Гипа тия александри йская. Гипатия александрийская. Русские женщины-ученые с мировым именем

"Первой задачей тирана будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю". (Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.)

По историческим данным, на страстной седмице 2015 года исполнилось ровно сорок сороков (1600 лет) с момента мученической кончины Гипатии Александрийской, жутко пострадавшей от рук христиан, и известной нам под именем святой великомученицы Екатерины. Если внимательно изучить материалы, содержащие описания Гипатии и Екатерины, то становится совершенно очевидно, что это один и тот же человек.



Гипатия (имя означает - превосходная) Александрийская (370-415г.), была дочерью хранителя александрийской библиотеки, который и занимался её образованием. В 30 лет Гипатия уже возгавляла философскую кафедру в знаменитой Александрийской школе. Она была выдающимся учёным, продолжателем дела Платона и Аристотеля, слава о мудрости, нравственности, бескорыстности, скромности, и красоте которой гремела при её жизни по всей империи, а после её смерти, ещё веками раскатывалась, как эхо. По свидетельствам современников, она являла собой "тело Афродиты с умом Платона". Кроме философии, всем желающим, она преподавала также математику и астрономию, и была автором множества научных трудов. Гипатия, являясь непревзойдённым знатоком всех к тому времени известных трудов великих мыслителей античности, Священного Писания христиан, государственного и религиозного права, и медицины, была при этом ещё музыкантом и художником. Будучи от природы грациозной красавицей, она намеренно избрала образ целомудренной жизни, чтобы свободно заниматься науками, философией и богоискательством. По свидетельству современников, более всего её влекла сама тайна бытия. Если сказать другими словами, то это непосредственное познание Самого Бога. Философия неоплатонизма, школу которой в Александрии возглавляла Гипатия, и в которую съезжались ученики со всей империи, именно и выводит своей основной целью непосредственное личностное общение с единым Божеством, посредством перехода от умственных усилий и аскезы к мистически-интуитивному познанию Высшего.

Ей было не менее 45 лет, когда она невинно пострадала от людей, считавших себя христианами. Истинный праведник всегда страдает за сострадание к тем, кто его же и убивает. Её изощрённо убивали прямо в центральном христианском храме (!!!) Александрии, обнажённую, чудовищным способом, - её долго крамсали острыми керамическим черепками и морскими ракушками, заживо срезая с неё куски плоти. Это был древний египетский (языческий) ритуал-казнь прижизненного уничтожения тела, целью которого было лишение человека мирной загробной участи с утратой тела и возможности будущей жизни. Такой способ и место её убийства хорошо иллюстрирует всё уродство религиозного сознания тогдашних христиан Александрии. И сделали это монахи и параболаны, возглавляемые личным секретарём патриарха Кирилла Александрийского, - того самого, что организовал судилище, и фактически умертвил святителя Иоанна Златоуста, которого намеренно вели пешком, с непокрытой и побритой головой под палящим солнцем, от чего он и скончался в мучениях по дороге в свою вторую ссылку. А после Кирилл всячески противодействовал его прославлению, и поддался лишь под непреодолимым давлением народного почитания Иоанна, как обычно сославшись на посетившее его "чудесное видение".

Со становлением христианства государственной идеологией, в Церкви началась трагическая эпоха смешения и замещения духовного на земное, с сакрализацией этой убийственной подмены. Патриарх Кирилл был "достойным" воспреемником своего дяди Феофила, чьими непосредственными усилиями была окончательно уничтожена александрийская библиотека. Феофил предпочитал в религиозных дискуссиях кулачное право, а народ именовал его просто - "фараоном". Кирилл же превзошёл своего предка, творя ещё большие мерзости ради "блага церкви". Будучи паталогически одержимым жаждой власти, он любыми средствами укреплял своё положение. Для этого он расплодил полчища безграмотных и оголтелых фанатиков - монахов в Нитрийской пустыне, и целую армию "опричников" - параболанов (православных активистов), беспрекословно подчинявшихся только ему. Главным лозунгом этих "благовестников" было - "Умрём за Христа!" (православие или смерть!), вместо стремления к "ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ", который Сам умер для того, чтобы мы имели жизнь. Правда, как и нынешние "православные активисты", александрийские ревнители так же предпочитали всегда пролитие не своей крови. А Христос говорит нам, - "душу свою полагайте за друзей своих", коими Он учит видеть ВСЕХ людей, и не только заблуждающихся или желающих жить по своей традиции, но и даже явно и вероломно предающих, - ведь и предателю Он говорит: "ДРУГ, для чего ты пришёл?", и о распинателях Своих (во все времена) Он молится: "Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!"

В итоге Кирилл получил то, чего добивался, - разными способами он уничтожил своих конкурентов, и выстроил "ограду церкви", более похожую на тюремную стену, ценой тотального уничтожения традиции античной мудрости, успевшей всё-же положить основание для христианской философии. Кирилл опозорил себя не только погромами с изгнанием александрийских евреев, и своих же собратьев христиан другого толка, и каинским закланием великой Гипатии, но и установлением практически фашистского режима в оболочке христианской идеологии. И всё это за счёт постоянных насилий, посредством политического и идеологического давления. Совершенно очевидно, что у него были серьёзные духовные "проблемы со зрением", когда он открывал Евангелие, в котором Христос говорит, что такое утверждение правды совсем не в Его Духе, что "светильник Церкви не ставят под защитный колпак", не дающий освещать христианской любовью ВСЕХ, в том числе и своих гонителей и ненавистников, за которых надо молиться и даже жертвовать собой. Христос говорит, - что те, кто в своём богоискательсте не хулят Дух Истины, и которым Господь так же открывается в доступном для них свете, - "те не против вас, а с вами", и что их надо привлекать в Церковь любовью, а не клеймить и гнать, огульно именуя всех нехристиан служителями злых духов. И главное, - "Да будете вы ЕДИНЫ, и кто хочет быть первым (т.е. ближе ко Христу), будь всем слугой", а не деспотами (владыками) или тиранами (диктаторами), которые "владеют и господствуют, а при этом ещё и благодетелями называются. Но а вы же не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий".

Гипатия имела огромный авторитет у правителя Александрии, в политическом конфликте с которым находился властолюбивый Кирилл. Религиозно и научно просвещённая Гипатия была сострадательным человеком, и она совершенно не одобряла того мракобесного закабаления и отупления несчастных людей, которым вместо радости духовного освобождения навязывается угнетающая система суеверий. Она, с присущей ей скромностью, осмелилась публично критиковать действия Кирилла, его заблуждения в трактовке трудов древних философов, Священного Писания, творений святых отцов, и постановлений церковных соборов. Да ещё и своими астрономическими изысканиями она подрывала авторитет календаря Александрийской церкви, ведущей ожесточённую идеологическую вражду против других поместных церквей за влияние.

Растерзанные останки Гипатии были выволочены этими "христианскими благовестниками" из своего храма и сожжены на заранее приготовленном костре. Кисть левой руки каким-то образом не попала в костёр, и обгорелый череп тоже смог утянуть из пепелища кто-то из её учеников или почитателей, среди которых было множество простых христиан и священнослужителей. Около 120 лет её останки, сохранившиеся нетленными, хранили и скрывали, и когда духовный недуг Александрийской церкви ослаб, то те кто был восприемниками их хранителей, сообщили об их местонахождении монахам одного синайского монастыря, которые и обрели их в указанном месте. Даже спустя несколько поколений люди никак не могли забыть великую праведницу, достойную всякого восхищения и примера. Её именовали "Гипатией Непорочной" (точнее - "всегда чистой"), по тому, что она воплотила в себе все возможные добродетели. От обретённых мощей хлынули потоки чудотворений, и народное прославление святой мученицы Христовой было уже неостановимо. Администраторам церкви пришлось дать распоряжение составить церковную службу, и написать житие. От её имени был оставлен только эпитет - "всегда чистая", что и означает имя Екатерина. Дата её рождения была перенесена так, чтобы переложить вину за её страдания на языческого властителя, но было невозможно затереть её величайшие мудрость и нравственность, которые так и попали в житие, только превратившись из языческих в христианские.

Совершенно очевидно, что великая свидетельница Христовой Истины, благодатный плод духовного пути которой всем очевиден по её почитанию и ответной помощи, избрала путь намеренного непринятия внешних форм христианской религиозности из солидарности со своими притесняемыми языческими собратьями. Она шла к Истине и несла Свет людям, не заворачиваясь в оболочку той внешней формы, которая так расходилась со своим содержанием при патриархе Кирилле и его предшественнике. Нельзя точно сказать, была ли Гипатия тайной христианкой, но по духовной своей сути она пребывала в Церкви, как в духовном Теле Христа, потому что не соглашалась ни на какую Его подмену, и стремилась именно к Самой Любви и Истине. Ведь Христос говорит, что только Он и есть "единственный Пастырь Своего единого стада", и "Он знает овец Своих, которые знают голос Пастыря своего", т.е. слышат Его истинное слово. А окаянные деспоты, именующие себя в Его Церкви "отцами, учителями и наставниками", как и их духовный предок Каин, - невинной кровью и костями праведных мостят широкие пути к СВОИМ "священным" целям, спекулируя на "оскорблённости религиозных чувств" у одурманенных и озлобленных масс. Но Христос ясно говорит о тех, кто от Его имени обтяпывает СВОИ "священные" делишки, что Он "не знает их, и откуда они". Это очень страшные слова, - ведь то, что не хочет знать Всезнающий, не имеет участия в вечной жизни, ибо вдохновителем их религиозной деятельности является АД! Нам же Христос говорит о той Истине, о которой лишь "пустозвонят" в Церкви окаянные "слепые поводыри, севшие на Моисеевом седалище", - чтобы мы "всё исполняли и хранили, но в делах их не участвовали".

Кириллова система так потрудилась, что до нас не дошло ни одного текста из множества трудов Гипатии, которые упоминаются у авторов того времени. Только лишь две её фразы сохранились в их текстах: «Сохраняй свое право на размышление, - мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем» и «Учить людей верить в суеверия, - самое чудовищное и преступное дело». В них ясно просматривается основная причина её полемики с окаянным Кириллом, который потом, к сожалению, был причислен к лику святых Церкви Христовой, как победитель в баталиях за чистоту церковного вероучения. Но одно другого не исключает, ведь Каин в Церкви всегда маскирует свои злодеяния под Её защиту. Но с этой трагической ошибкой в Церковь прополз и был узаконен образ "непримиримого и деятельного администратора и защитника церковной ограды", а по сути тюремщика и инквизитора. Утверждения же, что все труды относимые к авторству Кирилла Александрийского, принадлежат ему лично, так же нелепы, как и считать, что все "пасхальные послания" пишет сам патриарх.

В историческом описании Гипатии, житии Кирилла Александрийского, и житии Екатерины, совершенно очевидно просматривается единство личности античной праведницы, отражённой в этих текстах. Естественно, что в житии Кирилла Гипатия была перелицована в христианку, и пострадала она от неких "мятежников, ненавидящих мир", а вовсе не от злобных фанатиков - подручных Кирилла, которые, якобы её так горько оплакивали, что даже нечаянно устроили покушение на самого правителя Александрии. (Было бы смешно, если бы не было так тошно от этой "освящённой" лжи!) Вообще житие Кирилла заслуживает отдельного рассмотрения на предмет духа, совершенно противного Духу Христову. Например александрийские иудеи именуются там не иначе, как "бесы видимые", а язычники и христиане другого толка "слугами сатаны", не заслуживающие ничего большего, как уничтожение или изгнание. А методы "созидания и защиты церкви" больше напоминают безжалостную колонизацию Америки, со строительством вавилонской башни. Можно было бы просто плюнуть на всю эту стародавнюю мерзость, но ведь её зловонный дух до сих пор душит дыхание нашей Церкви.

Ещё примечательно, как составители жития Екатерины умудрились угодить как своим заказчикам, старавшимся обелить "великого системщика" Кирилла, так и при этом не погрешить перед самой святой мученицей, - они использовали принципы символического библейского языка, от чего житие кажется наполненным какими-то странными деталями. Например: Девственная праведница, обручившаяся с самим Христом в чудном видении, носила подаренное Им кольцо, по которому и были позже опознаны её мощи. Это вполне соответствует реальности, т.к. девственная и религиозная Гипатия действительно носила уникальный статусный перстень со своим именем, как отличительный знак главы философской школы, и принадлежности к знаменитому роду, - ведь в то время перстни были как удостоверение личности (кстати, после обретения её мощей этот оригинальный перстень сразу куда-то затерялся). О той части жития, где Екатерина победила в состязании со "сборной командой" языческих мудрецов, совершенно ясно, что речь идёт о собрании христианских богословов, отстаивавших антихристианские принципы "системности" церкви, и которых Гипатия совершенно опрокинула, основываясь на превосходном знании философии и Священного Писания, что подтверждается историческими свидетельствами.

А дальше начинаются совсем удивительное, детальное повествование, - о "некоем вельможе", внушившем нечестивому императору изготовить механизм для устрашения святой, состоящий из четырёх колёс, вращающихся в разные стороны, с закреплёнными на них остриями для кромсания плоти. Это не только указание на действительную причину смерти праведницы, но и довольно точный символ того, каким бесчеловечным мясорубочным механизмом становится единая Вселенская Церковь, разделившаяся и враждующая сама в себе. В житии указано даже небывалое имя этого "внушающего вельможи" - Хурсаден, что в обратном прочтении (Недасрух) и переводе с арамейского буквально означает "дух превосходства" ("руах" - дух, "надэ" - превосходство, отсюда популярное сирийское имя Надас - превосходный). Это тот самый ЗЛОЙ ДУХ ВЛАСТИ, под внушением которого и происходят все "священные" мерзости (и не только в церкви), творимые теми, кто не имеют в себе любви, - они обольщены самим диаволом, и уверовали в некое мнимое своё "качественное ПРЕВОСХОДСТВО" дающее им "право" проливать кровь брата своего "по совести". Недаром в житии Екатерины говорится о том, что именно архангел Михаил, сошедший с Неба, сокрушил эту "пыточную конструкцию", разлетающиеся куски которой поразили всех тех, кто приводил её в движение, - это всё тоже довольно точно в своём символизме. Правда, в житии мученицы, на императора это не произвело никакого впечатления, и он приказал обезглавить святую. Кстати, она именуется в Церкви именно, как ВЕЛИКОмученица, что указывает на длительные и тяжкие её страдания, а тех же, кого усекли мечом, именуют просто "мучениками", - это ещё одна показательная деталь.

На иконах святая великомученица Христова Екатерина-Гипатия изображается с мечом в руке, - как с символом рассуждения и стойкости в духовной брани; пальмовой ветвью, - как с символом нравственной чистоты и победы; и на фоне сокрушённых пыточных колёс, как символа разрушения сатанинских усилий сделать из живого Тела Церкви - бездушный системный механизм.

В наши дни особенно актуален этот ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР того, как Истину в Церкви может отстаивать Каин, заражая множество других своей закваской фарисейской (законнической), саддукейской (националистической) и иродовой (властно-политической). И делает он это ВСЕГДА ценой крови брата своего, приносимого в жертву своему "священному служению". "Служение" же это узнаётся по плодам, как ОБОРОТНИЧЕСКИЙ САТАНИНСКИЙ КУЛЬТ, а Истина всегда остаётся Истиной, кто бы её не изрекал, - ведь и бесы исповедовали Христа (но только своим мучителем). Такой "изрекающий", по слову апостола, это всего лишь окаянный "пустозвон", не имеющий любви, и не знающий сердцем эту Истину, столь яростно им отстаиваемую. Потому Христос и говорит таковым: "Не знаю вас, и откуда вы!". А праведницу Свою Он знал и прославил, хоть мы и почитаем её под именим Екатерины.


В 2009 году под названием "Агора" вышел довольно тошнотворный фильм по мотивам указанных событий. Это идеологическое испражнение не заслуживает внимания ни с точки зрения исторической точности, ни хорошей игры актёров. В этом фильме вообще не изображен ни один нормальный, хоть сколько-то вменяемый человек (особенно из среды христиан), отчего он смотрится с очень большим трудом. Роль Гипатии исполнила весьма посредственная актриса, не обладающая ни красотой, ни грацией, ни даже способностью изобразить умное выражение лица. А самое нелепое, что главу неоплатонической (философско-религиозной) школы в фильме сделали научным атеистом, главным достижением которого было открытие эллиптической траектории движения космических тел. Но такова уж вся духовная сущность Каина, - сперва нагадить, а потом самому же и возмущаться, требуя от других покаяния в том, что было для них наказанием.

Нередко случалось так, что именем Христа церковные люди проливали кровь, поступали жестоко и бесчеловечно.
Преступно было бы скрывать такие факты (которые, кстати, никто из церковных историков никогда их и не скрывал).
Столь же преступно было бы оправдывать зло, то есть, по сути, исходить из принципа «цель оправдывает средства».
Но важно понимать, что грех церковных людей - это не грех Церкви, а грех против Церкви.
Знать прошлое нужно затем, чтобы не воспроизводить старое зло на новый лад.

Что есть церковь?
...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф. 18, 20)
А где Господь там и Церковь.

"Не давайте святыни псам и не мечите бисера (жемчуга) вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас" (Матф., 7,6...)

“Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф.7:21)

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие..(Матф.22,23)

В 415 году нашей эры обезумевшая толпа фанатиков затащила в церковь профессора Александрийской Академии Ипатию и растерзали ее острыми устричными раковинами. Это своего рода жертвоприношение превратило жизнь Ипатии в легенду.
Бедность исторических сведений о ней предоставляла широкий простор фантазии писателей и публицистов. Не совсем вразумительный и не вполне надежный рассказ историка церкви Сократа и отрывочные, хотя и любопытные фрагменты Гезихия и Дамаския - вот и все, что известно о прекрасной дочери александрийского ученого Теона, преподававшего философию, математику и астрономию.
Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого авторитета церкви клеймо погромщика, но это было почти безнадежным делом. По странной иронии судьбы Кирилл, ревностный борец за достоинство христианской богоматери, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки, правда, «языческой».

Составленное около V века н.э., житие мифической Екатерины Александрийской почти точно повторяет житие Ипатии. Обе героини, «языческая» и христианская, занимаются философией, математикой, астрономией, блистают красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. Так жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую.



В борьбе с язычеством религиозные фанатики не щадили никого и ничего.
В 391 году разъяренная толпа под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон.
Варвары всех времен и народов первым делом уничтожали источники знаний.
Погибли не только ценнейшие документы и книги, погиб жених Ипатии и ее единомышленники. Оставшиеся в живых покинули Александрию.
Ипатия по неведомым нам причинам осталась с чудом выжившим отцом.

Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало.
Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.
Ипатию это не коснулось, возможно, только по одной причине - епископу льстило, что александрийская философская школа считалась лучшей в мире.
Впрочем, трудно предположить, чем руководствовался тщеславный «пастырь».
Долго так продолжаться не могло.

Достойный преемник Феофила - его племянник Кирилл - еще более честолюбивый, чем дядя, не мог терпеть подобной конкуренции. Именно у Ипатии, а не у него, духовного владыки, искали истину государственные мужи и простые смертные.

В мае 415 года, в день Великого поста, разъяренная толпа забила до смерти на ступенях церкви беззащитную женщину.
С тех пор на протяжении тысячелетий математика не знала женских имен. Впрочем, если учесть, что математика в те времена не разделялась с философией, астрономией и астрологией, то подобных женщин-ученых нет и сейчас.

Христианская религия, которая уничтожила Ипатию, потом сделала ее Святой под именем Екатерины.
Именно Екатерине приписываются познания в разных областях знаний, которыми обладала Ипатия, и она считается покровительницей образования и ученых.

Но! В 1969 году святую великомученицу Екатерину чуть было не исключили из католического церковного календаря ввиду «неясности исторических обстоятельств ее жития».
Вот уж, поистине, пути Господни неисповедимы!

Сейчас трудно отделить вымысел от правды. Как бы там ни было, мы точно знаем, что Ипатия прожила короткую, но яркую и достойную памяти и почитания жизнь, ибо всегда была верна Истине и оставалась Человеком.

Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (370, Лошадь), женщина-ученый, математик, астроном, философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Образование получила под руководством отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Около 400 года была приглашена читать лекции в Александрийскую школу. Заняла одну из ведущих кафедр - кафедру философии. Гипатия преподавала математику, философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.

Принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), и христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа сторонников епископа Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. (вот и пример, что участие женщин-логиков с волевой атрибутикой в политике крайне губительно для всех и тем более для них же. Максимализм, идеализм и никакой дипломатии.)

Одну версию смерти Гипатии предлагает христианский историк Сократ Схоластик:
«В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Теона. Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей. Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она очень часто беседовала с Орестом, то её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

По другой версии, в смерти Гипатии виноват Кирилл Александрийский (Отец Церкви, канонизированный святой). В вышедшем в 1970 году сборнике «Реформаторы церкви», наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, замечается: «Он, по крайней мере, морально ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Тиннефельд пишет: «можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа». Такую же версию приводят напр. энциклопедия «Религия», «Большая советская энциклопедия», Атеистический словарь и др. источники.

Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями.
Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в своей высокой оценке гражданских добродетелей. Среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

Научные труды

Считается, изобрела ареометр, составила карту известных в то время небесных тел.
Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы.


Гипа́тия (Ипа́тия) Алекса́ндрийская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; 370-415), женщина-ученый, математик, астроном и философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма
ГИПАТИЯ (ИПАТИЯ Александрийская) (370-415, Александрия, Египет) первая среди великих женщина-ученый, астроном, математик, философ-неоплатоник, дочь знаменитого астронома и механика профессора математики Феона (Теона) Младшего (Александрийского)

Глава почти дословное воспроизведение книги "Гипатия, дочь Теона" А. Штекли http://www.biografia.ru/cgi-bin/sear...n=show&id=1681)
Гипатия, дочь Теона
С детства она была окружена книгами. Папирусные свитки и кодексы из пергамента находились повсюду: и на полках и на рабочем столике отца. А главное, они жили на территории Мусейона, научного центра и высшей школы, которой гордился Египет.
Рядом с их комнатами размещалось крупнейшее книгохранилище мира - Александрийская библиотека. Основанная и собранная наследниками Александра Македонского, она во времена Цезаря, когда город подвергся разграблению, потерпела непоправимый ущерб. По свидетельству древних писателей, сгорело семьсот тысяч томов. Но славу библиотеки удалось восстановить.... .

Антоний, чтобы сделать приятное Клеопатре, приказал доставить в Александрию книжные сокровища Пергама. При императоре Аврелиане библиотека снова сильно пострадала. Кровавая междоусобица, сопровождавшаяся пожарами, уничтожила почти весь квартал, где она находилась.
Когда снова воцарился мир, ученые Мусейона с остатком книг были переселены на акрополь, в помещения, принадлежавшие Серапеуму.

Александрия славилась своими храмами, но Серапеум считался самым знаменитым. Он был столь прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, уверял, будто бессилен его описать.

(справка от меня: Это руины Серапеума Александрийского. 27 - метровая "колонна Помпея" с коринфской капителью - одна из малочисленных деталей древнего Серапеума, разрушенного по приказу Теодосия 1.)

Особенно красивы были многочисленные внутренние дворики, окруженные колоннадой, тенистые аллеи, дышащие жизнью статуи, рельефы, фрески. "Все это украшает Серапеум в такой мере, - замечал Аммиан Марцеллин, - что после Капитолия, которым увековечивает себя достославный Рим, ничего более великолепного не знает вселенная".
Теон, отец Гипатии, был видным астрономом и знатоком механики. Он гордился, что продолжает дело великих ученых и принадлежит к Мусейону, научному обществу, в стенах которого работали прежде Эвклид, Аполлоний Пергский и Клавдий Птолемей.

Гипатия рано стала проявлять интерес к занятиям отца. Она полюбила геометрию и исписывала множество табличек, учась доказывать теоремы. Ей нравилось в звездные ночи наблюдать небо. Брат ее под руководством отца тоже успешно постигал математику, но отставал от Гипатии. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений.
Мусейон славился не одними математиками. Стоило в любой стране неизвестному врачу показать документы, удостоверяющие, что он учился в Александрии, как к нему тут же проникались доверием. Под кровом Мусейона в свое время наставляли мудрости многие видные ученые. И здесь, как в Афинах и Риме, расцветала философская школа неоплатоников.
За книгами древних философов Гипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа. Молва о ее необыкновенных познаниях распространялась все шире и шире. Александрия, жемчужина Египта, издавна славилась своими учеными. Теперь Гипатия становилась ее новой гордостью.
Огромная библиотека, общество утонченных и знающих людей, превосходные аудитории, восторженные ученики - все, казалось, способствовало безмятежным занятиям наукой. Но настоящего покоя не было и под платанами Мусейона. Шли годы, наполненные тревогой и ожиданием несчастий. Римская империя рушилась. Внутренние распри раздирали государство, обескровленное непомерными поборами, бесконечными войнами, произволом правителей. Смятение царило не только в пограничных областях, где хозяйничали орды варваров, смятение царило в умах и душах. Уже семьдесят лет, как при Константине христианство стало господствующей религией, но чуда не произошло. Жизнь по-прежнему была полна несправедливости и угнетения. Все те же напасти губили римский мир, императоры по-прежнему оспаривали друг у друга власть, по-прежнему массы готов, гуннов и скифов опустошали цветущие земли. Люди, верные старым богам, приписывали все беды новой религии, а в христианской церкви громче и громче раздавались голоса тех, кто требовал окончательно сокрушить язычество.
Епископ Александрии Феофил был в числе самых нетерпеливых. Настойчиво добивался он от императора указа об уничтожении всех без исключения языческих храмов в Египте. Запрета поклоняться идолам и совершать жертвоприношения ему было мало. Он жаждал снесения языческих святынь. Феофила не смущало, что его рвение влекло за собой кровавые беспорядки и гибель людей. Жители Александрии и ее окрестностей нередко оказывали сопротивление фанатикам, которые пытались разрушить храмы, поражавшие своей гармоничностью и красотой. Но Феофил не мог успокоиться, пока Серапеум оставался целым. Не зная устали, хлопотал он при дворе о дозволении его уничтожить.
Этот день на всю жизнь остался в памяти Гипатии как кошмарный сон, в реальность которого трудно поверить,
Утром огромная толпа, предводительствуемая монахами, устремилась к Серапеуму. Сторожа успели поднять тревогу и закрыть ворота. Это лишь отсрочило развязку. Нападение было хорошо подготовлено. Руководил им сам Феофил. И хотя на помощь защитникам Серапеума поспешили многие горожане, возмущенные посягательством Феофила на красу и гордость Александрии, участь храма была решена.
Когда смельчаки, оборонявшие храм, сделали несколько отчаянных вылазок и потеснили людей Феофила, тот обратился к начальнику войск. Во исполнение императорского указа надо немедленно прислать солдат! Те прибыли с осадными орудиями, словно для взятия неприятельской крепости. Военные лестницы помогли осаждающим преодолеть стены. Мощный таран разбил ворота. На территорию Серапеума хлынула толпа.
Плиты, устилавшие площадь, обагрились кровью. Фанатики, обуреваемые духом разрушения, крушили все, что попадалось под руку: разбивали статуи, выламывали двери, портили фрески. Желавшие поживиться богатой добычей бросились к сокровищнице. Но там уже хозяйничали доверенные люди епископа. Под надежной охраной несметные храмовые сокровища были направлены во дворец Феофила.
В толпе раздались возмущенные голоса. Тогда кто-то из монахов крикнул, что следует немедля уничтожить всю языческую нечисть - книги идолопоклонников. Толпа ринулась к библиотеке. Безумие надо было остановить любой ценой! Горстка ученых с оружием в руках защищала подступы книгохранилищу. Некоторые из них проявили чудеса храбрости. Элладий, например, один сразил девятерых. Но все напрасно. Силы были слишком неравны. Люди, обезумевшие от убийств, ворвались в помещения библиотеки. Бесценные книжные богатства, сохраненные и приумноженные трудами многих поколений ученых, оказались добычей темных, пышущих ненавистью людей. Монахи вовсю их подзадоривали. Языческую заразу следует навсегда искоренить! Книги сбрасывали с полок, рвали, топтали ногами. Рукописи, за которые в свое время отдавали целые состояния, вышвыривались во двор. Там собирали их в кучи и раскладывали костры. Внутренние помещения Серапеума, как и книгохранилище, громили долго и основательно.
Тщетно Гипатия кричала и рвалась туда, где сражались и гибли друзья. По приказу Теона ее надежно держали крепкие руки рабов.

Храм Сераписа был разгромлен. Myсейона больше не существовало. Александрийская библиотека была почти полностью уничтожена. Это свершилось в 391 году, на шестой год правления епископа Феофила.

Ревнители христианской веры еще сбивали ломами последние рельефы с фронтонов, а по аллеям Серапеума ветер гнал клочки драгоценных рукописей, когда Teoн нанял небольшой дом в тихом квартале. На плоской крыше он установил инструменты, необходимые для наблюдения звезд. Вскоре Теон объявил, что открывает частную школу и будет обучать всех желающих механике и астрономии.
Гипатия не снимала траура по погибшим друзьям, не появлялась на людях, не выходила к столу. Теон, осунувшийся и как-то сразу постаревший, не произносил слов утешения. Но однажды он сказал "Завтра, дочь, мы возобновляем занятия, Утром к тебе придут ученики".
Варварство надвигалось со всех сторон. Германцы с окрашенными рыжей краской волосами, жаждущие плодородных земель для поселений, или стремительные кочевники, выходцы из Азии, то и дело переходили рубежи. А внутри империи все выше поднимало голову другое варварство - воинствующий фанатизм победивших xpистиан, их исступленная преданность своей вере и стремление силой подавить все прочие ненавистные религии. Добродетелью стало считаться пренебрежение к культурным ценностям, неприязнь к науке. Серапеум и сотни других храмов уничтожали не чужеземцы-варвары, одетые в шкуры, а сами же египтяне, греки, римляне, сирийцы. Сыновья народов, славных древней культурой, обратившись в христианство, разрушали здания редкой красоты, жгли библиотеки, разбивали статуи. Все это объявлялось ненужным и вредным. Надо, думая о боге, готовиться к будущей вечной жизни на том свете.
Христианские проповедники на все лады превозносили невежество. Верующий неуч, чистый сердцем, противопоставлялся лукавому язычнику-ученому. Взгляды большинства князей церкви отличались узостью. Наука годилась лишь в том случае, если сразу приносила им пользу. Какой прок от астронома, если он, углубившись в расчеты, пытается постичь загадки мироздания? Все, что нужно об этом знать, есть в библии! Другое дело, если он умело высчитывает наступление пасхи. Правда, бывает, и сочинения греческих риторов приносят пользу, помогая совершенствоваться в церковном красноречии.
Спасать надо было не тот или иной драгоценный свиток, барельеф или фреску, спасать надо было само представление о культурных ценностях, о преемственности культур, о важности науки, о назначении искусства.
После разгрома Серапеума многие ведущие ученые навсегда покинули Александрию. Но Теон с дочерью остались. Ссылаться на пословицу "Родина там, где хорошо" позволительно меняле, а не ученому. Настоящий ученый не покинет родину в годину испытаний.

Школа Теона и Гипатии продолжала работать. Все свободное от занятий время Гипатия сидела над книгами или изучала звездное небо. Она достигла совершенства в трудном искусстве наблюдать звезды. Гипатия не только развивала идеи великого астронома и математика Клавдия Птолемея.

(Справка: Птолемей (II век н.э.) - один из основоположников астрономии и астрологии. Вряд ли есть смысл перечислять все его многочисленные заслуги перед астрономией - о них можно прочесть во многих справочных изданиях. И в то же время, Птолемей является автором "Тетрабиблоса", первого полного руководства по астрологии. В "Тетрабиблосе" сделана попытка исчерпывающе объяснить астрологические принципы с точки зрения науки той эпохи.)

Постепенно от преподавания математики Гипатия перешла к чтению лекций по философии. Она излагала слушателям учения Платона и Аристотеля. Гипатия вызывала удивление. Казалось, в этой девушке воплотилась мудрость прошлого. Ее толкования греческих философов радовали обстоятельностью и глубиной. Все чаще раздавались восторженные голоса: никто так не знает философии, как Гипатия!
С годами слава о ее школе широко распространилась. Быть учеником Гипатии считалось большой честью. В Александрию ехали юноши из разных стран.
Сокрушение язычества вовсе не повело к тому, что люди, задававшие тон в христианской церкви, отказались от воинственности и прониклись миролюбием. Среди епископов шла жестокая и беспринципная борьба за власть. Те богословские учения объявлялись правильными, приверженцы которых в настоящий момент брали верх.

Епископ Феофил признавал только кулачное право.
(Справка: Феофил, Архиепископ Александрийский, с успехом правил своею Церковью с 380 г. по 412 г. Он очень много сделал для распространения христианства в Александрии, нанося язычеству особенно сильный удар разрушение идола и храма Сераписа. Его помять омрачена его ожесточенной борьбой с Иоанном Златоустом, в область которого он вторгался для суда над ним. Тут в большой мере сказывалась ревность к растущему влиянию Константинопольской кафедры.)
(никаких изображений в инете не нашел)

Когда несколько духовных лиц, прозванных за высокий рост Длинными братьями, возмутившись его порядками, пожелали возвратиться в пустыню, он воспылал жаждой мести. Он заявил, что Длинные братья держатся ложных богословских взглядов. На самом же деле Феофил еще недавно разделял эти взгляды, но теперь, дабы досадить ненавистникам, он стал защищать противоположное мнение. В Нитрийских горах, пустынной местности неподалеку от Александрии, находились многочисленные скиты. Жившие там монахи, в большинстве своем люди безграмотные, славились воинственным духом и неумолимостью. Феофил натравил их на Длинных братьев, и те едва избежали смерти.
Успех Феофила окрылил его приверженцев и послужил вдохновляющим примером для всех ревнителей истинной веры, считавших, что насаждать ее надо крепкой рукой. Богословские споры, оказывается, можно прекрасно решать с помощью грубой физической силы!
События, происходившие в Александрии и ее окрестностях, вызывали озабоченность Гипатии. Дело не в том, что здесь на епископском престоле сидел крутой и темный человек, неразборчивый в средствах. Хуже было другое. Люди, полагавшие, что христианство, став государственной религией и окончательно низвергнув язычество, обратится на путь мира и терпимости, ошиблись. Победившее христианство не проявляло ни бережного отношения к древней языческой культуре, ни к искусству, ни к научному наследию. Отовсюду шли малоутешительные вести: пастыри-ученые все больше оказывались не у дел. Их место занимали ограниченные и жадные до власти честолюбцы. Князья церкви неудержимо рвались к мирскому могуществу и хотели подчинить себе все. Слова и дела были в вопиющем противоречии. Духовные наставники превратились в расчетливых политиков. Они умели пользоваться и нарочитой торжественностью богослужений, и берущими за душу проповедями, и беседами с глазу на глаз, и благотворительностью.
Христианские пастыри научились мастерски играть на низменных инстинктах толпы, сеяли ненависть к иноверцам, взращивали суеверия. Ссылками на "божью волю" распаляли страсти, а миской дешевой похлебки завоевывали если не сердца, то желудки бедняков, чтобы натравить вечно голодных людей на лиц, не угодных церкви.
Хорошие начинания и добрые дела, еще недавно служившие самым благим целям, обращались в свою противоположность. Во время эпидемий некому было ходить за больными и убирать трупы. Смертельная зараза обращала в бегство людей и не трусливого десятка. Требовались особое мужество и самоотверженность, чтобы по собственной воле взять на себя тяжелые и опасные обязанности, необходимые для общего блага. В этом стали видеть религиозный подвиг. Смельчаки, решившиеся на это, объединялись в особую организацию. Их так и звали - "парабаланы", то есть "отважные", "подвергающие себя смертельной опасности". Они пользовались уважением и рядом привилегий. Их освобождали от налогов.
Феофил обратил внимание на парабалан. Он, даже по признанию церковных историков, был первым, кто положил начало самовластью епископов. Недаром Феофила называли "христианским фараоном". Его притязания на неограниченное господство встречали сопротивление светских властей. Частые конфликты заставили Феофила призадуматься. Расправляясь с врагами, он иногда прибегал к помощи нитрийских монахов. Но они были за пределами города, александрийская чернь оставалась разобщенной, и, чтобы поднять ее, требовалось время. А он нуждался в людях, готовых в любой момент броситься за него в огонь и воду. Он не имел права содержать солдат. Войсками в Александрии распоряжался военачальник. Тогда Феофил вспомнил о парабаланах. Великий мор случается не так уж часто, и, на худой конец, таскать трупы можно заставить и рабов! Ему сейчас нужны решительные, вышколенные, надежные бойцы.
Среди парабалан навели порядок. Созерцателей и богомольцев, мечтающих спасти душу, ухаживая за умирающими, направили работать в богадельни. Набрали новых людей, мускулистых, отчаянных. Предпочтение отдавали бывшим солдатам и гладиаторам. Когда префект, правитель Египта, спохватился и запротестовал, Феофил, посмеиваясь, сослался на давние установления: парабаланами обычно распоряжался епископ. Да и кто будет убирать трупы, если Александрию постигнет очередная напасть?

Гипатия поражала своей разносторонностью. Ее широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или о греческих трагиках. По общему мнению, Гипатия превзошла всех современных ей философов. Недаром ученики стекались к ней отовсюду. Она примыкала к философской школе неоплатоников, но ее строгий мир чисел и геометрических фигур, мир, подчиненный законам механики, был далек от мечтаний и мистических озарений других философов этой школы.
Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из ее любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии.
(Справка: Синезий (Synesios) - философ неоплатоник, оратор и поэт, род. в Кирене в 379 г. по Р. Х., изучал философию в Александрии у известной Гипатии (см.); ок. 401 г. принял христианство, в 410 г. сделался епископом птолемаидским (в Сев. Африке); умер в 412 г. (по другим сведениям, менее достоверным, - в 431 г.).

Ей принадлежал обширный комментарий к сочинениям Диофанта по геометрии.

(Справка: Диофант - один из величайших математиков древности, заслуженно считающийся «отцом алгебры». Основное его произведение - «Арифметика» в 13 книгах. В честь Диофанта назван кратер Diophantus на Луне.)

Следуя за Аполлонием Пергским. она посвятила специальную работу коническим сечениям.

(Справка: Аполлоний Пергский (др.-греч. лат. Apollonius; 262 до н. э.- 190 до н. э.) наряду с Евклидом и Архимедом традиционно входит в тройку «великих геометров античности», живших в III столетии до н. э.)

В школе Гипатии занимались выходцы из разных стран. Рядом с христианами сидели язычники. Бывших ее учеников можно было встретить и на епископской кафедре и при дворе в Константинополе. Слушать Гипатию было одно наслаждение. Часто на ее лекции сходилось много народу. Посещать дом Гипатии вошло в моду. Вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии, Сам префект нередко бывал ее гостем.
Познания Гипатии, рассудительность и скромность внушали уважение. Она всегда держалась с достоинством. Даже перед правителями появлялась в своем темном плаще философа. Ей охотно внимали магистраты. Свое влияние она никогда не употребляла во зло. Гипатию считали воплощением мудрости и к голосу ее прислушивались не только, когда речь шла о научных вопросах

А время вовсе не способствовало занятиям наукой. Математика вызывала подозрения. В ту пору в церквах нередко молили господа обрушить свой гнев на головы "математиков, колдунов и прочих злодеев". Астрономия была частью математики, а разницы между астрономом, изучающим небесные явления, и астрологом, предсказывающим судьбу по звездам, как правило, не делалось. Даже в официальных документах звездочетов называли просто математиками. В 409 году императоры Гонорий и Феодосии II издали специальный закон. Математикам вменялось в обязанность явиться к епископу, отречься от богопротивных взглядов, предать огню описок своих заблуждений и поклясться блюсти христианскую веру. Тех же, кто отказывался принести отречение, было ведено изгнать из Рима и всех прочих городов. Математиков, которые осмелились нарушить это установление, самовольно остались в городах или под прикрытием ложной клятвы продолжали тайком заниматься своей профессией, надлежало карать без всякого милосердия.
От указа этого Гипатия не пострадала. У должностных лиц Александрии хватило, к счастью, ума не причислять ее к тем математикам, которых во имя торжества веры и государственного спокойствия следовало ловить и наказывать. Даже Феофил терпел Гипатию. Ему льстило, что в его городе существует школа, равной которой нет ни в Риме, ни в Константинополе. Ученые-александрийцы не прочь были похвастаться: что, мол, Афины по сравнению с их родным городом? Слава Афин закатилась, ныне они могут гордиться лишь душистым аттическим медом, в Александрии же блистает Гипатия! Весь Египет питается ее посевом, когда в Афинах царит мерзость запустения.
Люди уже привыкли к тому, что время от времени страшные вести сотрясали Римскую империю. Натиск варваров усиливался. Хорошо, когда от них удавалось откупиться золотом или землями для поселений. Но они, чувствуя свою мощь, становились все напористей. В 378 году император Валент понес под Адрианополем жесточайшее поражение и был убит. Весь Балканский полуостров лежал незащищенным перед отрядами грозных готов. Судьба самого Константинополя висела на волоске.
Правда, Феодосию, полководцу, ставшему впоследствии императором, удалось поправить положение, но ненадолго. В вожде вестготов Аларихе империя нашла нового врага, страшного своей ненасытностью. Он тоже чуть было не взял Константинополь и опустошил Балканы до самых южных областей Греции. Несколько лет спустя несметное войско готов обрушилось на Италию. Осажденный Рим дважды откупался, но в третий раз Аларих захватил город приступом и отдал его на поток и разграбление. Римлян постигла ужасающая беда. Рассказы о торжестве варваров и их бесчинствах разнеслись по всем концам некогда единой, великой и прочной империи. На этот раз свершилось немыслимое. В августе 410 года пал Вечный город, олицетворение могущества, символ непобедимости. Пал под ударами варваров Рим!

Своего племянника, Кирилла, Феофил открыто прочил себе в преемники. Выборы выборами, но он сделает все возможное, чтобы после его смерти епископский престол достался сыну сестры, а не какому-нибудь чужаку!

Краткая биография

Гипатия Александрийская (ок. 370-415) – женщина-философ, математик, астролог, мастер школы неоплатонизма в Александрии. По некоторым сведениям, именно она задолго до Галилея открыла тот факт, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот. Гипатия печально известна тем, что ранние христиане замучили ее, скребками срывая с нее кожу. Впрочем, не за ее философию. Она стала пешкой в руках властолюбивого александрийского архиепископа Кирилла, который использовал ее для того, чтобы воздействовать на одного из префектов Александрии – Ореста.

Что было на самом деле

Орест и Гипатия и вправду были дружны, однако вряд ли ее всерьез интересовали будь-то политические, будь-то религиозные вопросы. Она преподавала Платона и Аристотеля, составляла астрологические таблицы, делала вычисления. Наверняка, как одну из ведущих неоплатоников того времени, Гипатия придерживалась мнения о том, что наверху, во главе всего стоит некое божественное начало, а материя наиболее отдалена от этой божественной субстанции. Впрочем, никаких работ, проясняющих ее мировоззрение найдено не было.

Тем не менее, впоследствии ее образ лег в основу легенды о мученице-язычнице, а некоторые авторы, к примеру Ликонт де Лиль и вовсе видел в ней образ уходящей эллинской эпохи. Мы еще вернемся к этой теории, однако сразу нужно отбросить все романтизации де Лилля дохристианской эпохи, которая кажется многим лучше в силу ее большей удаленности. То, что далеко и давно забывается, а то, что было недавно, все еще бередит старые раны. Эпохе просвещения было свойственно идеализировать античность, тогда как время, в которое пришлось родиться Гипатии, было враждебна тем самым античным влияниям.

Символизм образа Гипатии доказывает и то, что Гипатия не была фанатичной сторонницей язычества. Никогда не притесняя другиерелигии, защищая своих учеников, какой бы веры они не придерживались, и, занимаясь науками, а не ритуалами, посвященными богам. Почему же несмотря на это она должна была понести этот «крест» смены эпох? Потому что ко времени расцвета ее карьеры настало время окончательной смены эпох.

Значение легенды о Гипатии

«Не дай нам жить в эпоху перемен», - гласит китайская пословица. Похоже, Гипатия при всей своей гениальности оказалась не в том месте и не в то время. Кем бы ни была Гипатия на самом деле, и как бы ни выглядела ее жизнь в быту, на ее примере можно наблюдать, как личности становятся архетипами. Наверняка, Гипатия не была абсолютно безгрешна и безвольна, как это нам пытаются преподнести в современном киношедевре «Агора» Алехандро Аменабара, а архиепископ Кирилл – абсолютно безнравственным дикарем, каким его пытаются преподнести сторонники язычников. И уж тем более не был Кирилл святым, как то решили в христианской церкви (в обеих из них), где он канонизирован как святой. И, тем не менее, Гипатия и Кирилл – это олицетворение двух сил – мужской и женской, которые всегда были, есть и будут в этой вселенной, и которые всегда стремятся быть уравновешенными, а если не могут этого сделать – уничтожают друг друга.
Кирилл – это воплощение обозленного Бога-отца, а Гипатия – символ женственности древней цивилизации. И ко времени триумфа Кирилла и падения Гипатии первое окончательно утвердилось над вторым.


Пример из истории

Древний Рим, из которого есть пошла христианская вера по всему остальному европейскому миру, хотя и был под властью императоров-мужчин, все же в основе своей был скорее наделен женственной энергией – недаром здесь так любили бани и оргии. Вода – это женская стихия, а оргии – это совершенно «естественное» (исходящее от матери-природы) состояние человека в определенные периоды его (и ее) гармональных циклов. Кстати, в Индии сексуальные энергии представлены в образе богинь Шакти и Кали. У римлян это была Венера, у греков – Афродита. Почти всегда сексуальность как таковую ассоциируют с женщиной (пример из современной системы – телемы – богиня Бабалон). И хотя в ту эпоху в Риме чаще славили Бахуса и Приапа (божеств с огромным фаллическим акцентом), эти божества представляются здесь не столько мужественными героями, сколько носителями семени для оплодотворения матери-земли. Согласно Харгрейву Дженнингу, фаллический культ - это часть культа плодородия, а следовательно, относится к культам Богини.

В Риме эта не слишком отягощенная глубокой философией (помимо гедонистических теорий о наслаждении) чувственность достигла своего апогея. Она настолько изобильно выливалась из энергетических каналов мира, что равновесию пришел конец. Отсюда неудачи в войнах с одной стороны (недостаточно мужской, марсианской энергии) и проблемы с потомством у императоров (нездоровый избыток женской энергии). Мужчины Рима пали к ногам богини, которая ласкала их до смерти, пока они пребывали в бреду.
Враг не ждал и вскоре новая дикарская нация заполнила улицы. Там, где раньше правили образованные женственные римляне, поклонники богини-матери (в ее самой утонченной форме – наслаждении), власть получили дикие альфа-самцы, которые думали только о ресурсах для себя и своих семей. Типичное воплощение сугубо мужской силы.

Подсознательно крайняя мужественность ограничивает влияние женственности. У них противоположные задачи. Женская энергия "хочет" размножаться без границ, занимая собой все пространство, как наше небо с его бесчисленными звездами, а мужская энергия, олицетворяемая точкой в пространстве и строго направленным вектором. Мужская сила хочет, чтобы развитие шло вертикально, а не горизонтально, а последствия приносили пользу конкретной "точке".

Победители всегда диктуют историю. Опасаясь потерять мужественность, эта новая нация сильно ограничила влияние женственности. В частности, это выразилось в смене формы одежды и способ получать наслаждение, внедрением новых ограничений в сознании и установлении границ и запретов. Из развратных, погрязших в оргиях, пьянстве и кровосмесительных связях римляне были захвачены более целеустремленными и заинтересованными в приумножении ресурсов, варварами с севера.

Приход христианства в Европу и его распространение в Риме и окрестных государствах полностью изменил как внешний вид жителей этих мест, так и их образ жизни. Христианство нашло удачную почву – среди рабов Рима, угнетаемых и морально незрелых, и они распространили его как чуму с низу вверх. На месте руин обязательно должно было быть построено нечто новое, но стараясь как можно быстрее забыть о том времени, когда они были рабами, представители новой власти стремились уничтожить все, что символизировало старое время, в частности, женственность.

Судьба человека символического

Хотя Гипатия была далеко не единственной преследуемой христианством женщиной в ее эпоху и в более поздние, она стала воплощением той вдохновляющей силы Богини, которую почти утратила Европа на долгие годы, отдав бразды правления мужским божествам, более успешным в войне, а не в любви или астрономии (изучении тела Нюит). Возможно, она не обладала при жизни всеми качествами выдающегося философа (кто знает, ведь остались лишь ее работы по астрономии и комментарии к уже существующим философским теориям), но она стала настоящим воплощением той силы, которая вела героев от Крита до позднего Рима: сияющей в лучах разума силы Богини, которая дарила наслаждение как разуму, так и телу.

Кирилл же стал для мыслящих людей воплощением той ограничивающей мужской отцовской силы, которая также проявляется когда отец наказывает дочь за поздний приход домой или слишком откровенный наряд. Или ревнивого мужа, который во что бы то ни стало хочет сохранить матку жены пустой и позволяет лишь своему семени оказываться в ее лоне (а ведь именно это первостепенная задача альфа-самцов). Все эти страхи, желания и соответствующие действия мужчин по отношению к женщинам обусловлены их инстинктивным желанием заполнить мир своим генофондом.

Конечно, Кирилл был священником и вряд ли интересовался именно оплодотворением. У него словно бы по Фрейду сексуальность была вытеснена глубоко в бессознательное, тогда как интересовала его только апологетика и догматика, на тему которых он написал множество трудов. Он стал воплощением сущности той религии, что пришла на смену естественным культам – морализирующая, ограничивающая, устанавливающая догмы и правила, уничтожающая инакомыслящих. В общем, монотеистическая (в отличие от пантеизма, когда считалось нормальным, что разные люди поклоняются разным богам). И разумеется, по закону проекции (или как сказали бы древние) из-за одержимости, он уничтожает то, что кажется ему символизирующим ту старую, прежнюю, уже исчезающую к тому времени культуру, которая напрямую угрожала его власти ограничения и пыталась жить свободно.

Урок для нас всех

Все вышеизложенное, должно намекнуть читателю на новый подход в рассмотрении исторических личностей. Всегда у нас есть искушение объявить виноватой лишь одну из сторон, которая нам менее симпатична. И в моем случае, мне было бы гораздо проще обвинить во всем Кирилла, а с ним и всех последующих альфа-самцов эпохи Осириса, и пожалеть Гипатию и иже с ней (т.е. например, ведьм, сожженных во время инквизиции или всех притесняемых жен и старых дев), но делать я этого не буду, потому что намного более резонно было бы увидеть в этих двух выдающихся исторических личностях, как Гипатия и Кирилл нечто большее, чем личность, нечто превосходящее человеческое – символизм смены эпох, где Гипатия – эпоха прошлая, а Кирилл – эпоха будущая.