Бессоюзное сложное предложение тест 15. Тест "бессоюзное сложное предложение". Многие заимствованные слова имеют русские синонимы

Тест для 9 класса по теме " Бессоюзные сложные предложения ".
Работа включает в себя 13 тестовых заданий с одним правильным ответом.
Русский язык 9 класс |

1. Найдите бессоюзное сложное предложение.
1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом
2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости
2) Закуковала кукушка – сей ячмень 3) Ум хорошо, а два лучше 4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми 3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба 2) Красные дни – сей пшеницу3) Труд человека кормит – лень портит 4) Ученый без трудов – дерево без плодов4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором. 2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом. 3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. 4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго. 5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары 2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули 4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову
6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась
2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня
4) Зима недаром злится прошла ее пора
7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня 3) Алешка поднялся заря еще не занималась 4) Зима недаром злится прошла ее пора 8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя 9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой 2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу 3) Ученые без трудов дерево без плодов 4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам
10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы 2) Молвит слово соловей поет 3) Выглянуло солнце и сразу потеплело4) На улице холодно и надо одеться потеплее 11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило 2) Сделал дело - гуляй смело 3) Лес молчит, в полях идет снег 4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше

12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать 2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо 3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки 4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания

13. Укажите неверное утверждение.
1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие
3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты
4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире

Ответы к тесту.
1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 4; 7 - 4; 8 - 2; 9 - 3; 10 - 1; 11 - 2; 12 - 4; 13 -4

Вариант 1.

1. Укажите, в каком значении употребляется слово ХУДОЕ в предложении 7 :

(6) И вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.

(7) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму.

1) имеющий тонкое, сухощавое тело
2) жалкий
3) плохой, дурной
4) дырявый, ветхий

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БЕСКОРЫСТНАЯ согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове НАЙДЁШЬ Ь (мягкий знак) служит для обозначения мягкости согласного [ш].

3) В слове БЛИНДАЖЕ все согласные звуки звонкие.
4) В слове ДРУЗЬЯ количество букв равно количеству звуков.

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) накалялось
2) фронтовику
3) сообразительный
4) сгоревшей

4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного?

1) обвалились
2) растащили
3) сгоревшей
4) подхватил

5. В каком слове правописание суффикса

1) серебряный

2) оловянный

3) вынесена

4) торжественный

6. Замените словосочетание «дружба без корысти» , построенное на основе управления согласование.

7. Среди предложений № 15 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите его номер.

(15) Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (16) Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский конфликт, афганские распри, африканские столкновения - с одной стороны; одновременно случаются непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения - с другой. (17) Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений.

8 . Среди предложений № 6 – 10 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

(6) Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7) Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (8) Для первобытного человека «людьми», как нам известно, были лишь члены его племени. (9) Все остальные были врагами или злыми демонами. (10) Для греков все не греки были варварами.

9. частями сложноподчинённых предложений .

Кажется, (1) не по дереву, (2) а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, (3) пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, (4) как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения .

Но есть ведь и другие тесты, (1) и по ним определяют настоящего человека. Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, (2) отвагой и белозубостью, (3) значит, (4) он отрицательный.

11. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Ольга Ивановна и её друзья были не совсем обыкновенные люди: каждый из них был чем-нибудь замечателен, имел уже имя и считался знаменитостью
.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывается не следствие того, о чём говорится в первой части.

12 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Замечательный человек и учёный Н.Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих путешественников XIX века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали.

У зайцев шерсть побелела – зима близко.

1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4) Вторая часть сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

14. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Будет солнце – пойдём гулять.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

1) Тёплым вечером потянуло смолк далёкий гул поле тусклое уснуло.

2) Дневные звёзды никогда не видны их затмевает солнце.

3) Воды бояться в море не бывать.

4) Над курганами, рождённое теплом, дрожит, струится марево острог, зелёное жало травяного листка, отталкивая прошлогодний стебелёк, стремиться к солнцу.

Контрольное тестирование в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Вариант 2.

1 . Укажите, в каком значении употребляется слово «дико» (предложение 12 ).

(12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!

1) испуганно
2) сильно
3) нелепо
4) странно

2. Укажите верное суждение.

1) В слове ПОДЪЕЗДЕ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ПРИСЛУШИВАЯСЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ОТГРЫЗАЕТ второй звук – [д].
4) В слове НОЧЬЮ Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласного [ч’].

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) опереться
2) обижайте
3) стремления
4) обнаружил

4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»?

1) прислушиваясь
2) превозмочь
3) прижался
4) прилечь

5. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) ценные

2) собрана

4) раненый

6. Замените словосочетание «дружба детей» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование.

7. Среди предложений № 4 – 6 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

(4) Но есть ведь и другие тесты, и по ним определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка актёра в кино несут в себе исключительно положительный заряд.

8 . Среди предложений № 8 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер . (8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.

(10) - Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) - Ух ты... (15) Прямо картинка... (16) Шикарно! (17)Он остановил машину, вылез из-за руля….

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Каков должен быть объем тех знаний, (1) которые нужны человеку, (2) чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, (3) очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование - это то, (4) что остается, (5) когда все выученное забывается».

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, (1) которую никто, (2) видимо, (3) не смог достать. Влюбленный был высокого роста, (4) он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

Все равно последняя кисть, (5) и она уже дереву не поможет... А Люсенька обрадуется.

11 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Полководец Суворов не возражал против униформы 1786 года: простая, удобная, функциональная, она как нельзя лучше отвечала духу его системы военного обучения.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

13. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Не рыбацкий парус малый – корабли мне снятся.

1) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

14. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Взойдёт солнце – сразу в путь.

1) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части

4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

15 . Укажи, какой знак необходимо поставить между частями сложного предложения.

1) Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов.

2) Учись доброму худое на ум не пойдёт.

3) Колосья тихо бьют по лицу васильки цепляются за ноги ромашки приветствуют.

4) Весенний воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

Бессоюзное сложное предложение

Задание 1. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном предложении?

    Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

    Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

А. Перечислительные отношения

Б. Сопоставительные отношения

Задание 2. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с бессоюзной связью?

    В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы

    Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.

А. Двоеточие и запятая

Б. Двоеточие и точка с запятой

В. Запятая и двоеточие

Г. Точка с запятой и двоеточие

Задание 3. Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении.

    Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку.

    Все мое счастье было в этой женщине – вы отняли ее.

Б. Вторая часть заключает в себе вывод, следствие

Г. Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия

Д. Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй

Задание 4. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

  1. Точка с запятой

Задание 5. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано.

1. Вторая часть дополняет содержание первой

2. Вторая часть поясняет первую

3. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.

Задание 6. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляемых событий в структуре бессоюзного сложного предложения?

Распластались во мраке платаны,

Ночь брильянтовой чашей горит,

Дремлют горы, темны и туманны,

Кипарис, как живой, говорит.

    С помощью перечислительной интонации

    С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

    С помощью соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

Задание 7. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.

На дороге порой замечалось некоторое оживление: стремительно шел навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца.

    Предложение содержит четыре части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

    Предложение содержит четыре части с отношениями причинного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

Задание 8. Рассмотрите сложное предложение с комбинацией сочинительной и бессоюзной связи. Определите, какая связь является основной. Укажите число частей, установите виды отношений между ними.

Все окна завалило снегом, и церковка дрожала, – такая разыгралась пурга.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности, а между второй и третьей частями – причинные отношения; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком частичной одновременности событий, а между второй и третьей частями – отношения вывода, следствия; ведущая связь – бессоюзная

Задание 9. Рассмотрите сложное многочленное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Какая связь является основной? Укажите число частей, определите виды отношений между ними.

Смысл и ценность «Письма к ученому соседу» раскрывается в полной мере лишь в сопоставлении с «письмами» рядовых юмористов малой прессы; без этого фона оно воспринимается как обычная удачная юмореска, каких у молодого Чехова было сотни.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной одновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной разновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

Задание 10. Определите структуру сложного предложения.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке,

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, –

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

    Сложное многочленное предложение

Тест «Знаки препинания в БСП» 9 класс

1. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Психологи утверждают () наркомания в подростковом возрасте начинается не с первого укола, а с желания испытать наркотическое удовольствие.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

2. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Поэт Н.Рубцов не злоупотребляет «деревенской» лексикой () он соблюдает достоинство сельского жителя, он разборчив по отношению к словам.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

2) Ставится тире, так как содержание одной части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию другой.

3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И взрослые, и школьники любят читать книги, смотреть кинофильмы или слушать рассказы о знаменитых людях: известных спортсменах, замечательных рабочих, героях-космонавтах, великих ученых, прославленных полководцах.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.

2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Ехали сюда () рожь начинала желтеть.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Карманы их вечно были наполнены всякой дрянью, как-то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками.

3) Двоеточие ставится перед рядом однородных членов предложения.

4) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Смерти бояться - на свете не жить.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

7. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит прямой вопрос.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

8. В каком предложении правильно расставлены все знаки препинания?

1) Взялся за гуж: не говори, что не дюж.

2)Искусство - высочайшее проявление могущества в человеке.

3) Не захотят добром отдать: увезем силой!

4) Любить значит принимать человека таким, какой он есть.

9. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Глянул дед да так и обмер () все деревенские свиньи на его же полосе картошку копают, с полдесятины овцы положили овса, кони от слепней в рожь забрались.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

10. Как объяснить постановку тире в приведенном ниже предложении?

Гусь взял в клюв веревочку и потянул её - раздался оглушительный выстрел.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Я сел на своего доброго коня а Савельич на тощую и хромую клячу.

2) Всё сверкало искрилось переливалось свежестью стволы берез и сосен листья трава самый воздух вода лесных озёр.

3) Трудное дело птицелова заучи повадки птичьи помни время перелетов разным посвистом свисти.

4) Слышу крадется кто-то к моей палатке.

12. Как объяснить постановку двоеточия в предложении:

Я выхожу из болота на жнивье и чувствую страшную боль в ноге: жнивье впилось в мои раны.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Двоеточие выделяет распространенное предложение с уточняющим значением.

3) Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

13. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Совершенствовать свой язык () огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает наусловие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым.

14. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей - ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» - первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре - это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков.

15. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.) 1) Я встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и безмолвно. 2) Андрей Матвеевич был известный донской атаман. 3) Д.С.Лихачев утверждает «Память это преодоление времени преодоление смерти». 4) Рыбаку дождь не помеха. 2

ТЕСТ № 9

ТИРЕ И ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (БСП)

Задание 1.

1. С временем бесцельно спорить не воротишь ничего.

2. Скажешь не воротишь, напишешь не сотрешь, от­рубишь не приставишь.

4. Теперь уже дело прошлое лгать не для чего.

5. Скучно тебе жить займись чем-нибудь.

Задание 2.

1. Лето припасает зима поедает.

2. С ремеслом не умрешь без ремесла не проживешь.

3. Не робей перед врагом злейший враг человека он сам.

4. Не стыдно не знать стыдно не учиться.

5. Дружбу помни зло забывай.

Задание 3. В каком предложении ставится двоеточие?

1. В воздухе стояла мгла небо из синего стало белесоваым, дальних гор совсем не было видно.

2. Слой облаков был очень тонок сквозь него просве­чивало солнце.

3. В течение дня погода менялась несколько раз то светило солнце, то шел дождь.

4. В начале апреля лед на реке посинел, появились трещины ходить по нему стало опасно.

5. Он замахнулся и со всей силы ударил по стволу доска треснула.

Задание 4. В каком предложении не ставится тире?

1. Горда ты плакать не станешь.

2. Он всегда бодр ночь для него что день.

3. Дни стояли ясные, холодные мы спали в палатке не раздеваясь

4. Бег его легкий, летящий никак не нагонишь.

5. На улице ветер все качается, стонет, гремит.

Задание 5.

1. Все решено я в Вашей воле и предаюсь моей судьбе.

2. Я знаю в Вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

3. Не важен предмет очарования важна жажда быть очарованным.

4. Я поднял глаза высоко в небе летели птицы.

5. На том берегу все небо было залито багровой крас­кой всходила луна.

Задание 6. В каком предложении ставится тире?

1. Он посмотрел на часы оставалось ждать еще 10 минут.

2. Я посмотрел на окно не было ни луны, ни звезд.

3. Он понял дружба гаснет от долгой разлуки.

4. Дударев вспомнил в ружье всего один патрон.

5. Прислушаешься птицы поют, приглядишься сон­ные капли росы на траве и цветах.

Задание 7. В каком предложении ставится тире?

1. Хотелось только одного, мечталось только об од­ном: домой, домой.

2. Не шевельнется лист отяжелевший: ему, как в шубе, тяжело в пыли.

3. Солнышко утром в колодезь озер глянуло месяца нет.

4. Резкий ветер омыл лицо холодной водой сон сразу прошел.

5. Идем осторожно скользко, того и гляди сорвешься.

Задание 8. В каком предложении ставится тире?

1. Взгляните на снежинки через лупу какой симмет­ричный узор, какая нежная конструкция из тончай­ших линий!

2. Вдруг из предрассветной мути до нас долетает неяс­ный звук не то прокричал филин, но то взревел зверь.

3. Наводнения в сознании людей того времени сли­лись в одно в наказание, ниспосланное им свыше за непослушание богам.

4. У озер Мещерского края одно очень странное свой­ство чем меньше озеро, тем оно глубже.

5. Осень стоит долгая и теплая травы не сохнут, а вянут.

Задание 9. В каком предложении ставится тире?

1. Всегда прощайте своих врагов ничто другое не злит их больше (О. Уайльд).

2. Изречения подобны зажигательным стеклам они собирают лучи ума и знания, рассеянные в произведе­ниях писателей, и силой и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей (Д. Свифт).

3. Не бойся совершенства тебе его не достичь никогда (С. Дали).

4. Орлы не машут крыльями орлы ищут восходящие потоки (Ф. Топорищев).

5. Художник должен присутствовать в своем произве­дении как Бог во Вселенной быть вездесущим и неви­димым (Г. Флобер).

Задание 10.

1. Одинокий человек в лесу, как сорвавшаяся блесна среди огромного озера ищи месяцами не отыщешь.

2. Все знали дойдем до места будет отдых.

3. Сильный победит одного знающий победит тысячу.

4. Не торопись отвечать торопись слушать.

5. Упрямство рождено ограниченностью нашего ума мы неохотно верим тому, что выходит за пределы на­шего кругозора.

Задание 11. В каких предложениях должны стоять оба знака: двоеточие и тире?

1. Человек все равно что кирпич обжигаясь, он ста­новится твердым (Б. Шоу).

2. Истина что крапива кто слегка до нее дотрагивает­ся обжигает, зато тому, кто смело к ней подходит, она не причиняет ни малейшего вреда (М. Сафир).

3. Пейзажист может работать спокойно природа ни­когда не настаивает на сходстве (де Л а Серна).

4. Популярность подобна луне если не прибывает, то убывает (Ядвига Рутковская).

5. Афоризм никогда не совпадает с правдой он либо полуправда, либо полторы (Карл Краус).

Ответ

Ключ

ТЕСТЫ

Тест 1

Итоговая тестовая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

I вариант

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?

Г. отделяет предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы .

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

Заполните таблицу.

Виды предложений Номер предложения

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

II вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).

Б. Я взглянул на небо … (следствие).

В. Здесь нельзя проехать … (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Не спится няня здесь так душно.

2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей .

Заполните таблицу.

Виды предложенийНомер предложения

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

ТЕСТ 2

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А. Маленькая гостиная была неуютной.

Б. Наше завтра будет прекрасно.

В. Мы с Аликом принялись за работу.

Г. Прямо к станции летит тройка удалая.

2. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

Б. Стану сказывать я сказку.

В. Я буду учителем в вашей школе.

Г. Я буду строить новый дом.

А. Он был высокого роста.

Б. Я готов с вами поспорить.

В. Я был рад помочь вам.

Г. Вы должны трудиться.

Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:

а) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот;

б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как;

в) ставится, если перед сказуемым стоит частица не;

г) может ставиться, если подлежащее - личное местоимение .

сказуемым.

А. Жизнь прекрасна и удивительна.

Б. Жизнь прожить не поле перейти.

В. Жизнь как сон.

Е. У сильного всегда бессильный виноват.

режи..ер сс с с сс

конгре.. с с сс сс

коми..ия с сс с сс

ре..таврация с с сс с

пье..а сс с сс с

а) радостно (петь);

б) радостно (петь);

в) радостно (петь);

г) радостно (петь).

8. Найдите правильный ответ.

А. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Б. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

В. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Г. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ II

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.

А. Пять не делится на два.

Б. Далече грянуло «ура».

В. Наше завтра будет прекрасно.

Г. Лучший из учеников был награжден грамотой.

Д. Вчера произошло нечто странное.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А. Дом будут строить каменщики.

Б. Сирень начинает отцветать в начале мета.

В. Он казался всесторонне образованным человеком.

Г. В путешествии мы узнали очень много интересного.

Д. Мы предложили ему поиграть с нами.

3. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Ребята будут купаться в реке.

Б. Он не станет со мной дружить.

В. Ей туфли впору будут.

Г. Я должен был признать свои ошибки.

4. Укажите неверное утверждение.

Тире между подлежащим и сказуемым:

а) ставится только тогда, когда опущена связка;

б) ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи;

в) не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого;

г) не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.

5. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и

сказуемым.

А. Знание это сила.

Б. Умный смех как прекрасный источник энергии.

В. Эти, равнины словно бескрайнее море.

Г. Бедность не порок.

Д. Я всем чужой.

Е. Байкал самое глубокое озеро на планете.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик а), 6), в) или г), в котором

последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

р..ставрация е е и е

д..виз и и е е

р..золюция е и и е

р..петиция и е и е

п..йзаж е и е е

7. Укажите правильный разбор слова по составу

а) (помещение) не пригодно (для жилья);

б) (помещение) непригодно (для жилья);

в) (помещение) непригодно (для жилья);

г) (помещение) непригодно (для жилья).

8. Найдите правильный ответ.

А. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

Б. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

В. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

Г. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

ТЕСТ 3

ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ I

а) лексика - словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение ;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

д) старославянизмы - группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) справа;

б) судьба;

в) играла;

г) у брата;

д) ворота;

е) красота.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон; г) хвост кометы;

б) пустая голова; д) быстрый бег;

в) говор ручья; е) цветущий сад.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами :

а) металлургический завод - завод часов;

в) идут торги - идут часы;

г) счастливый брак - заводской брак;

д) корень слова - корень растения;

е) мягкий знак - мягкий климат.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке

Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы; б) омофоны; в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

сп..шите к нам е и е и и

сп..шите задание е и и е е

зап..вать песню е и е и е

зап..вать молоко е и и е и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно ().

8. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из

правого столбика:

1) бедная а) маленькая;

растительность - б) скромная;

в) пышная;

2) богатый опыт - а) ничтожный;

б) убогий;

б) раздражающий;

в) безропотный;

4) полный ответ - а) пустой;

б) частичный;

в) жирный.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является

стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов

используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда... (Ф. Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов).

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные,

скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я... (А. Пушкин).

11. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова

из правого столбика:

1) одеть - а) пальто;

б) ребенка;

в) на голову;

2) объемная - а) книга;

в) информация;

3) дипломатичная - а) нота;

б) женщина;

в) служба;

4) дефективные - а) люди;

б) деньги;

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) город, одежда, брег, един;

б) град, одёжа, берег, один;

в) город, одёжа, берег, один;

г) град, одежда, брег, един.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами .

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности... (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю ().

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из

правого:

1) космонавт; а) устаревшее слово;

2) ультразвук; б) общеупотребительное слово;

4) паровоз;

5) ликбез;

6) инвестиция.

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы .

А. Настал день, назначенный для судного поединка ().

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибоедов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор - везде бичи, везде железы... (А. Пушкин).

17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам:

б) диалектизмы;

в) жаргонизмы;

г) профессионализмы.

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться.

Давай только без закидонов, ладно?

ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ II

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

1. Укажите неверное утверждение:

а) центральная единица лексикологии - слово;

б) лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой;

в) могут быть лексические и контекстуальные синонимы;

г) различаются омонимы полные и частичные;

д) архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка;

2. Многие заимствованные слова имеют русские синонимы.

а) крестьяне;

г) насекомое;

д) накануне;

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном

значении:

а) черные мысли;

б) седой старик;

д) тянутся дни;

е) красный закат.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами :

а) годы прошли - воины прошли;

б) площадь треугольника - городская площадь;

в) крутой кипяток - крутой характер;

г) сборка конструкции - сборка на юбке;

д) строевой лес - строевая песня;

е) холодное молоко - холодный взгляд.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении

Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский):

а) омоформы;

б) омофоны;

в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором

последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

ч..стота колебаний иаиае