Воспитательная функция истории заключается в. Страницы истории. Познавательная и социальная функции

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса людей к своей истории. Третья функция - мировоззренческая.. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.

Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

История – это не просто сумма знаний о прошлом и новых ретрансляций этой информации. Навыки исторического мышления и анализа позволяют яснее видеть истоки и своеобразие мировых процессов, общественных явлений, помогают прогнозировать варианты развития общества, событий и процессов. Исторические знания и исторический стиль мышления формируют гуманитарную культуру и гражданский облик гражданина страны.

2. Источники по изучению Отечественной истории.

История как наука черпает свой материал из источников.

1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы. (Орудия труда, оружие,украшения, предметы быта)

2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные архивы (однако и здесь вещественные находки сохраняют существенное вспомогательное значение). Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:

а) законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных объединений и подготовительные материалы к ним. Последние ценны тем, что отражают борьбу мнений и партий вокруг законопроекта, а через их посредство – интересы и позиции различных социальных групп;

б) служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику. Если в официальных выступлениях они, как правило, облагораживаются и маскируются радением о «благе народа» и иными высокими помыслами, то в доверительной переписке наружу выступают чаще истинные, куда более прозаические мотивы;

в) различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т. д. В своей совокупности они дают общую статистическую картину состояния экономики, ее отраслей, регионов, народного образования, вооруженных сил и

т. д., короче – любой сферы деятельности, и позволяют проследить динамику и направления ее развития;

г) дневники и мемуары. Это сугубо личный и поэтому субъективный источник (тем более, что пишут их чаще всего заинтересованные лица), зато в нем концентрируются, как правило, наиболее важные события;

д) периодическая печать. С точки зрения достоверности, это – самый ненадежный источник, зато он ярко отражает борьбу мнений и партий, ведь большинство газет служат рупорами тех сил, чей социальный заказ они выполняют;

е) старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас с тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

3. Этнографические – сведения, которые сохранидись до настоящего времени: быт, нравы и обычаи

4.Лингвистические - сведения о происхождении названия природных и географических объектов)

5. Фольклорные – памятники устного народного творчества

6.Компьютерно-цифровые – кино-фото документы, аудио документы.

История – (от греческого historia– повествование, исследование, рассказ о прошлом); с одной стороны - ϶ᴛᴏ процесс развития природы и общества, с другой - ϶ᴛᴏ комплекс наук, изучающих развитие человеческого общества в его становлении, развитии, конкретные события и явления в их взаимной связи.

История - ϶ᴛᴏ наука о прошлом человеческого общества и о его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

История подразделяется по широте объекта изучения на всœеобщую историю, историю континœентов (к примеру, история Азии и Африки), историю отдельных стран и народов или групп народов (к примеру, история славянских народов, история России).

Выявление закономерностей исторического развития связано с познавательной функцией исторического знания.

Способ идентификации и ориентации общества, личности - ϶ᴛᴏ функция социальной памяти

Функция исторической науки, позволяющая выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта͵ - практически-рекомендательной

Формирование нравственных, гражданских ценностей и качеств соответствует воспитательной функции исторического знания

познавательная или интеллектуально-развивающая, мировоззренческая

прогностическая

социальной памяти

воспитательная

Мировоззренческая функция

Познавательная или интеллектуально-развивающая функция состоит в изучении исторического пути стран, народов, в выявлении закономерностей исторического развития и в объективном, с позиции историзма, отражении всœех явлений и процессов, составляющих историю человечества. По отношению к курсу отечественной истории она заключается в исследовании различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всœемирной истории.

Сущность практически-политической (рекомендательной) функции в том, что история как наука, выявляя на основе осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует научный взгляд на мир, общество, законы его развития. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - ϶ᴛᴏ исторические факты. Чтобы выводы из истории стали научными, крайне важно изучать всœе факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История благодаря функциям социальной памяти и прогностической помогает предвидеть будущее и является способом идентификации и ориентации как общества в целом, так и отдельной личности.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме: «История – наставница жизни». Знание истории своего народа и всœемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.

2. Методы изучения истории

Метод - ϶ᴛᴏ научно обоснованное познавательное средство.

(способ исследования) показывает, как происходит познание, это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи. В случае если научная теория как форма знания отражает объект, то метод как средство познавательной деятельности направлен на познание объекта.

Метод включает в себя подход и принцип.

Подход определяет основной путь решения поставленной исследовательской задачи. Он раскрывает стратегию этого решения. В науке давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статический, описательный и количественный, генетический, типологический. Недавно введены сравнительный, системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный и другие подходы.

Конкретное содержание метода выражают принципы

Принцип материализма предполагает рассмотрение общества как совокупности реальных, материальных объектов и его первичности перед осознанием происходившего.

Принцип историзма требует изучения всœех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем стало. Он требует выявления всœех причинно-следственных связей.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схемы. Он предполагает рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон, а исторического процесса в целом – в совокупности всœех фактов и явлений.

Принцип социального подхода , еще его называют партийным или классовым или стратификационным, предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населœения, различных форм их проявления в обществе. Он обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.


  • - Функции истории

    Историография истории Методология истории Методы изучения истории Функции истории Лекция 1. История как наука Перестройка. Распад СССР (1985 - 1991) 5. Становление новой российской государственности (1992 – 2008) История всегда вызывала... [читать подробенее]


  • - Вопрос№1 Предмет, методы, функции истории как науки. Вспомогательные исторические дисциплины.

    История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания... [читать подробенее]


  • - Функции Истории.

    Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Вторая... [читать подробенее]


  • - Предмет и функции истории экономики

    Лекция 3. Экономика стран Древнего Востока 1. Историко-культурная общность «Древний Восток»………………………………….15 2. Особенности экономического развития Древнего Востока…………………………..16 3. Месопотамия и Египет: сельское хозяйство, ремесло, торговля 3.1. Сельское... [читать подробенее]

    Основные категории и понятия истории педагогики. Источники изучения истории педагогики. Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса. Цель, задачи истории педагогики.... [читать подробенее]


  • - Связь истории экономики с другими экономическими дисциплинами и всеобщей историей. Функции истории экономики. Методы исследования.

    Система экономических наук и место в ней истории экономики. По курсу «История экономики» Тема 1. Методологические основы курса «История экономики»Предмет истории экономики. Значение изучения истории хозяйственных механизмов стран в разные периоды их развития,... [читать подробенее]


  • - Методы исследования и функции истории экономики

    Методологической основой познания истории экономики выступает диалектико-материалистический метод, рассматривающий общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями. К субъективным факторам...

  • Предмет истории как науки. Функции истории. Подходы к изучению истории.

    История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время слово «история» имеет два значения:1) рассказ о прошлом; 2)название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

    История, как предмет науки рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники, исследуют все факты без исключения.

    Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой - осмысление всех фактов с целью выявления причин, закономерностей развития общества. Так, например, в разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.) «История государства Российского», - необходимость для России мудрого самодержавия. Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1870 гг.) («История России с древнейших времен») видел ход истории в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, как считал историк, объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.), характерных для каждого периода. Близко к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1850-1933 гг.). Его «Лекции по русской истории», как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского неоднократно переиздавались.

    История выполняет несколько социально значимых функций. 1). Познавательная (когнитивная) функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. Она способствует пониманию и объяснению исторических процессов и явлений. Познавательная функция является интеллектуально развивающей, так как она состоит в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2). Практически-политическая функция. Сущность её состоит в том, что история как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Практически-политическая функция подразумевает использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в настоящем и будущем. 3). Мировоззренческая функция. История создаёт документально точное повествование о выдающихся событиях прошлого, тем самым формируя общественное мировоззрение. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития, может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. История, как наука, реализуя мировоззренческую функцию, создаёт фундамент, на котором основывается получение объективной информации о прошлом. Чтобы выводы истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их целостности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. 4). Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданское качество - патриотизм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом.

    В настоящее время существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный.

    Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предметы труда, средства труда и человека. Следовательно, производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно сменяют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяют следующие стадии развития общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо. Недостаточное внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что абсолютизируется переход от одной формации к другой через революцию (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).



    Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. Первоначально слово «цивилизация» использовалось, имея три распространённых значения. Первое - синоним культуры, второе - ступень общественного развития, следующая за варварством, третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. Существует более ста определений термина «цивилизация». Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание цивилизации, как целостной общественной системы, все составные части которой тесно взаимосвязаны и несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации имеет самостоятельный внутренний механизм функционирования. Слабой стороной цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

    Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода: 1). Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э.). 2) .Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения ХVI в.). 3). Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание Первой мировой войны). 4). Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

    Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: 1. Палеография исследует рукописные памятники и старинное письмо; 2. Нумизматика занимается изучением монет, медалей, орденов, денежных систем; 3. Сфрагистика изучает печати; 4. Топонимика занимается происхождением географических названий; 5. Краеведение изучает историю местности, региона, края; 6. Генеалогия исследует происхождение городов и фамилий; 7. Геральдика изучает гербы стран, городов, отдельных людей; 8. Эпиграфия исследует надписи на камне, глине, металле; 9. Источниковедение занимается изучением исторических источников; 10. Историография основным кругом своих вопросов считает описание и анализ взглядов, идей и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки; и др.

    Литература

    1. Кириллов, В.В. История России / В.В. Кириллов. - М: Юрайт-Издат, 2005. - С. 9-15.

    2. Орлов, А.С., Георгиев Н.Г., Сивохина Т.А. История России / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М: ТК Велби, 2003. С. 5.

    3. Поляк, Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. - М: Культура и спорт, ЮНИТИ,2000. С. 4-5.

    В статье рассматриваются основные аспекты воспитательной функции истории. Авторы доказывают тезис о всеобъемлющем значении истории, универсальности исторического знания. Особое внимание уделено одной из важнейших задач истории

    История учит даже тех, кто у нее не учится.

    В различные времена история использовалась людьми поразному, но одно было общим из века в век: история выступала и выступает базисом нравственности и воспитания, закладывает черты характера, мотивирует, формирует личность.

    По нашему мнению, важно опираться на справедливое мнение В.И. Вернадского: «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?» Поэтому прежде всего нужно начать с самих себя, изучать и осмысливать, воспитывать себя с помощью ее уроков и лишь потом требовать их усвоения от детей. Если говорить о древности, то она мифологизировалась, передавалась в форме преданий для наставления и воспитания молодого поколения.

    В Средние века история приобретает религиозный образ. Новое время на примере истории стремилось доказать, что перешло в качественно новый этап исторического развития. В новейшее время разные страны использовали для становления и укрепления создаваемых ими политических режимов (большевистская Россия, нацистская Германия, фашистская Италия и т.д.). Сегодня же в рамках всеобщей гуманизации и демократизации, а также опираясь на критику советского периода в истории России, развернувшуюся в постсоветской историографии, российское правительство проводит курс на деидеологизацию образования, история остается одним из важнейших структурных элементов формирования нравственности.

    История заполняет то пространство, которое в настоящий момент покинула идеология . Идеология дает направление в жизни, то есть помимо своих прочих, зачастую критикуемых функций, выполняет также и воспитательную. Практика последних десятилетий свидетельствует о том, что полный отказ от предполагает исключение из образовательного процесса воспитательной функции, повлекшее за собой много негативных последствий.

    Это приводит в замешательство несозревшие умы молодых людей, которые, не имея еще никаких жизненных установок, не знают, что взять в жизни за ориентир, на что опереться. У них забрали почву из-под ног, они плывут по течению, которое размыло само понятие нравственности. Современный глобальный мир доказывает необходимость возвращения к подобным формулам, которые аккумулировали бы весь противоречивый исторический опыт России. В данном отношении М. Мамардашвили высказал важную мысль: «Молодые люди, которые жили не эту жизнь и не так… в историческом смысле лишние.

    Поэтому А.С. Пушкин чуть ли не собственноручно, единолично хотел создать в России, пытаясь на деле доказать свою антитезу некоторым мыслям П.А. Чаадаева. Например, утвердить традицию семьи как частного случая дома, стен обжитой культуры, «малой родины». Как автономного и неприкосновенного исторического уклада, в который никто не может вмешиваться, ни царь, ни церковь, ни народ…» . Вместе с тем возвращение к полной идеологизации общества вряд ли возможно, поскольку приводит к догматизму. В такой ситуации само понятие нравственности отходит на задний план, приводя, по сути, к синонимизации понятия мораль и нравственность. В таком обществе мораль как продукт доминирует над нравственностью, а история становится служанкой политики и власти.

    Нравственность не исчезает, но вынуждена подчиняться нормам морали. Именно универсальность исторического знания делает его мощным оружием в руках власти, и именно универсальность может послужить инструментом для воспитания любой личности. История всеобъемлюща; используя это свойство, она в состоянии удовлетворить любого, познающего ее, независимо от национальных, религиозных, гендерных или других отличий. Каждый человек, прикоснувшийся к историческому прошлому, может найти те примеры, которые будут соответствовать его нравственному развитию. Однако для этого на первоначальном этапе необходимо заложить базовые основы нравственности.

    Многие даже не догадываются, как часто им приходится обращаться к истории если не на научном, то на бытовом уровне. Существует два уровня исторического знания - макро и микро, однако при более подробном делении можно выделить международный, национальный, региональный, родовой уровни (здесь мы остановимся на упрощенной классификации). Макроуровень включает в себя международный (история всего мира в целом), национальный (история конкретной страны), региональный (история одного субъекта конкретно взятой страны) компоненты и представляет собой наиболее научно обоснованный слой исторического знания.

    Микроуровень - это история одного рода, которая является начальной ступенькой в формировании нравственности, так как история семьи рождает наиболее значимых и уважаемых авторитетов для каждого из ее членов. Это то, чем люди гордятся, что они предпочитают сохранять, даже если вырывают из нее запятнанные страницы. В формировании каждой личности эта история имеет первостепенное значение. По мнению В. Семенкова, для процесса воспитания важно учитывать важный тезис: «Парадигма современности, в свою очередь, формирует дискурс. В рамках такой парадигмы мы дистанцируемся от общности переживания, так как в приватной сфере мы не должны быть носителями убеждений, но мы должны быть в согласии с самим собой, адекватны окружающему миру» .

    Кроме того, аксиологические проблемы современной системы образования детерминированы тем фактом, что пропагандистская кампания под лозунгом «за правду истории» породила новую мифологию, направленную на духовно-ценностную ориентацию, дезориентацию общественного сознания. Дальнейшее развитие дает макроуровень, чаще всего история своей Родины, так как это то, что человек прежде всего уважает и любит.

    Более того, она формирует национальную память: молодежь, сама не видевшая войны, однако представляющая страну, на долю которой пришлось большое количество войн, будет бояться военных конфликтов намного больше того народа, который в своей истории их не встречал. История родной страны заставляет человека чувствовать себя частью целого, связанного одним прошлым, а значит, и будущим. Светлые страницы истории учат любить свою страну, а темные - не совершать прежних ошибок.

    Даже тот, кто заявляет, что не интересуется историей, всегда хочет испытывать гордость за свою страну, так как при этом он гордится и самим собой. Таким образом, через собственное эго он все равно касается истории. Вместе с тем важно помнить слова Т. Рузвельта: «Дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих», т.е. изучать мировую и выносить из нее уроки. Более того, важно не только выносить уроки из дифференцированной истории, но и из интегрированной.

    Таким образом, необходимо, чтобы человек чувствовал себя причастным не только к конкретной нации, но и ко всему мировому сообществу; для того чтобы учиться у истории, нужно чувствовать себя частью ее целостности, а не только одного конкретного раздела. Возвращаясь к вопросу об универсальности истории, необходимо отметить, что всегда можно найти свое зеркальное отражение в прошлом, однако нужно помнить, что «история учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее» . Каждая жизнь и судьба неповторимы, поэтому воспитание нравственной личности должно проходить через уникальность бытия. Невозможно полностью скопировать чью-либо жизнь, поэтому, проводя ассоциации между собой и историческими персоналиями, необходимо подходить к этому взвешенно.

    На наш взгляд, история - это один из тех предметов, которые должны изучаться с предупреждением: «Не пытайтесь повторить!». Действительно, не получится. И прежде всего потому, что каждая судьба складывается так или иначе в зависимости от времени, в котором живет человек, потому что не только характер, амбиции и способности оказывают влияние на его жизнь, но и эпоха. Анализируя воспитательную функцию истории, многие историки и философы совершают распространенную ошибку: они судят людей по законам своего времени. Такие исследования заведомо ложны, ведь нам не придет в голову говорить, например, о парижской моднице XVIII в., что она одета безвкусно. По этой же причине мы не имеем права говорить о чрезмерной жестокости войн XVI в. или о династическом братоубийстве как об аморальных явлениях, так как для тех времен это было нормой, являющейся инструментом для достижения определенных целей.

    Однако, перенося подобные стандарты на современность, мы, безусловно, должны подчеркивать, что в нынешнее время эти качества или приемы не должны находить себе места. Используя предыдущий пример, важно подчеркнуть: можно долго восхищаться нарядами Елизаветы Петровны, но современная девушка вряд ли рискнет надеть подобное. Только учитывая тот факт, что у каждого времени свои герои, мы можем экстраполировать на себя. Кроме того, необходимо помнить о необратимости исторического процесса. Каждая жизнь, несмотря на ее уникальность и неповторимость, конечна. История это объективно доказывает.

    Усвоив этот, один из важнейших уроков истории, намного серьезнее относишься к остальным. Таким образом, жизнь должна восприниматься не как черновик, в котором можно исправить многое, поскольку ее нельзя начать с нового листа, а можно только продолжить. Необратимость исторического процесса учит более взвешенному отношению ко всем своим шагам в жизни. Итак, воспитание нравственности с помощью истории имеет ряд особенностей:

    Воспитание должно проводиться через призму уникальности и неповторимости жизни;

    Не нужно и нельзя копировать; ей нет смысла подражать, но у нее можно учиться;

    История выставляет на передовую позицию нравственность, но в силу универсальности исторического знания она может быть сформирована по-разному. Из данного тезиса следует востребованность идеологических установок, которые могут выступать в качестве моральных ориентиров для формирования нравственности; . история должна задавать аксиологическую направленность личности;

    История призвана формировать патриотизм так же, как семейная история создает гордость за свой род. История должна возродить отношение к себе как к учительнице жизни и вызывать интерес у молодого поколения, которое затем передаст его своим детям.

    Ведь главная проблема слабой усвояемости исторических уроков заключается отнюдь не в слабом интересе детей к событиям прошлого, а в недостаточно серьезном отношении к истории у самих родителей. Как отмечает М.П. Яценко, «трансформация исторического прошлого, выступающая как оправдание глобализации, предшествовала фальсификации истории в условиях европоцентризма» . Эта проблема приобретает цикличность, и полностью искоренить ее не удастся, однако уменьшить степень ее остроты вполне реально.

    Таким образом, в современном противоречивом глобализирующемся мире важно выработать новое отношение к воспитанию, которое не должно принимать характер лишь удовлетворения физических потребностей учащегося, но и задавать цель и ориентиры в жизни, а также формировать соответствующие нравственные установки.

    Литература

    1. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания введение. - Томск, 1978.

    2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 185.

    3. Семенков В.Е. Философия как идеология: о возможных модусах идеологической проекции философского знания // Credonew. - 2006. - № 3 (47). - С. 56.

    4. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. - М., 1968. - С. 265-266.

    5. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 110: научный журнал. - 2009. - С. 102.

    А.А. Евстратчик, М.П. Яценко

    Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

    Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

    Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

    Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

    В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

    Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

    И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

    Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

    Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).