

  • теоретическая социолингвистика, включая разработку методов социолингвистических исследований
  • социолингвистическое изучение Российской Федерации и государств постсоветского пространства
  • социолингвистические исследования малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока
  • исследования в области вариационной социолингвистики
  • микросоциолингвистические исследования различных коммуникативных сред

Открытые лекции преподавателей факультета

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.11.2019

Россия 20000—50000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

В годы учёбы на филфаке МГУ я дружила со студентами исторического факультета, обучавшимися по специальности «этнология», и именно тогда поняла, что неправильно выбрала факультет. Стала посещать лекции на истфаке, читать специальную литературу. До университета я занималась хореографией, в период учёбы углубилась в этнохореографию, а с 3-4 курса начала концертную деятельность. В 1990-е годы поступила в аспирантуру по специальности «культуролог», которая тогда начала выделяться как научная специальность из философских дисциплин и во многом пересекается с культурной и социальной антропологией. Но вообще в эти специальности люди приходят разными путями: кто-то оканчивает исторический факультет по специальности «этнология», кто-то поступает в аспирантуру, имея другую гуманитарную специальность.

Правда ли, что часть социальных антропологов – представители различных народностей, потому изучают они собственную культуру и социальное развитие?

Да, это действительно так. Если вы придёте на конгресс этнологов и антропологов, то увидите там специалистов различных национальностей, и многие из них изучают свою национальную или этническую культуру.

Какие вузы готовят антропологов? Какие профильные предметы предстоит изучить?

В России профессия социокультурного антрополога не выделена как отдельная научная специальность. Сейчас она составляет часть подготовки преимущественно этнологов, культурологов и социологов, но озвучена в рамках этнологической специализации под номером 07.00.07: «Этнография, этнология и антропология». Методы антропологических исследований социумов и их культуры у нас и во многих странах Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря составляют сейчас часть подготовки этнографов, и социокультурную антропологию преподают на исторических факультетах, в последние годы – также студентам, изучающим культурологию, в то время как в странах Запада эта специальность рассматривается как часть социологической науки. Существуют такие направления, как политическая, философская, лингвистическая антропология, и другие. Исследователи разных специальностей получают образование на различных факультетах высшей школы: историческом, социологическом, философском, филологическом.

Где может работать антрополог?

Для человека, желающего посвятить себя социокультурной антропологии, есть две основных возможности: работа в вузе или в научном учреждении. Но в вузах (учитывая рост нагрузки на преподавателей в последние годы) мало возможностей для исследовательской работы. Из научных учреждений для академических исследований наиболее благополучны институты Российской академии наук. Но из-за непрерывного реформирования и сокращения финансирования науки трудно сказать, на что сейчас может рассчитывать молодой человек.

С другой стороны, социальный (культурный) антрополог – современная специальность, востребованная и в академической, и в прикладных областях. Она связана с исследованиями человеческого капитала, который в постиндустриальных обществах представляет собой один из важнейших факторов развития. Уже не одно десятилетие в США и Западной Европе курс социальной (культурной) антропологии составляет часть подготовки специалистов разных профилей, от академического учёного до управленца и социального работника. Подобная тенденция в России начала проявляться в 2000-х годах. Например, в Департаменте межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ состав сотрудников обновлялся за счёт специалистов-этнографов. Сейчас этого министерства не существует, а отдел перекочевал в Министерство культуры, где его функции сужены до регулирования национальных отношений в сфере культурной политики. В органах исполнительной власти различных уровней есть должности, связанные с межнациональными отношениями, но нет условия, чтобы их занимали специалисты-антропологи. В этом смысле России есть куда развиваться.

На что живёт антрополог?

Зарплаты преподавателей зависят от нагрузки, и могут достигать 40 тысяч рублей, но это в Москве. В учреждениях федерального уровня и в регионах зарплаты гораздо ниже – это 15-20 тысяч рублей для преподавателя с научной степенью. В последние 4 года сильно сокращено , которое широко практиковалось преподавателями и исследователями. В системе РАН зарплаты доходят до 30-40 тысяч рублей у кандидатов и докторов наук, но в последние годы ставки научных сотрудников, прежде всего, более высоких должностей, сокращают, что ставит под вопрос возможности карьерного роста для учёного. Оклады в 90-100 тысяч рублей связаны с административной работой (заместитель директора или другие высокие посты), и у основной массы научных сотрудников таких зарплат нет.

При этом можно получать гранты…

Да, часть заработка может складываться из грантов. В России два крупных фонда, предоставляющих в социогуманитарной сфере: РГНФ и РФФИ. Их бюджеты сокращаются, при этом приоритет в финансировании отдаётся крупным научным коллективам, а не одиночным исследователям. Есть зарубежные фонды, часть которых допущена для работы с российскими гражданами. Финансирование исследований этнической проблематики и публикаций внутри страны нередко проще получить через общественные организации, с которыми работает часть исследователей.

Как обычно проходит рабочий день?

Рабочий день специалиста по этнической культуре зависит от того, где и над каким проектом он в данный момент работает. Если по научным проектам вне рамок учреждения – он абсолютно свободен. В академическом институте всегда было 1-2 присутственных дня, остальное время – так называемые «библиотечные дни», когда человек работает в библиотеке или дома или встречается с нужными людьми.

Исследования складываются из нескольких этапов. Сначала накапливается эмпирический материал: это полевые исследования или, если речь идет об исторических данных, работа в библиотеках и архивах. Активная направленная работа «в поле» может занимать несколько месяцев – это поездки или встречи. Если объект исследования находится в том же городе, то общение может быть регулярным. В период обработки и систематизации данных учёный начинает составлять текст и обычно работает дома, в библиотеке, посещает институт для контактов с коллегами, обсуждения проектов. Это «чисто» антропологические методы исследования, связанные с синхронностью наблюдения. Но восточноевропейский подход исследования этнических культур, развивавшийся в рамках историко-этнографического направления, предполагает и исторический, ретроспективный взгляд, что требует работы с историческими источниками: публикациями, документами. Благодаря оцифровке архивов в последние годы всё больше документов становятся доступны через интернет, что в сотни раз ускоряет научную работу. То же самое с поиском научной литературы – уже невозможно представить, чтобы мы работали так, как 10 лет назад.

Но прямой контакт с изучаемыми этносами всегда необходим?

Одна из основных методик работы в поле – прямое включённое наблюдение, то есть участие в событиях. Например, исследователя приглашают на праздник, на свадьбу, в гости, где он просто наблюдает за событиями или участвует в них. Другой важный метод – интервью на обговорённую с информантом тему. При этом можно строго придерживаться каких-то вопросов, а можно задать общее направление разговора и дать информанту свободно высказываться, так как разговор может выйти на другую интересную тему.

Накопление материала идёт всю жизнь, потому что антрополог (этнолог, культуролог) получает данные не только во время специальных экспедиций. Врастая в изучаемую среду, он часто поддерживает отношения с информантами, некоторые могут стать его приятелями или друзьями. А если он ещё и носитель культуры, тогда он постоянно находится в изучаемой среде. В последние годы с развитием интернета возможность контактов с удалёнными информантами становится неограниченной.

Международное общество исследований цыганской культуры занимается ещё и сохранением культуры (мастер-классы по фольклорному танцу и т.п.), образованием на родном языке. Как участвует в этом антрополог?

– Выбор сферы деятельности определяется интересом самого человека, ведь свобода научных исследований – основной принцип науки, её дух. К примеру, этнохореография – такая же область научного знания, как и любая другая. Есть этнологи, которые профессионально занимаются этнической хореографией, она составляет часть их научных интересов, и они совмещают это с научной карьерой. Например, С.В. Рыжова – сотрудник института Этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, много лет профессионально исполняет и преподаёт несколько традиционных танцевальных стилей Индии.

Я много лет работала исполнителем этнических танцев и этнохореографом. В последние два года являюсь экспертом Всероссийской танцевальной организации.

Что касается образования – мы с Георгием Николаевичем Цветковым семь лет проработали в Федеральном институте развития образования в отделе, который занимался проблемами образования национальных и этнических групп в России, и почти все публикации на эту тему мы сделали в рамках разработки программ для носителей цыганского языка. Поэтому мы можем давать практикум по цыганскому языку.

Какие навыки, черты характера необходимы будущему антропологу, а какие противопоказаны?

Среди общих качеств учёного: самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать. Для антрополога важно умение общаться с любыми людьми, находить с ними контакт, располагать к себе. Считается, что необходимы и актёрские данные. Нужно уметь поставить себя на место и в обстоятельства жизни членов исследуемого общества. Нужно терпение, так как далеко не все информанты легко пойдут на контакт.

Неприемлема нетерпимость – религиозная, этническая. Важнейший этический кодекс – не навредить информанту и общине. Если люди не хотят, чтобы их записывали – значит, нельзя записывать. Если не хотят, чтобы на них ссылались – не надо упоминать их данные. Если просят не публиковать какую-то информацию – значит, она много лет останется в записях. Это бывает, когда речь идёт о «закрытой» социальной информации, которой нельзя делиться с «чужими», или о личной информации человека, публикация которой нанесёт ему или общине вред. В некоторых случаях вообще лучше не упоминать даже этническую группу информантов или же очень аккуратно затрагивать в публичном пространстве некоторые темы. Последнее связано с агрессией, этнической нетерпимостью, дискриминацией, спекулятивным использованием этнической информации в СМИ.

Как происходит профессиональное развитие?

Направленное повышение квалификации – это обучение в аспирантуре и написание докторской диссертации. Самообразование происходит постоянно, особенно это заметно при исследовании междисциплинарных тем, когда приходится углубляться в смежные специальности. Например, недавно я писала статью о законодательстве Российской империи в отношении цыган и обращалась к исследованиям по истории права в России и к работам по общей теории права.

Наряду с профессиональным становлением необходимо человеческое развитие, умение понимать людей. Возможность смотреть на мир глазами других подразумевает не только профессиональный, но и жизненный опыт.

Важно научное общение, обсуждение своих и чужих публикаций, материалов, обмен опытом. Личные встречи с коллегами, конференции, симпозиумы, научные форумы – основные формы научного общения. Сейчас есть возможность удалённого участия в конференциях и общения с коллегами через скайп.

Кто для вас является профессиональным ориентиром?

Личность идеального учёного – это скорее собирательный образ. Среди классиков антропологии привлекают работы разных авторов, но особенно Фредерика Барта, Рут Бенедикт, Мэри Дуглас. Направления их исследований находятся в сфере моих научных интересов. Сейчас я пишу ряд статей о цыганах в Российской империи, и для меня пример качества работы с историческими источниками представляют тексты историков предреволюционного периода, например, известного историка Украины Дмитрия Ивановича Багалея. Примером служат и работы некоторых современников и коллег. Один из образцов историко-этнографического исследования – монография 1998 года «Цыгане в румынской истории» Виорела Акима. Образец современного социально-антропологического исследования – труд Елены Николаевны Успенской 2010 года «Антропология индийской касты». Пример коллективного научного проекта – выходившая последние 15 лет известная научная серия «Алгебра родства» под руководством Владимира Александровича Попова. Конечно, много и других интересных работ.

Международное общество исследований цыганской культуры приглашает к сотрудничеству исследователей-профессионалов и любителей. Кто откликается на это приглашение?

Это очень разные люди. Иногда учёные. Например, так мы познакомились с профессиональным историком В. Н. Шкуновым, который в своём исследовании о торговле цыган обнаружил ряд интереснейших неизвестных ранее исторических источников. Обращаются разные люди с просьбой прислать литературу. Несколько раз писали учителя, преподающие цыганским детям, цыганская интеллигенция из разных регионов России и бывших республик СССР, из общественных организаций.

Как к вашей необычной специальности относятся окружающие?

Смотря какие окружающие. Российское общество ведь крайне неоднородно. Есть агрессивно настроенные в этническом отношении люди. Среди молодых людей, получающих высшее образование, в последние 10-15 лет бытует мнение, что в науку идут неудачники, которые не смогли реализовать себя в других областях, что связано с ухудшением положения ученых в последние 25 лет и деградацией сферы науки и образования в России. Причём это касается даже детей весьма успешных знакомых: они считают, что заниматься наукой в российских условиях – бред. Но своих родных они почему-то к неудачникам не относят (улыбается) .

С точки зрения исследований многим эта профессия представляется интересной, ведь она позволяет объективно увидеть общество, да и сам процесс научного поиска – необычайно творческое занятие. Нашей интернет-библиотекой пользуются люди разных возрастов и профессиональных интересов: не только учёные или общественные деятели, но и представители этнической диаспоры, особенно молодёжь.

Каковы главные проблемы современной российской науки и антропологии в частности?

Проблема переходных обществ, к которым принадлежит Россия и страны бывшего соцлагеря, в резком понижении уровня жизни учёных в постсоветский период, в несоответствии их настоящего положения той роли, которую играет наука в обществе, в недофинансировании научных исследований, малокомфортных условиях работы. Самое плохое – это то, что в последние годы под видом реформ в стране происходит попытка ликвидации самостоятельности науки как общественной отрасли, бюрократизация научного процесса, попытка внедрения идеологического контроля в социогуманитарном знании (прежде всего в исторической науке), подмены научного творчества начетничеством, с внедрением соответствующих социальных инструментов. То есть происходит попытка ликвидации того, что делает науку наукой – уникальной саморазвивающейся областью. Как результат – падение престижа науки в России. Активные исследователи, и прежде всего молодёжь, стараются уехать в развитые страны, где условия работы на порядок выше. Речь не обязательно идёт об , многие работают по грантам или по контракту. Поскольку сфера науки интернациональна, этот процесс вполне естествен.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!