Снежное покрывало все поле. Грамматическая игра. Конкурс болельщиков. Игра “Словесный конструктор”

Разделы: Начальная школа

I блок

Задания, оцениваемые в 3 балла

1. Найдите и подчеркните (выделите) лишнее слово:

а) белка, беленький, белить

б) водяной, вода, водить

в) лист, лиса, лисёнок

г) лось, лоскут, лосёнок

д) горный, горка, городок

е) пёс, песочный, песок

2. К данным словам напишите по два слова с таким же составом:

3. Подчеркните (выделите) слова, которые нельзя переносить:

Иголка, улей, овёс, пшеница, урок, класс, тополь, берёза, ужин, Кремль, пальто, заяц, ёлка, стриж, урожай, тетрадь, ель, май, якорь.

4. Подчеркните (выделите) правильное употребление предлогов:

а) пришёл со школы

б) приехал с деревни

в) выехал из города

г) идут в концерт

д) выбежал на улицу

е) вернулся с работы

5. Определите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова. (В скобках поставьте часть речи)

а) На то и печь () , чтобы в ней хлеб печь ().

б) Снежное покрывало () всё поле покрывало ().

в) Стою на нашем берегу () , покой границы берегу ().

г) Деревенский старожил () сад колхозный сторожил ().

д) Я мою () руки. Ваня несёт мою () сумку.

е) На пологом () холме цвели ромашки. Кровать украсили розовым пологом ().

6. Подчеркните (выделите) вопрос, который поможет в изучении русского алфавита:

а) Что ешь?

б) Куда идёшь?

в) Где ёж?

г) Когда встаёшь?

д) Как уж?

е) Откуда дрожь?

II блок

Задания, оцениваемые в 4 балла

7. Составьте все возможные словосочетания из данных слов и запишите их в таблицу.

8.Напишите антонимы к прилагательным:

9.Напишите русские синонимы к данным заимствованным словам:

10. Напишите, как называют жителей этих стран:

11. Подчеркните (выделите), как по-русски называют вещий, сбывшийся сон:

а) сон под голову;

б) сон в уши;

в) сон наяву;

г) сон в руку;

д) сон – вещун.

е) сон – предсказатель

12.Найдите фразеологизмы-синонимы. Впишите в таблицу номера, составляющие пару.

  1. Валиться с ног.
  2. Работать спустя рукава.
  3. Тьма кромешная.
  4. Глядеть в оба.
  5. Поминай как звали.
  6. Держать ухо востро.
  7. Ни зги не видно.
  8. И след простыл.
  9. Хлопать ушами.
  10. Ловить ворон.
  11. Делать из рук вон плохо.
  12. Ног под собой не чуя.

III блок

Задания, оцениваемые в 5 баллов

13. Восстанови русские пословицы и поговорки. Например, фразу: “Сначала внешний вид, а потом ум” можно заменить пословицей “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

Напишите свой ответ.

Без страдания нет награды.
Написанное не боится колющих и режущих предметов.
Один старый и два новых.
Будней-то пять, а выходных – два.
Великие дела ждут великих людей.
Все пошли и ты догоняй.
Русские люди очень любят эту пищу.
Чужая рубашка опасна для жизни.
Первый из них всегда обречен.
Следи за своей речью.

14. Из первой строчки вычеркните название рыбы, из второй – птицы, из третьей – фрукта, из четвертой – цветка. Прочитайте и напишите пословицы, которые получились.

Н С А В М А Е Г Л А

Л А О С Т С О Ч Т К А Ь

А Г П Е О Л Ь Р С О И Д Н

А Г В Б О З Е Д И Р К Ё А Т

Б С Е Р У Е Д Г А И К З

Е М Д Л Ю Р Р О О Д И З М Д У

Ю, Г К А К Р М А А Н Т А Т Ь

Л Ю Ж Б А И С М М У И Ю Н

15. С древнейших времён известен на Руси праздник Масленицы.

Напишите небольшой рассказ об этом празднике. Данные рисунки помогут вам (Приложение – Рисунок 1–10).

Оценивается текст, содержащий от 50 до 80 слов.

    Покрывало - получить на Академике действующий промокод OBI или выгодно покрывало купить со скидкой на распродаже в OBI

    покрывало - сущ. Пост. пр.: нариц.; неодуш.; конкр.; ср. р.; 2 скл. Снежное покрывало2 всё поле покрывало. ЛЗ Кусок ткани, который покрывает что нибудь. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: ед. чис.; …

    покрывало - а; ср. 1. Кусок ткани, предназначенный для покрывания чего л., покрывающий что л. Сдёрнуть п. с мольберта. Снять п. со статуи. Спрятаться от дождя под холщовым покрывалом. // Лёгкое одеяло, обычно служащее для покрывания постели днём. Спать,… … Энциклопедический словарь

    покрывало - а; ср. 1) а) Кусок ткани, предназначенный для покрывания чего л., покрывающий что л. Сдёрнуть покрыва/ло с мольберта. Снять покрыва/ло со статуи. Спрятаться от дождя под холщовым покрывалом. б) отт. Лёгкое одеяло, обычно служащее для покрывания… … Словарь многих выражений

    Фудзи - (Фудзисан, Фудзияма) самая высокая горная вершина (3776 м) Японии. Существуют различные версии происхождения названия Фудзи. Одна из них связывает его с айнским словом огонь. Во всяком случае, к огню Фудзи имеет непосредственное отношение,… … Вся Япония

    покрывать - глаг. Пост. пр.: I спр.; несов. в.; перех.; невозвр. 1) Почва покрывает2 весь земной шар. 2) Снежное покрывало всё поле покрывало2. ЛЗ Лежать сверху на чём нибудь, устилать собой какую либо поверхность. Словообразовательный анализ, Морфемный… … Морфемно-словообразовательный словарь

Грамматическая игра по русскому языку в 4-м классе

Тесакова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов,

4-«А» класс

прививать любовь к родному языку;

закреплять знания и умения, полученные на уроках

ХОД ПРАЗДНИКА

На доске – эпиграф


“Учите русский язык –

Годы к ряду,

Усердием,

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)



1- я команда:

Мы – весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

2-я команда:

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3-я команда:

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наше знание.

4-я команда:

И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба крепнет с ней.


Каждая команда по очереди – можно провести жеребьёвку – называет имя своей команды. Например:


Капитан: Наше имя –

Команда: Союзики.

Капитан: Наш девиз –

Мы – дружные союзики,

На месте не сидим,

За каждым предложением

Внимательно следим.


Капитан подходит к жюри, и вручает большую эмблему.

Конкурс "Слово-Змейка"

Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: Адрес – салют – тетрадь – деревня -……Жюри подводит итоги.

Конкурс капитанов

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.(Каждому капитану даётся карточка с предложениями)

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Снежное покрывало, покрывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Со стекла, стекла вода.

Проверка, жюри объявляет итоги конкурса.

Конкурс болельщиков

Отгадай загадку, где спрятались антонимы


Я- антоним слово “зной”,

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня (ПРОХЛАДА).

Я антоним слово “лето”,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - (ЗИМА).

Я – антоним слову “смех”,

Не от радости, утех, -

Я бываю по неволе

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались, Это (ПЛАЧ).

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь (ТИШИНА)


Конкурс со скобками

Каждому участнику команды даётся задание: раскрыть скобки в предложении.

Язык (до) Киева (до)ведёт.

Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

(С)горы (с)бежал поток проворный.

(До)школы (до)шли быстро.

За каждый правильный ответ команде присуждается 2 балла

Игра с командами. Загадки в стихах о синонимах.


Я – синоним осьминога,

А без С – в метле нас много (СПРУТ)

Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я (ТАЙФУН)

Простое слово “промежуток”:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем все (АНТРАКТ)

На время что-то прекратив,

Мы объявляем(ПЕРЕРЫВ)

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим (ПЕРЕДЫШКУ)

После урока непременно

Нужна ребятам (ПЕРЕМЕНА)


Конкурс "Веселые картинки"

Какие фразеологизмы изображены на рисунках?

Что они обозначают?

Конкурс болелбщиков. “Пословицы в картинках”

Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

Угадай пословицы

Команде задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь.

ЛЮБИШЬ……..(кататься, люби и саночки возить).

МОСКВА………(слезам не верит. Москва не сразу строилась).

ДАРЁННОМУ………(коню в зубы не смотрят).

НЕ В СВОИ…………(сани не садись).

ЖИЗНЬ…………..(прожить – что поле перейти).

ОВЧИНКА……….(выделки не стоит).

Конкурс “Стихоплёт”

Командам показывают карточки с опорными словами-рифмами.

щенка-пока,

помогите – найдите

Каждая команда за 3 минуты должна сочинить четверостишие с этими словами. Например:

У меня есть три щенка,

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите,

Клички для щенков найдите.

Конкурс "Собери слово"

Отгадайте слова, собрав их по частям.

Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “вода”. (Расписка)

Его корень в слове “вязать”, приставка в слове “замолчать”, суффикс в слове “сказка”, окончание в слове “рыба”. (Завязка)

Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученик”. (Подснежник)

Его корень в слове “молодой”, суффикс в слове “косцы”, окончание в слове “травы”. (Молодцы)

Конкурс болельщиков. Игра “Словесный конструктор”

Цель игры – из набора букв исходного слова составить как можно больше других слов. Каждая буква в любом составленном слове используется только в таком количестве, в каком она встречается в исходном слове.

Задано слово: Грамматика

Конкурс "Можем ли мы диктант писать на«4» и на «5».

Ведущий диктует текст. Команды работают у доски одновременно. Каждый член команды записывает по 2 слова и предлагает следующему участнику.

Примерный текст диктанта.

"Русский язык.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, полянка, тропинка."

Возможно, удобнее для проведения конкурса составить диктант из не связанных по смыслу слов с грамматическими трудностями.

За каждую ошибку со счета команды снимается 1 балл.За каждый правильный ответ присуждается 2 балла.

Конкурс "Прятки"

В этом стихотворении спрятаны 20 животных! Название может находиться внутри слов, а может начинаться в конце одного слова, а заканчиваться в начале другого. Посмотри, например, как спряталась лиса. Одно из названий повторяется дважды. Ну что, приступим к поискам?


ТрескаЛИ Сахар у крана

Три молодых таракана.

Глазели на вид из окошка…

Хорошая вышла кормёжка!

И случилось вдруг так:

Самый левый прусак,

Услыхав крики: “Брысь!”

Взвился к проводу ввысь.

И легко брат, что в центре, как бес

Сквозь стекло – просто ужас! – пролез!

Ну а правый – совсем караул:

С крана ловко за шкаф сиганул!


Ответ: Треска, лиса, таракан, ара (дважы), рак, кошка, ёж, лось, такса, лев, прусак, русак, рысь, як, овод, кобра, клоп, уж, коза, сиг.

Конкурс боледьщиков

Отгадай ребус.

Конкурс "Домашнее задание"

Представитель каждой команды зачитывает написанную командой лингвистическую сказку о частях речи.

Подведение итогов

Жюри подсчитывает очки. Объявляется музыкальная пауза. В это время команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”.

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

(Вбегает восклицательный знак).

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит.

Восклицательный знак:

Ура! Долой!

Караул! Разбой!

(Входит вопросительный знак).

Притащился кривоногий

Вопросительный знак.

(Входит вопросительный знак).

Вопросительный знак:

Кто? Кого?

Откуда? Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

(Входит точка с запятой)

Точка с запятой:

Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие….

(Появляются двоеточие и многоточие)

Двоеточие:

Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Но сказало многоточие,

Еле глазками ворочая.

Многоточие:

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие:

Там где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак:

То есть как?

Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак:

То есть как!

И сказала точка,

Точка – одиночка.

Мной кончается рассказ,

Значит я важнее вас.

Жюри объявляет, сколько очков набрала каждая команда, награждает участников игры .


Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!