Мотивация и заинтересованность студента в изучении предмета. Проблема мотивации студентов вуза к обучению. Проявление мотивации у студентов сильных и слабых

Иногда сложно приступить к делу, когда вам предстоит выполнить тонны домашней работы. Если разделить задания на небольшие, выполнимые цели, то справиться с работой будет значительно проще. Также важно настроиться и составить план действий. Забудьте про нелюбимый распорядок и начните мыслить творчески. Выберите оптимальный образ действий и приступайте к работе. Так, начинать лучше заблаговременно, чтобы не пытаться все успеть в последнюю минуту, но не нужно слишком ругать себя за промедление.

Шаги

Возьмите на себя ответственность

    Не ругайте себя слишком сильно за привычку откладывать дела. Если вы постоянно медлите или вам трудно начинать работу, то попытки отчитать себя только ухудшат ситуацию. Не пытайтесь обвинять или наказывать себя в качестве мотивации. Подобные поступки лишь утомляют и отвлекают. Будьте великодушны к себе в трудные минуты. Признайте проблему, но помните, что проблемы - это нормально, а вы стремитесь исправиться.

    • Не сравнивайте себя с другими одноклассниками, которые получают хорошие оценки. Каждый из нас учится и работает по-своему, поэтому сосредоточьтесь на своих потребностях и способностях, а также перестаньте думать о чужих успехах.
  1. Отпустите свои переживания и прекратите сопротивляться. Попробуйте метод свободного письма или начните вести дневник, чтобы понять свои переживания из-за учебы или конкретные факторы, которые мешают вам приступить к делу. Выпускайте пар с друзьями и одноклассниками. Выпустите факторы стресса из своей головы и отложите негативные чувства в сторону. Сделайте глубокий вдох и скажите себе - пришло время изменить свой образ мыслей и начать работать.

    • Если хотите выговориться подруге, убедитесь, что она готова слушать, а вы не будете отвлекать ее от учебы.
  2. Расскажите свой план действий близкому человеку. Когда составите план действий, расскажите о нем другу, однокласснику или родственнику. Скажите, что вы хотите кратко проговорить свой план и заранее выявить проблемы или сложности. Попросите человека контролировать вас, временами спрашивать об успехах или проверять, как вы справляетесь с заданиями.

    • Обучение - это очень индивидуальная и уединенная работа, но ответственность перед другими людьми будет мотивировать вас.
    • Договоритесь с одногруппником или соседом по комнате следить за успехами друг друга.
    • Скажите подруге, что вы сможете встретиться, если успеете закончить уроки до определенного времени. Вряд ли вы захотите расстроить подругу и пропустить встречу, поэтому используйте это желание встретиться в качестве мотивации учиться.
  3. Работайте в учебной группе или с репетитором, чтобы иметь обязательства перед людьми. Если работа в группе не мешает вам учиться, то работайте с другом или найдите учебную группу. Важно обсудить предпочтительный стиль обучения и другие аспекты до начала работы, чтобы проверить вашу совместимость. Поставьте ряд совместных целей и определите, как и когда они должны быть достигнуты. Если работа в группе не для вас, то найдите репетитора, с которым можно выполнять домашние задания. Договаривайтесь о занятиях наперед и рассматривайте подобные встречи как сроки выполнения задач.

    Выберите подходящий режим работы

    1. Оцените, какие рабочие привычки чаще позволяют вам достичь успеха. Подумайте, какие именно окружающие условия и навыки позволяют вам успешно запоминать материал и получать хорошие оценки на экзаменах. Вам комфортно работать в тишине и одиночестве или в общественном месте вроде библиотеки или кафе? Оцените, как вам проще запоминать факты: когда вы просматриваете собственные конспекты лекций или же работаете с учебником и анализируете старые контрольные работы? Определите такое сочетание факторов, которое позволит вам максимально позитивно, продуктивно и сосредоточенно работать, чтобы в будущем всегда учиться в подобных условиях.

      • Вспомните свои прошлые попытки учиться, которые принесли хорошие и плохие результаты. Так вам будет проще понять, какие факторы помогают вам или мешают успешно работать.
      • Создайте свою индивидуальную систему, чтобы учеба приносила меньше стресса.
    2. Сосредоточьтесь на долгосрочных целях и пользе обучения. Ежедневная учеба изнуряет, но не нужно зацикливаться на отрицательных аспектах. Настройтесь на позитив - представляйте себе пользу, которую принесет усердный труд. Мысленно представляйте, как вы получаете отличную оценку за контрольную работу, похвалу учителя или гордитесь своим табелем за год. Позвольте этим приятным чувствам наполнить вас изнутри, чтобы изменить свой взгляд на учебу.

      Разделяйте работу на меньшие цели и задачи. Ставьте конкретные цели для каждого занятия по предмету. Разделяйте масштабные цели на меньшие, выполнимые задачи. Определяйте конкретные и достижимые цели, которые можно выполнять по очереди. Таким образом вы будете двигаться вперед, а успешное выполнение каждой цели позволит испытывать чувство удовлетворения в конце каждого занятия.

      • Большой объем работ и бесконечных заданий обескураживает. Вместо мыслей: «Сколько нужно времени, чтобы со всем справиться?» - спросите себя: «Сколько я успею сделать за два часа?»
      • Вместо попытки прочитать всю книгу за один подход задайтесь целью прочитать одну главу или 50 страниц за один раз.
      • При подготовке к контрольной работе сегодня рассмотрите свои конспекты и записи за первую неделю учебы, а завтра сосредоточьтесь на материалах второй недели.
    3. Расположите задачи в порядке от простых к сложным или от меньших к большим. В зависимости от нежелания работать или сложности предметов можно выбрать такой порядок выполнения, при котором снизится уровень стресса и возникнет желание приступить к делу. Попробуйте выполнять задания от самого маленького к самому масштабному, от самого простого к самому сложному или наоборот, чтобы ваши задачи постепенно упрощались. Также можно выполнять задания согласно учебному расписанию.

      • Выбранная логичная система позволит не тратить силы на принятие решений и вам будет проще переключаться между заданиями.
    4. Определяйте крайний срок или окно в расписании для каждого задания. Разделите все задачи на выполнимые цели и попытайтесь интегрировать в свое расписание. Если вам комфортно работать в жестких условиях, то определите время начала и завершения работы над каждым заданием. Для гибкости можно определить крайний срок выполнения каждой задачи и выбирать по масштабности или уровню сложности. В любом случае каждый день планируйте время для занятий.

    Настройтесь и подготовьте рабочее место

      Прогуляйтесь или подвигайтесь, чтобы настроиться на позитивный лад. Избавьтесь от плохого настроения с помощью кратковременной физической активности. Прогуляйтесь по улице 10 минут, чтобы подышать свежим воздухом. Приседайте или танцуйте под любимую песню в спальне.

      Освежитесь и переоденьтесь в удобные вещи. Если вы ощущаете вялость и отсутствие желания учиться, примите холодный душ или умойтесь. Выберите одежду из мягкой ткани, которая приятна к коже. Колючие бирки или тугая резинка на поясе будут отвлекать вас от работы. Одежда должна быть комфортной и вашего размера. Учитывайте температуру в помещении и при необходимости держите под рукой теплые вещи. Если у вас длинные волосы, соберите их в хвост на затылке для хорошего обзора.

      • Вещи не должны ощущаться как пижама, иначе вы начнете засыпать за работой.
    1. Приведите в порядок рабочее место и разложите учебные материалы. Ваш стол в спальне или столик в кафе нужно привести в порядок и убрать лишнее. При необходимости отложите вещи в сторону, чтобы разобраться с ними позже. На свободном столе разложите учебники, конспекты, тетради, ручки, маркеры, бумагу для заметок и другие необходимые материалы.

      • При выборе рабочего места старайтесь избавиться от любых отвлекающих факторов. Садитесь спиной к холодильнику или окну, если они мешают вам сосредоточиться. Работайте за разными столами с подругой, если вы отвлекаете друг друга.
      • Рабочее место должно быть приятным и комфортным, чтобы вы хотели проводить здесь время. Украсьте стены фотографиями, поставьте рядом комнатное растение и возьмите удобное кресло.
    2. Включите компьютер и закройте все ненужные вкладки перед началом работы. При работе на ПК закройте окна или вкладки, которые не относятся к учебе. Подготовьте необходимые документы в формате PDF. Если у вас ноутбук, работайте возле розетки, чтобы аккумулятор не разрядился и не отвлекал вас от учебы.

      Выключите или переведите телефон в беззвучный режим. Во время учебы не нужно отвлекаться на групповые чаты с друзьями или отвечать на звонки родственников. При необходимости следует заранее предупредить всех, что вы собираетесь учиться и будете недоступны. Переведите свой телефон в режим «Не беспокоить» или выключите.

      • Уберите телефон в ящик, чтобы периодически не поглядывать на экран.
    3. Пейте воду и не забывайте подкрепиться. Пейте много воды и возьмите с собой бутылку с водой, чтобы не испытывать жажду. Поставьте рядом с собой блюдо с арахисом, злаковыми батончиками или свежими фруктами, чтобы всегда была возможность успокоить урчащий желудок и пополнить запас сил.

      • Старайтесь не заниматься сразу после плотного обеда, иначе можно расслабиться и заснуть.
      • Не откладывайте ужин в качестве награды, иначе пустой желудок будет отвлекать от работы. Под рукой должны быть полезные закуски, чтобы вы могли перекусить.
      • Не используйте вредную пищу, блюда быстрого приготовления и кондитерские изделия. Такие продукты кратковременно заряжают энергией, которая быстро сходит на нет.
    4. Слушайте приятную музыку. Выбирайте композиции без слов или хорошо знакомые вам песни, чтобы не отвлекаться. Поставьте альбом на повтор или выберите большой список песен, чтобы не тратить время на подбор композиций.

    Приступайте к делу

      Заставьте себя приступить к делу на несколько минут, чтобы унять тревогу. Если вас пугает объем предстоящей работы, то напомните себе: нужно лишь начать и дальше будет проще. Для начала выберите самую простую и незначительную задачу. Например, просмотрите список новых слов в течение пяти минут или испробуйте метод «помидора». Устанавливайте таймер на 25 минут для каждой задачи. Время пройдет быстро, а вы ощутите удовлетворение от выполненной работы.

      • Через пять минут нервные центры мозга, которые бьют тревогу при нежелании начинать работу, придут в состояние покоя.
      • В методе «помидора» каждый промежуток времени продолжительностью 25 минут называется помидором, а между помидорами можно установить таймер еще на пять минут для отдыха.
      • Если 25 минут не хватит, то продолжайте работать после звукового сигнала, ведь ваша цель уже достигнута - вы начали работать.
    1. Создайте персонализированное учебное пособие по каждому предмету. Это полезно в том случае, если учитель не предоставил вам учебное пособие или текущее пособие не подходит под ваш стиль обучения. Создайте такое пособие, которое соответствует вашим потребностям. Используйте обучающие карточки, списки всех необходимых тем или перечни вопросов, которые могут встретиться на экзамене. Работайте с учебником, чтобы составить вопросы для повторения или переформулируйте название каждого параграфа в вопрос.

    2. Используйте мнемонические приемы для запоминания фактов. Мнемонические приемы - это простые словесные подсказки, которые помогают запоминать информацию. Помимо прочего, можно создавать акронимы, чтобы запоминать списки слов или идей, сочинять песенки и стихотворения, чтобы запоминать важные имена и даты из истории или сюжет романа для урока литературы. Идеи для мнемонических приемов можно находить в интернете или придумывать самостоятельно.

      • Например, запомнить цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) можно по первым буквам фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
      • Используйте шуточные рифмы вроде: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам, а медиана - это обезьяна, которая лазает по сторонам и делит их напополам», чтобы запомнить геометрические определения.
      • Еда - это хорошая награда, но старайтесь не лакомиться большим количеством продуктов с высоким содержанием сахара в самом начале занятия, иначе может резко понизиться уровень сахара в крови. Сладостями лучше подкрепиться в самом конце занятия.
      • Если наградой служит короткий перерыв, то помните, что вам нужно будет продолжить работу. Ограничьте перерыв во времени и не поддавайтесь мыслям вроде: «Еще пару минут, и все».
    • Если вам нужна помощь, то не бойтесь обратиться к учителю или преподавателю! Посещайте факультативные занятия или спросите после урока, когда можно подойти с вопросом. Также не забывайте задавать вопросы на занятиях, чтобы показать свое желание и мотивацию учиться.
    • Здоровый ночной сон позволяет лучше запоминать информацию во время занятий. Старайтесь спать хотя бы 8 часов каждую ночь.
    • Стремитесь делать грамотные записи во время занятий и использовать одну тетрадь для одного предмета. Конспект будет полезен при выполнении домашних заданий и при подготовке к экзаменам.

Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? расскажет, как мотивировать себя к учёбе.

У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Если тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Преподаватель даёт контрольную работу, мотивируя учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации . Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил преподаватель. Т ебе нравится этот предмет , и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации :

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?


Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер был в клубе». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя ?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. и фокусироваться на актуальных задачах.


Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание . Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, например, являются мысли, . «Я боюсь, что я никуда не поступлю». «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию. Если у тебя есть страх не поступить в вуз, лучше создай .


Последний кусочек в мотивационной мозаике — . Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

    Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл. И да, не лениться, работать на аттестат.

    Записаться на по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.

    Во время подготовки к ЦТ изучить , чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.

    Лазарева О.П.

    ORCID: 0000-0001-7242-8397, Доцент, Кандидат социологических наук, Тюменский государственный университет

    ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ

    Аннотация

    Целью данной статьи является изучение проблемы мотивации студентов к обучению в вузе. От истории исследования мотивации автор переходит к проблеме низкого качества образования в результате заниженной мотивации студентов к обучению и предлагает разные направления работы в вузе, повышающие мотивацию студентов. Работа со студентами, по мнению автора, создает атмосферу сотрудничества, повышает эмоциональную удовлетворенность пребыванием в стенах вуза и веру в свои силы, что приводит к успешному выполнению работы и, в конечном итоге, повышает мотивацию.

    Ключевые слова : мотивация, обучение в вузе, профессиональная деятельность.

    Lazareva O.P.

    ORCID: 0000-0001-7242-8397, Associate professor, PhD in Sociology, Tyumen State University

    PROBLEM OF MOTIVATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS TO STUDY

    Abstract

    The purpose of the article is to analyze the problem of students’ motivation to study in higher educational institutions. From the history of motivation research the author turns to the problem of low quality of education as a result of low motivation and suggests different directions of work at university that increase the motivation to study. The author suggests that the work with students creates the atmosphere of cooperation, increases their satisfaction of being a student and their self-confidence. All these lead to successful work and increases motivation.

    Keywords: motivation, study at higher educational institution, professional activity.

    Языковая подготовка будущих специалистов максимально востребована в настоящее время. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для этого, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно-методического характера, реализуемых в учебных программах. Одной из насущных задач преподавателей иностранных языков является формирование интереса к изучению иностранных языков; эта задача рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития студента.

    Учебная деятельность студентов неязыковых вузов должна быть организована так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию к изучению иностранных языков, которая, по определению А.Н. Леонтьева является «мотором деятельности». Но, в отличие от целей, которые ставит перед собой человек, мотивы и мотивация им не осознаются: «когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают» . Студенты, заинтересованные в использовании языка для общения, для чтения оригинальной литературы, для продвижения по службе, в общем, стремящиеся к осуществлению каких-либо целей в будущей профессиональной деятельности, порой неосознанно начинают интересоваться изучением иностранных языков, достигая хороших успехов.

    Мотивация рассматривается с различных точек зрения, поэтому данное понятие объясняется по-разному. Так, согласно Х. Хекхаузену, «мотивация не является единым процессом, равномерно от начала до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» .

    Попытки объяснить действия человека предпринимаются с давних пор. Мотивацией, которая вбирает в себя активизацию, управление и реализацию целенаправленного поведения, объясняют не только поведение и обучение человека, но также такие процессы, как восприятие, представление и мышление.

    Проблема мотивации имеет более чем столетнюю историю. Данной теме посвящены труды таких за ученых, как Пфендер («Мотив и мотивация», 1911), Янг («Мотивация и поведение», 1936) и др. Существует несколько подходов к проблематике. Рассмотрим вкратце каждый из них.

    Так, первый подход основан на теории инстинкта. Родоначальником этого направления считается Мак-Дауголл, его последователи – Лоренц и Тимберген. Согласно данной теории человеческое поведение основывается на инстинктах и побуждениях. Здесь выделяются следующие аспекты: познавательный (получаемая информация перерабатывается человеком), эмоциональный (после переработки информации человек эмоционально возбуждается) и двигательный аспект (готовность человека к моторным действиям).

    Второе направление изучения мотивации основано на теоретико-личностном подходе. Здесь прослеживается линия психологии личности (мотивация является ключом к описанию и пониманию личности и индивидуальных отличий), или линия психологии мотивации (мотивация – это процесс, который объясняет актуальное поведение). Родоначальниками данного направления по праву считаются Вундт, Ах, Дарвин, Фрейд, которые доказывали, что способность человека делать выводы из приобретенного опыта позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и тем самым сохранять свой вид.

    Третье направление связано с интересом к изменению ассоциаций между стимулом и реакцией, т.е. основано на теоретико-ассоциативном подходе. Здесь следует выделить таких ученых, как Джеймс, Торндайк, Павлов, которые считали, что человеческое сознание является результатом развития нервной системы. Согласно данной теории, основную роль в человеческом поведении играют ситуационные факторы, управление человеком внешними и внутренними раздражителями, например, влечением.

    Сегодня мотивация исследована не полностью, нет единых методов и теорий ее изучения, ученые не пришли к окончательному решению всех вопросов, связанных с данной проблемой. Поэтому тема, затронутая в статье, является актуальной, особенно для образовательной сферы.

    «Высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют законодательное право получить образование, в том числе и высшее» . Но, к сожалению, на сегодняшний день низкое качество образования считается одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Причин этому множество, но наиболее существенными причинами низкого уровня образования считаются такие, как оказание вузами платных услуг, что приводит к тому, что в вузы приходят так называемые необучаемые студенты, под которых адаптируют все программы и преподаватели вынуждены с ними работать, так они для образовательных учреждений – источник инвестиций. Многие студенты ориентированы на формальные знаки – оценки, а не на содержание образования, для них важно получить хороший диплом, а не те знания, которые необходимы для профессиональной деятельности. Массовый по численности канал, по которому вузы набирают необучаемых студентов – это разные формы заочного, сокращенного, дистанционного и прочего обучения. «Студенты заочной формы обучения составляют значительный по численности контингент, по характеристикам базовой подготовки и мотивированности к учебе проигрывающий студентам – очникам. Данные опросов показывают, что ни престиж вуза, ни качество образования не являются для заочников существенными признаками при выборе вуза» . Некоторые студенты вообще приходят в тот или иной вуз для реализации совершенно других целей, например, студенты, успешные в спорте, музыке, актерстве, принимаются в вузы на целевое обучение. Их задача – не учиться, а показывать хорошие результаты на конкурсах, в соревнованиях, другими словами защищать честь вуза перед другими конкурентами в этой области. Ведь данный показатель в условиях нынешней конкуренции среди вузов очень важен. У таких студентов мотивация к учебе занижена, они знают, что получат хорошие оценки за то, что поют, танцуют и т.п.

    Нельзя не упомянуть того факта, что нынешние студенты относятся к поколению, воспитанному в большей степени телевизором и компьютером, где они находят полную свободу для своих действий, в том числе основанных на асоциальных желаниях. В большей степени это касается компьютера с возможность выхода в интернет для общения в социальных сетях, виртуальных игр и т.д. По утверждению самих обучающихся, они выбирают социальные сети, потому что там они находят свободу, свободу от контроля взрослых, свободу безнаказанно делать то, что категорически запрещено в реальной жизни (например, безнаказанно кого-либо оскорблять, высказывать свое, порой отрицательное мнение …). В социальных сетях дети могут создавать желаемый образ и поддерживать его, проявлять свою индивидуальность, добиваться успеха и завоевывать популярность . У детей, которые проводят большую часть своего времени в интернете, постоянно перегружая свой мозг информацией, «атрофируется мотивация к обучению, им становится неинтересно, они не могут удержать внимание» .

    Многие студенты не хотят учиться в вузе, но их заставляют родители, в результате мы получаем совершенно не замотивированных обучающихся. Многочисленные исследования показывают, что существует связь между желанием ребенка поступать в вуз и социально-демографическими характеристиками его семьи. Чем богаче социальный ресурс семьи (в том числе выше образовательный статус родителей), тем больше вероятность того, что ребенок будет стремиться получать высшее образование .

    Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению очень острая на сегодняшний день, поэтому преподавателям необходимо активизировать свою работу по вовлечению своих подопечных в процесс учебы, по прививанию интереса к получаемой специальности.

    В системе высшего образования можно реализовать два направления деятельности, влияющих на мотивацию: воспитательная и учебная работа. Воспитательная работа в вузе помогает формировать у студентов необходимые моральные ценности. Необходимо проводить воспитательные мероприятия: развлекательные, обучающие, патриотические. Основная задача таких мероприятий – формирование заинтересованности у студентов к изучаемому предмету. Изучаемый предмет (независимо от того английский язык это или экономика) в этом случае становится не просто скучным академическим предметом, но и средством выражения себя в условиях игровой деятельности.

    Учебная деятельность также направлена на повышение мотивации. На учебных занятиях отсутствует развлекательная составляющая, но, не смотря на это, методы обучения разнообразны. Так, повысить мотивацию студентов на занятиях можно такими способами, как: обмен студентами, приглашение зарубежных лекторов, проведение научно-практических, публикации статей в различных изданиях, защита курсовых и дипломных работ на иностранном языке.

    Перечисленные направления работы со студентами помогают создавать атмосферу сотрудничества, веры в свои силы, активизируют общение студентов друг с другом и с преподавателями, что непосредственно ведет к повышению эмоциональной удовлетворенности, к успешному выполнению деятельности, и, в конечном итоге, к повышению мотивации к обучению.

    Литература

    1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123-130
    2. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) //Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86-92
    3. Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью // Социологические исследования. 2014. № 4. С.124-131
    4. Константиновский Д.Л. Опустеют ли аудитории вузов. Попытка опровержения прогнозов// Россия реформирующаяся: Ежегодник-2004/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 50-60
    5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
    6. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Инс-т РАН; Рос. акад. соц. наук, Краснодар. регин. отд-е.- М.-Краснодар: Парабеллум, 2013. 107с.
    7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПБ: Питер; М.: Смысл, 2003.

    References

    1. Gurkina O.A., Mal’ceva D.V. Motivy ispol’zovaniya virtual’nyh social’nyh setej podrostkami // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 5. S. 123-130
    2. Denisova-SHmidt E.V., Leont’eva EH.O. Kategoriya «neobuchaemyh» studentov kak social’nyj fenomen universitetov (na primere dal’nevostochnyh vuzov) //Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 9. S. 86-92
    3. Kolesnikova E.YU., Novikova E.M. Vliyanie sem’i na formirovanie motivacii k polucheniyu vysshego professional’nogo obrazovaniya u uchashchihsya s invalidnost’yu // Sociologicheskie issledovaniya. 2014. № 4. S.124-131
    4. Konstantinovskij D.L. Opusteyut li auditorii vuzov. Popytka oproverzheniya prognozov// Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik-2004/ Otv. red. L.M. Drobizheva. – M.: Institut sociologii RAN, 2004. S. 50-60
    5. Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ // M.: Politizdat, 1975. – 304 s.
    6. Hagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniya glazami uchitelej i prepodavatelej: opyt sociologicheskogo issledovaniya / T.A. Hagurov, A.A. Ostapenko; Ins-t RAN; Ros. akad. soc. nauk, Krasnodar. regin. otd-e.- M.-Krasnodar: Parabellum, 2013. 107s.
    7. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel’nost’. SPB: Piter; M.: Smysl, 2003.

    После прочтения мотивирующих цитат сразу появляется желание учиться и действовать.

    Мотивирующие цитаты от студентов Гарварда

    Ходят легенды, что студенты Гарвардского Университета каждое утро перед учебой перечитывают эти цитаты и заряжаются энергией и мотивацией. Это помогает им в трудные моменты, когда «не получается», «все идет не по плану», «нет больше сил» - такие ситуации знакомы каждому школьнику и студенту. Если вы понимаете, что сейчас настал тот самый момент, читайте цитаты на английском с переводом из этой статьи и мотивируйтесь!

    Небольшой совет от автора: если хочешь улучшить умственные способности, не забывай каждый день тренировать мозг в удобном тренажере 👉🏻 Викиум

    1. If you fall asleep now, you will dream. If you study now, you will live your dream. (Если ты сейчас уснешь, то тебе приснится твоя мечта, но если ты сейчас будешь учиться, то воплотишь свою мечту в жизнь).
    2. The pain of studying is only temporary. But the pain of not knowing – ignorance - is forever. (Боль учения лишь временна. Боль незнания – невежество – вечна).
    3. Studying is not about time. It’s about effort. (Учеба – это не время. Учеба – это усилия).
    4. Life is not all about studying. But if you can’t even conquer this little part of life, then what else can you possibly do? (Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен?)
    5. It’s those who are earlier than the others, those who put in more effort, who can enjoy the feelings of success. (Учись делать все раньше, учись прилагать усилия, учись наслаждаться результатами).
    6. Not everyone can truly succeed in everything. But success only comes with self-management and determination. (Не все могут по-настоящему преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью).
    7. If you don’t walk today, you’ll have to run tomorrow. (Если ты не идешь сегодня, завтра тебе придется бежать).
    8. People who invest in the future are realists. (Люди, которые вкладывают что-то в будущее - реалисты).
    9. The level of education is in direct correlation with your salary. (Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования).
    10. Even now, your enemies are eagerly flipping through books. (Даже сейчас твои соперники листают умные книги).

    Мотивирующие цитаты про учебу от Илона Маска


    Илон Маск является одним из лучших примеров мотивированных
    1. Терпение - это добродетель, и я учусь быть терпеливым. Но это трудные уроки.
    2. Если вы покажете людям правильный путь, то с мотивацией проблем не будет.
    3. Ошибки совершать не страшно. Главное каждый раз ошибаться в чем-то новом.
    4. Количество никогда не компенсирует таланта, а два человека, которые чего-то не знают, ничуть не лучше такого же одного.
    5. Главный игрок в команде необязательно тот, кто забрасывает больше всего мячей, это может быть тот, кто дает пасы.

    Мотивирующие цитаты для учебы и саморазвития

    1. Между успехом и неудачей лежит пропасть, имя которой «у меня нет времени». Франклин Филд
    2. Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Джон Максвелл
    3. Есть только один способ избежать критики – ничего не делать, ничего не говорить и быть никем. Аристотель
    4. Я – не то, что со мной случилось, я – то, чем я решил стать. Карл Густав Юнг
    5. Физические упражнения, если ими заниматься должным образом, помогают человеку стать здоровее, а умственные – богаче. Лень же лишает человека и здоровья, и богатства. Роберт Кийосаки

    Как найти нужную мотивацию для учебы? Для студентов учебная мотивация – очень важный фактор успеха и настоящего, и будущего. В то время как и прокрастинация – враг всех студентов.

    Интересные лайфхаки для мотивации к учебе студенту можно найти на нашем телеграм-канале . Здесь мы расскажем, почему учебная мотивация так важна и что бывает, если ее нет.

    Как повысить мотивацию к учебе

    Мы можем сказать, что верим в себя и во что бы то ни стало добьёмся успеха. И это будет правдой.

    Мотивация ключ к успеху

    Мотивация – это побуждение к действию, психофизический процесс, задающий направленность поведения человека.

    Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Первая нас не очень интересует. А вот поговорить о второй гораздо интереснее.

    Правильная мотивация – твой бро

    Итак, как мотивировать себя учиться?

    1. Нужно любить свое дело. Лучшая мотивация учиться это любовь и интерес к своей специальности. Насилие над собой – неблагодарная вещь, поэтому прислушивайтесь к себе. Если прирожденный художник будет учиться на бухгалтера, постоянно заставляя и «перешагивая через себя», то, возможно, он и станет неплохим специалистом. Но отсутствие мотивации к учебе, желания развития и удовольствия от своего дела человек не получит никакого.
    2. Верить в то, что все получится. Будьте уверены в себе. Как сказал гитарист известной группы Led Zeppelin Джимми Пейдж: « верить в себя совсем не обязательно, главное верить в то, что ты делаешь» .
    3. Не смотреть на других. В первую очередь старайтесь вырасти над самим собой. Постоянное сравнение себя и своих успехов с успехами других людей может породить такие черные чувства, как зависть и злоба. Или вы можете чрезмерно расслабиться и пренебречь делами. Ценная энергия, необходимая для плодотворной работы, улетучится. Как не потерять или даже вернуть мотивацию к учебе? Мы не говорим отказаться от борьбы и соперничества. Просто в первую очередь соревнуйтесь с самим собой. Михаил Барышников был уверен в следующем: « Я не пытаюсь танцевать лучше других. Я лишь пытаюсь танцевать лучше, чем я сам» .
    4. Не бояться трудностей. Вспомните, ради чего вы работаете, и принимайтесь за дело с новыми силами. Например, Мохаммед Али однажды сказал, что ненавидел рутинные и однообразные тренировки каждый день. Но именно осознание того, что без этих тренировок ему не стать чемпионом, и позволило ему не отлынивать, а в последствие «порхать как бабочка и жалить как пчела». Где найти лучшую мотивацию для учебы, как не в самой учебе?
    5. Работать и учиться в спокойной, «здоровой» обстановке. Изолируйте все раздражители: мобильный телефон, телевизор и прочие гаджеты. Если пропала мотивация к учебе, сконцентрируйтесь на конкретной задаче, не отвлекаясь на постороннее, и вы увидите положительный результат уже очень скоро. При правильном настрое дело пойдет на лад гораздо легче и быстрее.
    6. Почаще выходить из зоны комфорта и не бояться неудач. Ведь поражения – это бесценный опыт, который делает вас сильнее. Это, пожалуй, самое важное в том, как повысить мотивацию к учебе.

    Прокрастинация – не твой бро

    Злейший враг и антипод мотивации – прокрастинация.


    Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию дел на потом. В том числе очень важных и срочных дел.

    Приведем еще одну мотивирующую цитату Джорджа Бернарда Шоу.

    Сделай так, чтобы получить то, что ты хочешь, иначе тебе придется любить то, что ты имеешь.

    Напоследок, предлагаем посмотреть искрометное видео на тему « Мотивация» от Джорджа Карлина. Из него вы узнаете, что делать, если нет мотивации к учебе и где ее взять на весь учебный год.

    Дорогие друзья, искренне желаем вам повысить мотивацию к учебе, а также верить в себя! Конечно, постоянный контроль и работа над собой требуют больших усилий. Иногда просто необходимо расслабиться, чтобы не « перегореть» . Если в такой момент вы не успели выполнить учебную работу, вспомните о нас и сервисе студенческой помощи . Zaochnik всегда готов поддержать вас и вашу репутацию в трудную минуту.