Рекомендации для студента по совершенствованию оцениваемых компетенций. Показатели и критерии оценивания компетенций. Выходные данные сборника

Оценка общих компетенций обучающихся

методист Чебоксарского электромеханического колледжа

Одним из ключевых вопросов, который возникает в связи с переходом на компетентностный подход в образовании, является инструмент оценки. Для определения уровня сформированности компетенций студентов вполне подходят проектная работа, деловая игра , индивидуальный анализ конкретных ситуаций (когда обучающемуся предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации), а также экспертные наблюдения.

Главная сложность оценки уровня сформированности компетенции состоит в соблюдении принципа объективности. Чтобы соблюсти этот принцип и уйти от человеческого фактора, необходимо расставить так называемые «маячки», соответствующие каждой конкретной компетенции. И в процессе оценки происходит сравнение существующего уровня каждого студента с этими «маячками». Но следует оговориться, что опять же данные «маячки» могут иметь некий налет субъективности, и поэтому ими можно пользоваться лишь как руководством.

Целесообразно применение диагностического собеседования, которое должно помочь уточнить неясные моменты оценки. Студентам можно предложить провести самооценку уровня сформированности компетенций. Рассмотрим это на примере общей компетенции ОК 6 «Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями» (ФГОС СПО), относящейся к сфере социального взаимодействия.


Среди основных показателей, по которым мы можем судить об уровне сформированности данной компетенции у обучающихся, можно выделить следующие: устанавливает и поддерживает хорошие отношения с сокурсниками и преподавателями; делится своими знаниями и опытом, чтобы помочь другим; выслушивает мнение сокурсников и преподавателей и признает их знания и навыки; активно вносит вклад в работу других. По каждому показателю формулируем три утверждении: «делаю это редко или никогда», «делаю это достаточно часто», «делаю это всегда в любых ситуациях». Каждое утверждение соответствует определенному уровню сформированности признака (низкий уровень оценивается в 1 балл, средний уровень – в 2 балла, высокий уровень – в 3 балла). Поэтому для самооценки компетенции студентам предлагаем выбрать один вариант из трех утверждений по каждому основному показателю компетенции, а затем по полученным ответам находим среднее значение, которое и будет являться самооценкой уровня сформированности компетенции.

Полученные путем самооценки данные помогут представить полную картину по некоторым студентам в том случае, когда материалов для определения уровня сформированности компетенций недостаточно.

Существующая система оценивания знаний студентов обеспечивает четкую картину их успеваемости, но не позволяет оценить их личностные характеристики. Именно кураторы студенческих групп, непосредственно общающиеся со студентами и знающие каждого из них индивидуально, могут осуществить такую диагностику. При этом кураторы могут определить мотивации студентов к обучению, их лидерские качества, отношения внутри группы. Однако часто оценка студента опирается на результаты успеваемости. Даже если отчеты кураторов о проделанной работе содержат информацию по каждому студенту индивидуально, то данная информация не всегда доносится до преподавателей в начале обучения. Преподаватели вынуждены сами (без предварительных знаний) определять стиль общения со студентами. В связи с этим считаю целесообразным довести полученные данные об уровне сформированности компетенций у студентов до преподавателей-предметников. Это позволит определить, насколько являются эффективными применяемые методы обучения, и не стоит ли внести определенные коррективы в технологию обучения.

При оценке компетенций обучающихся имеет смысл проранжировать компетенции по степени их значимости для работодателей – социальных партнеров , которых целесообразно привлечь к оценке (например, во время прохождения обучающимися производственной практики), так как процесс оценивания компетенций требует участия не только педагогов, но и сторонних экспертов (в идеале, менеджера по персоналу компании-работодателя). Только тогда полученные результаты могут быть действительно объективными.

Следует также отметить, что при оценке компетенций обязательна обратная связь, т. е. предоставление студенту развернутого отзыва о выполненной им работе с указанием сильных и слабых сторон, а также конкретных рекомендаций. Грамотно организованная обратная связь может стать дополнительным мотивационным фактором для дальнейшего обучения и развития студента в рамках выбранной им специальности.

Оценка уровня сформированности компетенций студента дает ответ на вопрос: почему студент проявляет себя именно так и показывает такие результаты? По полученным оценкам мы можем определить величину разрыва между реальным уровнем сформированности компетенции и ожидаемым, что позволит нам увидеть поэтапный план развития каждого студента, динамику этого развития, а также оценить, над какими вопросами (компетенциями) следует работать в дальнейшем.

Список источников

1. , Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования : современный этап. Европейский фонд образования. – М., 2003.

2. Борисов -деятельностный подход и модернизация содержания общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 1, с.58-61.

3. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? - http://vio. fio. ru/vio_l 7/resource/Print/art_l_6.htm

Вестник ХНАДУ, вып. 68, 2015

УДК 519.237.8

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

В.А. Шевченко, доц., к.т.н.,

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Аннотация. Предложена методика прогнозирования успеваемости студентов на основе методов кластерного анализа. Приведены результаты проведенного эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной методики прогнозирования успеваемости.

Ключевые слова: прогнозирование, успеваемость, кластерный анализ, матрица исходных данных, матрица расстояний.

ПРОГНОЗУВАННЯ УСПІШНОСТІ СТУДЕНТІВ НА ОСНОВІ МЕТОДІВ

КЛАСТЕРНОГО АНАЛІЗУ

В.О. Шевченко, доц., к.т.н.,

Харківський національний автомобільно-дорожній університет

Анотація. Запропоновано методику прогнозування успішності студентів на основі методів кластерного аналізу. Наведено результати проведеного експерименту, що підтверджують ефективність розробленої методики прогнозування успішності.

Ключові слова: прогнозування, успішність, кластерний аналіз, матриця вихідних даних, матриця відстаней.

PROGNOSTICATION OF STUDENTS PROGRESS ON THE BASIS OF CLUSTER

ANALYSIS METHODS

V. Shevchenko, Asso^ Prof., Ph. D. (Eng.),

Kharkiv National Automobile and Highway University

Abstract. The method of prognostication of students progress on the basis of methods of cluster analysis has been offered. The results of the experiment confirming the efficiency of the developed method of prognostication have been given.

Key words: prognostication, progress, cluster analysis, matrix of initial data, matrix of distances.

Введение

В настоящее время существуют сотни методов прогнозирования. Виды математических методов прогнозирования: корреляционный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.

Анализ публикаций

Рассмотрением сущности прогнозирования в области обучения занимались Б.С. Гершун-

ский , В.И. Загвязинский , А.Ф. Присяжная , Р.В. Майер и др.

В ходе анализа публикаций был сделан вывод, что для достоверного прогнозирования успеваемости студентов больше всего подходят методы кластерного анализа, поскольку кластерный анализ позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков. Кроме того, кластерный анализ позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы.

Вестник ХНАДУ, вып. 68, 2015

Цель и постановка задачи

По результатам проведенного анализа в области педагогического прогнозирования были поставлены следующие цели:

1. Разработать процедуру прогнозирования успеваемости студентов на основе методов кластерного анализа.

2. Для проверки эффективности разработанной процедуры прогнозирования провести эксперимент с целью сравнения реальной и прогнозируемой успеваемости студентов.

Выбор метода кластерного анализа для прогнозирования успеваемости студентов

Для решения поставленной задачи - разработки процедуры прогнозирования успеваемости студентов из множества алгоритмов кластеризации наиболее подходящим, на наш взгляд, является алгоритм k-средних Мак-Кина, в котором сам пользователь должен задать искомое число конечных кластеров, обозначаемое k. Принцип классификации заключается в следующем:

Выбираются или назначаются k наблюдений, которые будут первичными центрами кластеров;

Остальные наблюдения приписываются к ближайшим заданным кластерным центрам;

Текущие координаты первичных кластерных центров заменяются на кластерные средние;

Предыдущие два шага повторяются до тех пор, пока изменения координат кластерных центров не станут минимальными.

Однако алгоритм Мак-Кина предполагает, что кластерные центры выбираются из существующего набора данных для кластеризации. Для решения поставленной задачи такой подход не приемлем, так как могут быть группы студентов с различной успеваемостью; например, группы, где нет двоечников, или, наоборот, нет отличников, или много троечников. Если выбирать кластерные центры из данных каждой студенческой группы, то для каждой группы распределение студентов на кластеры в зависимости от их успеваемости будет различным, и может случиться, что студент с хорошей успеваемостью попадет в кластер плохой успеваемости и наоборот. Необходимо определить такие кластерные центры, значения которых не зависят от набора классифицируемых данных и обеспе-

чивают распределение студентов на кластеры в соответствии с существующими параметрами успеваемости: до 60 баллов - плохо, от 60 до 75 баллов - удовлетворительно, от 75 до 90 баллов - хорошо, свыше 90 баллов -отлично.

Кроме того, по алгоритму Мак-Кина после добавления какого-либо данного в кластер необходимо произвести пересчет центра кластера. В этом случае значение кластерного центра будет изменяться, что также приведет к искажению результатов кластеризации.

Следовательно, метод k-средних Мак-Кина целесообразно применить для решения поставленной задачи после некоторой модификации.

Модификация метода А-средних Мак-Кина

Модифицируем алгоритм Мак-Кина исходя из следующих допущений:

1. При решении поставленной задачи необходимо задать такие кластерные центры, которые представляют собой усредненные значения каждого параметра для каждого класса.

2. Заданные центры должны оставаться неизменными на протяжении всей процедуры кластеризации.

Постановка задачи кластеризации

Известно множество объектов Х, представляющих собой данные по успеваемости n студентов, состоящие из m признаков: X = X і, X 2,..., Xm }. Множество объектов Х описывается множеством векторов измерений X j, j = 1, m . Требуется разбить выборку Х на четыре типологические группы, характеризующие успеваемость студентов: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо». Следовательно, задаем число кластеров k = 4.

Процедура кластеризации

1. Зададим матрицу исходных данных в соответствии с формулой (1), где Xj - j-й параметр i-го объекта, m - количество парамет-

Вестник ХНАДУ, вып. 68, 2015

ров; n - количество студентов (объектов кластеризации)

X11 X12 . .. X1 j . 1 s

X21 X22 . .. X2 j . .. X2m

Xi1 Xi 2 . .. Xj . .. Xm . (1)

Xn1 Xn2 . .. Xnj . .. Xnm

2. Назначим первичные центры кластеров. Для этого для каждого кластера определим эталонные значения параметров как усредненные данные по каждой типологической группе студентов, полученные при моделировании процесса формирования компетенций у студентов . Эталонные значения будут использованы в качестве центров будущих кластеров, вокруг которых группируются наиболее близкие объекты по значениям выбранных параметров. Эталонные значения параметров кластеризации приведены в табл. 1.

где ztj - нормированное значение j-го параметра /-го объекта; Xj - исходное значение j-го параметра i-го объекта; Xj - среднее значение j-го параметра по всем объектам;

4. Для нормированных данных строим матрицу расстояний D (3)

" 0 d1,2 . .. d1, n d1,n+4

d 2,1 0. .. d2,n d 2,n+4

D = dn,1 dn,2 . .. 0 dn,n+4 . (3)

dn+4,1 dn+4,2 . .. dn+4,n 0

Расстояния между объектами вычисляем по Евклидовой метрике (4)

Таблица 1 Эталоны для прогнозирования

Типолог. группы Начальн. знания Знания по теме Кол-во пропусков

Класс 5 85 95 0

Класс 4 75 85 0

Класс 3 60 70 0

Класс 2 40 40 2

Вокруг эталонов собираются объекты, близкие по своим параметрам. В качестве объектов кластеризации в данной задаче выступают студенты, а в качестве параметров -факторы, значения которых можно оценить в начальный момент изучения дисциплины:

Уровень начальных знаний студентов;

Уровень компетенций, сформированных у студентов по первой теме дисциплины;

Количество пропусков занятий студентами на момент составления прогноза.

где d/j - расстояние между i-м и j-м объектами; m - количество признаков кластеризации; zik - нормированное значение i-го объекта по

k-му признаку; Zjk - нормированное значение j -го объекта по k-му признаку.

5. Из матрицы расстояний выделяем эталонную матрицу расстояний, которая представляет собой матрицу расстояний (5) от каждого объекта до эталонных данных

d1,n+1 d1,n+2 d1,n+3 d1,n+4

d 2,n+1 d 2,n+2 d 2,n+3 d 2,n+4

di,n+1 di,n+2 di,n+3 di,n+4 , (5)

dn,n+1 dn,n+2 dn,n+3 dn,n+4

3. Поскольку выбранные признаки имеют разные единицы измерения, исходные данные нормируем вместе с добавленными к ним эталонами по формуле (2)

i = 1, n + 4, j = 1, m

где MEt - эталонная матрица расстояний.

6. В эталонной матрице определим минимальное значение расстояния, номер объекта и кластерного эталона, которые находятся на этом минимальном расстоянии.

7. Выбранный объект припишем к соответствующему кластеру.

Вестник ХНАДУ, вып. 68, 2015

8. Из матрицы исходных данных и матрицы эталонных расстояний удалим данные об объекте, который был приписан к кластеру.

Пункты 6 - 8 повторим до тех пор, пока все объекты не будут разнесены по кластерам.

Разработанная процедура прогнозирования успеваемости студентов имеет реализацию в виде макроса на языке VBA.

Описание и результаты эксперимента

Для проверки эффективности применения метода формирования индивидуальных траекторий для самостоятельной работы на основе кластерного анализа для организации индивидуализации самостоятельной работы потока студентов был проведен эксперимент со студентами трех групп (всего 61 студент) дорожно-строительного факультета ХНАДУ, изучающими информатику в осеннем семестре.

В качестве исходных данных использованы три фактора: начальный уровень знаний студентов (оценен в начале первого занятия), знания, полученные студентами на занятии по первой теме (оценены на первой лабораторной работе), и количество пропусков занятий (эксперимент проводился на втором занятии). По этим исходным данным был составлен прогноз успеваемости для каждого студента по дисциплине «Информатика».

По окончании изучения дисциплины прогнозируемые баллы студентов сравнили с баллами, которые студенты получили на зачете по информатике.

Сравнительные данные эксперимента приведены в табл. 2 и на рис. 1.

Таблица 2 Зачетные и прогнозные данные

Отлично Хорошо Удовлетв. ОХОІГЦ Итого

Зачетный балл 3 11 40 7 61

Прогнозный балл 2 13 38 8 61

Рис. 1. Сравнительная диаграмма зачетных и

прогнозных данных Вывод

Результаты проведенного эксперимента показали, что прогнозируемая успеваемость студентов отличается от реальной не более, чем на 3,3 %. Следовательно, процедура на основе модифицированного метода ^-средних Мак-Кина действенна и может использоваться для прогнозирования успеваемости студентов.

Литература

1. Гершунский Б.С. Прогностические мето-

ды в педагогике / Б.С. Гершунский. -К.: Вища школа, 1979. - 240 с.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое пред-

видение / В.И. Загвязинский. - М.: Знание, 1987. - 77 с.

3. Присяжная А.Ф. Прогнозирование как

функция педагога (от будущего учителя до профессионала): монография /

A. Ф. Присяжная. - Челябинск: Образование, 2006. - 306 с.

тов методом кластерного анализа / Р.В. Майер // Проблемы учебного физического эксперимента: сб. науч. и метод. работ. - 1998. - Вып. 5. - С. 12-19.

5. Шевченко В.А. Концепция построения

модели приобретения знаний студентами по дисциплине «Информатика» /

B. А. Шевченко // Вестник ХНАДУ: сб. науч. тр. - 2012. - Вып. 56. -

Рецензент: В.В. Бондаренко, профессор,

к.пед.н., ХНАДУ.

1

В современных условиях остро стоит проблема разработки контрольно-оценочных, измерительных, мониторинговых средств, позволяющих диагностировать уровень формирования компетенций студентов в вузе. Традиционная оценочная система не может диагностировать компетенции студента, отражая лишь их знаниевый компонент. Авторами представлена методика диагностики компетенций на основе результативности деятельности студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе. Представленная методика, основываясь на компетентностной парадигме, использует квалиметрический подход к оцениванию профессиональных и общекультурных компетенций студента в течение всего периода обучения. В статье описана накопительная система оценки компетенций, критерии, уровни сформированности и методы их оценивания, позволяющие осуществить диагностику образовательной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов высшего образования, руководителей подразделений вуза, методических отделов, исследователей, занимающихся вопросами диагностики образовательной деятельности.

высшее образование

компетенции

уровни формирования компетенций

диагностика

профессиональный профиль

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода): метод. пособие. / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.

2. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. Программно-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в условиях новых Государственных образовательных стандартов: учебно-методическое пособие. / Г.А. Шайхутдинова – Казань: Издательство «Данис» ФГНУ «ИПППО» РАО, 2012. – 164 с.

3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. – М.: Исследовательский центр. Проблема качества подготовки специалистов, 2010. – 216 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – 39 с.

5. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему: Монография. / Г.В. Мухаметзянова – Казань: Идел-пресс, 2008. – 608 с.

6. Прокофьева Е.Н. Интегративная игра в формировании профессиональных компетенций у бакалавров профиля «Защита в чрезвычайных ситуациях» / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 4 (49). – С. 33–38.

7. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. / А.И. Субетто. СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. – 72 с.

8. Храпаль Л.Р. Диагностический инструментарий по выявлению уровня модернизированности этнокультурной идентичности будущего специалиста / Л.Р. Храпаль // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 9. – С. 88–90.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.

10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.

Основной целью современного высшего образования является подготовка квалифицированного специалиста (бакалавра, магистра, аспиранта), готового к деятельности и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, способного к адаптации в изменяющихся внешних условиях. Компетенция характеризует специфику профессиональной деятельности и качество профессиональной подготовки современного выпускника вуза. Значительным элементом компетенции является опыт - интеграция в единое целое достигнутых человеком единичных действий, способов и приемов решения задач. Выражение профессиональных компетенций предполагает постоянное обновление и рост профессиональных знаний, освоение новой информации для успешного решения профессиональных задач у студентов вуза. Впервые в образовании ставится вопрос о преемственности развития компетенций по стадиям обучения, требуется учет специфических компетенций для каждого направления профессиональной подготовки .

В текущих условиях компетентностной парадигмы существенно меняются формы обучения, происходит смещение в сторону использования активных и проблемных методов обучения, где студент может проявить свои способности в полной мере, то есть на первый план выходит задача оценивания деятельных характеристик обучения и личностных качеств студента. Соответственно возникает необходимость в такой оценочной системе, которая бы могла интегрировать все методы, способы, формы оценки и иметь накопительный характер в течение всего периода обучения . Требуется изменение системы контроля знаний студентов в вузе, разработка такой оценочной системы, которая бы адекватно отражала процесс формирования профессиональных и общекультурных компетенций, как результата высшего образования, определяемого способностью и готовностью выпускника выполнять профессиональные и социальные действия в выбранной предметной области.

Несмотря на значительное количество педагогических исследований в области формирования профессиональных компетенций и в области стандартизации и оценки качества образования на основе компетентностного подхода , квалификационные требования к современному специалисту со стороны работодателей еще находятся на этапе формирования, в то время, как процесс обучения уже построен на формировании профессиональных и общекультурных компетенций, установленных образовательным стандартом. Кроме того, разработки по универсальной оценочной системе для профессиональных и общекультурных компетенций студента в вузе на настоящий момент отсутствуют.

Компетенции, с помощью которых описываются результаты обучения, представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, а также способностей и личностных качеств, которые выпускник сможет продемонстрировать, получив диплом бакалавра или магистра. Общее понятие профессиональной компетентности рассматривается с точки зрения конкурентоспособности специалиста на рынке труда, ответа на запросы работодателя, готовности качественно выполнять определенные действия.

Особенность компетенции, как результата образования, состоит в том, что она: является интегрированным результатом обучения, проявляется и существует в форме деятельности, а не информации о ней; связана со значительным количеством объектов действия, наращивается совместно с другими компетенциями, формируя профессиональную компетентность; компетенция, как действие, проявляется не автоматически, а осознанно и многократно проявляясь, образует профессиональный опыт. Компетентностный подход в большей степени направлен на достижение качества подготовки, отвечающего экономическим и социальным общественным потребностям, создавая баланс между востребованностью на рынке труда и интересами и профессиональной реализацией личности.

Для оценки профессиональных и общекультурных компетенций, нами предлагается использовать квалиметрический подход, обеспечивающий измерения в числовой форме или в условных показателях; включающий сочетание методов исследования, нацеленных на получение разносторонних сведений об объекте, отслеживание динамики изменения его показателей и анализ возможных отклонений и обеспечивающий переход от качественного, одностороннего описания явлений к объективным, точным методам проверки и обобщению результатов обучения студентов.

1 шаг. Определение профессиональных и общекультурных компетенций и их структуры по направлению обучения;

2 шаг. Определение методов формирования профессиональных и общекультурных компетенций для каждой учебной дисциплины;

3 шаг. Формирование базы контрольно-оценочных средств диагностики профессиональных и общекультурных компетенций для каждой учебной дисциплины;

4 шаг. Формирование профессионального профиля студента вуза, включающего интегрированную оценку всех профессиональных и общекультурных компетенций.

5 шаг. Анализ результатов диагностики профессиональных и общекультурных компетенций с позиций студента, преподавателя, администрации вуза, работодателя.

Данный алгоритм реализует структурирующую функцию (учет требований стандарта, работодателя, администрации вуза) к целям и содержанию обучения, контрольную функцию (разработку контрольных оценочных средств, их информационное обеспечение и непрерывный мониторинг) и управляющую функцию (на основе корректировки процесса освоения учебного материала дисциплины по результатам диагностики компетенций).

Мера компетенции - применение на практике знаний, умений, навыков в условиях лимита времени, дополненная личностными качествами - мотивацией, дисциплинированностью, организованностью, целеустремленностью и др.

На начальном этапе разработки диагностического инструментария необходимо для каждого направления обучения проанализировать ФГОС и выделить типы деятельности и набор профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для их освоения. Мы предлагаем в качестве структурных компонент профессиональных компетенций: когнитивный (полнота и обобщенность профессиональных знаний), деятельностный (развитие и формирование профессиональных умений, навыков), коммуникативный (умение работать в коллективе, принимать управленческие решения), аксиологический (нравственно-ценностные позиции) компоненты, которые могут формироваться на трех оценочных уровнях - низком (репродуктивная деятельность), среднем (самостоятельная продуктивная деятельность), высоком (самостоятельная творческая деятельность) .

Вторым этапом алгоритма диагностики компетенций является определение содержания обучения по каждой дисциплине и совокупности педагогических форм, методов и технологий, способствующих формированию профессиональных и общекультурных компетенций. Компетенции выпускника должны позволить ему успешно работать в избранной профессиональной сфере, приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В подготовке современных выпускников ведущими формами выступают активные методы обучения, которые воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. В течение обучения студент непременно должен выполнять точные действия в квазипрофессиональной среде, схожие с теми, которые будут иметь место в его профессиональной деятельности. Особенно успешным применение активных методов, как педагогических технологий, с нашей точки зрения, может быть после производственных практик, где студенты получают конкретные знания по состоянию предприятий, территорий региона, имеют возможность работать с нормативной документацией, осваивают рабочие места.

Безусловно, свой вклад в данную оценку вносит и уровень сформированности компетенций в традиционном обучении (лекции, практика, лабораторные работы, семинары), личностное развитие обучаемого, внешние факторы и др. Однако, эмпирические наблюдения за студентами в ходе профессиональной подготовки демонстрируют повышение заинтересованности и профессиональной направленности, овладение профессиональными терминами, способами общения и взаимодействия, именно в рамках активных методов обучения.

Для каждого вида занятий, разработанных в рамках учебного плана и программы дисциплины, сформированного набора педагогических технологий, необходимо определить способ оценки компетенций.

Компетенции, как таковые, имеют когнитивную (знание и понимание профессионально значимой информации), деятельностную (знание, как действовать) и личностную (знание, как быть) основу. Достижения бакалавров представляют собой количественные и качественные показатели освоения имитационной профессиональной деятельности и отражают процесс развития и движение к цели профессиональной подготовки - высокому уровню компетенций. Следовательно, к результатам формирования профессиональных и общекультурных компетенций следует относить освоенные компетенции, ценностные отношения, сформированные личностные качества.

Когнитивную и частично деятельностную основу компетенций, формируемых в рамках лекционных, практических и лабораторных занятий, можно проверить с помощью традиционных оценочных средств: устных и письменных опросов, самостоятельных и контрольных работ, системы тестовых заданий для входного, текущего и итогового видов контроля с учетом целей диагностики. Тестовые задания строятся с учетом таксономии целей с использованием проблемных и ситуационных задач.

В рамках активных методов обучения (деловые игры, проектные методы и прочее) нами рекомендуется использование экспертной оценки профессиональных и общекультурных компетенций, как способа диагностики действий студентов (проявления компетенции). Каждой компетенции, проявляемой студентом, ставится в соответствие действие или событие, фиксируемое экспертом, кроме того, оценивается также и конечный результат задания (цель активного метода - разработанный проект или достигнутый уровень, решенная проблема). Соответственно, каждое действие студента должно фиксироваться в специальной карте компетенций, где учитывается, кроме проявленного уровня (низкий, средний высокий) еще и личностный вклад, то есть, проявлена ли эта компетенция в самостоятельной или в групповой деятельности.

Для определения уровня профессиональных и общекультурных компетенций в ходе активных методов обучения необходимо в среднем 5 прецедентов, позволяющих произвести диагностику. Общий результат по теоретическому и практическому освоению дисциплины накапливается в специально организованной автоматизированной базе данных, позволяющей осуществить анализ пробелов обучения для их своевременной коррекции (как для студента, так и для преподавателя).

Профессиональный профиль студента нами предлагается построить для каждого направления подготовки на основе установленных стандартом профессиональных и общекультурных компетенций. Идеальное состояние - достижение высокого уровня (самостоятельной творческой деятельности) по всем компонентам выделенных компетенций считать за профессиональный профиль, например, если в рамках рассмотренного направления и профиля подготовки формируются профессиональные компетенции (ПК1-ПК18) и общекультурные компетенции (ОК1-ОК11), то профессиональный профиль можно представить в виде 100 % соответствия (рисунок).

Соответствие уровня профессиональных и общекультурных компетенций студента профилю профессии для студента

По результатам освоения каждой дисциплины, после каждой контрольной процедуры происходит заполнение базы данных. Накопительная оценка студента представляет собой аддитивную оценку всех его действий в рамках одной дисциплины. Каждая дисциплина и ее контрольные этапы имеют определенный удельный вес (процент участия) в формировании тех или иных профессиональных и общекультурных компетенций. Суммарный результат по всем дисциплинам в ходе всего обучения накапливается в личной базе студента, где по итогам семестра определяется соответствие студента профилю профессии.

На заключительном этапе предлагаемого алгоритма диагностики профессиональных и общекультурных компетенций проводится анализ результативности обучения на уровне каждого студента, студенческой группы, изучаемой дисциплины в ходе выбранных временных промежутков (неделя обучения, семестр, учебный год, весь период обучения) для объективного анализа и возможной корректировки процесса обучения.

Опытно-экспериментальное внедрение предлагаемого диагностического инструментария в педагогическую практику Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (для выпускающей кафедры (промышленной и экологической безопасности) и общеобразовательной кафедры (вычислительной математики)) продемонстрировало ее эффективность, определяемую:

Обновлением содержания дисциплин, в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей в современных условиях, что усиливает профессиональную направленность образования;

Подбором продуктивных педагогических технологий с использованием активных и интерактивных методов обучения для формирования выделенных профессиональных компетенций;

Совершенствованием контрольных оценочных средств дисциплины;

Автоматизацией системы сбора, хранения и анализа информации;

Прозрачностью учебного процесса для администрации вуза;

Усилением мотивации и повышением успеваемости студентов, участвующих в эксперименте, в среднем на 28 %.

Использование данной оценочной системы позволяет:

Получить оценку достижения компетенций индивидуально каждым студентом по каждой дисциплине, теме и виду занятий;

Определить индивидуальные качества каждого студента, их профессиональную пригодность, личностные качества, такие как: работа в группе, поведение и умение работать в команде, лидерские качества и т.д.;

Диагностировать пробелы в усвоении студентами знаний, умений, навыков во время традиционного обучения и компетенций в ходе активных методов обучения и осуществить их своевременную коррекцию;

Получить полную информацию о профессиональных навыках студента администрации вуза и потенциальным работодателям.

Современные условия образовательной деятельности предполагают, что его результатом станет не количество знаний, полученных студентом, а его способность и готовность работать в выбранной профессиональной сфере, конкурентоспособность на рынке труда.

Определение методики диагностики компетенций выпускника вуза, необходимых критериев и характеристик с использованием информационных автоматизированных средств дает возможность преподавателю осуществить мониторинг собственной деятельности и деятельности студента, определяя необходимые для корректировки аспекты.

Для студента в ходе диагностики профессиональных компетенций происходит процесс моделирования собственной профессиональной деятельности, а также вырабатывается стратегия профессиональной подготовки в вузе в зависимости от выбранного профиля будущей деятельности. А также в ходе диагностики у студентов формируется система ценностей, которая характеризует цельность личности, настойчивость в достижении поставленных перед собой целей, отношение к себе, к познанию, к своей будущей профессии.

Вступление России в Болонский процесс и изменение модели высшей школы предполагают смещение акцентов с содержания образования на его результаты, которые должны стать прозрачными и для самого выпускника, преподавателей и администрации вуза и для работодателя. Работодатель должен быть осведомлен об успехах бакалавра или магистра в образовании, его способностях применять свои профессиональные знания, умения, навыки на практике для определения рабочего места и вида профессиональной деятельности. Предлагаемая методика является универсальным диагностическим инструментом, имеет возможность адаптации к любому направлению подготовки в системе высшего образования, легка в применении, имеет возможность встраивания в информационную систему университета.

Рецензенты:

Грязнов А.Н., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань;

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией гуманитарной подготовки в профессиональном образовании, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 19.02.2015.

Библиографическая ссылка

Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 797-801;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36936 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отличительная особенность современного профессионального образования – личностно-ориентированное обучение, направленное на формирование мобильных, конкурентоспособных высококлассных специалистов, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, способностью предпринимать конструктивные и компетентностные действия в профессиональной деятельности . Ориентация на этот результат требует особой системы оценки общих и профессиональных компетенций студентов.

Цель исследования – изучить методические подходы отечественных преподавателей высших учебных заведений к оценке сформированности компетенций студентов в процессе изучения преподаваемых им дисциплин.

Задачи исследования:

Рассмотреть сущность понятия «компетентность» студентов и механизм ее формирования;

Исследовать зависимость уровня сформированнности у студентов профессиональной компетентности от использования в методике обучения разнообразных технологий обучения и комплекса организационно-педагогических условий;

Рассмотреть методические подходы к мониторингу сформированности компетенций и его документационному сопровождению;

Определить этапы процесса оценки сформированности компетенций студентов

Доктор педагогических наук А.В. Хуторской предлагает следующее определении компетенции: совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним .

Наглядный опыт реализации организационной основы обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций выпускника можно проследить, анализируя работу по реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В настоящее время Калининградская область является пилотным регионом по реализации проекта. Правительством Калининградской области принята целевая программа «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах». Одной из основных задач является: организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России .

Для оценки формирования опыта трансляции финансово-экономических знаний различным целевым аудиториям, был разработан ряд мероприятий с целью изучить уровень профессиональных компетенций студентов. Работа состояла из 2 этапов. На первом этапе было проведено анкетирование студентов. На втором этапе был проведен Круглый стол с привлечением специалистов банка-партнера учебного заведения. В работе круглого стола активно принимали участие преподаватели экономических и юридических дисциплин и учебного заведения.

Разрабатывая и проводя Круглый стол, организаторам необходимо было спланировать работу заранее, провести подготовительную работу. Студентами были подготовлены доклады на актуальные темы. Путем обобщения мнений участники беседы анализировали тезисы и антитезисы. Решали практические ситуации, с которыми может в жизни столкнуться каждый. Оценила сформированность профессиональных компетенций студентов и преподавателей представитель банка.

Исследование, посвященное оценке зависимости уровня сформированнности у студентов профессиональной компетентности от использования в методике экономического обучения учетно-экономическим дисциплинам совокупности разнообразных технологий обучения и комплекса организационно-педагогических условий, проведено на кафедре управленческого учета и контроля финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета.

В экспериментальной работе участвовали студенты дневного отделения специальности «Финансы и кредит» и преподаватели кафедры управленческого учета и контроля финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета. В исследовании представлена количественная оценка показателей уровня эффективности формирования профессиональной компетентности, определенная посредством коэффициентов, основанных на методах математической статистики.

Был проведен ряд экспериментов, а именно:

Проведение активных лекций с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет, показавшее, что оно в меньшей мере влияет на формирование у студентов профессиональной компетентности;

Экспериментальная проверка методик экономического обучения учетно-аналитическим дисциплинам, которые включают в себя совокупность новых образовательных технологий в контексте компетентностного подхода, обеспечивающих постановку студентов в позицию субъектов деятельности. Данный эксперимент показал: студенты в большей мере, чем в первых двух случаях, ориентированы на успешную реализацию полученных в процессе обучения экономических знаний в будущей своей профессиональной работе.

Указанный подход к оценке эффективности формирования профессиональной компетентности у студентов экономических направлений в процессе изучения учетно-аналитических дисциплин позволяет создать такую модель экономической подготовки, и такое профессионально ориентированное дидактическое обеспечение учетно-аналитических дисциплин, которые обеспечивают эффективное формирование и развитие профессионально-значимых качеств будущего экономиста .

Развитие компетенций предполагает активное участие студента в образовательном процессе. Здесь уместно подчеркнуть, что студента нельзя научить, он только может научиться сам. Преподавание дисциплин должно быть в формате «case-study», где студенты приобретают навыки командной работы, принятия решений, оценки и презентации результатов . Кроме освоения дисциплин для оценки сформированности компетенций необходим учет всех видов практик и внеаудиторных мероприятий.

Мельникова С.В. предлагает для успешного формирования компетенций в образовательном учреждении разработать и утвердить следующую документацию:

1. Положение о мониторинге сформированности компетенций.

2. Программа формирования ОК и ПК по всем специальностям.

3. Лист компетенций при освоении учебной дисциплины, междисциплинарного курса и профессионального модуля.

4. Индивидуальная карта мониторинга сформированности компетенций студента .

Программа формирования ОК и ПК необходима для координации всех преподавателей, принимающих участие в формировании компетенций студентов.

Программа должна определить дисциплины, виды практик, внеаудиторные мероприятия, способствующие формированию компетенций, частоту сбора информации, приблизительные даты контрольных точек, ответственного за сбор, обобщение и хранение информации, фиксирование результатов в индивидуальной карте мониторинга сформированности компетенций, критерии оценки, технологии оценки, показатели сформированности компетенций. Для мониторинга успеваемости по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю, учебной или производственной практике преподаватель заполняет лист компетенций .

Лист компетенций

Учебный год ______________, семестр_______________________

Специальность ___________________________________________

Курс ______________, группа ______________________________

Дисциплина _____________________________________________

Фамилия и инициалы преподавателя ________________________

Фамилии и инициалы экспертов_____________________________

Дата проведения оценки компетенций _______________________

В столбце «Оценка» возможно использовать следующие обозначения:

0 – по выделенному критерию компетенция не проявлена

1 – компетенция проявлена частично;

2 – компетенция проявлена полностью.

Проставленные баллы позволят судить о базовом, повышенном или творческом уровне сформированности компетенций. Заключение об уровне сформированности ОК и ПК заносится в индивидуальную именную карту сформированности компетенций студента.

Карта мониторинга сформированности компетенций

ФИО________________________ Специальность ____________________

Дата поступления в образовательное учреждение____________________

Созданные таким образом организационные и правовые условия позволят повысить профессионализм оценки сформированности компетенций студентов профессионального образования, а значит, сделает образовательный процесс эффективнее .

Оценка процесса формирования компетенций в практике Волгоградского государственного социально-педагогического университета была реализована с помощью двух видов карт компетенций: карты формируемых компетенций и профиль компетенций студента.

Карта формируемой компетенции проектируется для каждой формируемой компетенции. В графы «Знания», «Умения» карты выставляются баллы, полученные студентами за выполнение теста и заданий, позволяющих оценить знания и умения. Полученные баллы суммируются и переводятся в качественную оценку уровня когнитивной и операциональной основы компетенции (высокий, достаточный, минимальный, ниже допустимого). В графе «Отношение» преподаватель по итогам наблюдения за деятельностью и на основе анализа творческих работ студентов дает качественную оценку уровня проявления мотивационно-ценностного компонента учебных достижений студентов. В графу «Уровень овладения компетенции» преподавателем выставляется интегральная оценка, которая зависит от показателей трех компонентов учебных достижений и анализа квазипрофессиональной деятельности студента .

Карта формируемой компетенции

1. Когнитивная основа компетенции (знания)

2. Операциональная основа компетенции (умения)

3. Отношение к процессу, содержанию и результату деятельности (отношение)

Уровень овладения компетен-цией

Актив-ность*

Работа в группе, кооперация*

Мотива-ция и отноше-ние*

* – приведены примерные наблюдаемые качества.

А – «высокий уровень», В – «средний уровень», С – «минимальный уровень», D – «ниже минимума стандарта».

Если студент не диагностировался, не сдал работу в силу каких-то обстоятельств, ему выставляется отметка «F». Это не означает, что уровень его знаний, умений, сформированных компетенций ниже стандарта, а означает то, что данный студент нуждается в дополнительной диагностике.

Для фиксации уровня проявленных в работе компетенций была спроектирована карта оценки демонстрируемых компетенций – «Профиль компетенций студента». Эта оценка также имеет накопительный характер, и изменяется в течение всего периода освоения дисциплины. Выставление в профиль компетенций отметок А-D или F осуществляется преподавателем на основе наблюдения за деятельностью студентов в аудитории, изучении продуктов учебной деятельности.

Карта «Профиль компетенций студента»

Индексы компетенций из ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование»

В дальнейшем такой «профиль компетенций» заполняется каждым преподавателем и сводится в единую базу. Итоговая оценка сформированности той или иной общекультурной или общепрофессиональной компетенции выставлялась бы методом экспертных оценок по совокупности оценок «индивидуального профиля компетенции».

Для студентов в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете разработан вариант «портфолио компетенций», который строится по типу дневника самооценки. На каждую компетенцию студент заполняет разделы «Знаю», «Умею», «Обладаю качествами». Далее заполняется раздел «Свидетельства», где студент либо прикладывает работы, либо описывает где, на каких занятиях или во время педагогической практики ими была проявлена данная компетенция. Самым последним заполняется раздел «Уровень сформированности», где студент, оценивая свои достижения в данной области комплексно, делает обобщающую оценку от «полное овладение» до «не владею». Такую оценочную процедуру возможно проводить и по итогам изучения каждой темы, но исследования показали, что более целесообразно завершать портфолио после изучения всего психолого-педагогического цикла .

В целях создания интерактивной площадки для широкого обсуждения новых подходов к разработке диагностической технологии внешнего независимого оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе разработан и реализован инновационный проект «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход». Проект ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Предлагаемая технология проведения Интернет-экзамена (режим on-line) апробирована в декабре 2011 года – январе 2012 года. В апробации приняли участие 1577 образовательных программ 164 вузов и 37 ссузов из 64 региона России и Республики Казахстан, количество сеансов тестирования составило 45842 .

Исходя из требований ФГОС, новая модель педагогического измерителя в проекте представлена в трех взаимосвязанных блоках. Первый блок заданий (тематическое наполнение ) проверяет степень владения студентом материалом дисциплины на уровне «знать». Данный блок содержит задания, в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания второго блока (модульное наполнение) оценивают степень владения материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь». Этот блок представлен заданиями, в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных (типовых) задач. Третий блок (кейс-наполнение) оценивает освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс-измерителями, содержание которых предполагает применение комплекса умений, необходимых для самостоятельного конструирования способа решения задания. Выполнение студентами подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствовует о степени влияния процесса обучения на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС .

Разработанные критерии выполнения педагогических измерительных материалов позволили сделать выводы об уровне освоения дисциплин каждого отдельного студента и дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении . Предложено выделить пять уровней освоения дисциплин: критический, репродуктивный, базовый, продуктивный и высокий. Критический уровень характеризует недостаточный уровень знаний по данной дисциплине для продолжения её изучения. Репродуктивный уровень, показывает знание основных понятий, идентифицирует их и воспроизводит. Базовый уровень – это уровень мастерства выполнения студентом последовательности действий, студент воспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия. Продуктивный уровень свидетельствует о наличии системы совокупных интегрированных знаний, которые позволяют студенту гибко подходить к решению сложных заданий, обосновывать и доказывать правильность выбранного способа их решения. Высокий уровень освоения дисциплин свидетельствует о способности студента творчески (нестандартно) мыслить, использовать имеющуюся систему интегрированных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. Студент, показывающий эту наивысшую степень освоения дисциплин (на данном этапе обучения) способен к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления.

В перспективе Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход позволит решить еще одну очень важную задачу – реализовать диагностическую технологию внешнего оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе .

Таким образом, исследования показывают, что процесс оценки сформированности компетенций студентов многоступенчатый, включающий оценку уровня компетентности преподавателем, самооценку студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков . Кроме того, необходимо соблюдать периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций студента (от первокурсника, приступающего к освоению ООП, до выпускника вуза) на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения модуля ООП .

conference.osu.ru › assets/files/conf_reports/
  • Резник С.Д., Джевицкая Е.С. Опыт отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014, №12-3 (44). – С. 93-101.
  • Сергеева Е. В. Методы мониторинга учебных достижений студентов с позиций компетентностного подхода // http://www.vspc34.ru/
  • Оценка результатов обучения студентов по итогам ФЭПО: компетентностный подход // http://www.i-exam.ru/node/183
  • Наводнов В. Г. ФЭПО: уровневая модель ПИМ для оценивания результатов обучения на соответствие требованиям ФГОС // Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС: материалы III Всероссийской науч.-практ. конференции. - М., 2012. - С. 64-69.
  • Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении роли и механизмах подготовки научно-педагогических кадров в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014, №12-1 (40). – С. 125-135.
  • Резник С.Д., Мосичева И.А., Джевицкая Е.С. Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе. Практическое пособие. – Пенза, ПГУАС, 2010.
  • Резник С.Д., Джевицкая Е.С., Чаусова Ю.С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Моногр. – Пенза, ПГУАС, 2009.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Фокина Л. Д.

    Аспирант, старший преподаватель

    Байкальский государственный университет экономики и права,

    г. Якутск

    e - mail : foxlydim @ mail . ru

    МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Аннотация: В данной статье рассмотрены основные существующие методы оценивания компетенций, выявлены проблемы внедрения компетентностного подхода.

    Ключевые слова: оценка компетенций студента, уровень формирования компетенций, федеральный государственный образовательный стандарт.

    Fokina L. D.

    Post-graduated, senior lecturer

    Baikal national university of economics and law,

    Yakutsk

    e-mail:

    METHODS OF ESTIMATION SKILLS OF STUDENTS IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

    Abstract: This article describes the main existing methods for estimating skills, the problems implementing competence – based approach.

    Keywords: estimation of student’s competencies, level to build skills, state educational and professional standards,

    В связи с переходом на двухуровневую систему образования федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые требования к студенту и выпускнику в целом. Если раньше оценивание происходило при проверке знаний, умений и навыков (ЗУН), то сейчас требуется оценивать компетенции как общие, так и профессиональные, т.е. кроме теоретических знаний студенты должны показать применение своих умений в той или иной ситуации.

    В новых образовательных стандартах третьего поколения на первый план выходит понятие компетентности как понятие развития не только знаний, умений и навыков, но и развития способностей для их применения. Под компетенциями понимают совокупность профессиональных, социальных, личностных характеристик, определяющих способность эффективно исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания и навыки .

    Для определения уровня формирования компетенций студента, который прошел соответствующую подготовку, в настоящее время разработаны следующие методы и подходы.

    Этот метод заключается в том, что весь учебный материал делится на логически завершенные модули (блоки), после изучения каждого выставляется определенное количество баллов. Модульно – рейтинговая система позволяет оценить индивидуальные возможности студентов: активность, неординарность поиска решений, целеустремленность и т. д. Баллы складываются из обязательных видов работ: лабораторные, практические, домашние индивидуальные работы, самостоятельные, контрольные работы, а также дополнительные по выбору студента – это и участие в олимпиадах, в конференциях, в научно-исследовательской работе студента и т. д. При работе по модульно – рейтинговой системе допускается возможность оценки студентов без экзаменов и зачетов.

    С внедрением компетентностного подхода модульно – рейтинговая система используется для оценки образовательных компетенций студентов, осуществляя непрерывный контроль за усвоением учебного материала и повышения объективности оценки качества учебной работы студентов преподавателями .

    Кейс – метод.

    Его название происходит от английского слова «кейс» - папка, портфель, в то же время можно перевести, как метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа. Метод заключается в использовании преподавателем ситуаций, проблем, целью разбора, которых являются знания, приобретенные в результате активной и творческой работы. Студенты самостоятельно находят решение проблемы путем сопоставления факторов (разных точек зрения), выдвигают разные гипотезы, делают выводы и заключения. Например: Распределение торговых фирм по размеру месячного товарооборота характеризуется следующими данными:

    Товарооборот, млн. руб.

    До5

    5 – 10

    10 – 15

    15 – 20

    20 – 25

    25 и более

    Итого

    Число фирм

    100

    Определите: средний размер месячного товарооборота на одну фирму, модальное и медианное значение месячного товарооборота, сделайте выводы о характере данного распределения.

    Таким образом, студенты учатся решать ситуационные задачи, приближенные к действительности.

    Метод портфолио.

    Портфолио – это комплекс индивидуальных учебных достижений студентов. Они могут содержать результаты контрольных срезов, сертификаты участия в олимпиадах, в конференциях, а также наиболее значимые работы и отзывы к ним. При этом важно, что студент сам выбирает и решает, что именно будет входить в его портфолио, то есть вырабатывает навыки оценивания собственных достижений.

    Метод развивающейся кооперации.

    Целью этого метода является объединение усилий для решения поставленной задачи, проблемы. Если в выше сказанных методах в основном акцент ставится на индивидуальные качества студента, его достижения и умение вести себя в разных ситуациях, то при развивающейся кооперации сформулированные задачи одному решить не по силам, поэтому необходимо коллективное мышление, с распределением внутренних ролей в группе.

    Основными приемами данного метода обучения являются:

      Индивидуальное, затем парное, групповое, коллективное выдвижение целей;

      Коллективное планирование учебной работы;

      Коллективная реализация плана;

      Конструирование моделей учебного материала;

      Конструирование плана собственной деятельности; самостоятельный подбор информации, учебного материала;

      Игровые формы организации процесса обучения.

    Этот метод еще называют – коллективным способом обучения или демократическая система обучения по способностям, автором которой является В.К.Дьяченко. Согласно этому методу студенты делятся на группы из 5-8 человек. Творческие группы могут быть постоянными и временными. После того, как каждая группа предложит свое решение поставленной проблемы, начинается обсуждение со всей группой, для выявления истинно верного решения. Используя этот способ на практике, студенты учатся работать в коллективе, учатся умению слушать, делать выводы .

    Стандартизированные педагогические тесты.

    В данном направлении сделан большой шаг. В настоящее время тестирование используется не только как проверка учебного модуля программы, но и на более продвинутом уровне. С внедрением компетентностного подхода тестирование проводится с целью определения качества обучения и образования в целом вузе, примером является федеральное тестирование (ФЕПО).

    Новая теория тестов основана на математических моделях, которые дают наиболее объективные результаты тестирования .

    Основные математические модели:

      Двухпараметрическая модель Бирнбаума;

      Трехпараметрическая модель Бирнбаума;

      Модель Раша

    Где s – уровень подготовленности участника тестирования
    ,

    t – уровень трудности тестового задания t
    ,

    - вероятность правильного выполнения задания.

    На практике чаще используют


    Так как модель Раша описывает вероятность успеха испытуемого, как функцию одного параметра, то ее иногда называют однопараметрической моделью.

    В настоящее время в реализации компетентностного подхода и создании системы оценивания компетенций студентов ВПО возникают проблемы, которые определены следующими факторами:

      Большинство профессорско-преподавательского состава не желает ничего менять, работают, как говорят «по старинке», не стремятся к освоению инновационных технологий обучения, сопровождающихся модульной организацией учебного процесса (рейтинговая система, кредиты);

      Отсутствует единая система оценивания компетенций;

      Отсутствует общее методическое обеспечение (программы, учебно-методические комплексы и т. д.);

      Отсутствует взаимодействие между вузами и работодателями (нет единой модели выпускника).

    Оценка уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников требует создания новой инновационной технологии оценивания совокупности приобретаемых обучающимися ЗУН и социально-личностных характеристик, формирующих их компетенции. В контексте разработки инновационных подходов к проектированию оценочных средств для контроля качества компетенций выпускников вузов ряд исследователей [ 4] предлагает сформулировать методологические основы этого проектирования и построить общую модель сравнительной оценки качества подготовки. Эта модель может включать следующие структурные компоненты: объекты оценивания и их предметные области; базы оценивания (нормы качества – системы требований); критерии оценивания (как признаки степени соответствия установленным требованиям, нормам, стандартам); субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты различных комиссий); средства и технологии (процедуры) оценивания.

    Список литературы:

      Байденко В.И. Компетентносный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114с.

      Проекты Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mon . gov . ru / pro / fgos / vpo /

      Караваева Е. В., Богословский В. А., Харитонов Д. В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156) Философия. Социология. Культурология. Вып. 12. С. 155–162.

      Афанасьева Т. П., Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т. П. Афанасьева, Е. В. Караваева, А. Ш. Канукоева, В. С. Лазарев, Т. В. Немова. М.: Изд-во МГУ, 2007. 96 с .

      Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование,1998 г.

      Нейман Ю.М, Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов/ Ю.М.Нейман, В.А.Хлебников – Москва, 2000. – 168 с. с табл. и ил.