Образовательная система как. Что такое образовательная система - управление образовательными системами - сидоров сергей владимирович. Действующие в школе образовательные стандарты

Строить систему на одном факте, на

одной идее - это ставить пирамиду

острым концом вниз.

П. Буаст

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслимы без системы образования. Система образования формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, функционирующие при монастырях, храмах и церквях, которые спонтанно возникали и закрывались. Никакой системы контроля за качеством образования не было.

Первые просветительские реформы связаны с именем Петра I. Им была заложена основа для дальнейшего просвещения, науки. Открыв в 1701 г. в Москве первую светскую государственную и профессиональную «Школу математических и навигационных наук», Петр I положил начало отечественной системе образования. Принятие школьных уставов в 1786 и 1804 гг., деление страны на учебные округа и создание первого в истории России Министерства народного просвещения (1802), превращение университетов в лидеров всех других учебных заведений означали становление государственной системы образования.

Система образования - это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений (независимо от организационно-правовых форм, типов и видов), органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон РФ «Об образовании»).

По мнению Б.С. Гершунского, система образования может быть представлена в виде двумерной матрицы, каждая «ячейка» которой соответствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля: вертикальная ось отражает уровень образования, а горизонтальная - профили получаемого образования.

Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система - это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания. Для каждого

уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система.

Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).


Педагогические системы представляют собой разновидность социальных систем. Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (В.П. Беспалько).

Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Педагогическая наука различает общую педагогическую и частно-методическую систему в работе преподавателя (мастера производственного обучения).

Под общей педагогической системой понимается совокупность применяемых педагогом методических приемов и методов обучения и воспитания, охватывающих все стороны педагогического процесса и определяющих стиль его работы.

При изучении общей педагогической системы работы преподавателя его уроки рассматриваются как звенья единого педагогического процесса; оцениваются качественные отличия одного урока от другого; показывается, как гармоническое сочетание методов и приемов работы влияет на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; объясняется, почему он использует те или иные методы обучения; определяются содержание урока (организационная часть, форма проведения урока, средства, способы и приемы активизации учащихся), методы и средства обучения.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциальному (сущностному) признаку),

сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер.

Частно-методической системой является такая система, при которой методические приемы и методы обучения касаются только какой-либо одной стороны педагогического процесса. Обычно для изучения выделяются следующие частно-методические системы: планирование учебно-воспитательной работы; подготовка преподавателя к занятиям; методические приемы, средства и методы обучения, улучшающие учебно-воспитательный и производственный процессы; воспитательная работа в процессе преподавания предмета; работа с отстающими или слабоуспевающими учащимися.

К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, в которой можно выделить большое количество образовательных систем. Например, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, следует рассматривать как образовательную систему. Учебное занятие, с одной стороны, подсистема процесса обучения, а с другой - сложная образовательная система.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.

«Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте¬ресах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достиже¬ния обучающимся определенных государ¬ственных образователь¬ных уровней - цензов».
Российский Закон «Об образовании»
Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протядении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе познания мира. В связи с этим о школе говорили больше как о том или ином направлении или течении в науке, искуссве, литературе, общественно-политической мысли и т. п., обладающем характерными свойствами, методами, приемами, представленном группой учеников и последователей какого-либо ученого или художника, близких по творческим принципам, идеям или манере – например, «ананьевская школа психолов», «строгановская школа иконописи». Термином «школа» характеризуют также живопись, скульптуру города или целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определенных стилистических и хронологических границах – «болонская школа» или «фламандское искусство».
На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо орга-низованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной специфи-кой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитар¬ная школа», «Математическая школа», «Музыкальная школа», «Художественная школа», «Спортивная школа», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т. д.
Точно так же и содержание понятия «Университет» (или лат. Alma Mater- родная мать) воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодого человека совокуп-ности всех видов знаний. С давних времен Alma Mater был очагом мудрости, вы-полнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал и передавал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные и культурные ценности. Он еще и воспитывал интеллект ради высшей культуры. Исторически именно в университетах рождалось новое знание, формировалась научная теория и оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительного и живот-ного мира, космоса, человека. В настоящее время слово «университет», так же как и «школа», обладает общекультурным смыслом. (Достаточно вспомнить на-звание книги М. А. Горького «Мои университеты».) А сегодня в России известны «Гуманитарный университет», «Классический университет», «Педагогический университет», «Технический университет», «Технологический университет», «Медицинский университет» и другие, спектр которых постоянно пополняется.

Модели образования

1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государствен¬ной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизован-ным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заве-дений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной систе¬мы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются ад¬министративными или специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры че¬рез широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потреб¬ности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстро ре¬шать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образователь¬ных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребо¬ванным другими сферами - впрямую, без дополнительных согласований с госу¬дарственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.
3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках его сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перей¬ти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ран¬га по сравнению с освоенными.
4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого по-коления к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют мо-лодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «по¬веденческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть уча¬щемуся.
В идеологии современной рационалистической модели образования централь¬ное место занимает бихевиористская (от. англ. behavior - поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобрета¬ют, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требова¬ниями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуаль¬ность, естественность и др. Таким образом, поведенческие цели вносят в образо¬вательный процесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий механический образ действий, что снижает его ценность. Идеалом в этом случается становится точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя, превращается в натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов). И вследствие этого такие проблемы, как творческий характер не только учения, но и преподавания, даже не обсуждаются.
5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Род-жерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуаль¬но-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отно¬шение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответ¬ствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унасле¬дованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и усло¬вий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию раз¬вития и образования.
6. Неинституциональная модель образования.(П.Гудман,И. Иллич,Ж.Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образо¬вания вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обуче¬ние и др.
Основные элементы образования как конкретного образовательного учрежде¬ния - это:
1) цели образования;
2) содержание образования;
3) средства и способы получения образования;
4) формы организации образовательного процесса;
5) реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и раз¬вития человека;
6) субъекты и объекты образовательного процесса;
7)образовательная среда;
8) результат образования, то есть уровень образованности человека в данном учебном заведении.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые ре¬зультаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы об¬разования в целом в настоящее время и в ближайшем бу¬дущем. Эти цели социально зависимы от различных усло¬вий: от характера общества, от государственной образова¬тельной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.
Образовательные цели - это сознательно определенные ожидае¬мые результаты, кото¬рых стремится достичь данное общество, стра¬на, государство с по¬мощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.
Цели образовательной системы - это конкретное опи¬сание программы развития человека средствами образова¬ния, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предприни¬мались попытки представить такую программу в виде мо¬дели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В совре¬менных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склон-ности.
Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цель образования современного человека как таковые и цели конкретного образова¬тельного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятель¬ности педагогов и учащихся.
Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой куль-туры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтер¬нативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Ин¬дивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.
В образовательном учреждении содержание образования - это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержа-ние каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно находит свое от¬ражение в учебниках и учебных пособиях.
Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ-это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные час¬ти учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы - учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Второй способ, концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматри¬вается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в кур¬се математики дается представление о многоугольниках, а при изучении геоме¬трии изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то незначительное время в рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет. Третий способ представления содержания образования - спиралеобразный: ставится проблема, к решению ко¬торой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг свя¬занных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой дея¬тельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвраще¬ние к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых.
Четвертый - модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределя-ется по следующим направлениям:
ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренче-ским);
содержательно-описательное;
операционально-деятельностное;
контрольно-проверочное.
Способы получения образования в мировой и отечественной практике:
успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в кол-лективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рам¬ках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения);
индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);
дистанционное (от англ. distance - расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере;
заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных конт-рольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.
Формы организации образовательного процесса:
урок (35 или 45 минут) - основная форма обучения в школе;
лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) - основная форма обучения в вузе;
семинар - практическое занятие всей учебной группы;
лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.
групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавате¬ля или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;
иные формы организации.
В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения:
классно-урочная;
лекционно-практическая, курсовая;
бригадно-групповая;
индивидуальная;
кабинетная;
система интенсивного (ускоренного) обучения;
система политехнического обучения (изучение основ наук и основ современного производства в их единстве);
система разноуровневого обучения и др.
Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и разной образовательной системе.
Система образования в России и других странах - открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.
1. Система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.
2. Система образования ориентирована на будущее. В тексте одной из реформ образования в Японии есть точное определение: «образование - столетнее растение».
3. Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.
Наряду с традиционными проблемами обучения и воспитания молодого покаления перед современным образованием стоят глобальные проблемы - развитие планетарного мышления, воспитание человека, творящего в духе общечеловеческих ценностей и готового цивилизованно решать глобальные экологические, экономические, энергетические, продовольственные и иные задачи.
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь – атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддерж¬ка интереса к учению и др.
В России с 1917 года по настоящее время образование претерпело ряд измене¬ний: от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина Советской России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и, нако¬нец, обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980-90 го¬дов. С 1991 года в России в рамках закона «Об образовании» принято обязатель¬ное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе 12-лет¬него образования. В этот период система школьного образования осуществлялась в рамках единообразной школы во всех городах и селах Советского Союза. Обра¬зовательный процесс организовывался по единым учебным планам и программам для реализации единых целей и задач. С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы и появились новые образовательные системы - школы-лаборатории, центры творчества, дополнительные образовательные уч¬реждения, колледжи и др. В связи с этим разные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам, ставят и решают разные образователь¬ные задачи, предоставляют различные образовательные услуги, в том числе и платные.
Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:
двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие лич¬ности;
единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;
реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие челове-ка - это результат реализации всех функции образовательного процесса в их единстве.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризу¬ется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фунда-ментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерыв¬ность.
Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и все-го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого челове-ка; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует уча-щимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация - это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.
Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень - общее высшее образование (2 года), второй уровень - базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).
Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее рас¬пространение во всем мире именно в последнее десятилетие - в связи с доступ¬ностью для системы образования и относительной простотой в использовании раз¬ных видов современной видео–, аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей уча-щихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со-временном обществе.
Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образователь¬ной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса вы¬ступает противоречие между социальным требованием к образованности челове¬ка и его уровнем образования, качеством и типом образования.
Основания для развития образования - это новые концепции и модели обра¬зования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образова¬тельных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нор¬мативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансиро¬вания; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образова¬тельной сферы.
Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно:
проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;
программирования управленческих действий в сфере образования;
прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;
сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуа-ций в содержании образования и воспитания молодого поколения.
Образование - процесс, управляемый со стороны государства, общества, ад¬министрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частич¬но и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них разные.
В процессе получения образования того или иного типа человек может дости¬гать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каж¬дый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в выс¬шем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.
Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.
Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (1940-50 годы), 10-летнего (1950-67 годы, 1970-91 годы), 11-летнего (1967-72 годы, 1991-98 годы) до 12-летнего (1998 год). В других странах также меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они неодинаковые. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.
Начальный уровень высшего образования в России, как и во многих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании» к высшим учебным заведениям в России относят институт, академию и университет.
Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образования, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.
В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности. При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровень образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавриата и магистратуры.
Образованный человек - это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н. Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие «образованный человек» - культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.

Возрастная динамика развития человека в процессе образования

Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определен¬ной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психи¬ческих новообразований и изменением личности.
Динамика перехода от одного возрастного периода к другому может быть рез¬кой, критической, и медленной, постепенной.
Развитие личности - это скачкообразная по характеру последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий.
Э. Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный путь развития человека: младенческий возраст (с момента рождения до 1 года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6, 7 лет), подростковый возраст (7-12 лет), юность (13-18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие), средний возраст (чет¬вертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (после шестого десятка лет жизни).
Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин):
определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;
основным или ведущим видом деятельности;
основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).
Во всем мире учащихся называют в соответствии с характером той образова-тельной системы, в которой они обучаются и воспитываются - это, прежде все¬го, школьники и студенты. Более подробные обозначения проводят внутри этих наименований в соответствии с возрастом и ступенью обучения.
Школьный возраст включает периоды младшего школьного возраста, подрост¬кового и юношеского.
Младший школьник. Данный возраст характеризуется готовностью к школь-ному обучению. Это прежде всего готовность к новым обязанностям и ответствен¬ность перед учителем и классом. Она - не что иное, как итог обучения и воспита¬ния ребенка в семье и, возможно, в детском саду. В этом возрасте идет интенсив¬ный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Осо-бенно большое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обуче-ния - долга, ответственности перед старшими (родителями, членами семьи, учи-телем). Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обуче-ния в начальных классах остается на низком или средненизком уровне, хотя имен¬но интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения. Боль¬шое место в мотивации занимают узколичные мотивы - мотивация благополу¬чия, престижа, успеха. Часто преобладает мотивация избегания наказания, про¬являющаяся примерно у 20 % учащихся класса российских школ. Это придает отрицательную окраску учебной деятельности. Умственное развитие в этот пери¬од проходит через следующие стадии:
усвоение действий по образцу, эталону;
формирование системы действий в рамках заданной модели;
переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
В этот период развивается речь, мышление и способности восприятия. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Наиболее продуктивна деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества партнеров. Межличностные отношения в этом возрасте строятся в основном на эмоциональной основе. Навыки межличностного общения, как правило, развиты слабо. Девочки в этом возрасте проявляют более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения, хотя «эгоистических» девочек больше чем мальчиков, которые менее адекватно оценивают свое реальное поведение.
Основные новообразования данного возраста - произвольность памяти и внимания, внутренний план действий, рефлексия своей учебы, осознание себя как субъекта учения, появление новой жизненной позиции - позиции школьника,
Подросток. Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования - чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего. Этот процесс сопровождается рядом отрицательных проявлений, например протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Но одновременно налицо и рост самостоятельности, более разнообразные и содержательные отношения с детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности подростка, он стремится к многообразию общения со сверстниками. У него формируются коммуникативные умения, сознательное отношение к себе как к члену общества.
Для этого возраста важен отход от прямого копирования оценок и мнений взрослых к самооценке - у подростка появляется желание к самопознанию через сравнение себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Особое знание приобретает общение, через которое он активно осваивает нормы и стили поведения, критерии оценки себя и других людей. Важно для подростка и интимноличное общение со сверстниками, а особенно с представителями противоположного пола. Главной ценностью становится система отношений со сверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу». Для подростка характерна общественная активность и стремление найти себя в себе и других, найти верного друга, избежать изоляции в классе, определить свое место в классном коллективе, переоценка своих возможностей, пренебрежение запретами взрослых, тенденция предаваться мечтаниям, требовательность к соответствию слова и дела, отсутствие адаптации к неудачам. Проблема авторитета взрослого у подростка снижается. Наблюдается желание занять в классе более высокое положение либо через повышение своей успеваемости, либо за счет проявления других качеств - физической силы и более быстрого роста по сравнению с другими, остроумностью и др. Подростки-акселераты, в отличие от поздно созревающих подростков, увереннее чувствуют себя со сверстниками и обладают более благоприятным образом «Я». Раннее физическое развитие, давая им преимущества в росте и половом развитии, способствует повышению престижа у сверсников и уровня притязаний.
«Подростковый комплекс» - резко выраженные психологические особенно-сти подросткового возраста. Он включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин и др. Для подростка харак-терна категоричность высказываний и суждений, сентиментальность порой чере-дуется с поразительной черствостью и даже жестокостью, болезненная застенчи-вость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с по¬казной независимостью и бравадой этим, борьба с авторитетами - с обожествле¬нием кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием и пр. Как правило, подростки эгоистичны и в то же время как ни в какой другой последую¬щий период своей жизни способны на преданность и самопожертвование. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они могут быть неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим опти¬мизмом и самым мрачным пессимизмом.
Реакция эмансипации - специфическая подростковая поведенческая реак-ция. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, по-кровительства старших, и связана с борьбой за самостоятельность, за самоут-верждение личности. Большая часть подростков во всех странах Европы и США (70 %) имеют проблемы и конфликты с родителями. Четко проявляется неприя¬тие оценок взрослых независимо от их правоты. В результате налицо ярко выра-женная тяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверст-никами, появление неформальных групп и компаний. Здесь могут проявляться аг-рессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.
У подростка возникает повышенный интерес к своей внешности, желание от-вечать нормам, принятым в его референтной среде. Ему также хочется понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Начина-ет устанавливаться круг интересов, появляется любознательность к вопросам морали, религии, мировоззрения, эстетики.
Подростковый возраст - самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы.
Школьный юношеский возраст. В этот период происходят существенные из-менения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Главное психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира. У него формируется полная структура самосознания. Это проявляется в стремлении быть самим собой, в осознании жизненных планов и перспектив, осо-знании уровня притязаний, в развитии личностной рефлексии, в профессиональ-ной ориентации. Мечты о будущем занимают центральное место в его пережива-ниях. Юношеская самооценка отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и на свои возможности. Возникает стремление к доверительности в обще-нии со взрослыми и сверстниками референтной группы и при этом возможно даже самораскрытие. Для ранней юности типична идеализация дружбы и проявления душевной близости со сверстниками другого пола. При этом они стремятся огра¬дить свой интимный мир чувств и отношений от бесцеремонного вторжения. Для этого возраста характерна первая влюбленность.
Расширение социальной среды взаимодействия, характерное для этого возрас¬та, проявляется в стремлении юношей и девушек определить свое место в мире: выбор образа жизни, выбор профессиональной деятельности, референтных групп людей в социуме. Тем не менее ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебно-профессиональная. Формируется готовность к профессиональному личностному самоопределению. В связи с этим возрастает авторитет родителей и авторитетных взрослых.
Студент. Студенчество - это возраст юности. Студенчество - это особая социальная категория молодежи, организационно объединенной институтом высшего образования. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Для студента характерна профессиональная направленность на подготовку выбранной будущей профессии и пора сложнейшего структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально и вариативно. Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельном учебной, экономической и др. Как правило, приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств будущей профессиональной деятельности.
Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициаитива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам - образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др.
Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческом плане и интересную жизнь и деятельность. Студенты гуманитарных специальностей характеризуются широтой познавательных интересов, эрудированностью по многим проблемам культуры, истории, искусства, языка, имеют богатый словарный запас и высокий уровень развития речи, живут в мире «слов и образов». Будущие специалисты естественно-математического профиля и практико-ориентированных специальностей чаще обращаются к абстракциям и оперируют предметным миром вещей. Всю совокупность современных студентов по признаку отношения к образованию в вузе и получению специальности разделяют на три группы. Первую группу составляют студенты, ориентированные и на образование как ценность, и на профессию в процессе обучения в вузе. Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Они не проявляют интерес к научным изысканиям как основе получения профессии и видят в образовании инструмент и средство для создания в будущем собственного дела. Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать неопределившимися или озабоченными проблемами личного, бытового плана, для которых проблема профессионального самоопределения еще не решена. По характеру отношения к учебе в вузе выделяют следующие группы студентов. К первой группе относят студентов, которые стремятся овладеть системой знаний, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные знания и умения. Учебная деятельность для них - путь к овладению избранной профессией. Ко второй группе относят студентов, которые стремятся приобрести хорошие знания по всем учебным дисциплинам. Для них характерно увлечение многими видами деятель¬ности, что может приводить к удовлетворению поверхностными знаниями. К тре¬тьей группе относят студентов, которые имеют ярко выраженный профессиональ¬ный интерес. Поэтому такие студенты целенаправленно и усердно приобретают знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Они читают дополнительную литературу, глубоко изучают только те предметы, которые не-посредственно связаны с профессиональной деятельностью. К четвертой группе относят студентов, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно и посещают лекции, семинары только интересных с их точки зре-ния учебных дисциплин. Профессиональные интересы у таких студентов еще не укрепились. К пятой группе относят лодырей и лентяев. К учебе такие студенты равнодушны, учатся в вузе либо по настоянию родителей, или для того, чтобы не идти работать или не попасть в армию.
Качество образования определяется:

Степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкрет-ной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреж¬дения;
соответствием между различными параметрами в оценке результата образо¬вания конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих твор¬ческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ори¬ентаций);
степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии по-требности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и не-прерывном их совершенствовании.
Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором чело¬век получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определя¬ется, наряду с перечисленными, еще одним важным фактором - научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.
Так как содержательно цели конкретизированы в образовательном стандарте, то на практике в рамках конкретной системы образования (России, Германии или других стран) или образовательной системы (детский сад, школа, вуз) качество образования определяется мерой освоения образовательного стандарта; в шко¬ле - школьного образовательного стандарта, в вузе - образовательного стан¬дарта в соответствии с профилем вуза и выбранной специальностью.
Тип образования. Исторически обнаружилась общность типов образования в странах Европы и Востока, Азии и Америки. Первым типом в древних обществах было мифологическое образование, освоение мира в форме сказок, былин, мифов, песен и пр.
Исторически следующим типом было схоластическое образование, для которого характерна культура текста и словесной природы знания о земле и небе, тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого существования.
Третий исторический тип образования - просветительский - возник в период возникновения классификатора наук и художеств, в период рождения светского регулярного образования. А с начала XX века в мире наблюдается процесс разнообразия образовательных парадигм, типов и видов образования.
Вид или тип современного образования определяется прежде всего типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование.
В результате выделяют виды, образования по разным основаниям:
по типу и качеству освоения научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;
по виду доминирующего содержания образования - теоретическое им прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;
по виду и мастерству освоения человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское образование и т. д.;
по типу освоения культурных ценностей - классическое образование, художественно-эстетическое образование, религиозное образование и др.;
по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества - национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование и др.;
по типу образовательной системы - университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
по сословному признаку - элитное и массовое образование;
по типу преобладания направленности содержания образования - формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно- научное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование и т. д.;
по уровню образования - начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.
Процесс самостоятельного поиска и приобретения человеком новых знаний и умений вне специализированных образовательных систем называют самообразованием. Д. И. Писарев в свое время заметил: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий” (Соч. В 4-х т. Т.3. М., 1956. С. 127).
Резюме

Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект прак¬тики и научного исследования, а также как звено социальной практики.
С позиции практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования.
Цели и содержание как системообразующие любого вида и уровня образова-ния определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины.
Основная форма организации образовательного процесса в школе -урок, в вузе - лекция и практическое занятие.
Плодотворность образования определяется степенью реализации целей и об-разовательного стандарта, типом, качеством и уровнем образования.
Наука, объектом которой является образование, вычленяется в самостоятель-ное направление - эдукологию.
Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной систе¬мы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «образование».
2. Образование как система представляет...
3. Назовите основные элементы образовательной системы и дайте им содержатель¬ную характеристику.
4. Какими свойствами обладает развивающаяся образовательная система?
5. Опишите основные модели образования.
6. Раскройте смысл понятий «знания» и «умения».
7. Чем различаются умения и навыки человека?
8. Назовите основные элементы содержания образования.
9. Какие вам известны формы выражения и конкретизации содержания образования на практике?
10. Назовите способы структурирования содержания образования и проиллюстрируй¬те их на примерах.
11. Что такое государственный образовательный стандарт?

20. Назовите основные исторически сложившиеся типы образования человека.

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Содержание

Образовательная система как взаимосвязанное единство отдельных частей целого

Согласно общей теории систем, под системой вообще понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определённую целостность .

Образование представляет собой особую организацию образовательных систем. Каждая система действует в определённых условиях, выполняет определённые функции.

Любая организация, осуществляющая образовательную деятельность, является сложной системой, которая, в свою очередь, состоит из множества подсистем. Так, в системе общеобразовательной школы можно выделить следующие сходящие в неё подсистемы: систему обучения и систему воспитательной работы, классно-урочную систему и систему внеурочной работы, систему работы с семьями учащихся и систему методической работы, систему работы отдельных педагогов, систему учебно-воспитательной работы в отдельных классах и т.д. В структуру образовательной системы школы в качестве подсистем входят как естественные, так и искусственные, как реально функционирующие, так и мысленно представленные системы.

Таким образом, любую образовательную систему можно представить как взаимосвязанное единство отдельных частей (процессов, предметов, явлений), рассматриваемое как отражение соответствующих частей образования (Г.Н. Сериков).

В различных источниках образовательные системы подразделяются на естественные и искусственные , реально функционирующие и мысленно представленные . Например:

Система деятельности классного руководителя существует в естественных условиях, а система требований к классному руководителю, описанная в должностной инструкции, является искусственной системой;

Урок, проводимый учителем - это реально функционирующая система, а план, составляемый учителем для этого урока является мысленно представленной системой.

Образовательная система как социально и личностно обусловленная целостность взаимодействующих участников педагогического процесса

Части образования, входящие в структуру образовательной системы, могут включать или не включать в себя субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов и др. (Например, учебно-методический комплекс - система, в которой присутствуют только средства организации и осуществления учебного процесса.) Однако в любом случае образовательная система предполагает пользу для людей, она создаётся и функционирует во благо человека. Поэтому, какой бы ни была образовательная система, она всегда предполагает участие в ней живых людей - участников педагогического процесса

Таким образом, образовательная система может также рассматриваться как социально и личностно обусловленная целостность взаимодействующих участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности (П.И. Третьяков).

Разнообразие образовательных систем обусловлено разнообразием образовательных отношений

Вступая в контакт друг с другом, участники образовательного процесса проявляют определённые отношения, которые принято называть образовательными отношениями. В образовательных отношениях, по мнению Г.Н. Серикова, выделяются:

1) учебные (отношения, которые проявляют учащиеся: к учебно-познавательной деятельности, к учебному предмету, к учителю, друг к другу и т.д.);

2) учебно-педагогические (отношения между учащимися и педагогами: дидактические и воспитательные);

3) профессионально-педагогические (отношения между людьми, занимающимися воспитанием и обучением: между педагогическими работниками, между педагогами и родителями учащихся, между педагогами и представителями государственных и общественных организаций, вовлечённых в образовательный процесс).


Иначе говоря, систему образования можно представить как систему образовательных отношений , причём система образовательных отношений включает бесчисленное множество систем, входящих в систему образования. Так, целостный педагогический процесс можно рассматривать как систему образования, воспитания и развития учащихся в конкретной школе. Образовательные отношения в каждом классе тоже имеют свои особенности, следовательно, отдельный класс также можно рассматривать как образовательную систему. Ещё большее разнообразие нюансов можно выделить в системах отношений учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель ученика, родитель-ребёнок (ввиду их огромного количества).

Даже отдельно взятый школьник может проявлять разнообразные отношения:

  • к коллективу класса и отдельным одноклассникам, а также к школьникам, обучающимся в других классах;
  • к учителям и работникам школы;
  • к учёбе в целом, к отдельным учебным предметам и даже отдельным темам и разделам одного предмета;
  • к материальным благам и духовным ценностям;
  • к семье вообще (как части общества), к своей семье и к её отдельным членам;
  • к людям вообще, к обществу и своему ближайшему социальному окружению;
  • к правовым нормам;
  • к природе;
  • к своему здоровью, своему труду, своим успехам и неудачам и т.д.
ДИСЦИПЛИНА ««СИСТЕМЫ И
ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
М ОД УЛ Ь 1 . Т Е М А 1
О Б РАЗ О ВАТ Е Л Ь Н А Я
СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
П Р Е П О Д А В АТ Е Л Ь
Д О Ц. , К. П. Н. Ш АТ ОХ И Н А И. В.

ВОПРОСЫ:
1 . П О Н Я Т И Е И В И Д Ы О Б РАЗ О ВАТ Е Л Ь Н Ы Х
СИСТЕМ.
2.
СИСТЕМЫ
О Б РАЗ О ВА Н И Я
В
О Б Щ Е ГО С УД А Р С Т В Е Н Н О М М АС Ш ТА Б Е.
3.
СИСТЕМА
О Б РАЗ О ВАТ Е Л Ь Н Ы Х
О Р ГА Н И З А Ц И Й В С О В Р Е М Е Н Н О Й Р О С С И И.
4 . О Б РАЗ О ВАТ ЕЛ Ь Н А Я О Р ГА Н И З А Ц И Я К А К
СИСТЕМА.
5.
О Б РАЗ О ВАТ Е Л Ь Н Ы Й
ПРОЦЕСС
КАК
СИСТЕМА.

Литература:

ЛИТЕРАТУРА:
Воробьева С.В. Основы управления
образовательными системами: учеб. пособие.
для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева.
– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208
с. – с. 21-24, 84-94.

Система (в общетеоретическом аспекте) - нечто
целое, представляющее собой единство закономерно
расположенных и находящихся во взаимной связи
частей (С.И.Ожегов)
Образовательная система - всякая специально
организованная система, предназначенная для
включения человека в культуру (прошлую,
настоящую и будущую) для того, чтобы
сформировать определенную готовность к действию,
наладить механизмы ориентации, адаптации,
побуждения, коммуникации, продуцирования
ценностей культуры. (С.В.Воробьева)

Виды образовательных систем:

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ:
Системы образования в
общегосударственном масштабе (система
образования РФ; система образования региона
(субъекта РФ); муниципальная система
образования).
Система (совокупность) образовательных
организаций.
Образовательная организация как система.
.

Вопрос 2. Системы образования в общегосударственном масштабе.

ВОПРОС 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОМ МАСШТАБЕ.
Компоненты системы образования РФ:
Государственные
образовательные стандарты и
образовательные программы
различного уровня и
направленности
Сеть образовательных
организаций различных
организационно-правовых форм,
типов и видов
Органы управления
образованием

Функции государственных образовательных стандартов:

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ:
Выступают государственными механизмами
обеспечения гарантий на образование для
всех учащихся (независимо от того, по какой
программе и в каком типе школ они
обучаются).
Обеспечивают целостность образовательного
пространства в рамках РФ.
Расписывают требования к результатам,
содержанию и структуре образовательных
программ и условиям реализации стандарта
(три Т)

Действующие в школе образовательные стандарты:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ В ШКОЛЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ:
Федеральный государственный

начального общего образования,
2009 г.
Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС)
основного общего образования, 2013
г.

Образовательная программа (ООП) –
нормативный документ, определяющий
содержание образования определенного
уровня и направленности.
Виды ООП:
Общеобразовательные
(основные
и
дополнительные);
Профессиональные
дополнительные).
(основные
и

Общеобразовательные ООП:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ООП:
Программы дошкольного образования;
Программы начального общего образования;
Программы основного общего образования;
Программы
образования.
среднего
(полного)
общего

Содержание ООП
Основные требования к результатам освоения ООП:
предметным, метапредметным и личностным.
Содержание образования:
- учебный план
- программы учебных дисциплин
Программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания обучающихся
- Программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни
- Программа коррекционной работы
- программы внеурочной работы
Технологии, методы и методики обучения и воспитания
Формы обучения и воспитания, режимные условия
реализации ООП.
Набор диагностик (дидактических, социальнопедагогических, психологических и пр.).
Основные требования к условиям реализации ООП.

Вопрос 3. Система образовательных организаций в современной России

ВОПРОС 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ

Вопрос 3. Образовательная организация как система

ВОПРОС 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК
СИСТЕМА
Социаль
ный
Масштабы
рассмотрения
школы как
системы
Масштаб
коллекти
вов
Масштаб
процессов

Структура школы как системы

СТРУКТУРА ШКОЛЫ КАК СИСТЕМЫ
Инвариантный
компонент структуры
Масштаб
рассмотрения
Вариативные
компоненты структуры
Целевой блок
(миссия и цель
школы)
Масштаб
коллективов
Социальный
Совокупность
образовательных
программ
и
стандартов,
реализуемых
школой.
Структурные
подразделения,
реализующие
образовательные
программы (классы,
группы, кружки и
др.).
- Школьные службы
и
структуры
управления.
Структуры
общественного
управления школой
(совет
школы,
собрание
школы,
попечительский
совет школы).
- Администрация
школы.
- Педагогический
коллектив.
Ученический
коллектив.
Коллектив
родителей.
-
Масштаб
процессов
Процессы обучения
по отдельным предметам.
Процессы обучения
по циклам предметов.
Процессы обучения
по классам.
Процессы обучения
по параллелям.
Процессы обучения
по ступеням школы.
Процессы обучения
по сменам.
Процесс воспитания
различных
категорий
учащихся.
Процесс
дополнительного
образования.

Миссия школы – принятое
коллективно и в
добровольном порядке
решение о предназначении
школы.

Пример формулировки миссии
школы:
Мы обеспечим самое лучшее
образование для всех учащихся,
будем поддерживать
профессиональный рост педагогов и
способствовать развитию
сообщества педагогов, родителей и
учеников.

Цель деятельности школы –
прогнозируемые образовательные
результаты, к которым стремится
школа, достижение которых
планируется на определенный,
достаточно длительный
временной период.

Требования
к
цели
и
задачам
школы
(целевому
компоненту деятельности школы):
достижимость (=реальность);
измеримость
(формулируемость
в
количественных
показателях);
конкретность (выражается в том, что формулировки
содержать указание сроков достижения прогнозируемых
результатов).

Пример формулировки цели школы:
К ….году (через пять лет) создать условия для
достижения 80% учащихся школы планируемых
образовательных
результатов;
повышения
квалификации и переподготовки 60% педагогов
школы; вовлечения 40% родителей в деятельность
по организации досуга учащихся во внеурочной
среде школе.

Взаимосвязь миссии и цели школы

ВЗАИМОСВЯЗЬ МИССИИ И ЦЕЛИ ШКОЛЫ
Мы обеспечим самое лучшее К ….году (через пять лет)
образование для всех
создать условия для
учащихся
достижения 80% учащихся
школы планируемых
образовательных
результатов;
будем поддерживать
профессиональный рост
педагогов
повышения квалификации и
переподготовки 60% педагогов
школы;
и способствовать развитию
сообщества педагогов,
родителей и учеников
вовлечения 40% родителей в
деятельность по организации
досуга учащихся во
внеурочной среде школе.

Вопрос 5.
система.
Образовательный
Образование
процесс
как
- единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и
компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании в
Российской Федерации», 2013 г.).

Образовательный процесс как система
представляет
собой
совокупность
таких
находящихся
во
взаимосвязи
и
взаимообусловленности
компонентов
образовательного процесса, как целевой,
содержательный, процессуальный компонент
(технологии,
методы,
формы,
средства
образования
и
его
организации),
диагностический (результативный) компонент.

Образовательный процесс как система

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК
СИСТЕМА
Цель
образования
Содержание
образования
Результаты
образования,
его
диагностикии
Технологии,
методы, формы,
средства
образования и
его организации

Развивающее образование как процесс

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК
ПРОЦЕСС

Под системой принято понимать совокупность некоторого множества закономерно взаимосвязанных между собой элементов, образующих определенную целостность. Это определение в полной мере применимо к феномену образования, представляющего собой так называемую большую, или сложную систему, элементами которой выступают системы низшего уровня, или подсистемы. В то же время в силу своего динамичного характера образование как система должно рассматриваться в виде развивающейся сети элементов различного типа и уровня. Образовательными системами, вообще говоря, следует считать все те социальные институты, главной целью которых является образование человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

во-первых , социальный масштаб рассмотрения, то есть образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, отдельной организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.п. образования;

во-вторых , уровень, или ступень образования. Такими ступенями являются дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее образование, магистратура, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров, аспирантура, докторантура;

в-третьих , профиль образования. В соответствии с ним различают общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное образование.

Образовательная система имеет конкретные образовательные учреждения, в которых непосредственно осуществляется выполнение соответствующих задач. Основными структурными элементами феномена образования как конкретного образовательного учреждения являются следующие (рис. 16):

Цели и задачи образования.

Способы получения образования.

Формы организации образовательного процесса.

Качество образования.

Образовательная среда.

Субъекты и объекты образовательного процесса.

Результат образования, который определяет уровень образованности человека, приобретенный в процессе образования.

Рассмотрим подробнее сущность и назначение каждого из этих элементов.

Рис. 16. Общая структура феномена образования

Под целями и задачами образования принято понимать сознательно запланированные ожидаемые результаты, которых стремится достичь общество, государство и сам человек в настоящее время и в ближайшем будущем. Этим ожидаемым результатом является человек, обладающий современными знаниями и умениями и способный успешно их применять в профессиональной деятельности и в жизни. Целью современного образования является также развитие тех свойств и качеств личности, которые необходимы как ей самой, так и об­ществу для возможности эффективного включения человека в социально значимую деятельность.

Одной из характерных особенностей современного образования является то, что оно происходит в быстро изменяющейся информационной среде, богатой постоянно обновляющимися знаниями, в которой должны учиться и студенты, и преподаватели. В связи с этим в новых условиях для достижения указанной цели главными задачами образования являются:

Формирование базовых знаний;

Формирование у человека умения и стремления самостоятельно учиться и профессионально совершенствоваться;

Формирование мотивационной ориентации на продуктивно-контрибутивный процесс обучения.

Важнейшей же задачей образования сегодня является оптимизация обучения, то есть определение таких способов и форм подготовки специалистов, которые позволили бы улучшить качество их образования при возможном сокращении затрат.

Оптимизировать систему образования в данном случае возможно за счет сокращения необходимого объема информации и оставления только той, которая крайне необходима студенту для решения конкретных задач, указанных в требованиях социального заказа.

В современных условиях при определении целей образования обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, его интересы и склонности. Цели образования зависят от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры, от системы приоритетных ценностей и социально-экономического положения страны.

Содержание понятия “образование” означает определенную совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определенной практической подготовки, достигнутых в учебно-воспитательном процессе. В каждом конкретном образовательном учреждении под содержанием образования понимается содержание деятельности субъектов образовательного процесса, то есть педагогической деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студента.

Под общим понимается образование, результатом которого является способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. Специальное же образование обеспечивает подготовку к специальным, прежде всего профессиональным видам деятельности.

Политехническое образование рассматривается как область пересечения общего и специального образования, которая обеспечивает возможность успешной жизнедеятельности человека любой профессии в нашем сложном технизированном мире, в условиях постоянного развития и усложнения техносферы.

Профессиональное образование представляет собой определенный вид образования, который готовит человека к выполнению определенных социально-дифференцированных функций.

Правильный отбор содержания образования определяет качество обучения и его влияние на формирование и развитие личности.

На различных исторических этапах развития общества содержание образования качественно меняется в зависимости от разных факторов - от социально-экономических, политических условий, от тех целей и актуальных задач, которые ставит общество перед учебно-воспитательными учреждениями различного типа, а также от целей и перспектив развития самого общества.

Содержание образования каждой дисциплины конкретизируется в образовательных программах, каждая из которых содержательно находит свое отражение в учебном плане, учебниках и учебных пособиях. Существует несколько способов структурирования и конструирования содержания образования, которые в педагогической практике определяют способы разработки образовательной программы по данной дисциплине и написание соответствующего учебника. Основными из этих способов являются линейный, концентрический, спиралеобразный и модульный.

Линейный способ структурирования содержания учебной дисциплины заключается в ее разбиении на некоторую совокупность относительно законченных разделов и тем, возможность последовательного изучения которых обеспечивается тем, что материал каждого последующего раздела базируется на уже известной студентам информации, усвоенной в предыдущих разделах (рис.17).


Рис. 17. Схема последовательного

На этой схеме сплошные стрелки показывают последовательность изучения разделов и тем курса, а пунктирные – возможные зависимости содержания данного раздела от содер­жания предыдущих разделов.

Концентрический способ структурирования содержания учебного материала также заключается в его разбиении на отдельные крупные разделы, как бы вложенные последовательно друг в друга. Изучение такой дисциплины происходит путем последовательного освоения понятийно-информационного поля каждого предыдущего уровня, что создает предпосылки перехода к освоению понятийно-информационного поля последующего, более глубокого уровня (рис. 18).


Рис. 18. Концентрический способ
структурирования содержания образования

Спиралеобразный способ структурирования содержания учебного материала несколько напоминает концентрический, однако принципиальным отличием здесь является изучение одного и того же материала с постепенным углублением уровня его сложности и строгости изложения на каждом новом витке спирали (рис. 19). Обычно таких витков может быть два-три. Примером использования этого способа может служить изучение физики в средней школе и вузе.

Рис. 19. Спиралеобразный способ
структурирования содержания образования

Модульный способ структурирования содержания учебного материала какой-либо дисциплины состоит в таком его разбиении на отдельные законченные, относительно самостоятельные модули, которое позволяет организовать различные варианты их изучения. Имеется в виду возможность не только последовательного, но и параллельного изучения, даже с различными преподавателями. При этом отдельные модули могут принимать форму самостоятельных дисциплин, результат итогового контроля по окончании их изучения может засчитываться студентам при сдаче экзамена или зачета по всему курсу. Схематически этот способ структурирования учебного материала можно представить в виде рис. 20.


Рис. 20. Модульный способ структурирования
содержания образования

Следует подчеркнуть, что для каждого из рассмотренных здесь способов структурирования содержания учебного материала можно привести как его достоинства, так и определенные недостатки. Поэтому в реальной педагогической практике следует исходить из конкретных задач учебной дисциплины, условий ее изучения и интересов студентов.

При проектировании содержания образования, помимо способов его структурирования, существует и играет очень важную роль такая педагогическая категория, как уровни формирования содержания образования. Обычно выделяется три основных уровня формирования содержания образования (рис. 21).

1. Уровень общего теоретического представления – необходимое содержание фиксируется в виде обобщенного представления об основных компонентах социального опыта, которым студентам необходимо овладеть в процессе обучения.

2. Уровень учебной дисциплины – работа над отдельными элементами, содержания и детализация их специфических целей и функций в общем контексте проектируемого содержания, а также формирование и конкретизация представлений об основных формах реализации данного содержания в образовательном процессе.


Рис. 21. Уровни формирования содержания образования

3. Уровень учебного материала – реализуется разработка содержания образования в составе, характере и содержании того материала, который и становится непосредственным предметом или средством учебной деятельности – в учебниках, учебных пособиях, методических руководствах.

Каждому из выделенных здесь уровней проектирования содержания соответствует тот или иной тип нормативной документации.

Важнейшим документом, фиксирующим содержание образования на уровне общего теоретического представления, является учебный план специальности , устанавливающий состав дисциплин, изучаемых в данном вузе, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый из них. Он определяет общее направление и основное содержание подготовки специалистов, виды, формы и методы учебной работы, формы и сроки проверки знаний студентов. Каждые 5 лет учебные планы пересматриваются на основе накопленного опыта и с учетом происшедших и прогнозируемых изменений в науке, технике, производстве, культуре.

Свою конкретизацию учебный план получает на втором уровне проектирования содержания – на уровне учебных дисциплин, состав, содержание, цели и функции которых отображаются в учебных программах. В программе определяется содержание конкретной учебной дисциплины, объем знаний, умений, навыков, который должен быть получен в процессе ее изучения; формы, методы, средства обучения, виды промежуточного и итогового контроля. Программа включает также объяснительную записку, где раскрываются задачи изучения учебной дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

Дальнейшая конкретизация содержания образования осуществляется на третьем уровне – на уровне учебного материала. Важнейшей формой фиксации учебного материала является учебник, выступающий ведущим элементом в комплексе учебных пособий и других элементов методического обеспечения процесса изучения данной дисциплины. Вузовский учебник должен удовлетворять определенным требованиям: иметь высокий научный уровень, ориентировать обучаемых на глубокое самостоятельное изучение дисциплины, соответствовать практике, учитывать межпредметные связи и т.д.

С 1991 года в Украине начали возрождаться гимназии, лицеи, колледжи, появились новые образовательные системы, центры творчества и др. В связи с этим различные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам. Государством при этом устанавливаются только общие стандарты и требования, удовлетворение которых является обязательным условием выдачи государственного документа, подтверждающего уровень полученного образования – аттестата зрелости или диплома.

Существует несколько различных способов получения образования. К основным из них сегодня относятся:

Обучение в конкретном учебном заведении с последующей сдачей выпускных экзаменов или защитой дипломной работы (проекта).

Индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат).

Дистантное, или дистанционное образование (от англ. distanse – расстояние) представляет собой обучение с помощью компьютера и специальных обучающих программ, размещаемых в сети Интернет.

Заочная форма обучения с написанием контрольных работ, посещением установочных, обобщающих лекций по все­му курсу, консультаций, а также со сдачей зачетов и экзаменов и (или) защитой выпускной (дипломной) работы.

Различают следующие формы организации образовательного процесса:

Урок (длительностью 35 или 45 минут) – в школе;

Лекция (длительностью 90 или 120 минут) с перерывом или без – основная форма обучения в вузе;

Семинарские или практические занятия для всей учебной группы предназначены для более глубокой проработки и практического закрепления материала, прослушанного на лекции;

Лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования.

Групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам.

Качество образования определяется:

Степенью соответствия целей и результатов образования;

Соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством и глубиной его знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);

Степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности образовательного учреждения, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, технического и кадрового обеспечения, научной школы, через которую проходит студент в годы обучения в вузе.

Атмосфера и среда образовательного процесса представляют собой комплексные понятия, включающие:

Хорошие взаимоотношения между всеми субъектами образования,

Помощь и доброжелательность преподавателя по отношению к студентам,

Рациональную и эффективную организацию учения,

Создание атмосферы творческого развития,

Постоянную поддержку интереса к учению.

Характерной чертой системы образования является то, что она представляет собой непрерывно развивающуюся систему. Она ориентирована на будущее, поэтому должна соответствовать требованиям времени и одновременно основываться на стратегии развития общества и человека в нем.

Принципы образования.

Педагогическая практика высшей школы сформировала некоторую совокупность общих методологические принципы определения содержания образования и планирования учебного процесса. Рассмотрим эти принципы.

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание образования как традиционных знаний, умений и навыков, так и информации, отражающей современный уровень развития социума.

Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования предполагает наличие согласованности теоретических представлений, учебного предмета, учебного материала, педагогической деятельности, личности обучаемого.

Принцип гибкости, прогностичности, единства и непрерывности, разнообразия образования.

Принцип обязательности наличия полного общего среднего образования , поскольку содержание высшего образования базируется на знаниях, получаемых учениками в средней школе.

Принцип органической взаимосвязи с мировой и национальной культурой, традициями . В условиях глобализации его роль только усиливается, поскольку специалист, с одной стороны, должен обладать конкурентоспособностью на международном рынке труда, а с другой – заботиться о сохранении и приумножении достижений национальной культуры своей страны.

Существует и целый ряд других принципов, общая направленность которых состоит в формировании высоконравственной творческой личности с системным инновационным мышлением.

Таким образом, образование как система представляет собой основу всего интеллектуального, культурного, духовного, нравственного и социально-экономического развития общества и государства.