Используя дополнительные источники информации вставьте в таблицу. Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ по разделу «Как люди открывали Землю. На карте обозначьте цифрами крупнейшие реки





Лабораторная работа « Определение (узнавание) наиболее распространённых животных » Цель. Продолжить знакомство с наиболее распространенными животными своей местности. Много разных организмов Окружает нас по жизни. Мы должны животных знать, По рисункам узнавать.




Задание Прочитайте текст. Определите, о каком животном идёт речь. Напишите название этого животного и укажите его значение. Длина тела см. Обычно размером с крупную собаку. Туловище короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушённые, что позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. Это самый северный из видов кошачьих. Отдаёт предпочтение глухим темнохвойным лесам, отлично лазает по деревьям и скалам.




Направление исследования «Неужели они тоже имеют значение в природе – одноклеточные животные?» «Одноклеточные животные для человека друзья или враги?» «Беспозвоночные животные. Их роль в природе». «Беспозвоночные животные. Их роль в жизни человека». «Роль позвоночных животных в природе». «Роль позвоночных животных в жизни человека». «Значение животных в природе и жизни человека».

Выберите один правильный ответ.


1. Древние финикийцы первыми из мореплавателей
4) открыли Азию

2. Впервые термин «география» употребил
2) Эратосфен

3. Васко да Гама первым из европейцев
2) обогнул Африку, нашел путь в Индию

4. Одну из первых географических карт составил древнегреческий ученый
3) Геродот

5. Кто из путешественников открыл Америку?
3) Х. Колумб.

6. Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?
3) Ф. Магеллан

7. Кто из путешественников открыл Антарктиду?
4) Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев

8. Кто из путешественников открыл пролив между Евразией и Америкой?
1) В. Беринг

9. В освоении севера Европы и Азии приняли участие
1) С. Дежнев
3) А. Никитин

10. Установите соответствие между открытием и именем путешественника. Впишите в таблицу получившееся соответствие.


Земля во Вселенной. Как древние люди представляли себе Вселенную


1. Сформулируйте и запишите определение.
Вселенная – это космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные тела, газ, пыль.

2. Какие небесные тела были известны древним грекам?
Планеты, Луна, Солнце, звезды.

3. Допишите предложения.
Великий математик Пифагор предположил, что Земля имеет форму шара.
Аристарх Самосский считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце

4. Используя дополнительные источники информации, заполните таблицу.



Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней


1. Рассмотрите рисунки. Чем различались представления о системе мира Птолемея (а) и Коперника (б)?

Система мира по Птолемею.
Центр – Земля, вокруг неподвижного центра движутся Луна, Солнце, пять (изветсных в то время) планет, а также «сфера неподвижных звезд».
Система мира по Копернику.
Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды неподвижны. Звезды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.

2. Какой вклад в развитие учения Николая Коперника внес Джордано Бруно? Ответ на вопрос запишите в виде плана.
Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце – центр Солнечной системы. Но само оно – одна из множеств звезд, вокруг которых обращаются планеты.

3. Какие открытия сделал Галилео Галилей? Какой прибор он использовал в своих исследованиях?
Телескоп. Увидел неровности на поверхности Луны, пятна на Солнце, открыл спутники Юпитера.

4. Заполните цепочку «Современная модель Вселенной».
Земля – солнечная система – галактика – метагалактика

5. Используя дополнительные источники информации, напишите небольшое сообщение о научной деятельности Н. Коперника, ж. Бруно, Г. Галилея.


Соседи Солнца


1. Что такое Солнечная система?
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

2. Перечислите космические тела, которые входят в состав Солнечной системы.
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Солнце, астероиды, звезды, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

3. Допишите названия планет Солнечной системы.

1. Внимательно прочитайте п. 1 учебника. Заполните таблицу.

Ученый, путешественник Какой вклад внес в изучение Земли
Аристотель Книга "О небе"
Эратосфен Киренский Измерил окружность Земли
Геродот Внёс вклад в изучиние Египта, Малой Азии, Балканского полуострова, Восточно-Европейской равнины
Марко Поло Написал книгу об Азии
Васко да Гама Открыл морской путь из Европы в Индию
Христофор Колумб Открыл Америку
Фернан Магеллан Первое кругосветное путешествие
П.П. Семёнов-Тян-Шанский Исследование горы Тянь-Шань, озеро Иссык-Куль, реку Сырдарья
Н.М. Пржевальский Внёс вклад в изучение центральных районов Евразии
И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский Первая российская кругосветная экспедиция

2. В учебнике на рисунке 2 (с. 6) изображён древний глобус. Используя дополнительные источники информации, выясните, чем он знаменит. Кто, когда и где его создал?

«Земное яблоко» - традиционное название первого географического глобуса , созданного Мартином Бехаймом в Нюрнберге в 1492 году. Мартину удалось отразить с его помощью географические представления о поверхности Земли как раз накануне открытия Нового Света.

На карте отсутствуют указания широты и долготы по современному методу, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака.

3. В каких сферах жизни человека необходимы географические знания?

1) Прогноз погоды

2) Планирование развития городов

3) Предупреждение об опасных природных явлениях

4) Поиск месторождений полезных ископаемых

5) Создание карт, планов местностей

6) Планирование собственных маршрутов путешествий; ориентирование на местности

4. Как вы думаете, чем занимаются современные географы? Нужна ли эта наука в наше время? Какие вопросы она может сейчас изучать?

Географы планируют преобразование открытых и освоенных территорий и прогнозируют происходящие на Земле процессы и их последствия. Современная география нужна, т.к. можно сказать, она работает на будущее.

5. Используя различные источники информации, подготовьте небольшое сообщение об одном из современных путешественников. Обязательно укажите, какие источники информации вы использовали.

Фёдор Филиппович Конюхов - весьма неординарная личность, путешественник, писатель, священник и экстремал. За свою богатую приключениями жизнь современный путешественник совершил более 40 уникальных восхождений и экспедиций.

Своё видение мира, буйство жизненных красок он выражал в книгах и картинах. Конюхов постоянно испытывает свои предельные возможности, поднимается на высокие горы, пересекает моря и океаны, участвует в экспедициях на Северный и Южный полюс. Этот капитан дальнего плавания совершил 4 кругосветных плавания, 15 раз пересёк Атлантику. Этот уникальный человек считается первым и пока единственным, кто покорил пять полюсов нашей планеты: полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане; 3 раза Северный географический; Южный географический; Эверест; Мыс Горн. Большую часть своих путешествий Фёдор совершил в одиночку, но также он охотно принимает участие и в коллективных экспедициях.