Свой длинный развивает свиток. Право на личную жизнь. Литературное направление, жанр

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» - это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье . Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, - это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток . Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень . Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью . Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю .

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Воспоминание безмолвно предо мной,
Свой длинный развивает свиток.

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

А. С. Пушкин «Воспоминание».

Часто можно слышать такие слова:

Имею же я право на личную жизнь?

У меня тоже должно быть свободное время!

Люди должны иметь свои маленькие тайны!

Трудно, на первый взгляд, что-то возразить против этих заключений. Я и сам был ранее бескомпромиссным борцом за личную жизнь мужчин в семье.
Кому не хочется разнообразить свой досуг различными невинными шалостями? Повисеть, к примеру, в интернете на сайте знакомств, пообщаться на сексуальные темы с какой-нибудь симпатичной девчонкой. Пройтись по порносайтам, посмотреть что новенького творится в мире. Кинуть СМС дежурной подружке и договорится о сексе без прелюдии. Встретиться с друзьями за бутылочкой старого доброго виски. Пойти с ними же в клуб, в поиске новых волнующих знакомств и в итоге попасть в сауну с проститутками. Подарить любовнице машину. Слетать на недельку в Эмираты с новой пассией.

Но давайте определимся, что такое «личная жизнь»? Толкового определения этой фразы найти трудно. Тогда посмотрим слово «личный» : 1.касающийся непосредственно какого-л. лица, какой-л. личности , затрагивающий только их. 2. Связанный с чьей-л. частной, интимной жизнью.

Таким образом, фразу «личная жизнь» мы, во-первых, используем в смысле «интимная жизнь». И, во-вторых, как вещи, что касаются непосредственно нас. Но в браке, личная жизнь касается обоих супругов. Поэтому для простоты назовем ее «тайная жизнь». Жизнь наших поступков, мыслей и слов, о которых нам совсем не хочется распространяться. А о чем нам не хочется распространяться? Да, о разных пакостях которые мы сотворили.

Тайная жизнь дает нам массу преимуществ, низменных удовольствий и бурлящего адреналина. Жизнь бьет ключом. Есть, как говорят, что вспомнить, да нечего детям рассказать. Минусом является только одно: рано или поздно все рухнет. Семья, бизнес, друзья, любовницы, мечты о мировом господстве и иллюзии собственной непогрешимости, все в одночасье может исчезнуть. Остается только запись на жестком диске подсознания, которую можно просматривать либо с отвращеньем, либо со слезами на глазах. Говорю, как человек, который это прошел. Все придется начинать сначала…Если хватит сил…А то, бывает проще выброситься из окна. Грустно? Да, немного.

Жизнь человека в семье можно условно разделить на следующие составляющие:

1.Время, которое он уделяет жене и детям.

2.Время, которое он посвящает работе.

3.Время, которое тратится на спорт, здоровье и хобби.

При этом раскладе известен простой принцип: мы получаете отдачу там, куда вкладываем свое внимание и энергию. Например, время, проведенное в семье, дает результат тогда, когда мы активно общаемся с супругом или детьми: делаем уроки, собираем пазлы, ведем задушевный разговор, или идем в зоопарк, или театр. Действия, типа просмотра телевизора, сидения в «одноклассниках» и простое присутствие дома, в эту категорию не попадают. Соответственно, если вы после работы «присутствуете» дома, но общаетесь с членами семьи 15 минут, то будьте уверены, на этом фронте ни чего хорошего вас не ждет. Попробуйте построить дом, тратя в день на строительные работы по 15 минут. Дай бог, если его закончат ваши внуки. На самом деле, так у людей и получается: женитьба, развод; развод, женитьба, а если точнее тоска и сожаление. Сожаление о «бесцельно прожитых годах». Жизнь шла, шла и прошла мимо.

В идеале, распределение времени по трем составляющим должно быть пропорционально. Такие вещи, как самосовершенствование, личностное развитие и духовный поиск, распределяются по ним равномерно и не могут быть выведены в отдельную категорию, пока вы не являетесь индийским саньясином или не женатым наследником Уоррена Баффета. По большому счету, наш духовный поиск и самосовершенствование заключается в соблюдение евангельских заповедей. Это звучит очень просто, но на практике трудновыполнимо. Гораздо проще медитировать в индийском ашраме, чем в повседневной жизни руководствоваться порядочностью. Мантры петь веселее, чем каждый день, сталкиваясь с непониманием и агрессией, оставаться благожелательным и понимающим человеком. Поэтому, если вы встречаете человека увлеченного «духовным поиском», то с большой долей уверенности можно сказать, что он бежит от своих внутренних проблем или проблем в семье, которые сам же и создал. И честно решать он их не хочет. Зачем, если есть поиск истины? Поиск может длиться вечно.

«Тайная жизнь» беззастенчиво отбирает у человека время, деньги и энергию. И поскольку, эти три понятия практически равнозначны, то можно сказать, что человек теряет свою жизненную силу. И теряет ее впустую. Любую цель в жизни, нужно наполнять собственной энергией, только тогда она достигается. Зерна нужно сажать в благодатную почву, чтобы они принесли достойный урожай. А человек? Человек разбрасывается камни, и не успевает обернуться, как приходит время их собирать. Мы так редко задумываемся о прописной истине, что «шарик-то кругленький», и все сделанное нами возвращается «бумерангом».

Есть еще один момент. Чем больше у человека личных тайн, тем больше ему требуется усилий, чтобы эти тайны скрывать. Логическая цепочка такая: чем больше человек скрывает, тем более он закрыт. Чем более он закрыт, тем менее он склонен к общению. Кому хочется постоянно врать? Хотя люди встречаются разные. У меня есть товарищ, последние шесть лет он содержит любовницу, иногда я слушаю, какие он перлы выдает супруги по поводу своего отсутствия до утра или опоздания к ужину, у меня на глазах наворачиваются слезы умиления.

«Не-общение» ведет к невниманию, непониманию, отчуждению. И далее, к другим «прелестям» совместной жизни. На сайтах наших доморощенных психологов, в «гламурных» журналах и прочей беллетристике, часто можно прочитать массу полезных советов женщине. Как узнать об изменах мужа? Что делать, если у вас появился любовник? Как быть если муж начал вас подозревать? Стоит ли ревновать коварного изменщика и как ему отплатить? Такие рекомендации подразумевают бурную «тайную жизнь» супругов и рассматривают их, как двух игроков в покер, играющих друг против друга, мол, выигрывает тот, кто больше блефует.

Еще один нюанс. «Тайная жизнь», которую ведет один из супругов, порой кажется ему вполне безобидной. Угрызения совести глушатся железной аргументацией о необходимости того или иного действия. Оправдывая себя человек, наводит напраслину на партнера, так проще избавиться от чувства вины. Да, и чего париться, ведь у меня есть право на «личную жизнь». Но вот представим, что «тайная жизнь» есть у нашего партнера. Ведь, каждый из супругов имеет право на «личную жизнь». Что получается? Пообедали лапшой с курицей и разбежались, один к любовнице, другая к любовнику. Нормальная «шведская семья». Семья, пораженная вирусом лжи, помимо вирусов венерических. Герпес, хламидии и вирус папилломы человека, самые безобидные из них.

Ну, и последнее. Вы вправе спросить: сам-то как? У тебя идеальная семья или ты идеальный муж? Может ты человек, но все человеческое тебе чуждо?

Отнюдь, мои дорогие, френды. И я, и моя семья, далеки от идеала. Но мы к нему сознательно стремимся. Начинали с малого:стали больше разговаривать друг с другом, наметили какие-то общие цели, исключили из общения ложь. И семена разумного, доброго, вечного, всходят удивительно споро, доложу я вам. А это говорит о том, что мы выбрали правильный путь…Ну, и у нас «личная жизнь» отсутствует. Мы взяли за правило обсуждать любые ситуации. Например, жене кто-то сказал комплимент, или она купила кофточку, не предусмотренную бюджетом, «но очень недорого», а ко мне на вечеринке подошла девушка и попыталась завести знакомство. Наши мобильные телефоны всегда доступны для просмотра, а смс-ки может прочитать любой. Электронная почта доступна для просмотра. Если кто-то сидит за компьютером, то другой может в любой момент подойти и поинтересоваться, чем ты занимаешься. И это не вызывает никакого отторжения или дискомфорта, потому что скрывать нечего. Не надо бояться разоблачения, не надо ничего стыдиться. Куда бы я ни собрался, я всегда могу взять с собой жену, а могу пойти один. То же самое и в ее случае. На первом месте у нас интересы друг друга, далее идут интересы детей и всего остального мира. У нас просто нет потребности в « личной жизни».

«Воспоминание» Александр Пушкин

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумcтве гибельной свободы,
В неволе, бедности, в гонении, в степях
Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу. . . . . наносит хладный свет
Неотразимые обиды.
Я слышу. . . . жужжанье клеветы,
Решенья глупости лукавой,
И шепот зависти, и легкой суеты
Укор веселый и кровавый.
И нет отрады мне - и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые, - два данные судьбой
Мне ангела во дни былые.
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
И стерегут - и мстят мне оба,
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах счастия и гроба.

Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминание»

Философская тема и интонации печального раздумья объединяют два произведения, созданных поэтом в мае 1828 г.: «Воспоминание» и « » Переживая кризисный период, автор приходит к неутешительным выводам, свидетельствующим о душевной опустошенности, праздной тоске и отсутствии жизненных ориентиров.

Первоначальные заглавия «Воспоминания» были связаны с темой вынужденного ночного бодрствования, однако позже Пушкин поменял название, предлагая читателям сосредоточить внимание на эмоциях героя, вызванных прочтением «свитка» собственной жизни. Последний образ особенно интересен. Он отсылает не только к библейскому символу книги жизни: уподобление человеческих судеб процессу прядения нитей восходит к древнегреческим источникам, повествующим о Мойрах, богинях судьбы.

Зачин стихотворения определяет место и время лирической ситуации: большой город, «полупрозрачная тень» белых ночей. Здесь же возникает антитеза, противопоставляющая покой «смертных», награжденных сном за дневные заботы, и бессонницу героя, для которого наступают «часы томительного бденья».

После краткого вступления приходит черед подробному описанию ощущений лирического «я». Оно начинается с оригинальной метафоры, ассоциирующей угрызения совести со змеей. Иносказательный образ дополняется лексикой, обозначающей тоску и уныние, спровоцированные обилием «тяжких дум». Метафора «мечты кипят» передает интенсивность переживаний героя.

Финальный эпизод предваряет развернутая метафорическая конструкция, центральная в образной структуре текста: она трактует воспоминание как жизненный свиток. Чтение последнего усиливает отрицательные эмоции лирического субъекта, которые находят внешнее проявление, выливаясь в горькие жалобы и слезы.

Завершающая строка придает новые оттенки смысла терзаниям лирического субъекта. Осознанный отказ от исправления, вымарывания грустных строк собственной жизни - таков мужественный выбор повзрослевшего героя. Он стыдится своего прошлого, но не чувствует за собой право отказаться от него. Финальная фраза не разрешает внутренний конфликт, но снимает его остроту за счет признания ценности жизненного опыта и ответственности человека за ошибки, совершенные ранее.

Глубокая философская мысль облечена в форму одного сложного предложения, части которого объединены разнотипными синтаксическими связями. Подобное стилистическое решение указывает на силу и напряженность переживания.

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина

Стихотворение «Воспоминание» было написано Пушкиным в 1828 г. под влиянием петербургских белых ночей. Устав от светских развлечений, ощущая наступление периода реакции после подавления восстания декабристов, великий поэт часто задумывался над смыслом собственной жизни. В этот период он испытывал духовный кризис, выразившийся в печальных и грустных строках стихотворения. Первоначально Пушкин планировал назвать произведение «Бессоница» или «Бдение». Окончательный вариант для публикации получился вдвое короче, чем в рукописи.

Ночное уединение чрезвычайно способствовало философским размышлениям Пушкина. Страдая от бессонницы, он предается безрадостным воспоминаниям. Подавленное состояние вызывает в его памяти только печальные моменты жизни, к которым поэт чувствует отвращение. Вместе с тем он ни от чего не отрекается, ощущая ответственность за все совершенные в жизни поступки («но строк печальных не смываю»). Этой строкой заканчивается напечатанное стихотворение.

Поэту все прошлое представляется в черном цвете. Его вновь и вновь больно ранят нанесенные когда-то обиды, клевета и предательство. Далее Пушкин говорит о двух ангелах, подаренных ему судьбой. Он имеет в виду двух женщин, однако до сих пор не установлены их имена. Воспоминание об этих «призраках младых» также мучает поэта, потому что ангелы «с пламенным мечом» охвачены жаждой мести.

Как уже было сказано, Пушкин вычеркнул вторую половину стихотворения. Можно только догадываться о причинах такого решения. Возможно, он хотел придать произведению более цельную и сжатую форму. Фраза «строк печальных не смываю» уже подводит окончательный итог безрадостным воспоминаниям. С другой стороны, во второй части размышления поэта носят очень личный характер. Пушкин просто не хотел выставлять их на всеобщее обозрение. Многие критики и почитатели таланта поэта считали, что неопубликованная часть нисколько не уступает первой по эмоциональности и искренности чувств. Но решение автора невозможно оспорить, поэтому «Воспоминание» обычно печатается в своем укороченном варианте.