Тезис к проекту лес наш друг. Учебный проект лес - наш друг. Материально – техническое обеспечение мероприятия

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »

2. Тип проекта: проектно - исследовательский.

3. Характер проекта: творческо - исследовательский.

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).

7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта:

- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей представление о деревьях;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

План действий:

1.Постановка цели;

2.Поиск формы реализации проекта;

3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к природе родного края.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

2. Исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

3. Заключительный:

Экологическое развлечение «День рождения леса».

Паспорт деревьев

Береза

Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.

Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.

Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,

Кора у берёз белая, желтоватая.

Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.

Почки покрытые часто клейкими чешуйками

Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.

И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.

Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.

Из её древесины получают медицинский активированный уголь.

Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.

Рябина

Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.

Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.

Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.

Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.

Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.

Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.

Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.

В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.

Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.

Лекарственное значение

Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.

Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.

В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков


Стихи о деревьях

Печальная берёза..." А.А. Фет


Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.



Л. Каваляка

За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом

И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки



Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!

П. Воронько


Кладовая народной мудрости


Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков - иголки.

Назови деревья! (Елки)

***

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)


*** ***



*** ***


Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)


Пословицы, поговорки о деревьях

Пословицы, поговорки о липе

v А орехи-то, оказывается, на липе растут.


Пословицы и поговорки про дуб:

v Не срубишь дуба, не отдув губы.

v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.

v Дуба плоды только свиньям годны.

v Дуб стар, да корень свеж.

v Велик дуб, а от малого топора падает.

v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.

v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.

Пословицы и поговорки о сосне

v Сосна кормит, а липа обувает.

v Всяка сосна лишь своему бору шумит.

v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.

v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.


Мини- музей

Паспорт экспонатов мини- музея

" Чудесные превращения дерева"

Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.

Краткая информация

Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.

Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.

Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».

Название экспоната: Чудо- Ложки.

Краткая информация

Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.

Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.

Как использовать в работе с детьми : наглядный материал для развития декоративного творчества дошкольников, используется для развития музыкальных способностей

Слайд 2

Цели мероприятия:

Сформировать у обучающихся представления о роли леса в жизни человека и природы; Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в лесу; Развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение и любовь к природе, культурное поведение.

Слайд 3

Стихотворение С. Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее Душистая малина Бродить и думать здесь. На кустиках густых. Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну Накормит русский лес. Я, не жалея ног, А будет жажда мучить- А если и устану- То мне лесовичок Присяду на пенёк. Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших, Покажет родничок. Для них совсем он свой. Нагнусь к нему напиться- Здесь где-то бродит леший И видно всё до дна. С зелёной бородой. Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною, Вкусна и холодна. И сердце не болит, Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою Орехи и цветы, Как вечность лес шумит.

Слайд 4

Вопросы и загадки

Трава которую знают и слепые. (Крапива) Дерево символ нашей Родины. (Берёза) Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет) Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина) Пингвин птица или нет? (Да) Какие животные зимой спят? (Медведь, ёж) Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда? (Кукушка) Как можно назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (Растения) Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

Слайд 5

Доклад

«Роль леса в жизни человека».

Слайд 6

Значение леса

Дом для животных, растений, грибов; Защита воздуха, водоёмов и почв; Место отдыха человека; Источник ягод, грибов, лекарственных растений; Источник древесины

Слайд 7

Доклад

«Экологические проблемы леса».

Слайд 8

Опыты

  • Слайд 9

    Это надо знать!

    Бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60-100 лет, а стекло будет лежать в земле 600 лет. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 3 года сгниёт бумага. Когда вы окончите школу, проржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

    Слайд 10

    Доклад

    «Наша помощь лесу»

    Слайд 11

    Стихотворение И. Трофимовой«Чтоб радость завтрашнего дня»

    Чтоб радость завтрашнего дня Нам трудно разглядеть Сумел ты ощутить, Все те страдания, что земле Должна быть чистою земля Приходится терпеть! И небо чистым быть. Надолго ль хватит нам воды, А землю эту, не щадя, Коль растворён в ней яд? Терзал за веком век Надолго ль хватит тех лесов, И брал всё только для себя Где топоры стучат? «Разумный» человек. Спасти поля, леса, луга Сейчас же кинулись спасать И чистую гладь рек- всю Землю Природную среду. Можешь только ты, Сквозь фабрик и заводов дым Разумный человек!

    Слайд 12

    Наши результаты

    Расширили круг экологических знаний; Узнали навыки экологической культуры; Поняли потребность гармоничного общения с природой; Появилась установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; Выработали потребность поддержания собственного экологического здоровья личности.

    Слайд 13

    Литература

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2004 №6, № 12. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.- Просвещение, 2005. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 4 класс.- М.:Вако, 2006.

    Посмотреть все слайды

    «Проектно-исследовательская работа «Лес – мой друг» Работу выполнила: Петрова Алина Николаевна, ученица 1 «А» класса Научный руководитель: ...»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Гимназия №140» Советского района г. Казани

    Проектно-исследовательская работа

    «Лес – мой друг»

    Работу выполнила:

    Петрова Алина Николаевна,

    ученица 1 «А» класса

    МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

    Научный руководитель:

    Пахомова Надежда Владимировна,

    учитель I квалификационной категории

    МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

    Казань 2016

    Введение ……………………………………………………………………………. 3

    1. Что такое лес ………………………………………………………………… 4

    2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5

    3. Меры по сохранению лесов …………………………………………............ 8 Заключение …………………………………………………………………........... 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.

    Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.


    Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.

    Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.

    Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Изучить информацию о лесе;

    Определить значение леса в жизни человека;

    Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.

    –  –  –

    Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.

    Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.

    Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.

    Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .

    2. Значение леса для человека

    Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:

    Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);

    Строительный материал;

    Источник энергии (дрова);

    Сырьё для производства (производство бумаги);

    Регулятор природных процессов.

    Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.

    Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.

    Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).

    Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт

    Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.

    Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

    Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .

    Очень важна микроклиматическая роль леса.

    Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .

    Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.

    Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.

    Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

    3. Меры по сохранению лесов

    Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).

    Рисунок 4 - Волжско-Камский заповедник

    Рисунок 5 - Национальный парк «Нижняя Кама»

    Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.

    Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!

    Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.

    После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.

    Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .

    –  –  –

    Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.

    Список литературы

    1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. - М.:

    2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.

    3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:

    учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 170 с.

    4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.

    5. http://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/17122/

    Похожие работы:

    «УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic...»

    «ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С...» Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс...»

    «Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по...»

    «Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет "Доброе утро!" Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц...»

    2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

    Паспорт проекта

    Полное название проекта

    «Наш зелёный друг – лес»

    Целевая группа

    Учащиеся 4-Б и 4-А класса, классные руководители, родители.

    Пинаев Денис, Серяков Арсений, Дружкова Милена, Кошкарова Анастасия, Бесклинская Кристина

    Руководитель

    Татищева И. А.

    Создание «Зелёной книги»

    Провести сбор макулатуры.

    творческий

    Предметно – содержательная область

    межпредметный

    Количество участников

    5 учащихся

    Продолжительность

    краткосрочный

    Основные ресурсы и источники их финансирования

    основой для реализации проекта являются информационные и материальные ресурсы школьной библиотеки, Билимбаевского лесхоза, Интернет ресурсы.

    Ожидаемый результат

    Презентации для проведения классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края»

    Статья в школьную газету «Помогите лесу»;

    Создание «Зелёной книги».

    Период и этапы реализации

    январь - март 2014 года

    Приложения

    «Зелёная книга».

    Литература.

      Ивченко. Книга о деревьях.

      Козак. В лес за грибами.

      Крутогоров. Рассказы о деревьях.

      Меннинджер. Причудливые деревья.

      Петров. Мир лесных растений.

      Петров. Лесные тайны.

      Петров. Рассказы о лесных растениях.

      Шиманюк. Дендрология.

      Лесная энциклопедия. В 2 тт.

    ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

    ПРОЕКТ

    Направление:

    «Мир зелёный мир живой дарит радость нам с тобой!»

    Тема: «Наш зелёный друг - лес»

    Команда: «Лесовички»:

    Пинаев Денис

    Cеряков Арсений

    Дружкова Милена

    Кошкарова Анастасия

    Бесклинская Кристина

    учащиеся 4-б и 4-а класса

    Руководитель:

    Татищева И. А

    учитель начальных классов

    тел: 64-15-52

    г. Первоуральск

    У страны есть богатства немалые,
    Недр земных не учесть чудеса,
    Но важней очень многих, пожалуй,
    Для дыханья Земли – леса

    Введение.

    На уроке окружающего мира мы изучали экосистему - лес. Мы узнали, как велико значение лесов для жизни на Земле. Это и очистка воздуха, и места для обитания животных. Лес защищает почву от эрозии, задерживает осадки, создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений, препятствует загрязнению вод. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов.

    Мы живем в зоне лесов. Поэтому нас заинтересовал вопрос, какую роль играет лес в нашей жизни.

    Мы задумались, что случится, если исчезнут все деревья? Какие деревья растут в лесу? Какие деревья чаще высаживают в городе и почему?

    С этими вопросами мы обратились к своим одноклассникам и провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов. Было опрошено 100 учащихся.

    По результатам опроса были выявлены следующие результаты:

    Ответили

    Затруднились с ответом

    Какое дерево - рекордсмен по выработке кислорода, защите города от пыли и вредных выбросов?

    Какие деревья растут в городе Первоуральске и его окрестностях?

    Как человек использует лес?

    Какой вред наносят пожары?

    Как появляется лес?

    Какое количество лет должно пройти для восстановления погибшего леса?

    Какие есть в Первоуральске организации, отвечающие за сохранение леса и озеленение города?

    Что я могу сделать полезного для леса?

    На несколько вопросов большинство ребят затруднились дать ответы.

    Таким образом, выявились основные проблемы :

    Живя в зоне лесов, ребята мало знают об экосистеме леса;

    Большинство ребят оставили последний вопрос «Что я могу сделать полезного для леса?» без ответа, не понимая, чем они могут помочь лесу, нужна ли лесу помощь человека, и в чем эта помощь может выражаться.

    Вывод : Мы живём в зоне лесов. Поэтому должны знать и беречь лес. Необходимо пропагандировать среди одноклассников, знакомых, соседей бережное отношение к нашему зелёному другу. Рассказывать, какую пользу мы можем уже сейчас принести лесу.

    Цель проекта : создание «Зелёной книги».

    Идея проекта : рациональное использование лесных ресурсов - это, прежде всего, забота о нашей планете Земля, а использование бумажного вторсырья - это большая экономия лесных массивов.

    Задачи:

    Узнать какие организации занимаются защитой леса;

    Узнать, что в нашем округе делается для восстановления вырубленного леса и защиты исчезающих видов растений;

    Узнать какие деревья лучше очищают загрязнённый воздух;

    Провести конкурс плакатов «Береги природу»;

    Написать статью в школьную газету «Помогите лесу»;

    Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

    Провести сбор макулатуры.

    Чтобы решить поставленные задачи, мы должны:

    Посетить школьную библиотеку и воспользоваться Интернет - ресурсами;

    Встретиться с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза;

    Объявить конкурс плакатов «Береги природу»;

    Подобрать материал для статьи в школьную газету «Помогите лесу»;

    Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

    Провести сбор макулатуры

    Этапы работы над проектом .

    I этап. Теоретический

    Цель : изучение литературы и Интернет – ресурсов по интересующей теме. Поиск ответов на проблемные вопросы: «Сколько кислорода вырабатывает одно дерево в год? Сколько кислорода надо в среднем человеку в год для дыхания? Какая площадь лесов на планете?» и другие.

    Посетив школьную библиотеку, мы познакомились с книгами о лесе, которые нам помогла подобрать Чалова Т. Н., библиотекарь нашей школы.



    Из книг мы узнали, что вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возросла, так как потребность в древесине и других продуктах леса быстро увеличивалась. За последнее тысячелетие на Земле сведено 2/3 лесов. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. За данное историческое время около 500 млн. га превратились из лесов в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно перевешивают площади посадок деревьев. К настоящему времени в зоне лесов сведено около половины их первоначальной площади. В связи с вырубкой лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, более засушливым и континентальным становится климат, часто возникают засухи и пыльные бури.

    Так же мы обратились к Интернет ресурсам. Работали с Интернетом на сайтах:

    viki rdf/ru, www.photokonkurs.com, s06.radikal.ru, http://ecocrisis.wordpress.com/,

    http://www.km.ru http://ru.wikipedia.org/, http://mironpress.com

    Из Интернета мы выяснили, что одно дерево в среднем вырабатывает в день 2,5 килограмма кислорода, в год – 912,5 килограммов кислорода. Одному человеку в сутки для дыхания нужно 0,83 кг кислорода; 302,95 кг кислорода в год.
    Примерная площадь лесов на планете около 3 миллиарда га, примерно 0,8 га на одного человека. Не так уж это и много. 14-15% занимают северные хвойные леса (Россия, Канада и США), 55-60% - тропические леса. Больше всего лесов на душу населения приходится в Канаде - 9,4 га. На планете проживает более 6 миллиардов человек. При сжигании 1 кг угля или дров расходуется более 2 кг кислорода. Это примерно кислород, вырабатываемый одним деревом. Один легковой автомобиль сжигает 1825 кг кислорода на каждые 100 км пути. Это примерно кислород, вырабатываемый 734 деревьями. Ежегодно автомобиль поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Количество же деревьев постоянно уменьшается. Сокращение лесных массивов в результате роста потребления древесины - печальный факт.

    WWF, FSC и Гринпис при участии гражданских активистов сформулировали 5 самых актуальных проблем российских лесов.

      Необходимость принятия лесной политики России.

      Лесные пожары.

      Нелегальная заготовка и продажа леса.

      Отсутствие в России экологически чувствительного рынка.

      Низкая гражданская активность.

    На сайте журнала «Живой Лес» нас заинтересовали несколько вопросов, на которые ответил специалист лесного отдела.

    Кто же рекордсмен по выработке кислорода? И еще верны ли такие данные, что одно дерево выделяет за жизнь столько кислорода, сколько необходимо одному человек, а машина на скорости 120 км/ч поглощает весь выделенный деревом кислород всего за два часа?

    Специалист лесного отдела. Наиболее активными поставщиками кислорода являются тополя. 1 га таких деревьев выделяет в атмосферу кислорода в 40 раз больше, чем 1 га еловых насаждений. В течение одного года обычное дерево выделяет объем кислорода, необходимый для семьи из 4 человек на протяжении такого же периода, а один автомобиль за 2 часа работы поглотит столько кислорода, сколько 1 дерево выделит за 2 года!

    Не могли бы вы назвать несколько пород деревьев наиболее продуктивных по производству кислорода. И насколько продуктивны виды деревьев нашего леса, такие как береза, липа, сосна, осина.

    Специалист лесного отдела. Вы затронули действительно интересную тему. Она не допускает однозначных трактовок. Кислородная продуктивность дерева зависит не только от вида, но прежде всего от размеров дерева и от сезона, она отличается для деревьев из разных типов леса. Но деревья выделяют биологически активные вещества - ароматы, фитонциды, на их листьях осаждается техногенная грязь, и это на самом деле крайне важно, поэтому не меняйте отношения к деревьям, они и так делают всё, что могут для нас, они-то без нас могут расти, мы без них - нет.

    Результат.

    Мы узнали: - о самых актуальных проблемах российских лесов;

    О деревьях, которые наиболее активно выделяют кислород и очищают воздух в окружающей среде;

    О том, сколько кислорода вырабатывается деревьями.

    II этап. Сбор информации.

    Встреча с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза.

    Цель : узнать, как осуществляется охрана и восстановление лесов в нашем округе Первоуральск.

    Ильдар Фанзалиевич рассказал нам много интересного о наших лесах. Он сказал, что основная задача охраны лесов – их рациональное использование и восстановление.

    Мастер леса отметил, что при правильном ведении лесного хозяйства, рубки на отельных участках повторно должны проводиться через 80-100 лет, именно столько нужно, чтобы саженцы вновь стали полноценными деревьями.

    Другая важная мера по сохранению лесов – это борьба с потерями

    древесины. Наибольшие потери происходят при заготовке древесины. На местах

    рубок остается много древесины и хвои, которые могут использоваться для

    приготовления эфирных масел.

    Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов служит своевременное

    лесовозобновление. Только треть ежегодно вырубаемых лесов в России

    восстанавливается естественным путем, остальные требуют специальных мер по

    их возобновлению. На вырубках, где естественного возобновления леса не происходит, после рыхления почвы производят посев семян или посадку выращенных в питомнике саженцев. Ильдар Фанзалиевич рассказал о том, как в Билимбаевском лесхозе в питомнике выращивают саженцы для восстановления вырубленных лесов.

    Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с пожарами.

    Пожар полностью или частично уничтожает лесной биоценоз. Пожары наносят

    большой урон, уничтожая растения, животных.

    До 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Поэтому среди мер

    борьбы с пожарами важное место занима противопожарная пропаганда

    среди населения. В нашем лесхозе и в Екатеринбурге существует дозорно-сторожевая служба для обнаружения очагов пожара. При ликвидации лесных пожаров используют авиационные бригады, иногда на борьбу с пожарами мобилизуют воинские части и все население.

    Большой вред лесам наносят болезни и вредители. Массовые вспышки

    численности вредителей охватывают обширные территории.

    Для борьбы с вредителями лесных растений полезно привлечь насекомоядных

    птиц. Они могут регулировать численность насекомых, не допуская их

    массового размножения. Для привлечения птиц лесники создают благоприятные для них условия: развешивают искусственные гнездовья, подкармливают.

    Биологические методы борьбы с вредителями дешевы, безвредны и наиболее

    эффективны. Их следует сочетать с другими методами, чтобы вместе они

    представляли единую систему защиты лесов.

    Результат: мы узнали о том, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

    III этап . Исследовательский

    Цель: исследование, сколько бумаги накапливается в классе и дома; какое количество деревьев мы спасли от вырубки, благодаря участию в сборе макулатуры.

    Практическое исследование.

    Мы попросили своих одноклассников произвести замеры веса макулатуры, которая у них накапливается в течение недели. Данные занесли в таблицу. В результате проведения исследовательской работы мы пришли к выводу: дома за неделю накапливаются до 5 кг бумаги, которую можно использовать вторично.

    В первом полугодии прошёл сбор макулатуры «Сэкономь дерево – спаси лес!».

    Первое полугодие

    3 четверь

    кол-во кг

    кол-во кг

    Все учащиеся нашей школы приняли участие в сборе макулатуры и все вместе собрали 1070кг.

    Во втором полугодии решили принять участие в сборе макулатуры в каждой четверти. В феврале с первых чисел, мы вновь приняли участие в сборе макулатуры и у нас получились такие результаты.

    На Интернет - сайте forestforum.ru/viewtopic. мы нашли информацию, о том, что для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей. В результате переработки макулатуры получается такая же бумага, как из свежей целлюлозы, которую получают из дерева. Только производство бумаги из макулатуры обходится в 2 раза дешевле. А из 1 тонны макулатуры бумаги получается, сколько же, сколько получается из 12 деревьев. Поэтому, с экономической и экологической точки зрения, переработка бумаги из макулатуры очень выгодна. К сожалению, в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

    Результат: мы решили, что мы можем сделать для экономии бумаги:

      Не очень важные тексты и записи делать на другой стороне исписанного листа бумаги;

      Сдавать старые журналы, газеты в пункты приема макулатуры.

      Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья, например, бумага с логотипом FSC или Nautilus.

      Оставлять в конце учебного года неиспользованные листы своих рабочих тетрадей (листы для проведения проверочных работ, черновиков);

      Бережно относиться ко всей бумажной продукции (тетради, учебники)

    IV этап. Творческая деятельность

    Узнав много нового о лесе, его пользе и необходимости его сохранения, мы решили провести для одноклассников совместно с учителем классные часы:

    «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края».

    После проведения классных часов, мы решили провести конкурс плакатов «Береги природу».


    На основе полученной информации мы совместно создали «Зелёную книгу».

    В неё вошли наши классные часы, легенды леса, памятки, памятники природы городского округа Первоуральск, зелёная аптека, викторины и много другого занимательного материала.



    Заключение.

    В процессе работы над проектом мы изучили много информации о лесе в нашей стране и в мире, познакомились с тем, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

    Мы принимали активное участие в сборе макулатуры для экономии природных лесных ресурсов. Полученные знания в ходе работы над проектом мы использовали при проведении классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края». Конкурс плакатов «Береги природу» вызвал интерес у большинства наших одноклассников.

    В итоге многие ребята из наших классов узнали о значении и проблемах леса.

    Цель проекта достигнута. Нами создана «Зелёная книга», которой могут в дальнейшем пользоваться учителя и школьники.

    Всё в наших руках…