Языковой анализ и синтез лалаева. Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза. Исследование слуховой функции и восприятия речи

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза : деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

При данном виде дисграфии ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении(диктант - «дикат», школа- «кола»); пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»); перестановки букв (тропа - «прота», окно - «коно»); добавление букв(таскали - «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота», стакан - «ката»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.Правильная и эффективная подготовка к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза.Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Развитие анализа предложений на слова.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах.

Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами. Они учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:

выделение гласного звука из ряда звуков;

выделение согласного звука из ряда звуков;

выделение первого гласного звука в слове;

выделение первого согласного звука в слове;

выделение последнего согласного звука из слов;

определение места гласного звука в слове;

определение места согласного звука в слове.

Задания для узнавания звука:

Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук.

Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук.

Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук.

Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук.

Придумай слово, которое начинается с заданного звука.

Задания по определению места звука в словах:

1. Игра “Поезд”.

Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

2. Игра “ Закрой фишкой”.

Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Игра “Светофор”.

Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.

4. Игра “Волшебный домик”.

Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже (1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).


Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

односложных, состоящих из обратных слогов (уп);

двусложных, состоящих из двух гласных(ау);

односложных слов с закрытым слогом (кот);

двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);

двусложных без стечения согласных (ноты);

двусложных закрытым и открытым слогом (утка);

многосложных (кумушка);

односложных со стечением согласных (квас, бант).

Дети могут анализировать только те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся.

Формирование полноценного звукового анализа и синтеза осуществляется в определенном порядке. Сначала дети последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, соотносят их количеством с данной схемой звукового состава слова, заполняют фишками, условными заместителями звуков. Схему, заполненную фишками соответствующего цвета (гласный звук – красным, твердый согласный – синий, мягкий согласны – зеленым), дети читают по слогам.

Далее последовательное выделение звуков в слове происходит также, но без готовой схемы его звукового состава. Дети обозначаю фишками разного цвета гласные и согласные звуки, вычерчивают условно – графические схемы звукового состава цветными карандашами, таким образом, записывают слова без букв.

Наконец, звуковой анализ осуществляется без проговаривания вслух.

Умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки, входящие в слова различной звуковой структуры.

Для развития звукового анализа можно использовать ряд упражнений и игр:

составление условно – графических схем слов, представляющих собой названия предметов, изображенных на картинках;

выбор или самостоятельный побор слов, соответствующих заданной схеме звукового состава (игра “Какое слово спряталось”)

раскладывание картинок под гласными буквами(предварительно дети называют картинки) – предлагаются картинки на односложные слова(дом, мак, сук)

преобразование слов, заменяя первый звук слова (ком-дом-сом), второй звук слова (сын-сон), третий звук слова (сын – сыр).

преобразование слов путем добавления первого звука (рот-крот), последнего звука (пар-парк).

Список слов для звукового анализа и синтеза.

Мак, кот, суп, мох, пух, сук, сом, ток, дым, жук, лук, рак, сыр, рот, кит, бык, дом, ком, сон, сын, хор, шар, пол, нос, май, шум, лак.

Ива, осы, усы, Ира, уха.

Духи, маки, сани, кони, ноты, косы, зубы, бусы, ваза, боты, жаба, липа, луна, руки, рамы, лужа, губы, каша, гуси, пони, шуба, рыба, ноги, кожа, фара, муха, Вова, Шура, Миша, Зина, Лиза, Дина.
Утка, игла, икра, ушки, игра.

Замок, паук, банан, гамак, вагон, батон, каток, диван, канат, удар, укол, воин, гусак, домик, урок, гудок, шалаш, лимон, рыбак, фикус, Бобик, баран.

Кубики, кабина, панама, малина, мимоза, радуга, бумага, мышата.

Банки, буквы, нитки, вилка, тыква, тапки, майка, такси, фишка, шапка, сушки, сумка, марки, маска, мышка, палка, пилка, парты, почка, кукла, дупло, вишни, тыква, лампа, туфли, башни, санки, винты, кусты.

Чайник, дождик, кактус, бублик, магнит, компас, павлин, лыжник, ослик, сундук, пиджак, воздух, ландыш.

Ананас, барабан, капитан, магазин, шахматы, кукушка, комната, улитка, калитка, капуста, иголка, ириска, сугробы, бабушка, рубашка, садовник, избушка, игрушки, винтовка, клубника, гармошка.

Волк, слон, гном, шкаф, знак, дно, бант, лист, болт, куст, танк, зонт, лифт, винт, врач, гром, грач, двор, кран, марш, мост, порт, стул, стол, сноп, флот, шарф, шнур.

Штанга, спички, скалка, кнопка, спутник, пингвин.

Макароны, витамины, паутина, кукуруза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличается от написания.

Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.

Раскладывание картинок под гласными буквами (односложные слова).

Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв (двусложные слова). На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове.

Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове.

Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях.

Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки.

Придумывание слов с определенным количеством слогов.

Развитие анализа предложений на слова.

Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:

Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.

Придумывание предложений с определенным количеством слов.

Распространение предложений путем увеличения количества слов.

Составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).

Составление предложений с определенным словом.

Составление графической схемы предложения.

Придумывание предложений по графической схеме.

Определение последовательности слов в предложении.

Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.

На заключительном этапе предлагаются задания по формированию действия звукового, слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений. Для этого нами были разработаны итоговые карточки для индивидуальных занятий.

Практический материал по развитию фонематического анализа и синтеза.

Карточка 1

улица, щука, работа, рот, сумка.

совы, брат, лимон.

3. Составление слов из последовательно
предъявляемых звуков:

к, о, с, ы; п, о, ч, к’, и.

Карточка 2

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

шары, пух, паста, шалаш, букварь.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

мухи, клубок, шкаф.

с, у, ш, к’, и; г, р, о, м.

Карточка 3

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

ноги, кнут, мох, кусты, козлик.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

домик, книги, жук.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

в, о, л, к; к, р, о, т.

Карточка 4

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

слон, карта, булки, ручка, кубик.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

паук, клумба, ноги.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

п, а, р, к: з, о, н, т.

Карточка 5

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

шапки, магазин, кит, Гриша, гладкий.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

знак, котик, панама.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

г, р, а, ч; ф, р, у, к, т.

Карточка 6

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

дружок, миски, забава, суп, бусы.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

лампы, корни, гном.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

к, а, р, м, а, н; т, р, а, в, а.

Карточка 7

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

сурок, каблук, рисунки, стишок, парусник.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

ива, малина, дымок.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

с, о, с, н, ы; б, р, о, ш, к, а.

Карточка 8

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

кипарис, сыр, дача, сутки, Наташа.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

бант, кактус, ступа.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

к, р, у, г’, и; т, р, о, п, к, а.

Карточка 9

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

Лиза, квас, сырок, палатка, крыша.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

лист, тыква, диван.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

с, т, р, а, н, ы; к, н’, и, г, а.

Карточка 10

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

комната, флажок, стук, лисица, чайки.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

бананы, майка, павлин.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

з’, и, м, а; к, а, р, а, н, д, а, ш.

Литература:

http://logoped.pedcenter.ru

Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: – М: Владос, 1995.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.-1991.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1986.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 1993.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М.: Владос, 2004.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М. Владос, 1999.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза посредством игровой деятельности

у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Введение

В последние годы отмечается значительная тенденция увеличения количества детей, прежде всего, дошкольного возраста с признаками нарушения вербальной коммуникации в виде различного рода речевых расстройств, что затрудняет адаптацию этих детей в социуме.

Также, все чаще к нам поступает информация от учителей начальных классов, о том, что многим детям трудно усвоить школьную программу с первого класса, они путают, пропускают и переставляют звуки и слоги. Дети не могут определить количество, последовательность и место звука в слове, не понимают прочитанного. Все это указывает на фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Меня заинтересовала эта проблема. Исследовав детей из школы начальных классов Любимской средней общеобразовательной школы, а также детей из детских садов №2 и №3 Любимского района, пришла к выводу, что для успешного формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей с ФФНР необходимо либо заниматься с ребенком как можно больше, либо сделать логопедические занятия настолько интересными, чтобы ребенок в отсутствие занятий с логопедом с удовольствием занимался с родителями или играл с использованием логопедических приемов сам, потому что в силу возрастных особенностей ребенок более эффективно усваивает звуковой анализ в игре, чем на традиционных занятиях.

В связи с вышеизложенным, считаю необходимым предложить использовать интерактивную игровую деятельность для формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей с ФФНР, поскольку ее может использовать широкий круг окружающих ребенка людей: педагоги, родители и пр.

В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проблема формирования навыков языкового анализа и синтеза у современных детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего возраста средствами игровых приемов остается мало разработанной. Этим и определяется мой интерес к проблеме, посвященной теме "Формирование навыков языкового анализа и синтеза посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".

  1. Педагогические исследования по проблеме формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы род-ного языка у детей с различными речевыми расстрой-ствами вследствие дефектов восприятия и произноше-ния фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

У детей старшего возраста с недоразви-тием фонетико-фонематической стороны речи в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуко-вой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематичес-кого восприятия. Недостатки речи при этом не ограни-чиваются неправильным произношением звуков, но вы-ражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое раз-витие при этом нередко задерживается.

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей. Данная проблема рассматривается в работах Р.И.Лалаевой, М.Ф. Фомичевой, Е.В. Колесниковой, Т.А. Ткаченко и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.

Поскольку педагогическая модель в свете ФГОС переносится на «рельсы игры», то требуется больше игровых методических приёмов.

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через игру. И сейчас в наше высокотехнологичное время нужно, чтобы многие методики и технологии были пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Ребёнок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создаёт игровые ситуации, если речевой материал представлен в увлекательной форме.

Таким образом, все вышеперечисленное указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  1. Опыт работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Формированием фонематического восприятия в МДОУ, в виду актуальности данной проблемы, занимаюсь, начиная с детей младшей возрастной группы. Это помогает предотвратить формирование стойких «порочных кругов», способствующих фиксации речевых нарушений, а также в старшем дошкольном возрасте заняться непосредственно и в полной мере развитием функции языкового анализа и синтеза, т.е. подготовкой детей к обучению грамоте.

Моя работа начинается с обследования дошкольников. Основываясь на сборнике «Организация и содержание работы учителя-логопеда детского сада общеразвивающего вида», выпущенного МОУ дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов Городского центра развития образования 2009 года, мною были обследованы дети, достигшие 3-х летнего возраста. Детей обследовала при помощи «Альбома для логопеда» Иншаковой О.Б.

В 2014 году обратила внимание на достаточно большое количество детей с заключением ФФНР.

На начало 2014 учебного года мною в детском саду №2 были обследованы дети старшего возраста на предмет наличия у них фонетико-фонематических нарушений. Из 46 детей старшего возраста ФФНР имелись у 32 детей, что составило 59%.

Проанализировав основную образовательную программу МДОУ №2, а также «Программу логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., пришла к выводу, что в них недостаточно методических разработок, игр и упражнений именно для современного ребенка с ФФНР. Для успешного формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей с ФФНР необходимо либо заниматься с ребенком как можно больше (и в этом нужна помощь родителей), либо сделать логопедические занятия настолько интересными, чтобы ребенок в отсутствие занятий с логопедом с удовольствием занимался с родителями или играл с использованием логопедических приемов сам, потому что в силу возрастных особенностей ребенок более эффективно усваивает звуковой анализ в игре, чем на традиционных занятиях.

Поскольку приоритетными формами игры у детей на сегодняшний день являются компьютерные игры, считаю необходимым сделать акцент на интерактивной игровой деятельности для формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей с ФФНР. В результате этого повышается мотивация детей к логопедическим занятиям, а также подобные игры может использовать широкий круг окружающих ребенка людей: педагоги, родители и другие.

Целью моей работы было найти и разработать интерактивные игры для формирования навыков языкового анализа и синтеза у современных детей старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Я поставила для себя следующие задачи:

  • ознакомиться с существующими играми для формирования навыков языкового анализа и синтеза;
  • разработать игры для формирования навыков языкового анализа и синтеза;
  • систематизировать игры для работы с детьми с ФФНР.

Данная педагогическая идея воплощалась на протяжении двух учебных лет: с начала 2014 учебного года до конца 2015 учебного года (старшая - подготовительная к школе группы).

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Работая с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, часто отмечала, что большинство детей ослаблены, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной систем, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Практически у всех детей плохо развиты когнитивные процессы: память, мышление и внимание. Поэтому так необходимо у детей с ФФНР удержать интерес и внимание к предлагаемому им материалу.

Как повысить интерес детей к занятиям, мобилизовать все процессы ребенка? На помощь приходит игра.

На современном этапе развития компьютерных технологий одним из эффективных средств в коррекции речевых недостатков являются развивающие и обучающие интерактивные компьютерные игры, позволяющие привлечь внимание ребенка красочной анимацией и пр. Особенно продуктивно проходят сочетания обычных игр и ИКТ.

Какое же значение имеют эти игры для детей с ФФНР:

1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия;

3) в процессе игровой деятельности незаметно для ребенка происходит интериоризация навыков правильной речи.

Для того чтобы разработать игровые методики для формирования навыков языкового анализа и синтеза у современных детей старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сама попробовала сделать некоторые игры-презентации. Также обратилась к интернет-ресурсам. Действительно, таких игр, включая презентации, развивающие игры и пр., оказалось немало, но все они не систематизированы.

Моя работа начиналась со старшей группы, где дети обучались звуковому анализу слов. Вначале мы вспоминали пройденный материал: «Неречевые звуки», «Речевые звуки». В этом мне очень помогли развивающие интерактивные игры «Учимся говорить правильно» и «Мышонок учит буквы». Дети быстро, с интересом вспоминали пройденный материал. Затем проводился анализ гласных звуков. После гласных приступила к анализу согласных звуков. Далее вводила понятия «твердые» и «мягкие» согласные. Здесь опиралась на раздел «Речевые звуки» в интерактивной игре «Учимся говорить правильно». В то же время мы с детьми перешли к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза - нахождение места звуков в слове (в начале, середине, в конце). Для этого сама разработала несколько интерактивных игр в Microsoft Office PowerPoint. Рабочее название игр: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов», «Зашифрованное слово», «Цепочки слов».

При обучении соблюдала следующую последовательность в выделении звуков из слов:

Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка).

Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот).

Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом).

Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного (дом, мак, танк).

Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода).

Выделение согласного звука из середины слова (банка).

Затем дети выделяли нужный звук из любой части слова.

По мере прохождения звуков усложнялись формы звукового анализа и синтеза. В старшей группе звуковой анализ и синтез заканчивался на уровне односложных слов (лук, мак, суп). При этом детям давался как дидактический раздаточный материал, так и развивающие игры с использованием ИКТ.

Благодаря тому, что мне удавалось постоянно поддерживать интерес детей к занятиям, навыки звукового анализа и синтеза усвоили все дети с ФФНР из старшей группы.

В подготовительной группе работа по овладению первоначальными основами грамоты продолжилась. Моя работа с детьми с ФФНР также началась с повторения изученного материала. Затем дети составляли звуковые модели слов. Дошкольники вслушивались в звучание слова, различали и выделяли из него отдельные звуки. В этом мне помогли упражнения из разработанной мной интерактивной игры «Звуко-буквенный анализ и синтез слов».

Следующим в обучении детей языковому анализу и синтезу было закрепление знаний о твердости-мягкости звуков и дифференциация звуков по звонкости-глухости с опорой на интерактивную игру «Учимся говорить правильно».

С первого занятия вводила буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяло добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении. Поэтому дети легко ориентировались в буквах и могли прочитать предложение из 3-5 слов.

На протяжении всей работы с ФФНР я взаимодействовала с родителями и педагогами детского сада. Для них постоянно проводятся консультации и семинары-практикумы.

На всех этапах обучения в этом мне помогали как дидактические материалы, так и обучающие и развивающие интерактивные игры: «Баба Яга учится читать» (Разработчик: Com.Media, издатель: МедиаХауз, 2003г.), «Азбука. Мышонок учит буквы» (Издательство: ИДДК, 2007г.), «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Авторы: Аствацатуров Г. О., Шевченко Л.Е. Издательство: Новый диск, 2008 г.), а также некоторые созданные мною игры-презентации.

В конце 2015 учебного года в детском саду №2 мною были обследованы дети возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы), в занятия с которыми я включала вышеозначенные интерактивные игры, на предмет наличия у них фонетико-фонематических нарушений. Из 46 детей старшего возраста ФФНР выявила только у 6 % детей (со сложными речевыми расстройствами), у остальных 94% ФФНР не имелось.

В течение всей работы было отмечено, что у всех детей старшей группы, занимающихся со мной, появилась стойкая положительная динамика. Благодаря интерактивным игровым методикам, все дети подготовительной группы достаточно легко усвоили объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что специфика речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, что вызывает нарушения коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми людьми, окружающими ребенка, вызывая дезадаптацию в социальной среде.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, формирование навыков языкового анализа и синтеза должно проходить с помощью игровых приемов. Так как основной задачей в логопедических занятиях с детьми с ФФНР остается воспитание у них правильной речи как основы вербальной коммуникации, используемые мной интерактивные игры для формирования правильной речи, способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль за ходом выполнения задания.

Нахождение ребенка в социуме, а также обучение в общеобразовательной школе после такой подготовки не представляет специфических трудностей. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их сверстники.

1. Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются): дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-лок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лась поч-ка.

Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

3.1. Выделение звука из слова.

Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, крон, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист; палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. Задания:

Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]: кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша

Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[ч][а][с]; [п][ы][л`]; [т`][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к]; [ф][у][т][б][о][л]; [а][л][ф][а][в][и][т].


5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Назвать слова, в которых есть звук [ш]

Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Исследование словарного запаса

Исследуются словообразовательные навыки.

А) Называние детенышей животных

Инструкция для ребенка

Назови, пожалуйста, если у кошки - котята, то кто

у козы, собаки,
волка, курицы,
утки, свиньи,
лисы, коровы,
льва, овцы?

Б) Образование относительных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста, если варенье из малины - малиновое, то

варенье из вишни - какое?
Кисель из клюквы?
Варенье из яблок?
Салат из моркови?
Варенье из сливы?
Суп из грибов?
Кукла из соломы?
Лист дуба?
Горка изо льда?
Лист осины?

В) Образование качественных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста,

за хитрость называют хитрым, а за жадность?
За трусость?
Если днем мороз, то день какой?
Если дождь?
Если ветер?

Г) Образование притяжательных прилагательных

Людмила Панченко
Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование навыков языкового анализа и синтеза

у старших дошкольников с речевыми нарушениями .

Панченко Л. А., учитель-логопед

МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровская область

Языковой анализ и синтез предполагает : фонематический анализ и синтез ; слоговой анализ и синтез ; анализ и синтез структуры предложения.

Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Наиболее распространенной формой дислексии является фонематическая, среди дисграфических ошибок часто встречаются искажения звукослоговой структуры слова и нарушения структуры предложения.

В настоящее время имеются как научные исследования фонематического развития Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, П. Я. Гальперина, так и практический материал по отдельным аспектам формирования фонематических процессов Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой.

По нейропсихолингвистическим данным дошкольники с нормальным речевым развитием проявляют врожденную, генетически заложенную готовность к звуковому анализу . При обследовании дошкольников с фонематическими нарушениями (ОНР, ФФН) выявляется неготовность детей данной категории к усвоению звукового анализа .

Основой для развития функции фонематического анализа является достаточно развитый фонематический слух, по Д. Б. Эльконину - естественный звуковой анализ , к которому относятся элементарные операции : распознавание и дифференциация речевых звуков, представленных фонемами родного языка . В свою очередь фонематический анализ совершенствует умение различать звуки : чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет его характер, правильно различает звуки речи .

Ориентировка в звуковой стороне слова, выполнение операций фонематического анализа также закрепляют навыки правильного звукопроизношения.

Упражнения по звуковому анализу , синтезу , фонематическим представлениям помогают полнее воспринимать и различать окончание слов, суффиксы, приставки, предлоги. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка , звуковая форма слова , зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии,» - подчеркивал Д. Б. Эльконин.

Профессор Р. Е. Левина назвала звуковой анализ «узловым образованием, ключевым моментом» в коррекции речевого недоразвития. Таким образом, работа по развитию функции фонематического анализа имеет важное значение для преодоления речевых нарушений (ОНР и ФФН) .

Исходя из актуальности проблемы, учитывая особую необходимость подготовки дошкольников с нарушением речи к обучению в школе , мы создали систему работы по формированию навыков языкового анализа , синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН) . Предлагаемая система работы создана на основе обобщения и систематизации имеющихся научных исследований и практического опыта работы.

Цель коррекционной работы :

формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями – ОНР , ФФН, как базы для овладения грамотой и предупреждение дислексии, дисграфии.

Задачи коррекционной работы :

1) формирование четких и устойчивых представлений о фонематических признаках звуков речи : гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих;

2) формирование навыков звукового анализа , синтеза , фонематических представлений;

3) формирование навыков слогового анализа и синтеза ;

4) формирование навыков анализа и синтеза структуры предложения.

Для поэтапного обучения дошкольников фонематическому анализу в качестве методологической основы взята методика Д. Б. Эльконина.

I этап : знакомство с фонетической системой языка .

II этап : знакомство с гласными фонемами.

III этап : знакомство с согласными фонемами, с их противопоставлениями по твердости - мягкости, звонкости – глухости.

IV этап : трансформация звуковой оболочки слова путём добавления или изменения гласного или согласного звука.

В процессе обучения операциям звукового анализа учитывается различная сложность форм фонематического анализа и последовательность овладения ими в онтогенезе. Используется последовательность форм звукового анализа , предложенная Р. И. Лалаевой.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

2. Вычленение первого и последнего звука в слове :

а) первого ударного гласного; б) первого согласного;

в) последнего согласного; г) последнего гласного.

3. Определение позиции звука в слове : начало, середина, конец слова.

4. Определение количества и линейной последовательности звука в слове.

5. Определение места звука по отношении к другим звукам слова.

В процессе формирования навыков фонематического анализа учитывается усложнение не только форм анализа , но и речевого материала.

Для знакомства старших дошкольников со звуками , с целью формирования четких и устойчивых представлений об их фонетических и фонематических признаках, используется последовательность, основанная на формировании звукопроизношения в онтогенезе. Последовательность предъявления речевого материала для формирования операций фонематического анализа соответствует методическим рекомендациям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ».

1. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого) : ус, на, дом.

2. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов : мама, лапа.

3. Односложные слова со стечением согласных в начале слова : стол.

4. Односложные слова со стечением согласных в конце слова; волк.

5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов : кошка.

6. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова : стакан.

7. Трехсложные слова : панама, капуста.

Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению элементами грамоты сохраняется на протяжении всего период коррекционного обучения.

Отдельный этап - работа по формированию навыков слогового анализа и синтеза . Значимость слогового анализа обусловлена , прежде всего, тем, что он способствует овладению звуковым анализом и усвоению чтения по слогам. В основу определения последовательности звукослогового материала для формирования навыков слогового анализа и синтеза положена классификация А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

1. Двусложные слова из открытых слогов (ива, мама) .

2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина) .

3. Односложные слова (мак) .

4. Двусложные слова с закрытым слогом (диван) .

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка) .

6. Двусложные слова из закрытых слогов (зонтик) .

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон) .

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната) .

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (половник) .

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка) .

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф) .

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт) .

13. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка) .

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха) .

Завершает систему работы по формированию навыков языкового анализа этап формирования анализа и синтеза структуры предложения. При работе в данном направлении формируются следующие умения :

1. Определять границы предложения.

2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.

3. Строить схему предложения.

4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.

Данная система работы апробирована и используется нами в течение семи лет. Анализ результатов мониторинга фонематического развития дошкольников доказывает эффективность нашей работы в данном направлении. Предложенная система работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза является специальной подготовкой к обучению грамоте детей с нарушениями речи и имеет исключительное значение для предупреждения возникновения дисграфии и дислексии.

Список литературы

1. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи . Язык и человек . - М.: Изд-во МГУ. 1970. – С. 55-62.

2. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка . - СПб.: Акцидент. 1995. – С. 60 - 64.

3. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи . Современные тенденции специальной педагогики и психологии : Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ. 2003 – С. 70-83.

4. Журова, Л. Е., Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста . М.: Просвещение. 1963. - С. 213-227.

5. Филичёва, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М. 1999.

языковой анализ недоразвитие речь

Цель, задачи, организация исследования, описание экспериментальных методик

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей с речевыми нарушениями не достаточно изучены, поэтому данная тема явилась целью нашего исследования.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностические методики для выявления особенностей овладения языковым анализом и синтезом детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

2. Проанализировать полученные результаты и выявить особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с нарушением речи: ОНР III уровня - 1, ФФН - 4. Средний возраст детей на момент исследования составил шесть лет. Список детей представлен в приложении 1.

Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2013 года. Исследование проходило в подготовительной логопедической группе № 11 и подготовительной группе № 12.

Для исследования особенностей языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие диагностические методики:

1. Методика на исследование фонематического анализа - определение первого и последнего звука в словах (Р.И. Лалаева) .

2. Методика на исследование слогового синтеза (Р.И. Лалаева) .

3. Методика на исследование слогового анализа (Р.И. Лалаева) .

4. Методика на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова) (Р.И. Лалаева) .

Методика № 1- на исследование фонематического анализа

Цель: изучение умения определять первый и последний звук в слове.

Материал: слова - лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.

Процедура проведения: экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый звук в названном слове. «Какой первый звук ты слышишь в слове лук?». После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук ты слышишь в слове лук?».

Критерии оценки:

Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления, допустима одна ошибка.

Средний уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.

Низкий уровень - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять

Методика № 2- на исследование слогового синтеза

Цель: изучение сформированности слогового синтеза.

Материал: слова - лапа, мышка, лопата, лягушка, ленивый, выливает, постучали, простокваша, безоблачное, пирожковая.

Процедура проведения: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду произносить слова по слогам. А ты внимательно слушай, а потом скажи это слово слитно». Слово произносится по слогам, после чего экспериментатор задает вопрос: «Какое же слово я сказала

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильное воспроизведение всех предложенных слов.

Средний уровень - правильное воспроизведение простых двухсложных и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.

Низкий уровень - правильное воспроизведение только простых двухсложных слов.

Методика № 3- на исследование слогового анализа

Цель: изучение сформированности слогового анализа

Материалом исследования служат следующие слова:

Дом, трава, кукла, бабушка, карандаш, игра, зеркало, лес, море

Процедура и инструкция.

В начале эксперимента дается следующая инструкция: « Я буду говорить тебе слова, а ты внимательно слушай и сосчитай, сколько в нем слогов».

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильный слоговой анализ всех предложенных слов.

Средний уровень - правильный слоговой анализ предложенных слов, различной звукослоговой структуры; допускается 1-2 ошибки

Низкий уровень - правильный слоговой анализ только простых двухсложных слов

Методика № 4 - на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова)

Цель: изучение сформированности лексико-синтаксического анализа.

Материал: предложения различной структуры - Мальчик играет. Девочка рвет цветы. Ярко светит солнце. Птичка сидит в клетке. Папа рубит дрова топором. Около дома растет высокая береза. Птицы свили гнезда на деревьях.

Процедура проведения: ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть предложения, а ты приготовься назвать, сколько слов в предложении». Далее экспериментатор говорит предложение и задает вопрос: «Сколько слов в этом предложении?»

Критерии оценки:

Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определено количество слов в предложении.

Средний уровень - ребенок выполняет задание, допуская 2 ошибки

Низкий уровень - ребенок не может самостоятельно выполнить задание