Социальные и гуманитарные знания кратко. Как классифицируются социально-гуманитарные науки. Общение как обмен информацией

Под социально-гуманитарными науками понимается цикл научных дисциплин, направленных на изучение общественных явлений. Они изучают человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Объектом социально-гуманитарного познания в широком смысле слова выступает совокупность социальных феноменов: социальные отношения и функционирование социальных институтов, социальные действия и взаимодействия людей и их результаты, представленные в памятниках материальной и духовной культуры, событиях и исторических фактах.

Так же как и объекты других наук общество существует независимо от воли и сознания людей. В то же время имеется специфическое отличие объекта социально-гуманитарных наук: Если процессы физического мира полностью независимы от сознания человека, то процессы, происходящие в обществе, связаны с деятельностью людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, их поступки, которые требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностям и целями (носят объективно-субъективный характер).

Субъектом социально-гуманитарного познания выступает сообщество ученых или отдельный индивид. Научное социогуманитарное познание осуществляется специалистами, которые обладают характерными профессиональными знаниями и навыками.

Особенности социально-гуманитарного познания:

Как одна из сфер общего научного познания, социально-гуманитарные науки имеют все признаки науки вообще. Но они имеют и свою специфику.

Одна из важных особенностей социально-гуманитарных наук – необходимость учета в них феномена свободы. Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна. Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше гипотетичности, чем в естественных науках



Вторая особенность социально-гуманитарных наук – необходимость изучения субъективной реальности. Естественные науки изучают материальные объекты. Социально-гуманитарные науки тоже исследуют материальные системы, то есть объективную социальную реальность. Но существенным компонентом всех объектов социально-гуманитарных наук служит субъективная реальность – сознание человека. Два фактора обусловливают трудности в изучении сознания. Первый из них – суверенность сознания. Она состоит в том, что сознание непосредственно дано только данному субъекту. Для других людей сознание данного человека ненаблюдаемо. Для них наблюдаемы лишь внешние проявления сознания – речь и действия человека. По ним мы судим о содержании сознания другого человека, но он может маскировать свои истинные переживания. Вторая трудность заключается в том, что сознание не материально, а идеально, т.е оно не обладает физическими и химическими свойствами, какими обладают материальные объекты, например такими свойствами, как заряд, масса, вес, валентность. Сознание бесплотно и бестелесно, оно есть информация как бы в чистом виде.

Само же сознание дано человеку исключительно в виде субъективных внутренних переживаний. Его нельзя зафиксировать прибором, его можно только чувствовать. Однако отмеченные трудности в изучении духовного мира человека не являются непреодолимыми. Изучение деятельности и речи людей, их мозговых процессов позволяют науке и философии получать определенные знания о составе, структуре и функциях сознания.

Третья особенность социально-гуманитарных наук – высокая степень уникальности изучаемых объектов. Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект. В качестве объектов познания могут выступать и системы, и процессы (материальные и духовные), и события, и явления, и свойства – все, что может изучаться. Степень уникальности социально-гуманитарных объектов намного выше, чем объектов природы или техники. Например, физик имеет дело с двумя атомами, инженер – с двумя автомобилями одной марки, юрист или педагог – с двумя людьми. Однако, больше различий между объектами социально-гуманитарных дисциплин.

Т. к. изучаемые социально-гуманитарными дисциплинами объекты и события - уникальны, то необходимо использовать в этих науках индивидуальный подход. В естественных и технических науках он необязателен, там изучаемые объекты в основном однотипны, и от различий их между собой можно абстрагироваться, поскольку они несущественны. А вот юрист, психолог, педагог от различий между людьми и их особенностей абстрагироваться никак не может.

Четвертая особенность социально-гуманитарных дисциплин – необходимость учета характера законов функционирования изучаемых объектов. В природе действуют и динамические, и статистические законы; в социально-гуманитарных объектах – как правило, статистические законы. Динамические законы в своей основе имеют однозначную причинность, а статистические – вероятностную причинность, при которой причина может порождать одно из нескольких следствий. (Закон равенства действия и противодействия. Материальные тела действуют друг на друга с силами, равными по величине и противоположными по направлению)

Знание динамических законов позволяет осуществлять точные (однозначные) предсказания, а знание статистических законов открывает возможность только вероятностных предсказаний, когда нельзя знать, какое из возможных событий произойдет, а можно вычислить лишь вероятности этих событий. В связи с этим предсказание в социально-гуманитарных науках является менее точным, чем в науках о природе и технике.

Пятая особенность социально-гуманитарных наук – ограниченность применения в них эксперимента. Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Невозможно с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Критерии научности: доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность, эссенциальность.

Доказательность в социально-гуманитарных науках является менее строгой, чем в естественных науках. Это связано с недостатком фактов и достоверных теоретических положений. По этой причине в социально-гуманитарных науках по сравнению с естественными науками более значительную роль играет интуиция, и многие положения социально-гуманитарного знания вводятся интуитивно. Социально-гуманитарные науки стремятся к непротиворечивости своего знания, однако из-за многосторонности объектов изучения критерий непротиворечивости в них нарушается чаще, чем в науках о природе.

Эмпирическая проверяемость в естественных науках реализуется главным образом через специальные проверочные эксперименты, а в социально-гуманитарных науках преобладают методы наблюдения, анкетирования, интервью, тестирования.

Воспроизводимость фактов в науках о природе устанавливается в основном повторением экспериментов для получения статистически достоверных результатов. В социально-гуманитарных науках, когда имеются условия, эксперимент тоже применяется. В тех же областях гуманитарного познания, где эксперимент невозможен, используют анализ свидетельств многих источников, например в истории, юриспруденции, педагогике. Множество источников или много свидетелей – это аналог множества наблюдений и большого числа экспериментов.

Общезначимость в социально-гуманитарных науках значительно меньше, чем в естественных науках. Многообразие научных школ и направлений в этих науках очень велико, но имеется тенденция к их синтезу.

Семинар № 1

Тема: Гуманитарные науки: особенности, развитие и значение гуманитарного знания.

Вопрос № 1. Содержание и развитие гуманитарных знаний. Процесс и причины расширения гуманитарных знаний.

Гуманитарные знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарные знания - это возможность ориентироваться в мире, в смысле происходящего, это возможность понимать, что с нами происходит и для чего нам нужны те или иные реформы, для чего нам нужны те или иные новации .

Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека , потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.

Особенностью гуманитарного знания является то, что оно не существует независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте). Например, идеи или культурные ценности он пропускает через свое "я" - свое индивидуальное, и затем они становятся уже его собственными, его индивидуальными понятиями. Индивидуальность здесь служит как бы критерием. Гуманитарное знание говорит о том, что создано человеком на протяжении его истории, а не о том, что возникло естественным образом.

Объектом гуманитарных наук является индивид , точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.

К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), социология, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.

Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Поэтому, проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины сосредоточены прежде всего в гуманитарном знании. И потому на формирование мировоззрения огромное влияние оказывает уровень гуманитарной образованности человека.Все гуманитарные знания пронизаны мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии общества, народов, а одновременно их осмысление с тех или иных позиций. То же самое полностью относится к наукам о человеке, например, психологии, педагогике.В обществе перед человеком всегда существует проблема выбора, и тогда гуманитарная образованность, уровень этой образованности создают предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, поскольку гуманитарная образованность позволяет человеку не начинать с чистого листа, а использовать осознанный общечеловеческий опыт.

Вопрос № 2. Наука как форма познания, её особенности и значение.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Классификации наук:

по предмету и методу познания : естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

по удаленности от практики : фундаментальные и прикладные.

Функции науки:

    культурно-мировоззренческая,

    познавательно-объяснительная,

    прогностическая,

    социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

Научное познание особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др.

2. Наука осуществляет изучение не только объектовиспользуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;

3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина.

4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;

5. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

6. Проверяемость знания посредством опыта,практики.

7. Использование научного оборудования.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический .

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами,осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путем проведения наблюдений, измерений, экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Здесь отсутствует практическое взаимодействия с объектами.Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Вопрос № 3. Гуманитарные науки: понятие, виды, специфика, значение.

Гуманита́рные нау́ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

До настоящего времени не решена проблема классификации социально-гуманитарных наук. Одни авторы не производят разделения наук на социальные и гуманитарные, другие – производят. Различие состоит в предмете изучения. Для социальных наук – это общество в целом или его сферы (политическая, юридическая, экономическая и др.). Для гуманитарных наук предмет изучения – человек и духовные продукты его деятельности. В связи с этим к социальным наукам можно отнести социальную философию, историю, социологию, экономику, юриспруденцию, политологию. В состав гуманитарных наук можно включить культурологию, религиоведение, искусствоведение, психологию, лингвистику, педагогику, философскую антропологию . Сходство между социальными и гуманитарными науками очень большое,поэтому можно вести речь о социально-гуманитарных науках како единой науке.

Социально-гуманитарные науки имеют свою специфику.

1)необходимость учета в них феномена свободы . Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна (не абсолютно, конечно, а относительно). Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше непредсказуемояти.

2)высокая степень уникальности изучаемых объектов . Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект.3) ограниченность применения эксперимента . Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Мы не можем с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Значение гуманитарных наук очень велико. Они не только расширяют кругозор, но и накапливает опытом навыками, умениями. Изучая соц. –гуман. науки человек приобщается к обществу, узнаёт его, формирует своё отношение к окружающим. Углубляясь в изучение хотя бы одной из гуманитарных наук, человек раскрывает себя, свой потенциал. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности.

Вопрос № 4. Общая характеристика социального мировоззрения. Роль научного изучения общества, его функционирования и развития.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:

Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения держит общество в определённых рамках и объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.

Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

В наши дни общество в его прошлом и настоящем изучает целый комплекс общественных наук: история, социология, философия,антропология, политология, экономика, культурология и др. Каждая из этих наук рассматривает определенные стороны общественной жизни. Социальная философия и социология стремятся охватить общество в целом,поэтому именно им отводится наиболее важная роль в изучении общества.Социология – это обобщающая наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. С другой стороны, социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология. Все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, они дополняют друг друга, хотя и выделяют различные аспекты исследования.

На сегодня классификация социально-гуманитарных наук проработана слабо ввиду обширности и разнородности области их применения, а также тесной взаимосвязи сфер общественной жизни. Например, история может быть классифицирована и как наука, и как социальная.

Все три метода классификации разделяют эти науки на социальные и гуманитарные.

Классификация по предмету изучения:

Социальные науки – это , социология, юриспруденция, политология и т.д., где предметом изучения является человеческое общество, «социум».

Гуманитарные науки – это , философия, история, где рассматривается человек как субъект нравственной, интеллектуальной, общественной и культурной деятельности. Как отдельный индивидуум, так и в контексте общества.

Но в данном разделении между гуманитарными и социальными науками нет единства. Например, в английской классификации к наукам относятся такие дисциплины, как языки, религия, музыка. В русской же классификации они относятся непосредственно к культуре.

Классификация по методу объяснения

Социальные науки используют обобщающий метод, направленный на выявление закономерностей, в этом они схожи с естественными науками. Объекты изучения подвергаются не только описанию, а больше к оценке, причем не к абсолютной, а сравнительной.

Гуманитарные же используют индивидуализирующие описательные методы. В некоторых из гуманитарных наук используются только описания, а в других еще и оценки, притом абсолютные.

Классификация по используемым исследовательским программам

В социальных науках – натуралистическая программа. Здесь четко разделяется субъект и объект изучения. Исследователь намеренно противопоставляет себя объекту изучения – обществу в целом или экономической или правовой сфере. Согласно Э. Дюркгейму суть натуралистического метода – это рассматривание изучаемого как вещь. Таким образом, выявляются и описываются со стороны действующие закономерности. Главной целью данного метода является объяснение.

В гуманитарных – культурцентристская программа. В этой программе культура рассматривается как самостоятельная реальность, отделенная от природы. Исследователь сам может одновременно являться субъектом и объектом изучения, изучать анализировать и описывать предмет, спускаясь до отдельного индивидуума, до его мировосприятия, ценностей, в отличии от натуралистической программы, где описываются понятия в общем.

Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Наука и философия

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Из истории русской философской мысли

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

Выводы к главе I

Вопросы и задания к главе I

Готовимся к экзамену

Глава II. Общество и человек

Происхождение человека и становление общества

Сущность человека как проблема философии

Общество и общественные отношения

Общество как развивающаяся система

Типология обществ

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Исторический процесс

Проблема общественного прогресса

Свобода в деятельности человека

Выводы к главе II

Вопросы и задания к главе II

Готовимся к экзамену

Глава III. Деятельность как способ существования людей

Деятельность людей и ее многообразие

Трудовая деятельность

Политическая деятельность

Выводы к главе III

Вопросы и задания к главе III

Готовимся к экзамену

Глава IV. Сознание и познание

Проблема познаваемости мира

Истина и ее критерии

Многообразие путей познания мира

Научное познание

Социальное познание

Знание и сознание

Самопознание и развитие личности

Выводы к главе IV

Вопросы и задания к главе IV

Готовимся к экзамену

Глава V. Личность. Межличностные отношения

Индивид, индивидуальность, личность

Возраст и становление личности

Направленность личности

Общение как обмен информацией

Общение как взаимодействие

Общение как понимание

Малые группы

Групповая сплоченность и конформное поведение

Групповая дифференциация и лидерство

Семья как малая группа

Антисоциальные и криминальные молодежные группы

Конфликт в межличностных отношениях

Выводы к главе V

Вопросы и задания к главе V

Готовимся к экзамену

Глава I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. Наука и философия

Вы, конечно, понимаете, что такие учебные предметы, как физика и история, биология и химия, построены на основе наук, имеющих те же названия. А слово «обществознание» («обществоведение») означает не одну науку, а целый комплекс наук, изучающих общество и человека. Знания, которые дают эти науки, именуют социально-гуманитарными (заметим, что гуманитарные знания включают в себя также целый комплекс филологических наук: лингвистику, языкознание и др.).

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ
И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные - общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека - общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая - общество. Такое же положение занимает и экология.
Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки - это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.

КЛАССИФИКАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.
Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:
исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);
экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);
философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.);
филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.);
юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);
педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);
психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);
социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);
политические науки (теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);
культурология (теория и история культуры, музееведение и др.).
В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии. Особенности истории, экономики и права раскрываются в самостоятельных курсах. Сущность философии, социологии, политологии, социальной психологии рассматривается в данном курсе.

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В наиболее широком значении социология - это наука, изучающая общество и общественные отношения. Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.
Современная социологическая энциклопедия определяет социологию как науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т. е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.
Социология - это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.
Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания. Теоретический уровень представляют общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества. На уровне прикладных социологических исследований используются различные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент. С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе. Теории среднего уровня (социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т. п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.
Социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
Политическая наука (политология) является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством.
Существуют две трактовки политологии. В узком смысле политология - это одна из наук, изучающих политику, а именно - общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми. Теория политики включает различные концепции власти, теории государства и политических партий, теории международных отношений и др.
В широком смысле политология включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию государства и права, политическую географию и др. Иными словами, в такой трактовке политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования, в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках.
Политология позволяет анализировать и прогнозировать политическую обстановку.
Социальная психология, как вы видели в классификации отраслей обществознания, принадлежит к группе психологических наук. Психология изучает закономерности, особенности развития и функционирования психики. А ее ветвь - социальная психология - изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В своих исследованиях социальная психология тесно связана, с одной стороны, с общей психологией, а с другой - с социологией. Но именно она изучает такие вопросы, как закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности; социализация индивида; деятельность личности в группах; межличностные отношения в группах; природа совместной деятельности людей в группах, формы складывающихся в них общения и взаимодействия.
Социальная психология помогает решать многие практические проблемы: улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах; оптимизации отношений между управляющими и управляемыми; восприятия информации и рекламы; семейных отношений и т. д.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

«Что делают философы, когда они работают?» - задавался вопросом английский ученый Б. Рассел. Ответ на простой вопрос позволяет определить как особенности процесса философствования, так и своеобразие его результата. Рассел отвечает так: философ прежде всего размышляет над загадочными или вечными проблемами: в чем смысл жизни и есть ли он вообще? Есть ли у мира цель, ведет ли куда-нибудь историческое развитие? Действительно ли природой управляют законы, или нам просто нравится видеть во всем какой-то порядок? Разделен ли мир на две принципиально различные части - дух и материю, и если это так, то как они сосуществуют?
А вот как сформулировал основные философские проблемы немецкий философ И. Кант: что я могу знать? Во что я могу верить? На что я смею надеяться? Что есть человек?
Подобные вопросы человеческая мысль поставила давно, сохраняют они свое значение и сегодня, поэтому с полным основанием их можно отнести к вечным проблемам философии. В каждую историческую эпоху философы по-разному формулируют данные вопросы и отвечают на них.
Им необходимо знать, что думали об этом другие мыслители в другое время. Особую важность приобретает обращение философии к своей истории. Философ находится в непрерывном мысленном диалоге с предшественниками, критически осмысливая с позиций своего времени их творческое наследие, предлагая новые подходы и решения.

Создаваемые новые философские системы не отменяют ранее выдвинутые концепции и принципы, а продолжают сосуществовать с ними в едином культурном и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична , многообразна в своих школах и направлениях. Некоторые даже утверждают, что в философии столько истин, сколько философов.
Иначе обстоит дело с наукой. Она в большинстве случаев решает насущные проблемы своего времени. Хотя история развития научной мысли также важна и поучительна, она не имеет для ученого, исследующего актуальную проблему, столь же большого значения, как идеи предшественников для философа. Положения, установленные и обоснованные наукой, принимают характер объективной истины: математические формулы, законы движения, механизмы наследственности и т. д. Они справедливы для любого общества, не зависят «ни от человека, ни от человечества». То, что является нормой для философии - сосуществование и известное противостояние различных подходов, доктрин, для науки - частный случай развития науки, относящийся к еще недостаточно исследованной области: там мы видим и борьбу школ, и конкуренцию гипотез.
Есть и еще немаловажное различие между философией и наукой - методы разработки проблем. Как отмечал Б. Рассел, на философские вопросы не получишь ответа путем лабораторного опыта. Философствование - это вид умозрительной деятельности. Хотя в большинстве случаев философы строят свои рассуждения на рациональной основе, стремятся к логической обоснованности выводов, они используют и особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики: выявляют противоположные стороны целого, обращаются к парадоксам (когда при логичности рассуждений приходят к абсурдному результату), апориям (неразрешимым проблемам). Подобные способы и приемы позволяют уловить противоречивость и изменчивость мира.
Многие понятия, используемые философией, носят предельно обобщенный, абстрактный характер. Это связано с тем, что они охватывают очень широкий круг явлений, поэтому у них очень мало общих признаков, присущих каждому из них. К таким предельно широким, охватывающим огромный класс явлений философским понятиям можно отнести категории «бытие», «сознание», «деятельность», «общество», «познание» и др.
Таким образом, различий между философией и наукой немало. На этом основании многие исследователи рассматривают философию как совершенно особый способ постижения мира.
Однако нельзя упускать из виду и того, что философское знание многослойно: помимо указанных вопросов, которые можно отнести к ценностным, экзистенциальным (от лат. existentia - существование) и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии - онтология; учение о познании - гносеология; наука о морали - этика; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства, - эстетика.
Обратите внимание: в краткой характеристике этих областей знания мы использовали понятие «наука». Это не случайно. Анализ вопросов, относящихся к данным разделам философии, чаще всего идет в логике научного познания и может оцениваться с позиций истинного или ложного знания.
К философскому знанию относятся такие важные для понимания общества и человека области, как философская антропология - учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальная философия.

КАК ФИЛОСОФИЯ ПОМОГАЕТ ПОСТИГАТЬ ОБЩЕСТВО

Предметом социальной философии выступает совместная деятельность людей в обществе. Важна для изучения общества такая наука, как социология. Свои обобщения и выводы об общественном устройстве и формах социального поведения человека делает история. Что же нового в понимании мира людей вносит именно философия?
Рассмотрим это на примере социализации - усвоения личностью ценностей и культурных образцов, выработанных обществом. В центре внимания социолога будут те факторы (общественные институты, социальные группы), под влиянием которых в современном обществе осуществляется процесс социализации. Социолог рассмотрит роль семьи, образования, влияние групп сверстников, средств массовой информации в обретении личностью ценностей и норм. Историку интересны реальные процессы социализации в конкретном обществе определенной исторической эпохи. Он будет искать ответы на такие, к примеру, вопросы: какие ценности прививали ребенку в западноевропейской крестьянской семье XVIII в.? Чему и как учили детей в российской дореволюционной гимназии? И т. п.
А что же социальный философ? В центре его внимания окажутся более общие проблемы: для чего необходим обществу и что дает личности процесс социализации? Какие его компоненты при всем разнообразии форм и видов носят устойчивый характер, т. е. воспроизводятся в любом обществе? Как определенное навязывание личности общественных установлений и приоритетов соотносится с уважением к ее внутренней свободе? В чем ценность свободы как таковой?
Мы видим, что социальная философия обращена к анализу наиболее общих, устойчивых характеристик; она ставит явление в более широкий социальный контекст (личная свобода и ее границы); тяготеет к ценностным подходам.

Свой полноценный вклад социальная философия вносит в разработку большого круга проблем: общество как целостность (соотношение общества и природы); закономерности общественного развития (каковы они, как проявляются в общественной жизни, чем отличаются от законов природы); структура общества как системы (каковы основания выделения основных компонентов и подсистем общества, какие виды связей и взаимодействий обеспечивают целостность общества); смысл, направленность и ресурсы общественного развития (как соотносятся устойчивость и изменчивость в общественном развитии, каковы его основные источники, какова направленность общественно-исторического развития, в чем выражается общественный прогресс и каковы его границы); соотношение духовных и материальных сторон жизни общества (что служит основанием для выделения этих сторон, как они взаимодействуют, можно ли одну из них считать определяющей); человек как субъект социального действия (отличия деятельности человека от поведения животных, сознание как регулятор деятельности); особенности социального познания.
Многие из этих проблем мы рассмотрим в дальнейшем.
Основные понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия.
Термины: предмет науки, философский плюрализм, умозрительная деятельность.

Структуру современного научного знания образуют два типа наук: 1) естественные, или науки о природе; 2) социально-гуманитарные, или науки о духе, объектом исследования которых являются человек и общество.

В основе такого деления наук, предложенного немецким философом В. Дильтеем (1833-1911), лежит различие объектов естественнонаучного и социально-гуманитарного типов познания. Впоследствии немецкие философы В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) провели различие между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания на основании используемых ими методов. Согласно В. Виндельбанду, естествознание использует номотетический метод (греч. nomos - закон; tetio - устанавливаю), т. е. законоустанавливающий; для социально-гуманитарного познания характерен идиографический метод (греч. idios - особенный, необычный; grapho - пишу), т. е. описывающий единичное, индивидуальное. Естествознание, полагал В. Виндельбанд, имеет своей целью выявление и формулировку общих законов, выражающих устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; гуманитарное познание (в первую очередь история) видит свою цель в фиксации и объяснении конкретных, единичных фактов. Согласно Г. Риккерту, наукам о природе присущ генерализующий (обобщающий) метод, с помощью которого исследователь отбирает из многообразия природы лишь повторяющиеся факты, свидетельствующие о наличии постоянных, устойчивых связей между явлениями. Соответственно в науках о духе используется индивидуализирующий метод, заключающийся в фиксации и объяснении единичных явлений. Рассматривая данные методы как взаимодополняющие, немецкие философы, однако, полагали, что номотетический, или генерализующий, метод в европейской культурной традиции воспринимается в качестве универсального метода научного познания, а его использование выступает критерием научности познавательной деятельности вообще.

Авторитетность наук о природе и наук о духе, а также трактовка их специфических особенностей варьируется в классическом, неклассическом и постнеклассическом типе научной рациональности. Классическая европейская наука исторически сформировалась как экспериментально-математическое естествознание; она абсолютизировала обобщающий метод, рассматривая его в качестве единственного метода научного познания. Для классического естествознания была характерна установка на поиск единого, универсального закона бытия, обнимающего частные закономерности и выражающего презумпцию (предположение) всеобщей гармонии природы. В качестве такого универсального закона мироздания выступил открытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения, составивший основу классической механистической картины природы. Сама идея единичного, индивидуального, неповторимого, не укладывающегося в рамки жестких закономерностей, отвергалась классическим естествознанием, объявляясь прерогативой гуманитарных дисциплин, которым - именно в силу этого обстоятельства - было практически отказано в научном статусе. Таким образом, различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания рассматриваются в классическом типе научной рациональности как различия соответственно между научным и ненаучным знанием.

Характерная для классической науки абсолютизация естественнонаучного идеала рациональности с его стремлением свести (редуцировать) многообразие реального бытия к конечному числу наиболее общих законов, фиксирующих повторяющиеся связи между явлениями, нашла свое выражение в экспансии естественнонаучных методов в общественные науки и формировании в них номотетической традиции. Механистическая методология классического естествознания рассматривалась как универсальная научная методология, пригодная для объяснения не только природы, но и человека и общества. Возникновение и дисциплинарная организация в XIX в. таких социальногуманитарных наук, как социология и психология, были связаны с ориентацией на естественнонаучный идеал рациональности, т. е. со стремлением к объяснению социально-гуманитарной реальности по аналогии с природной, путем усмотрения в ней причинно-следственных связей, фиксируемых в законах. Примером тому, в частности, может служить марксистская интерпретация истории, которая пыталась увидеть в историческом процессе действие универсальных законов и рассмотреть историю в виде жестко детерминированной, инвариантной причинно-следственной связи событий.

Особенности гуманитарного знания нагляднее всего могут быть продемонстрированы при его сопоставлении с классическим типом естественнонаучного знания. Различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания обусловлены, во-первых, спецификой объекта научного исследования; во-вторых, отношением познающего субъекта к познаваемому объекту; в-третьих, методологией исследования.

1. Природа как объект естественнонаучного познания не создается человеком, не нуждается в нем для своего бытия и существует независимо от его воли и сознания. В этом смысле можно говорить о том, что природа как объект исследования представляет собой объективную, т. е. существующую без человека, реальность. В мире природы действуют законы бытия, законы сущего, которые человек не властен изменить, но может лишь познать.

Общество, социальный мир, являющееся объектом социальногуманитарного познания, создается самим человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, т. е. коммуникации, и существует благодаря постоянному воспроизводству актов коммуникации. Вместе с тем в процессе межсубъектного взаимодействия социально значимые акты коммуникации порождают социальные институты (примером такого института являются нормы права), которые, будучи результатом человеческой деятельности, начинают восприниматься человеком как обладающие свойством объективности, т. е. независимости от него. Социальное как бы «обволакивает» человека, включая его в сферу своего энергетического воздействия.

Таким образом, объектом классического естественнонаучного познания выступает природа как объективная, без-человечная реальность; объектом познания социально-гуманитарных наук является общество как субъективно-объективная реальность, т. е., с одной стороны, как реальность, создаваемая и поддерживаемая человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, с другой - как объективная реальность, осознаваемая человеком в качестве противостоящей ему.

2. Особенности объектов естественнонаучного и гуманитарного познания обусловливают второе различие между ними: отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В классическом естествознании отношения ученого и объекта исследования характеризуются определенной дистанцией между ними. Здесь ученый противостоит миру наблюдаемых объектов как внешней для него действительности, на которую он воздействует, используя различный инструментарий и определяя условия эксперимента. Ученый- естествоиспытатель никогда не бывает имманентной (неотъемлемой) частью изучаемого объекта, а наблюдает за ним со стороны.

В социально-гуманитарных науках ученый (наблюдатель) не дистанцирован от объекта своего исследования. Это связано с тем, что исследователь социальных отношений сам является их участником, т. е. включен прямо или опосредованно в те объекты и процессы, которые он изучает. Следовательно, научное наблюдение в социальногуманитарных науках осуществляется изнутри познаваемого объекта, в роли которого выступают общество, государство, нация и т. д. Соответственно социально-политическая, национальная, конфессиональная и иные привязанности исследователя во многом определяют выбор научных проблем, стратегию и даже результаты их исследования. Поэтому социально-гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, весьма часто оказывается подверженным влиянию той или иной разделяемой исследователем идеологии.

Итак, естественнонаучное познание характеризуется дистан- цированностью познающего субъекта от познаваемого объекта, а социально-гуманитарное познание, напротив, - включенностью познающего субъекта в познаваемый объект.

Кроме того, в классическом естествознании природа рассматривается как объект, пассивно поддающийся безграничной познавательной активности субъекта. В социально-гуманитарном познании объект познания прямо или опосредованно обнаруживает себя как деятельный субъект. Следовательно, познавательная активность субъекта в общественных науках принципиально ограничена и связана с самораскрывающейся активностью «объекта».

Таким образом, познавательное отношение в естествознании, являясь субъект-объектным, имеет монологический характер; познавательное отношение в социально-гуманитарных науках, являясь субъект-субъектным, имеет диалогический характер.

3. Для классического естественнонаучного способа познания в качестве метода исследования характерен редукционизм, т. е. сведение многообразия наблюдаемых явлений к конечной совокупности наиболее общих законов, которые позволили бы прогнозировать закономерное протекание каких-либо процессов в будущем. Классическое естествознание стремилось каталогизировать мир, при этом все индивидуальное, ситуационное, не вписывающееся в принятые исследователем принципы каталогизации, рассматривалось как несуществующее, как погрешность, которой можно пренебречь. В естественнонаучном познании главную роль играет монологичное объяснение действительности в ее причинно-следственной обусловленности. Гуманитарные науки, напротив, как уже отмечалось, характеризуются обращением к действительности во всей ее полноте и неисчерпаемости индивидуальных проявлений. Здесь главное значение принадлежит уже не монологичному объяснению, а пониманию, «схватывающему» в процессе исследования индивидуальные особенности изучаемого явления.

Таким образом, если для естествознания важнейшим является обобщающее объяснение повторяющихся фактов, то для общество- знания - различающее понимание социальных явлений.

Важная особенность понимания, отличающая его от объяснения, заключается в присущей человеку способности к перевоплощению, воображению и интуиции, с помощью которых интерпретатор (субъект понимания) достигает понимания духовного мира Другого. Чтобы интерпретировать цели, намерения, мотивации авторов текстов, как и любые действия людей как сознательных существ, необходимо понять их (встать на место Другого). Совершенно иначе обстоит дело в природе, где действуют слепые, бессознательные силы и где поэтому отсутствует преднамеренная деятельность как таковая. Именно по этой причине в естественнонаучном знании главное внимание уделялось вопросам объяснения, ибо они не связаны с анализом целеполагания и мотивации. Объясняющее знание не следует противопоставлять пониманию. Они взаимодополняюг друг друга. Знание всегда текстуально и носит общий характер, понимание - контекстуально и носит в силу этого индивидуальный характер. Но научная коммуникация включает в себя и общее, и индивидуальное.

В неклассической и особенно в современной постнеклассической науке был осуществлен критический пересмотр особенностей классического естественнонаучного знания, что привело к возникновению тенденции к снятию жесткого разделения между естественнонаучным и гуманитарным типами знания. В рамках синергетики как ведущего направления постнеклассической науки обосновывается программа сближения естественнонаучного и гуманитарного типов знания, что создает широкие возможности для междисциплинарного диалога.