«Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературы» (описание опыта работы). Образовательный портал Литература по проектной деятельности учащихся

Заключение

Завершая работу, сделаем следующие выводы. В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию, высокой степени адаптивности данной технологии к специфике ДОУ. Познакомились с основами организации проектной деятельности в ДОУ, видами проектов.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Познакомились с опытом работы дошкольного учреждения по организации проектирования. Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Проект закончился мероприятием. После завершения проекта, качественно изменился стиль общения взрослого с ребенком, активными участниками образовательного процесса стали родители. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Кроме того, организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Список используемой литературы

1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.

2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.

7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

8. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.

9. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

10. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.

11. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.

12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

13. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

14. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

16. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

18. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

19. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

20. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

21. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.

Список литературы представлен такими книгами,учебными пособиями и электронными резурсами, как

Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе

2.Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования

3.Бродовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов

4.Вернер Л.Г. Организщация пректной деятельности младших школьников в учебном процессе

5.Гальченко В.Е. Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством использования исследовательских методов и приемов в процессе преподавания русского языка и литературы

7.Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность

8.Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. -

Просмотр содержимого документа
«Список литературы по проектной деятельности, предназначенный для учителей»

Список литературы по проектной деятельности

1.Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: 150sch- jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel

2.Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc

3.Бродовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З.В. Бродовская // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.

4.Вернер Л.Г. Организщация пректной деятельности младших школьников в учебном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4701

5.Гальченко В.Е. Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством использования исследовательских методов и приемов в процессе преподавания русского языка и литературы [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf

6.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы. Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

7.Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст] / М.А. Холодная // Вопросы психологии. – 1990. – №5. - С.121-128.

8.Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142с.: ил.

Педагогика должна ориентироваться не
на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития.

Л.С. Выготский.

Ведущее место среди методов, которые требуются сегодня обновляющейся школе, принадлежит методу проектов. Проектирование – это развитая культурная форма инновационной деятельности в образовании. Таким образом, перед учителем ставится трудная задача выбора проблем для проектов, которые можно брать из жизни. Всё, что можно увидеть, осмыслить, применить на практике, приобретая тем самым опыт деятельности, становится личным достоянием ученика, его собственностью.

Мы стоим на пути построения системы развивающего образования. Это значит, что поиск принципиально нового содержания и профессионализма педагога, которые смогут обеспечить развитие базовых способностей личности, ведётся непрерывно. Именно эти два момента и задают новую предметную область инновационной деятельности в сфере образования.

Литературное образование – благодатная почва для реализации различных видов и форм проектов. Практика организации проектирования многообразна. Особенно хочется выделить направления создания проектов в интенсивной форме и пошаговое совместное проектирование. В этом случае сам процесс рассматривается в ряду факторов гуманистической направленности.

Какие же проекты чаще всего могут быть использованы при изучении литературы? Прежде всего, исследовательские, творческие и ролевые проекты. Их темы, как правило, предлагаются учителем, а ученик выбирает то, что ему близко, либо ребёнок сам предлагает учителю интересную тему, но часто это серьёзная совместная работа, в результате которой рождаются творческие идеи.

Роль учителя в этом процессе очень высока. Это независимый консультант, помогающий своим воспитанникам самостоятельно достичь намеченную цель, он учит самостоятельно находить информацию, работать с ней, проводить исследования, передавать и представлять полученные знания и опыт. Кроме того, у учащихся формируются навыки совместной работы и делового общения.

Приведём примеры используемых примеров в собственной практике. Итак, исследовательские проекты, напоминающие по структуре подлинно научное исследование. Они могут быть моно – и межпредметными, внутриклассными и внутришкольными (если говорить о проектах в рамках учебного заведения) или другого масштаба. По продолжительности – мини-проекты (один урок), краткосрочные (4-6 уроков), недельные, годичные.

Многие педагоги внедряют данный вид проекта в основном в старшей школе. Мой опыт показывает, что чем раньше ребёнок познает азы исследования, тем быстрее он осознает своё место в учебной деятельности, тем раньше он сможет достичь высоких результатов и планировать свою дальнейшую жизнь. Но главное – это развитие интереса, дифференцированный подход в результате работы, позволяющий проявлять способности в исследовательском направлении, которые ярче выражены у ученика.

В пятом классе учащиеся получили задание узнать, творчество каких писателей-земляков связано с темами детства, войны, любви к родному краю. В результате поисков они выяснили, что, оказывается, у некоторых поэтов и писателей преобладает одна из тем (И. Тобольский, Н. Палькин, Г. Ширяева и т.д.), но есть человек, в творчестве которого все эти темы органично переплелись. Это любимый детский писатель Л.А. Кассиль. И на протяжении учебного года ребята составили каталог его произведений, изучили их, знакомились с биографией. Результат – посещение музея Л. Кассиля в городе Энгельсе.

В шестом классе учащиеся в течение года обменивались впечатлениями о прочитанном на уроках внеклассного чтения, составляли кроссворды по произведениям Л. Кассиля, выпускали газеты, писали отзывы о книгах и сочинения по сформулированным самостоятельно темам. Результат – литературная гостиная «Страна Швамбрания». Следует отметить, что в данном проекте, как и во многих других, реализуется несколько целевых направлений (в частности, творческий проект).

В седьмом классе в результате большой осмысленной предварительной работы выделилась группа учащихся, проявившая инициативу в дальнейшем серьёзном исследовании. Образовались мини-группы (по 2-3 человека), выбравшие для детальной проработки следующие темы: «Тема детства в произведениях Л. Кассиля», «Детство и война», «Изображение родного края в творчестве писателя-земляка», «Проблемы чести и достоинства в повестях Л. Кассиля» и т.д.. Таким образом, ребята пришли к выводу, что о настоящей детской литературе взрослые, к сожалению, говорят с ними достаточно мало. Произведения Л. Кассиля в школьную программу не включены, а ведь, по их мнению, это один из интересных для их возраста (11-13 лет) писатель. И художественная сторона его творчества чрезвычайно высока, что они и продолжают исследовать на данный момент, желая по окончании работы выступить с этим проектом, который они назвали «Страна Кассилия», на одной из городских конференций.

Очень интересным признали учащиеся восьмого гуманитарного класса исследовательский проект «Слово о полку Игореве» в русской культуре и искусстве». В ходе работы над ним ребята разделились на три группы (групповой проект) по интересам: литературоведы, художники, музыканты. При подготовке реализации этого краткосрочного проекта на уроке учащиеся вместе с учителем посетили отдел редкой книги в музее К. Федина, выставку «Древнерусское искусство» в художественном музее имени Радищева, прослушали оперу Бородина «Князь Игорь», после чего состоялась встреча с заслуженным артистом РФ А.Н. Самойловым, исполнявшим партию Владимира Игоревича. Учителю тоже нашлось место не только в качестве координатора и консультанта. Ученики попросили стихами предварить выступление каждой группы, они должны были соответствовать тематике их работы. Каждая группа выбрала себе руководителя из числа сильных учеников.

Итак, группа художников изучала книгу Д.С. Лихачёва «Слово о полку Игореве и культура Древней Руси», искала материал о художниках, иллюстрировавших поэму (Фаворский, Перов, Носков), выполняла работу по подбору иллюстраций и сравнению, анализу образа Ярославны на разных полотнах. Кроме того, члены группы сами иллюстрировали эпизоды «Слова о полку Игореве», составили экскурсию по этим иллюстрациям, занимались словесным рисованием.

Не менее трудоёмкую работу провели «музыканты». Их задача – не только собрать материал о творчестве А. Бородина и его опере, но и исследовать сюжет «Слова о полку Игореве», летописи и оперы, сравнить, ответить на вопрос: почему они не совпадают. Учащиеся анализировали рецензии на спектакль, написанные ими, проводили музыковедческий сравнительный анализ арий Кончака и Игоря, записали радиобеседу с А. Самойловым.

Литературоведы на основании изученных статей Л. Дмитриева, Фогельсона и других постарались исследовать «тёмные места» в «Слове о полку Игореве», сравнить переводы этого памятника В. Жуковским, К. Бальмонтом, Н. Заболоцким, показать значение роли художественных переводов для читателя.

Результат – написание сочинения «Любимые страницы «Слова о полку Игореве», составление сборника рецензий, выставка рисунков и т.д..

Ещё раз следует отметить, что все целевые направления проектной деятельности учащихся реализуются в каждом исследовании. На первое место ставим не единственную, а доминирующую направленность деятельности участников того или иного проекта.

В результате такой деятельности многие учащиеся успешно выступают на научно-практических конференциях разного уровня. Например, проект «Христианские мотивы в романах Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Н.Г. Чернышевского («Что делать?») « стал призёром на городской конференции «Духовность и современность», а проект «Образ Великого инквизитора в романах Ф.М. Достоевского и Е.И. Замятина» принимал участие на международной конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере».

Творческие проекты реализуются как в урочной, так и, в большинстве случаев, во внеурочной деятельности, открывая простор для учащихся разного уровня обученности как в групповом, так и в индивидуальном вариантах.

Назову лишь некоторые. Проект «Детство и война» (литературно-музыкальная композиция, составленная и реализованная учащимися пятых классов»); мини-спектакль «Мой ровесник Пушкин», подготовленный с учащимися седьмых классов при поддержке школьной библиотеки. Большим успехом пользуются среди учащихся 10-11 классов патриотические проекты: «Песни и стихи Гражданской войны», «От Афгана до Чечни», «Но помнит мир спасённый…». Эта тема оказалась интересной и для учащихся 5-6 классов (проекты «Мир отстояли и сберегли» и «Живая земля»).

Результат – составление сборников стихов и рассказов для участия во всероссийских и областных конкурсах. Так, на областном литературном конкурсе «Живая земля» работы учащихся были в числе лучших.

Что касается ролевых проектов, их разработка и реализация достаточно сложна. Их участники (а это как раз чаще всего происходит именно на уроках) при реализации таких мини - или краткосрочных проектов берут на себя роли литературных персонажей или выдуманных героев.

Учитель практически никогда не знает, чем он завершится. Яркими примерами подобных проектов могут служить такие, как «Суд над Печориным» (по роману М.Ю. Лермонтова), литературная дуэль по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Диалог Онегина с Печориным», «Волжская «Госпожа Бовари» (спор Катерины Кабановой и Эммы Бовари) и т.д..

Одним из примеров проектной деятельности учащихся могут служить уроки внеклассного чтения. На этих уроках используются самые различные виды проектов. Например, в 9 классе при изучении темы «Романтизм в мировой литературе» можно провести урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера», предваряющий тему. Цель проекта – показать необычность перехода от предромантизма (творчество Ф. Шиллера) к романтизму, доказывая при этом связь произведений мировой литературы в свете традиций. В практике работы над данным проектом учащиеся анализируют драму Шиллера «Вильгельм Телль», выбрав для детального анализа один из эпизодов (рассказы о подвигах Телля, сцену с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Затем сюжет драмы сравнивается с сюжетами баллад В.А. Жуковского, из чего видно, что творчество Шиллера оказало большое влияние на русскую литературу. Не случайно Жуковский стал переводчиком баллад Шиллера на русский язык.

Сопоставляя драму Шиллера с ранее изученными произведениями русской литературы, учащиеся обязательно проведут параллель между героическими народными характерами Тараса Бульбы, героя одноименной повести Н.В. Гоголя, и Вильгельма Телля.

Индивидуальный читательский опыт учащихся при работе над данным проектом очень важен, так как его использование позволяет протянуть нити к произведениям английского, французского и американского романтизма (благородные герои В. Скотта, В. Гюго, Ф. Купера).

Выход этого проекта – классная конференция «Значение романтизма в мировой литературе».

Также в рамках уроков внеклассного чтения заслуживают внимания проекты «Басни в стихах и прозе» (6 класс), «Ямб в русской поэзии» (9 класс), «Народные и литературные сказки» (5 класс) и другие.

В рамках проектной деятельности очень важно чередование разных видов уроков внеклассного чтения (обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия и др.) и приёмов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, ТСО).

Основную работу по подготовке таких проектов проводит инициативная группа из заинтересовавшихся темой учащихся, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают систему защиты проекта и его оформление. Подводя итоги, хочется отметить, что проектная деятельность учащихся при изучении литературы позволяет уделить внимание каждому ученику, в результате чего у них формируется продуктивное мышление. Ребята учатся продумывать алгоритм действий, формировать информационное поле, выбирать самое важное, артистично преподносить материал, составлять презентации, развивать коммуникативные навыки.

Уровень продуктивного мышления у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, постепенно возрастает. А гуманитарно одарённые дети впоследствии принимают участие в научно-практических конференциях разного уровня.

В работе над проектами нужно следовать по пути любви и уважения, творческого саморазвития, обретения истины, неконфликтного общения, толерантности, заботы о здоровье, стремления достигнуть высшей степени своего развития. И тогда проекты станут эффективными, перспективными, многогранными и неисчерпаемыми. Ведь это и метод обучения, и содержание обучения, и форма организации учебного процесса, а главное – это особая философия образования, в том числе и гуманитарного.

Возможно, именно за проектным обучением будущее наших школ.

Список литературы:

  1. Продуктивное образование. Тезисы докладов, представленных на научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере», 29-30 марта 2006 г., часть 3. - Саратов, 2006.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2004.

На странице содержится список полезной литературы по исследовательской работе учащихся и ее правильной организации.

Представленный список литературы по организации исследовательской работы (деятельности) в школе и ДОУ будут интересны как учителям, так и школьникам, дошкольникам и их родителям.

Приведенные ниже списки литературы по проектной деятельности в школе и ДОУ (детском саду) будут полезны при изучении гуманитарных дисциплин, предметов естественно-математического цикла, по планированию уроков и занятий с использованием проектно-исследовательской деятельности.

  • Литература по проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин
  • Литература по проектной деятельности на уроках естественно-математического цикла
  • Литература по проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
  • Литература по проектной деятельности на уроках математики, физики, химии

Простыми словами, в списке представлена литература для учителей (воспитателей) - руководителей проектов и исследовательских работ в ДОУ и школе, которые непосредственно курируют исследовательскую и проектную работу школьников и дошкольников, а также используют проектные технологии при организации уроков и занятий с детьми.

Список литературы по организации проектной деятельности в ДОУ

Список литературы по организации исследовательской деятельности дошкольников:

1. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.

2. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 12. - С. 3-11.

3. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков// Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 10-19.

4. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).

5. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

6. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.

7. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы: научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.

Список литературы по организации проектной деятельности в школе

Список литературы по организации исследовательской деятельности школьников:


1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.

4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.

5. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.

6. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

7. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.

8. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.

9. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.

10. Вечтомова Е.Г. Норма жизни лицея - исследование / Е. Г. Вечтомова, Н. А. Макаркина // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 102-103.

11. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.

12. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.

13. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

14. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.

15. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.

16. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

17. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

18. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

19. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.

20. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.

21. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. - М. : Педагогика, 1978. - 128 с.

22. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.

23. Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

24. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г. А. Копанева, Н. П. Ломакина, О. И. Чуб // Завуч. - 2006. - № 6. - С. 47-52.

25. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / В. В. Копылова. - М. : Дрофа, 2003. - 96 с. - (Библиотека учителя. Иностранные языки). - ISBN 5-7107-7116-3.

26. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.


27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева; ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 176 с. - ISBN 5-88753-062-6.

28. Леонтович А. Комплексная исследовательская экспедиция / А. Леонтович // Народное образование. - 2006. - № 3. - С. 207-214.

29. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17.

30. Лернер Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю": лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. – 2004. - №37. - С. 22.

31. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.

32. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3. - С. 12-15.

33. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2002.- N40. - С. 7.

34. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.

35. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми (по материалам проекта "Инновационная сеть "Мыследеятельностная педагогика") / Федеральное агентство по образованию; Российский образовательный форум; АПКиПРО. - М. : АПКиПРО, 2004. - 28 с. - (Методическая библиотека "Проекты - победители Российского образовательного форума в 2004 году").

36. Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. - №4. - С. 148.

37. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2003. - 272 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0811-6.

38. Обуховская А.С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А.С. Обуховская // Биология в школе. – 2004. №8. С. 27.

39. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47-52.

40. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

41. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

42. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

43. Положение о Всероссийском конкурсе исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвященном 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева на 2006-2007 гг. // Администратор образования. - 2006. - N 22. - С. 97.

44. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108-114.

45. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.

46. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся / С. П. Санина // Педагогические технологии. - 2005. - № 4. - С.36-45.

47. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. – 2003. №5. С. 38.

48. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

49. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И. С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №3. - С. 29-39.

50. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 14-18.


51. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. - 2006. - N 1. - С. 6-8.

52. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с. - (Педагогическая мастерская). - ISBN 5-691-00491-3.

53. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков: ПГПИ, 2001. - 46 с. - ISBN 5-87854-175-0.

54. Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков: ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.

55. Сыров Е.М. Научная работа в школе: опыт организации / Е. М. Сыров // Педагогическая мастерская. - 2006. - № 3. - С.13 - 8.

56. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4, 5.

57. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.

58. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся / Н. П. Харитонов // Биология в школе. – 2004. - №6. - С. 59.

59. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Холодная; М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.: ил. - ISBN 5-469-00128-8.

60. Худин А.Н. Организация профильного обучения в школе: лекция 4. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / А. Н. Худин, С. Н. Белова // Завуч. - 2006. - № 4. - С. 105-110.

61. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.

62. Шалавина А.Н. Уроки опытов и исследований: 11-й класс: базовый курс / А. Н. Шалавина // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2004. - №47. - С. 3.

63. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 1-2. - С. 46-54.

64. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. - С. 82-87.

Список литературы по проектной методике

1. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.

2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы№6

3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.

4. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.

5. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .

6. Заир- Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.

7. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.

8. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.

9. Основы метода. М.; Л., 1928.

10. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

11. , Горчакова- Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

12. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.

13. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов . - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

14. Технология проектного обучения//Завуч№6

15. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

16. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

23. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

24. Метод проектов. /Информатика и образование. Международны специальный журнал: Технологическое образование. 1996.

25. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.

26. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

27. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург , 1995.

28. Познание и проектирование (Материалы "круглого стола ") //Вопросы философии№6.

29. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа№4.

30. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе№1.

32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

33. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.

34. Раппопорт А. Г . Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.

35. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии№10

36. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.

37. Педагогические технологии: теоретические основы Ир проектирование. - СПБ., 1998.

38. Генезис проектной культуры //Вопросы философии№ 10

39. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.

40. Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.

41. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы№3,4.

42. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.

Список литературы по исследовательской деятельности учащихся

1. Алексеев Н. Г . О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. : Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2. , Фомина развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29

4. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.

5. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

7. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы //Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82

8. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. . проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.88-96

9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006.

10. , Соколова организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г. С.130-134

11. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.124-135

12. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006.

13. , Совгир экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.

14. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т

15. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И – 2-е изд., доп. – М., 2005

16. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37

17. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. . М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.

18. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.

19. Леонтович А. В . Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158

20. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48

21. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.

22. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к. пс. н., М., 2002 – 112 с.

23. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

24. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.21-24.

25. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138

26. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184

27. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

28. , Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124

29. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.144-151

30. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

31. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.

32. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПБ., 2004.

33. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.

34. Савенков учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66

35. Савенков А. И . Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.

36. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников №1/2001

37. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.163-168