4 й украинский фронт боевой путь. Четвертый украинский фронт

отчет по практике

Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность

Художественная роспись - искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.

История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент - кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление - свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

Один из таких центров росписи - широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону. Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды - «белья». Затем следует грунтовка - покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.

Глава 2. История городецкой росписи

Во время прохождения технологической практики была освоена городецкая роспись по дереву.

Данная роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садилась пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец -- дочери, муж -- жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой -- инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента. Также мастера расписывали детские каталки и стульчики. Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.

Осн овные сюжеты и техника их исполне ния.

В первую очередь мастера изображали быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимали цветочные мотивы -- пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях есть и декоративные образы птиц и животных. Декоративность мотивов подчеркивается с помощью цвета и различных приемов. Главная специфика городецкой росписи - это то, что мастера изображают сюжеты как правило, на прозрачном фоне, тем самым показывая текстуру дерева.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен -- от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия - прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность

Разновидность изображаемых цветков :

Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Расписывать его начинают, как правило, с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи -- оживка выполняется, как правило, белилами.

Розан - имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи городца окружен скобками -- лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.

Еще одним распространенным цветком является ромашка. Техника исполнения: кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и поднимают. В результате у мастера получается мазок-капля -- тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.

Городецкие листья довольно разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента -- груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста -- белилами.

Композиция в Городецкой росписи.

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии.

Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак -- соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.

В значительной степени характер композиции определяется равномерным чередованием элементов рисунка, способствующим достижению ясности и выразительности композиции.

Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент -- основу композиции. Но орнамент -- это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важна красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.

На резных донцах, хранящихся в музеях, чаще всего представлена композиция, изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив.

Лица народные мастера писали в одной манере -- в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически, как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

Великоустюгская роспись

В устюжской росписи выделяется три вида росписи: сундучная, коробеечная и сложноорнаментальная, которую еще называют «царской» росписью. Сундучная роспись выполнялась на сундуках художниками-профессионалами. О ней было рассказано выше...

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента

Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий...

Голографическое кино, (современное состояние вопроса, обзор)

Голография - одна из новых областей науки и техники. Она была открыта в 1947 году английским ученым - профессором Д. Габором, - который предложил интерференционный метод регистрации световых волн...

Декоративная ваза

При выполнении росписи на объемных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки четкой фиксацией локтя, т. е в процесс работы он почти не должен двигаться, а кисть руки должна перемещаться в нужном направлении...

Декоративные платки парео "Лето" в технике художественной росписи ткани

Дерево в народных промыслах России

Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов...

История становления русского балета

Московское академическое хореографическое училище, одно из старейших театральных учебных заведений, с деятельностью которого связано становление и развитие русской национальной балетной школы...

Лозоплетение и ажурная резьба по дереву

1.1 Секреты мастерства лозоплетения Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек емкость...

Организация кружка по росписи ткани

а) Техника узелкового батика С помощью узелкового батика, или росписи в технике «Шибори», на ткани можно создать совершенно неповторимые узоры. Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать»...

Петриковская роспись

Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега. Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом...

Разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика под девизом "Белгород - зеленая столица"

Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы занимают в современном социокультурном и экономическом пространстве особое место. Это единственная область творчества...

Росписи Северной Двины. Традиции и современность


Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Шекснинская роспись золоченка

«Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Борецкая роспись

Бо́рецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи - село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Петербургская роспись

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, - это цветочный букет.

Гжельская роспись

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

4-й Украинский фронт

    Создан 20 октября 1943 года (в результате переименования Южного фронта), в составе 2-й и 3-й гвардейских, 5-й Ударной, 28-й, 44-й, 51-й общевойсковых армий и 8-й воздушной армии. В дальнейшем в разное время входили Приморская армия и 4-я воздушная армия. В конце октября - начале ноября войска фронта завершили Мелитопольскую операцию, создав условия для освобождения Крыма и юга Правобережной Украины. В январе - феврале участвовала в Никопольско - Криворожской операции, а в апреле - мае во взаимодействии с Отдельной Приморской армией, Черноморским флотом и Азовской военной флотилией осуществили Крымскую операцию, полностью освободив Крым. Решением Ставки ВГК от 16 мая 1944 года фронт был упразднён, а его управление с частями обслуживания и тылами выведено в резерв. Вторично 4-й Украинский фронт образован 6 августа 1944 года в составе 1-й гвардейской, 18-й общевойсковых армий и 8-й воздушной армии. В дальнейшем на разные сроки входили 38-я и 60-я армии. В сентябре - октябре 1944 года войска фронта во взаимодействии с 1-м Украинским фронтом провели Восточно - Карпатскую операцию, в ходе которой была освобождена Закарпатская Украина, часть территории Чехословакии, оказана помощь Словацкому национальному восстанию. В январе - феврале 1945 года фронт осуществил Западно - Карпатскую операцию, в результате которой были освобождены южные районы Польши, значительная часть Чехословакии, а в марте - начале мая - Моравска - Остравскую операцию, в ходе которой был очищен от немецко - фашистских захватчиков Моравска - Остравский промышленный район и созданы условия для продвижения в центральную часть Чехословакии. Боевые действия фронт окончил в Пражской операции, в результате которой был завершён разгром вооружённых сил фашистской Германии, полностью освобождена территория Чехословакии и при активной поддержке боевых дружин (Майское восстание чешского народа 1945 г.) её столица - Прага. В июле 1945 года 4-й Украинский фронт расформирован, его управление обращено на формирование управления Прикарпатского военного округа.
 Командующие:
Толбухин Ф. И. (октябрь 1943 - май 1944), генерал армии;
Петров И. Е. (август 1944 - март 1945), ген.-полковник, с конца октября 1944 генерал армии;
Ерёменко А. И. (март - июль 1945), генерал армии.
  Члены Военного Совета:
Щаденко Е. А. (октябрь 1943 - январь 1944), генерал-полковник;
Субботин Н. Е. (январь - май 1944), ген.-майор, с апреля 1944 ген.-лейтенант;

4-й Украинский фронт создан 20 октября 1943 года на основании директивы Ставки ВГК от 16 октября 1943 года путем переименования Южного фронта. В его состав вошли 2-я, 3-я гвардейские, 28-я, 44-я, 51-я общевойсковые армии, 5-я ударная армия, 8-я воздушная армия. В дальнейшем в него входили Приморская армия, 4-я воздушная армия. В ходе наступления в октябре - ноябре 1943 года войска фронта вышли к низовьям Днепра, Перекопскому перешейку. В феврале 1944 года соединения фронта во взаимодействии с 3-м Украинским фронтом ликвидировали никопольский плацдарм противника на Днепре. В апреле - мае 1944 года войска фронта во взаимодействии с отдельной Приморской армией, Черноморским флотом и Азовской военной флотилией освободили Крым.

Расформирован 31 мая 1944 года на основании директивы Ставки ВГК от 16 мая 1944 года. Полевое управление, части обслуживания и тыловые учреждения выведены в резерв Ставки ВГК.

    Стратегические операции:

    • Днепровско-Карпатская стратегическая наступательная операция 1943-44 годов;

      Крымская стратегическая наступательная операция 1944 года;

      Нижнеднепровская стратегическая наступательная операция 1943 года.

    • Мелитопольская наступательная операция 1943 года;

      Никопольско-Криворожская наступательная операция 1944 года;

      Перекопско-Севастопольская наступательная операция 1944 года.

Вновь создан 6 августа 1944 года на основании директивы Ставки ВГК от 30 июля 1944 года из соединений левого крыла 1-го Украинского фронта. В состав фронта вошли 1-я гвардейская, 18-я общевойсковые армии, 8-я воздушная армия. В последующем в его состав входили 38-я, 60-я общевойсковые армии. В ходе наступления в сентябре - октябре 1944 года войска фронта во взаимодействии с 1-м Украинским фронтом участвовали в освобождении Закарпатской Украины и части территории Чехословакии, оказали помощь Словацкому восстанию. В январе - феврале 1945 года соединения фронта во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом освободили южные районы Польши, значительную часть Чехословакии, обеспечили наступление войск на варшавско-берлинском направлении. В марте - начале мая 1945 года войска фронта освободили Моравска-Остравский промышленный район Чехословакии, а затем участвовали в окончательном разгроме группировки противника в районе Праги.

Расформирован 25 августа 1945 года согласно приказу НКО СССР от 9 июля 1945 года. Управление фронта переформировано в управление Прикарпатского военного округа.

Войска 4-го Украинского фронта участвовали в следующих операциях:

    Стратегические операции:

    • Восточно-Карпатская стратегическая наступательная операция 1944 года;

      Западно-Карпатская стратегическая наступательная операция 1945 года;

      Пражская стратегическая наступательная операция 1945 года.

    Фронтовые и армейские операции:

    • Бельская наступательная операция 1945 года;

      Карпатско-Дуклинская наступательная операция 1944 года;

      Карпатско-Ужгородская наступательная операция 1944 года;

      Кошицке-Попрадская наступательная операция 1945 года ;

      Моравска-Остравская наступательная операция 1945 года;

      Ондавская наступательная операция 1944 года;

      Оломоуцкая наступательная операция 1945 года .

Соединения:

    • Армии:

      • 2-я гвардейская армия;

        3-я гвардейская армия;

        5-я ударная армия;

        28-я армия;

        51-я армия;

        8-я воздушная армия;

        • 4-й гвардейский кавалерийский корпус:

          • 9-я гвардейская кавалерийская дивизия;

            10-я гвардейская кавалерийская дивизия;

            30-я кавалерийская дивизия;

            1815-й самоходный артиллерийский полк;

            152-й гвардейский истребительно-противотанковый артиллерийский полк;

            4-й гвардейский отдельный истребительно-противотанковый дивизион;

            12-й гвардейский минометный полк;

            62-й гвардейский минометный дивизион;

            255-й зенитный артиллерийский полк;

        • 15-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада;

          21-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада;

          13-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк;

          491-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк;

          19-я минометная бригада;

        • 13-я гвардейская минометная бригада;

        • 2-й гвардейский механизированный корпус:

          • 4-я гвардейская механизированная бригада;

            5-я гвардейская механизированная бригада;

            6-я гвардейская механизированная бригада;

            37-я гвардейская танковая бригада;

            1452-й самоходный артиллерийский полк;

            99-й мотоциклетный батальон;

            1509-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк;

            744-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион;

            408-й гвардейский минометный дивизион;

        • 22-й гвардейский отдельный танковый полк;

          61-й гвардейский отдельный танковый полк;

        Инженерные войска:

        • 12-я штурмовая инженерно-саперная бригада;

          63-я инженерно-саперная бригада;

          43-я инженерная бригада специального назначения;

          258-й отдельный инженерный батальон;

          1504-й отдельный инженерный батальон;

          35-й понтонно-мостовой батальон;

          121-й понтонно-мостовой батальон;

    • Армии:

      • 2-я гвардейская армия;

        51-я армия;

        8-я воздушная армия;

    • Соединения фронтового подчинения:

      • Артиллерийские и минометные соединения:

        • 35-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада;

          530-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк;

          4-я гвардейская минометная дивизия:

          • 14-я гвардейская минометная бригада;

            30-я гвардейская минометная бригада;

            31-я гвардейская минометная бригада;

        • 2-й гвардейский минометный полк;

          19-й гвардейский минометный полк;

          21-й гвардейский минометный полк;

          23-й гвардейский минометный полк;

          67-й гвардейский минометный полк;

          270-й гвардейский зенитный артиллерийский полк (из 18-й зенитной артиллерийской дивизии);

          1069-й зенитный артиллерийский полк (из 2-й зенитной артиллерийской дивизии);

          1485-й зенитный артиллерийский полк;

      • Бронетанковые и механизированные соединения:

        • 19-й танковый корпус:

          • 79-я танковая бригада;

            101-я танковая бригада;

            202-я танковая бригада;

            26-я мотострелковая бригада;

            867-й самоходный артиллерийский полк;

            91-й мотоциклетный батальон;

            1511-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк;

            179-й минометный полк;

            1717-й зенитный артиллерийский полк;

        • 6-я гвардейская танковая бригада;

          52-й мотоциклетный полк;

          5-й гвардейский отдельный автобронетанковый батальон;

          46-й отдельный дивизион бронепоездов;

          54-й отдельный дивизион бронепоездов;

        Инженерные войска:

        • 7-я инженерно-саперная бригада;

          2-я понтонно-мостовая бригада;

          3-й гвардейский отдельный инженерный батальон;

          65-й отдельный инженерный батальон;

          240-й отдельный инженерный батальон;

          17-й гвардейский батальон минеров;

          102-й понтонно-мостовой батальон (из 5-й понтонно-мостовой бригады).

    • Армии:

      • 1-я гвардейская армия;

        18-я армия;

        8-я воздушная армия;

    • Соединения фронтового подчинения:

      • Стрелковые, воздушно-десантные и кавалерийские соединения:

        • 17-й гвардейский стрелковый корпус:

          • 8-я стрелковая дивизия;

            138-я стрелковая дивизия;

        • 2-я гвардейская воздушно-десантная дивизия;

      • Артиллерийские и минометные соединения:

        • 5-й гвардейский минометный полк;

          76-я зенитная дивизия:

          • 223-й зенитный артиллерийский полк;

            416-й зенитный артиллерийский полк;

            447-й зенитный артиллерийский полк;

            591-й зенитный артиллерийский полк;

            1485-й зенитный артиллерийский полк;

        Бронетанковые и механизированные соединения:

        • 5-я гвардейская танковая бригада;

          875-й самоходный артиллерийский полк;

          46-й отдельный дивизион бронепоездов;

        Инженерные войска:

        • 9-я инженерно-саперная бригада;

          6-й понтонно-мостовой батальон;

          50-й понтонно-мостовой батальон.

    • Армии:

      • 1-я гвардейская армия;

        16-я армия;

        36-я армия;

        8-я воздушная армия;

    • Соединения фронтового подчинения:

      • Стрелковые, воздушно-десантные и кавалерийские соединения:

        • 11-й стрелковый корпус:

          • 30-я стрелковая дивизия;

            226-я стрелковая дивизия;

      • Артиллерийские и минометные соединения:

        • 4-й гвардейский минометный полк;

          329-й гвардейский минометный полк;

          2-й гвардейский горно-вьючный минометный дивизион;

          3-й гвардейский горно-вьючный минометный дивизион;

        Бронетанковые и механизированные соединения:

        • 42-я гвардейская танковая бригада;

          1-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк;

          1511-й самоходный артиллерийский полк;

          33-й отдельный дивизион бронепоездов;

          37-й отдельный дивизион бронепоездов;

          46-й отдельный дивизион бронепоездов;

        Инженерные войска:

        • 6-й моторизованный понтонно-мостовой батальон;

          50-й моторизованный понтонно-мостовой батальон;

        Огнеметные части:

        • 38-й отдельный огнеметный батальон (из 15-й штурмовой инженерно-саперной бригады).

    • Армии:

      • 1-я гвардейская армия;

        16-я армия;

        38-я армия;

        8-я воздушная армия;

    • Соединения фронтового подчинения:

      • Стрелковые, воздушно-десантные и кавалерийские соединения:

        • 1-й чехословацкий армейский корпус:

          • 1-я пехотная бригада (чехословацкая);

            3-я пехотная бригада (чехословацкая);

            4-я пехотная бригада (чехословацкая);

            2-я воздушно-десантная бригада (чехословацкая);

            4-я танковая бригада (чехословацкая);

            5-й пушечный артиллерийский полк (чехословацкий);

      • Артиллерийские и минометные соединения:

        • 27-я гвардейская минометная бригада;

          4-й гвардейский минометный полк;

          96-й гвардейский минометный полк;

          329-й гвардейский минометный полк;

          2-й гвардейский горно-вьючный минометный дивизион;

          3-й гвардейский горно-вьючный минометный дивизион;

          1485-й зенитный артиллерийский полк;

          95-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион;

          104-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион;

          3-й отдельный воздухоплавательный дивизион аэростатов артиллерийского наблюдения;

        Бронетанковые и механизированные соединения:

        • 1-й гвардейский тяжелый танковый полк;

        Военно-воздушные силы:

        • 1-я смешанная авиационная дивизия (чехословацкая);

        Инженерные войска:

        • 15-я штурмовая инженерно-саперная бригада;

          6-й моторизованный понтонно-мостовой полк;

        Огнеметные части:

        • 38-й отдельный огнеметный батальон.

4-й Украинский фронт I формирования образован на юго-западном направлении советско-германского фронта 20 октября 1943 г. на основании директивы Ставки ВГК № 30227 от 16.10.1943 г. путем переименования Южного фронта . В его состав вошли 2-я и 3-я гвардейские, 5-я ударная , 28-я , 44-я , 51-я армии, 8-я воздушная армия. В последующем в него входили Приморская армия и 4-я воздушная армия.

В конце октября - начале ноября 1943 г. войска фронта завершили Мелитопольскую операцию (26 сентября - 5 ноября), в ходе которой продвинулись до 300 км, выйдя к низовью Днепра и Перекопскому перешейку Крыма.

В ходе стратегического наступления 1943 - 1944 гг. на Правобережной Украине армии правого фланга в январе - феврале 1944 г. участвовали в Никопольско-Криворожской операции (30 января - 29 февраля). Во взаимодействии с 3-м Украинским фронтом они ликвидировали никопольский плацдарм противника на Днепре.

В апреле - мае 1944 г. войска фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с силами Черноморского флота и Азовской военной флотилии осуществили Крымскую стратегическую операцию (8 апреля - 12 мая), разгромили почти 200-тысячную группировку противника и освободили Крым.

Упразднен фронт 31 мая 1944 г. на основании директивы Ставки ВГК от 16.05.1944 г.; его полевое управление, части обслуживания и тыловые учреждения были выведены в резерв Ставки ВГК.

4-й Украинский фронт II формирования образован 5 августа 1944 г. на основании директивы Ставки ВГК от 30.07.1944 г. в составе 1-й гвардейской , 18-й армий и 8-й воздушной армии. В последующем в состав фронта в разное время входили 38-я и 60-я армии.

В сентябре - октябре 1944 г. войска фронта во взаимодействии с 1-м Украинским фронтом участвовали в Восточно-Карпатской стратегической операции (8 сентября - 28 октября), в ходе которой была освобождена Закарпатская Украина и часть территории Чехословакии, оказана помощь Словацкому национальному восстанию.

В январе - феврале 1945 г. войска фронта во взаимодействии с войсками 2-го Украинского фронта осуществили Западно-Карпатскую стратегическую операцию (12 января - 18 февраля), освободили южные районы Польши и значительную часть Чехословакии. Ударом южнее Кракова было обеспечено наступление советских войск с юга на варшавско-берлинском направлении.

В марте - начале мая 1945 г. войска фронта в результате проведения Моравска-Остравской операции (10 марта - 5 мая) очистили от немецких захватчиков Моравска-Остравский промышленный район Чехословакии и создали условия для продвижения в центральную ее часть. Затем они участвовали в Пражской стратегической операции (6 - 11 мая), в результате которой была полностью освобождена территория Чехословакии.