Самая кровавая графиня. Кровавые молодильные ванны графини батори. Ревнивый муж на расправу скор


В книгах по истории и на различных интернет-сайтах можно увидеть несколько портретов Елизаветы Батори. При внимательном рассмотрении видно, что на портретах изображены разные женщины, кроме того, человек, понимающий в живописи, сразу увидит, множество других деталей, которые указывают более позднее или раннее происхождение портретов.


Возможно, остались некоторые подлинные портреты графини Батори, а может где-то хранятся точные копии, по которым можно восстановить ее настоящий образ. Мы будем над этим работать, и вполне возможно когда-то точно узнаем, как выглядела Эржебет Батори. Но сейчас хочется разобраться и понять – зачем уничтожили все портреты графини, зачем сожгли все документы, связанные с ее именем и судебным процессом.


По распространенной версии, вещи графини и ее портреты уничтожили по приказу властей, дабы не тревожить народ. Странно, но почему тогда не уничтожили ее драгоценности? Почему все драгоценности графини очень быстро нашли своих новых хозяев?


Если бы Елизавета Батори увидела этот поддельный портрет, художник умолял бы о прощении…


Все именно потому, что ради драгоценностей, ради земель и иной собственности графиню оговорили. А портреты и документы, которые могли как-то оправдать Елизавету Батори и поставить под сомнение обвинение уничтожили. Остались лишь документы с подписями и показаниями свидетелей из простого народа, хотя реально их показания не могли иметь веса по нескольким причинам.


Крестьяне того времени мало чем отличались от скотов, которых они пасли. Это были безграмотные, забитые и очень . Они верили в вампиров и прочие сказки, а самое главное почти любой крестьянин в душе ненавидел своего господина, ведь крестьян по традициям того времени нещадно эксплуатировали.


Посему, когда графиню решили осудить, не надо было долго искать и уговаривать свидетелей. Потребовалось просто собрать холопов из ближайших деревень, а они с радостью поставили подписи под чем угодно, ведь крестьяне во-первых неграмотные, во вторых ненавидели свою госпожу. Сюда еще следует добавить веру крестьян в вампиров, колдовство, черные ритуалы, замешанные на крови девственниц…


При этом крестьяне никак не могли соприкасаться с портретами и документами графини, которые якобы могли задеть их чувства и стать источником массовых беспорядков. Все портреты и документы графини уничтожили ради того, чтобы стереть ее настоящий образ из истории и вместо реальной графини создать вымышленный образ кровавого монстра.



По-прошествии столетий настоящую Эржебет Батори полностью забыли, от ее реальной личности и жизни почти ничего не осталось. Никому нет дела до того, чем она жила, как проводила время, зачем учила иностранные языки, читала книги и занималась врачеванием. Всем гораздо интересней жуткий вымышленный образ, который некоторым людям даже 400 лет спустя помогает зарабатывать на Елизавете Батори деньги.


Пример Эржебет Батори очень важен, ведь она не единственная, кого люди, пишущие историю, оговорили и опорочили. Продажные историки, власть имущие и разные общественные деятели продолжают и сегодня свое дело, они очерняют людей и целые государства, а население верит каждому слову из телевизора, как будто это им говорит сам Бог.

Большинство современников считают, что серийные убийцы и маньяки являются «изобретением» XX века. Но это далеко не так. Самым кровавым серийным убийцей, согласно Книге рекордов Гиннесса, является средневековая графиня Елизавета Батори.

Эта маньячка, получившая прозвище Кровавая Графиня, лишила жизни около 650 девушек, в крови которых она очень любила принимать ванну. Таким способом графиня рассчитывала сохранить вечную молодость...

Садистка с детства

Елизавета (Элизабет, Эржебет) Батори, родившаяся 7 августа 1560 года, происходила из весьма родовитой ветви венгерского дворянства. Ее дядя Стефан Батория был королем Польши, дед Иштван IV был палатином Венгрии. Палатин — высшая после короля государственная должность в Венгерском королевстве (до 1853 года). Иногда именовался вице-королём Венгрии. Палатин совмещал функции премьер-министра и верховного судьи королевства.

Елизавета была обручена в 11 лет с именитым дворянином Ференцем Надашди. В 15 лет вышла за него замуж. Почти сразу после свадьбы переехала в Чахтицкий (Чейтецкий) замок в словацких Малых Карпатах.

По одной из легенд Кровавая Графиня с самого детства любила кровь и садизм. По другой версии к жестокости Елизавету приучил ее муж. Которого турки называли « Черный бей», за крайнюю жестокость к пленным. А вот то, что Батори состояли в родственных связях с родом Басарабов-Дракулешти, к которому принадлежал небезызвестный граф Дракула, абсолютный факт.

Как бы то ни было, но убивать Кровавая Графиня стала далеко не сразу. По официальной версии первое убийство она совершила в 1585 году. Но самый пик преступлений пришелся на более позднее время. В 1604 году муж, которому она родила пятерых детей, сложил голову в очередной битве с турками.

В то время Елизавете было уже 44 года, но по дошедшим до нас свидетельствам современников она по прежнему выглядела красавицей. Однако сама графиня, ежедневно глядя в зеркало, видела все больше признаков подступающей старости.

Чахтицкий замок (Cachtice castle) - замок Кровавой Графини. Замок был разрушен в 1708 году, когда его взяли куруцы (антигабсбургские мятежники) Ференца Ракоци

Кровь девственниц

По наиболее стойкой версии, Батори обратилась к некоей колдунье по имени Дарвуля. Именно та и посоветовала графине омываться кровью девственниц, чтобы сохранить красоту и молодость. Но убивать требовалось с соблюдением неких обрядов. Одним из основных условий было то, что убивать и омываться в крови требовалось на Рождество Христово.

Колдунья заявила, что именно в этот период с Рождества до Крещения (12 дней между Рождеством и Крещением), потусторонние силы готовы выполнить для смертных некоторые желания. В том числе вернуть молодость. А еще жертв необходимо было изощренно пытать, чтобы их страдания привлекли внимание тех, кто может насытить кровь девушек молодильной силой.

Самое интересное, что Батори, обмывшись свежей кровью, действительно чувствовала себя помолодевшей, а на лице разглаживались морщины. Вполне возможно, что это было лишь самовнушение, но графиня окончательно поверила в силу обряда, рассказанного колдуньей.

Начиная с зимы 1604 года в округе стали пропадать молодые крестьянки. Причем некоторые, которые на момент пропажи уже не были девственницами, иногда возвращались домой. Рассказывая родителям, что были похищены слугами графини Батори, а в замке подвергались изощренным пыткам и насилию, в которых принимала участие и хозяйка замка.

Инсталляция в музее. Кровавая ванна Батори

Но в те времена жаловаться на столь родовитых дворян было себе дороже. Тем более крестьянам. О чем уж там говорить, если даже местный епископ, который прекрасно знал о том, что графиня увлеклась колдовством, не осмеливался сообщить об этом в инквизицию. Ведь жалобы в конце концов могли дойти до ближайших родственников графини, которые владели почти всеми землями в стране и являлись верховными судьями.

А так как в те времена церковные иерархи часто совмещали светские и духовные должности (что вообще-настрого запрещено почти во всех христианских конфессиях), у церковнослужителя не было никаких гарантий того, что он не попадет на какого-нибудь брата Кровавой Графини. Вот он и молчал, заставляя молчать и своих «подчиненных».

Ошибка графини

Сперва пропажи юных девушек случались лишь в зимнее время. Но постепенно Батори стадо мало лишь зимних месяцев и она стала приказывать доставлять ей девушек в любое время года. Позже местные жители рассказывали, что видели, как от окрестностей замка собаки таскают части человеческих тел.

Изуродованные и обескровленные тела находили и на берегах реки неподалеку от замка. Именно обескровленность тел послужила поводом объявить Елизавету Батори вампиром. Но графиня не пила кровь. Она в ней купалась.
Первоначально это выглядело так: слуги и служанки графини присматривали в окрестностях молоденьких девушек, похищали и доставляли их в замок. Там графиня, вволю поизмывавшись над жертвами, приказывала перерезать им шею и основные артерии.

Кровь сливалась в газ, из которого Батори и обмывала свое лицо и некоторые части тела. Но много ли получить крови с одного человека? Литра четыре, реже пять. Так что графине на один сеанс «младотерапии» - стали доставлять по две-три девушки зараз.

Но и их общей крови все равно было маловато. А Елизавета Батори уже вошла во вкус. Она уже не сильно думала об омоложении, ей нравился сам процесс лишения девушек жизни. Графиня придумала новый способ добычи крови. По одной из легенд этот способ ей подсказал карлик-горбун Янош Уйвари, по прозвищу Фицко.

За свою жизнь он так часто подвергался насмешкам за свое уродство, что возненавидел весь род человеческий. И много читал про различные пыточные препараты, представляя в них своих обидчиков. Горбун и рассказал графине об особом пыточном сосуде». Кто бы не подсказал Батори этот способ пыток и добычи крови, но она осуществила его в жизнь.

«Железная дева»

Где-то в дальних краях Елизавета заказала «железную деву». Так называлось специальное приспособление для пыток.

Железная конструкция в виде человеческого тела, полая внутри и состоящая из двух раскрывающихся половинок. Внутрь помещается человек, а потом его закрывают второй половиной, изнутри которой приделаны острые шипы, терзающие тело жертвы.

Батори усовершенствовала конструкцию. В ее «железной деве» шипы наносили не поверхностные раны, а пронзали тело почти насквозь. Сам механизм был расположен над ванной, в которую и стекала кровь. Когда в ванну набиралось литров тридцать крови (то есть от как минимум шести убитых девушек), Батори раздевалась и погружалась в эту ванну.

Но почему-то эти ванны не спасали от старения. Графиня опять призвала к себе колдунью Дарвулю и потребовала объяснений. Ведьма заявила, что Батори сама виновата в том, что купание в крови не приносит желаемого результата. Ведь ей же говорили, что убивать и купаться следует лишь на Рождество. А графиня нарушила это условие.

Однако увидев, что Батори вот-вот сорвется и убьет саму колдунью, Дервуля поспешила выкрутиться. Она сказала, что все можно исправить, но кровь простолюдинок для подобного не подходит, нужны благородные девственницы.

Взяли «с поличным»

В округе жило довольно много обедневших дворян, и Кровавая Графння накануне Рождества в 1609 году предложила девушкам-дворянкам приехать в ее замок для услужения. Для обедневших родов это был шанс, и в Чахтицкий замок стали приезжать молоденькие дворянки. Которые вскоре знакомились с «железной бабой». И это стало главной ошибкой Елизаветы Батори.

Когда в Чахтицком замке стали пропадать не только простолюдинки, но и дворянки, официальные власти уже не могли закрывать глаза на слухи. Были проведены следственные мероприятия и выяснено, что пик исчезновений девушек в окрестностях Чахтицкого замка приходится на Рождественские праздники.

29 декабря 1610 года к замку, в сопровождении пары десятков латников, подъехал королевский палатин Дьёрдь Турзо. Не вступая в особые разговоры со слугами, он проехал во двор и сразу бросился в подвал. Где он застал Елизавету Батори за издевательствами над очередной жертвой.

Но несмотря на то, что Кровавая Графиня была «застукана» с наличным» Елизавета Батори так и не предстала перед судом. Ее просто заперли в замке» где она и умерла в 1614 году. Три ее служанки, участие которых в похищениях девушек и кровавых оргиях было доказано, были сожжены на костре. Горбуну Фицко отрубили голову.

Но до сих пор местные жители утверждают, что накануне Рождества и во время этого праздника в окрестностях Чахтицкого замка, ставшего туристической достопримечательностью, происходят очень странные и страшные вещи.

Вполне возможно, что эти слухи служат лишь для дополнительного привлечения туристов. Но вполне возможно, что и не только... Потому, что в легендах и мифах почти всех народов утверждается, что там, где грань между реальностью и потусторонним хоть раз истончалась, там всегда есть опасность столкнуться с необъяснимым.

Максин ЛЕОНОВ

Женское начало традиционно ассоциируется с нежностью и лаской. Мать, выносившая и родившая дитя, не способна к жестокости и насилию. Однако в истории достаточно примеров, доказывающих, что представительницы прекрасного пола могут быть не менее кровожадны, чем мужчины. Нежность и милосердие не были знакомы такой известной средневековой преступнице, как графиня Батори. Исторические : от рук этой женщины пострадало немало людей.

Эржебет из Эчеда

Эржебет (Елизавета) Батори родилась в августе 1560 года. Её отец и мать принадлежали к одному роду и были дальними родственниками. Маленькая Эржебет провела детские годы в замке Эчед, получив соответствующее её статусу образование. В возрасте десяти лет девочка была обручена с Ференцем Надашдем. Несколько лет спустя состоялась свадьба.

Жизнь молодой дворянки мало чем отличалась от той, которую вели все женщины её социального статуса. После свадьбы Ференц отправился в Австрию получать образование, а затем был назначен командующим венгерскими войсками. Надашдь нечасто бывал дома, что не помешало супружеской паре стать родителями шестерых детей. Молодая жена не занималась их воспитанием, поскольку много времени посвящала защите имений мужа, постоянно отсутствовавшего дома. Эржебет неоднократно выступала покровительницей обездоленных женщин, потерявших своих мужей на войне против турок. Но не по этой причине вошла в историю графиня Батори. Исторические факты свидетельствуют об огромном количестве преступлений добродетельной супруги Ференца Надашдя.

В начале 1600-х годов распространяются слухи о том, что графиня Батори зверски пытает и убивает маленьких девочек и молодых девушек. Жертв графиня выбирала как среди простолюдинов, так и среди мелкопоместных дворян. Крестьянских детей Эржебет нанимала на работу. Девушек из благородных семей ей привозили сами родители. Графиня должна была обучать их придворному этикету. Кроме того, жертв для Батори похищали. После того, как преступления графини были доказаны, венгерский король Матьяш потребовал, чтобы Елизавета Батори, кровавая графиня, была казнена.

Несмотря на то, что родственники жертв и сам венгерский правитель желали смерти Эржебет, казнь была заменена пожизненным заключением. Против расправы выступали многие представители знатных семейств. Казнь, по их мнению, опозорила бы древний благородный род Батори и дискредитировала бы всех дворян. Помилованная графиня была заточена в одном из своих замков. Одиночной камерой, предположительно, стала спальня самой Эржебет. Двери и окна помещения были замурованы. Для вентиляции и связи с внешним миром было оставлено небольшое отверстие. Графиня недолго прожила в заточении. В августе 1614 года она скончалась.

Елизавета Батори кровавая графиня?

Была ли Эржебет той, за кого её выдают в течение четырёх сотен лет, уверенно не скажет ни один специалист. Среди историков существует точка зрения о том, что Батори сама стала жертвой сложной политической игры. Её смерть была выгодна многим, в том числе и королю Матьяшу. Графиня вошла в национальный венгерский фольклор. О ней было создано множество легенд:

  • Эржебет была вампиром. Она пила кровь своих жертв.
  • Графиня пыталась сохранить молодость, купаясь в крови девственниц. Легенда возникла благодаря тому, что жертвами Батори становились маленькие девочки и молодые девушки.

  • Эржебет имела незаконнорожденного ребёнка. По слухам, через 2 года после вступления в брак графиня забеременела от слуги. Ференц был уверен, что жена вынашивает не его ребёнка, и жестоко покарал виновного. Беременная графиня была перевезена в другое поместье, где и родила дочь. Не существует никаких свидетельств того, что у Эржебет был незаконнорожденный ребёнок. Вполне возможно, что девочка была убита законным супругом Батори. Есть также легенда о том, что графиня стала матерью ещё в девичестве. Отец девушки был вынужден хорошо заплатить будущему мужу Эржебет, чтобы он согласился взять в жёны обесчещенную дочь.

Никто не знает, какой на самом деле была графиня Батори. . Некоторые историки заинтересованы лишь в поиске сенсаций, способных прославить учёного.

Родители Елизаветы происходили из двух ветвей одного рода - Батори. Отцом был Дьёрдь Батори из Эчеда, матерью - Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и дочь палатина Венгрии Иштвана IV).

Елизавета провела своё детство в замке Эчед. Для своего времени получила неплохое образование и часами читала Библию и «Историю Венгрии» на латыни. Пятнадцати лет от роду Елизавета свободно владела тремя языками. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашди и переселилась в его замок у Шарвара. В 1575 во Вранове Елизавета вышла замуж за Надашди, имевшего в то время титул смотрителя императорских конюшен. В 1578 году муж Елизаветы был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»).

В качестве свадебного подарка Надашди подарил Елизавете Чахтицкий замок в словацких Малых Карпатах, который в то время был имуществом императора. В 1602 Надашди выкупил замок у Рудольфа II. Поскольку муж Елизаветы проводил всё время в походах, она взяла на себя управление хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел.

В 1604 г. Ференц Надашди умер, и Елизавета осталась вдовой.

Преступления: версия обвинения

В 1610 до двора Габсбургов начали доходить слухи о зверских убийствах юных девушек в замке Елизаветы Батори. Император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 г. Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок Елизаветы Батори и, как утверждают, застиг её с подручными прямо на месте преступления - пытающими очередных жертв.

Главным доказательством многочисленных злодеяний Елизаветы послужил ее собственный дневник, где она описала 650 садистских изощренных убийств. Дневник начинался с молитвы, которую она сама составила:

Придите тучи,

Разразитесь страшной бурей,

Чтоб хлеб небесный отверзлось словно чрево.

Пусть мрак ночной повергнет в ужас тех,

Кто вздумает не покориться,

И сделает меня неуязвимой.

И да очищусь я людской кровью

И преисполнюсь чистой красотой.

Об этом я молю.

Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Поначалу молодая графиня ограничивалась щипками и оплеохами и лишь иногда избивала своих служанок дубинкой.Но вскоре истязания окружавших ее девушек сделались более изощренными-гвозди под ногти,иглы в зубы,в руки и в груди.Этим садистским приемам графиню, вероятно, обучила ее тетка Карла,которую считают тайной любовницей Елизаветы.

Молодые служанки Елизаветы считали,что им повезло,если их просто раздевали догола и заставляли исполнять свои обязанности в таком виде. Графиня потехи ради выгоняла девушек на мороз.После этого она приказывала облить их холодной водой и оставляла умирать в виде заледеневших статуй.

В арсенале Елизаветы были и "легкие" кары за мелкие и просто выдуманные хозяйкой провинности.Если какую-то служанку заподозрили в краже денег,ей в руку клали расколенную монету.Стоило горничной плохо выгладеть хозяйское платье,в лицо несчастной девушки летел горячий утюг.

Плоть девушек рвали щипцами,пальцы кромсали ножницами.Но излюбленными орудиями пытки у графини были иглы.Она загоняла их девушкам под ногти,приговаривая при этом:"Неужели тебе больно,потасканная блудница? Так возьми и вытащи". Но как только истерзанная девушка пыталась извлечь иглы,Елизавета принималась ее избивать,а потом отрубала ей пальцы. Когда к ней привели юную служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Эржебет до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Эржебет успокоилась.

Однажды во время прогулки с Эржбет по саду Надашди увидел одну из своих дальних родственниц, привязанную к дереву. Ее обнаженное тело, вымазанное медом, было покрыто мухами и муравьями. Потупив глаза, Эржебет сказала ему, что несчастная наказана за воровство фруктов. Муж нашел наказание довольно забавным. Когда девушки из горных деревень, сильные физически и обладавшие крепкими нервами, все же падали в обморок во время истязаний, она приказывала Дорко поджечь свернутую промасленную бумагу между их ног, чтобы, как она выражалась, «разбудить их».

Однажды Дорко, заметив беспокойное состояние своей хозяйки, осмотрела юбку и нашла кое-какие недостатки в подрубочном шве. Она потребовала от служанок ответа. Пустые глаза графини несколько оживились. Поскольку никто не ответил, Дорко выбрала двух или трех девушек, остальных отослала и устроила для хозяйки небольшое развлечение. Сначала в наказание за неуклюжесть она надрезала служанкам кожу между пальцами, затем раздела их донага и принялась втыкать иголки в соски грудей. Это продолжалось не один час, и в конце концов на полу образовались лужи крови. На следующий день две или три белошвейки исчезли. Пожалуй, самое ужасное, что она делала время от времени, - собственными руками открывала им рот так резко, что его углы разрывались.

Из-за того, что ей не понравилась, как служанка ее обувает, Эржебет приказала подать раскаленную железку и прижгла ступни провинившейся со словами: «Теперь у тебя тоже башмаки с отличными красными подметками!»

Если у Эржебет выдавался тяжелый день или она была чем-то раздражена, а какая-нибудь неосторожная девушка, занятая шитьем, произносила несколько слов, Эржебет тут же бралась за иголку и накрепко зашивала болтушке рот.

Красивая крестьянская девушка Дорица не смогла удержаться от искушения и стянула со стола грушу, вымоченную в меду. Ее проступок не остался незамеченным. Во время обыска Турзо и его спутники увидели распростертое обнаженное тело мертвой девушки, которое было превращено в одну страшную рану. Кожа была разодрана в клочья, на ногах и руках обнажены кости, волосы были выдраны. Целыми клочьями. Ее бы не узнала даже собственная мать. Это была Дорица.

Некоторых девушек морили голодом, а потом заставили есть своих же убитых подруг.

Безумные фантазии Эржебет не знали границ. Она поливала крестьянок кипящим маслом, ломала им кости, отрезала губы и уши и заставляла есть их. Летом ее любимым развлечением было раздевать девушек и связанными сажать на муравейник.

Эржебет Батори без устали искала средство, чтобы вернуть уходящую красоту: то рылась в старых гримуарах (сборниках магических ритуалов и заклинаний), то обращалась к знахаркам. Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от Чейта. Посмотрев на нее, старуха уверенно сказала: «Кровь нужна, госпожа. Купайся в крови девушек, не знавших мужчины, и молодость всегда будет с тобой». Вначале Эржебет опешила. Но потом вспомнила радостное возбуждение, которое всякий раз охватывало ее при виде крови. Неизвестно, когда именно она перешла границу, отделяющую человека от зверя. Но скоро девушки, отправленные в замок служить графине, стали пропадать неведомо куда, а на опушке леса начали появляться свежие могилы. Иногда рыбаки вылавливали в реках и озерах обезображенные тела. Иногда те, кому удавалось вырваться из замка, по секрету рассказывали, что слышали страшные крики и вопли самой графини: «Бей ее! Еще! Еще!». По утверждениям очевидцев, приближенных к графине, она каждую неделю принимала ванны, в которых вместо воды плескалась кровь девственниц. Этим все и кончалось - жаловаться на знатных персон было бессмысленно, а часто и опасно. Эржебет постоянно хвасталась своими связями при дворе и дружбой с самым могущественным венгерским феодалом Дьёрдем Турзо. Это заставляло молчать даже местного священника, которому не раз приходилось отпевать погибших крестьянок. Она творила зло не одна: ей помогали подручные. Главным был уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко. Живя в замке на положении шута, он вдоволь наслушался насмешек и смертельно ненавидел всех, кто был здоров и красив. Шныряя по округе, он выискивал дома, где подрастали дочери. Потом в дело вступали служанки Илона Йо и Дорка: они являлись к родителям девушек и уговаривали их за хорошие деньги отдать дочек в услужение к графине. Отобранных отводили в подвал, где девушкам наносили множество ран. Нередко, распалённая жестокостью действия, графиня сама бралась за пытки. Случалось, она зубами вырывала из тел своих жертв куски мяса. Хотя кровь не пила, так что вампиршей ее считают напрасно. Под конец, когда девушки уже не могли стоять, им перерезали артерии и сливали кровь в тазы, наполняя ванну, в которую погружалась графиня. Часто Дорко вместе с Илоной крепко скручивали руки молодых девушек и хлестали гибкими прутьями из молодого ясеня, оставлявшими на теле глубокие раны. Иногда Эржебет сама занималась этим. Когда набухшие кровью рубцы покрывали все тело девушки, Дорко полосовала их бритвой. Кровь текла рекой. Белые рукава Эржебет покрывались алыми пятнами, и, когда все платье приобретало цвет крови, графиня шла переодеваться. Стены и своды были забрызганы кровью. Наконец при появлении признаков близкой смерти жертвы Дорко вскрывала девушке острой бритвой вены, и последняя кровь вытекала из них. Если графиня уставала от криков и стонов терзаемых жертв, она повелевала заткнуть им рты. Позже она заказала в Пресбурге чудо пыточной техники - «железную деву». В потайной комнате замка очередную жертву запирали внутри «девы» и поднимали вверх, чтобы кровь потоками лилась прямо в ванну. Эржебет заказала зловещую женскую фигуру, сделанную из железа и выкрашенную в телесный цвет. Она была совершенно обнажена, разрисована с соблюдением реалистических физиологических форм и смотрелась как привлекательная женщина. С помощью часового механизма ее губы изгибались в подобии жестокой улыбки, обнажая человеческие зубы, а глаза открывались. Вдоль ее спины спадала волна густых волос, видимо принадлежавших ранее девушке, которую Эржебет специально искала. Несмотря на то, что почти у всех девушек в округе были черные волосы, Эржебет умудрилась найти платиновую блондинку. Может быть, эти длинные пепельные волосы принадлежали прекрасной славянке, которая попросилась в служанки к графине и была принесена ей в жертву. Шея «железной девы» была обвита ожерельем из драгоценных камней. И при прикосновении к одному из них срабатывал часовой механизм. Раздавался лязг, потом приходили в движение руки, которые грубо хватали любого, кто оказывался в пределах досягаемости. Ничто уже не могло разорвать эти объятия. Из груди «девы» выдвигались пять острых мечей, безжалостно вонзавшихся в тело девушки, попавшей в смертельное объятие, голова девушки запрокидывалась, и волосы падали ей на спину, подобно волосам ее «железной» мучительницы. При нажатии на другой камень объятия ослабевали, улыбка исчезала, глаза закрывались, как будто «железная дева» внезапно засыпала. По одной из версий, кровь заколотой девушки стекала в желоб, соединенный с нагретой ванной. Более вероятно, что ее собирали в огромный чан, откуда потом выливали на сидящую в кресле графиню.

Сохранилась легенда о том, что однажды в конце долгого пира, на котором присутствовало больше 60 прекрасных фрейлин, безжалостная графиня попросту заперла двери и перебила девушек всех до одной, в то время как они стояли на коленях, умоляя о пощаде.

Графиню заперли на некоторое время в её собственном замке, якобы для её же безопасности - пока она не предстанет перед судом. Однако этого так никогда и не произошло. Полагают, что причиной было громкое имя семьи: род Батори был очень известен. Остаток жизни Елизавета провела в заточении в подземной темнице собственного Чахтицкого замка, где она, опекаемая заботливой прислугой, приставленной дочерьми, спокойно и без невзгод прожила три с лишним года и умерла в ночь на 21 августа 1614 г. Когда ее заточили в башне он произнесла слова: "Я еще вернусь!"

Суд над подручными графини состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке - резиденции палатина Венгрии Дьёрдя Турзо. Все обвиняемые были приговорены к смертной казни. Служанок Дороту Сентеш, Илону Йо и Катарину Беницка сожгли заживо, предварительно отрубив им пальцы рук. Слуге Яну Уйварю Фицко отрубили голову.

Общее число убитых «кровавой графиней» юных девственниц, по разным данным, составляло от 30 до 650 человек. Уже сам разнобой такого рода наводит на размышления. По утверждению иезуита Ласло Туроши, Елизавета Батори, боясь утратить молодость и привлекательность, каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц. Однако, она не смогла бы этого достигнуть: организм человека содержит в среднем 5-6 литров крови, следовательно, крови всех 650 девушек хватило бы в лучшем случае на 20-30 недель.

Выдержки из судебных записей Допросы от 2 января 1611 года. Бич, замок Георгия Турзо, великого пфальцграфа Верхней Венгрии. Присутствовало 20 судей и 30 свидетелей. Обвиняемым было задано по 11 вопросов.

1. Уйвари Янос по прозвищу Фицко. - Как долго вы жили в замке графини? - 16 лет, с 1594 года, меня насильственно привел Мартин Чейте. - Сколько женщин вы убили? - Я не помню, сколько всего, я убил тридцать семь девушек, госпожа пятерых из них закопала в яме, когда пфальцграф был в Пресбурге, двух - в маленьком саду, в пещере, двух - в церкви в Подол и. Еще две были привезены из замка Чейте, и их убила Дорко. - Кого вы убивали? Откуда привозили девушек? - Не знаю. - Кто привозил их? - Дорко и еще одна женщина отправлялись на их поиски. Они заверяли родителей, что девушки будут в услужении у графини, и с ними будут обращаться хорошо. Мы целый месяц ждали последнюю девушку из отдаленной деревни, и она была убита сразу же. Женщины из различных деревень соглашались поставлять девушек. Я сам уходил шесть раз на поиски вместе с Дорко. Была женщина, которая не убивала, а только захоранивала. Женщина по имени Яна Барсовни также нанимала слуг из округи Тапланафальв; также женщина, хорватка из Шарвара и жена Матиаша, которая напротив дома Жалай. Одна женщина, Цабо, привозила девушек, даже свою дочь, хотя знала, что та будет убита. Йо Илона тоже привозила их. Ката никого не привозила, но захоранивала девушек, убитых Дорко. - Какие пытки вы применяли? - Им связывали крепко руки и избивали до смерти, пока все тело не становилось черным, как уголь. Одной девушке суждено было вынести более двухсот ударов, прежде чем она испустила дух. Дорко обрезала им пальцы один за другим, а потом перерезала вены. - Кто участвовал в пытках? - Била Дорко. Йо Илона раскаляла докрасна кочергу и прижигала им лицо, засовывала в рот раскаленное железо. Когда швеи плохо выполняли свою работу, их отводили в пыточную для наказания. Однажды сама госпожа вложила одной пальцы в рот и разорвала его. Женщина по имени Илона Кочишка тоже мучила девушек. Госпожа колола их иголками, она убила девушку из Ситки за кражу груши. В Керецтуре была убита молодая знатная девушка из Вены; старуха спрятала трупы, а потом закопала их; я помогал им закапывать одну в Подоли, двух - в Керецтуре и одну - в Шарваре. Госпожа всегда награждала старух, после того как они успешно мучили девушек. Госпожа сама разрывала тела девушек щипцами и разрезала кожу между пальцами. Она выводила их обнаженных зимой на улицу и окунала в ледяную воду. Даже здесь, в Биче, когда госпожа собиралась уезжать, она заставила одну служанку стоять по шею в ледяной воде; та пыталась сбежать и за это была убита. Даже если госпожа не мучила их сама, это делали другие. Иногда девушек на целую неделю оставляли без еды и питья; нам запрещалось приносить им что-либо. За какую-либо провинность швеи должны были выполнять работу обнаженными на глазах мужчин. - Где закапывали трупы, и сколько их было? - Была старуха, которая захоранивала. Я сам похоронил четверых. Они были закопаны в нескольких замках: Лезтитце, Керецтуре, Шарваре и Бечко. Эти девушки были заморожены заживо, так как их облили водой и выставили на мороз. Одна из девушек сбежала, но ее поймали. - Графиня сама принимала участие в пытках? - Иногда, но чаще она принуждала делать это других - Где все происходило? - В Бечко - в кладовке, в Шарваре - в безлюдной части замка, в Чейте - в прачечной и в подвальных каморках, в Керецтуре - в маленькой комнате для переодевания. В карете, во время путешествий, госпожа колола их иголками. - Кто видел это или знал об этом? - Мажордом Дежко Бенедек, слуги, Иезорлави Ионтек по прозвищу Железная Голова, убежавший в Нижнюю Венгрию и знавший о многом, так как развлекался с Эржебет Батори. Он похоронил много девушек, но никто не знает где. - Сколько времени графиня занималась пытками? - Все началось, когда еще жив был ее муж, но тогда она никого не убивала. Граф знал обо всем, но не обращал особого внимания. Только с появлением Дарвули пытки стали более жестокими. У госпожи была маленькая шкатулка с зеркальцем, глядясь в которое она произносила заклинания целыми ночами. Колдунья Майорова из Майавы приготовила специальное зелье, которое принесла Эржебет, и искупала ее однажды ночью в воде, которую использовала потом для приготовления теста. После она отнесла оставшуюся воду в реку. После того как она искупала ее второй раз в оставшейся воде, она замесила в этом корыте тесто для пирога, который предназначался королю, пфальцграфу и Меджери. Те, кто съели его, заболели.

2. Ио Илона. Она находилась в услужении у графини 10 лет, ее взяли как няньку к трем девочкам и Палу Надашди. Она не знала, сколько девушек было замучено, но сказала, что очень много. Она не знала ни их имен, ни откуда они. Сама лично убила около 50 девушек. Она била девушек жестоко, Дарвуля обливала их холодной водой и оставляла так на всю ночь на холоде. Сама графиня клала им в руки раскаленные монеты или ключи. В Шарваре Эржебет на глазах своего мужа Ференца Надашди раздела молодую девушку, его родственницу, вымазала ее медом и выставила в саду на растерзание муравьев и насекомых. Ей, Йо Илоне, поручали класть масленую бумагу между ног девушек и поджигать ее. Цабо из Вены привозила много девушек в обмен на деньги и одежду. Силвачи и Даниэль Ваз видели, как госпожа раздевала и мучила девушек. Она убила даже Зитчи из Экседа. Женщинам, приводившим девушек, раздавали подарки - жакет или новую юбку. Дорко перерезала им вены на руках ножницами. Было столько много крови, что надо было разбрасывать уголь вокруг кровати графини и менять ей одежду. Дорко также надрезала распухшие тела девушек, а Эржебет разрывала их щипцами. Однажды около Вранова она убила девушку, которую Йо Илоне было поручено немедленно похоронить. Иногда их закапывали на кладбище, иногда под окнами. Даже в ее замке в Вене графиня искала место, где она могла бы мучить. Постоянно приходилось мыть стены и пол. Когда Дарвулю разбил паралич, за мучения принялись другие слуги. Она не знала, где захоранивали все трупы, но в Шарваре пятерых зарыли в яму для хранения зерна. В Керецтуре школярам платили за то, чтобы они закапывали тела. Куда бы ни приезжала Эржебет, она первым делом искала подходящую комнату для пыток. Бальтазар Поки, Штефен Ваги, Даниэль Ваз и другие слуги знали обо всем; знал и некто Кошма. Ио Илона не знала, сколь долго все это продолжалось, так как, когда она поступила на службу, пытки уже практиковались. Дарвуля научила Эржебет самым изощренным пыткам; они были между собой очень близки, Йо Илона знала и даже видела, как Эржебет прижигала девушкам вагину свечой.

3. Дорко. В услужении пять лет, служила Анне Надашди до ее замужества. Йо Илона сделала ей протекцию. Девушки поступали из различных мест. Барсовни и вдова по имени Коечи из деревни Домолк приводили многих. Она добавила, что графиня мучила девушек раскаленными ложками и прижигала им подошвы утюгом. Она рвала их плоть в наиболее чувствительных местах, например груди, маленькими серебряными щипчиками. А когда графиня болела, девушек приводили к ее постели, и она кусала их. За одну неделю умерли пять девушек; Эржебет приказала их бросить в комнату, и, когда она уехала в Шарвар, Ката Бенизки должна была закопать их в яме для зерна. Иногда, когда трупы не удавалось скрыть, их хоронили с участием пастора. Однажды она вместе с Ката и слугой отнесла девушку на кладбище в Подоли и закопала ее. Эржебет мучила своих служанок, где бы ни находилась. На остальные вопросы Дорко ответила так же, как и первые свидетели.

4. Ката Бенизки. Поступила в замок Чейте в 1605 году после смерти графа, в качестве прачки. Она пришла из Шарвара. Не знала, сколько девушек убито, но говорит, что около 50. Она не приводила их и не знала, откуда их брали. Сама не убивала никого, даже иногда приносила им тайком еду, хотя графиня и наказывала за это. Среди тех, кто приводил девушек, были Липтай и Кардошка. Но больше всех приводила Дорко. Ката подтвердила, что это Дарвуля научила Эржебет наиболее жестоким пыткам. Эржебет всегда кричала: «Сильнее, сильнее!» В результате девушек забивали до смерти. Ката подтвердила, что дала 14 юбок двум ее дочерям. Графиня из всех пут предпочитала советоваться именно с Дарвулей. Однажды Эржебет отослала молодых служанок в замок, когда в Чейте приехала графиня Анна Зриньи. Дорко заперла их и оставила умирать от голода, а вдобавок облила их ледяной водой. В другой раз, когда графиня приехала в Пиштян, одна из девушек умерла в карете, а Эржебет продолжала бить бездыханное тело. Дорко убила пятерых и приказала Ката бросить их под кровать и приносить им еду, как будто бы они живы. Потом Эржебет уехала в Шарвар и велела Ката сломать пол и захоронить девушек прямо в комнате. Но у Ката не хватило сил на это. Трупы остались под кроватью, и по замку распространилось зловоние, которое ощущалось даже снаружи. В конце концов, их выбросили в яму для хранения зерна. Дорко закопала одну из них в канаве. Однажды Эржебет привели двух сестер, из которых она выбрала для пыток самую красивую девушку, дочь чиновника. Там были и другие молодые девушки из благородных семей, и среди замученных в Вене, и в других местах. Барсовни, которая приводила их, всегда находила различные предлоги: обычно она говорила, что за непродолжительную службу у графини девушкам дадут приданое.

Альтернативная версия

Некоторые исследователи полагают, что графиня Батори на самом деле подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а улики против неё были сфабрикованы при участии отдельных иерархов католической церкви и венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Дурная слава Батори» («A rossz h?r? B?thoryak»), где графиня представлена жертвой интриг палатина Турзо. Эта версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).

Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаток достоверных исторических источников (в прошлом историки, романисты и журналисты питались главным образом слухами, которыми история графини Батори начала обрастать после её смерти).

Характерны процессуальные нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой: предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. Не вызывает сомнений заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества.

Образ в культуре

Журналистика

650 жертв, приписываемых графине Батори без каких-либо серьёзных доказательств, позволили объявить графиню одним из «самых массовых серийных убийц всех времён» и занести её в этом качестве в книгу рекордов Гиннесса.

Время от времени зловещая история графини Батори пересказывается в жёлтой прессе (обычно с некритическим воспроизведением версии обвинения).

Биография графини Елизаветы Батори, жившей в XVII веке в Австро-Венгрии, в разных видах экранизировалась кинематографистов еще с 1956 года — тогда был снят фильм «Вампиры» режиссера Марио Бава, в основу которой легла в том числе и эта страшноватая историческая легенда. По одной из ее версий, графиня после смерти мужа Ференца Надашдя, впала в патологический страх утраты молодости и стала периодически убивать молодых девушек и принимать ванны из их крови. По другой — подверглась гонению и оговору как глава протестантов Западной Венгрии. Так или иначе, считается, что в своем Чахтицком замке (сейчас находится на территории Словакии) она убила примерно 650 девушек, однако большая часть подлинных документов о графине была уничтожена. Впрочем, кинематографистам это скорее на руку — в отсутствие реальных фактов они и по сей день продолжают фантазировать о жизни кровавой леди.

Какие еще интресные фильмы о графине вы могли бы добавить?

Графиня Дракула, 1971. Режиссер Петер Шашди

Самая классическая экранизация основной версии биографии Батори — фильм ужасов, основанный на книге Валентины Пенроуз «Кровавая графиня». Элизабет решает, что начала утрачивать молодость и сексуальную привлекательность. Она уговаривает управляющего замком — и по совместительству бывшего любовника — поспособствовать ей в похищениях молодых девушек. Параллельно Элизабет заводит роман с молодым лейтенантом, выдавая себя за собственную дочь. Однако со временем он, конечно, узнает о ее жутких преступлениях. В главных ролях сыграли Ингрид Питт («Плетеный человек» и «Там, где гнездятся орлы») и Найджел Грин («Досье Ипкресс»).

Кровавая графиня — Батори, 2008. Режиссер Юрай Якубиско

«Чем меньше доказательств, тем больше легенд…» гласит слоган этого фильма. Экранизация альтернативной версии жизни кровавой графини, в соответствии с которой она подверглась гонениям и была оговорена, так как являлась не только влиятельной дворянкой, но и главой протестантов Западной Венгрии. По этой версии, большинство улик против графини было сфальсифицировано венгерским палатином Дьердем Турзо, который хотел заполучить в свои владения часть земель Батори. Любопытно, что в фильм зачем-то был введен как персонаж известный художник Мериси Караваджо, который в реальности никогда не пересекался с Батори.

Графиня, 2008. Режиссер Жюли Дельпи

В том же году вышел третий фильм Жюли Дельпи — известной французской актрисы, любимицы режиссера Ричарда Линклейтера, («Перед рассветом», «Три цвета: Белый», «Перед закатом»). Актриса сама написала сценарий, срежессировала картину и сыграла в ней главную роль. Сюжет фильма снова отсылает к первой версии биографии Батори, но с некоторыми оговорками. Графиня влюбляется в мужчину сильно моложе себя, а тот, в свою очередь, после недолгого романа ее бросает. Элизабет сходит с ума, подозревая, что во всем виновата более молодая соперница — и решает, что кровь девственниц поможет ей вернуть былую красоту. В главных ролях помимо самой Дельпи сыграли Даниэль Брюль («Гуд бай, Ленин!», «Гонка», «Бесславные ублюдки») и оскароносец обладатель Уильям Херт («Поцелуй женщины-паука», «Дети тишины», «Истинные ценности»).

Аморальные истории, 1974. Режиссер Валериан Боровчик

Французская картина Валериана Боровчика состоит из четырех эротических новелл, не связанных между собой. Третья, озаглавленный «Эржебет Батори» повествует о той самой графине-убийце. Новелла длиной в полчаса, в основном, состоит из сцены пира, на котором из целой толпы обнаженных веселящихся девушек стража выдергивает нескольких. Графиня долго принимает в кровавой ванной, при этом камера акцентирует интимные части тела. В главной и единственной роли в своей жизни в этой новелле сыграла Палома Пикассо — младшая дочь испанского художника Пабло Пикассо, французский модельер и ювелирный дизайнер Tiffany & Co. «Аморальные истории» стали первым эротическим фильмом, который показали по французскому телевидению.

Кровавая леди Батори, 2015. Режиссер Андрей Конст

Триллер совместного производства США и России со Светланой Ходченковой и Павлом Деревянко в главных ролях от продюсера «Паранормального явления» и «Астрала». Полнометражный дебют режиссера Александра Конста и сценариста Мэттью Джейкобса вновь рассказывает кровавую историю леди Батори. Отличий от классической в ней, судя по всему, немного — разве что качество картинки и масштаб происходящего на экране, недаром на дворе 2015 год. Кроме того, Светлана Ходченкова, в отличие от предыдущих Батори, почему-то охотится не за девушками, а за девочками, совсем детьми. Кажется, этот фильм снят, чтобы убедить современных историков в их сомнениях относительно масштаба патологии личности Батори: по сюжету, героиня Ходченковой не один день гоняется с ножом по замку за одной единственной девочкой. Что придает картине некоторый, совершенно неуместный в контексте первоисточника, комизм.