Важная предпосылка успешного обучения грамоте. Мастер-класс для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: дидактические цели

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей (СНОСКА: Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984). Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.


Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке (СНОСКА: Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976.– Вып. 4). Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков – иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое (СНОСКА: Там же. С.17).

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Как показывают исследования ряда ученых (С.Н.Шаховская, Л.Г.Парамонова и др.), а также наблюдения логопедов практиков, в последнее годы отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих различными речевыми нарушениями. Поскольку несовершенство устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма. По мнению ряда ученых (Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев) следствием учащения патологий устной речи является рост частоты возникновения дисграфий и дизлексий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.

Обучение чтению и письму представляет собой сложный процесс, который требует выработки различных навыков и затрагивает многие сферы умственной деятельности, связанные с работой головного мозга, органов зрения, слуха, речевого аппарата и мышц тела.

Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен обладать хорошо развитым слухом, т.е. слышать и различать звуки окружающей среды и человеческого голоса. Кроме этого у ребенка непременно должен быть хорошо развит фонематический слух , позволяющий распознавать звуки речи, определять их количество и последовательность в словах, составлять слово из данных звуков, подбирать слова, начинающиеся на определенный звук.

Сформированность зрительно-пространственных представлений- необходимое условие для обучения ребенка чтению и письму. Различение букв - довольно сложная задача для дошкольника, и вначале ему нужно усвоить более простые понятия.

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  1. Различать геометрические фигуры по форме и величине
  2. Знать название основных цветов и их оттенков
  3. Понимать и правильно употреблять слова, которые используют для обозначения пространственного расположения предметов и объектов: высоко – низко, далеко – близко, впереди – сзади, слева - справа
  4. Хорошо ориентироваться в схеме собственного тела
  5. Уметь собирать картинку из 6-8 частей
  6. Находить отличия в парах картинок, не совпадающих в деталях
  7. Легко копировать простые геометрические фигуры и буквы

Помимо этого, техническая сторона процесса письма невозможна без хорошо развитой мелкой моторики и графо-моторного навыка.

Ну и конечно, необходимо чтобы у ребенка хорошо была развита устная речь. Это:

  • Богатый словарный запас , обеспечивающий хорошее понимание речи собеседника и умение правильно выражать свои мысли.
  • Грамматически правильная речь – умение правильно согласовывать между собой слова в предложении, грамотно употребляя падежные окончания, показатели рода и числа, предлоги и т.д.
  • Правильное звукопроизношение , поскольку ошибки в произношении автоматически будут переноситься ребенком на чтение и письмо.

Таким образом, основными предпосылками успешного овладения грамотой, которые должны быть сформированы у ребенка к шестилетнему возрасту, являются следующие:

1. Развитие слуховой функции ребенка, которая включает и развитие фонематического слуха.

2. Развитие зрительно – пространственных представлений.

3. Развитие графо – моторного навыка.

4. Развитие всех сторон устной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи)

Предпосылки к обучению грамоте

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема, он не может написать без ошибок практически ни одного слова. По данным Министерства образования количество детей с дисграфией неуклонно растет.

Результаты обследований детей на городской ПМПК, логопедом дошкольного образовательного учреждения показали, что основной причиной дисграфии является несформированность фонетико-фонематической стороны речи ребенка.

Это является препятствием достижения ребенком целевых ориентиров дошкольного образования и обуславливает необходимость создания определенных условий для детей, имеющих речевые нарушения.

Поэтому возникла необходимость создания системы коррекционно-развивающей работы, целью которой является: формирование фонетико-фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи. О пределены задачи по ее решению.

В основу опыта работы были положены теоретические и методологические положения ведущих ученых Л.С. Выготского, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Разработана Рабочая программа учителя-логопеда, в которой соблюдена преемственность дошкольного и начального общего образования. Программа является приложением к Адаптированной основной образовательной программе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание работы по Программе включает: развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».

Для освоения детьми абстрактных понятий нами были подобраны разнообразные игры и упражнения, выполняя которые в игровой форме ребенок одновременно и учится и играет.

Все игры систематизированы и классифицированы по разделам, что облегчает организацию занятий с детьми от простого к сложному. Речевая активность воспитанников поддерживается с помощью наглядного занимательного материала.

Центральное место в работе с ребенком занимает разработанная нами рабочая тетрадь «Звукарик». Тетрадь содержит игры и задания, с помощью которых ребенок знакомится со звуками русского языка, учится их анализировать, делить слова на слоги, печатать буквы и выполнять упражнения по штриховке. Объем упражнений зависит от индивидуально-типологических особенностей ребенка. Выполнять эти задания ребенок может как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Логопед является координатором взаимодействия всех субъектов педагогических отношений. Важную роль в работе играет сотрудничество всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

В каждой группе коррекционной направленности открыты речевые центры деятельность которых помогает закрепить навыки, сформированные у ребенка учителем-логопедом. Центры оснащены коврографом с игровым полем, слоговыми таблицами, иллюстрированным и раздаточным материалом.

Главным механизмом психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является психолого-медико-педагогической консилиум. На заседаниях, которого разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты детей, при необходимости вносятся дополнения и корректировки в Программу.

Для привлечения родителей организован родительский клуб «Говоруша». На заседаниях клуба предлагаются игры и упражнения, в которые родители могут поиграть с детьми дома, тем самым пролонгируя работу учителя-логопеда.

Работа по формированию предпосылок грамотности осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогами школ микрорайона. Учитель-логопед принимает участие в реализации программы «Школа дошкольника». Такая форма позволяет своевременно выявлять детей с дисграфией и предоставлять условия педагогам по освоению конкретных приемов ее преодоления.

Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы позволяет мониторинг сформированности фонетико-фонематических процессов у детей с нарушением речи. Мониторинг разработан учителем- логопедом, его данные подтверждают, что у большинства детей сформированы предпосылки грамотности.

Анализ письменных работ первоклассников и отзывы их педагогов показал, что 86% выпускников логопедических групп в 2016 учебном году не столкнулись при обучении со специфическими нарушениями чтения и письма.

Кроме этого, работа в данном направлении дала следующие положительные эффекты: большинство родителей стали непосредственными участниками и положительно оценивают результат коррекционно-развивающей работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи.

Педагоги используют разработанные нами методические и учебные материалы в работе с детьми.

Таким образом, целостность, комплексность, преемственность развития фонетико-фонематической стороны речи ребенка в ДОУ и начальной школе определяет новизну опыта работы учителя-логопеда.

Страница 1

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.

Так для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.).

Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом .

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма .

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений .

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений . В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Сформированность грамматических систем для старшего дошкольника выражается в овладении ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7 - 8. Эти сроки довольно условны.

Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Рекомендуется всем участникам образовательного процесса — детям, педагогам, родителям.

Программа От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Колесникова Е.В.

Описание учебника

Цели и задачи Программы
Анализ целей и задач позволит педагогам, родителям лучше понять сущность Программы, ее актуальность, соответствие требованиям ФГОС ДО.
Цели Программы
— Раскрытие основных направлений речевого развития детей 2-7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 2-7 лет.
— Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
— Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.
— Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи Программы
— Развитие потребности активно мыслить.
— Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
— Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
— Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
— Развитие логических форм мышления.
— Формирование предпосылок учебной деятельности.
— Формирование инициативности, самостоятельности.
— Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.
— Развитие умения применять полученные знания в разных видах
деятельности (игре, общении и т. д.).
— Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
— Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
— Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской).
При разработке Программы использовались следующие принципы:
— принцип развивающего и воспитывающего образования;
— сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
— принцип активности и самостоятельности;
— принцип полноты, необходимости и достаточности;
— принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
— принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;
— принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
— создания условий для самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействия с семьей по реализации Программы;
— обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
— поддержки индивидуальности и инициативы детей;
— создания условий для принятия детьми решений;
— развития умения работать в группе сверстников;
— построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
— личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
— реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
— возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
— построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
— признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
— формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
— равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
— преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
— развитие познавательной деятельности;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);
— формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
— формирование предпосылок учебной деятельности;
— вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуни-кативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической (ФГОС);
— повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах
речевого развития детей.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Программа — результат многолетней работы автора с детьми (более 25 лет). Она является парциальной образовательной Программой и решает одну из задач в области «Речевое развитие» — формирование аналитико-синтетической активности у детей 2-7 лет.
Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.
Программа не является застывшим документом. На протяжении 20 лет ее содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволяет использовать ее в настоящее время.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями
детей данной группы.
Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.
Акцент в УМК сделан на развитие познавательных действий (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т. д.).
Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее. Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.
Формирование аналитико-синтетической деятельности предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.
Мониторинг освоения Программы ребенком происходит на каждом занятии включением самоконтроля и самооценки выполненной работы с 4 лет. Ребенок, руководствуясь пояснениями взрослого, самостоятельно оценивает свою работу по цветовой шкале: зеленый -все задания выполнены правильно, красный — есть ошибки.
Включение самоконтроля и самооценки в деятельность ребенка способствует изменению способа его действия: он учится не только слушать задание, но и слышать его.
Результаты самоконтроля и самооценки изучаются педагогами, родителями с целью оказания ребенку своевременной помощи, если это необходимо.
В конце каждого возраста в Программе имеется перечень возможных достижений ребенка в формировании аналитико-синтетической активности, а также интегративных качеств, сформированных в процессе ее освоения:
— любознателен, активен;
— эмоционально отзывчив;
— овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— способен управлять своим поведением;
— умеет планировать свои действия;
— способен решать предложенные задачи, адекватные возрасту;
— овладел универсальными предпосылками учебных действий;
— овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Наличие в УМК рабочей тетради «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» позволяет определить уровень освоения ребенком Программы.
Такой подход соответствует основным положениям Программы и в конце обучения позволяет прийти к хорошему результату каждому ребенку.
Использование Программы на протяжении 18 лет педагогами России в дошкольных организациях, лицеях, гимназиях, центрах развития детей дошкольного возраста, а также родителями дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.
Автором создан комплект методических и наглядных пособий (24 пособия) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Данный комплект (УМК) может использоваться педагогами в образовательных организациях, группах кратковременного пребывания, в центрах развития детей, родителями дома — полностью или частично, в зависимости от конкретных условий.
Наличие УМК создает условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей и обучающего взрослого.
Комплект создан с учетом взаимосвязи различных речевых задач (фонетических, лексических, грамматических и — на их основе -развития связной речи и т. д.) и интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие).
В начале 90-х годов произошел переход в обучении детей от учебно-дисциплинарной модели к модели развивающего обучения, переход к вариативности обучения. В этой связи и началась работа автора по созданию Программы и ее учебно-методического комплекта. Работа продолжается и в настоящее время. Результат этой работы — 24 пособия, по которым успешно обучается каждый пятый ребенок в России.
Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте входит в область «Речевое развитие» (ФГОСДО).
Наличие Программы, УМК создает условия для выполнения требований Стандарта к условиям ее реализации, а именно:
— учебно-методической поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);
— организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы;
— взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления речевого развития каждого ребенка;
— создания равных условий речевого развития вне зависимости от проживания.
В Программе используется системный, комплексный, теоретический, личностный и деятельностный подходы к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход предполагает взаимодействие разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики).
Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе процесс обучения детей грамоте рассматривается в свете концепции развития целостной личности с учетом психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
При деятельностном подходе ребенок воспринимается как субъект разнообразных видов деятельности, ведущей из которых является игра. В игре, игровой ситуации формируются познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
Л. А. Венгер утверждал, что главное в обучении грамоте — это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка и зависит от степени подготовленности дошкольников.
Программа — не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.
На основе психолого-педагогических задач были сформулированы и структурированы задачи программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»: сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся:
— со звучащим словом, его протяженностью;
— овладевают способами интонационного выделения звука в слове;
— называют слова с заданным звуком;
— знакомятся со слогом, слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги;
— усваивают смыслоразличительную функцию звука;
— знакомятся с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными и т. д.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой основе впоследствии обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит дошкольников к порогу овладения грамотой и, главное, — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.

Программа От звука к букве.