Синонимичные словосочетания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Синонимичные словосочетания Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании

Подготовка к ОГЭ

по русскому языку

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.

Синонимичные словосочетания

Словосочета́ние – это соединение двух или нескольких самостоятельных , связанных подчинительной связью.

Согласование это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем саде, эта девушка – этой девушке.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей липовой аллее.

Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.), написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).

Подсказка . Если перед нами словосочетание с предлогом, то эта связь – управление (например, дача около озера, уехать в отпуск).

Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.

При примыкании зависимое слово является неизменяемым.

Главное слово

Вид

(способ)

подчинительной связи

Зависимое слово

Примеры

Самостоятельная часть речи

Согласование

Прилагательное

зимняя дорога;

талантливый врач

Причастие

мерцающий свет;

улыбающийся ребенок

Порядковое числительное

первый подснежник;

пятый урок

Местоимение, по форме сходное с ними

каждый человек;

всякая игрушка

Управ-ление

Существительное

верность долгу;

забота о сестре

Местоимение, по форме сходное с ним

выбрать из троих;

лучше всех

Примы-кание

Наречие

двигаться быстро;

работать

по-новому

Деепричастие

читал лёжа;

мечтал улыбаясь

Инфинитив (начальная форма глагола)

желание отдохнуть;

стремление

учиться

Неизменяемые

прилагательные

цвет хаки;

стиль барокко;

брюки клёш

Формы сравнительной степени прилагательного

девушка повыше;

брюки покороче

Неизменяемые притяжательные местоимения её, его, их

её игрушки;

его мнение;

их репутация

Алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ

1. Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить его без изменения.

2. Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить, какой частью речи оно выражено.

4. Изменить способ связи зависимого слова с главным.

3. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.

4. Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.

Примеры выполнения заданий в формате ОГЭ

Задание 1. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками - дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку… (По К. Паустовскому)

1.Словосочетание «еловые шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).

3. Необходимо получить связь управление.

4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное «ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (словосочетание со связью управление). Задание выполнено.

Задание 2. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

(14)Там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе… (По А. Лиханову)

Рассуждаем следующим образом:

1.Словосочетание «флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово – «флажки», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует изменить (это должно быть прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие? )

3. Необходимо получить связь согласование.

4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (прил. «бумажные»). Записываем ответ: «бумажные флажки» (словосочетание со связью согласование). Задание выполнено .

Задание 3. Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» (предложение 56), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

(50) На первом этаже этого огромного дома горел свет, из приоткрытого окна лилась фортепьянная музыка.

- (51)Кто это там на фортепьяно играет? - спросил Костя.

- (52)Ты что, с луны свалился? (53)3десь художник живёт, знаменитый. (54) А на пианино его дочка играет, - сообщил Стёпка.

- (55)Дочка? - переспросил Костя.

(56)Стёпка с удивлением посмотрел на Костю… (По Т. Ш. Крюковой)

Рассуждаем следующим образом:

1. Словосочетание «с удивлением посмотрел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует изменить.

3. Необходимо получить связь примыкание.

4. Подбираем к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (словосочетание со связью примыкание). Задание выполнено.

Задания для тренировки

Задание 1. согласование управление

с предлогом: норковая шуба

плюшевая игрушка
львиная грива

голубиное гнездо

деревянный домик

бетонная дорога

рисовая каша

стеклянная крыша

телефонный звонок

фарфоровая чашка

без предлога:
родительский дом

лисья нора

полковое знамя
солнечное тепло
земляничный запах
ученический стол
конская сбруя

охотничье ружье

радостный возглас

змеиная кожа

Задание 2. З управление синонимичными со способом связи согласование

снаряд для гимнастов
тропинка в лес

кусты сирени
уроки рисования

собака с гладкой шерстью
дом в пять этажей
юноша восемнадцати лет

человек без совести
вопрос по литературе
костюм в полоску

ружьё с двумя стволами

каша из кукурузы

девушка с русыми волосами
совет брата

Задание 3. З аменить предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление

досадливо поморщиться

смело взглянул
устало шагал

бесшумно подошел
безразлично посмотрел

уважительно посмотрел

осторожно наклонился

беззаботно напевал

бесстрашно кинулся

участливо выслушал

Задание 4. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание

выполнил с аккуратностью

с усердием копал

говорил с сочувствием

рассказывал с гордостью

ожидал с тревогой

глядел со смущением

Цель: Разработка системы дополнительных заданий к разным типам обучающих диктантов по УМК С.Львовой.

Задачи:

    Использование данной формы работы на разных этапах обучения.

    Отработка системы проверки и самопроверки при помощи системы заданий.

    Вовлечение учащихся в процесс составления заданий к текстам.

Аннотация к продукту:

Обратим ваше внимание на УМК «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой.Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Учебник С. И. Львовой и В. В. Львова включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии. С пятого по девятый классы в данном учебнике ведётся систематическая работа с типовыми упражнениями «Орфографический минимум». Материал этих упражнений служит для проведения словарных диктантов. В данной работе мы рассматриваем этот вид диктанта как обучающий диктант.

Поскольку отличительной особенностью современного урока русского языка является его нацеленность на развитие, системно-деятельностный подход, то имеет смысл говорить о тесной взаимосвязи, единстве всех видов работ. Работа по орфографии требует тесного взаимодействия собственно орфографических умений с теоретико-лингвистическими. Именно поэтому появилась идея совместить работу по орфографическому минимуму с работой по другим разделам лингвистики: включить задания по словообразованию, фонетике, морфологии, орфографии в обычный словарный диктант.

Таким образом, осуществляется переход от репродуктивного метода (словарный диктант) к частично-поисковому (выборочная работа с диктантом).

В проекте представлены некоторые варианты работы со словарным диктантом на разных этапах урока. Предполагается эта работа как форма обучения, хотя может использоваться и при любых видах контроля задания в формате ЕГЭ и ОГЭ), что лишний раз подчеркивает актуальность проектной работы по данной теме.

Данные дидактические материалы могут использоваться учителями, работающими не только по УМК С.И.Львовой, но и по другим учебно-методическим комплектам, поскольку все они предполагают работу с диктантами.

Введение.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. В этом большое значение имеет УМК, по которому работает учитель.

Каждый учитель русского языка постоянно ощущает, какое важное место в его работе занимает учебник.

Отличительной особенностью учебника по русскому языку под редакцией С.И.Львовой является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету.

Основная часть.

Учебник С. И. Львовой и В. В. Львова включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии.

С пятого по девятый классы в данном учебнике ведётся систематическая работа с типовыми упражнениями «Орфографический минимум».

С данным материалом учитель может предложить учащимся следующие формы работы:

    запоминание графического облика слова или словосочетания (в этом случае слова (словосочетания) для запоминания крупно записываются на доске или учащимся рекомендуется внимательно рассмотреть их в учебнике);

    использование возможностей механической памяти (слово или словосочетание записывается учащимися несколько раз);

    запоминание написания путём восприятия отчётливого произношения (слово или словосочетание отчётливо произносится по слогам хором или отдельным учеником сначала громко, затем тише, ещё тише, шёпотом и про себя);

    использование приёма поморфемного письма (учащиеся записывают слово или словосочетание, отделяя морфемы чёрточками, при этом объясняя вслух написание каждой морфемы);

    запись слова или словосочетания с подробными графическими объяснениями написания орфограмм и приведением проверочных слов.

По усмотрению учителя орфографический минимум может предлагаться частично, полностью, а также с включением тех слов и словосочетаний, в написании которых учащиеся испытывали трудности.

В сильном классе и в классе средней успеваемости для развития умения концентрировать внимание можно предложить работу по вариантам: слова или словосочетания читаются учителем парами: первое слово (словосочетание) пары – для учащихся, выполняющих задание первого варианта, второе слово (словосочетание) – для учащихся, выполняющих задание второго варианта. Каждая пара слов (словосочетаний) при использовании этой формы работы прочитывается дважды.

Ещё одна форма записи слов (словосочетаний) орфографического минимума – взаимодиктант. Ученики по очереди диктуют одноклассникам слова (словосочетания) орфографического минимума (по одному) по памяти. Если какое-либо из слов (словосочетаний) не названо, учитель дополняет диктант.

Процесс записи слов можно усложнить следующими заданиями:

    поморфемная запись слов;

    запись слов с сопроводительным орфографическим анализом (полным или частичным – по указанию учителя);

    запись слов с сопроводительным языковым анализом (показ в транскрипции отдельных звуков, выделение изучаемых морфем, указание грамматических признаков и т. п.);

    запись слов в составе словосочетаний, конструируемых учащимися в соответствии с заданием учителя.

Другой вариант сопроводительной проверки умения проводить орфографический и языковой анализ – дополнительные задания после традиционной записи под диктовку:

    различные виды разбора отдельных слов;

    разбор отдельных словосочетаний;

    конструирование словосочетаний или предложений в соответствии с заданием учителя (по данной схеме, с заданным содержанием, с определённым стилистическим заданием);

    составление текста с использованием слов (словосочетаний) орфографического минимума.

Данный продукт предлагает свою методику по работе с «орфографическим минимум».

Практическая часть.

5 класс.

Упр.31, стр. 17.

Освещать фонарем, обижать друга, обежать вокруг дома, отварить свеклу, отворить дверь, отдаленная местность, отважный парашютист, насладиться красотой природы, наследить на паркете, очаги землетрясения, вулканический кратер, количество осадков, поверхность нагревается, повышенная температура.

Задания.

    Подчеркните слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному.

    Найдите и запишите слово, состоящее из двух корней.

    Найдитесреди словосочетаний грамматическую основуи запишите её.

    Найдите и выпишите существительные в форме творительного падежа.

    Найдите и запишите слово, которое является исключением из правила «Чу, щу пишу с буквой у».

Упр. 47, стр. 23.

Оглавление, облокотиться, остолбенеть, старомодный, годовалый, молотьба, просьба, сдать, указка, сознание, образы, выражение, вокзал, экзамен, фонетика, орфоэпия, лингвистика, торопливый, аппарат, образование, наездник, сверкать, различать, специальный, выразительный, оценить, повторение.

Задания.

    Найдите и запишите слова, в которых происходит озвончение.

    Найдитеи запишите слова, называющие разделы лингвистики.

    Найдите и запишите слова, в которых есть приставка О.

    Найдите и запишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.

Упр. 150, стр. 70.

Удивительное происшествие, разрядить обстановку, снарядить в дорогу, тяжело дышать, известить приятеля, громадные айсберги, питательные вещества, обнаружить неполадки, падение метеорита, уникальное явление, травянистая равнина, благоприятные климатические условия, удачный фотоколлаж.

    Найдите и запишите наречие.

    Найдите и запишите синоним к словосочетанию «ледяная глыба»

Упр. 211, стр. 95

Самостоятельный, выражение, склоняемый, спрягаемый, изменяемый, звукоподражательный, стремительно убегать, прекратить, восклицательный, не чувствует, не хотел беспокоить, нездоровится сегодня, не хочет объяснить, недолюбливать секреты, ненавидеть предательство, просвистеть.

Задания.

    Найдите и запишите глаголы, которые не употребляются без НЕ.

    Найдите и запишите слово с орфограммой «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

    Найдите и запишите глагол в форме прошедшего времени.

    Найдите и запишите наречие.

    Найдите и запишите глагол-исключение.

Упр. 244, стр. 112

Чувствительный прибор, древнее искусство, искусный мастер, каменная лестница, великолепная панорама, съежиться от страха, выращенные шампиньоны, поехать на гастроли, местный долгожитель, выразить сожаление, принести огнетушитель, шелестеть страницами, шелковистая поверхность, подарить кофеварку, цветные фломастеры.

Задания.

    Подчеркните глагольные словосочетания.

    Найдите и запишите слово с орфограммой «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

    Найтии запишите существительное в форме родительного падежа.

    Найдите и запишите служебные части речи.

Упр. 306, стр. 138.

Душа радуется счастью, не хочется спешить, желаю поприветствовать, он щадит чувства родителей, обиделся на товарищей, затеять опасную игру, таять на солнце, крепление для лыж, познакомятся на собрании, выразительно прочитать, объединить молодежь.

Задания.

    Выпишите грамматические основы.

    Найдите и запишите существительное третьего склонения.

    Найдите и запишите слова, в которых происходит оглушение.

    Найдите и запишите существительные в форме множественного числа.

    Найдите и выпишите словосочетание нар. + гл.

Упр. 498, стр.45

Просматривать местность, обновить весенний наряд, дальновидный поступок, пахучая жидкость, честный поединок, чесночный запах, пощадить самолюбие подруги, тенистый уголок аллеи, тяжелый рюкзак, радостное ожидание, увядает красота.

Задания.

    Найдите и запишите слово с орфограммой «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

    Найдите и запишите слово, в котором происходит озвончение.

    Найдите и выпишите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Найдите и запишите слово с удвоенным согласным в корне слова.

6 класс.

Упр. 97, стр. 51

Разнообразие рельефа равнин, дистиллированная вода, горизонтальное направление, искусственный отбор, атмосферные осадки, метеорологическая станция, современные географические исследования, мелкомасштабное изображение, измерение глубины водоёма, повышенное кровяное давление.

Задания.

    Найдите и запишите слово, в котором происходит оглушение.

    Найдите и запишите слова с удвоенным согласным.

    Найдите и запишите слова, образованные сложением.

    Найдите и запишите название тематической группы слов «дождь, снег, град»

    В каком слове правописание приставки перед глухими согласными пишетсяС »?

Упр. 195, стр. 104

Средства художественной выразительности, экспрессивный, композиция, кульминация, повторяющиеся элементы, склонившийся, тактичность, металлический канат, раскаленная печь, очаровательная ночь, громоздкий, впечатляющий, прогрессивный, великолепный, биографический, уважительный.

Задания.

1. Запишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. (громоздкий)

2. Укажите существительные жен.рода, 3 склонения. (печь, ночь)

3. Найдите и запишите слово по лексическому значению: момент наивысшего напряжения в развитии действия. (кульминация)

4. Запишите, какие средства художественной выразительности вы знаете (2-3 по выбору).

5. Найдите и запишите слова с орфограммой «Правописание И-Ы после Ц»

Упр. 318, стр. 162.

Одноместный, осветительный, деревянный, глиняный, демонстрационный, серебряный, инфекционный, стеклянный, пунктуационный, экскурсионный, клюквенный, ветреный день, безветренная погода, бессонница, гостиный двор, гостиница, конституционный, эксплуатационный, комиссионный, соломенный, неаккуратный, неприветливый, справедливый.

Задания.

1. В каких словах правописание суффикса является исключением из правила? (деревянный, стеклянный)

2. Запишите однокоренные слова. (ветреный - безветренный, гостиный - гостиница)

3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3/-С перед - С »? (бессонница)

4. Найдите слово, образованное при помощи сложения. (одноместный)

5. Укажите слова с удвоенным согласным в корне слова. (комиссионный, неаккуратный)

Упр. 439, стр. 20.

Представление о воспитанности, расположить в установленной последовательности, сельскохозяйственное производство, сложнейшее приспособление, территория монастыря, защищаться от нападения, изделия ремесленников, ювелирные украшения, отдалённая местность, непролазная грязь, достижения современной медицины, орошение засушливых земель, шлифовать драгоценные камни, разрушенный мост.

Задания.

1. Найдите слово с чередующимся гласным в корне слова. (расположить)

2.Найди слово, которое является синонимом к словам смочить, поливать. (орошать)

3.Найдите слово, образованное при помощи сложения.(сельскохозяйственное, драгоценные)

4.Определите слово с непроизносимым согласным в корне слова. (местность)

5. Выпишите прилагательное в превосходной степени. (сложнейшее)

Упр. 577, стр. 91.

Одиннадцать фломастеров, экстренная помощь, двухэтажная вилла, четырёхкратный чемпион, цирковая акробатка, количественные показатели, собирательные числительные, восемьдесят миллионов, преодолевать расстояние, исследование Антарктиды, зафиксировать температуру, талантливые преподаватели, неповторимое творение природы, количество, бессчётный, троекратный, пятиэтажный, сто пятьдесят восемь килограммов, миллион триста двадцать девять тысяч двести семнадцать.

Задания.

1. В каких словах правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3/-С перед звонкими согласными пишется -3, а перед глухими согласными - С »? (бессчетный, расстояние, исследование)

2. Замените словосочетание «цирковая акробатка» , построенное на основе управление. Напишите получившееся словосочетание. (акробатка из цирка)

3. В каком слове приставка ПРЕ- близка по значению к приставке ПЕРЕ-? (преодолевать)

4. Найдите и запишите слова с удвоенным согласным в корне слова. (миллион, килограмм)

5. Запишите имя собственное.

7 класс.

Упр. 94, стр. 37.

Общеупотребительная лексика, диалектизмы и профессионализмы, устаревшие слова, проявить деликатность, провинциальный театр, легендарная личность, прославленный композитор, незначительное препятствие, под благовидным предлогом, предложение о сотрудничестве, стреляный воробей, тренировка в бассейне, претендовать на остроумие, рассчитывать на чью-либо помощь.

Задания.

    Найдите и запишите фразеологический оборот со значением «опытный человек».

    Найдите и запишите прилагательное, образованное приставочным способом.

    Найдите и запишите местоимение, определите его разряд.

    Выпишите слово с орфограммой «Чередование О-А в корнях».

    Запишите синоним к слову «деликатность».

Упр. 193, стр. 79.

Поразительное чувство, изощренное коварство, испещренный направлениями, поэтическая натура, сопровождать инкассатора, применение целлюлозы, металлические конструкции, компания друзей, потерянный экспонат, сайт бесплатных объявлений, исправленная неточность, предвыборная кампания.

Задания.

    Найдите и выпишите омофоны.

    Найдите и запишите словосочетание с главным словом причастием.

    Найдите и запишите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.

    Найдите и запишите слово с орфограммой «Написание Ы-И после Ц»

    Замените словосочетание «металлические конструкции» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Упр. 286, стр. 114.

Приблизительное расстояние, наглядное представление, хореографический ансамбль, комфортабельная гостиница, изложить оригинальную гипотезу, клеящий карандаш, оценить вежливость и очарование незнакомки, занавешенное окно, экономическое сообщество, спасательная команда.

Задания.

    Найдитеи запишите слово с орфограммой «Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени»

    Найдитеи выпишите существительное, образованное при помощи приставки.

    Найдитеи запишите слово с чередующейся гласной в корне.

    Найдите и запишите синоним к словам «предположение, догадка».

    Запишите пароним к слову «экономическое».

Упр.344, стр. 139.

Ломаная линия, берестяные грамоты, печенный в золе картофель, засеянное рожью поле, снайперская винтовка, требование удовлетворено, награждение победителей, поблагодарите за помощь, симметричная структура, исправленная неточность, затоптанные ростки, из перестроившегося подразделения.

Задания.

    Найдите и запишите слово с орфограммой «Н и НН в суффиксах относительных прилагательных»

    Найдите и выпишите краткое причастие.

    Найдите глагол и определите его наклонение.

    Найдите и запишите слово с чередующимся гласным в корне.

    Найдите и запишите грамматическую основу.

Упр. 611, стр. 117.

Идти в течение получаса, преодолевать препятствия, ждать в продолжение месяца, познакомиться с судьбой героев, в продолжении книги, победить несмотря на сложности, иметь в виду, совершить ошибку вследствие рассеянности, перевести деньги на счет банка, поговорить насчет планов на будущее.

Задания.

    Найдите и выпишите грамматические омонимы.

    Найдите и запишите производные предлоги.

    Найдите и запишите прилагательное, употребленное в значении существительного.

    В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3/-С перед звонкими согласными пишется -3, а перед глухими согласными - С »?

    Найдите и запишите глагол, в котором происходит озвончение.

8 класс.

Упр. 73, стр. 43.

Посудомоечная машина, патрулировать в пригороде, колоссальная энергия, гармония в природе, стилистическая особенность, аромат растений, незабываемый диалог, отдаленная канонада, отскочить рикошетом, транспортный патруль, вспоминать впоследствии, политическая фигура, решение администрации, разросшийся кустик сирени, загрязнение окружающей среды, неограниченные возможности, количественные и качественные показатели успешности обучения, индивидуально-авторские неологизмы, хранящийся на протяжении восьми столетий.

Задания:

1. Укажите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (кустик)

2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова. (растений, отскочить, разросшийся)

3. Запишите однокоренные слова. (патруль - патрулировать)

4. Запишите, что такое «неологизмы».

5.В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3/-С перед звонкими согласными пишется -3, а перед глухими согласными - С »? (разросшийся)

Упр. 121, стр. 71.

Агитационно-массовая деятельность, официально-деловой стиль речи, средства субъективной оценки, драматические произведения, прототип героя, написать автобиографию, конференция в институте, цифровая фотокамера, приобрести компакт-диск, сатирическое изображение, объединение сил, внимание присутствующих, реставрация здания, видоизмениться вследствие землетрясения, трасса нового канала, гармония в природе, священная реликвия, солдатская шинель, участники соревнования, брезентовые палатки, территориальные воды, полицейский патруль, автобиографический очерк, публицистический стиль, фразеологическое богатство речи, градация.

Задания.

    Найдите и запишите синоним к слову «согласие, красота»?

    Найдите и запишите производный предлог.

    Найдите и запишите причастие, выступающее в роли существительного.

    Подберите и запишите синонимический ряд к слову «градация».

    Найдите и запишите слова с удвоенным согласным в корне слова.

    Найдите и запишите слова с орфограммой «Правописание И-Ы после Ц»

Упр. 364, стр. 208.

Коснуться справа, взглянуть удивленно, приехать издалека, выйти засветло, раскалить докрасна, пробираться влево, сначала надо подумать, накормить досыта, уникальный экспонат, энциклопедический словарь, пятидесятилетний юбилей, обучающие программы, информационно-коммуникативные технологии, персональный компьютер, конструирование летательных аппаратов, антивирусные программы, объём оперативной памяти.

Задания:

1. Запишите слова, в которых написание корня зависит от последующего суффикса. (коснуться, пробираться)

2. Укажите ошибочное суждение.

а) в слове «выйти» 5 звуков

б) в слове «объём» 5 букв и 4 звука

в) в слове «юбилей» 6 букв и 7 звуков

3. Укажите и запишите действительное причастие настоящего времени. (обучающие)

4 . Запиши слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение»? (приехать)

5. Найдите и запишите прилагательное с иноязычной приставкой.

Заключение.

Результатом нашей работы стал небольшой сборник заданий к словарным диктантам по упражнениям «Орфографический минимум». В процессе нашей работы мы пришли к следующим выводам:

    Выбор тех или иных заданий в большей мере зависит от особенностей класса. В принципе задания могут быть дифференцированными и в одном классе. Учащиеся сами выбирают, что они предпочитают выполнять. В таком случае целесообразно дать не 3 – 5 заданий, а больше.

    Все упражнения по выполнению орфографического минимума распределены по разделам учебника. Таким образом, словарный материал зависит от темы того или иного раздела. Но работу по орфографии рекомендуется вести на разных этапах обучения, следовательно, словарный диктант с заданиями будет уместен и при изучении нового материала, и при закреплении, и на обобщающих уроках.

    В некоторых упражнениях автор учебника рекомендует учащимся самим создать список слов для орфографического минимума. И здесь мы опять же видим возможность дифференцированной работы. Некоторые учащиеся могут составить не только словарный диктант, но и придумать задания к нему, а затем осуществить проверку работ.

    Данный сборник дидактических материалов может использоваться и учителем, не работающим по УМК С.И.Львовой, так как работа по орфографии присутствует в любом учебно-методическом комплекте.

Таким образом, обучающий диктант с заданиями – тот вид работы, который целесообразен и при подготовке к ГИА по русскому языку, и при реализации нового Федерального образовательного стандарта, поскольку в основе данного вида работы лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование УУД.

Использованная литература:

    С.И. Львова. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. – М.: Мнемозина, 2012.

    С.И. Львова. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 3ч. – М.: Мнемозина, 2012.

    С.И. Львова. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. – М.: Мнемозина, 2012.

    С.И. Львова. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Мнемозина, 2012.

Директор МБОУ «БООШ №1» Л.В. Соболева

- (нареч.) … Словарь употребления буквы Ё

удивлённо - см. удивлённый; нареч. Удивлённо улыбнуться. Удивлённо смотреть на кого л … Словарь многих выражений

удивлённо - нареч …

Удивлённый, удивлённая, удивлённое, удивлённые, удивлённого, удивлённой, удивлённого, удивлённых, удивлённому, удивлённой, удивлённому, удивлённым, удивлённый, удивлённую, удивлённое, удивлённые, удивлённого, удивлённую, удивлённое, удивлённых,… … Формы слов

удивлённый - удивлённый; кратк. форма ён, ен а и (выражающий удивление) ён, ённа (лиц о исп уганно и удивлённо) … Русский орфографический словарь

1. удивлённый, ён, ена, ено, ены, прич.; собрание удивлено егоповедением 2. удивлённый, ён, ённа, ённо, ённы, прил.; лицо её было удивлённо … Русское словесное ударение

удивлённый - ая, ое. см. тж. удивлённо а) Выражающий удивление. Удивлённый взгляд. У ое лицо. У ые глаза. б) отт. Вызванный удивлением. У ое молчание. Удивлённый вздох … Словарь многих выражений

удивлённый - 1. прич.; также в знач. прил.; кр.ф. удивлён, удивлена/, лено/, лены/. Гости, удивлённые внезапным уходом хозяина, молчали. Мы удивлены и не понимаем, что происходит. 2. прил.; кр.ф. удивлён, удивлённа, лённо, лённы; удивлённее. Взгляды ребят… … Орфографический словарь русского языка

УДИВЛЁННЫЙ ая, ое. Выражающий удивление. У. взгляд. У ое лицо. У ые глаза. // Вызванный удивлением. У ое молчание. У. вздох. У ая радость. ◁ Удивлённо, нареч. У. улыбнуться. У. смотреть на кого л … Энциклопедический словарь

Книги

  • Приключения маленького Лириса и сказочных героев , Алена Гридина , Однажды в сказочном лесу произошла удивительная и не обыкновенная история. Всё это произошло, прекрасным летним утром. Когда всё вокруг просыпалось, после долгогоночного сна. Посреди леса,… Категория: Книги для детей: прочее Издатель: Accent Graphics communications , электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • Самый лучший на свете приз , Холли Вебб , «– Ну что, готовы к сюрпризу? Тогда идите на улицу. – Там же дождь! – Милли удивлённо взглянула на маму, а Бен радостно закивал. – Дождь, – эхом отозвался он. – Явозьму зонтик, да?Бену было… Категория: Детская проза Издатель:

Вариант 1

Слушать внимательно

Излагать интересно

Относиться уважительно

Спокойно размышлять

Легко решать

Старательно выводишь

Превращаться легко

Благоухая расти

Разговаривать улыбаясь

Возвращаться домой

Говорит вздыхая

Безжалостно истребляли

Мирно расстались

Поднимешь трудно

Идти напевая

Смеясь рассказывал

Успешно завершить

Грустно взглянув

Радостно кричит

Плывет без устали

Переписываешь усердно

Убираешь старательно

Смотришь завистливо

Торжественно отметили

Печально посмотрев

Храбро защищали

Выстояли мужественно

Отважно сражался

Смело отстаивает

Действуя решительно

Победоносно завершилась

Вариант 2

Строки стихов

Портфель ученика

Игрушки детей

Кухонного набора

Листьями клена

Гласные с чередованием

Пирог с клубникой

Улиц города

Смех детей

Руки матери

Следов волка

Секретов семьи

Публикаций в журнале

На выставке книг

В зарослях крыжовника

В кружку из бересты

На подносе из серебра

На дороге из гравия

В кормушке для птиц

С компотом из малины

Стол для работы

Материалом для отделки

С сиропом из груш

Варенье из слив

Супа из курицы

Торт для праздника

В шляпе из соломы

Заданий по выбору

Упражнения для дома

В олимпиаде по математике

Вариант 3

Деревянного дома

Березовым соком

Соломенную шляпу

Песцовая шуба

Пластиковые окна

Сахарную вату

В норковой шапке

Заячьи следы

Морской глади

В школьную библиотеку

Осенних дождей

Утреннюю тишину

В классном журнале

Дневниковых записей

У лесного домика

На пришкольном участке

Странные люди

Модная одежда

В деревянную шкатулку

С юношеским задором

Логические игры

Юмористические рассказы

Компьютерные игры

Малахитовая шкатулка

На дубовой коре

Птичий гомон

В кирпичном доме

На деревянном заборе

На загородной даче

Зимней одеждой

Ситцевый халат

В шерстяных носках

Оленьи рога

По волчьим следам

Ежевичное мороженое

Творожный десерт

С вишневым сиропом

Вариант 4

С завистью взглянул

С уважением относился

Переделал с качеством

Писал без ошибок

Выполнить с усердием

Доказываем с уверенностью

Спорим с аргументами

Врешь без совести

Воскликнул с удивлением

Просил со слезами

Пошел на работу

Послали на уборку

Мечтает об отдыхе

Закончилась победой

Свистели с яростью

Идти с песней

Со смехом рассказывал

С успехом завершить

С грустью взглянув

С радостью кричит

Плывет без усталости

Переписываешь с усердием

Убираешь со старанием

Смотришь с завистью

С торжеством отметили

Посмотрев с печалью

Взглянув с молчанием

Поднялась с шипением

Закипел со свистом

Разбилась с грохотом

Действуя с решительностью

Завершилась победой

Смеяться с надрывом

Типы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Помните! Зависимое слово может стоять перед главным, после главного, на расстоянии нескольких слов

Материал для самопроверки

Вариант 1

B2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание .

Слушать внимательно

Слушать с вниманием

Излагать интересно

Излагать с интересом

Относиться уважительно

Относиться с уважением

Спокойно размышлять

Со спокойствием размышлять

Легко решать

С легкостью решать

Старательно выводишь

Со старанием выводишь

Превращаться легко

Превращаться с легкостью

Благоухая расти

благоуханием расти

Разговаривать улыбаясь

Разговаривать с улыбкой

Возвращаться домой

Возвращаться в дом

Говорит вздыхая

Говорит со вздохом

Безжалостно истребляли

Без жалости истребляли

Мирно расстались

С миром расстались

Поднимешь трудно

Поднимешь с трудом

Идти напевая

Идти с песней

Смеясь рассказывал

Со смехом рассказывал

Успешно завершить

С успехом завершить

Грустно взглянув

С грустью взглянув

Радостно кричит

С радостью кричит

Плывет без устали

Плывет без усталости

Переписываешь усердно

Переписываешь с усердием

Убираешь старательно

Убираешь со старанием

Смотришь завистливо

Смотришь с завистью

Торжественно отметили

С торжеством отметили

Печально посмотрев

С печалью посмотрев

Храбро защищали

С храбростью защищали

Выстояли мужественно

Выстояли с мужеством

Отважно сражался

С отвагой сражался

Смело отстаивает

Со смелостью отстаивает

Действуя решительно

Действуя с решительностью

Победоносно завершилась

Завершилась победой

Вариант 2

B2. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание .

Строки стихов

Стихотворные строки

Портфель ученика

Портфель ученический

Игрушки детей

Игрушки детские

Набора для кухни

Кухонного набора

Листьями клена

Листьями кленовыми

Гласные с чередованием

Чередующиеся гласные

Пирог с клубникой

Пирог клубничный

Улиц города

Городских улиц

Смех детей

Детский смех

Руки матери

Материнские руки

Следов волка

Волчьих следов

Секретов семьи

Семейных секретов

Публикаций в журнале

Журнальных публикаций

На выставке книг

На книжной выставке

В зарослях крыжовника

В крыжовниковых зарослях

В кружку из бересты

В берестяную кружку

На подносе из серебра

На серебряном подносе

На дороге из гравия

На гравийной дороге

В кормушке для птиц

В птичьей кормушке

С компотом из малины

С малиновым компотом

Стол для работы

Рабочий стол

Материалом для отделки

Отделочным материалом

С сиропом из груш

С грушевым сиропом

Варенье из слив

Сливовое варенье

Супа из курицы

Куриного супа

Торт для праздника

Праздничный торт

В шляпе из соломы

В соломенной шляпе

Заданий по выбору

Выборочных заданий

Упражнения для дома

Домашние упражнения

В олимпиаде по математике

В математической олимпиаде

Вариант 3

B2. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание .

Деревянного дома

Дома из дерева

Березовым соком

Березовым соком

Соломенную шляпу

Шляпу из соломы

Песцовая шуба

Шуба из песца

Пластиковые окна

Окна из пластика

Сахарную вату

Вату из сахара

В норковой шапке

В шапке из норки

Заячьи следы

Заячьи следы зайцев

Морской глади

Глади моря

В школьную библиотеку

В библиотеку школы

Осенних дождей

Дождей осени

Утреннюю тишину

Тишину утра

В классном журнале

В журнале класса

Дневниковых записей

Записей в дневнике

У лесного домика

У домика в лесу

На пришкольном участке

На участке школы

Странные люди

Люди со странностями

Модная одежда

Одежда по моде

В деревянную шкатулку

В шкатулку из дерева

С юношеским задором

С задором юноши

Логические игры

Игры на логику

Юмористические рассказы

Рассказы с юмором

Компьютерные игры

Игры на компьютере

Малахитовая шкатулка

Шкатулка из малахита

На дубовой коре

На коре дуба

Птичий гомон

Гомон птиц

В кирпичном доме

В доме из кирпича

На деревянном заборе

На заборе из дерева

На загородной даче

На даче за городом

Зимней одеждой

Одеждой для зимы

Ситцевый халат

Халат из ситца

В шерстяных носках

В носках из шерсти

Оленьи рога

Рога оленя

По волчьим следам

По следам волка

Ежевичное мороженое

Мороженое из ежевики

Творожный десерт

Десерт из творога

С вишневым сиропом

С сиропом из вишен

Вариант 4

B2. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание .

С завистью взглянул

Завистливо взглянул

С уважением относился

Уважительно относился

Переделал с качеством

Переделал качественно

Писал без ошибок

Писал безошибочно

Выполнить с усердием

Выполнить усердно

Доказываем с уверенностью

Доказываем с уверенностью

Спорим с аргументами

Спорим аргументировано

Врешь без совести

Врешь бессовестно

Воскликнул с удивлением

Воскликнул удивленно

Просил со слезами

Просил слезно

Пошел на работу

Пошел работать

Послали на уборку

Послали убирать

Мечтает об отдыхе

Мечтает отдохнуть

Закончилась победой

Закончилась победоносно

Свистели с яростью

Свистели яростно

Идти с песней

Идти напевая

Со смехом рассказывал

Смешно рассказывал

С успехом завершить

Успешно завершить

С грустью взглянув

Грустно взглянув

С радостью кричит

Радостно кричит

Плывет без усталости

Плывет без устали

Переписываешь с усердием

Переписываешь с усердием

Убираешь со старанием

Убираешь старательно

Смотришь с завистью

Смотришь завистливо

С торжеством отметили

Торжественно отметили

Посмотрев с печалью

Посмотрев печально

Взглянув с молчанием

Взглянув молча

Поднялась с шипением

Поднялась шипя

Закипел со свистом

Закипел свистя

Разбилась с грохотом

Разбилась грохоча

Действуя с решимостью

Действуя решительно

Завершилась победой

Завершилась победоносно

Смеяться с надрывом

Смеяться надрывно