Истории королевского двора. Смотреть что такое "Сорель, Агнесса" в других словарях Фильм о любви карла 7 и агнессы

Истории любви. Эпоха Возрождения

Агнесса Сорель и Карл VII

Когда точно родилась Агнесса Сорель, выдающаяся женщина своей эпохи, точно неизвестно. Одни называют годом её рождения 1409, другие утверждают, что она появилась на свет значительно позже, в 1422 году. Её отец, приближённый знатного графа Клермона, постарался, чтобы дочь стала фрейлиной при дворе сначала герцогини Изабеллы Лотарингской, а затем и самой королевы Марии Анжуйской, супруги короля Франции Карла VII. Агнессе было чуть больше двадцати лет. О её красоте ходили легенды. Даже папа римский спустя много лет признавался: «У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».

Агнесса Сорель. Портрет неизвестного художника

В девицу влюблялись многие знатные особы, высокопоставленные чины, и даже сам король не явился исключением. До встречи с Агнессой у короля были фаворитки. Отмечали, что Мария Анжуйская знала о страстной и темпераментной натуре супруга. Её муж слыл человеком ветреным, безнравственным, трусливым и жестоким, но был достаточно начитан, образован и проницателен.

Жан Фуке. Портрет Карла VII. Около 1444 г. Париж, Лувр

Увидев однажды светловолосую, голубоглазую Агнессу, Карл был сражён её очарованием, в тот же вечер увёл фрейлину в свою спальню и признался ей в чувствах. Не ожидая такой откровенности, смущённая девушка выбежала из королевских покоев. Но через несколько дней она вернулась, а месяц спустя Агнесса стала фавориткой Карла VII.

Об этом знали все, и лишь королева, казалось, даже не догадывалась о любовной связи супруга с очаровательной Агнессой. До тех пор, пока однажды в залах королевского дворца Мария Анжуйская не увидела свою соперницу, гулявшую с обнажённой грудью. Нескромное поведение придворной дамы возмутило благонравную королеву.

Агнесса Сорель. Портрет кисти Жана Фуке

Но как бы Мария ни следила за королём, Карл не подавал ни малейшего повода для ревности. Догадки королевы подтвердились лишь тогда, когда Агнесса забеременела, и в день родов король так волновался, что сомнений больше быть не могло — супружеская измена была налицо.

Мария Анжуйская - жена КАРЛА VII

Разгневанная и обиженная королева в слезах провела несколько дней, а потом решила успокоиться и… стать подругой любовницы царствующего мужа. Королева так сблизилась с соперницей, что вскоре уже доверяла ей самые сокровенные секреты, дарила Агнессе драгоценности и наряды. Женщины стали вместе гулять, ездить на охоту, обсуждать дела в стране.

Мадам Сорель родила королю четверых дочерей, которым её возлюбленный, несмотря на уговоры приближённых, подарил родовые титулы Валуа. А Агнесса и после родов продолжала пленять Карла изящностью и нескончаемой фантазией.

Именно Агнесса Сорель сделала возможным ношение бриллиантов не только царственными особами мужского пола, но и всеми женщинами, которые только могли приобрести украшения из драгоценного камня. Агнесса впервые ввела в моду длинные шлейфы, которые церковь назвала «дьявольским хвостом» и запретила носить их благородным дамам. А декольте, весьма фривольно обнажавшее женскую грудь, и вовсе вызывало возмущение окружающих. Смелую фаворитку называли безрассудной женщиной и дамой лёгкого поведения, придворные фрейлины шипели от зависти, а замужние дамы, замечая любопытные взгляды своих супругов в сторону мадам Сорель, требовали наведения порядка, отказываясь присутствовать в обществе нескромной и развратной королевской фаворитки.

Но Карл будто бы не замечал выходок своей любовницы. Он награждал её титулами дамы Боте-сюр-Марн, Вернон, Рукесезьер. А один титул вошёл в историю и стал неразрывно связан с Агнессой — титул Мадам Боте (Дамы Красоты). В 1448 году, когда у Агнессы было уже трое детей, Карл решил преподнести своей обожаемой фаворитке замок недалеко от Парижа.

Агнесса Сорель. Титул Мадам Боте (Дама Красоты). Художник Жан Фуке. Богоматерь с младенцем. Створка диптиха из Мелена. 1450, г. Антверпен, Музей изящных искусств

Любимая королём, осыпаемая его щедрыми дарами, Агнесса не чувствовала себя вполне счастливой. Нищета простых французов, непрекращавшаяся Столетняя война, бездействие короля — всё это вызывало недовольство народа. Но виновной во всём почему-то считали королевскую фаворитку. И мадам Сорель решила действовать. Влюблённый в неё король был готов на всё ради её благосклонности и любви. Именно тогда, в 1429 году стало известно имя отважной девушки Жанны д"Арк, которую представила королю мадам Сорель.

Однажды, когда король находился в Нормандии, к нему прибыла мадам Сорель. Состояние её было ужасающим: у Агнессы начались роды. Перед этим она рассказала королю о готовящемся против него заговоре, но Карл посчитал её слова бредом взволнованной роженицы. Имел ли этот заговор место или нет, сказать теперь невозможно. Однако приближённые полагали, что даже если заговорщики и хотели убить короля, они испугались, узнав, что смелая фаворитка донесла эту весть до Карла.

Через несколько дней, когда мадам Сорель вернулась в Париж, ей стало плохо. Она скончалась 9 февраля 1450 года и перед смертью сожалела лишь об одном, что в последние минуты не могла видеть любимого мужчину. Королю не показали умершую. Лицо её было изуродовано предсмертными муками.

Карл долго не мог прийти в себя: он был уверен, что даму его сердца отравили. Сначала подозрение пало на министра финансов, над которым свершился скорый суд. За недостаточностью доказательств обвинение в убийстве королевской фрейлины с него сняли, а посадили за растрату казны. Затем король стал подозревать собственного сына. Людовик действительно не любил фаворитку отца, и с Карлом у него были не самые лучшие отношения. Однако, как говорили придворные, он вряд ли мог пойти на такой шаг. Так или иначе, причина смерти королевской возлюбленной осталась неясной. Король понемногу успокоился и… предпочёл забыть о скончавшейся любовнице.

Столетняя война закончилась в 1453 году. Реформы, о которых так мечтала Сорель, тоже завершились. Все понимали, что этому они обязаны прекрасной мадам Боте, белокурой Агнессе, женщине, которая изменила королевство и вдохновила короля на смелые решения.

Но Карл VII уже развлекался с другой дамой: фавориткой стала двоюродная сестра Агнессы — Антуанетта. Такого влияния на Карла, как её кузина, она не имела, но оказалась прекрасной любовницей и организатором развлечений, вечеринок, балов.

Влюбившись в Антуанетту и не желая расставаться с ней ни на минуту, король женил её на своём друге и поселил супругов во дворце. Андре де Виллекье знал об интимной связи его жены и короля, но предпочёл не обращать внимания на измены супруги.

Карл проводил всё время с фавориткой. Вскоре ему уже было недостаточно одной Антуанетты, и проницательная любовница собрала вокруг обожаемого друга несколько десятков прекраснейших девушек Парижа. Монарх предавался любовным утехам, а по Франции расползался слух о том, что Карл VII сошёл с ума и предался ужасному разврату. Придворные возмущались и негодовали, а король ездил по стране и собирал в свой «гарем» новых любовниц. Королева с горечью взирала на распутство супруга.

Дурной пример властелина совращал подданных. Высокопоставленные чины, благородные мужья, даже духовники тоже впали в разврат и считали за честь иметь при себе хотя бы пару наложниц. Париж рухнул в омут страсти и похоти.

Любовные подвиги короля, его разгульная жизнь привели к тому, что Карл VII слёг с тяжёлой болезнью. В последние месяцы жизни, вспомнив ужасную смерть Агнессы, он отказывался от пищи из опасения быть отравленным. Летом 1461 года король умер от истощения организма.

После смерти отца на престол взошёл его сын Людовик XI, великий объединитель Франции. Он, наоборот, боялся женщин, отчего относился к ним с грубым презрением. Глубоко в душе король опасался женских чар и никогда не позволял женщинам управлять им, как это проделывала с его отцом Агнесса Сорель, прекрасная и обворожительная мадам Боте.

Анна Сардарян

Дофин Шарль восьмой (будущий Карл VII)

"Коронование Карла VII в Реймсе". Ш. Ленепве. 1889

Portrait Charles VII. 1403

Прекрасная Агнесс. Копия портрета Агнессы Сорель с рисунка Жана Фуке (1449 г.?). 1525 г., Париж, Национальная библиотека

Агнесса Сорель умерла в январе 1449 года, не дожив до двадцати семи лет. А в это время на другом конце мира, в Японии, поэт Мацуо Онэмото выводил тушью строки:

Заплатила дань земному
И затихла
Светлая вода.

Немногие слышали имя Агнессы Сорель — современницы Жанны дАрк, жившей во Франции в 15 веке, но о связанных с ней событиях известно значительно больше.

«− Первые! − воскликнул Коровьев, − господин Жак с супругой. Прославился тем, что отравил королевскую любовницу». (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Да-да, на бале у сатаны в известном романе в качестве той самой отравленной королевской любовницы упоминалась именно Агнесса Сорель — но об этом позже. А пока поговорим, чем еще прославилась Агнесса.

Первое, что упоминают историки и современники — это ее удивительная красота. Да, мы знаем, что раньше было принято восхвалять женскую внешность, даже самую посредственную, это был элемент галантности и куртуазной игры, но в данном случае это чистая правда. Даже Папа Римский сказал, что «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». Летописец Жан Шартье считал ее «Самой красивой на свете из всех красавиц», а Оливье де ла Марш говорил: «Она самая прекрасная женщина, которую я когда-либо видел». Так что впоследствии Агнессу стали называть «Самая красивая женщина 15 века».

Вот как ее описывает писательница Жюльетта Бенцони в своей серии романов «Катрин»: «Катрин обернулась и посмотрела широко раскрытыми глазами. По каменным плитам медленно приближалось создание, словно вышедшее из сна. Высокая, тонкая, изящная молодая девушка. Длинные, отливавшие золотом каштановые волосы выбивались из-под венка из палевых роз и струились по плечам молочной белизны, которые платье из лазурной тафты открывало так же щедро, как и две круглые белоснежные груди, которые, казалось, в любую секунду готовы вырваться наружу из голубого шелка. Большие глаза под тонкими бровями были того же небесного цвета. Лоб был слегка выпуклым, щеки – округлыми, рот – маленький и красный, как вишня. Но более всего поражала кожа, самая белая, самая тонкая и самая прозрачная, какая только бывает на свете. Именно она придавала всему ее облику особый отпечаток нереальности».

Прежде всего Агнессу Сорель (иногда ее называют Аньес Сорель) считают продолжательницей дела . Правда, совсем в другом виде. Об этом далее, а пока пара слов о том, чем еще известна эта удивительная женщина:

1. Агнесса была возлюбленной короля Карла VII — того самого, который был коронован только благодаря усилиям Жанны. При этом она стала первой в европейской истории официальной фавориткой короля. До этого монархи скрывали своих любовниц и не подчеркивали их статус. Также Агнесса была, возможно, единственной королевской фавориткой, которая оставалась незамужней — обычно, желая заполучить женщину, короли и другие знатные аристократы, первым делом подыскивали ей «подходящего» мужа, брак с которым служил прикрытием их связи. Но Агнесса так и осталась незамужней и всю жизнь ее называли девица Фроманте. Хотя она родила королю трех дочерей и это был всем известный факт.

2. Агнессу считают первой, кто ввел моду на ношение бриллиантов — во-первых, женщинами, во-вторых, особами не королевской крови.

3. Фаворитка короля также сильно повлияла на моду в принципе. Женщины стали носить длинные шлейфы и платья с очень низким вырезом или.. обнажающими одну грудь. Посмотрите на портрет Агнессы — на нем вы вполне отчетливо увидите эту особенность дамского гардероба. Впрочем, кроме нее мало, кто осмеливался так ходить — но грудь Агнессы была так красива и совершенна, что она всячески старалась подчеркнуть это.

4. Агнесса оказывала сильное влияние на слабовольного короля — к счастью, в положительную сторону. Она настояла на смещении с должностей его алчных фаворитов, заменив их более достойными людьми.

5. И, наконец, Агнесса была истинной патриоткой, которая жаждала полного освобождения Франции от англичан — ведь Столетняя война еще не закончилась. Жанны дАрк уже не было в живых, а король Карл вполне довольствовался достигнутыми результатами. Зная о чувствах, которые он к ней испытывал, Агнесса решила использовать их в своих целях. Она рассказала королю о том, что узнала о пророчестве, которое вынуждено было разлучить их. На вопрос короля, Агнесса сказала, что оно гласит о том, что Агнесса должна будет принадлежать самому могущественному монарху в Европе, а все знают, что это король Англии. Карла VII так поразили эти слова, что он возобновил военные действия.

Агнесса Сорель и «нумерологически» оказалась связана с Жанной дАрк. Обе они родились в 1412 году, а в 1431 году, когда Жанна была казнена, Агнесса стала фавориткой короля, символически подняв уроненное Жанной знамя.

До знакомства с королем Агнесса была фрейлиной его тещи Иоланты Арагонской. Не исключено, что та специально представила красивую девушку своему слабохарактерному зятю, чтобы она хоть немного сподвигла его к волевым решениям. Впоследствии даже королева стала относится к любовнице мужа благосклонно, видя ее благотворное влияние. А вот сын короля, принц Людовик, ненавидел Агнессу. По одной из версий, он приказал отравить любовницу отца. По другой, это был упомянутый у Булгакова Жак Кёр. Но, скорее всего, обе эти версии не достоверны. Агнесса умерла либо в результате случайного отравления ртутью, которую тогда часто добавляли в косметику. Либо от последствий родов.

От короля у Агнессы родилось 3 дочери — Шарлотта, Жанна и Мария — которых он признал своими и дал титул filles de France (дочери Франции). К сожалению, ни одна из них не дожила до 30 лет. Средняя дочь Агнессы, Шарлотта, была бабкой легендарной Дианы де Пуатье — еще одной знаменитой красавицы, фаворитки королей Франциска I и Генриха II.

У нее есть про эту женщину с совершенно чудесными портретами. Такого качества изображений я еще в инете не встречала.
Но я все же поимею наглость еще раз затронуть эту тему.

Аньес Сорель вошла в историю как любовница и фаворитка Карла VII. Карл же очень хорошо не только знатокам истории, но и поклонникам рок-оперы «Жанна д’Арк». Правда, судя по портретам, он был не таким милым мальчиком, как в мюзикле;))

Источник материала: «Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения», хорошо знакомый sananahead :)


В 1444 году в круг придворных дам королевы король Карл VII ввел свою фаворитку Аньес Сорель. Он познакомился с ней, когда та была придворной дамой у Изабеллы Лотарингской, супруг Рене Анжуйского. Целых пять лет молодая красавица властвовала над королем. Он подарил ей сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, потом другие владения.

Ее братья тоже имели отношение к королевскому двору. Двое из них состояли в штате резиденции короля, двое других служили в королевской гвардии.
Аньес занимала при королевском дворе далеко не первостепенное место: вопреки этикету ей прислуживали, как принцессе, и она вела воистину королевский образ жизни. Ее наряды были великолепны, а шлейфы платьев – длиннее, чем у любой другой дамы королевства. Ей поставлялись меха куницы, шелка с Востока, золототканые материи из Египта.
Желая блистать не только нарядами, но и красотой, Аньес обнажала грудь и плечи. Из-за нее мода сделалась еще более откровенной, и это возмущало архиепископа Жана Жувенеля дез Юрсена. Обращаясь к королю, он приводил факты безрассудных трат на шлейфы и гребни, золотые цепочки, драгоценные камни и наряды, называя это роскошью дурного тона, которой подражают мещанки. «Чтобы наряжать дам, - сетовал прелат, -король увеличил сеньорам выплаты из податей, собираемых с бедняков. Бог покарает за такое, ведь женщина, чем меньше разряжена, тем красивее. А те, кто носит прически и шлейфы, - настоящие ослицы, выкрашенные на продажу! Такие дамы обнажают соски, чтобы возбуждать мужчин и выгоднее продаваться».

Напрасно красавица Аньес растратила целое состояние на милостыни и подаяния нищим и церквям, в ней видели лишь алчную королевскую любовницу. Ее упрекали в том, что из-за нее король бросил беременную королеву, дабы блистать на турнирах. Так, в июне 1446 года Карл VII, расположившись в маленькой усадьбе Разийи вдали от королевы, жившей уединенно в замках Монти и Шинон, возглавил вместе с Рене Анжуйским рыцарский турнир «Опасная скала».
Карл пробыл там целых восемь месяцев, в то время как в Шинонском замке королева в одиночестве ожидала рождения ребенка. Свою признательность супруге король выразил лишь тем, что поздравил ее в декабре 1446 года с рождением еще одного сына, прислал 3 тысячи ливров и платье для благодарственного молебна. И они еще что-то говорят про нравы королевского двора времен Эф Джей и Елизаветы:)

Постепенно фаворитка начала играть политическую роль. Ее влиятельным другом стал сын королевского секретаря, Этьен Шевалье, который в 1449 году был назначен секретарем финансов. Он заказал Жану Фуке часослов, который хранится теперь в Шантьии: в нем изображены придворные и Аньес, послужившая прообразом для Мадонны с Младенцем на картине для церкви в Мелене. На этом полотне изображена прекрасная молодая женщина с жемчугом на голове, в сюрко принцессы и в большой королевской крапчатой мантии, с обнаженной левой грудью.

Апофеозом Аньес стало ее водворение в королевской резиденции в Лоше. Попытавшийся вступиться за королеву дофин Людовик был грубо изгнан отцом; фаворитка же учувствовала во всех церемониях и пиршествах.
Аньес родила королю трех дочерей: Марию, Шарлотту и Жанну, их воспитывали при дворе. Умерла она 11 февраля 1450 года от преждевременных родов, однако бытует мнение, что ее отравили.

Остатки Аньес погребли по-королевски. Над местом захоронения ее сердца и внутренних органов, в капелле Нотр-Дам в Жюмьене, высится великолепное надгробие из черного мрамора, над ним – статуя белого мрамора, изображающая молящуюся Аньес с собственным сердцем в руках. Тело ее было перенесено в коллегиальную церковь Нотр-Дам в Лоше и захоронено в середине хоров в саркофаге черного мрамора. Но тело Аньес не оставили в покое: за первой эксгумацией в 1777 годом последовали осквернение и почти полное разрушение могилы во время революции в 1794. В 1806 все, что можно, отреставрировали и поместили в башне королевских покоев, где мраморное надгробие хранится и сегодня.

Страница 1 из 4

"У неё было самое прекрасное лицо, какое только можно себе представить ".

Папа Римский Пий II

Карл VII с детства был болезненным и хилым ребёнком и королём стал по чистой случайности. Он получил прозвище Победитель и ощущал собственное могущество лишь после встречи с Агнесс Сорель, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха.

«Я взошел на престол милостью Бога, но создал себя королём милостью прекрасной Агнесс» - говорил Карл VII.

Агнесса Сорель (фр. Agn?s Sorel) -Дама де Боте (фр. Dame de Beaut – Дама Красоты), считалась самой красивой женщиной своей эпохи. Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой, благодетельницей несчастных и обездоленных и, наконец, примером трагической жертвенной любви.

Точно неизвестно, где и когда появилась на свет самая красивая женщина XV века. Ибо, если летописец из любезности и сообщил, что Агнесса родилась в Фроманто (поэтому и называлась демуазель из Фромэнто -demoiselle de Fromenteau) , то забыл уточнить, о каком из двух городов идет речь - Фроманто в Пикардии или Фроманто в Турени. Хотя чаще приписывают именно Фроманто в Турени. Ее биологический возраст определен по костным останкам (исследования проводились в 2004г) в пределах 23-27 лет -точная дата рождения затерялась где-то между 1422 и 1426 г., а не как ранее предполагалось - 1409г.

В 15 веке была сильно развита астрология и астрологические прогнозы были неотъемлемой частью средневекового культурного тогдашнего общества, и если исходить из версии, что Агнесс родилась в 1422 году от Рождества Христова, то Солнце стояло в созвездии Рыб.

"Когда Солнце вступает в знак Рыб, рождаются необыкновенные люди, часто приносящие с собой дары поэзии, музыки и книг. Их утонченной натуре претит все грубое, слишком земное…" - писал средневековый астролог Тихо де Браге в своей "Книге гороскопов".

Неизвестный же астролог, составивший гороскоп новорожденной, уверял ее родителей, что малышке когда-нибудь предстоит снискать любовь монарха.

Неизвестно, как отнеслись к этому предсказанию родители Агнессы - советник герцога де Клермона Жан Соро и дочь мелкого барона Катрин де Менеле. Во всяком случае, они приложили немало усилий, чтобы устроить дочь фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, супруги короля Рене Анжуйского– в столь высоком обществе у юной красавицы было больше возможностей обратить на себя внимание достойных господ. Однако герцогиня Изабелла отправилась в длительное путешествие по Италии, оставив юную Агнессу под опекой своей матери королевы Иоланды, тещи короля Карла VII. Иоланда, заметив ум и необычайную привлекательность девушки, скорее всего, сразу же задумала использовать ее в своих целях. Агнес училась выразительно говорить, петь, играть на лютне и арфе, распалять мужское воображение изящными позами и жестами. Обладая от природы развитым воображением и хорошим вкусом, она умела одеться так, что куда более знатные дамы в своих роскошных нарядах в сравнении с ней казались простушками. В те времена рыцари уже привезли с арабского Востока пудру, румяна и кармин. Но мало кто из дам света умел деликатно этим пользоваться. Агнес умела и, по свидетельству летописца Жана Шартье, даже давала уроки своей покровительнице. К двадцати годам она оформилась в совершеннейшую красавицу с невероятно тонкой талией и высокой шеей, на которой, как чашечка цветка на стебле, сидела прелестная головка с высоко забранными золотыми кудрями, подбритыми на лбу и висках по моде того времени. Ее лицо с младенчески округлыми щеками казалось ангельски невинным и одновременно порочным. Так что художника Жана Фуке, который запечатлел Агнес в образе Мадонны, сумев передать эту характерную особенность ее лица, даже обвиняли в опасном соединении религиозного чувства с эротическим. Словом, Агнес являла собой идеальный образец «ля бель дам сан мерси».

И Агнесса, которую вскоре будут считать самой красивой женщиной ХV века, была представлена к королевскому двору…

История деликатно умалчивает, внимания скольких господ удостоилась прекрасная фрейлина до самой главной ее встречи – с французским королем Карлом VII, но это и не важно. Важно то, что к двадцати двум годам, несмотря на придворную жизнь, она сохранила безупречную репутацию.


Ее называли самой красивой женщиной XV века, она была расточительной, но помогала бедным, одевалась вызывающе, но выглядела невинной. А в историю Агнесса Сорель вошла как первая официально признанная фаворитка короля Франции, которая смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII, но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской...

Встречу Агнессы Сорель с королем организовала, как ни странно, его теща. Она часто устраивала фрейлин при дворе, а когда они становились любовницами знатных вельмож, Иоланта получала нужную информацию и держала все под своим контролем. Влиять на короля с помощью дочери у нее не получалось, и она нашла более изощренный способ - нашла с этой целью ему любовницу.

Карл VII, увидев девушку, сразу же пошел на приступ, но она от него сбежала. Король был увлечен не на шутку, и его настойчивость вскоре была вознаграждена. Уже через несколько месяцев все при дворе говорили о том, что король влюблен.




Любовница французского короля Агнесса Сорель

Карл VII настолько потерял голову, что готов был выполнить любое желание Агнессы Сорель. Чтобы доказать серьезность своих чувств, он провозгласил ее официальной фавориткой.

Отныне вассалы были обязаны оказывать ей королевские почести, она принимала участие в политической жизни двора, королевский казначей выплачивал ей необходимые суммы, а их с королем дети получали родовые титулы Валуа. В подарок от короля Агнесса получила замок Боте-сюр-Марн и титул Дамы де Боте.


Жан Фуке изобразил Агнессу в образе Мадонны с младенцем

Агнесса быстро привыкла жить на широкую ногу. Она позволяла себе смелые по тем временам эксперименты с внешним видом. Шлейфы ее платьев достигали 5 метров, священники называли их «хвосты дьявола». Она начала носить бриллианты, хотя до тех пор их ношение некоронованными особами было недопустимо.

Придворных шокировали ее экстравагантные платья, облегающие фигуру, с асимметричным декольте, полностью обнажавшим одну грудь. Королева была в гневе, но быстро сменила гнев на милость, решив стать подругой для любовницы мужа. Мария дарила сопернице драгоценности и наряды, они вместе гуляли и ездили на охоту.


Король Франции Карл VII

Дерзкое поведение фаворитки и ее официальный статус у многих вызывали негодование. Так, архиепископ дез Урсен указывал королю на расточительность его любовницы и ее откровенные наряды, он говорил, что дамы при дворе стали напоминать «выставленных для продажи крашеных ослиц».

В ответ Карл с вызовом заявил: «Если у Прекрасной Дамы будут платья, расшитые золотом, у нее будет хорошее настроение. Если у нее будет хорошее настроение, у меня тоже будет хорошее настроение. Если у меня будет хорошее настроение, хорошее настроение будет у всей Франции. Стало быть, у Франции есть прямая нужда в прекрасных платьях ».


Первая в истории Франции официальная фаворитка короля

Агнесса не могла не замечать растущего негодования в свой адрес. Она стала помогать больным и калекам, жертвовать бедным огромные суммы. Постоянная нищета, хозяйничающие на французских землях англичане и бездействие короля вызывали негодование народа. И тогда Агнесса, не без влияния Иоланты, убедила Карла VII возобновить войну против англичан.

Трусоватому и слабовольному королю, в детстве прозванному матерью «гусенышем», фаворитка смогла внушить мысль о его храбрости. Так Карл стал Победителем. Победоносное завершение Столетней войны праздновали уже без нее - Агнесса умерла за 3 года до этого.



Гробница Агнессы Сорель

Карл был убежден в том, что Агнессу отравили, и он оказался прав. Проведенная в наши дни экспертиза подтвердила высокое содержание ртути в останках фаворитки. Возможно, это было непредумышленное отравление - в те времена ртуть добавляли в косметику и лекарственные препараты.

Агнессу Сорель как образец заботы об интересах страны позже ставили в пример всем влиятельным фавориткам французских королей, в том числе Франсуазе д"Обинье - фаворитке и тайной жене Людовика ХIV.