Как максимально эффективно учиться в университете, чтобы учеба приносила наибольшую пользу? Если вы оказались не там Что делать если плохо учишься в вузе

«Как ушёл? Почему?!» - эту фразу я слышу каждый раз, когда пытаюсь ответить на вопрос о том, почему я сейчас не в университете. «У тебя, наверное, что-то плохое произошло, из-за чего тебе пришлось уйти, да?» Конечно, ведь просто так никто из университета не уходит, верно? Или нет?

Понимая, что, кроме такой реакции, мой уход больше ничего не вызовет, я стараюсь не отвечать на этот вопрос или уходить от дискуссий, ведь каждый считает своим долгом сказать мне, что я поступил неверно. Со временем я понял, что нет смысла стыдиться своего решения, особенно если я считаю, что поступил на 100% правильно.

Поэтому я хочу рассказать вам, почему университет в его теперешнем состоянии - это не то, что нужно мне, вам и вашим детям.

Мы хотим быть как остальные

Вспомните, что происходит в школах с детьми, которые носят очки или стараются хорошо учиться. В лучшем случае их не примут в компанию «крутых», в худшем - главной целью этой компании станет сделать их жизнь невыносимой. Но, конечно, как там любят говорить? «Они же дети, они не понимают». Ну да, не понимают.

Итак, с самого детства мы хотим быть такими же, как остальные. А что делают «все остальные» после школы? Стараются попасть в университет. Желательно на бюджет. Если это удаётся, цель-максимум выполнена. Если нет, то родителям придётся потратить тысячи долларов на ваше обучение или же выбрать учебное заведение попроще - техникум или модный колледж, который, по сути, является тем же техникумом.

Начинается то время, о котором говорят как о самом лучшем времени в жизни человека, подразумевая под этим, конечно же, не учёбу. А скорее то, что вы будете пить (много), общаться с противоположным полом и иногда ходить на занятия, стараясь высидеть хотя бы половину. Перечитав этот абзац, я понял, что звучит он не так уж плохо.

И большинству этого достаточно. Они забывают о том, сколько времени уходит в пустоту, сколько денег тратится на учёбу, которая не приносит никакой пользы. Я, к примеру, учился не в самом дорогом вузе Украины, и за это время только на учёбу было потрачено 7 000 долларов. Думаю, это самая большая инвестиция моих родителей в меня. Оправдалась ли она? Увы.

Учёба в университете - это не единственный путь

Сколько курсов я мог бы посетить на эти деньги? Курсов настоящих профессионалов, которые посвятили своему делу десятки лет, которые обожают то, что они делают, и готовы делиться полезными знаниями. Сколько книг можно было купить? Буду заканчивать с банальными вопросами, вы и так знаете ответ.

Учёба в университете больше не гарантирует профессионального успеха в будущем.

Одна из причин этого заключается в мотивации. Когда мы делаем то, что нам нравится, мы руководствуемся . То есть нам нравится сам процесс. Деньги, поощрение или похвала отходят на второй план. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее заниматься делом и получать удовольствие не только от вознаграждения, но и от самого процесса.

К сожалению, университет идёт совсем другим путём. Учёба подразумевает скуку, монотонность и отсутствие интереса, и всё это ради эфемерной цифры в бумажном журнале. А если эти эфемерные цифры будут хорошими, то через пять лет вы сможете получить эфемерную красную пластиковую бумажку. Для этого стоит жить.

Это сродни тому, когда долго пьёшь колу и забываешь, что жажду можно утолять водой. Или когда долго ездишь на машине и забываешь, что дойти от работы до кафе можно и пешком. Так же и с университетом.

Мы забываем, что сам процесс обучения, а потом и работы может быть приятен.

У меня есть друг, который тоже ушёл из университета. Четыре года обучения в вузе дали возможность понять, что ему хочется чего-то другого. В его случае это дизайн. Всего полгода интенсивного самообучения, несколько неудачных попыток устроиться на работу, и он всё-таки работает веб-дизайнером. Это ещё не компания его мечты, но однозначно одна из ступеней на дороге к ней. Такой пример очень вдохновляет.

Не означает того, что вы должны закрыться в комнате и не контактировать с другими людьми. Семинары, конференции, люди с похожими интересами - у вас есть огромное количество способов общаться с интересными людьми, а главное - учиться. Когда обучаешься не для награды в будущем, а просто потому что это нравится, сам процесс безумно вставляет.

Я наконец смог сформулировать то, что мне больше всего не нравится в университете:

В учёбе в университете нет страсти.

Более того, если ты приходишь туда со своей страстью, у тебя её наверняка отобьют. Университеты в их текущем состоянии убивают желание учиться. Это касается даже медицины, которую так любят приводить в пример защитники стандартного образования. В моём городе медицинский университет уже давно заслужил репутацию самого взяточнического учебного заведения. Вспомните об этом, когда придёте на приём к молодому специалисту.

Разве не будет более логичным самому выбирать интересные предметы? Но нет, финансисту нужно учить философию, медику - историю экономической мысли, а архитектору - химию. Расширяем кругозор - так это называется? Я не хочу расширять свой кругозор бесполезными знаниями, умноженными на субъективизм преподавателя.

Учась самостоятельно, вы можете сами выбирать свой путь.

Хотите выучить английский язык? Можете составить программу, которая будет включать в себя просмотр фильмов в оригинале с субтитрами, чтение английских книг, изучение новых слов из статей в интернете и использование Duolingo. Это гораздо лучше, чем каждый день сидеть с учебником Голицинского, от которого со временем начинают появляться приступы тошноты.

С появлением таких сервисов, как , становится понятно, что в текущей системе образования нужно что-то менять. Самообразование даёт возможность почувствовать, что ваши знания полезны и пригодятся в реальной жизни. Вы не всегда будете идти вперёд, иногда придётся что-то кардинально менять, но это всё равно в тысячу раз лучше.

Получение университетской корочки - это уже давно не безопасный и далеко не самый интересный жизненный путь. Не пытайтесь быть похожим на других, будьте особенным и забудьте о том, что университет - это единственный путь. Есть и другие.

Прежде, чем пытаться ответить на этот вопрос, стоит определиться с тем, что именно вы хотите получить от учебы в университете, в чем именно должна заключаться "польза": в получении диплома, в приобретении профессиональных знаний, в расширении кругозора, в чем-то еще?

Дело в том, что хороший университет - это не просто место, где профессора передают определенные знания студентам на занятиях; это еще и "интеллектуальная площадка" для поиска истины, споров, общения с умными людьми и т.д.

Предыдущий ответ больше относится к тому, как именно стоит учить те предметы, которые вам преподают. Это, безусловно, важно (хотя и сильно индивидуально: у разных людей могут быть разные подходы к учебе, и важно найти тот подход, который будет работать для вас), но все же я бы не переоценивал значение обычных учебных курсов: всему вас в университете все равно не научат, и гораздо важнее, во-первых, заложить хорошую базу и научиться учиться, а во-вторых, использовать те уникальные возможности, которые университет предлагает в дополнение к стандартным курсам.

Если говорить о первом пункте, т.е. о том, как заложить базу и научиться учиться, я бы рекомендовал уделять наибольшее внимание базовым курсам (которые, казалось бы, зачастую имеют мало отношения к реальной жизни). Профессиональные навыки можно приобрести и потом, и, скорее всего, вам и так придется чему-то учиться самостоятельно (в каждой сфере деятельности нужны свои навыки и знания), а вот без хорошей основы учиться самостоятельно крайне сложно.

Но еще важнее, на мой взгляд, второй пункт: использование возможностей, которые открывает перед вами университет. Чему-то учиться, особенно при наличии головы на плечах и нормальной базы, можно и вне университета: всегда можно почитать учебник, послушать лекции на Курсере и т.п. Но при этом есть вещи, которыми можно заниматься только в университете: посещать конференции, научные семинары, круглые столы и т.п. (на какие-то из этих мероприятий могут приходить и люди, не связанные с университетом, но студенту на них попасть все равно проще).

Исходя из своего опыта, я бы настоятельно рекомендовал обратить большое внимание именно на подобные вещи: далеко не каждому человеку и не каждый день выпадает возможность послушать знаменитого ученого или бывшего министра, пообщаться с известным журналистом или общественным деятелем, и т.д. Несмотря на то, что это все имеет мало отношения к сдаче курсов и получению диплома, именно общение с умными людьми, участие в дискуссиях, расширение кругозора является, на мой взгляд, наибольшей ценностью учебы в университете и может существенно изменить вашу жизнь.

Меня зовут Анастасия, мне 21 год. Я чувствую себя овощем. Школу я закончила в 17 лет.
Учиться мне было легко, т.е. не учиться, а именно получать оценки "за красивые глаза".
Когда я поступила в университет, я просто не смогла учиться. Ребята пришли с багажом
школьных знаний, а я пришла пустая. Я проучилась 2 месяца, потом сбежала из дома, уехав в
другой город к парню, с которым общалась в интернете. Семья - мама, отчим, бабушка,
дедушка еле выжили после удара, который я им нанесла этим поступком. С парнем я тоже
поступила ужасно, ибо просто использовала его. Тогда мне казалось, что он - мой
единственный выход. Были моменты, когда я его любила, ждала, как пес, с работы до ночи, мы
хотели пожениться. Но потом, молитвами матери, видимо, я вернулась домой. С парнем я
рассталась, бросила его. Документы из университета забрала, стала помогать в сестричестве
милосердия. Летом я поступила уже в другой университет на заочное отделение. На первой
сессии я была просто в шоке - мне невероятно понравилось, хорошие одногруппники,
преподавательским составом я вообще восхищаюсь! Но. Учиться я все равно не умела. Сессия
была легкой, все сдала, были только зачеты. Потом устроилась на работу в православный храм
уборщицей. К экзаменам не готовилась, ничего не учила. С тех пор каждая сессия у меня была
с хвостами. Каким-то чудом меня перевели на второй курс. Сейчас у меня куча хвостов за 2-й
курс, на третий не переводят, должны были давно уже отчислить, но держат до последнего. А
я что? Я ничего не учу. Люди, это что-то невероятное!!! Я не знаю, что мне делать. Я
просто не могу себя заставить учиться! Если случается чудо, и я все таки сажусь за
учебники, более полутора часов я не выдерживаю. У меня начинает болеть голова, постоянно
хочется есть и спать. Меня отпустили с работы на сессию на месяц, к занятиям не допустили,
чтобы я сначала хвосты сдала. Вообще-то меня оставили на второй год, но разрешили все таки
сдать хвосты и перевестись на третий курс. Я работаю 2/2 по 12-14 часов в сутки, постоянно
на ногах. Может быть, я просто сильно устала и восприняла психологически сессию, как
долгожданный отпуск? Но не факт. Я в страшном унынии, помогите, умоляю. Что мне делать?
Хотя бы просто помолитесь. Не к кому в реальной жизни обратиться, поэтому посоветуйте вы
мне что-нибудь... Я не могу одна, мне страшно, не знаю, чем все это закончится... При этом
я страшно жалею о том, что учусь на заочном. Мне кажется, что я многое теряю.
Оцените:

Анастасия, возраст: 21 / 29.01.2013

Отклики:

Анастасия, естественно, обучение на заочном отделении сильно отличается от обучения на дневном,
т.к. требует большей самодисциплины и мотивации к получению знаний. Если Вы не чувствуете
склонности к учебе в университете и не можете сами для себя понять, зачем учитесь в высшем
учебном заведении, то и не учитесь. Не всем же получать высшее образование. Главное, быть
порядочным человеком, а уровень образования - это уже вопрос десятый.

Другиня, возраст: без возраста / 31.01.2013

По-моему Вам просто не хватает человека, который бы был для Вас авторитетом и вел за собой, может
быть заставлял делать то что надо. Всем людям нужен пример, желательно живущий в одно время с
нами и под боком. Это могут быть старший брат, друзья, знакомые и другие. Без примеров человек не
может ставить цели и ориентироваться точно, что ему делать. Если Вас что-то не устраивает в Вашей
жизни, то спросите совета у того, кого уважаете, и сделайте так как он скажет, а нюни утрите, они
не идут к вашим красивым глазкам!

Жорже, возраст: 20 / 31.01.2013

Анастасия,

1. Может быть не стоит так убиваться из за университета - я бы Вам порекомендовал пока эту проблему
просто отложить, тем более, что скорее всего как раз проблема может быть совсем не в этом.

2. Подумайте над тем, что Вы хотите в жизни. - для чего Вам высшее образование? ПРОСТО
ПОСТАРАЙТЕСЬ ОСМЫСЛИТЬ СВОИ МОТИВЫ... И не спешите себя здесь ругать и что-то надумывать. Просто
осознайте для начала мотивы, которые Вами руководят, без оценки их, просто сформулируйте. Затем
посоветуйтесь о своих целях и мотивах со знающими, мудрыми и опытными людьми, которым ВЫ можете
доверять. Это может быть родственник или священник или любой другой взрослый человек, но он должен
вызывать доверие у Вас и быть компетентным, иметь жизненный опыт. СФормулируйте их и просто задайте
вопрос: вот хочу примерно то и то, как ВЫ считаете в чем именно мне может помочь высшее образование
и плохо ли, что я не могу учится???
Послушайте просто что он скажет и не спешите с выводами. МОжно посоветоваться и с несколькими
людьми(Если нет близких людей, то ищите хорошего священника (мудрого и доброго).

Возможно это поможет Вам четче расставить мысли в своей голове (мне кажется для Вас это назрело),
что же Вам в данном случае не нравится: то ли Ваши неуспехи в учебе, то ли просто неуважение к
себе, то ли бесцельность жизни, или еще что. Вот здесь со временем Вам нужно определиться.

3. Я бы Вам также порекомендовал задуматься о нравственной стороне Вашей жизни: не знаю конечно
Вашей реальной биографии, но исходя их письма... бросила парня, удар родственникам, в школе оценки
за красивые глаза... Это все мягко говоря нужно менять, а точнее не это, а те черты характера,
которые позволяют Вам так поступать. Если ВЫ ходите в церковь или работаете там, то прислушайтесь к
тому, что говорят священники. Почитайте или посмотрите Осипова А.И., Кураева - мне в свое время
Осипов очень помог. В долгосрочной перспективе нужно воспитывать в себе честность, определенность в
жизни, искренность, доброту, разумность и так далее. Это очень серьезный пункт. Очень.

4. Обратитесь к Богу за помощью искренне и постоянно воспитывайте в себе лучшие свои качества.
Сходите на исповедь, глубже изучите православие. Не на уровне теории, а на уровне практики. Пусть
не все будет по силам сразу, но что-то понемногу вводите в свою жизнь.
Богу важны наши искренние стремления и наше сердце.

5. Я бы также порекомендовал Вам осознать, что важно что-то делать для сейчас, а что-то для потом:
работайте и на решение сиюминутных проблем и для стратегии вашей жизни. Я не психолог, но мне
видится, что Вам СЕЙЧАС нужно просто успокоиться, переосмыслить свои цели, может поставить их уже
немного по взрослому, найти какую то отдушину в виде спорта или фитнеса или другого кружка,
поговорить с разумным человеком. А в перспективе нужно расти как личности. Заниматься своим
физическим и духовным здоровьем постоянно: выстроить хорошие отношения со своими близкими на
сколько это возможно, найти свое место в жизни, ее вкус, найти что то святое в себе, создать семью,
воспитывать в себе качества, которые называются благодетели (доброта, честность..) и так далее.

И последнее: учитесь думать шире и масштабнее, выходить за рамки ситуации, где Вам видится
проблема, познавать жизнь через свой опыт и развиваться разумно, целостно. А в 21 год еще не поздно
менять себя... можно даже сказать, что самое время:)))

Еще раз повторюсь, что я не психолог и немногим старше Вас. Все что я здесь написал основывается
только лишь на моем опыте жизни и возможно что-то неправильно. А написал Вам потому, что сам был в
ситуации тупика и уныния, когда не хочется жить и чтобы встать с постели нужно очень постараться.

Извините, если долго и запутанно. Искренне хотел помочь!!!

Привет, читатель! Я думаю, что со мной согласится каждый студент, если я с уверенностью заявлю, что мысли типа: «Не хочу учиться в вузе: что делать?» посещают довольно часто, особенно в период сессии. Конечно, кто-то может сказать, что это в корне неверный подход к учебе и полная безответственность, однако на хандру имеет право каждый учащийся, причем необязательно высшего учебного заведения.

Любой студент имеет право на «слабину», однако не стоит долго зацикливаться на таких упаднических мыслях, иначе они станут навязчивой идеей.

Если ты, читатель, обратил внимание на данную публикацию, то это значит, что еще не все потеряно, а желание вернуть цель стать дипломированным специалистом все же присутствует, хоть и отдаленно.

Так почему бы не поискать выход из сложившейся ситуации сообща, ведь, как известно: «Одна голова хорошо, а две – значительно лучше».

Причины апатии к учебе

Прежде чем предпринимать какие-либо радикальные действия в своей дальнейшей студенческой жизни, важно понять, в чем причина такой депрессии. Не исключено, что, отыскав «корень зла» , настроение заметно улучшиться, а желание продолжить учебу вновь вернется и уже долго не покинет.

По своему опыту скажу, что у меня такая хандра появлялась на каждом курсе, причем каждый раз причина была самая неожиданная. Систематизировав свои воспоминания и изучив рассказы знакомых студентов, я могу смело рассказать о причинах нежелания продолжить учебу. Как правило, они тривиальные и не требуют глубоких философских познаний.

1. Разбитое сердце.

В большинстве своем студенческая любовь – это неотъемлемая составляющая учебного процесса, не зря же говорят, что вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж» (причем мужчин эта истина тоже касается). Так вот поэтому молодые люди знакомятся, общаются, заводят трогательные романтические отношения и не представляют дальнейшей жизни друг без друга, строят совместные планы на будущее. Когда эти планы разбиваются о быт, разлука со своей второй половинкой заканчивается не только желанием бросить университет, но и нежеланием жить.

2. Чувство высшей несправедливости.

Многие современные студенты не воспринимают лидерство преподавателя, стараясь на всех лекциях и практических занятиях доказывать свою правоту. Однако иногда «преподы», являясь крепкими орешками, умеют поставить выскочку и наглеца на свое место, причем делают это публично. Такой удар по самолюбию провоцирует депрессию и хандру , а желание учиться далее и вовсе отпадает.

3. Финансовая стабильность.

Сегодня многие студенты умело сочетают работу и учебу, причем, когда последнее приносит стабильность и материальную независимость, смысл драгоценной «корочки» и вовсе теряется. Возникает другой вопрос: «А зачем мне эта учеба, когда я уже знаю свою будущую специальность и имею конкретное рабочее место»?

4. Сессия.

Перед сдачей экзаменов повышенная умственная нагрузка забирает все силы, а у студента, глядя на горы справочной литературы, возникает лишь желание выспаться и больше никогда не ходить в университет. Как правило, это временное явление, а после сдачи экзамена кажется, что готов горы свернуть. Такая депрессия возникает чаще именно накануне и в период зимней сессии , поскольку в эту «студеную пору» года «гормон счастья» преобладает в дефиците.

5. Посредственная учеба.

Если студент не получает удовольствия от учебного процесса, а в университет ходит только ради «корочки» и спокойствия своих родителей, то желание бросить учебу посещает его практически каждое утро, когда будильник заставляет подниматься с кровати и прерывает сладкий сон.

Так что теперь вполне очевидно, что движет студентом, когда он неожиданно для себя теряет смысл будущей учебы. Если это временно, то нет повода для беспокойства; но, когда такие «суицидные мысли» посещают практически каждый день, то строит встревожиться и пересмотреть свою привычную студенческую жизнь.

Сила мотивации

Каждый студент может самостоятельно выйти из этого чувства апатии, либо своевременно воспользоваться помощью родных и близких людей. Мне, например, помогала теплая беседа в кругу друзей, однако кому-то больше походит полноценный сон и смена обстановки. Чтобы студент не делал и не предпринимал, он не должен бросать учебу.

Вот здесь и нужно вспомнить о мотивации, которая еще несколько лет назад привела его в эти университетские стены. Важно освежить в памяти те ценности, которые были вложены в голову при поступлении, а также те цели, которые были поставлены еще на первом курсе.

Неужели примитивная хандра способна нарушить привычный распорядок жизни и перечеркнуть все дальнейшую карьеру, перспективы?

Как вернуть любовь к учебе?

Я часто задавалась этим вопросом, но поняла, что давать кому-то советы глупо, ведь каждый студент сам выбирает для себя способ выхода их депрессии. Человек – это, прежде всего, индивидуальность, поэтому, что действует на одних, не помогает другим.

Но я все-таки решила натолкнуть потерянных в себе студентов на некий путь истины, и подарить им уникальную возможность все-таки получить диплом о высшем образовании. Так что не стоит, читатель, игнорировать эти советы.

1. Если студент чувствует, что его голова кипит от новых знаний, полученных в неограниченном количестве, самое время сказать себе «стоп» , пока на учебу аллергия не появилась. Рекомендуется сделать перерыв, отдохнуть, после чего с новыми силами и свежей головой окунуться в мир науки и справочной литературы. Такие небольшие перерывы позволяют на время забыть об учебе, а значит – не вызовут к ней в один прекрасный день апатию и даже чувство глубокого отвращения.

2. Когда появляется ощущение «приторности» от учебы, самое время сменить обстановку , а выходные провести не за конспектами, а в кругу друзей или на природе, например. Такие перемены в привычном распорядке позволяют отвлечься от стен университета и унылых предметов, зато воспоминания о приятно проведенном времени потом будут еще долго вдохновлять на самые неожиданные поступки. В их числе, желание получить красный диплом или сдать сессию только на отличные оценки.

3. Поставить себе новую цель . Это необходимо для того, чтобы учеба не вызывала скуки, а, наоборот, являлась «стимулятором» азарта и желания узнать что-то новое. Так почему бы не предложить преподавателю организовать очередной научный проект, чтобы и себя показать, и от скуки не умереть?

Такое спасение от хандры помогает обрести новый стимул отличникам, а вот посредственных студентов может, наоборот, завести в чувство глубокой депрессии и заметно ухудшить успеваемость. Так что использовать данный метод рекомендуется только в том случае, если ты уверен в своих умственных способностях.

4. Многим студентам вернуть желание учиться помогает, как это ни странно, любовь . Действительно, это светлое чувство окрыляет и вдохновляет на подвиги, поэтому сразу же захочется жить, творить и получать новые знания по своей специальности. Так почему бы не совместить приятное с полезным, тем более что учиться осталось совсем недолго – максимум пять лет.

5. Можно всегда изменить свой выбор . Если учащийся неожиданно понял, что неправильно выбрал специальность, то не стоит мучить себя бессмысленными лекциями и знаниями, которые в жизни будут приносить только хандру и полное разочарование.

Необходимо разобраться в себе , а после сделать судьбоносный шаг в пользу будущей самореализации и сменить ошибочно выбранную специальность. Не стоит думать, что это невозможно, ведь в вузах могут твориться настоящие чудеса, нужно просто зайти в деканат и найти главного волшебника.

Так что теперь очевидно, что все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Главное – найти для себя тот выход, который позволит вспомнить, для чего был начат этот долгий путь длиною в пять (максимум шесть) лет.

Если в один прекрасный день пропало желание учиться в вузе, то не стоит «рубить с плеча», а для начала желательно разобраться в себе. Для этого уйти на больничный, выспаться и сменить обстановку, проветрив свои мысли. Решения принимать только осознанные и на светлую голову, поскольку минутная слабость может стать в судьбе роковой ошибкой.

Кроме того, не помешает посоветоваться со старшими товарищами, которые не раз во время учебного процесса переживали такую депрессивную ситуацию. Возможно, не все так плохо, а опыт «бывалых» обязательно поможет вернуться в колею.

Свою проблему также можно обсудить с куратором, поскольку именно этому человеку небезразлична ваша судьба.

Как правило, грамотные преподаватели не только отменно читают свой предмет, но и являются тонкими психологами. Вот как раз этим и стоит воспользоваться, главное – выбрать удобное время для беседы.

И последнее: о своей хандре не помешает проведать заботливым родителям, возможно, именно они дадут дельный совет и помогут найти выход из сложившейся неприятной ситуации. Если же мысль: «Не хочу учиться: что делать?» не покидает, не исключено, что в своей жизни пора что-то менять.

Однако прежде чем предпринимать радикальные меры, стоит обратить внимание на все выше предложенные рекомендации и для своего спокойствия испытать их на практике.

А вдруг поможет?

Но с другой стороны: не пора ли задуматься над смыслом жизни, может это все знаки судьбы? А может и в вашей жизни грядут радикальные перемены? И, тем не мене, мой совет: «Не стоит становиться фаталистом, а учебу не бросать ни в коем случае».

Вывод : В рамках данной статьи вы узнали о том, что делать, если не хочется учиться в вузе . Желаем вам кончать хандрить, брать себя в руки и вперёд, за новыми успехами и победами!

P.S. А как вы справляетесь с тем, что иногда вам не хочется учиться? Поделитесь секретами .

P.P.S. С днём студента, дорогой читатель, ведь сегодня 25 января! (статья вышла в свет 25 января 2014 года)

Ответ психолога.

Здравствуйте, Никита. Желание откладывать важные дела на как можно более поздний срок в психологии называется прокрастинацией. “Прокрастинация может вызывать стресс, чувство вины, потерю продуктивности, недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств. Комбинация этих чувств и перерасхода сил (сначала - на второстепенные дела и борьбу с нарастающей тревогой, затем - на работу в авральном темпе) может спровоцировать дальнейшую прокрастинацию. Почему возникает прокастинация: 1) Человек беспокоится, что не сможет выполнить важную работу, проявит некомпетентность, не оправдает ожиданий, и поэтому неосознанно пытается оттянуть момент, когда придётся предъявлять её результаты. 2) Прокрастинатор ограничивает себя из-за подсознательного страха стать успешным, выделиться из массы и показать себя лучше, чем другие (становясь, к примеру, возможным объектом завышенных требований, критики, зависти).3) Кроме того нас раздражают навязанные роли, программы, планы, и мы откладываем дело, чтобы продемонстрировать (окружающим, руководству, миру) свою самостоятельность и способность действовать в соответствии со своим собственным решением. Будучи подверженными внешнему давлению, мы вступаем в конфликт с массой или руководством.4) Субъективная полезность действия (Utility), которая и определяет желание человека его совершать, зависит от четырёх параметров: уверенности в успехе (Expectancy), ценности, то есть предполагаемого вознаграждения (Value), срока до завершения работы (Delay) и уровня нетерпения, то есть чувствительности к задержкам (G). Человек считает более полезным дело, если уверен в его удачном завершении и ожидает по его результатам большого вознаграждения. Напротив, субъективно менее полезными кажутся дела, до завершения которых осталось ещё много времени”.

Что из этого следует? Необходимо найти свой личный интерес (не потому, что этого хотят от вас преподы, родители или ваша девушка) в проделываемой вами работе. Не важно, как оценят ее ваши преподаватели или как отнесутся ваши одногруппники. “Уровень прокрастинации тем ниже, чем больше ожидания от дела и чем более ценны его результаты лично для человека. Другими словами, наилучшим образом работа выполняется тогда, когда по отношению к ней имеются высокие ожидания и личная заинтересованность, а время достижения сведено до минимума".

Подумайте, что вам дает такого ценного и нужного, полезного откладывание учебы на потом? Помимо того, что вы беспокоитесь и чувствуете угрызения совести. Как еще вы можете получить эти блага?..

Бороться с прокастинацией также помогает тайм-менеджмент . Анализ и планирование выполнения времени необходимой работы. В целом, что я вам могу порекомендовать, с чего начать. Например, у вас осталась неделя времени – не ставьте себе задачей доделать курсовик за ночь или за один день. Как говорится “слона нужно есть по часам”, а “горькую пилюлю малыми дозами, иначе и вовсе пропадет желание ее пить”. Договоритесь с самим собой, что этим днем или вечером вы уделите курсовому проекту час времени – не более (!), и затем будете заниматься тем, что вам интересно. (Обязательно похвалите себя за проделанную работу или тут часть, что вы сделали именно сегодня, сколько бы вы времени это у вас не заняло) А чтобы не беспокоиться, не "грызть" себя за ничего неделание в оставшееся время, вы первым делом потратите ровно час времени на выполнение курсовика. А затем делаете все, что вашей душе угодно, причем с чистой совестью. Если посчитать, то за неделю по часу наберется как раз одна полная ночь, которую вы планировали потратить на проект.

И еще такой момент. Никита, как вы представляете свое будущее после получения диплома? Возможно, вам не хочется работать по той специальности, что вы получается. Тогда откладывание проекта и, в целом учебы, – вам на руку. Бессознательно именно этого вы хотите. И тут даже тайм-менеджмент бессилен. Вы знаете, чего хотите (не работать по этой специальности) и "ломать", переделывать себя не нужно! Подумайте, кем бы вы хотели работать и какую специальность получать, если бы у вас был выбор. Вообще-то он у вас и есть – отказаться от того, что вам неинтересно и переключиться на то, что отвечает вашим интересам. Ну и пусть вы на 5 курсе. Учеба - это еще только цветочки, впереди вас ждет работа, где придется так же заставлять себя делать нелюбимую работу. Поэтому чем раньше вы остановитесь и смените направление движения, тем лучше. Или же прямо сейчас подумайте, решите для себя какую смежную, более подходящую вам работу вы сможете найти с этим образованием или получить другую специальность после окончания этой. И тогда ваше нынешнее обучение уже однозначно в ваших личных интересах. Может конкретно этот курсовик и не так интересен – но он есть ступень, еще один шаг, который приведет вас к вашей мечте, целям, которые вы сами для себя выбрали.

P.S. И сейчас достаточно много хорошей литературы о прокрастинации и тайм-менеджменте, рекомендую вам более подробно ознакомиться с ней.