Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии. Программа Мазановой Е.В. по преодолению дисграфии. III. Заключительный этап работы
Мазанова Е.В.
М12 КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Конспекты за-
нятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. ■- М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
|
1 /. Подготовительный этап работы | |
||||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 6-8 |
|
2 | Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1-2 |
|
3 | Гласные и согласные звуки | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1-2 |
|
//. Основной этап работы |
||||
4 | Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, 0 - Ё, Ы - И, Э - Е | Гласные буквы Я, Ю, Б, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме | 1-2 |
|
5 | Дифференциация гласных А - Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | 3 |
|
6 | Дифференциация гласных У - Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У - Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол - во часов |
1 | Дифференциация гласных 0 - Ё | Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 - Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
8 | Дифференциация гласных Ы - И | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы - И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 3 |
9 | Дифференциация гласных Э - Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | i |
10 | Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения | i |
11 | Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | i |
М | Звуки Б - Б", П - П" | Звуки Б - Б", П - ГГ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со | i |
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов J |
словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | |||
13 | Звуки В - В", Ф - Ф" | Звуки В - В", Ф - Ф". Дифференциация звуков В - В", Ф - Ф" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия , внимания, анализа и синтеза | 3 |
14 | Звуки Г Г, К К", X - X" | Звуки Г Г, К К". Дифференциация звуков Г - Г, К - К", X - X" изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
1Ь | Звуки Д - Д", 1 -Г | Звуки Д - Д", Т - "1". Дифференциация звуков Д - Д", Т - V изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3" |
1Ь | Звуки 3 - 3", С - С | Звуки 3 3", С - С. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания,анализа и синтеза | 3 |
I № | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
М | Звуки Ж - Ш | Звуки Ж - Ш. Дифференциация звуков Ж - Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | S |
18 | Лабиализованые гласнье. Звуки 0 - У | Закрепление знаний о гласных звуках 0, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и кооординации движений | 1-2 |
rra | Лабиализованые гласные. Буквы Ё - Ю | Буквы Ё - Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё - Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза | 1-2 |
21 | Дифференциация соноров. Звуки Р - Р"-Л-Л" | Звуки Р - Р", Л - Л". Дифференциация звуков Р - Р", Л - Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3-4 |
22 | Звуки Л - Л" - Й | Звуки Й, Л - Л". Дифференциация звуков Й, Л - Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3-4 |
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
п | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме | 2-6 |
24 | Звуки С - С, Ш | Звуки С - С, Ш. Дифференциация звуков С - С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
2Ь | Звуки 3 - 3", Ж | Звуки 3 - 3", Ж. Дифференциация звуков 3 - 3", Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
2Ь | Звуки С - С, Ц | Звуки С - С, Ц. Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 5 |
21 | Звуки ТС - Ц (на усмотрение логопеда ) | Знакомство со звуками ТС- Ц. Дифференциация звуков Ц - ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на | 5 |
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол - во I часов j |
||
письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||||
М | Звуки Ч - Щ | Звуки Ч - Щ. Дифференциация звуков Ч - Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | 3 |
||
29 | Звуки Ч - ТЬ | Звуки t b - Ч. Дифференциация звуков Ч - ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
||
30 | Звуки Ч - Ш | Звуки Ч - Ш. Дифференциация звуков Ч - Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок | 3 |
||
31 | Звуки Ч - Ц (на усмотрение логопеда ) | Звуки Ч - Ц. Дифференциация звуков Ц - Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 3 |
||
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков |
|||||
///. Заключительный этап |
|||||
W | Развитие связной I В коррёкционной работе использу-речи ются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, | изложение, сочинение..! | 6- |
УСЛОВНЫЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ
,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В
КОНСПЕКТАХ
ЗАНЯТИЙ
Символ | Обозначение |
СЮ | Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука |
(X) | Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный) |
& | Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука |
Ф | Зеленый звонок - символ для обозначения звонкого мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный кружок |
(з ) (з ) | Зеленые наушники - символ для обозначения глухого мягкого согласного; на письме - зеленый закрашенный кружок |
© | Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного |
® | Звонок синего цвета - символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок |
а | Наушники синего цвета - символ для обозначения глухого твердого согласного; на |
Фрагмент из книги.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
ЗАНЯТИЕ 54
Тема: Дифференциация звуков Ч - Ш.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч - Ш; научить детей давать сравнительную характеристику изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки Ч - Ш в слогах, словах, предложениях и тексте, соотносить звуки с буквами и символами, работать с родственными словами; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза, работы со словами-паронимами; учить строить логически верные предложения; упражнять в пересказе и ответах на поставленные вопросы по тексту; развивать логическое мышление.
Оборудование: буквы Ч - Ш (запись на доске); предметные картинки с изображением Чебурашки и старухи Шапокляк; фишки двух цветов с буквами Ч - Ш; карточки в виде следов с записанными на них словами-омофонами.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ, Конспекты занятий для логопедов, Мазанова Е.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Школьный логопункт, Документация, планирование и организация коррекционной работы, Мазанова Е.В., 2009
- Домашний логопед, Полный справочник, Абрамович О.Д., Артапухина О.Ю., Астафьева О.П., 2007
- Логопедия, оптическая дисграфия, Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, тетрадь № 5, Мазанова Е.В., 2004
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить.динамику состояния письменной речи ребенка.
ББК 74.3 М12
МАЗАНОВА Е.В.
М12 КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИ И. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.
ISBN 5-296-00683-6
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий , предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.
Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды детских садов и воспитатели коррекционных групп.
Е.В. МАЗАНОВА
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Конспекты занятий для логопедов
Самарской области
Москва 2006
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза , а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить. динамику состояния письменной речи ребенка.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий , а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:
Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать зрительно-моторные координации.
Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить
по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);
Конструировать и реконструировать буквы из элементов
(В. А. Ковшиков);
ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
1-й этап. Организационный. Цели и задачи
Проведение первичного обследования.
Оформление документации и планирование работы.
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На
данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование
(первичное и углубленное), выступления на родительских
собраниях и т.д.
2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы , размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Развитие зрительно-моторных координации.
Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.
3-й этап. Основной. Цели и задачи
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация гласных и согласных букв:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетании;
г) в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.
4-й этап. Заключительный . Цели и задачи
Закрепление полученных навыков.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема : Дифференциация букв о - а .
Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах ; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.
Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Знакомство с таблицами.
Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.
2. Сравнение букв, сходных по начертанию.
Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.
Дифференциация букв «о - а» 9
II. Основная часть занятия
1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.
«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».
2.Сравнение элементов и целых букв о- а
(задания 2. 3. с. 3).
Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.
Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).
Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.
3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).
Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.
10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).
Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.
Работа на уровне слова.
Логопед:
Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а,
потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
6.Работа со словами-паронимами.
Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).
Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.
7.Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.
Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.
Этот весёлый человечек ничего не знает.
Дифференциация букв «о - а» 11
Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.
Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.
Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки , а вместо носа - лампочка.
Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.
III. Итог занятия
Логопед:
Вспомните, чем похожи буквы о
-
а
?
Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-
12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.
Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у
вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.
2.Запись букв о - а.
Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.
II. Основная часть занятия
1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.
Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.
Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...
Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
4.Развитие зрительной памяти.
Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.
Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.
5.Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.
6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).
Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?
7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и
прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.
ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.
К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.
8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.
Образец. Скоро сказка сказывается.
О – О А – А А – А – А.
Астры зацветут осенью.
Ровный асфальт радует людей.
Смолк соловей в лесной чаще.
Лампа погасла внезапно.
Старая лодка ушла на дно.
14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).
Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.
Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик
П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,
А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю
За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия
Логопед:
Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а,
а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3