Какие периодические издания печатались в типографии сытина. Гений коммерции и вдохновенный книжник. Особняк на Тверской

Издатель – просветитель.

Иван Дмитриевич Сытин родился 5 февраля 1851 года в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии в семье волостного писаря. С 12-летнего возраста он начал ездить с дядей-скорняком на Нижегородскую ярмарку, чтобы заработать себе кусок хлеба. В 15 лет Ваня Сытин поступил «мальчиком» в лавку московского купца П.Н. Шарапова. Со временем И.Д. Сытин становится доверенным лицом хозяина, самостоятельно ведет его книжную торговлю на Нижегородской ярмарке и не перестает думать о собственном «деле».

Свою первую литографию он приобрел в 1876 г. на деньги, полученные в приданое за женой (4 тыс. руб.) и одолжил еще 3 тыс. руб. Полукустарная печатня выпускала лубочные картинки и карты с обозначением боевых действий русско-турецкой войны 1877- 1878 гг., которые реализовывались через лавку хозяина. В 1883 году создает издательскую и книготорговую фирму «И.Д. Сытин и Кº», действующую по старинке, как «товарищество на вере». Спустя десять лет появилось новое акционерное общество – «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина», капитал которого составлял 350 тыс. руб. (по 1000 руб. за пай).

Первые книжки, выпускаемые его издательством, не всегда отличались высоким вкусом. С приобретением права на выпуск книг издательства «Посредник», основанного по инициативе Л.Н. Толстого в 1884 г., репертуар сытинских изданий в корне изменился. Появились календари, учебные пособия, книги по педагогике, научно-популярные серии, такие, как «Библиотека для самообразования» и др. Впервые в Росси он начал издание энциклопедий: «Детская энциклопедия» (т.1 – 10); «Народная энциклопедия» (т.1 – 14); «Военная энциклопедия» (вышло 18 томов из 23 предполагаемых). Наряду с дешевыми «копеечными» книгами, которые пользовались небывалым спросом у простого народа, он выпустил немало «юбилейных» изданий, таких, как «Великая реформа», посвященная 50-летию отмены крепостного права в России; «Отечественная война и русское общество. 1812 – 1912»; «Три века» — исследование о трехсотлетии Дома Романовых и др., отличавшихся высокохудожественным оформлением и довольно высокой ценой.

В Москве «Товариществу И.Д. Сытина» принадлежали две самые крупные типографии, оборудованные первоклассной техникой, — книжная и газетная, 16 книжных магазинов в разных городах страны, школа технического рисования и литографского дела. Умер Иван Дмитриевич 23 ноября 1934 г. в Москве.

С родными местами И.Д. Сытин поддерживал связь на протяжении всей своей жизни, присылая книги и подарки для учащихся сельских школ и народных библиотек Галичского, Солигаличского и Буйского уездов. С его помощью была открыта типография в г. Солигаличе.

(1851-1934) русский предприниматель и книгоиздатель

Всероссийскую известность Иван Дмитриевич Сытин приобрел не сразу. Только благодаря каждодневному труду он стал тем, кем и остался в истории культуры XX века, - одним из самых интересных и преуспевающих русских издателей, чье имя стало своеобразным символом. Правда, позже читатели как-то перестали осознавать авторство многих его изобретений. Теперь мало кто знает, что именно Сытину принадлежит, например, идея издания дешевых книг, а также знаменитых отрывных календарей. Он сумел развернуть свое предприятие в стране, большая часть населения которой была неграмотной, но приобщалась к знаниям благодаря его усилиям.

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где его отец работал волостным писарем. Когда Ивану исполнилось пять лет, семья перебралась в Солигалич, где к этому времени обосновались два его дяди.

После окончания начальной школы в Солигаличе дядя взял Ивана мальчиком-разносчиком на нижегородскую ярмарку. Там Иван перешел к известному в городе купцу-меховщику. Он так хорошо помогал хозяину, что после окончания ярмарки тот увез толкового мальчика к себе в Коломну.

Несколько недель спустя он рекомендовал Ивана московскому купцу П. Шарапову, у которого в Москве было две торговли - книжная и меховая. В меховом магазине места не оказалось, и с осени 1866 года Иван начал работать мальчиком в книжно-картинной лавке Шарапова в Москве. Вначале он помогал упаковывать товар, но вскоре стал заменять продавцов.

У Шарапова Иван Сытин проработал десять лет и за это время прошел весь путь от мальчика-разносчика до главного приказчика в магазине. Постепенно Шарапов поручил ему вести всю торговлю лубками. Он снабжал печатной продукцией разъездных торговцев - офеней. Чтобы лучше изучить рынок, Сытин не только продавал лубки, но и несколько лет ездил вместе с торговцами по России и Малороссии.

На нижегородской ярмарке, куда он также ежегодно ездил по поручению Шарапова, он придумал обучить нескольких разносных торговцев книгами и лубками, как лучше торговать этой продукцией. Через пять лет вокруг Ивана Сытина объединялось уже около ста торговцев. Эта своеобразная артель также давала неплохую прибыль.

После свадьбы - Иван Дмитриевич Сытин по совету Шарапова женился на дочери его знакомого кондитера - он решил завести собственное дело. На приданое жены и взятый кредит купил печатную машину и открыл свою литографию для издания лубочных картинок. Благодаря хорошему качеству исполнения и низким ценам его товар пользовался спросом и приносил хорошую прибыль. Уже через год Сытин не только рассчитался с долгами, но и совсем отделился от Шарапова и открыл собственную лавку у Ильинских ворот. А еще через несколько месяцев он учредил книгоиздательство под названием «Сытин и Ко».

Основным направлением деятельности типографии стал выпуск дешевой и общедоступной продукции. Это были прежде всего лубки, а также различные дешевые издания. С 1884 года Иван Сытин начал сотрудничать с В. Чертковым, секретарем Льва Толстого , и вскоре в его типографии стали печататься все издания учрежденного с участием Л. Толстого издательства « Посредник ».

Но главной продукцией Сытина все же были лубки. Этот жанр книжной продукции был хорошо знаком покупателю. В русских избах можно было часто встретить нарядные картинки с незатейливым сюжетом и лаконичной подписью под ними.

Иван Дмитриевич Сытин отличался не только особой хваткой и предприимчивостью, но и тягой ко всему новому. Вначале он привлек к работе над лубками известных художников - Виктора Васнецова и К. Микешина. Но главное - впервые использовал для печати самую современную технику - многоцветную литографскую машину. Вначале Сытин покупал машины за границей, но на выставке 1882 года уже показал первую модель, изготовленную для него в России. Кроме лубков, издатель выпускал красочно оформленные календари. Он же впервые ввел в употребление отрывные календари и начал делать ежегодные настольные книги для чтения.

Кроме того, Иван Сытин впервые начал изучать рынок и печатать те картины, которые пользовались спросом. Вскоре он понял, что в городе популярны одни сюжеты, а в деревнях - совсем другие. Так постепенно он и стал издавать лубки, ориентированные на конкретного покупателя. Благодаря собственной типографии и большим тиражам он мог держать низкие оптовые цены, и это определяло высокий спрос на его издания.

Кроме картин, Сытин реформировал и книжный рынок: вместо лубочных изданий сказок и повестей о Бове-королевиче и Еруслане Лазаревиче он начал печатать дешевые книжки с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Они имели яркие обложки, иллюстрировались популярными художниками. С 1901 года при его издательстве работала специальная рисовальная школа под руководством художника Н. А. Касаткина.

Особой страстью Ивана Сытина была детская литература. Он насытил рынок дешевыми изданиями учебников для начальной школы, сказками, познавательными книгами и переводами. Но наибольшую известность ему принесла «Детская энциклопедия» в 10 томах - первое издание такого рода, выпущенное в России.

Значительное место в деятельности Сытина занимали серийные издания и многотомники. Это были энциклопедии - «Народная», «Детская» «Военная», а также знаменитая серия «Отечественная война 1812 года и русское общество». Все эти издания отличались прекрасной полиграфией и высоким научным качеством.

С 1897 по 1917 год Иван Дмитриевич Сытин издавал и газету «Русское слово». Начал он это дело по совету Антона Павловича Чехова . Постепенно увеличиваясь, тираж газеты дошел до 740 тысяч экземпляров. Кроме газеты, издатель начал печатать и массовые журналы - «Вокруг света», «Искры». В 1916 году он приобрел большинство паев в издательстве А. Ф. Маркса и стал ведущим производителем массовой книжной продукции в России. Ему принадлежали две крупнейшие типографии - газетная и книжная (теперь это Первая образцовая типография). Они были оснащены самой передовой полиграфической техникой. Кроме того, Сытин открыл 16 книжных магазинов в разных городах России. Одним из первых российских издателей он вышел на мировой рынок.

В 1917 году Иван Сытин передал свою газету и типографию государству, а в мае 1919 были национализированы и все остальные его предприятия. Более пяти лет Сытин проработал директором своей бывшей типографии. По поручению Анатолия Луначарского он ездил за границу для ведения переговоров о поставках бумаги и устройстве книжных выставок. Но работать с новыми властями становилось все труднее и труднее, а в 1924 году издательство Сытина было вообще закрыто. Сил у него оставалось все меньше и меньше, и с 1928 года Иван Дмитриевич стал пенсионером. Остаток жизни он прожил в Москве.

Иван Дмитриевич Сытин никогда не стеснялся того, что не получил никакого систематического образования. Он учился всю жизнь, хотя иногда и попадал в неудобные положения. Однажды к нему пришел молодой человек и предложил купить рассказ. Сытину текст понравился, и он купил его за пять рублей. Только потом в типографии выяснилось, что ему предложили... рассказ Николая Васильевича Гоголя . А молодым человеком оказался начинавший в то время писатель В. М. Дорошевич, с которым впоследствии у него были прекрасные отношения. О своей жизни и встречах Иван Сытин рассказал в мемуарах «Жизнь для книги»

Книгоиздательство И.Д. Сытина как образец успешного совмещения просветительской и предпринимательской деятельности в дореволюционной России.

Иван Сытин родился в 1851 году в селе

Гнездниково Костромской губернии. Его отец был старшим писарем в округе, однако страдал психическим расстройством, время от времени уходил из дома, бросал работу, скитался, в итоге лишился места работы. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Он вспоминал: «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учебе и книгам - так опротивела за три года зубрежка наизусть. Я знал от слова до слова весь псалтырь и часовник, и ничего, кроме слов, в голове не осталось».

Сытин так никогда и не получил университетского образования, он даже не окончил приходской школы. Однако, аттестуя его, известный кадетский публицист И.В. Гессен писал, что «это был подлинный самородок с крепким самосознанием и большим честолюбием».

Иван обладал пытливым живым умом, практической сметкой, был не по годам силен и вынослив. Свою предпринимательскую деятельность он начал с того, что помогал дяде-скорняку торговать мехами на Нижегородской ярмарке. В 1866 году Сытин по знакомству был определен к московскому купцу П.Н. Шарапову, владельцу книжно-картинной и скорняжной лавочки на Никольском рынке. С этого началось его везение, которое его уже не покидало: Ивана приняли в семье Шарапова как родного.

До 18 лет Сытин «жил в мальчиках, затем семь лет вел торговое дело», которое, по его словам, кроме профессиональных навыков и физической работы ничего не давало.

Лавка Шарапова снабжала мелких торговцев традиционным товаром - песенниками, письмовниками, сказками, лубочными картинками, в основном, религиозного содержания. Однако, продавая эти широко распространенные издания, Сытин почувствовал огромные возможности издательского дела в России, наладил отношения с мелкими торговцами, превратившимися со временем в опытных книготорговцев, через которых позже распространял огромные тиражи книг, выпущенных его издательством. Тогда же Иван Сытин осознал, что крайне невыгодно выступать в роли посредника между печатниками и торговцами, при этом фактически находиться в полной зависимости от производителей печатной продукции.

Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. И тот, не любивший нововведений, согласился с его аргументами и дал ему денег для приобретения собственной литографической мастерской. Высококачественную литографическую машину Сытин купил во Франции, для работы в мастерской нанял небольшой квалифицированный штат: два печатника, несколько рисовальщиков, пять рабочих. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П.Н. Шарапова Сытин открыл в сентябре 1876 года небольшую литографию в районе нынешнего Кутузовского проспекта. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. Первая продукция мастерской Сытина - прекрасно выполненные литографии и лубочные книги на наиболее популярные среди простого народа темы - уже нашла спрос. И позже Сытин чутко улавливал настроения народных масс, так, в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, его мастерская выпускала целый цикл батальных картин и карт военных действий. И.Д. Сытин вспоминал, как в день объявления войны он побежал на Кузнецкий мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты с обозначением места, где наши войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Пособие». Весь тираж карт тут же распродали. В дальнейшем, по мере движения войск, изменялась и карта. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Заказов на печатную продукцию поступало множество, однако суммы денег, приходящие от реализации карт и картин, использовались очень рационально.

Со временем Сытин становится одним из наиболее известных издателей книг для народного читателя. В 1882 году его издательство удостаивается бронзовой медали на Всероссийской выставке.

1 января 1883 года у Ильинских ворот на Старой площади в Москве была открыта новая книжная лавка, ее хозяином был Иван Сытин. Торговля шла так успешно, что уже через несколько месяцев Сытин и три его сотрудника заключили между собой договор об учреждении Товарищества «И. Д. Сытин и К"» с основным капиталом в 75 рублей. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. «Прилив капитала, - писал Сытин, - оживил молодое дело, и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Так, в 1910 году у Товарищества И.Д. Сытина только в Москве было два прекрасно оснащенных типографских комплекса, в издательстве работало более двух тысяч человек.

Товарищество ежегодно получало гигантскую прибыль за счет разницы между продажной ценой продукции и минимальной себестоимостью, и сверхприбыль - благодаря быстрой реализации и обороту капитала.

Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги, ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И.Д. Сытину широкую известность и постоянную прибыль, что дало в конечном счете возможность приступить к выпуску научно-популярной, практической, художественной и детской литературы. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Среди произведений, опубликованных товариществом, наибольшую популярность приобрели такие книги, как посмертное собрание сочинений Л.Н. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др.

Сытин начал сотрудничать с «Посредником» - издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л.Н. Толстого. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции - Л. Толстым, В. Короленко и др. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В.Г. Чертковым, другом Л.Н. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.

Последующее десятилетие совместной работы с Чертковым Сытин называл «второй ступенью» своей жизни. Он говорил, что, благодаря сотрудничеству с ним, он «понял, что такое литература и, что значит быть издателем книг для народа». В больших тиражах дешевые книги «Посредника» с произведениями Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, Г.И. Успенского, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Эртеля, К.М. Станюковича и др. распространялись по России, несмотря на противодействие властей.

Третьей ступенью жизни Сытина, по его признанию, было установление контактов с людьми, объединившимися вокруг либеральных «Русских ведомостей» и «Русской мысли».

Новое направление работы издательства Сытина - издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др.). Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф.Н. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Такой успех изданию был обеспечен благодаря своей позиции: сочувственному отношению к революции 1905 года, протестам против национальной политики самодержавия. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Однако И.Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький.

Товарищество И.Д. Сытина издавало книги широкой тематики: школьные учебники, научно-популярные, прикладные и детские книги. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого. Много внимания уделялось юбилейным и энциклопедическим изданиям, календарям, красочным афишам и плакатам, картинам духовного содержания. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Некоторые исследователи склонны отмечать, что среди сытинских изданий было немало низкосортной литературы типа оракулов, сонников и т. п. Но их выпуск был во многом оправдан - к концу XIX века четыре пятых населения России было еще неграмотно.

Е. Динерштейн видит заслугу Сытина в том, что «он всегда руководствовался правилом: нельзя ждать, когда крестьянин сам придет за книгой, книгу надо нести к нему. Сытин умело организовал путем предоставления широкого кредита целую армию офеней, разносчиков товаров такого рода. Более того, он снизил стоимость на основной вид народных изданий - листовку (брошюра в один печатный лист) до небывалой цены: 80 копеек за сотню, а продавали офени каждую из них не менее чем за копейку».

Сотрудник Сытина А.В. Руманов вспоминал, что, «когда кончился срок авторских прав на Гоголя, Сытину его контора представила проект издания полного собрания сочинений писателя в количестве 5000 экземпляров по 2 рубля за экземпляр; Сытин выслушал, надвинул очки на лоб, стал мусолить карандаш, что-то высчитывая на бумажке, и твердо заявил: «Не годится. Издадим двести тысяч по полтиннику».

Неслучайно в дни полувекового юбилея издательства Сытина в газетах писали об Иване Дмитриевиче, что «коммерция была для него средством, а не целью». Так как Сытин продавал свою продукцию по наиболее низким ценам, доступным самой бедной части населения, чтобы не разориться, он закупал за рубежом современное высокопроизводительное типографское оборудование, что позволяло существенно увеличить тиражи книг.

«Почему моя книга была дешевле? - говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. - Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Все наши писчебумажные фабрики, которые имелись в России, предлагали бумагу гораздо дороже, чем я имел. Я покупал бумагу в Финляндии и входил третью частью в бумажную

фабрику, которая на мою часть вырабатывала бумагу на тех условиях, которые делались только для меня. Они делали 10-15% скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Мы типографскую работу делали в типографиях, в которые мы входили, которые вырабатывали, благодаря особенным машинам, необходимым техническим условиям на 50-60% дешевле, чем в других предприятиях. Ввиду этого я получал за 2,5-3,5 коп. букварь Вахтерова. 30% скидывал торговцу, 2,5 коп. платил автору, 2,5 коп. оставалось издателю».

М.В. Сабашников на том же совещании подчеркивал, что «И,Д. Сытин создал универсальное предприятие с собственными типографиями и массой розничных магазинов. Его основной капитал был 3,5 млн рублей, годовые обороты достигали громадной цифры - 18 млн. рублей в год (1915 год). О среднем обороте капитала здесь говорить трудно при столь различных предприятиях, как газета или издание специальной научной книги. Имея свои типографии, Сытин прибегал к трем видам кредита: 1) бумажному, 2) банковскому и 3) подписочно-читательскому. Бумажные фабрики оказывали ему кредит до 6 месяцев. Что же касается подписчиков, то они давали Сытину значительные оборотные средства, поступающие в кассу до начала года. Как вывод относительно прежних форм, можно предположить: они создавались на кредите - бумажном, типографском, банковском и подписочно-читательском».

Добиться небывалого успеха в издательском деле Сытину удалось и благодаря постоянному стремлению к улучшению качества изданий, в частности лубочной литературы. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков - картин скульптора М.О. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н.К. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»).

Сытин привлекал к работе только лучших мастеров типографского дела, художников, никогда не торгуясь с ними в цене, требуя от них лишь одного - высокого качества работы.

К изданию литературы любого содержания Иван Дмитриевич старался относиться максимально требовательно. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже).

И.Д. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Фирменные магазины товарищества были расположены во многих крупных городах: четыре - в Москве, два - в Петербурге, по одному - в Варшаве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде. Благодаря такой широкой сети магазинов и складов, а также широким связям с другими книготорговцами, Сытин не только наладил сбыт своей продукции, но и получал достаточно полные сведения о реализации продукции и вносил изменения в план выпуска изданий. -

Чтобы оградить себя от социальных конфликтов, предприниматель старался создать рабочим хорошие условия труда. Он много сделал для открытия при издательстве бесплатной школы техники рисования и литографского дела, в которой обучались наиболее одаренные дети рабочих и служащих, руководил школой академик Н.А. Касаткин.

А. Лопаткин пишет: «Иван Дмитриевич Сытин создал совершенно новый для России тип крупного коммерческого печатно-издательского предприятия, поставил на поток производство массовой литературы для простого народа. Товарищество И.Д. Сытина, по числу названий и тиражу выпускаемой литературы, прочно занимало первое место среди русских издательских фирм. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12,5 миллионов экземпляров. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. А за период с 1881 по 1909 год издания Товарищества разошлись тиражом около 300 миллионов экземпляров».

Иван Дмитриевич ставил конечной целью своей деятельности создание первого в России концерна, который бы печатал свои книги на своей бумаге, на своих машинах и продавал продукцию в своих магазинах.

Сытин мечтал создать «Дом книги», первый в России учебно-производственный комбинат для совершенствования и развития книжного дела. Для реализации этой идеи он основал «Общество для содействия улучшению и развитию книжного дела в России». В короткий срок общество собрало более миллиона рублей и купило на Тверском бульваре обширный земельный участок для строительства здания.

Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г.С. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Природа, бесспорно, наделила Ивана Дмитриевича многими талантами, но тем Сытиным, которого знала не только вся Россия, но и весь мир, он сделал себя сам. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Он был сыном своего времени и в достижении жизненной задачи шел, казалось бы, теми же самыми путями, что и все его коллеги-издатели. Их различала только масштабность мышления, деловитость и характер цели, достижению которой Сытин посвятил жизнь. Говоря о его личных качествах, следует прежде всего отметить свойственные ему чувство юмора, способность самокритично оценивать свои действия и определенную твердость, которая ощущалась всегда и во всем».

Один из его сотрудников, педагог Н.В. Тулупов, отзывался о хозяине как отзывчивом и добром человеке: «Говорю это не по отношению к себе, нет. Отзывчивым и щедрым человеком он был и вообще к сотрудникам и рабочим. Правда, в обращении он был часто несдержан и грубоват, но по душе, повторяю, он был прекрасный человек». .

Иван Дмитриевич Сытин продолжал работать и после Октябрьской революции, в качестве консультанта в Госиздате. Однако новой власти оказались не нужен ни он сам, ни печатаемые им книги. .

После революции нишу Сытина на издание массовой литературы сразу заняло государство, процесс огосударствления книгоиздания начался именно с этого сектора литературы. Поэтому предпринимателю пришлось отказаться от выпуска своих традиционных книг. Под жесткий контроль государства был взят выпуск учебников. Иван Дмитриевич вынужден был пересмотреть весь ассортимент своей продукции.

После Октябрьской революции Московский совет попытался сразу экспроприировать его газетную типографию для выпуска собственной газеты.

Протестуя против этого решения, нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Нарком предлагал Моссовету возвратить предприятие ее владельцу, который готов был предоставить в его распоряжение машину для печатания газеты, причем, по себестоимости, дать для этого и необходимую бумагу. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным - вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Правда, в распоряжении Ивана Дмитриевича какое-то время оставались две другие типографии в Москве и Петрограде.

23 октября 1918 года Моссовет издал решение о муниципализации книжного дела. Ни покупатели, ни издатели не были в восторге от этой меры. В Наркомпрос поступали протесты учителей провинциальных школ, закупавших учебники в московских магазинах. Возмущались, естественно, издатели и книготорговцы.

Все эти ходатайства возымели свое действие: наркомат государственного контроля заинтересовался процессом муниципализации. По мнению контролеров, книжные магазины были необоснованно «экспроприированы» у Сытина и других издателей. Выводы контролеров вызвали возмущение в Моссовете. В частности, в объяснительной записке Московского Совета было сказано, что своими лубками Сытин долгие годы «отравлял русский народ».

В итоге было принято постановление Малого Совнаркома, по которому Моссовету предлагалось пересмотреть решение Межведомственной комиссии и изъять из продажи все прежние издания лубочной литературы бывших фирм Сытина и других, «не отвечающие потребностям и задачам современной социалистической пролетарской культуры». 19 мая 1919 года Совнарком за подписью В.И. Ленина подтвердил это решение.

Хозяевам частных типографий, в том числе и Сытину, приходилось искать компромисс с властями, так как они полностью зависели от государственных заказов. Понеся от конфискованных изданий огромные убытки, Сытин пытался компенсировать потери, осовременив ассортимент своей продукции. Он обратился в Госиздат с просьбой разрешить ему выпуск «Народного экономического календаря на 1920 год». Издает комплекты портретов русских писателей и «Картин из детской жизни», хотя для их выпуска потребовался вагон бумаги.

В конце 1919 года после национализации основной типографии на Пятницкой улице Сытин превратился из ее владельца в заказчика. Поэтому ему приходилось просить Госиздат напечатать в своей бывшей типографии 15 детских книжек (тиражом по 10 тысяч экз.) и закончить печатание 16 книжек Л.Н. Толстого (таким же тиражом) для школьников.

Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А.Ф. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Там он планировал наладить печатание учебников и других книг, разрешенных и одобренных Госиздатом и Наркомпродом с матриц, изготовленных с набора в: Москве, а также хлопотать о предоставлении финской стороной бумаги. Однако Совет труда и обороны принял указ: «За невозможностью купить большое количество бумаги вопрос о поездке тт. Сытина считать излишним». Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата).

Сытин терял одно приобретение за другим. 10 мая 1920 года по распоряжению Госиздата у него без всякого вознаграждения было конфисковано 45 тысяч пудов бумаги. В 1922 году было национализировано издательство под предлогом нового толкования старого, уже отмененного декрета.

Конфликт издателя и государства рассматривался во ВЦИКе. В итоге было принято решение значительную часть имущества Сытина сохранить, но как издатель он мало что выиграл.

Пошли слухи, что Иван Дмитриевич после неудачных попыток организовать крупное издательство в Советской России перенес свое издательство в Берлин. Однако предприниматель не располагал достаточными для того средствами, а на компаньонов не мог рассчитывать.

В конце 1923 года состоялось московское совещание книгоиздателей, на котором говорилось о необходимости удешевления книги, о способах удовлетворения потребностей населения в книге, особенно малообеспеченных его слоев.

Сытин, напомнив участникам семинара о начале своей деятельности на книжном поприще, заметил, что в те годы «основная толща народа не умела еще читать, смотрела на книгу, как на прихоть. Нам нужно было приучить читателя. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Помогли банки и популярная газета. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. <...> Покупатель был безденежный. Учитывать векселя мелкого покупателя было трудно. Покупательских векселей я почти не учитывал».

Сытин участвовал в работе практически всех комиссий, образованных совещанием. В результате был подготовлен проект постановления о льготах для издателей и книгопродавцев. Однако это предложение было опротестовано Агитпропом ЦК и не было реализовано. „

Не сдаваясь на милость все новым трудностям, Иван Дмитриевич продолжал стремиться к сотрудничеству с новой властью. 28 сентября 1922 года он обратился к руководству Госиздата с предложением шире развернуть издание массовой литературы. «Уже 55 лет я служу русской книге, - писал Сытин. - За это время мне удалось создать самую мощную в России фабрику книгопечатания и отыскать пути для дешевой народной книги в наиболее темные и далекие углы.

С открывшейся возможностью для нового культурного строительства возглавляемое мною книгоиздательское товарищество вновь намерено приступить к изданию народных книг, с коих оно в 1893 году начало свою деятельность и в коих в широких слоях народа чувствуется наибольшая потребность.

По типу эти издания будут иметь сходство с тем лубком, который издавался нами раньше, но в корне реформированы, и хотя по цене по-прежнему копеечные, но по содержанию и внешности несомненно художественные.

Россия бедна и не любит тратиться на книжку, потому общедоступная копеечная книжка, в один, два, три листа, как показал мой многолетний опыт, является единственным лучом света.

Список авторов и произведений для первой серии при сем представляю и покорнейше прошу Вашего разрешения на печатание их. Из него Вы видите, что в задуманный нами цикл народных изданий входит исключительно классическая литература. Снабженные рисунками, виньетками и заставками и набранные крупным шрифтом, эти книжки будут полезны для взрослых и для внеклассного чтения детей».

Сытин не зря ходатайствовал. 17 октября 1922 года. Редсектор решил «приступить к переизданию лубков из выпущенных ранее Т-вом Сытина» - «Хаз-Булат удалой», «Песня про купца Калашникова», «Ухарь-купец», «Ванька-ключник», «Ой, полна, полна моя коробушка...», «Солнце всходит и заходит...» и др.

Однако это все были слабые уступки издателю, имевшему большой авторитет в книгоиздательской среде. «Товарищество И.Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Лишь петроградское издательство, бывшее А.Ф. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартизда-тельств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка.

В 1927 году Совнарком назначил Сытину персональную пенсию, которая позже дважды повышалась.

Иван Дмитриевич Сытин - крупнейший книгоиздатель России

19 декабря 1876 начал собственное дело крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич СЫТИН.

Будущий книгоиздатель родился ещё при крепостном праве 25 января (5 февраля) 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван был старшим из четверых детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец его происходил из экономических крестьян и служил волостным писарем. Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование - пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.

1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя: женившись на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получив в приданое четыре тысячи рублей, он занял у Шарапова три тысячи и купил свою первую литографскую машину. 7 декабря 1876 года И. Д. Сытин открыл литографскую мастерскую на Воронухиной горе близ Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу.

Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО "Первая Образцовая типография". Первая литография Сытина была более чем скромной - три комнатки. Печатные издания поначалу мало чем отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Сытин был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877- 1878 годов, он стал выпускать карты с обозначением боевых действий с надписью; "Для читателей газет. Пособие" и батальные картины. Товар раскупался мгновенно, принося издателю приличные доходы. В 1878 году литография перешла в собственность И. Д. Сытина, а в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице и оборудовать литографию на новом месте, приобрести дополнительное полиграфическое оборудование.

Участие во Всероссийской промышленной выставке 1882 года и получение бронзовой медали (на большее он не мог рассчитывать из-за своего крестьянского происхождения) за книжные экспонаты принесло Сытину известность. В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма "И. Д. Сытин и К°". Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали "перелицовке" некоторые произведения классиков.

"Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, - писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением".

Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. "Моя фамилия Чертков",- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские "Чем люди живы". Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера "Посредник", т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма "Посредник" выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Кившенко, Савицкий и другие.

Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский "Всеобщий календарь на 1885 год".

"Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни",- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский "Всеобщий календарь" достиг невиданного тиража - шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные "ежедневники". Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы... В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.

Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом "Правда", ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию "Библиотека для самообразования". Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала "Книговедение" в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.

Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание - журнал "Вокруг света".

В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание "Великая реформа", посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание "Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912". В 1913 году - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - "Три века". Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: "Что нужно крестьянину?", "Современный общественно-политический словарь" (в котором разъяснялись понятия "социал-демократическая партия", "диктатура пролетариата", "капитализм"), а также "Фантастические правды" Амфитеатрова - об усмирении "бунтовщиков" 1905 года.

Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено "дело". И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. "...Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!" - писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.

Власти называли сытинскую типографию "осиным гнездом". Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер "Известий Московского Совета рабочих депутатов" об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати... Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины... Работа продолжалась.

Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два - в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866 - 1916)", в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью - дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. "Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ".

Сначала бесплатный консультант Госиздата, затем выполнение различных поручений советского правительства: вел переговоры в Германии о концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания, по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для организации выставки картин русских художников, руководил небольшими типографиями. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 года. В 1918 году под этой маркой была отпечатана первая краткая биография В. И. Ленина. Ряд документов и воспоминаний свидетельствует о том, что Ленин знал Сытина, высоко ценил его деятельность и доверял ему. Известно, что в начале 1918 года И. Д. Сытин был на приеме у Владимира Ильича. Видимо именно тогда - в Смольном - книгоиздатель подарил вождю революции экземпляр юбилейного издания "Полвека для книги" с надписью: "Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину. Ив. Сытин", который и теперь хранится в личной библиотеке Ленина в Кремле.

Иван Дмитриевич Сытин трудился до 75 лет. Советское правительство признало заслуги Сытина перед русской культурой и просвещением народа. В 1928 году ему установили персональную пенсию, за ним и его семьей закрепили квартиру.

Именно в середине 1928 года И. Д. Сытин поселился в своей последней (из четырех) московской квартире под № 274 на Тверской улице в доме № 38 (теперь Тверская ул., 12) на втором этаже. Овдовев в 1924 году, он занимал одну небольшую комнату, в которой прожил семь лет, здесь же и умер 23 ноября 1934 года. После него в этой квартире продолжали жить его дети и внуки. Похоронен И. Д. Сытин на Введенском (немецком) кладбище.

К имени и наследию И. Д. Сытина постоянно проявляется большой интерес. О нем пишут статьи и книги, готовят диссертации.

Но самым значительным источником изучения жизни и деятельности крупнейшего русского книгоиздателя и просветителя служат его собственные воспоминания и свидетельства его современников.

Впервые воспоминания Сытина появились в уже упоминавшемся юбилейном издании "Полвека для книги" в 1916 году. В начале двадцатых годов они были продолжены, но опубликованы не были. Только в конце пятидесятых годов младший сын книгоиздателя - Дмитрий Иванович - нашел в семейном архиве рукопись отца и отнес ее в Политиздат, а уже в 1960 году появилось издание "Жизнь для книги", допечатанное в 1962 году. На основе этого издания и под тем же названием воспоминания И. Д. Сытина "Страницы пережитого" вместе с воспоминаниями о нем его современников были выпущены издательством "Книга" в 1978 году (с посвящением Первой Образцовой типографии к 100-летию ее основания Сытиным), а в 1985 году второе дополненное издание этой книги. Опубликованы два издания романа К. Коничева "Русский самородок": 1966 г.- Ленинград и 1967 г.- Ярославль. Интересную книгу-исследование "И. Д. Сытин" в серии "Деятели книги" выпустило издательство " Книга" в 1983 году (автор - Е. А. Динерштейн).

В 1990 году американский ученый, профессор Чарльз Рууд опубликовал в Канаде книгу на английском языке "Русский предприниматель: книгоиздатель Иван Сытин из Москвы, 1851 -1934". "Центрнаучфильм" создал цветную документальную киноленту "Жизнь для книги. И. Д. Сытин" по сценарию Ю. Закревского и Е. Осетрова (режиссер Ю. А. Закревский). С ней ознакомились миллионы телезрителей.

Память о Сытине запечатлена и в мемориальной доске на доме № 18 по Тверской улице в Москве, которая была установлена в 1973 году и свидетельствует о том, что здесь с 1904 года по 1928 год жил известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин. В 1974 году на могиле И. Д. Сытина на Введенском кладбище установлен памятник с барельефом книгоиздателя (скульптор Ю. С. Динес, архитектор М. М. Волков).

Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.

И. Д. Сытин. Портрет кисти А. В. Моравова, 1908 год.

И правда – как быть, если он выпускал массовыми тиражами книги для бедного народа и нажил на этом миллионы? Что за странная такая ситуация, когда довольны все, а проигравших нет?

Безграмотный книгоиздатель

Начнем с того, что сам Сытин – человек и из народа, и из интеллигенции одновременно. Родился в феврале 1851 года в костромском селе, отец – волостной писарь.

Писарь, но деревенский. Деревенский, но писарь.

Иван учился всего-навсего три года, толком ничему не научился и был отдан «в люди». Но не в ресторан, не в мастерскую, а в книжную лавку московского букиниста Шарапова. Правда, поначалу он трудился в меховой лавке собственного дядюшки. Именно дядя составил протекцию к книготорговцу.

К образованию Сытин более не возвращался: не видел нужды. Чехов потом удивлялся: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа».

«Интересный человек», еще не встав толком на ноги, познакомился с дочкой купца Ивана Соколова Евдокией. Красиво ухаживал, в любви объяснялся в Нескучном саду. В 1876 году заполучил Евдокию Ивановну в жены, а вместе с ней четыре тысячи приданого и множество проблем.

Молодая оказалась дамочкой сварливой и сквалыжной. Контролировала каждую копейку и скандалила. Уже будучи издательским магнатом и владельцем знаменитого особняка на улице Тверской, а также крупной типографии в Замоскворечье, Сытин был вынужден тайком бегать в трактир, чтобы расслабиться за чашкой чая с нехитрой закуской.

Семья Сытина Ивана Дмитриевича — жена и дети. Изображение с сайта wikipedia.org

Дома же все было строго: на обед каждый день щи, жареное мясо и компот. На ужин – то, что за обедом не доели. Вино, фрукты и холодные закуски – лишь по праздникам.

Впрочем, Иван Дмитриевич был бесконфликтным человеком, прав не качал и объяснений не устраивал. Взял три тысячи в долг, приложил их к приданому – и открыл литографическую мастерскую.

Коммерческий же нюх у Сытина был редкостный. Кто бы мог подумать, что в 1877 году можно будет подняться на выпуске карт боевых действий (шла русско-турецкая война)? А вот Иван Дмитриевич – подумал. Всего лишь за год вернул долг и приобрел дом в конце Пятницкой улицы. Первый в жизни свой собственный дом, в который он перетащил свою литографическую машину и купил к ней еще одну.

Процесс пошел.

1882 год – продукция Сытина получает серебряную медаль на Всероссийской промышленной выставке.

Тот же 1882 год – Иван Дмитриевич учреждает «Товарищество И.Д.Сытина и К» с основным капиталом 75 тысяч рублей.

1883 – собственный магазин на Старой площади.

1884 – участвует в издательском проекте «Посредник», созданном по инициативе Льва Толстого. Именно «Посредник» первым в государстве начал выпускать хорошую литературу (начал, как нетрудно догадаться, все с того же Льва Толстого) по доступным ценам.

Тот же 1884 год – первый серьезный издательский креатив, «Всеобщий календарь на 1885 год». Один день – один лист. На каждом из листов – полезные советы.

Иван Дмитриевич не изобретал велосипед. Нечто подобное в то время выпускала типография Гатцука. Несмотря на низкое полиграфическое качество, тираж календаря был более 100 тысяч экземпляров.

Сытин сделал, в общем, то же самое, только красивее, ярче и содержательнее. Календарь разошелся в момент. На следующий год был выпущен тираж в 6 миллионов, а еще через год – 21 миллион.

Можно сказать, что именно в этот момент окончательно сформировалось предпринимательское, социальное и миссионерское кредо издателя. Делать хорошие и притом недорогие книги для бедных. Прибыль? За счет тиражей.

Простой, даже малограмотный человек должен захотеть взять в руки книгу. Это должно происходить помимо его воли – так же, как тянется его рука к игральным картам или шкалику. Книга должна, просто обязана эти соблазны победить.

Сытин писал: «Всю свою жизнь я верил и верю в силу, которая помогала мне преодолевать все тяготы жизни: я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания… Мечта моя – чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу».

Иван Дмитриевич вступил в конкуренцию не с другими издательствами. Нет, он бросил вызов пьянству, азартной игре и распутству. Тем занятиям, которые, по сути, не давали ни уму, ни сердцу ничего, но создавали множество проблем. От книг проблем не было.

Николай Некрасов мечтал в поэме «Кому на Руси жить хорошо» о тех временах, когда простой русский мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет». Сытин эту утопию сделал реальностью.

Известна история, как Ивану Дмитриевичу предложили издать собрание сочинений Гоголя тиражом 5 тысяч экземпляров по цене 2 рубля. Тот быстро просчитал что-то в уме и возразил: «Нет! Издам 200 тысяч и по 50 копеек».

Книга действительно стала доступной и притом не в ущерб качеству. Сытин так формулировал свой основной издательский девиз: «Дорогую книгу удешевить, а дешевую – улучшить».

Для тех же, кто пока что не тянул на Гоголя, в ассортименте Сытина были лубочные картинки, своего рода аналоги современных комиксов. То же действие, представленное в иллюстрациях и коротких подписях к ним. Принципиальная разница – в направлении вектора. Сытин с помощью своих лубков вел безграмотного мужика к чтению настоящих книг, а комиксы, наоборот, ведут читающего человека к упрощенному восприятию мира, свойственному в первую очередь безграмотным людям.

Речь, разумеется, не о современных шедеврах этого жанра. О ширпотребе. Но у Ивана Дмитриевича тоже был ширпотреб. Лубочные картинки и календари выходили тиражами в миллионы и десятки миллионов. И Россия постепенно становилась самой читающей в мире страной.

Юрий Нагибин писал: «Чудом полиграфии были подарочные издания Сытина. Мне когда-то подарили на елку «Детство, отрочество и юность» Толстого в сытинском издании. Книга давно пропала, но ее переплет, шрифт, удивительные цветные иллюстрации до сих пор перед глазами. Это было одно из самых радостных чудес моего спартанского детства».

Долго еще сытинские книги радовали россиян.

Особняк на Тверской

Дом «Товарищества И.Д.Сытина на Тверской». Изображение с сайта vc.ru

Девяностые прошли под знаком периодики. Иван Дмитриевич расширяет свой репертуар за счет журналов и газет. Что, в общем, нормально: хороший крестьянин все яйца в одной корзине не держит.

Началось с журнала «Книговедение». Это был даже не бизнес. Просто в 1890 году Иван Сытин вступил в Русское библиографическое общество и, как член этого общества, взял на себя производство журнала. А кто же еще?

На следующий год ассортимент расширился за счет журнала «Вокруг света». Но главное приобретение произошло в 1897 году. Иван Дмитриевич купил газету «Русское слово».

К этому его сподвиг Антон Павлович Чехов. И он же этим нагло пользовался. Говорил: «На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею. Сытин умный человек и рассказывает интересно… 2300 р. я взял у него, продав ему несколько мелочей для издания».

Сам же Иван Дмитриевич принимал это решение тяжело: «Занимаясь книгоиздательством, я посвятил этому делу все свои силы и никогда серьезно не думал, даже не помышлял об издании газеты. Это было мне несродно и чуждо, я не знал газетного дела и очень боялся его чрезвычайной сложности и трудности. Но А.П.Чехов, которого я безгранично уважал и сердечно любил, почти при каждой встрече говорил мне: «Сытин должен издавать газету». И не какую-нибудь, а дешевую, народную, общедоступную.

Вначале я, как умел, отшучивался. Но Чехов был так настойчив и так соблазнительно рисовал передо мной широкие газетные перспективы, что в конце концов он не только убедил, но положительно зажег меня. Я почти решился».

Тогда же он и приступил к строительству особняка на улице Тверской и для редакции, и для себя лично. В модном в то время стиле модерн и в соответствии с лучшими зарубежными образцами.

Владимир Гиляровский вспоминал: «Дом для редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система, у каждого из крупных сотрудников – свой кабинет, в вестибюле и приемной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов; ни к одному сотруднику без доклада постороннему войти нельзя…

Помещение редакции было отделано шикарно: кабинет И.Д.Сытина, кабинет В.М.Дорошевича, кабинет редактора Ф.И.Благова, кабинет выпускающего М.А.Успенского, кабинет секретаря и две комнаты с вечно стучащими пишущими машинками и непрерывно звонящими телефонами заведовавшего московской хроникой К.М.Даниленка».

Сам же Сытин со своей супругой-цербером жил на четвертом этаже.

Тюремный издатель

В 1905 году, в декабрьское восстание типография на Пятницкой практически полностью сгорела. До сих пор историки спорят: то ли рабочие виноваты, то ли полиция, которая под соусом подавления смутьянов решили выбить почву из-под ног неугодного предпринимателя.

Москвичи судачили, что типография сгорела «из-за сытинской запятой». Якобы незадолго до этого Иван Дмитриевич отказался платить наборщикам за знаки препинания, что и вызвало праведный гнев.

Так или иначе, но Сытин достаточно быстро поднялся. И продолжал совершенствовать бизнес.

За год до революции он был владельцем приличной части акций издательства Маркса и контрольного пакета фирмы Суворина. Четыре книжных магазина в Москве, два в столице, по одному в Варшаве, Киеве, болгарской столице Софии, Одессе, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде и даже в Холуе – слободе ремесленников.

Тему бизнеса, однако же, закрыла революция 1917 года. Иван Дмитриевич в одночасье лишился всего. В том числе и свободы. Горький писал: «В «социалистической» России, «самой свободной стране мира», Сытина посадили в тюрьму, предварительно разрушив его огромное, превосходно налаженное технически дело и разорив старика».

Вскоре Сытина выпустили, но отношения с застенком на том не закончились. Ивану Дмитриевичу предложили возглавить тюремную типографию.

За неимением более интересных перспектив Сытин согласился: «Мне предложили работать руководителем типографии при Таганской тюрьме. Наше Товарищество в прежнее время имело здесь большой корпус с 500 работавшими; здесь у нас производилась брошюровка мелких книг. Мне показали типографию; работали в ней три плохонькие машины, в кассах случайный, захудалый шрифт, две линовальные машины – вот и все оборудование!.. Я не хотел уходить от дела. Хоть маленькая, да типография, и самым внимательным образом повел дело, ожидая результатов».

Власти в скором времени опомнились. Сытину дали приличную квартиру на Тверской, персональную пенсию. К нему обращались за консультациями, он даже был выездным – регулярно представлял в Европе и Америке советское полиграфическое дело.

Умер в 1934 году и похоронен с почестями на Введенском кладбище. Легко отделался – могли и расстрелять.