Положение эфиопии на материке. Три дня в столице эфиопии. Государственный строй и политика

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Площадь: 1,1 млн. км2.

Численность населения: около 60 млн. человек (1999).

Государственный язык: амхарский.

Столица: Аддис-Абеба (около 2,5 млн. жителей, 1999).

Денежная единица: быр.

Член ООН с 1945 г., ОАЕ и др.

Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали - на востоке и юго-востоке, с Кенией - на юго-западе и Суданом - на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина - Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро - Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).

Орошаемое муссонными дождями Эфиопское нагорье - оазис среди пустынь. Север и восток нагорья - единственная в Тропической Африке древняя область пахотного земледелия, местами с искусственным орошением. Во второй половине XX в. начали выращивать чай, тропические фрукты, арбузы, дыни, помидоры, картофель, виноград.

Единственная железная дорога связывает Аддис-Абебу с портом Джибути. Основной вид транспорта - автомобильный, на втором месте - воздушный.

Около половины населения принадлежит к эфиосемитским народам, немногим меньше - к кушитским и омотским.

Самый многочисленный из эфиосемитских народов - амхарцы (около 20 млн. человек). Они живут в северной части (округ Амхара), а также во всех городах, включая Аддис-Абебу. Амхарский язык - наиболее литературно развитый из языков Эфиопии. Второй по численности эфиосемит-ский народ - тыграйцы (около 6 млн. человек). Они населяют округ Ты-грай на севере страны и соседнюю часть Эритреи. Много тыграйцев живет в Аддис-Абебе и других городах. Народ гураге (около 1 млн. человек), культурно близкий к амхарскому, сконцентрирован к югу от столичного района. Гураге говорят на двух близкородственных языках, распадающихся на многие диалекты. Харари (около 40 тыс. человек) живут в городе Харэр, где составляют ядро населения. Этот маленький народ отличается всеобщей грамотностью. Многие из них говорят на нескольких языках: харарском, амхарском, арабском и др. Амхарцы, тыграйцы и харари имели в прошлом развитые феодальные общества и уже давно сложились в народности. На их языках еще до XX в. существовала письменность. Оромо (свыше 22 млн. человек) - самый многочисленный из народов Эфиопии и кушитских народов. В основном оромо сосредоточены в одноименном округе, но территориальные группы этого народа разбросаны в разных районах Эфиопии, заселенных ими еще в XVI в. На севере большинство из них - крестьяне-пахари, на юге - кочевники или полукочевники: разводят овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов или ослов. Среди этой части оромо сохранилось деление на племена (в XIX в. - около 100), а также остался такой древний общественный институт, как организация сверстников по поколениям (не обязательно одного возраста): каждые 8 лет однажды сорганизованная группа сверстников переходит на новую социальную ступень (система гада). На ступени неженатых воинов группа устанавливает законы племени, активно участвует в управлении, является ударной военной силой; на более высокой ступени - заводит семьи и семейные хозяйства, на следующей - формирует совет старейшин и т. д. В системе управления племенем свою роль играют и вожди-жрецы, и колдуны. Вне этой системы - низшие касты.

Второй по численности кушитский народ Эфиопии и Северо-Восточной Африки в целом - сомалийцы (около 1,5 млн. человек только в Эфиопии), живут в основном на юго-востоке; близкородственные им по языку и культуре афары (около 1 млн. человек) - на востоке, в пустынях и полупустынях. Лишь немногочисленные группы кушитских народов занимаются кочевым и полукочевым скотоводством и разводят верблюдов. Большинство из них сочетают скотоводство с земледелием и ведут оседлый образ жизни. Оседлыми земледельцами являются и кушитские этносы группы сидамо (собственно сидамо, камбата, тимбаро, алаба, хадья и другие, общей численностью около 0,7 млн. человек), а также консо (свыше 100 тыс. человек). Им близки по культуре, общественному строю и религии омотские народы (валяйта, куло, конта, гофа, кафа, гимира и др.). В отдаленном прошлом кушитские народы населяли и север. Теперь там отдельными островками среди амхарцев и тыграйцев сохранились группы агау, а также фалаша - эфиопские иудаисты, многие из которых выехали в Израиль.

Широко распространены касты - касты ремесленников (например, кузнецов, жены которых - горшечницы), касты кожевников, касты охотников и рыболовов (хотя сами эфиопы в основном не едят ни рыбы, ни мяса диких животных), касты музыкантов и сказителей.

Несмотря на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют культурную общность. Например, у большинства эфиопов - сходный национальный костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма - подобие римской тоги.

Оригинальна общеэфиопская кухня: острые соусы, сырое парное мясо, большие лепешки из пшеничной и теффовой муки, домашнее пиво и медовуха.

Древние праздники годового цикла - общие для разных народов Эфиопии: их отмечают и христиане, и язычники, и даже часть мусульман. Так, конец сезона больших дождей (в сентябре), когда зацветает желтыми цветами особый кустарник, отмечается таким общим праздником. После церковного богослужения сооружаются костры на площадях, люди поют и пляшут с эфиопскими свечами в руках. Эти свечи - длинные (больше метра) сплетенные фитили, пропитанные воском. И кустарник, и праздник на всех языках Эфиопии называется «мэскэль» («крест»). Популярный праздник водосвятия празднуется у источников. Эфиопский календарь - очень древний и общий у разных народов Эфиопии (у мусульман он сосуществует с лунным исламским календарем); он тот же, что и у египетских коптов, но только названия месяцев - оригинальные.

По сравнению с арабскими странами и Сомали общественная культура народов Эфиопии отличается большей свободой нравов.

Крупнейший город, главный центр образования, науки и культуры Аддис-Абеба (буквально «Новый цветок») был основан в 1884 г. От первых 50 лет истории города сохранились несколько каменных зданий, в том числе старый императорский дворец, греческая, армянская, старая католическая церкви, постройки русских инженеров: старое посольство России, бывшая русская церковь, один из мостов. Большая часть городских зданий построена в 60 - 90-е гг. XX в. Основные магистрали - широкие проспекты с современными кварталами. В некоторых постройках отражены древние эфиопские архитектурные элементы. За фасадом проспектов - немощеные улочки из одноэтажных мазанок, где бродят куры и козы. Здесь пищу готовят во дворах или прямо на улице, разжигая костры из эвкалиптовых дров, которые доставляют вязанками, навьючив на ослов. Большинство жителей Аддис-Абебы - вчерашние сельчане или их дети, выходцы из всех этносов. Здесь находятся университет, научные институты, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, штаб-квартира ОАЕ, Дом Африки. В городе и окрестностях много церквей различных конфессий, мечети, несколько госпиталей и клиник и крупнейший в Африке базар «Маркадо», где можно купить все - от монет Аксума и императоров Менелика и Хайле Селассие до видеотехники. Аддис-Абеба - крупнейший в Эфиопии центр промышленности (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, строительной).

Харэр (около 40 тыс. жителей) в XVI - XIX вв. был столицей мусульманского государства. Окруженная стеной старая часть города - типичный мусульманский город. Среди достопримечательностей - бывшая мечеть, превращенная в XIX в. в церковь, католический собор, дом французского поэта А. Рембо.

Дыре-Дауа (около 120 тыс. жителей) - транспортный узел, центр торговли и промышленности (текстильной, пищевой). В городе - железнодорожные мастерские.

Гондэр (около 100 тыс. жителей) - к северу от озера Тана. Был в 1636 - 1868 гг. столицей Эфиопии, теперь главный город округа Амхара, центр пищевой промышленности.

Бахр-Дар - центр пищевой, текстильной, марганцевой промышленности, расположен к югу от озера Тана. К югу и востоку от Аддис-Абебы находятся промышленные города Акаки. Моджо (текстильная промышленность), Уонджи (бумажно-картонная), Назрет, или Адама (тракторосборочная). Все они тесно связаны со столицей Эфиопии.

Природа исключительно разнообразна - от заснеженных зимой гор до жаркой каменистой пустыни Афар. Нагорье занимает 1/3 страны (1500- 2500 м).

Характерны амба - столовые горы с плоскими вершинами и отвесными склонами. Климат - субэкваториальный. Количество осадков - от 150 - 600 до 1500 - 1800 мм в год. Среднемесячная температура + 13...+35° С. В горах юго-запада - самый влажный в Эфиопии климат. Здесь под высокими пальмами, маслинами, фиговыми и другими деревьями растут дикие кофейные деревца. Больше половины территории - саванны и полупустыни. Обилие дикорастущих цветов. Фауна чрезвычайно богата. Помимо обычных для Африки видов животных есть и эндемичные: зебра Греви, несколько видов обезьян, сэменская лисица, дикий сомалийский осел и др.

B I тысячелетии до н. э. на север Эфиопии переселились народы южно-аравийской цивилизации, было создано государство. В I - VIII вв. здесь процветало Аксумское царство (христианское - с середины IV - VI в.). Позднее в Эфиопии сложилась система христианских, мусульманских, иудаистских и других государств во главе с христианским императором. В XIX в. Эфиопская империя отстояла свою независимость, но в 1936 - 1941 гг. была захвачена Италией. В 1942 - 1974 гг. на территории Эфиопии - абсолютная монархия, в 1974 - 1991 гг. был установлен коммунистический режим.

Эфиопская ортодоксальная церковь существует с середины IV в. У нее свой священный язык - геэз (древнеэфи-опский), свои святые, особые праздники, своеобразная церковная архитектура. Необычно и то, что в церквях исполняют обряды под музыку и аккомпанемент барабанов. Эфиопский ислам также оригинален: представлены три ветви суннизма, есть свои места паломничества. Около половины населения - христиане (в большинстве - прихожане эфиопской православной церкви). Около 45% - мусульмане-сунниты.

Многочисленные памятники всемирно-исторического значения находятся в Аксуме - главном религиозном центре христианской Эфиопии. Среди них - стелы с надписями царя Эзаны (IV в.), самые высокие в мире обелиски, выточенные в форме многоэтажных дворцов, древняя цистерна, собор гробницы царей. В округе Тыграй сохранились раннесредневековые церкви, в том числе пещерные; южнее, в Лалибэле, - 11 монолитных церквей (около XII в.), в Гондэре - императорские дворцы и церкви XVII - XVIII вв. Места паломничества - старинные монастыри в Тыграе, на берегах озер Тана и Хайк, а в центральной и южной Эфиопии - монастыри, связанные с именем святого Тэкле-Хайманота. Харэр знаменит памятниками исламской цивилизации. Древние скульптуры (начиная с середины I тыс. до н. э.), изделия из бронзы, иконы и рукописные книги с миниатюрами хранятся в музеях и библиотеках Аддис-Абебы и в старинных монастырях.

Эфиопия - федеративная республика с двухпалатным парламентом и президентом, наделенным обширными полномочиями. Состоит из 10 национальных округов и городов федерального подчинения - Аддис-Абебы и Дыре-Дауа.

Основные моменты

Территория современной Эфиопии входит в древнейшую область становления предков человека: возраст обнаруженных здесь каменных орудий оценивается приблизительно в 3 млн. лет. Практически во все эпохи древности страна была относительно густо заселена, освоена хозяйством, с первых веков нашей эры на ее территории существовали могущественные государства. В IV–VI веках Эфиопия вела оживленную торговлю с Римско–Византийской империей, Индией, странами ближнего Востока. В это же время сюда проникло христианство. Лишь на короткие периоды Эфиопия оказывалась под властью то одного, то другого европейского государства (например, в конце XIX века Италия образовала колонию Эритрею, просуществовавшую всего несколько лет) .

Западную и центральную часть страны занимает Эфиопское нагорье со средней высотой 1800 м над уровнем моря, хотя отдельные горные массивы и вершины достигают 3000 и даже 4000 м. Высочайшая вершина Эфиопии - гора Рас-Дашан (4623 м) в горах Сымен. В целом для плато характерны плосковершинные горы, похожие на гигантские столы. Над плато вздымаются конусы вулканов, большей частью потухших. В их полуразрушенных кратерах часто образуются озера, окруженные каймой тропической зелени. От Красного моря на юг Эфиопию пересекает зона разломов (северная часть системы Великих Африканских разломов) . В глубокой впадине Афар, отделенной от Красного моря невысоким хребтом Данакиль, на отметке 116 м ниже уровня моря лежит соленое озеро Ассале. Долина реки Аваш и цепочка рифтовых озер (крупнейшее - озеро Абая) , вытянутых к озеру Рудольф в соседней Кении, отделяют Эфиопское нагорье от занимающего юго-восток страны Эфиопско-Сомалийского плато с преобладающими высотами до 1500 м и отдельными вершинами до 4310 м (гора Бату) . Из-за активных разломов Эфиопия отличается повышенной сейсмичностью: землетрясения силой до 5 баллов бывают ежегодно, а раз в пять лет - и более сильные. В рифтовой зоне также много горячих источников.

Крупнейшая река страны - Аббай (Голубой Нил) . Вытекая из озера Тана, Аббай образует большой и живописный водопад Тис-Ысат, а затем на протяжении 500 км течет в каньоне глубиной 1200–1500 м. Другие крупные реки, впадающие в Индийский океан, Веби-Шебели и Джуба, а также еще один приток Нила - Атбара.

Климат Эфиопии субэкваториальный жаркий, сезонно влажный, на северо-востоке - тропический пустынный и полупустынный. Впадина Афар - одно из самых жарких мест на Земле (средняя минимальная температура 25 °C, максимальная 35 °C) , но на большей части нагорья за счет высоты, смягчающей жару, среднемесячные температуры находятся в пределах от 15 до 26 °C. В горах случаются ночные заморозки. При этом на побережьях самый жаркий месяц - май, самый холодный - январь, а в горах - наоборот: самый прохладный месяц июль, самые жаркие - декабрь и январь. Дожди выпадают в основном с июля по сентябрь, хотя бывает и «малый влажный сезон» в марте–апреле. Сухой сезон длится с сентября по февраль. Среднегодовое количество осадков - от 200–500 мм на равнинах до 1000–1500 мм (даже до 2000 мм) в горах центральных и юго-западных районов. Равнины часто страдают от жестоких засух, когда дождей нет почти круглый год.

Треть территории страны занята пустынями и полупустынями, особенно безжизненны каменистые пустыни впадины Афар и пустыни Данакиль. На востоке Эфиопии раскинулись травяные саванны и лесосаванны с зонтиковидными акациями, а в юго-западной части страны в долинах рек и в горах на высотах 1700–1800 м произрастают дождевые тропические леса с пальмами, дикорастущими кофейными деревьями, древовидными молочаями, сикоморами (гигантскими фикусами) . На высотах более 3000 м развиты тропические аналоги альпийских лесов. Животный мир все еще богат, несмотря на истребление животных на протяжении веков: в саваннах встречаются слоны, зебры, антилопы, львы, сервалы, леопарды, гиены, в полупустыне Данакиль - страусы. Особенно разнообразен мир птиц, а в прибрежных водах Красного моря большой интерес представляет фауна коралловых рифов. Для охраны фауны созданы заповедники и национальные парки: на реке Аваш, озере Абията, лесной парк Мэннагэша и др.

Большая часть населения Эфиопии (всего - около 103 млн человек) относится к эфиопской расе - как бы промежуточной между европеоидной и негроидной. Тонкие черты лица, волнистые волосы, высокий рост и шоколадного цвета кожа делают большинство жителей Эфиопии необычайно красивыми. Говорят народы страны на семитских (к ним относится и государственный - амхарский) и кушитских языках. Часть населения относится к негроидной расе. Народы амхара и оромо составляют 3/4 населения. Две основные религии - ислам и христианство, но примерно 10% жителей придерживаются местных традиционных верований. Основные занятия - земледелие, скотоводство, ремесла. Большинство жителей строит круглые хижины с конусовидной крышей из соломы. Сохраняется традиционная одежда - длинные платья и накидки, часто украшенные орнаментами, богатой вышивкой.

Столицу страны - Аддис-Абебу, расположенную на высоте 2400 м, называют «городом вечной весны» из-за умеренного круглый год климата. Город основан в 1885 г., но сейчас в нем преобладают современные здания. Аддис-Абеба славится своим огромным базаром. Второй по величине город - Асмара - располагается на севере страны. Он также считается самым благоустроенным и красивым городом Эфиопии. Гондар (севернее озеро Тана) до середины XIX века был столицей империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков, в нем находится исторический музей.

Города Эфиопии

Все города Эфиопии

Достопримечательности Эфиопии

Все достопримечательности Эфиопии

История

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему, Восточноафриканскому, ареалу становления человека как биологического вида. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis на территории Эфиопии оценивается в 2,5-2,1 млн лет. Во время становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской, нилотско-кушитской и других языковых групп. Образование древнейших объединений на юге Аравийского полуострова - Хадрамаутского, Катабанского и Сабейского царств - ок. 1000 до н. э. ускорило процесс переселения части населения из Южной Аравии (современного Йемена) в современную Эритрею и Северо-Восточную Эфиопию. В результате, к VII веку до н. э. эти территории были включены в состав Саввского царства. Именно это обстоятельство позволило раннесредневековой эфиопской пропаганде провозгласить эфиопскую царскую семью Соломонидов потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской, известной в эфиопской традиции как Македа или Билкис.

Древние греки называли эфиопами всех чернокожих Африки, в первую очередь нубийцев, но ныне это название закреплено за территорией, известной также под названием Абиссиния. Именно здесь в начале нашей эры в результате объединения ряда небольших племенных образований, известных с середины I тысячелетия до н. э. образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. н. э. Аксум вёл активную торговлю с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже - Персией) , Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото в крупных количествах. В период своего политического доминирования в регионе Аксум распространил своё влияние на Нубию, Южную Аравию, Эфиопское нагорье и севере Сомали. Со времени правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается усиленное проникновение христианства из Египта, Рима и Малой Азии в Аксум, связанное с проповедью учения Христа Эдессием и первым епископом Абиссинским Фрументием. 329 год считается датой основания Эфиопской православной церкви монофизитского толка, которая оставалась зависимой от египетской коптской церкви вплоть до 1948 года. К VI веку христианство утверждается в качестве господствующей религии в Эфиопии, ставшей первой христианской страной в Тропической Африке. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.

В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.

Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей) , содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, овеянного легендами в средневековой Европе, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того как после 1531 Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, известного как Грань (Левша) , и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 в Массауа высадился отряд португальцев численностью в 400 человек во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. Бóльшая часть отряда, включая и ее предводителя, погибла в сражении с мусульманами. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты (до того времени огнестрельное оружие имелось лишь у воинов Граня) . В 1543 эта армия нанесла поражение противнику, и в сражении погиб сам Ахмед Грань.

Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине 18 в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале 19 в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну.

После того как в течение двух лет королева Виктория не отвечала на письмо, направленное ей Теодросом, по приказу императора несколько официальных представителей Великобритании были брошены в тюрьму, находившуюся в Мэкдэле. Все попытки добиться их освобождения дипломатическими методами ни к чему не привели. В 1867 с целью освобождения узников в Эфиопию был направлен военный экспедиционный корпус под командованием генерала Роберта Нэпира. Высадившись с кораблей 7 января 1868 в местечке Мулкутто на берегу залива Зула, отряд Нэпира, численностью более 10 тыс. человек, по труднопроходимой горной местности двинулся в 650-километровый путь к Мэкдэле. Англичане получали помощь и продовольствие от местных жителей, недовольных императором Теодросом, в первую очередь тыграйцев. К Мэкдэле с другой стороны продвигался и Теодрос, власть которого к этому времени пошатнулась, а ряды императорской армии поредели. 13 апреля 1868 эта горная крепость пала под натиском английских войск. Во время штурма, не желая попасть в руки врагов, Теодрос застрелился. Вскоре английские войска покинули Эфиопию.

После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV, правитель Тыграя, союзник англичан в их войне с Теодросом. Его двадцатилетнее правление, насыщенное бурными событиями, началось с подавления попыток других претендентов захватить престол. Впоследствии на долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. Итальянцы, которые еще в 1869 приобрели порт Асэб, в 1885 с согласия англичан захватили Массауа, принадлежавший до этого Египту. В 1884 Великобритания и Египет пообещали императору, что Эфиопия получит право пользоваться Массауа, но итальянцы вскоре закрыли туда доступ и стали планомерно продвигаться в глубь Эфиопии. В январе 1887 воины императора нанесли итальянцам поражение при местечке Догали и вынудили их отступить. Затем Йоханныс вступил в военные действия с махдистами, то и дело вторгавшимися с территории Судана в Эфиопию. В марте 1889 он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.

2 мая 1889, незадолго до официального акта коронации, Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Практически это означало полный контроль Италии над внешней политикой Эфиопии. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Упорство итальянской дипломатии в отстаивании выгодной ей трактовки Уччальского договора привело к его денонсации эфиопской стороной 11 мая 1893.

В 1895-1896 итальянская экспансия в регионе продолжилась попыткой увеличить колониальные владения за счет Эфиопии, но военная кампания итальянского экспедиционного корпуса при поддержке эритрейских вспомогательных сил завершилась катастрофическим поражением в битве при Адуа. Негус Эфиопии находился в положении, когда мог бы попытаться отвоевать и часть Эритреи, но предпочел мирное соглашение.

В начале XX века в стране имел место династический конфликт, итогом которого стало водворение на престол императора Хайле Селассие, проведшего в стране ограниченные реформы, направленные на модернизацию эфиопского общества.

В 1935-1936 фашистская Италия снова вторглась в Эфиопию. Захватчики имели полное преимущество в военном плане, но все равно несколько раз применяли химическое оружие. Лига Наций агрессию осудила вяло и была при введении санкций непоследовательна, в чем советская историография видела важный этап демонтажа системы коллективной безопасности в Европе. Итальянская оккупация страны продолжалась до 1941, когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, отвоевала Эфиопию и Эритрею.

После войны Селассие продолжал править как абсолютный монарх. К началу 70-х годов его позиция подвергалась критике со всех сторон политического пространства, и большую лепту в дальнейшие события внес крупномасштабный голод начала 70-х годов, приведший к большим человеческим жертвам.

В 1974 году меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный еще как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества. С 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.

25 августа 1975 низложенный император Хайле Селассие I умер при подозрительных обстоятельствах. В 1976-1977 Дерг укреплял свои позиции путем расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам.

Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977-1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.

Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 году в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; несмотря на широкомасштабные военные действия против сепаратистов, добиться решительной победы так и не удалось.

В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешенным. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.

Культура

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь) , сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства.

По переписи 1994 года: христиан - 60,8 % (православных - 50,6 %, протестантов - 10,2 %) , мусульман - 32,8 %, африканских культов - 4,6 %, другие - 1,8 %.

Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир») . Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.

В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.

Кухня Эфиопии во многом схожа с кухней соседних с ней стран - Сомали и Эритреей. Главной особенностью эфиопской кухни является отсутствие столовых приборов и тарелок: их заменяет инжира - традиционная тэффовая лепешка. Другая яркая особенность - наличие большого количества специй.

Кофе - гордость Эфиопии. Здесь разработаны целые ритуалы, подобно китайским чайным церемониям, от обжаривания кофейных зерен, до питья кофе.

Много в эфиопской кухне вегетарианских блюд - здесь много мусульман и православных христиан, соблюдающих строгие религиозные посты. В целом эфиопская кухня отличается большим разнообразием вкусов и ароматов, создающихся благодаря неповторимому сочетанию специй и овощей.

Экономика

Основа эфиопской экономики - низкоприбыльное потребительское сельское хозяйство. В 70-х годах экономический рост составлял не больше 5 %. А революционные перемены привели к еще большему снижению роста ВВП. Осложнило экономическое положение и потеря Эфиопией портов на Красном море. Жесточайшие засухи и неурожаи привели к гуманитарной катастрофе в конце 20 века. К концу 20 века экономическое положение Эфиопии стало улучшаться. рост ВВП составил около 8 % в год. Благодаря облегчению таможенных режимов вырос уровень инвестиций в экономику страны. Главным инвестором является Китай, Индия и Саудовская Аравия. Основой экономического развития в последние годы являются зарубежные займы и гуманитарная помощь.

Сельское хозяйство - главная отрасль эфиопской экономии, предоставляющая 85 % рабочих мест. Оно обеспечивает около 45 % ВВП и 62 % экспорта страны. Кофе занимало 39,4 % экспорта в 2001-2002 годах. Кофе - дар Эфиопии миру. Эта страна - главный производитель кофе сорта Arabica в Африке. Чай является другой важной культурой. Обеспеченная обширными агроклиматическими зонами и разнообразными ресурсами, Эфиопия обрабатывает все типы злаков, волокон, арахиса, кофе, чая, цветов, так же как и фруктов и овощей. Больше 140 видов сортов обрабатывается в настоящее время в Эфиопии. Потенциально неорошаемые земли оценены в 10 миллионах гектаров. Животноводство в Эфиопии - одно из наиболее развитых и многочисленных в Африке. Рыболовство и лесоводство - также значительные отрасли. В этих отраслях существует большой потенциал для инвестиций.

Разнообразные агроклиматические условия Эфиопии способствуют выращиванию широкой гаммы плодов, овощей и цветов. Овощеводство и цветы - наиболее динамично развивающиеся сектора экономики. В 2002 было экспортировано более 29000 тонн продукции плодоводства и 10 тонн цветов. Без преувеличения можно сказать, что сектор цветоводства наиболее привлекательный для инвестиций во всей эфиопской экономике.

Эфиопия - крупнейшая страна в Африке по поголовью скота и также входит в десятку крупнейших в мире по этому показателю. В Эфиопии насчитывается 35 миллионов голов КРС, 16 миллионов баранов и 10 миллионов коз.

В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. Эта отрасль предоставляет превосходные перспективы для инвестиции.

Промышленность составляет приблизительно 15 % ВВП. Главным образом развиты пищевая, текстильная, кожаная, деревообрабатывающая, химическая и металлургическая отрасли. В течение первого квартала 2001 года, Эфиопия экспортировала продуктов питания на сумму приблизительно 54,8 миллиона быра.

Финансовый сектор очень мало развит, что замедляет развитие страны. В Эфиопии не существует биржи. Банковское дело мало развито.

Политика

Эфиопия является федеративной парламентской республикой, главой правительства которой является премьер-министр. Исполнительную власть осуществляет правительство. Федеральная законодательная власть сосредоточена в руках двух палат парламента. Главой государство является президент.

Согласно статьи 78 Конституции Эфиопии - судебная власть полностью независима от исполнительной и законодательной властей. Однако, по данным докладов зарубежных исследований, Эфиопия занимает 106 место из 167 стран в рейтинге демократичности власти. Ее опережает Камбоджа, которая расположилась на 105 месте; следом за Эфиопией идет Бурунди - 107 место.

В июне 1994 года были проведены выборы в учредительное собрание, членами которого стали 547 депутатов. В декабре этого же года собранием была принята современная Конституция Эфиопии. В мае и июне 1995 года в Эфиопии прошли первые всенародные выборы национального парламента и выборы в региональные органы власти. Однако, большинство оппозиционных партий решили бойкотировать эти выборы. В результате победу одержал Эфиопский Народный Демократический Революционный Фронт. Международные и неправительственные наблюдатели пришли к выводу, что выборы прошли без нарушений, и оппозиционные партии имели возможность участвовать в выборах, если бы изъявили такое желание.

– страна африканская, но на общем фоне заметно выделяющаяся уникальностью культуры и традиций.

Так, эфиопской письменности более 2000 лет. Предки нынешних эфиопов учились писать ещё в V-IV веках до н.э., и сегодня эфиопский алфавит считается одним из самых сложных; даже раскладка клавиатуры компьютера имеет несколько вариантов.


Другой удивительный факт: в Эфиопии относительно мирно уживаются приверженцы самых разных религий. Христиане составляют более 80% верующих, причём более 70% из них – православные. Остальные – мусульмане, иудеи, анимисты (верящие в духов природы) и другие, более мелкие концессии, стараются жить в мире и избегать конфликтов, хотя это не всегда легко. Официальной религии в Эфиопии нет, но Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания; правительству часто приходится активно работать, чтобы не допустить возникновения напряжённости, и оно справляется с этим довольно успешно.

Где находится Эфиопия

Расположена Эфиопия на северо-востоке Африки, и выхода к морю не имеет, хотя до него совсем близко: в нескольких местах до побережья Красного моря чуть больше 100 км.

Соседей у страны немало. На севере – Эритрея: после её отделения и был потерян выход к морю; на северо-востоке – Джибути, государство, столица которого стала сейчас для Эфиопии единственным морским портом. На востоке – границы с Сомали и Сомалилендом – небольшим непризнанным государством; на северо-западе – с Суданом, на юго-западе – с Южным Суданом.


Климат и погода в Эфиопии

Особенностями рельефа Эфиопия тоже выделяется: в Африке она считается «самой горной» страной. Эфиопское нагорье занимает более половины территории. Это оказывает решающее влияние на климат: он более влажный и мягкий, чем мог бы быть. Ведь страна расположена в жарких поясах – тропическом и субэкваториальном. На востоке, где территории равнинные, гораздо суше и жарче, но субэкваториальный климат считается преобладающим.


Таких резко противоположных температур в разное время года, как в других странах, в Эфиопии нет: зимой воздух на 6-7°C холоднее, чем летом. А вот время суток – дело другое. Разница между дневными и ночными температурами может составить 15°C, так что надо всегда иметь с собой и «летнюю», и «зимнюю» одежду. Дожди идут в апреле и мае, а потом – в октябре и ноябре; самое холодное время – с ноября по февраль: бывает даже ниже 0°C.

Главные достопримечательности Эфиопии

Столица Аддис-Абеба – город с мягким и ровным климатом, знаменитый тем, что в нём живёт множество людей разных национальностей и вероисповеданий. Город иногда называют «африканским Парижем », а ещё – одной из высокогорных столиц мира, с самой высокой точкой 3000 м. В Аддис-Абебе немало интересных музеев, но главным считается Национальный, где можно увидеть ископаемые останки дальнего предка современных людей – австралопитека, считающиеся древнейшими в мире.

Собор Святой Троицы – центральный в Эфиопии, но основной православный храм столицы – Собор Святого Георгия. Он небольшой – примерно на 200 человек, необычной восьмиугольной формы; построен в честь Святого Георгия, после победы над итальянскими захватчиками в конце XIX века.



К культурным достопримечательностям относится и рынок Меркато, известный далеко за пределами страны: его даже считают самым большим на всём континенте. Расположенный под открытым небом, он наполнен множеством разных товаров: здесь работают около 13 тысяч торговцев, более 7 тысяч торговых точек, а купить можно всё, от домашнего скота до лучшего в мире кофе – ведь именно Эфиопия является его родиной.

Интересно, что здесь есть памятник Пушкину – единственный в Африке, причём на улице его же имени. Впрочем, это не так уж удивительно: возможно, предки поэта действительно были эфиопами, хотя это и не доказано точно.


Вообще историческое наследие для африканской страны удивительно богато: ещё до н. э. на территории Эфиопии процветали древние цивилизации.

Широко известен Аксум – главный исторический памятник севера страны, являвшийся 3000 лет назад центром великой и богатой империи. Большинство легендарных дворцов, включая дворцы царицы Савской, сейчас представляют собой руины, но устроено всё так, что всё равно привлекает туристов.

Не очень далеко от Аксума есть монастырь Дебре Дамо с церковью XVI века. Чтобы попасть в него, надо подниматься по верёвочной лестнице; женщин туда не пускают.

Храм Йеха, датируемый учёными VII веком до н.э., и тоже расположенный довольно близко к Аксуму, достоин отдельного описания. Скажем лишь, что построен он так совершенно и геометрически идеально, что им интересуются не только историки, но и уфологи, считающие, что без инопланетного разума здесь не обошлось. Храм строился из песчаника, без раствора: то, что осталось от его стен, производит сильное впечатление на многих современных строителей.


На севере страны есть город Лалибела, знаменитый своими церквями, высеченными высоко в скалах. Почти все жители здесь – православные. Церквей 13, и все они соединены между собой; их архитектурный стиль уникален, некоторые из них являются действующими. Каждый год сюда стекаются тысячи паломников: Лалибела, благодаря этим уникальным строениям, внесена в Список ЮНЕСКО.

Гондэр - тоже город на севере страны, и тоже легендарный, с множеством дворцов, построенных, в основном, с XVII по XIX век. Дворцы похожи на замки; в их архитектуре можно отметить и арабские, и индийские, и европейские черты стиля барокко. Крепость Фасил-Гебби особенно известна: в XVII веке она была императорской резиденцией, а Гондэр – столицей Эфиопии.

Харэр – город мусульманский, возникший в XVI столетии, долгое время являлся важным религиозным и торговым центром. Здесь 99 мечетей; исторический центр окружён древними стенами. Интересны коптская церковь (копты – христиане, потомки египтян), губернаторский дворец и ремесленные мастерские: в здешних магазинах можно купить множество красивых изделий, сделанных руками местных мастеров. Ещё в Харэре существует совершенно экзотический обычай, шокирующий европейских туристов. С наступлением ночи на улицы города «приглашаются» стаи гиен: животные патрулируют улицы, и местные жители считают это благом. В Эфиопии гиены издавна считаются защитниками от злых духов, да и санитары они замечательные: проблемы с пищевыми отходами решаются легко и быстро.

Географическое положение: Эфиопия находится в Северо-Восточной Африке. На северо-востоке граничит с Эритреей и Джибути, на востоке и юго-востоке – с Сомали, на юго-западе – с Кенией, на западе и северо-западе – с Суданом. На северо-востоке омывается Красным морем. Большая часть территории Эфиопии возвышенная и гористая, занятая Эфиопским нагорьем (высота до 4623 м, высшая точка страны – г. Рас-Дашэн). Восточно-Африканский разлом пересекает нагорье по диагонали с северо-востока на юго-запад. На северо-востоке расположена впадина Афар, на юго-востоке – Эфиопско-Сомалийское плато. Почти вся территория Эфиопии – зона высокой сейсмичности. Крупнейшее озеро страны – Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил). Значительными водными артериями также являются река Тэкэзе на севере страны, реки Баро и Гило – на юге. Общая площадь страны составляет 1,13 млн. кв. км. Общая протяженность границы составляет 5 311 км.

Столица: Аддис-Абеба. Население города составляет 3 041 002 жителей (на 2012 г.). Является крупнейшим в мире городом, расположенным в стране, не имеющей выхода к морю. Имеет статус отдельного региона Эфиопии.

Язык: Амхарский язык (официальный язык). Также используется около 70 различных местных языков.

Религия: Эфиопия – единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь), сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается миафизитства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство. Среди других протестантских групп следует отметить пресвитериан, баптистов, адвентистов и верующих Ассамблей Бога. По переписи 1994 года: христиан – 60,8 % (миафизитов – 50,6 %, протестантов – 10,2 %), мусульман – 32,8 %, африканских культов – 4,6 %, другие – 1,8 %.

Время: Разница во времени в Эфиопии -1 час (относительно времени в Москве). Вся территория страны находится в одном часовом поясе. В стране не осуществляется переход на летнее/зимнее время, поэтому разница во времени остается неизменной в течение всего года.

Климат: Вся территория Эфиопии расположена в экваториальной и субэкваториальной зонах. Но тот факт, что большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье, объясняет более мягкий и влажный климат Эфиопии. Температура здесь круглый год +25…+30 и выпадает достаточное количество осадков. Полную противоположность представляют восточные регионы Эфиопии – здесь жаркий и сухой пустынный климат. В горах случаются ночные заморозки. При этом на побережьях самый жаркий месяц – май, самый холодный – январь, а в горах – наоборот: самый прохладный месяц июль, самые жаркие – декабрь и январь. Для Эфиопии не характерны перепады температур в течение года. Сезон дождей обычно продолжается с середины июня по сентябрь, иногда в феврале или марте бывает короткий сезон дождей. Среднегодовое количество осадков: от 200-500 мм на равнинах до 1000-1500 мм в горах центральных и юго-западных районов.

Валюта: Эфиопский бырр (ETB), равный 100 центам. В наличном обороте находятся купюры достоинством 1, 5, 10, 50, 100 бырр и монеты номиналом 1, 5, 10, 25, 50 центов. 1 USD = 19.39 ETB. Обменять наличную валюту (доллары и евро) можно в банках и некоторых отелях. Валюту также обменивают в открытую на улицах и в мелких лавках, но по курсу на 10% выше официального, и справок при этом не дают, а значит, на таможне возникнут проблемы. Турист волен оплачивать проживание в отеле в любых удобных для него денежных единицах. Доллар является более предпочтительной валютой, чем евро. Зачастую обменять евро можно только в банках, в то время как доллары свободно принимают как в отелях, так и при осуществлении крупных покупок и оплаты услуг. Кредитные карточки и туристические чеки в Эфиопии принимаются в считанных местах: в основном в представительствах иностранных авиакомпаний.

Напряжение электросети и вид розетки: 220 В, частота переменного тока – 50 Гц; штепсельные розетки имеют два гнезда европейского типа (переходник для российских вилок в основном не нужен).

Таможня: Ввозить и вывозить бырры через границы с третьими странами разрешено только на сумму не более 10 бырр (около 1,5 USD). Это правило не распространяется на эфиопско-эритрейскую границу, через которую в любом направлении можно перевезти любое количество бырр. Ввоз в страну наличной иностранной валюты не ограничен, однако ввезенная валюта должна быть задекларирована при пересечении таможенного контроля при въезде. Вся сумма ввезенной иностранной наличной валюты должна быть обменена на эфиопские бырры в течение трех месяцев со дня оформления декларации. Терять таможенную декларацию ни в коем случае не рекомендуется. Также внимательно надо собирать и хранить справки об обмене валюты на бырры в уполномоченных учреждениях. Официально при отъезде можно реконвертировать сумму, на которую вы имеете справки о первоначальном обмене, за вычетом 30 USD на каждый день, проведенный в этой стране. Но на практике сотрудники аддис-абебского аэропорта отказываются реконвертировать больше сотни бырр. Вывоз за пределы Эфиопии национальной валюты запрещен.

Ювелирные изделия из золота и платины подлежат обязательному декларированию как при въезде, так и при выезде. Запрещен ввоз стрелкового оружия, наркотиков, порнографии. Запрещен вывоз слоновой кости и изделий из неё, рога носорога, шкур диких животных, золота и алмазов, не отмеченных во въездной декларации, зёрен кофе (без документов, подтверждающих законность их приобретения).

Население и культура: Одна из наиболее населённых стран Африканского континента (82,1 млн чел. На 2011 год): по численности населения среди стран северной части Африки уступает только Египту. Эфиопия имеет очень сложный этнический состав населения (более 80 этнических групп, не считая племена), при доминировании амхара и оромо. Большинство населения проживают в сельской местности. Этнический состав (наиболее крупные): оромо – 16,6 млн чел., амхара – 15,5 млн, тиграи – 3,25 млн, гураге – ок. 3 млн, сидамо, волайте, сомали и тигре – каждый более 1 млн, афары – ок. 600 тыс., кушитские этносы (кембатта, каффа, йем и др.) и нило-сахарские этносы (нуэр, ануак, кунама, берта и др.).

Многослойная культура Эфиопии стоит на основе библейской цивилизации, влияние на неё оказали контакты с древними культурами Ближнего Востока. Одновременно она является весьма обособленной культурой. Религии во многом определили эфиопскую культуру, однако ни одна из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам – не была принята в чистом, неизмененном виде. Противоборство различным внешним силам сохраняло культуру Эфиопии в практически неизменном виде в течение тысячелетий и окружило её историю налетом мистики. Исламские завоеватели не смогли присоединить Амхарское царство ни к одной из мощных империй, которые расцветали рядом с ним. Европейские колонизаторы, миссионеры, и даже фашистский лидер Муссолини не смогли захватить государство. Итальянский историк-африканист Конти-Россини называет Эфиопию «музеем народов» – этническое разнообразие представлено приблизительно 80 группами с различными традициями и языком. Литература Эфиопии (а письменность является признаком цивилизации) насчитывает около двух тысячелетий. До 8 века литература, в основном это были священные тексты, писалась на языке геез. Сейчас этот язык используется только в богослужениях, подобно старославянскому. Создание первых произведений на амхарском языке относится к 19 веку. Главными образовательными и культурными центрами на протяжении веков были монастыри, подобно монастырям в Европе. Здесь процветали ремесла и искусства, сохранились предметы утвари, иконы и древние рукописи.

Кухня: Кухня Эфиопии не находит аналогий с другими регионами мира. Основная пища абиссинца – это ынжера (род блинчатого кисловатого на вкус хлеба, приготовленного из местного злака – тэффа), которую они едят, обмакивая в соус из муки с перцем. В него могут добавлять масло и мясо. В пищу употребляют острые мясные соусы – "вот", много пряностей. Самое распространённое блюдо в современной Эфиопии – это "уот", представляющий из себя тушеный лук с варёными яйцами, обильно приправленный специями (по желанию добавляют – или мясо, или бобы). В прошлом любимое национальное блюдо абиссинца – это парное сырое мясо («брындо»). Громадный филей или ляжка держится над корзиной, кругом которой сидят обедающие. Каждый облюбовывает себе кусочек и вырезает его. Неизбежным последствием этого был гельминтоз. Поэтому один раз за два месяца абиссинцы употребляли глистогонное средство из ягод дерева куссо.

Любимые напитки – это ячменное пиво («телля»), алкогольный напиток «тедж» (из мёда и листьев кустарника «гешо») и, конечно же, кофе. Употребление кофе приобрело характер ритуала, особой церемонии. Это действо можно видеть практически во всех ресторанах и кафе Эфиопии. Непременным атрибутом при этом является воскурение ладана, которым должно пропитаться кофе. В кофе также добавляется сахар, особое масло и травы.

Чаевые: Чаевые составляют 5-10% в крупных и в гостиничных ресторанах, в мелких и частных заведениях – на усмотрение гостя. Водители такси чаевые не ожидают.

Сувениры: В Эфиопии можно найти любопытные сувениры достойные стать подарками для близких людей. Это восхитительные плетеные шкатулки, удивительные подносы, самобытные шерстяные ковры, незамысловатые статуэтки из дерева, интересные тыквенные сосуды, маленькие стульчики, которым разные племена придают свою форму и наделяют своим предназначением. Пожалуй, самыми превосходными подарками будут эфиопский мед и настоящий кофе, которые доставят истинное наслаждение. В качестве сувениров из Эфиопии привозят изделия народных промыслов, вышитые мягкие игрушки (чаще всего носорогов и верблюдов), традиционные эфиопские ножи с ножнами из кожи, ювелирные украшения. При покупке сувениров учитывайте, что вывозить из страны изделия из слоновой кости, бивней носорога, изделий из золота, платины и алмазов запрещено.

Авиаперелет: Прямых рейсов в Эфиопию из России нет. Попасть на самолете в Эфиопию можно транзитными маршрутами через третьи страны. Наиболее удобные и дешевые маршруты – авиакомпанией Turkish Airlines через Стамбул, EgyptAir через Каир, и Emirates Airline через Дубай. Кроме того, национальный перевозчик Ethiopian Airlines входит в пятерку крупнейших авиакомпаний Африки и осуществляет регулярные рейсы в большинство стран африканского континента. Крупнейший аэропорт Эфиопии Боле (ADD) находится в нескольких километрах к юго-востоку от Аддис-Абебы.

Но и во всем ближневосточном регионе. Современное название страны происходит от «Айтьопия», что в переводе с греческого языка означает «страна обожженных солнцем». Полное название государства — Федеративная Демократическая Республика Эфиопия . Находится она на северо-востоке Африки. С севера соседкой Эфиопии является небольшая Эритрея , ранее входившая в состав государства. На западе страна граничит с Суданом , на востоке — с Сомали и Джибути , а южная часть государства соседствует с Кенией.

Эфиопия — вторая по численности страна на африканском континенте после Нигерии. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Большую часть из них составляют оромо (почти 40 %), 32 % от всего населения приходится на представителей племен амхара и тыграйцы, около 9 % ― сидамо и другие народности. В западной части страны преобладает негроидная раса, а также арабы, а в крупных городах можно встретить итальянцев.

Государственным языком считается амхарский (язык семитоязычных племен). Более 50 % жителей страны являются христианами, которые относятся к восточной эфиопской церкви. К слову, Эфиопия является единственной христианской страной на территории Африки. Примерно 40 % населения относят себя к исламской религии. Остальная часть страны придерживается традиционных верований.

Эфиопия не может похвастаться развитой промышленностью. Несмотря на то, что в стране добывают золото, платину, калийную соль, марганец и другие природные ископаемые, это государство считается одним из наименее развитых во всем мире. Эфиопия является родиной кофе. Основную часть ВВП составляет именно экспорт зерен удивительного кофе арабика. Также экспортируются кунжут, табак, фрукты и сахарный тростник.

Сегодня Эфиопия — это великолепное место для экологического туризма. Прекрасные африканские саванны и заснеженные высокогорья вызывают неописуемый восторг у каждого гостя страны.

Столица
Аддис-Абеба

Количество населения

91 195 675 человек (на 2012 год)

1 104 300 км²

Плотность населения

77 чел/км²

амхарский

Вероисповедание

восточное христианство, ислам

Форма правления

парламентская республика

эфиопский быр

Часовой пояс

Международный телефонный код

Доменная зона

Электричество

Климат и погода

Погодные условия Эфиопии носят субэкваториальный характер. На севере страны климат полупустынный и тропический пустынный. Интересно, что климатические условия Эфиопии в основном зависят от высоты местности. Так, в тропической зоне, которая располагается ниже 1800 м над уровнем моря, круглый год температура воздуха превышает +27 °C, а количество осадков составляет 500 мм. На территориях, расположенных на высоте от 1800 м и до 2450 м, среднесуточная температура воздуха составляет +22 °C круглый год. Количество осадков здесь доходит до 1500 мм. Выше 2400 м над уровнем моря располагается зона умеренного климата. Для этой местности характерна среднегодовая температура воздуха более +16 °C. Стоит отметить, что в горных районах нередко отмечаются ночные заморозки. Осадки в основном приходятся на летние месяцы (июль ― сентябрь), хотя в некоторых районах страны отмечается «малый влажный сезон». Незначительное количество осадков приходится на март и апрель. Сухой сезон в Эфиопии длится с сентября по начало февраля.

Наилучшим временем для приезда в эту удивительную страну считается период с сентября по февраль, а также поздняя весна (апрель и май). В это время столбик термометра редко поднимается до очень высокой отметки, а отсутствие сильных осадков позволит вам насладиться всеми красотами Эфиопии.

Природа

Пейзажи Эфиопии поражают своим разнообразием. На территории страны можно встретить и знаменитые африканские саванны, и неповторимой красоты заснеженные горы, и потрясающие вулканические конусы.

Центральную и западную часть Эфиопии занимает невысокое нагорье высотой не более 1800 м над уровнем моря. Над плато возвышаются конусы потухших вулканов. Очень часто в кратерах подобных образований можно увидеть прекраснейшие озера, зачастую окруженные густой тропической зеленью.

От Красного моря и до самой южной части Эфиопии пролегает зона разломов. В знаменитой впадине Афар располагается соленое озеро Ассале, поражающее воображение своими неповторимыми красотами.

Самой крупной рекой Эфиопии является Аббай , или Голубой Нил , который, вытекая из озера Тана , образует самый красивый водопад Африки — Тыс-Исат .

Более трети территории Эфиопии занято пустынями и полупустынями, отличающимися небогатой флорой и фауной. Восток страны покрыт травяными саваннами, густо поросшими зонтиковидными акациями. В долинах рек, как правило, распространены тропические леса с сикоморами, пальмами, молочаями и дикорастущими кофейными деревьями. Животный мир Эфиопии довольно разнообразен. В саваннах встречаются слоны, львы, антилопы, носороги, гиппопотамы, жирафы, зебры, леопарды и другие животные. В полупустынях истинным хозяином принято считать страусов. Также в Эфиопии обитают орлы, соколы, цапли, стервятники, куропатки и другие представители орнифауны.

Достопримечательности

Территория современной Эфиопии богата на исторические, религиозные и культурные достопримечательности. Наиболее посещаемыми считаются города Аддис-Абеба , Гондэр и Лалибэла.

В Гондэре прекрасно сохранились городские стены и многочисленные дворцы, отличающие от традиционных построек африканской культуры. Возле поселения располагается потрясающий дом основателя города Фаселедеса . Здесь находятся прекрасный пруд с уникальной растительностью и огромный павильон «холодных бань». Особое внимание заслуживает церковь Дебре-Бырхан-Селассие , которая расписана удивительными фресками XIII века.

Общественный транспорт представлен автобусами и такси. Стоит отметить, что в Аддис-Абебе имеется два вида такси: желтые и синие. Первые транспортные средства ориентированы на иностранных туристов, другие служат для перевозок местных жителей. Желтые такси, как правило, несколько дороже. Средняя стоимость поездки в пределах центра города не превышает 4 $. А для поездок на такси заг ород стоит подготовить около 60-80 $.

Железнодорожное сообщение в Эфиопии развито очень слабо. Здесь пролегает единственная ветка, на которой организовано пассажирское сообщение Аддис-Абеба — Джибути. Стоит отметить, что железнодорожный подвижной состав значительно устарел и практически не соответствует мировым стандартам. Как правило, путешествие в Джибути на железнодорожном транспорте является более востребованным, чем авиаперевозки ввиду их высокой стоимости. Цена на железнодорожные билеты зависит от класса вагона и составляет примерно 10-40 $. Пассажирские поезда в направлении Джибути постоянно переполнены, поэтому необходимо перед поездкой заранее приобретать билеты.

Связь

В последнее время в Эфиопии стали стремительно развиваться системы связи и телекоммуникации. Так, стационарная телефонная сеть была проведена во все крупные города страны. На городских улицах есть специальные автоматы, с которых можно совершить междугородний звонок. А для разговора по международной связи необходимо обратиться в почтовое отделение. Также аппараты, позволяющие совершить международный звонок, установлены во всех крупных отелях и гостиницах и в аэропорту Боле. Стоимость звонка по стране составляет около 0,25 $, а цена минуты международной связи не превышает 1 $.

Сотовую связь стандарта GSM 900 в Эфиопии обеспечивают сразу несколько операторов. Стоит отметить, что в Эфиопии отлично поддерживаются роуминги ведущих мировых сотовых операторов, в том числе и российских компаний МТС и «Билайн».

Не особо радует иностранных гостей Эфиопии развитие сетевых технологий в стране. В крупных городах работают по несколько десятков интернет-кафе. Правда, зачастую они выглядят как небольшие темные комнатки со старыми компьютерами. Но местному населению и этого вполне хватает. Скорость соединения невероятно низка, а сама связь довольно часто прерывается. Стоимость пользования интернетом в Эфиопии составляет около 2 $ за один час.

Безопасность

Эфиопия считается относительно безопасной страной для путешествий. Однако некоторые регионы не контролируются правительством страны. Крупные преступления в отношении иностранных граждан считаются довольно редким явлением. А вот мелкие кражи, грабежи, мошенничество имеют место в местах большого скопления людей, а особенно на местных рынках.

Как в большинстве тропических стран Африки , в Эфиопии присутствует огромное количество инфекционных и вирусных заболеваний. Не стоит приезжать в эту страну без соответствующих прививок против желтой лихорадки, малярии, трахома, шистосомоза и т.д. Стоит отметить, что в Эфиопии широко распространена ВИЧ-инфекция, более одного миллиона людей заражено этим заболеванием.

Санитарная обстановка в Эфиопии оставляет желать лучшего. В засуху существует определенный риск отсутствия воды даже в крупных городах. Не стоит употреблять воду в сыром виде. Многие специалисты рекомендуют пить только бутилированную воду, хотя и она является большой редкостью в сильную жару. Для предотвращения заражения гельминтами следует тщательно мыть овощи и фрукты, а рыбу и мясо вообще подвергать термической обработке.

Бизнес-климат

Основными видами успешного бизнеса в Эфиопии специалисты называют выращивание и производство кофе, а также туризм. Причем последняя отрасль получила интенсивное развитие совершенно недавно. Для привлечения иностранных туристов власти страны облегчили визовый режим и разрешили доступ в ранее закрытые районы. Заметив увеличивающийся с каждым годом интерес туристов к природным достопримечательностям страны, иностранные инвесторы принимают решения о финансировании туристического бизнеса в пользу Эфиопии.

Недвижимость

Многие эксперты подтверждают, что сегодня покупка недвижимости в Эфиопии является выгодным вариантом вложения денег. Большинство покупателей предпочитает приобретать жилье в крупных городах страны для последующей перепродажи. Некоторые покупатели приобретают большие коттеджи для обустройства в них уютных гостиниц. Стоимость одного квадратного метра жилья в центре города составляет примерно 800 $, а в спальном районе можно приобрести недвижимость по цене 600 $ за квадратный метр.

Часто гости Эфиопии предпочитают проживать в арендованных квартирах. Интересно, что стоимость аренды однокомнатной квартиры в спальном районе Аддис-Абебы обойдется квартиросъемщику всего в 300 $ в месяц.

Хотя Эфиопия считается безопасной страной, не лишним будет выполнение основных правил поведения в эфиопском обществе. Стоит отметить, что для граждан России передвижение по Эфиопии не ограничено. Однако власти страны настоятельно рекомендуют не путешествовать в одиночку по районам, соседствующим с Сомали.

Всем путешественникам стоит помнить, что население Эфиопии крайне религиозно. Многие общественные законы основаны на нормах религии. Так, в стране не принято проявлять нежные чувства по отношению к своим родственникам. Не стоит в общественных местах открыто высказываться о религии. Подобные дискуссии вызывают у жителей Эфиопии не очень дружелюбные эмоции по отношению к туристу.

Приобретая какие-либо сувениры для своих родных, необходимо помнить, что в Эфиопии запрещен вывоз золота и алмазов, слоновой кости, а также любых изделий из нее. Рога носорога и шкуры диких животных также подлежат изъятию на таможне. Кроме этого, строго запрещено вывозить зерна кофе, если у вас при себе нет специальных документов, подтверждающих факт покупки.

Визовый режим

Для посещения Эфиопии необходима виза, которую можно получить как в посольстве страны, так и непосредственно в международном аэропорту Боле в Аддис-Абебе. Для оформления визы в консульском отделе посольства необходимо предъявить копию внутреннего паспорта и заграничный паспорт, действие которого прекратится не ранее чем через три месяца после въезда в страну. Также необходимо заполнить визовую анкету на английском или русском языке, приложить приглашение и одну цветную фотографию. Консульский сбор составляет 60 $.

Граждане России могут оформить въездную визу непосредственно в аэропорту Боле в столице Эфиопии . Для этого необходимо представить две фотографии и заполнить анкету. После этого оплачивается консульский сбор в размере 100 $. Выдается виза на 30 дней.

За подробной консультацией можно обратиться в посольство Федеративной Демократической Республики Эфиопия в Москве по адресу: 120110, г. Москва, пер. Орлово-Давыдовский, д. 6.