Индивидуальный маршрут с детьми овз. «Примерный индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка с ОВЗ в ОО «Физическое развитие. й этап. Май – по настоящее время

Юлия Знаменщикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Общие сведения о ребенке

Елизавета В.

Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По заключению врача офтальмолога у девочки дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7; по заключению врача отоларинголога у Лизы аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит; при ходьбе Лиза косолапит и шаркает ногами, у девочки нарушена осанка. ЗПР. Группа здоровья III.

Лиза воспитывается в неполной семье.

Лиза плохо воспринимает и оценивает движущиеся предметы, у неё затруднено восприятие формы, величины предмета и пространства. В связи с этим она испытывает трудности с ориентацией в пространстве; у ребёнка затруднено динамическое восприятие, также затруднён зрительно – пространственный синтез, у неё нет чёткого видения предметов. Лиза часто жалуется на головные боли и на неприятные ощущения в глазах. У девочки плохо развит фонематический слух, она дышит ртом, при беге и прыжках Лизе трудно дышать. Не достаточно развита память : слуховая и зрительная.

Елизавета самостоятельна, старательна, доброжелательна, общительна, однако дети не очень охотно играют с ней. Лиза более общительна с взрослыми, с ними она легко идёт на контакт, любит делиться своими мыслями и переживаниями. Лизе нравится заниматься физкультурой, однако ей с трудом даются упражнения на метание, гибкость, равновесие, что подтверждают данные мониторинга. Показатели физического развития низкие. Девочка с удовольствием играет в подвижные игры, охотно и старательно занимается индивидуально . Лиза усидчива и исполнительна, может долго играть самостоятельно, не мешая другим. Старается услышать и выполнить указания взрослых, однако не всегда ей это удаётся сделать хорошо и аккуратно. Лизе сложно проявить творчество, привнести что – то своё, действуя, чаще всего по образцу .

У Лизы хорошо развиты навыки самообслуживания, она быстро одевается и раздевается, аккуратно кушает. Она сильно переживает неудачи, плачет, но при этом не требует к себе повышенного внимания. Ребёнок добрый, услужливый, вежливый. Лиза плохо слышит, поэтому указания и просьбы необходимо повторять неоднократно. Школьная программа даётся ей с трудом.

С Лизой регулярно в индивидуальной форме занимаются специалисты школы : психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.

Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что необходимо создать оптимальные условия для коррекции вторичных нарушений с учётом первичных нарушений и индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Елизаветы К

На период с сентября 2016г. по май 2017г

Дата заполнения :. 2016г___

1. Общие данные

Ф. И. О. ребенка Елизавета В .

Дата поступления в учреждение 2016

Сведения о семье : из неполной семьи, мать и отец в разводе. Семья малообеспеченная

Мать (ФИО, образование Мама….

Отец (ФИО, образование , место работы, доп. сведения) Папа…

Дом. адрес :

Телефон :

Воспитатели (ФИО) :

Специалисты :

Учитель-логопед :

Учитель-дефектолог :

Педагог-психолог :

Музыкальный руководитель :

Инструктор по физ. воспитанию :

Старшая медицинская сестра :

Группа здоровья III

Группа физических занятий - ЛФК

Режим пребывания ребёнка в ДОУ Полный день пятидневная неделя.

Заключение ПМПК Нуждается в создании условий для получения образования , коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Разработка индивидуального образовательного маршрута .

Заключение мед. комиссии :

Врача офтальмолога :

Врача отоларинголога :

Хирург-ортопед :

Невропатолог : -дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7;

Аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит

Соблюдение режима зрительных нагрузок

Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления

- Посадка на занятиях : I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу)

Проводить пропедевтику основных видов движений

Использовать упражнения из горизонтального положения

Противопоказания : - Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

Нельзя работать на слишком близком расстоянии

Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз

Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища

Подъём тяжестей, сотрясение тела

Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения

Прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу

Назад - мостик

Длительное поднятие ног в положении лежа

Кувырки вперед/назад - Стойка на лопатках "березка»

Цели на текущий период (учебный год) Включение ребенка -инвалида в функционирующую группу сверстников, для подготовки успешного обучения в школе

Цель : Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

ЗАДАЧИ :

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование предметно-практических действий;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;

Формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства) ;

Овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы :

Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

Словесный

Практический

Игровой

Формы работы :

Утренняя гимнастика;

Индивидуальная и подгрупповая работа;

Спортивные праздники, развлечения.

Самостоятельная деятельность ребенка .

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. - формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. - содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. - уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. - профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. - покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. - развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель - создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога - обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Видео: индивидуализация дошкольного образования

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:

  • оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
  • сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
  • разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
  • сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
  • приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
  • развить речь - эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
  • сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
  • сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.

Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:

  • ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
  • психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
  • упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
  • использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).

Разработка и принятие ИОМ

Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).

Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.

Основные этапы, структура и содержание ИОМ

Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.

Опорные принципы проектирования индивидуального плана:

  1. Развитие способностей ребёнка к обучению.
  2. Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
  3. Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
  4. Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.

Развивающие игры используются в индивидуальной работе учителем–дефектологом, воспитателями с целью коррекции эмоционально-волевых нарушений, развития логики, восприятия, действий замещения, моторики и восприятия цветов, представлений об окружающем мире

Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану

  1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
  2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
  3. Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
  4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
  5. Аналитический этап - подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.

Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:

  • дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
  • чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
  • коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
  • обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
  • произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
  • проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.

Прогнозируемый результат:

  • достижение социальной комфортности и осведомлённости;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
  • развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности;
  • формирование самооценки, приближенной к адекватной.

Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:

  • формируется способность к самооценке, «маленький человек» пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
  • выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
  • ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
  • пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
  • воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;
  • сформированы представления о безопасном поведении в быту, на улице, в игре.
  1. Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
  2. Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.
  3. График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.
  4. План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
  5. Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
  6. Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
  7. Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
  8. Рекомендации и консультативная помощь родителям.

Общеразвивающие элементы гимнастики, а также различные подвижные игры очень нравятся детям и способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников

Разделы образовательного маршрута

Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.

Общая информация о ребёнке и семье

Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.

Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.

Охарактеризовать тип семьи:

  • благополучная - стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания;
  • неблагополучная - обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия.

Кто из взрослых воспитывает ребёнка.

Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:

  • авторитарный - жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка;
  • контроль и опека - ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»;
  • попустительство - потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых;
  • уважение и сотрудничество - помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.

Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.

«Куклотерапия» – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра: дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка

Соматическое здоровье

Группа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом.

Моторика:

  • общая моторика соответствует возрастной норме или отмечаются нарушения координации движения;
  • указывается диапазон возможностей мелкой моторики с характеристиками координации, темпа и объёма двигательных функции кисти руки, левша или правша.

Познавательные умения и навыки

Внимание - способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное).

Память - скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим.

Мышление:

  • степень понимания пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.);
  • способность подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.);
  • умение выделять главное;
  • навыки выявления простейших причинно-следственных связей (лето - жарко, снег - зима и т. д.);
  • ориентация во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.).

Объём знаний:

  • первичные знания о себе и окружающем мире: знает своё имя, возраст, членов своей семьи, адрес проживания, называет признаки времён года, владеет общими знаниями о животном и растительном мире согласно программным требованиям;
  • развитие навыков конструирования, рисования, лепки;
  • уровень владения элементарными математическими понятиями - навыки порядкового счёта, решение простейших примеров;
  • навыки определения и различения формы, цвета.

Проблемный ребёнок особенно нуждается в положительных эмоциях, поддержке взрослого и понимании, и в этом неоценимую помощь оказывают именно игры с водой

Поведение во время учебной деятельности

Развитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях.

Развитие речи

Звуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи.

Характеристика деятельности ребёнка

  • уровень владения навыками самообслуживания;
  • заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.

Особенности характера и поведения

  • эмоциональный портрет ребёнка - жизнерадостность, депрессивность, плаксивость, позитивность, подавленность, спокойный или гиперактивный и т. д.;
  • черты характера, особенности темперамента - активность или пассивность, агрессивность или уравновешенность, уверенность или робость, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;
  • развитие нравственных ориентиров, культуры поведения и общения.

Необходимо отметить личные предпочтения, сферу творческой или интеллектуальной одарённости малыша.

Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ - таблица

ФИО воспитанника
Дата рождения
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование
Дата начала ИОМ
Причина постановки на учёт Стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы 4 года
Цели ИОМ
  • Открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребёнка как личности;
  • помощь в адаптации к коллективу детей, развитие, поощрение и стимулирование в ребёнке индивидуальных возможностей;
  • вовлечение родителей в творческий процесс.
Задачи
  • Выявить особые образовательные потребности ребёнка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребёнку;
  • способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования;
  • обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
  • оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Количество занятий в неделю 5 занятий.
Формы проведения Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат
Форма работы с родителями Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Диагностика развития ребёнка
Цель педагогического мониторинга Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика) Виды трудностей (педагогическая симптоматика):
Причины трудностей:
Физическое развитие
Соматическое развитие
Речевое развитие
Особенности развития познавательных процессов Память:
Внимание:
Восприятие:
Мышление:
Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя)

После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.

Пример подбора форм работы с дошкольником по индивидуальному маршруту - таблица

Периодичность Рекомендации, формы работы с воспитанником Результат работы
Ежедневно Чистоговорки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные гимнастики по Стрельниковой.
  • Незначительно повысился общий уровень развития.
  • Есть положительная динамика в развитии интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
  • Немного преодолел «барьер смущения».
  • Улучшилось внимание и память.
Через день
ежедневно
Дидактические игры по выбору.
Рисование мелом на доске, пальчиками, поролоном.
Лепка из глины, пластилина, пласт. массы.
2 раза в
неделю
Игры для преодоления бронхо-легочных заболеваний «Поезд», «Куры».
2 раза в
неделю
Математическая игра «Сложи листик», «Точечки», «Одень куклу», «Собери квадрат из 5 частей», «Подбери ключ к замку», «Кто быстрее пройдёт лабиринт», «Что лишнее», «Сложи квадрат», «Закрой дверцу домика», «Геометрические фигуры», «Кошки», «Геом. формы», «Собери цветок»,«Наряди ёлочку», «Подбери поясок к платью», «Решаем примеры», «Пчёлкин счёт», «Сколько», «Образцы для выкладывания», «Отгадай-ка», «Квадрат Воскобовича», «Счётный материал белочки».
2 раза в
неделю
Упражнения для метания (игра «Кольцеброс»), «Дотянись до флажка», «Гимнастическая стенка» и др.
Ежедневно Конструирование «Лего».
Ежедневно Подвижные игры («Снежный ком», «Хитрый лис»).
Ситуативные разговоры, беседы по логопедическим темам, любые коллективные игры по выбору.

Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.

воспитатель речевой деятельности МБДОУ
«Детский сад «Аист»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АИСТ» ГОРОДА НОВОГО УРЕНГОЯ

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

(синдром Дауна)

Разработала: Торопова Юлия Николаевна, воспитатель речевой деятельности МБДОУ «Детский сад «Аист»

1.1 Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Общие данные

ФИО ребенка: *********

Пол: муж

Дата рождения/ возраст 5 лет

Социальный статус ребенка: благополучный

Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная

Проживает совместно: с родителями

Микроклимат семьи: благоприятный

Состояние здоровья ребенка: V группа

Режим дня: щадящий

Питание: общий стол

Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, и планируемыми мероприятиями.

1.2 Пояснительная записка

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлен с учетом ООП МБДОУ «Детский сад «Аист» разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) рассчитан на один учебный год. Содержание материала, данного ИОМ построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в маршруте прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.

В ИОМ определены цели и задачи воспитания и обучения в модуле «Речевое развитие» ребенка с синдромом Дауна на 2017/2018 учебный год.

Теоретической основой ИОМ являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д. Маршрут составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей

деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно- развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.

Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

ИОМ для ребенка с синдромом Дауна построен в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях, с учетом:

  • характера ведущей деятельности;
  • структуры и степени выраженности нарушения;
  • ведущих мотивов и потребностей ребенка;
  • целей дошкольного воспитания.

Также при составлении ИОМ учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ТПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

  • относительная сохранность эмоций;
  • сохранность зрительно-двигательного восприятия;
  • достаточно высокий уровень имитационных способностей;
  • относительная сохранность тактильной чувствительности;
  • сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
  • сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических

воздействий и социализацию ребенка. Работа воспитателя речевой деятельности с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ТПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

  1. Консультативно-рекомендательная.
  2. Информационно-просветительская.
  3. Организация детских утренников, праздников.
  4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе педагога-психолога, узких специалистов и воспитателя.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

1.3 Планируемые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Р.Лина, данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;

ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;

у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.4 Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Социально — бытовые навыки и ориентировка.

Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.

Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.

Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.

Усвоение программы, трудности в усвоении программы.

Усвоение программы значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.

Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.

Ребенок доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Мальчик идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. Процесс адаптации после летних каникул был длительным, но без особенностей.

Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.

2.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.

В индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОМ обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Маршрут предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведении и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков учитывает тяжесть нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.

Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности. Сильной стороной ребенка является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, используемые в различных играх.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать навыки звукоподражания;
  2. Способствовать развитию произносительных и коммуникативных

навыков;

  1. Формировать навыки простых ритмичных движений;

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)

Ребенок будет:

— подражать взрослому, повторяя простые слова;

— односложно отвечать на простые вопросы;

— выполнять одно и двухсложные инструкции;

Активно проявлять себя в игровых ситуациях.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

В учебно-методический комплекс индивидуального образовательного маршрута для ребенка с синдромом Дауна вошли:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. (основа УМК).
  2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
  3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». — Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
  4. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Нищевой Н.В.

Методические пособия: УМК к Программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

Консультативно-просветительская работа:

  1. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Информационно-методическое пособие. – Новосибирск, 2010
  2. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для

родителей. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012

  1. Синдром Дауна. Факты. / Сост. Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
  2. Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы

психолога. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013

  1. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 1. Введение в программу.
  2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с. (Раздел «Коррекционно- воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта» С.100-116)

Образовательная область «Речевое развитие (Развитие речи)»:

  1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Эстетическое развитие», «Формирование деятельности» 2. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей

с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2011 3. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом

Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2009 4. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 4. Навыки общей моторики. Книга 5. Навыки тонкой моторики. 5. Архипенко Г.А. Развитие речи младших дошкольников с недостатками

зрения // Дошкольное воспитание. 2005. No5.

6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и

усвоении устной речи. — М., 1977. 7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию

речи детей. — М., 1994 — часть 1. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 1974г. 9. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М.,

  1. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений — М., 1982. — Т.
  2. 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. 12. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е, Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям», Ростов-на-Дону., 2005. 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —

М., 1993. 16. Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. — М., 1962. 17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982. 18. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985

г. 19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969. 20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в

норме и патологии). — М., 1978. 21. Развитие мышления и речи у аномальных детей: ученые записки, т.256

/ отв.ред. М.Е. Хватцев. — Л., 1963 22. Сековец, Разумова, Дюнина, Ситникова. Коррекция нарушений речи у

дошкольников. — М., 1999. 23. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985 — 1986 гг. Т.Б.

Филичивой и Г.В. Чиркиной. 24. Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте «Даунсайд Ап». 25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном

детском саду. М., 1987. 26. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,

  1. 27. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. —

Екатеринбург, 1996. 28. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка область «Речевое развитие» модуль «Развитие речи»

Воспитатель речевой деятельности:

— диагностика (входная, итоговая); 2 раза в год

— индивидуальная работа на развивающих занятиях по развитию речи в 2017/2018 уч. году -; 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;

— консультации для родителей по запросу.

Продолжительность групповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 10-15 минут.

Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком.

Лист педагогического сопровождения воспитанника воспитателем речевой деятельности

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Направления деятельности воспитателя речевой деятельности

Месяц

Основные направления в работе

Вид деятельности

Взаимодействие с семьей

Участники

Сентябрь

Октябрь

Предупреждение негативных реакций на присутствие в помещении взрослых и сверстников.

— наблюдение, гостевые визиты (во время проведения занятий в группе и игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения);

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса.

Воспитатели группы

Родители

Ноябрь Развитие мелкой моторики и координации

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

Д/и:

«Сложи ряд» — основные цвета

«Поймай рыбку»

Практическое занятие «Игры своими руками», «Игры для Стасика». Пополнение домашней игротеки

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Декабрь Развитие мелкой моторики и координации.

Расширение социальных контактов Формирование фонетико- фонематического слуха.

Упражнения:

«Прыг-скок»

«Подари цветочек»

Д/и:

«Кто сказал «МЯУ»?

«Сложи ряд»

Консультация «Солнечные дети»

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Беседа Январь Развитие мелкой

Д/и:

Воспитатель моторики координации.

«Поймай рыбку»

«Социализация

речевой солнечных детей»

деятельности Формирование

«Тук – тук» фонетико- фонематического

Упражнения:

«Мяч» — (воспитание возд. струи

«Контур – фигура»

Воспитатели группы

слуха.

Родители

Февраль Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Развитие психических процессов.

Д/и:

«Разложи по ведеркам» (основные цвета)

«Найду пару»

Упражнения:

Пальчиковая гимнастика

«Задуй свечу» (воспитание возд. струи)

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Март Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Развитие психических процессов.

Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 1» (советы)

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Апрель Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Д/и:

Практическое

«Раз, два, три за мною повтори»,

занятие «Игры для Стасика». Пополнение игра на одной

домашней пластине

игротеки. металлофона

«Кто сказал «МЯУ»?

«Дай – на – иди»

Д/и:

«После стирки» (пары)

«Загляни в окошко»

«Мяч»

Упражнения:

Консультация

Воспитатель «Особенность

речевой развития речи

деятельности солнечных детей».

Воспитатели группы Просмотр видеороликов

Родители

«Так поступают солнечные дети»

Развитие психических процессов.

«Ветерок», «Ежики»

Май Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Развитие психических процессов.

Д/и:

«Поймай рыбку»

«Коробки»

«Контур – фигура»

«Камешки» (основные цвета)

Упражнения:

«Задуй свечу»

Консультация «Лето – время перемен».

Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 2»

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы →


Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга»
Веселко С.И.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Дата заполнения: 19.11.2015г.
Общие данные
Ф.И.О. ребенка Алексеев Денис Евгеньевич
Дата рождения 03.09.2011г.
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы) Полная,
Алексеева Екатерина Андреевна
МАО «Фаворит» СЗК инструктор
Отец (ФИО, образование, место работы) Алексеев Евгений Владимирович
---
Воспитатели (ФИО): Веселко Светлана Ивановна
Специалисты:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Старшая медицинская сестра: Ежова Татьяна Геннадьевна
Моисеева Вера Вадимовна
Бондарева Роза Васильевна
Ловкина Мария Павловна
Группа здоровья 2
Режим пребывания ребёнка в ДОУ 7.00-19.00
Заключение ПМПК ОНР (2 уровень), обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы у ребенка с дизартрией.
Рекомендации ПМПК Обучение и воспитание по общеобразовательной программе, занятия в логопедическом пункте в ДО.
Долговременные цели Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Цели на текущий период (учебный год) Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Пополнение активного словаря.
Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Развитие математических операций, обобщений, выделений лишнего предмета.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Октябрь-декабрь
Специалист Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования Задачи коррекционно-развивающей работы
Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы Формы оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)
Воспитатель Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Физическое развитие Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживойприроды.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения». Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Развитие мелкой моторики.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства
и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Расширять представления детей о некоторых насекомых, животных, птицах, растениях.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение
гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Рисование: Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов, добавляя к ним другие.
Лепка: совершенствовать умение лепить из пластилина; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытяги-
ванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность
вылепленного предмета, фигурки.
Аппликация. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение
поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Развитие мелкой моторики.
Игра «Специальные машины»
Игра «Красный. Желтый, зеленый»
Игра « Слушай внимательно»
Игра « Доскажи словечко»
Дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки».
Чтение художественной литературы. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Игра «Времена года»
Игра « До, между, после»
Игра « Собери листочки»
Разучивание пословиц об осени.
Игра « Закончи предложение»
Игра « Книга моих желаний»
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Работа по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, ориентировки в пространстве. Коррекционная работа: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Игра «Подбери фигуру»
Игр.упр. «Найди домик»,"Что лишнее", "Собери фигуру", "Мозаика чудесный мешочек", "Лото", "Цвет и форма"
Игра «Осенние слова»
Игра «Хитрые вопросы»
Стихи о домашних животных
Нащи любимые сказки.
Игра « Разговор с домашними животными»
Загадывание и отгадывание загадок.
Игра « Какая фигура по счету»
Игра «Что за цвет»
Игра « Что не бывает? Почему»
Игра « Подбери действие»
Игра « Узнай по контуру»
Игра с картинками.
Игра «Назови одним словом»
Игра «Чьи ноги или лапы за забором»
Игра «У кого что?»
Игра «Загадочное Животное»
Игра « На кого похожи»
Игра "Хлопни в ладоши", "Доскажи словечко"
Игра "Тихо-громко",
«Запомни и повтори цепочки слогов»
Игра «Найди звук»
Игра « Назови первый звук в словах», "Придумай слова со звуком Ш", "Будь внимателен"
Игра « Художники»
Игра «Узнай по частям»
Игра « Составь снеговика»
Упр. «Большие и маленькие»
Игра « Доскажи словечко»
Игра « Назови деревья»
Дидактические игры «Природа и настроение» , «Какое время года» , «Зимний узор» ;
- Прослушивание аудиокассет «Времена года»
Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
Игра « Замри».
Упр. « Сон в лесу»
Игра « Запомни свою позу»
Пальчиковая игра « Осенний лист»
Игра « Гусеница»
Упр. « Волшебный дождь»
Игра" Собираемся в путь»
Упр. « Мы шагаем по сугробам»
Игра « Снежок»
Взаимодействие с социальными партнерами
Организация Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
(возможные)
организации различных ведомств, общественные организации, средства массовой информации, негосударственные структуры, прежде всего с общественные объединения инвалидов, организации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Выборгская детская городская больница" (ГБУЗ ЛО "Выборгская ДГБ")
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Осмотр всеми специалистами, выдача медицинских заключений
Диагностика и консультирование
Взаимодействие с семьей
Направления взаимодействия Формы взаимодействия Содержание работы Ответственный педагог/специалист
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Обеспечивают материальную поддержку коррекционно-развивающих занятий. Воспитатель логопед
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники. Совместное пребывание ребенка и родителей на мероприятиях. Выполняют все рекомендации педагога. Воспитатель логопед
Образование родителей Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком Воспитатель логопед
Совместная деятельность Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии). создание в МБДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Воспитатель логопед

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.

Основной целью администрации и всего педагогического коллектива образовательного учреждения (организации) в рамках реализации инклюзивной практики является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации,основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровожденияобразовательного учреждения (ПМПк), родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ вобразовательный процесс.

Индивидуальный образовательный план документ , отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.

Особенности работы над индивидуальным образовательным планом:

1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

Учитель, родители – полноправные участники работы над ИОП;

2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (четверть, триместр, полугодие);

3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы. По результатам всех заключений происходит корректировка плана;

4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят

максимально конкретный характер;

5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут (и, соответственно, индивидуальный образовательный план) в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов . Перечислим самые важные из них.

1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет , к какому педагогу и в какой класс (группу) поступает ребенок. Также определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.). Заключается договор с родителями.

2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Такая информация может включать следующие направления

Содержание информации Возможная документация
Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу; Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении. Заключение ПМПК
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. Медицинская карта первоклассника
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. - Психолого-педагогическая характеристика ребенка; - дневник психолого-педагог. сопровождения
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. ! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а также для определения режима пребывания ребенка в школе. Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей.
Сведения о дополнительном образовании: – посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; – занимается ли с педагогами на дому; – каков режим и длительность дополнительных занятий
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы.

ВАЖНО: Родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.

На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей – в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и – соответственно – ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум – трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения (ПМПк) проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС-центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

Собственно разработка Индивидуального образовательного маршрута (и, соответственно, ИОП) на заседании психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.

5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого - педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).

6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов – динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.