Физика ент подготовка. Методические рекомендации по подготовке к ЕНТ и КТА по предмету « Физика. Просмотр содержимого документа «Как подготовить учащихся к успешной сдаче ЕНТ по физике»

«Никогда путь к доброму знанию не пролегает

по шелковой мураве, усеянной лилиями;

всегда человеку приходиться взбираться по голым скалам».

Джон Рёскин

Подготовка к ЕНТ это серьезная работа не только для выпускника, но и для педагога. Привести весь изучаемый материал по предмету в единую систему, которая поможет ученику восстановить знания с самых азов, показать способы максимально быстрого решения, разработать методы работы с однотипными заданиями, и т.д…

Одной из главных сложностей ЕНТ является то, что надо быстро переключать внимание с одного предмета на другой, с гуманитарного направления на техническое направление и, наоборот. И здесь на помощь приходит логика, то есть «искусство рассуждения». Ведь нельзя знать всё, достаточно понять суть и любую напасть одолеет находчивость…

Задача учителя, независимо от предмета, научить ребенка рассуждать и делать выводы. Ведь как показывает практика «отличники» редко в жизни добиваются успеха. Жизнь не дает однозначных ответов и дважды два не всегда четыре.

« Верьте в свой успех. Верьте в него твёрдо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха».
Дейл Карнеги

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет:

Во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать;

Во-вторых, умение это делать.

Поэтому, учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 8 класса. Ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкций. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля .

Примерный календарно – тематический план

работы по подготовке к ЕНТ по физике

урока

тема

дата

литература

задание

Механика

Равномерное движение

Справочники

конспекты

Тесты

Неравномерное движение

Справочники

конспекты

Тесты

Криволинейное движение

Справочники

конспекты

Тесты

Относительность движения

(формулы без вывода)

Справочники

конспекты

Тесты

Движение тела под углом к горизонту

Справочники

конспекты

Тесты

Динамика

Силы в природе

Законы Ньютона

Справочники

конспекты

Тесты

Вес тела. Закон Всемирного тяготения

Справочники

конспекты

Тесты

Сила Архимеда

Справочники

конспекты

Тесты

Давление

(формулы без вывода)

Справочники

конспекты

Тесты

Закон сохранения импульса

Справочники

конспекты

Тест

Закон сохранения энергии

Справочники

конспекты

Тесты

Работа. Мощность

Справочники

конспекты

Тесты

Молекулярная физика

Основное уравнение МКТ

Справочники

Конспекты

Тесты

Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы

Справочники

Конспекты

Тесты

Термодинамика

Способы изменения внутренней энергии

Справочники

Конспекты

Тесты

Первый закон термодинамики

Справочники

Конспекты

Тесты

КПД

(формулы без вывода)

Справочники

конспекты

Тесты

Колебания

(механические, электромагнитные)

Справочники

конспекты

Тесты

Волны

Справочники

конспекты

Тесты

Электризация. Закон Кулона. Напряженность. Электроемкость.Работа и энергия электрического поля

Справочники

конспекты

Тесты

Законы постоянного тока

Справочники

конспекты

Тесты

Соединение проводников

(индивидуальная отработка)

Справочники

конспекты

Тесты

Магнитные явления

(силы Ампера и Лоренца,

радиус – кривизны)

Справочники

конспекты

Тесты

Магнитный поток

Закон электромагнитной индукции

Справочники

конспекты

Тесты

Оптика

Законы распространения света

Справочники

конспекты

Тесты

Линзы

Справочники

конспекты

Тесты

Теория относительности

(отработка математических навыков)

Справочники

конспекты

Тесты

Атомная физика

Справочники

конспекты

Тесты

Ядерная физика

Справочники

конспекты

Тесты

Отработка математических навыков

Справочники

конспекты

Тесты

Отработка задач на уравнения

Справочники

конспекты

Тесты

Отработка преобразования формул

Справочники

конспекты

Тесты

Комбинированные задачи

Справочники

конспекты

Тесты

Контрольное тестирование

Справочники

конспекты

Тесты

Формы мониторинга

Анализ теста №__________________

Предмет_____________________________________________________

Преподаватель _______________________________________________

Дата проведения _____________________________________________

Класс

Количество _________________________________________________

% успеваемости ______________________________________________

% качества знаний ____________________________________________

Средний балл ________________________________________________

Средний балл (оценка) ________________________________________

Типичные ошибки:

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    ______________________________________________________

    Провести анализ типичных ошибок на соответствующем уроке.

    Для самостоятельной теоретической работы рекомендовать следующие параграфы из учебника __________________________________________________________________________________________________________________

При подготовке учащихся к ЕНТ следует уделить внимание следующим аспектам:

    максимально экономить время записи решения;

    уметь определять главное слово в задаче, которое подскажет, по какой теме можно решить данную задачу;

    уметь использовать математические методы, максимально упрощающие ход решения (например: пропорции);

    максимально экономить время при переводе единиц в систему СИ;

    уметь подбирать готовую формулу по величинам данным в задаче.

Планирование работы по подготовке к ЕНТ:

1 занятие : Объяснить правила работы с переводными приставками.

Т тера 10 12 д деци 10 -1

Г гига 10 9 с санти 10 -2

М мега 10 6 м милли 10 -3

к кило 10 3 мк микро 10 -6

г гекто 10 2 н нано 10 -9

д дека 10 1 п пико 10 -12

12 см 2 = 0,0012м 2

13,6 мм 3 = 0,0000000136 м 3

12см 2 = 12 х (10 -2 ) 2 м 2 = 12х10 -4 м 2

13,6 мм 3 = 13,6 х (10 -3 ) 3 м 3 = 13,6х10 -9 м 3

Из таблицы видно, что использование приставок экономит время перевода единиц и уменьшает запись.

2 занятие :

1) Помочь ребятам выписать на корочку тетради по подготовке к ЕНТ

величины, наиболее часто встречающиеся в тестах, для лучшего

запоминания.

Пример : км/ч х10 = м/с 18 км/ч = 5м/с 72 км/ч = 20 м/с

    36 км/ч = 10 м/с 90 км/ч = 25 м/с

54 км/ч = 15 м/с 108 км/ч = 30 м/с

π = 3,14 рад π 2 = 9,8 рад 2 (~ 10)

    Выписать на корочку тетради все постоянные величины и наиболее часто встречающиеся табличные значения.

g = 9,8 Н/кг; м/с 2 - ускорение свободного падения

G = 6,67*10 -11 Н*м 2 /кг 2 - гравитационная постоянная

Мз = 6*10 24 кг - масса Земли

R з = 64*10 5 м - радиус Земли

R = 8,31 Дж/моль*К – газовая постоянная

k = 1, 38*10 -23 Дж/кг - постоянная Больцмана

N a = 6,022*10 23 моль -1 – постоянная Авогадро

k = 9*10 9 Н*м 2 /Кл 2 – коэффициент пропорциональности в законе Кулона

q = 1,6*10 -19 Кл - элементарный заряд

εо = 8,85*10 -12 Кл 2 /Н*м 2 – электрическая постоянная

me = 9,1*10 -31 кг - масса электрона

mp = mn = 1,67*10 -27 кг - масса протона и нейтрона

h = 6,63*10 -34 Дж*с – постоянная Планка

с = 3*10 8 м/с - скорость света в вакууме

m p = 1,00728 а.е.м.

m n = 1,00866 а.е.м.

m e = 0,00055 а.е.м.

υ зв = 340 м/с – скорость звука в воздухе

υ = 30 км/с – скорость вращения Земли вокруг Солнца

n = 1,33 – показатель преломления воды

n = 1,6 – показатель преломления стекла

ρ = 1000 кг/м 3 плотность воды

Начиная с третьего занятия , целесообразно проводить тематические уроки. На каждом занятии рассматривать один раздел или несколько величин объединенных общими законами. После краткого конспекта по теме предложить учащимся задания из тестов предыдущих лет. Из первых 15 вариантов учитель выбирает задания по данной теме и прорабатывает их с ребятами. Остальные 10 вариантов отдаются на самостоятельную работу учащихся, с целью научить их правильно выбирать задания, относящиеся к данной теме.

После тематических заданий целесообразно проводить задания следующего плана:

    Прочитай задания и переведи все единицы в систему СИ

    Прочитай задание и назови тему, по которой решается данная задача;

    Выбери задания по закону…

    Выполните задания по всем видам графиков

    Выполните задания по всем видам уравнений

    Выпиши все формулы, позволяющие рассчитать ….

(пример: F = mg = - kx = - μmg = μN = ma = 2 /2 S = m (υ-υ o )/ t = 2 / R = Gm 1 m 2 / R 2 = kq 1 q 2 / R 2 = Eq = A / S = N /υ …)

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

по подготовке к ЕНТ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Претендентки на «Алтын Белги»

Тема: Пути вычисления решения сложных задач

Тема

Дата

МЕХАНИКА

Кинематика

1

1.4. Движение тела, брошенного под углом к горизонту

1.7. Движение точки по окружности

2

Решение задач

3

Динамика. Законы Ньютона

4

2.6. Закон всемирного тяготения

5

Решение задач

6

Тестирование.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Основы молекулярно-кинетической теории

7

4.1. Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее опытное подтверждение.

4.2. Масса и размеры молекул.

4.5. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

8

Решение задач

9

4.6. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Решение задач

10

Решение задач

11

Тестирование.

Электростатика

12

8.2. Закон Кулона

8.3. Электрическое поле

Силовые линии электрического поля

13

Решение задач

14

Тестирование

15

8.6. Работа сил электрического поля

8.7. Потенциал электрического поля

8.9. Диэлектрики в электрическом поле

8.10.Электрическая емкость.

16

Тестирование

Постоянный электрический ток

17

9.3. Закон Ома для участка цепи.

9.4. Последовательное и параллельное соединение проводников в эл. цепи

9.5. Закон Ома для полной цепи

18

Решение задач

19

9.7. Работа и мощность тока

9.8. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

20

Решение задач

21

Тестирование

Электромагнитная индукция

22

11.1. Закон электромагнитной индукции

11.4. Работа силы Лоренца.

11.6. Явление самоиндукции

23

Решение задач

24

Электрический ток в различных средах

25

Тестирование. Подготовка к ЕНТ.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ

26

§ 1.1. Электромагнитные колебания в колебательном контуре

§ 1.2. Уравнение свободных электромагнитных колебаний

27

§ 2.2. Активное сопротивление в цепи переменного тока

§ 2.3. Емкостное сопротивление в цепи переменного тока

§ 2.4. Катушка индуктивности в цепи переменного тока

§ 2.7. Мощность в цепи переменного тока

§ 2.8. Генератор переменного тока

Решение задач.

28

Тестирование. Подготовка к ЕНТ.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ И

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАДИОТЕХНИКИ

29

§ 3.2. Электромагнитные волны

§ 3.3. Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца

§ 3.4. Энергия электромагнитных волн

Решение задач. Подготовка к ЕНТ.

30

Тестирование.

ВОЛНОВАЯ ОПТИКА

31

§ 4.3. Интерференция света § 4.4. Дифракция света

§ 4.5. Дифракционная решетка § 4.6. Дисперсия света

§ 4.11. Линзы. Формула тонкой линзы § 4.12. Оптические приборы

Решение задач

32

Тестирование. Подготовка к ЕНТ.

33

§ 8.7. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность

§ 8.8. Деление тяжелых ядер

§ 8.9. Цепные ядерные реакции

§ 8.10. Ядерный реактор. Ядерная энергетика § 9.2. Ядерные силы.

34

Решение задач. Тестирование. Подготовка к ЕНТ

Исполнитель. Радионова Е. Я.

Система подготовки к ЕНТ

по физике

КГУ «Школа-гимназия № 11» акимата г.Усть-Каменогорска

Учитель физики Титова Татьяна Юрьевна

Единое национальное тестирование (ЕНТ) - серьезное испытание для выпускников школ, их родителей и учителей. Проблемы и перспективы ЕНТ активно обсуждаются с тех пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь.

В одиннадцатом классе на первый план выступают, с одной стороны, проблема выбора профессии, построения дальнейших образовательных планов, с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к самому ЕНТ. Эти проблемы оказываются настолько значимыми, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевают все остальное.

Главная проблема при сдаче ЕНТ-как добиться того, чтобы каждый ученик в каждой школе получил хороший результат.

Чтобы результаты были высокими необходим многолетний, системный подход к подготовке учащихся. Как же этого добиться?

Итак, рассмотрим, рассмотрим, кто влияет на успешную сдачу ЕНТ.

(рассказываю про каждого)


Что должен делать учитель?

Для того чтобы добиться высоких результатов начинать подготовку к ЕНТ нужно с 7 класса:

1) При изучении нового материала акцентировать внимание на теоретический материал, встречающийся в тестах (обозначение!).

2) Отрабатывать решение задач различных видов:

Например,7 классе при изучении темы: «Давление» рассмотреть решение задачи на нахождение средней силы давления на боковую грань:

Аквариум наполнен доверху водой. Средняя сила давления воды на стенку аквариума длиной 50 см и высотой 30 см (g=10Н/кг, ρ =1000 кг/м 3)____

3) Уделять большое внимание работы с графиками:

Пример:9 класс Тема: « Равнопеременное движение».

По графику определить путь, ускорение тела.


4) Проводить физические диктанты, устные зачеты

5)Внедрять тестовую форму контроля ЗУН учащихся:

«Термодинамика»

1 вариант

1. В идеальной тепловой машине температура нагревателя 420 К, а холодильника 280 К. Найти работу, произведенную машиной, если от нагревателя взято 10 5 кДж теплоты.

А) 61 МДж; В) 41 МДж; С) 21 МДж; D) 33 МДж; Е) 51 МДж.

2. Идеальный тепловой двигатель получает от нагревателя 7 МДж и отдает холодильнику 4,2 МДж. КПД двигателя

А) 20 %; В) 22 %; С) 40 %;D) 9 %; Е) 25 %.

3. Соотношение между отдаваемым количеством теплоты Q и работой А, совершаемой над идеальным газом при изотермическом процессе, имеет вид

А) Q = -А; В) Q =0; АD) Q А; Е) Q =0; А0.

4. Одноатомному идеальному газу передано количество теплоты Q. При изобарном нагревании этого газа на изменение внутренней энергии пошла часть Q, равная

А) 0,6 Q; В) 0,5 Q; С) 0,8Q; D) 0,4 Q; Е) 0,2 Q.

5. Первый закон термодинамики для изотермического процесса

А) ΔU =Q; В) ΔU = А +Q; С) ΔU = А; D) ΔU = А+A / ; Е) Q = A / .

2 вариант

1. В идеальной тепловой машине за один цикл газ получает от нагревателя 75 кДж теплоты. Абсолютная температура нагревателя втрое больше абсолютной температуры холодильника. Тепловой двигатель совершает работу

А) 30 кДж; В) 50 кДж; С) 55 кДж; D) 25 кДж; Е) 20 кДж.

2. Тепловая машина с КПД 60% за цикл работы получает от нагревателя 100 Дж. Полезная работа, которую машина совершает за цикл, равна

А) 600 Дж; В) 100 Дж; С) 160 Дж; D) 40 Дж; Е) 60 Дж.

3. В некотором процессе газ совершил работу равную 2 МДж, а его внутренняя энергия по сравнению с первоначальным состоянием уменьшился на 3МДж. При этом газ передал в окружающую среду количество теплоты, равное

А) 2 МДж; В) 1 МДж; С) 3 МДж; D) 4 МДж; Е) 5 МДж.

4. При изобарном нагревании идеального одноатомного газа на 1 К ему потребовалось сообщить 10 Дж теплоты. Тому же газу при его изохорном нагревании на 1 К потребуется сообщить

А) 60 Дж; В) 6 Дж; С) 6·10 2 Дж; D) 6·10 3 Дж; Е) 0,6 Дж.

5. Адиабатный процесс – это процесс, при котором система

А) приходит к тепловому равновесию с окружающей средой; В) не изменяет своих параметров; С) отдает тепло; D) получает тепло; Е) не получает и не отдает тепло.

6) Решение тестовых заданий на этапе закрепления:

Например, в 11 классе по теме «ЭМВ»

Как изменится частота колебания излучения при переходе волны в более плотную среду? (не изменится )


Расположите ЭМВ в порядке увеличения длины волны:

    Видимый свет;

    Рентгеновское излучение;

    Радиоволны;

    Гамма-лучи.

А) 1,3,4,2; В) 4,3,2,1; С) 4,2,1,3; Д) 2,3,1,4; Е) 1,3,4,2

7) Межпредметная связь: сотрудничество с учителями математики

Сотрудничество с учителями математики;

Приемы быстрого вычисления без калькулятора;

* Перевод единиц измерений скорости:

* Запоминание:

* Значение тригонометрических функций

Значение sinα, сosα при α =0,

…………….

Сила тока в цепи изменяется со временем по закону i = sin 15,7 t .

Найдите значение силы тока в момент времени t = 0,1c.

i = sin 15,7 t =sin5πt=sin5π∙0.1=sinπ/2=1A

С 10 класса

1) увеличить количество проверочных работ в тестовой форме;

2) решение заданий по сборнику ЕНТ

Подготовка учащихся в 11 классе.
1) Подбор заданий по сборникам тестов по подготовке к ЕНТ по изучаемым темам (этап урока –закрепление, повторение, домашняя работа);

2) Решение сборника тестов по подготовке к ЕНТ (2 варианта в неделю) и проведение дополнительных занятий для разбора нерешенных задач;

3) 1-2 четверть – повторение тем за 7-10 класс:

Материал повторяется блоками с подбором открытых и(или) закрытых тестов;

3-4 четверть – решение пробных вариантов ЕНТ

4) индивидуальная консультация со слабоуспевающими учениками;

5) индивидуальная работа с учащимися, претендующими на аттестат с отличием

6) Анализ результатов пробного тестирования, проведение тематического анализа с целью выявления пробелов в знаниях учащихся;

7) Ведение мониторинга по каждому классу и каждому ученику;

мониторинг

8) Индивидуальные беседы с родителями по вопросу подготовки к ЕНТ;

9) Для исключения списывания и боязни ошибок, не ставить оценки за тесты в журнал;

10) Научить выбирать индивидуальную стратегию тестирования : в каждом пробном ЕНТ заранее продумывать порядок выполнения заданий по предметам, фиксировать результат, менять порядок и выбрать оптимальный методом проб.

11) Научить следовать инструкции :

    Прежде, чем вписать ответ, убедись, что правильно понял, что от тебя требуют.

    Читай задание до конца! Не старайся достраивать концовку задания по первым словам.

    Начни с легкого.

    Пропускай трудные задания.

    Исключай те ответы, которые явно не подходят.

    Запланируй два этапа: сначала легкие задачи, затем те, что пропустил.

    Оставь время для проверки!

На всех этапах важна психологическая подготовка учащихся. Стараюсь сформировать у выпускников уверенность в своих силах, твердое убеждение, что стоит только захотеть, и все у них получится.

Таким образом, комплексное использование всех форм работы, приведение их в систему, позволят добиваться высоких результатов.

  1. Автоколебания - свободные незатухающие колебания
  2. Продольные механические волны распространяются во всех средах
  3. Громкость звука определяется амплитудой
  4. Работа усилителя звука основана на влиянии магнитного поля на заряд
  5. Оптический диапазон: (0,4 - 0,8)⋅10 -6 м
  6. Радиоприемник основан на явлении резонанса
  7. Самое энергоемкое излучение - гамма-лучи
  8. Атом может находиться сколь угодно долго только в основном состоянии
  9. Носители эл.тока в газах - ионы обоих знаков и электроны
  10. Наблюдение мелких предметов в микроскопе ограничено явлением дифракции света
  11. Перенос вещества происходит при прохождении эл.тока через растворы электролитов и газы
  12. Магнитное поле на рамку с током оказывает механическое действие
  13. Термоядерные реакции - экзотермические реакции синтеза легких ядер
  14. Исследование явления э/м индукции послужило основой для создания генератора эл.тока
  15. Магнитные свойства вещества характеризует магнитная проницаемость среды
  16. В электрофорной машине происходит превращение маханической энергии в электрическую
  17. Рассеивающая линза дает мнимое, уменьшенное, прямое изображение
  18. Энергия от Солнца передается на Землю излучением
  19. Отношение радиуса атома к радиусу ядра: 100 000
  20. Заряд, сообщенный проводнику, распределяется только на поверхности проводника
  21. В основе работы электродвигателя лежит действие магнитного поля на проводник с эл.током
  22. Фарадей обнаружил возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в нее магнита
  23. К поперечным волнам можно отнести ультрафиолетовое излучение
  24. Дисперсия света - зависимость показателя преломления света от частоты
  25. Тепловыми лучами являются инфракрасные лучи
  26. Перенос вещества происходит при конвекции
  27. Если сумма всех действующих на тело сил равна нулю, то его скорость может быть любой постоянной или равной нулю
  28. В автоколебательной системе транзистор играет роль клапана
  29. Электродвигатель работает вследствие действия магнитных сил
  30. Электроды - заряженные металлические тела
  31. Электромагнитные волны являются поперечными
  32. Электромагнитные волны отличаются от звуковых поляризацией
  33. Явление радиоактивности было открыто А.Беккерелем
  34. Ядерную модель строения атома предложил Э.Резерфорд
  35. Если силовые линии замкнуты, то поле вихревое
  36. Если в катушку ввести железный стержень, то частота электромагнитных колебаний в колебательном контуре уменьшится
  37. Основное свойство p-n перехода – односторонняя проводимость
  38. Во время радиоприёма в цепи, содержащей детектор: высокочастотные модулированные колебания преобразуются в колебания звуковой частоты
  39. Число протонов в ядре равно числу электронов оболочке нейтрального атома
  40. Разность фаз двух интерферирующих лучей равна π/2. Минимальная разность хода этих лучей равна ⅄/4
  41. Принцип действия гидравлической машины основан на законе Паскале
  42. Единица измерения модуля Юнга: Па
  43. Регулирование скорости деления ядер тяжёлых атомов в ядерных реакторах атомных электростанций осуществляется за счёт поглощения нейтронов при введении стержней с поглотителем
  44. Закон Паскаля утверждает, что жидкость и газ передают производимое на них давление во всех направлениях одинаково
  45. Потенциальной энергией можно назвать энергию упруго деформированного тела
  46. Возбуждая молоточком колебания в одном камертоне, наблюдают звучание другого такого же камертона. Наблюдаемое явление – резонанс
  47. Отношение массы атома к массе его атомного ядра примерно равно 1
  48. При вдвигании в катушку постоянного магнита в ней возникает индукционный ток. Это явление – электромагнитная индукция
  49. Основными носителями тока в полупроводниках p-типа являются дырки
  50. Малая сжимаемость жидкостей объясняется тем, что расстояния между центрами молекул сравнимо с их размерам