1711 год высший государственный орган. Перестройка системы высших и центральных органов государственного управления (Сенат, коллегии, органы государственного контроля и надзора). Табель о рангах. Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I

СЕНАТ ВМЕСТО БОЯРСКОЙ ДУМЫ

Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII в.: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникали недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия - учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров.

Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил "для всегдашних наших в сих войнах отлучек" Сенат в качестве временного учреждения. Всем лицам и учреждениям "под жестоким наказанием или и смертию" велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, "понеже деньги суть артериею войны", ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа.

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА

Особенности, усвоенные при Петре Боярской думой, перешли и в правительственное учреждение, ее сменившее. Сенат явился на свет с характером временной комиссии, какие выделялись из Думы на время отъезда царя и в какую сама Дума стала превращаться при частых и долгих отлучках Петра. Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г., который гласил: "Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления". Или: "Для всегдашних наших в сих войнах отлучек определили Управительный сенат", – как сказано в другом указе. Итак, Сенат учреждался на время: ведь Петр не рассчитывал жить в вечной отлучке, подобно Карлу XII. Затем в указе поименованы новоназначенные сенаторы в числе 9 человек, очень близком к обычному тогда наличному составу когда-то многолюдной Боярской думы […]. Одним указом 2 марта 1711 г. Петр на время своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял власть и ответственность Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя, которому он и отдает отчет в своих действиях. В 1717 г., делая Сенату из-за границы выговор за беспорядки в управлении, "в чем мне за такою дальностью и за сею тяжкою войною усмотреть невозможно", Петр внушал сенаторам строго за всем смотреть, "понеже иного дела не имеете, точию одно правление, которое ежели неосмотрительно будете делать, то пред богом, а потом и здешнего суда не избежите". Петр иногда вызывал сенаторов из Москвы в место своего временного пребывания, в Ревель, Петербург, со всеми ведомостями для отчета, "что по данным указам сделано и чего не доделано и зачем". Никаких законодательных функций старой Боярской думы не заметно в первоначальной компетенции Сената: как и консилия министров, Сенат – не государственный совет при государе, а высшее распорядительное и ответственное учреждение по текущим делам управления и по исполнению особых поручений отсутствующего государя, – совет, собиравшийся "вместо присутствия его величества собственной персоны". Ход войны и внешняя политика не подлежали его ведению. Сенат унаследовал от консилии два вспомогательных учреждения: Расправную палату, как особое судное отделение, и Ближнюю канцелярию, состоявшую при Сенате для счета и ревизии доходов и расходов. Но временная комиссия, какою является Сенат в 1711 г., постепенно превращается в постоянное верховное учреждение […].

Консилия министров собиралась случайно и в случайном составе, несмотря на предписания, точно регулировавшие ее делопроизводство. По списку 1705 г. значилось 38 думных людей, бояр, окольничих и думных дворян, а в начале 1706 г., когда Карл XII неожиданным движением из Польши отрезал сообщения у русского корпуса под Гродной, когда нужно было обсудить и принять решительные меры, при царе в Москве случились только два министра, думных человека: остальные были "на службах", в служебном разгоне. Из приказов в Москве оставались только требующие и расходующие, как Военный, Артиллерийский, Адмиралтейский, Посольский. В столице сосредоточивалось финансовое потребление, а добывала губернская администрация; но в Москве не оставалось учреждения для высшего распоряжения финансовым добыванием и для верховного надзора за финансовыми потребителями, т. е. не было правительства. Среди своих военно-стратегических и дипломатических операций Петр как будто не замечал, что, учреждая 8 губерний, он создавал 8 рекрутских и финансовых контор для комплектования и содержания полков в борьбе с опасным врагом, но оставлял государство без центрального внутреннего управления, а себя – без прямых ближайших истолкователей и проводников своей державной воли. Таким проводником не мог быть министерский съезд в Ближней канцелярии без определенного ведомства и постоянного состава, из управителей, занятых другими делами и обязанных подписаться под протоколом заседания, чтобы сим явить свою "дурость". Тогда Петру нужна была не государственная Дума, совещательная или законодательная, а простая государственная управа из немногих толковых дельцов, способных угадать волю, поймать неясную мысль царя, скрытую в лаконической шараде наскоро набросанного именного указа, разработать ее в понятное и исполнимое распоряжение и властно присмотреть за его исполнением, – управа настолько полномочная, чтобы ее все боялись, и настолько ответственная, чтобы и самой чего-нибудь бояться. Alter ego царя в глазах народа, ежеминутно чувствующий над собою царское quos ego, – такова первоначальная идея Сената, если только какая-либо идея участвовала в его создании. Сенат должен был решать дела единогласно. Чтобы это единогласие не выжималось чьим-либо личным давлением, в Сенат не был введен никто из первостепенных сотрудников Петра: ни Меншиков, ни Апраксин, ни Шереметев, ни канцлер Головкин и пр. […] Большинство Сената составилось из дельцов далеко не первостепенной чиновной знати: Самарин был военным казначеем, князь Григорий Волконский – управителем тульских казенных заводов, Апухтин – генерал-квартирмейстером и т. п. Такие люди понимали военное хозяйство, важнейший предмет сенатского ведения, не хуже любого принципала, а украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии. Итак, двумя условиями созданы были потребности управления, вызвавшие учреждение Сената как временной комиссии, а потом упрочившие его существование и определившие его ведомство, состав и значение: это – расстройство старой Боярской думы и постоянные отлучки царя.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.

УКАЗ О ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА

Параграф VI. 1. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено,

2. указы во все государство давать и от нас присланные решить немедленно;

3. и протчие, тому подобные, а имянно: в чины сказывать, из военного – всему генералитету, из государственного и гражданского правительства – министром, в коллегии – президентом, в губернии и в провинции – губернатором, воеводам и комендантом, ассесором, камерирам, рентмейстером и земским и судным камисаром, також – колежским членам, включая секретаря, и протчим; и в губерниях – президентом, в надворные суды, обор лантрихтерам и земским секретарям.

Указ о должности Сената 27 апреля 1722 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., 1986. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat2.htm

СЕНАТ И ДВОРЯНСТВО

Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника "герольдмейстера".

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СЕНАТА

Сенат, как высший блюститель правосудия и государственной экономии, располагал с самого начала своей деятельности неудовлетворительными подчиненными органами. То были в центре куча старых и новых, московских и петербургских, приказов, канцелярий, контор, комиссий с перепутанными ведомствами и неопределенными отношениями, иногда со случайным происхождением, а в областях – 8 губернаторов, не слушавшихся подчас и самого царя, не только что Сената. При Сенате состояли доставшиеся ему от министерской консилии Расправная палата, как его судное отделение, и счетная Ближняя канцелярия. В число главнейших обязанностей Сенату поставлено было "денег возможно сбирать" и рассмотреть государственные расходы, чтобы отменить ненужные, а между тем денежные счета ему ниоткуда не присылались, и он за целый ряд лет не мог составить ведомости, сколько было во всем государстве в приходе, в расходе, в остатке и в доимке. […] Важнейшая задача Сената, наиболее выяснившаяся у Петра при его учреждении, состояла в высшем распоряжении и надзоре за всем управлением. Ближняя канцелярия примкнула к сенатской для бюджетного счетоводства. Одним из первых актов правительственного оборудования Сената было устройство органа активного контроля. Указом 5 марта 1711 г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он ни был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, "тако ж в сборе казны и прочаго". Обер-фискал привлекал обвиняемого, "какой высокой степени ни есть", к ответственности перед Сенатом и там его уличал. Доказав свое обвинение, фискал получал половину штрафа с уличенного; но и недоказанное обвинение запрещено было ставить фискалу в вину, даже досадовать на него за это "под жестоким наказанием и разорением всего имения".

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.

СОЗДАННАЯ ПЕТРОМ АДМИНИСТРАЦИЯ

В систематическом изложении созданная Петром администрация представится в таком виде.

Во главе всего управления с 1711 г. стоит Сенат. Около 1700 г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр. Во время своих беспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов (Петр никому не давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших) и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр вверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение - Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вызвано именно "отлучками" государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменял собой: 1) старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя "Москву ведать", и 2) постоянную "Расправную палату", бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы. Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учреждением, в организации которого при Петре замечают три фазиса. С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий; с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий (военной, морской, иностранной) и в то же время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям.

Ведомство Сената состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, таким образом, высшим административным органом в государстве. Ему, в последние годы Петра, присвоена была и судебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Относительно того, присуща ли была Сенату законодательная деятельность, существуют разные оттенки взглядов. Одни (Петровский "О Сенате в царствование Петра Великого") полагают, что Сенат в первое время имел законодательную власть и иногда даже отменял указы самого Петра. Другие (Владимирский-Буданов в критической статье "Учреждение Правит. Сената") доказывают, что законодательная функция никогда Сенату не принадлежала. Но все признают, что Петр, видоизменяя положение Сената в 1722 г., лишил его законодательной власти; ясно, что Петр рядом с собою, как с единственным источником законодательной власти в государстве, не мог поставить собрания с законодательными правами. Поэтому, если и признавать за Сенатом законодательную функцию, то следует считать ее случайным и исключительным явлением.

От разницы представлений о компетенции Сената зависит и разница в представлениях о государственном значении его. Одни считают Сенат безусловно высшим учреждением в государстве, объединяющим и направляющим всю администрацию и не знающим над собой иной власти, кроме государевой (Градовский, Петровский). Другие полагают, что, контролируя и направляя администрацию, Сенат сам подвергался контролю и зависел от "верховных господ министров" (т. е. приближенных к Петру лиц, управляющих войсками, флотом и иностранными делами) и от генерал-прокурора, представителя особы государя в Сенате.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000

http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl6

ОЦЕНКА В.О.КЛЮЧЕВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА

«Столичный приказный, проезжий генерал, захолустный дворянин выбрасывали за окно указы грозного преобразователя и вместе с лесным разбойником мало беспокоились тем, что в столицах действуют полудержавный Сенат и девять, а потом десять по-шведски устроенных коллегий с систематически разграниченными ведомствами. Внушительными законодательными фасадами прикрывалось общее безнарядье». Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.

В эпоху Петра Великого в России появился Правительствующий сенат. На протяжении последующих двух веков этот государственный орган власти много раз переформатировался согласно воле очередного монарха.

Появление Сената

Правительствующий сенат создавался Петром I как «подушка безопасности» на случай отъезда государя из столицы. Царь был известен своим деятельным характером - он постоянно был в разъездах, из-за чего государственная машина в его отсутствие могла простаивать месяцами. Это были наглядные издержки абсолютизма. Петр действительно был единственным воплощением государственной власти на просторах империи.

В первоначальный Правительствующий сенат (1711 г.) вошли ближайшие соратники и помощники царя, обладавшие его многолетним доверием. Среди них Петр Голицын, Михаил Долгоруков, Григорий Волконский и другие высокопоставленные вельможи.

Создание Правительствующего сената при Петре 1 произошло в эпоху, когда в России еще не существовало четкого разделения властей (судебной, исполнительной и законодательной). Поэтому круг полномочий этого органа постоянно менялся в зависимости от ситуации и целесообразности.

В своем первом указании Петр объявил сенаторам, что им стоит особенное внимание обращать на состояние казны, торговли и суда. Важно то, что это учреждение никогда не было оппозиционным царю. В этом российский Сенат являлся полной противоположностью одноименного органа в соседней Польше или Швеции. Там подобное учреждение представляло интересы аристократии, которая могла выступать против политики своего монарха.

Взаимодействие с провинциями

С самого начала своего существования Правительствующий сенат много работал с регионами. Огромная Россия всегда нуждалась в эффективной системе взаимодействия провинций и столицы. При преемниках Петра существовала сложная сеть приказов. В связи с крупномасштабными реформами во всех сферах жизни страны, они перестали быть эффективными.

Именно Петр создал губернии. Каждый такой административный субъект получил по два комиссара. Эти чиновники работали непосредственно с Сенатом и выражали в Петербурге интересы провинции. С помощью вышеописанной реформы император расширил рамки самоуправления в губерниях.

Фискалы и прокуроры

Конечно, создание Правительствующего сената не могло обойтись без учреждения новых должностей, связанных с его работой. Вместе с новым органом появились фискалы. Эти чиновники были царскими надсмотрщиками. Они контролировали работу учреждений и следили за тем, чтобы все указания монарха исполнялись в точности до последней ремарки.

Существование фискалов приводило к злоупотреблениям. Человек, обладавший такой властью, мог использовать свое положение в корыстных целях. Первое время даже не существовало регламентированного наказания за ложное доносительство. В связи с неоднозначной службой фискалов в русском языке это слово получило второе негативное лексическое значение доносчика и ябеды.

Тем не менее создание этой должности было необходимой мерой. Обер-фискал (главный фискал) мог потребовать объяснений от любого чиновника в Сенате. Благодаря такому положению вещей каждый вельможа, вне зависимости от высоты своего положения, знал, что его собственные злоупотребления властью могут погубить его. Фискалы существовали не только в Петербурге, но и в губерниях (провинциал-фискалы).

Очень быстро создание Правительствующего сената показало, что этот государственный орган не может эффективно работать из-за внутренних распрей между сенаторами. Часто они не могли прийти к общему мнению, переходили в своих спорах на личности и т. д. Это мешало работе всего аппарата. Тогда Петр в 1722 году учредил должность генерал-прокурора, ставшего главным лицом в Сенате. Он был «мостиком» между государем и столичным учреждением.

В эпоху дворцовых переворотов

После смерти самодержца функции Правительствующего сената впервые были серьезно урезаны. Случилось это из-за того что был учрежден в котором заседали аристократы-фавориты и Он стал альтернативой Сенату и постепенно перенимал у него полномочия.

После своего восшествия на престол восстановила старый порядок. Сенат вновь стал главным судебным учреждением империи, ему подчинялись военная и морская коллегии.

Реформы Екатерины II

Итак, какие функции осуществлял Правительствующий сенат, мы разобрались. Следует заметить, что такое положение де не нравилось Екатерине II. Новая императрица решила провести реформу. Учреждение было разделено на шесть департаментов, каждый из которых отвечал за конкретную сферу жизнедеятельности государства. Эта мера помогла точнее очертить полномочия Сената.

Первый департамент занимался внутренними политическими делами, второй - судебными. Третий - губерниями, имевшими особый статус (Эстляндия, Лифляндия, а также Малороссия), четвертый - военными и морскими вопросами. Эти учреждения находились в Санкт-Петербурге. Два оставшихся московских департамента ведали судом и административными делами. Вот какими функциями был наделен Правительствующий сенат при Екатерине Второй.

Также императрица значительно усилила влияние генерал-прокурора на работу всех департаментов. Во время эта должность потеряла былую важность. Екатерина предпочитала держать все под контролем и, таким образом, восстановила петровские порядки самодержавия.

Во время недолгого правления ее сына Павла Сенат снова потерял большую часть своих прав. Новый император был крайне подозрительным. Он не доверял вельможам, обладавшим хоть каким-то влиянием и пытавшимся вносить свою лепту в дело принятия государственных решений.

В XIX веке

Таким, каким он был в самом конце своего существования (накануне революции), Правительствующий сенат был создан в период правления Александра I. Именно тогда политическая система империи стабилизировалась. Прекратились а наследование царского титула перестало быть лотереей.

Александр был, наверное, самым демократически настроенным российским императором. Он получил в свои руки государство, работавшее по устаревшим механизмам, которые было необходимо срочно менять. Новый царь понимал, что создание Правительствующего сената (год 1711-й) было продиктовано благими целями, но считал, что с течением лет этот орган утратил свою значимость и превратился в жалкую имитацию самого себя.

Сразу после своего появления на троне Александр I в 1801 году издал указ, в котором предлагал чиновникам, работавшим в этом учреждении, дать ему на рассмотрение свои проекты по приближающейся реформе. Несколько месяцев шла активная работа по обсуждению переформатирования Сената. В дискуссии принимали участие члены Негласного комитета - молодые аристократы, друзья и соратники Александра в его либеральных начинаниях.

Ход работы

Сенаторы назначались на свою должность лично императором. Ими могли стать только чиновники первых трех классов (согласно Табели о рангах). Теоретически сенатор мог совмещать свою основную должность с какой-нибудь другой. Например, эта поправка часто использовалась в случае с военными.

Непосредственные решения по тому или иному вопросу принимались в стенах определенного департамента. В то же время периодически созывались общие собрания, на которых присутствовали все члены Сената. Указ, принятый в этом государственном органе, мог отменить только император.

Функции

Давайте вспомним, в каком году был создан Правительствующий сенат. Правильно, в 1711, и с тех пор этот институт власти регулярно принимал участие в законодательстве. В ходе своих реформ Александр I создал для этой цели специальное учреждение - Государственный совет. Однако Сенат по-прежнему мог разрабатывать черновики законов и предлагать их на высшее рассмотрение через министра юстиции, который с XIX века также совмещал старую должность генерал-прокурора с новой.

Тогда же на месте коллегий были созданы министерства. Первое время существовала некоторая путаница в отношениях между новыми исполнительными органами и Сенатом. Полномочия всех ведомств, наконец, были определены к концу правления Александра I.

Одной из самых важных функций Сената стала его работа с казной. Именно департаменты сверяли бюджет, а также сообщали верховной власти о недоимках и недостатке денег. Кроме того, Сенат был поставлен над министерствами в решении межведомственных споров об имуществе. Этот государственный орган регулировал внутреннюю торговлю, назначал мировых судей. Сенаторы вели гербовник империи (для этого даже был создан специальный департамент).

Значимость Сената и его упразднение

Петр I нуждался в государственном учреждении, которое могло бы подменить его на время отсутствия в столице. В этом императору помогло создание Правительствующего сената. Дата появления должности генерал-прокурора (1722 год) также считается днем рождения Прокуратуры в современной России.

Однако со временем функции Сената изменились. Исполнительная власть чиновников была невелика, но они оставались важной прослойкой между многочисленными коллегиями (а позднее министерствами).

Заметную важность Сенат имел в делах судебных. Сюда стекались апелляции со всей страны. В Сенат писали недовольные губернские прокуроры, а также губернаторы. Этот порядок был установлен после Александра II в 1860-е гг.

Когда в России к власти пришли большевики, они одним из первых своих законов запретили деятельность Сената. Это был декрет о суде № 1, принятый 5 декабря 1917 года.

5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената - высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи.

5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат. Первоначально он состоял из 9 членов и обер‑секретаря и действовал исключительно по поручению царя и отчитывался только перед ним.

После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.

В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал‑прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал‑прокурор и обер‑прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.

С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.

В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц .

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).

В 1872 г. в составе Сената было создано "Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах" - высший политический суд России.

К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. В 1906 г. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.

В 1917 г. были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.

Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В стране произошло множество радикальных преобразований: менялся жизненный уклад народа, отстраивался флот, вооружалась армия, но основные его реформы касались государственного управления. Именно ему принадлежит инициатива учреждения высшего административного органа, который получил название Правительствующий сенат.

История основания

При всем абсолютизме власти, которая была присуща тому периоду, император принял решение о передачи части своих полномочий в руки избранных и приближенных людей. Вначале эта практика носила непостоянные характер, и заседания проходили лишь во время частых отлучек императора.

Официальным указом Петра Великого Правительствующий сенат был учрежден в 1711 году. Возник он не на пустом месте, предшественником была исторически уже давно изжившая себя боярская дума. Новое и смелое государство требовало порядка в законотворческой и управленческой структуре, «правды и правого суда между народом и в делах государственных». Эти обязанности и возложил император на новый орган власти.

Вопрос об иностранном заимствовании

Многие историки связывают создание Правительствующего сената (дата события - 19 февраля 1711 года) с практикой императора перенимать все западное. Однако, помимо иностранного слова, в новом органе власти не было ничего чужого, все его устройство и функции исходили только из русской действительности. Это было сразу видно из системы подчинения: если, например, в Швеции сенат мог диктовать монарху свое мнение и волю, то при Петре такое положение было просто невозможно.

Император взял за основу лишь идею европейских государств о включении в систему правления особых учреждений и распределение обязанностей между разными структурами. Центральный орган власти теперь руководствовался не древним правом или обычаями предков, а общим для всех законом. Правительствующий сенат при Петре 1 представлял собой еще формирующееся учреждение, основной целью которого было объединение областей под управлением одного центра. Император сам ведал и руководил всей деятельностью своего детища, даже находясь в отъездах.

Роль Правительствующего сената до 1741 года

После смерти Петра центральный орган власти просуществовал в первоначальном виде меньше одного года. В 1727 году императрица Екатерина I издала указ об учреждении над ним специального надзора, коим стал Тайный Верховный Совет. А сам Правительствующий сенат в России был переименован в Высокий.

Причину создания наблюдательного органа историки связывают с личными качествами приемников Петра, которые не умели, как он, руководить железной рукой. Практически сенат потерял свое первоначальное значение, в его обязанности теперь входили судебные разбирательства и мелкая правительственная работа. Все это происходило под пристальным взором Верховного тайного совета, членами которого были А. Д. Меньшиков и Ф. М. Апраксин.

Положение изменилось с приходом Анны Иоанновны, которая упразднила контролирующий орган, и вся власть вновь сосредоточилась в руках императрицы и Правительствующего сената. Была проведена реформа, ведомство разделилось на 5 департаментов, появляется кабинет министров, за руководство которым боролись Бирон, Остерман и Миних.

Период с 1741 по 1917 год

При Елизавете правительствующий сенат вновь получил большие полномочия, вплоть до законодательной деятельности и влиянию на иностранную политику. Однако все введения императрицы отменил Петр III. При Екатерине II активно продолжалось формирование государственного строя Российской империи. Великая властительница не особо доверяла членам Сената и по возможности старалась изъять из учреждения те или иные ведомства и передавала их под контроль доверенным людям, таким как князь Вяземский, Шувалов и Чернышев.

Окончательно сформировалось положение о высшем органе власти в период правления Александра I. Сразу же после воцарения он всерьез взялся за восстановление высокой роли Правительствующего сената в государственном управлении. Итогом его стараний стал указ от 8 сентября 1802 года, ставший последним законодательным актом, полностью разъясняющим права и обязанности этой организации. В таком виде учреждение просуществовало вплоть до 1917 года, когда было упразднено.

Устройство Правительствующего сената

Первоначально уклад центрального органа власти имел очень простую структуру, указы Петра в основном касались его обязанностей и порядка действий. Но с ростом значения сената в жизни страны постепенно осложнялись его задачи, требовалась четкая иерархия управления. В общем виде Правительствующий сенат имел следующую организацию:

  1. Основную работу осуществляли сенаторы, их назначал император из числа гражданских и военных чинов, только члены кассационного департамента должны были иметь опыт работы не менее трех лет в должности обер-прокурора.
  2. Учреждение включало несколько департаментов (их количество постоянно менялось), объединенных присутствий и общих собраний.
  3. В разных составах и видах существовала своя канцелярия, обычно она состояла из секретного, приказного, губернского и разрядного стола.
  4. Еще при Петре выделяется «расправная плата», рассматривающая челобитные и фискальные доношения.
  5. Сенатские конторы, в обязанности которых входило осуществление управления коллегиями со всей страны.

При каждом последующем императоре устройство правительствующего сената постоянно менялось, в зависимости от эпохи упразднялись или добавлялись новые ведомства и структуры, устанавливался иной порядок избрания и ведения делопроизводства.

Основные функции

За двухсотлетнюю историю центрального органа государственной власти оно претерпело множество изменений. Постепенные преобразования привели к тому, что Правительствующий сенат, функции которого были прописаны в специальном императорском указе, имел уникальные права, включающие в себя как толкование законов, так и надзор за деятельностью подконтрольных учреждений.

  1. Одна из важнейших его функций - это возможность обнародовать законы либо отказывать в их официальном опубликовании. Члены совета осуществляли контроль за нормативностью государственных актов, выполнял толкование законов, именно их решение являлось окончательным.
  2. Правительствующий сенат осуществлял надзор за правомерностью действий министров, министерств, губернских начальств. При обнаружении нарушений, организация была вправе потребовать объяснений и при необходимости наказать.
  3. Он производил наблюдение за выборами в земские собрания, Государственную думу, городские думы, купеческих, мещанских, ремесленных учреждений, рассматривал жалобы дворян.
  4. Сенат имел право в случае выявления грубых ошибок в службе губернских руководителей, выносить им замечание и издавать соответствующие указы.
  5. Кассационный департамент правительствующего сената осуществлял руководство судебной системой в России, выносимые им решения уже не подвергались обжалованию.

Уникальность полномочий правительствующего органа заключалась еще и в том, что члены совета имел право возбуждать уголовное преследование высших административных лиц, уездных представителей дворянства и других чиновников.

Особенности в назначение сенаторов

При Петре I члены совета, помимо службы в этой центральной организации, осуществляли и другие государственные поручения. Потому в источниках того времени часто можно встретить упоминание о прохождении заседания не в полном составе. Кто-то был назначен послом в Европу, кто-то отправлялся по специальным поручениям в уездные города Империи, так и получалось, что все обязанности исполняли 5-6 человек.

Основную функцию управления несли на себе сенаторы в департаментах, причем первоначально в их составе не было замечено выдающихся людей своего времени, тех, кто способен руководить сильной рукой. Дело в том, что, согласно существующей дифференциации государственных чинов, на должность в совете назначались лица, имеющие III и IV ранг, и служба в правительстве для них была верхом карьеры. Таким образом, общественное положение членов, которые входили в правительствующий сенат, абсолютно не соответствовало его высокому статусу.

Назначения осуществлялось именными указами, сенаторы произносили присягу, установленную еще при Петре I.

Государственные лица, состоящие при органе центральной власти

Еще при основании Правительствующего сената установился порядок, по которому от каждой губернии назначались два комиссара для «спроса и принимания указов». Именно они должны быть посредниками между региональной властью и сенатом. В их обязанности входило не только издание указов, но и осуществление контроля над исполнением. Позднее эти функции перешли к коллегиям.

Институт фискалов был учрежден еще в 1711 году, они являлись надзорным органом за действиями судов, чиновников всех категорий и иных государственных лиц. В их руках была сосредоточена очень большая власть, по существу из-за одного доноса любого человека могли обвинить в преступлении. В подчинении обер-фискала находились несколько приближенных помощников, а также служивые люди в каждой губернии и даже городе.

Еще Петр I хотел установить над Правительствующим сенатом контроль, но проблема состояла в поиске такого человека, который мог бы осуществлять надзор за высшим органом. Впоследствии здесь утвердилась должность генерал-прокурора. А также следует упомянуть о ретмейстере и его конторе, именно они принимали челобитные со всей страны и следили за сроками и качеством их исполнения.

Круг ведомств

Учреждение Правительствующего сената далеко не сразу разрешило все проблемы управления государством. Перечень подконтрольных ведомств формировался постепенно, первый указ обязывал учреждение осуществлять следующие функции:

  • следить за судом и проверять правомерность их решений;
  • контролировать расходы в государстве;
  • следить за сбором дворян и грамотных молодых бояр в офицеры, розыск уклоняющихся;
  • освидетельствование товаров;
  • вести торг с Китаем и Персией;
  • контроль за вымороченными деревнями.

Учреждение можно было назвать центральным судебным, военным и финансовым ведомством, которое осуществляло надзор над некоторыми областями государственного управления.

Порядок делопроизводства

Еще Петр I отмечал непростительную медлительность работы всей системы созданного им органа. Учреждение требовало четкого порядка действий, так постепенно организовывался институт делопроизводства в правительствующем сенате. В XVIII были уже введены в обиход понятия протокол и отчетный журнал, но только уставами Александра II был окончательно установлен порядок ведения дел в департаментах.

  1. Прошение, жалоба или другие документы поступают в канцелярию, сотрудники собирали необходимые сведения, справки и готовили записку с кратким изложением сути прошения с указанием законных оснований.
  2. В устной форме доклад произносится перед членами того или иного департамента.
  3. Производится голосование, а решение, за некоторым исключением, должно было приниматься единогласно.
  4. Принятая резолюция заносится канцелярией в журнал и по итогам собрания составляется окончательное определение.

Перед тем как делу попасть на рассмотрение в департаменты, все бумаги прочитывались и контролировались обер-прокурором, который имел право вносить изменения или влиять на ход голосования.

Законотворческая деятельность

Правительствующий сенат никогда не был до конца ведомством, разрабатывающим и выносящим государственные указы. Только при Петре и Елизавете членам совета была дана полная свобода действий. За двести лет существования оформилась его основная функция - регулирование и контроль административного управления.

В редких случаях центральный орган власти мог вынести на рассмотрение императора и министров проект закона, правда, этим правом члены совета пользовались редко, так как ведомство не имело достаточно средств и возможностей для ведения законотворческой деятельности. Так, указы правительствующего сената, касающиеся сроков службы офицеров из дворян, были раскритикованы и отклонены Александром I.

Упразднение

С начала XIX века и до 1917 года роль Сената в государственном управлении была такой же, как и при Александре I. Неразрешенной оставалась проблема сношения с высшей властью в лице императора, все общение происходило через обер-прокурора, и первоначального своего большого значения как при Петре I это ведомство так и не смогло достигнуть. После Октябрьской революции совет был распущен, правда, временные присутствия возобновлялись в период Гражданской войны в Омске и Ялте.

Учреждение Правительствующего сената положило начало четкой организации управления в нашей стране, опыт работы департаментов в Российской империи был учтен при формировании современной политической системы.

5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената - высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи.

5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат. Первоначально он состоял из 9 членов и обер‑секретаря и действовал исключительно по поручению царя и отчитывался только перед ним.

После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.

В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал‑прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал‑прокурор и обер‑прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.

С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.

В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц .

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).

В 1872 г. в составе Сената было создано "Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах" - высший политический суд России.

К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. В 1906 г. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.

В 1917 г. были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.

Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников