Авторское отношение к образу бориса годунова. А.С. Пушкин "Борис Годунов": описание, герои, анализ произведения. Список использованной литературы

Образ Бориса Годунова характеризуется тем, что это человек умный и далеко не злой. Ум его выражается в ясном понимании государственных нужд: в умении управлять таким громадным и тогда уже разнородным по составу государством, как Россия. Один из умнейших приближенных Бориса, Басманов, называет это «духом державным». Глубокой мудростью и опытом дышит его наставление сыну перед смертью: он советует ему избрать себе надежного советника, вести дела по-прежнему, не вводя новых порядков, стараться снискать расположение народа милостями в начале царствования, а потом понемногу восстановить прежние строгости; советует пользоваться услугами нужных тогда России иностранцев, соблюдать церковные уставы, быть молчаливым и непорочным.

Кроме того, он сознает великий вред, приносимый государству местничеством, старается частными исключениями в пользу одного лица приучить к мысли о полном его уничтожении, советует сыну с твердостью снести боярский ропот по поводу назначения начальником войск неродовитого Басманова. Он сознает пользу образования и, будучи сам необразованным, с удовольствием смотрит на сына, занимающегося науками.

Понимает Борис и непостоянство народа, и тщету всего земного. В особенности ясно это выражено в его знаменитом монологе; он не обольщает себя уверенностью в благодарности со стороны народа за все его благодеяния и сознает, что

Живая власть для черни ненавистна.

Но образ Бориса Годунова отмечен не только умом, но и хитростью. Такой обдуманностью и хитростью дышит его речь перед боярами и патриархом после избрания: притворяясь вполне искренним и откровенным, он искусно льстит боярам напоминанием о том, что работал с ними вместе, но одновременно указывает и на громадную разницу прежнего и настоящего его положения.

В нравственном отношении Борис также является человеком привлекательным. Он горячо любит свою семью, заботится о будущей судьбе сына, скорбит о горе дочери, потерявшей жениха. Он хороший семьянин и хочет, чтобы и сын его был таким же. Он любит народ, заботится о нем в бедственные годы, желает видеть Россию образованной и могущественной.

Из данной характеристики можно заключить, что образ Бориса Годунова следующий: это человек хороший, простой, умный. Но в душу его закрадывается одна страсть, делающая его жестоким, изменяющая весь его нравственный мир; эта страсть - властолюбие. Борис сам сознает ее, сознает ту ошибку, которую сделал, добиваясь и добившись царского престола; в прощальной перед смертью беседе с Феодором он говорит:

Я подданным рожден, и умереть
Мне подданным во мраке б надлежало...

Одновременно он обнаруживает редкую нравственную мощь и любовь к сыну, решаясь пожертвовать последними минутами своей жизни для наставления ему вместо покаяния, которое могло бы успокоить его и очистить его душу. Каким-то ужасом веет от слов его:

Я, я за все один отвечу Богу...

Невольно в душе возникает сострадание к человеку доброму, умному, достойному лучшей участи, но увлеченному гибельной страстью.

Помимо страха за сына в последние минуты жизни, Борис все время, начиная с момента, когда он узнал о смерти Димитрия, мучился угрызениями совести - значит, душа его не была испорчена. Он решился на преступление под влиянием властолюбия, но заплатил за него тяжелыми нравственными муками. Насколько тяжелы были эти муки, видно из слов Бориса:

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Кроме угрызений совести, его терзали постоянный страх возмездия, потери царства и самой жизни, и страх не только за себя, но и за свою семью. Эта боязнь, что семье его придется расплачиваться за то, что он - ее любящий отец - совершил, поистине трагическая черта в характере Бориса. Под влиянием ее он теряет самообладание, сомневается в смерти царевича Димитрия, не знает, что предпринять. Те же угрызения совести и страх изменяют его характер, заставляют его совершать поступки, ему не свойственные: любя народ, заботясь о нем, он, мучась подозрениями, возобновляет пытки и казни; сознавая пользу и силу науки, гадает, делается суеверным. Эта душевная сумятица и есть Божья кара за совершенное преступление, помимо преждевременной смерти Бориса и гибели его семьи. Эта душевная мука так тяжела, что заставляет признать искупленным совершенное Борисом преступление. Так же относится к нему и Пушкин, который не произносит над Борисом сурового приговора, а напротив, вселяет в душу читателя сострадание к нему в сцене перед смертью.

Таков, вкратце, образ Бориса Годунова. Пушкин не зря гордился своим произведением. Характер Бориса ему удался, как и драма в целом.

«Борис Годунов» - реалистическая драма пера Александра Сергеевича Пушкина, главным героем которой, как видно из названия, является Борис Годунов – между прочим, совершенно реальная историческая личность.

Борис Федорович Годунов, фактически, был правителем государства, с 1598 года – русским царём. Личность интересная, самобытная, выделяющаяся среди других. Возможно, именно поэтому русские писатели старались воплотить его образ в своих произведениях. Каким же этот образ получился у Александра Пушкина?

Тема трагедии, которая красной нитью тянется через все страницы, - это царь и люди. Борис Годунов показан в произведении именно и как простой человек, и как царь, великий правитель. Именно таким образом автор показывает его разносторонность, его личные качества. Изначально образ представляется положительным: желание сделать так, чтоб народ был счастлив и доволен, большой ум, сильная воля. Он искренний, эмоциональный, но несмотря на это остаётся мудрым и опытным политиком. Однако политикам свойственна холодность и непримиримость…

Казалось бы – идеальный человек, хороший политик, что ещё-то надо? Но народ царя не любит. И причина нелюбви очень простая. Имея могучий ум, сильную волю и массу положительных черт характера, Борис Годунов допустил одну фатальную ошибку, которая всё это перечеркнула. Он решил придерживаться самодержавия. Таким образом вся власть была в руках царя. Он боролся с родовитым боярством и закреплял крестьян за помещиками. Такая политика априори не могла понравиться простому люду.

Но самое ужасное, что вызывало недоверие у всех, это то, что Борис Годунов стал царём не легально. Не согласно престолонаследованию, а через преступление.

Убийство младого царевича Дмитрия причиняет Борису большие душевные страдания. Но не в этом корень всех его проблем. Борис был царём на перепутье. Александр Сергеевич Пушкин раскрыл все личностные качества, все душевные переживания этого человека. Сделал образ «живым» и «дышащим».

Гибель этого человека обусловлена непринятием общества, ни один класс народа не считал его своим. Он выдержал революцию в своей душе, но не смог провести революцию в общество. Народ увидел в нём деспота, который старается убить свой народ. Все благие дела царя воспринимались народом исключительно как попытка скрыть свою гниль, пустить пыль в глаза.

Так Пушкин показал читателям, что причина гибели этого человека – потеря веры.

Сочинение Борис Годунов

Внутренний мир Годунова показан нам свободно и многосторонне. Он представлен правителем и душевным семьянином.

Правитель наделён многочисленными положительными чертами характера. Он обладает высоким уровнем знаний, мощной волей, внимательностью, стремлением. Годунов - квалифицированный политический деятель, он здраво принимает во внимание расположение высших чинов к нему, осознает непростую ситуацию внутри государства и предоставляет разумные рекомендации собственному сыну в смертельном завещании.

Невзирая на все это, население перестает проявлять симпатии к государю. Борис является приверженцем самодержавия, что берет свои корни еще в Молодой Руси со времен Ивана III. Годунов выбрал политическую деятельность Ивана IV - концентрация целого государства лишь в руках государя. Он также начинает вести политическую борьбу с самим боярством. Его опорой является служилое дворянство, как у Ивана IV. Годунов не прекращает политическую деятельность столичных повелителей относительно народа, Борис приложил усилия для уничтожения возможности крестьян на переход от одного владельца к другому, что завязало их за своими владыками.

Подобная стратегия Бориса увеличивает вначале подозрительное, а после агрессивное расположение страны.

Однако Борис выделяется среди всех предшествующих ему тем, что занял он престол путем совершения убийства. В XVII столетии Годунова считали убийцей Дмитрия- королевича, отпрыска Ивана IV. Карамзин несчастье Годунова оценивал, как результат содеянного: господь проучил Бориса из-за убиения королевича- младенца.

Убийство Дмитрия наносит царю искренние страдания, увеличивает антипатию люда к нему, да вот это не является главной причиной драматической участи. Смерть Бориса определена общественными факторами, битвой классовых сил. На войну с ним пустилось не только боярство, казаки, поляки, но и население.

Народ отказался от царя и после взбунтовался, так как они видели его, как тирана, который никак не беспокоится о благе люда, лишь усугубляет его положение, закрепощая крестьян.

Таким образом, Пушкин демонстрирует ту основную причину трагедии Годунова, он оказался без почета, симпатий и помощи народа.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Лопухова в романе Что делать Чернышевского сочинение

    Одним из главных героев романа «Что делать?» Николая Гавриловича Чернышевского является Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он также является сыном помещика, другом Кирсанова и мужем Веры.

Предки Годунова - природные костромичи, издавна служили боярами при московском дворе. Старшая ветвь рода, Сабуровы, процветала до времени Грозного, тогда как младшие ветви, Годуновы и Вельяниновы, захирели и пришли в упадок. Бывшие костромские бояре Годуновы со временем стали вяземскими помещиками. Вытесненные из узкого круга правящего боярства в разряд провинциальных дворян, они перестали получать придворные чины и ответственные воеводские назначения.

Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани, в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович, был помещиком средней руки. Служебная карьера Фёдору не удалась. Фёдор и его брат Дмитрий сообща владели небольшой вотчиной в Костроме. В жизни Бориса это сыграло особую роль. После смерти отца его взял в свою семью дядя. Не только родственные чувства и ранняя кончина собственных детей побудили Дмитрия Ивановича принять особое участие в судьбе племянника. Важно было не допустить раздела последнего родового имения. Невысокое служебное положение и худородство, можно сказать, спасли Годуновых в дни, когда разразилась опричная гроза. Дмитрий Годунов пережил все испытания и попал в опричный корпус в момент его формирования. Царь стремился вырваться из старого окружения. Ему нужны были новые люди, и он распахнул перед ними двери дворца. Так скромный вяземский помещик стал придворным. Служебные успехи дяди пошли на пользу племяннику Борису.

Дмитрий Годунов не принадлежал к плеяде учредителей опричнины. Свой первый думный чин он получил благодаря случайному обстоятельству - внезапной смерти постельничего Наумова. Годунов занял вакантный пост главы Постельного приказа в то время, когда первые страницы опричной истории были уже заполнены.

Теперь ободрённые успехами царя бояре требовали полной отмены опричнины. Верхи феодального сословия выражали недовольство. Трон зашатался. Иван тщетно искал примирения с земщиной. И тут испуганные вожди опричнины впервые прибегли к массовым казням. Волна террора вынесла на поверхность таких авантюристов, как Малюта Скуратов и Василий Грязной. Малюта Скуратов занимал одну из низших ступеней в монашеской иерархии: он числился пономарём. Но слава о его подвигах облетела всю страну. Последними жертвами опричнины стали её собственные творцы. Среди высших дворцовых чинов уцелел один постельничий Годунов. Союз Скуратова и Годунова возник под крышей Постельного приказа. Постельничим мог быть лишь расторопный и вездесущий человек, способный обставить жизнь царской семьи с неслыханной роскошью. Дмитрий Годунов вполне подходил для такой роли. Царь Иван дорожил домашними удобствами и не мог обойтись без его услуг. Постельный приказ отвечал за охрану царских покоев в ночное время. Руководствуясь политическим расчётом, Скуратов выдал дочь за племянника Дмитрия Годунова. Так Борис оказался зятем всесильного шефа опричников.

В. О. Ключевский писал некогда, что Борис Годунов не запятнал себя службой в опричнине и не уронил себя в глазах общества. Но это не совсем верно. На самом деле Борис надел опричный кафтан, едва достигнув совершеннолетия. На службе в ведомстве дяди он вскоре же получил свой первый придворный чин. В качестве стряпчего Борис исполнял при дворе камергерские обязанности. Тревожное опричное время мало благоприятствовало образованию Бориса. Младшие современники считали его вовсе неграмотным. Но как бы то ни было, в юности Борис получил лишь зачатки образования. Современники не могли простить ему плохого знания Священного писания. Так что по меркам XVI века Годунов был малообразованным господином. С отменой опричнины и смертью Малюты жизнь двора претерпела большие перемены. Не сумев сохранить родство с царевичем Иваном, Годуновы решили утвердиться при дворе его младшего брата - царевича Фёдора. Вступая в пятый брак, царь Иван объявил, что намерен женить младшего сына. Дмитрий Годунов поспешил взять дело в свои руки и сосватал царевичу свою племянницу Ирину Годунову. Все пороки Фёдора не имели большого значения в глазах постельничего и его племянника. Царь Иван, разгромив мнимый заговор в “дворовой” думе, занялся организацией новой опричнины, получившей наименование “удела”. Под конец жизни царь почти вовсе перестал пополнять обе думы боярами. Исключение было сделано для одних Годуновых. Бывший вяземский помещик Дмитрий Годунов удостоился боярского чина. Его многолетняя служба в составе опричнины, “двора” и “удела” получила высшую оценку. За тридцатилетним Борисом Годуновым не числилось никаких государственных заслуг, но и его царь возвёл в боярское достоинство. Царь постоянно возлагал на Годуновых заботу о младшем сыне. Отправляясь в военные походы, он оставлял Фёдора в безопасном месте под их присмотром. Положение Бориса было весьма почётным, но оно ограничивало поле его деятельности стенами дворца. И Борис усердно постигал тайны дворцовых интриг.