Когда был крестовый поход детей. Детские крестовые походы. Что мы узнали

Крестовый поход детей - принятое в историографии название народного движения года, достаточно быстро обросшего легендами.

«Случилось то сразу после Пасхи. Еще не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, покидая кров свой. Иные из них едва на свет появились и минул им только шестой год. Другим же впору было выбирать себе невесту, они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы, им порученные, они позабыли. Те оставляли плуг, коим недавно взрывали землю; те выпускали из рук тачку, их тяготившую; те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Родители, братья и сестры, друзья упорно уговаривали их, но твердость подвижников была неколебима. Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамёна, они двинулись на Иерусалим… Весь мир называл их безумцами, но они шли вперед».

25 июля 1212 года воители Христа прибыли в Шпейер . Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и все это были простолюдины».

Обработка сюжета в художественной литературе

  • «Крестовый поход детей» () - книга новелл французского писателя Марселя Швоба (рус.пер. ); книгой интересовался Борхес , он написал к ней предисловие (см.: ).
  • «Крестовый поход детей» - стихотворение Мартинуса Нейхофа .
  • «Крестовый поход детей» () - драма румынского писателя и философа Лучиана Благи .
  • «Врата рая» () - роман Ежи Анджеевского о крестовом походе детей, экранизирован Анджеем Вайдой ()
  • «Крестоносец в джинсах» () нидерландской писательницы Теа Бекман рассказывает, как современный подросток, участвуя в испытаниях машины времени , оказывается в гуще детского крестового похода. В 2006 году по книге был снят фильм .
  • «Крестовый поход детей» () - песня Стинга .
  • Крестовый поход детей - сюжетная основа фильма Франклина Дж.Шаффнера Львиное сердце ().

Реминисценции

  • «Бойня №5, или Крестовый поход детей » () - роман американского писателя Курта Воннегута , рассказывающий о бомбардировке авиацией союзнических войск Дрездена в 1945 году.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Детский крестовый поход" в других словарях:

    Детский крестовый поход - ♦ (ENG Children s Crusade) (1212) содержащий много легендарного рассказ, описывающий марш детей из Франции и Западной Германии после четвертого крестового похода (1202 1204) в целях освобождения Иерусалима …

    Крестовые походы 1 й крестовый поход Крестьянский крестовый поход Германский крестовый пох … Википедия

    Children"s Crusade - Детский крестовый поход … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Витраж XIII века с изображением Крысолова. Рисунок барона Августина фон Мёрсперга (1595) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Крестоносец в джинсах (фильм). Крестоносец в джинсах Kruistocht in spijkerbroek … Википедия

    - «Мамаша» Джонс Мэри Харрис Джонс (англ. Mary Harris Jones, более известная как Мамаша Джонс … Википедия

    - «Мамаша» Джонс Мэри Харрис Джонс, более известная как Мамаша Джонс (1 августа 1837 30 ноября 1930) выдающийся профсоюзный и общественный деятель, активист объединения Индустриальные рабочие мира. Содержание 1 Биография … Википедия

    - «Мамаша» Джонс Мэри Харрис Джонс, более известная как Мамаша Джонс (1 августа 1837 30 ноября 1930) выдающийся профсоюзный и общественный деятель, активист объединения Индустриальные рабочие мира. Содержание 1 Биография … Википедия

800 лет назад, в 1212 году Европа сошла с ума. Безоружное войско детей двинулось в далёкий Иерусалим добывать Гроб Господень. Ничего подобного не происходило в мире ни до, ни после этого.

Разве что нечто похожее, как рецидив давнего заболевания, имело место быть в Третьем Рейхе, когда был создан гитлерюгент. Однако в нацистской Германии детей мобилизовало государство, им вручалось оружие и перед ними ставились чёткие военные цели. Дети же 1212 года организовались сами и пошли они на Иерусалим безоружные.

Европа тех времён представляла собой одно большое яблоко раздора. В ней роскошествовали церковники и крупные феодалы, издыхал от голода простой люд, а между теми и другими пробавлялась водой и хлебом безземельная знать (наследовать землю имели право только старшие сыновья в роду). К тому же Европа тогда переживала «городскую революцию» и закономерный «бэби-бум». Тьма разношерстного народа слонялась без дела, без царя в голове и надежды на лучшее.

Началось брожение умов. Как грибы после дождя, возникали еретические секты, в ответ на что церковь учредила инквизицию. В городах запахло жареной плотью, но пытки и казни делали только полдела. И вот римский папа Урбан II объявляет, что все беды происходят по простой и легкоустранимой причине – Гроб Господень и святая иерусалимская земля находятся в руках неверных. В общем, все на Восток - биться с мусульманами!

Так были убиты сразу два зайца. Рыцари-голодранцы пошли и добыли себе земель и золота, а простолюдины выпустили пар. Однако «благоденствие» длилось недолго. Вскоре мусульмане вышвырнули крестоносцев из Иерусалима, и Европа вновь погрузилась в уныние. Теперь беднота уже совершенно уяснила, что счастья ждать неоткуда. Особенно же остро испытали на себе тяготы и отчаяние бедняцкие дети.

В 1212 году во Франции и в Германии объявляются два малолетних фанатика, которые возвещают, что всеобщее счастье придёт тогда, когда Гроб Господень заберут у мусульман невинные дети. Малышня должна прошествовать к Средиземному морю, и воды его расступятся, открыв прямой путь в Палестину. Интересно, что эти два проповедника повторяли друг друга почти слово в слово, будто каким-либо образом согласовывали свои речи.

Сперва поговорим о французском мальчике. Он стал известен в Париже в мае упомянутого 1212 года своим громким заявлением, что Христос передал ему через нищего старика чудесную грамоту. В ней детям Франции приказывалось пойти в Иерусалим и забрать без кровопролития Гроб Господень. Сделаете это – получите все блага мира, говорил он..

Мальчику было 12 лет. Звали его Этьен. До того, как получить грамоту от таинственного старика, он пас коров. Единственное его отличие от множества других деревенских детей – сильнейшее психическое расстройство. Возможно, именно благодаря своей шальной голове, он как раз и обладал тем жарким красноречием, которое буквально завораживало людей. Дети заслушивались его речами и обожали его со страстью неистовой.

На площадях и перекрёстках Этьен собирал сотни слушателей. Постепенно многие из них оставались со своим кумиром, забыв родителей, игры и заботы в отчем доме. Матери и отцы пытались образумить их, но зря. Со временем стало считаться зазорным отваживать своих отпрысков от святой цели.

Наконец, летом Этьен бросил клич выдвигаться. Дети нашили на одежду разноцветные кресты, взяли котомки и отправились в путь. Всего пошло 30 000 мальчиков и девочек от 6 до 12 лет. Это было потрясающее зрелище, описанное многими летописцами. Под флагами с изображением Христа и Богородицы двигалось настоящее малолетнее войско.

Питались они подаяниями. От города к городу к ним примыкали крестьяне, бродяги, священники, монахи, воры. Прибыв в Марсель, все воодушевились до состояния истерии. Вот сейчас Этьен вскинет руки, произнесёт молитву, и море обнажит своё дно. Но волны продолжали мерно биться о берег.

Бледные, худые, измождённые дети стали разбредаться, но тут на пристани объявились два ушлых судовладельца. Они предложили переправить бедолаг через море, заверив их в своём христианском бескорыстии. Дети погрузились на семь кораблей и поплыли навстречу святому подвигу. Близ берегов Сардинии два корабля перевернулись и все, кто на них находились, утонули. Другие пять кораблей дошли до Египта, и там юные крестоносцы были проданы судовладельцами в рабство «неверным».

В те же дни в Германии случились события, точь-в-точь схожие с французскими. Двадцать пять тысяч мальчиков и девочек, облачённые в одежды с нашитыми крестами, выдвинулись через Кёльн в Италию. Их вёл крестьянский сын Николас, которому не было и десяти лет. Он, как и Этьен, демонстрировал недетскую, просто демоническую харизму и влюблял в себя «с первого взгляда».

У него не было письменного приказа от высших церковных иерархов, да это было и ни к чему. Ведь ему время от времени являлся ангел, рассказавший, куда и зачем идти. Николас провёл своё войско через Альпы. По пути две трети детей не выдержали холода и тяжести перехода – умерли. По прибытию в Геную оставшиеся крестоносцы приготовившись увидеть чудо с морскими водами. Стоит ли говорить, что Николаса постигла та же неудача, что и Этьена.

Разница между французскими и немецкими событиями заключалась в том, что во втором случае не пришли на «помощь» судовладельцы. Случилось другое. Многих детей без обмана и пустых обещаний похитили пираты. Уцелевшая же часть войска отправилась обратно в Германию через Альпы, но почти никто не дошёл. Дороги тогда были усеяны детскими трупиками.

Лишь горстка крестоносцев во главе с Николасом погрузилась на два корабля и отбыла в Палестину. По некоторым свидетельствам, Николос впоследствии дрался с мусульманами в рядах Пятого крестового похода. Иные источники свидетельствуют, что никто из детей до Иерусалима так и не добрался.

Летописцы упоминают в своих хрониках детские крестовые походы 51 раз. Однако современная Европа стыдливо умалчивает об этих безумствах. Ведь так кошмарно зарождалась её культура, фасад которой щедро украшен сегодня гуманистическими постулатами.

История детского крестового похода.

Крестовый поход детей является одним из самых печальных эпизодов эпохи Средних веков. Многие столетия о нем предпочитали не вспоминать ввиду полного провала этой затеи. Именно поэтому до нас дошло не так много сведений об этом событии.

К моменту начала необычного Крестового походу детей были проведены уже 4 похода Крестового войска. Однако несмотря на успехи первых войн, в 1187 году Иерусалим вновь был захвачен мусульманами. Позже последовали Третий и Четвертый походы, но долгожданной цели, освобождение Иерусалима, добиться не удалось.

Вообще обстановка накануне Крестового похода детей предрасполагала к началу чего-то подобного. В то время люди усомнились в идее Крестовых походов. Причиной тому стали последствия 4- го Крестового похода. Если предыдущие 3 были направлены исключительно на освобождение верующих братьев от угнетения мусульман, то этот поход носил ярко выраженный грабительский характер. Дойдя до Константинополя крестоносцы под влиянием Венеции, отказались от освобождения Гроба Господня. Вместо этого они захватили столицу Византийской империи и организовали несколько государств на ее бывшей территории. Стоит ли говорить, что в Иерусалим уже никто идти не собирался.

Столь печальный итог служил весомым аргументом в пользу мысли, что грешные взрослые не могут добиться долгожданной цели – освобождении Святой земли. И в 1212 году это вылилось в то, что позже назовут Детским крестовым походом. Итак, именно в этом год французский пастух, 13-летний Стефан , объявил о том, что во сне ему явился сам Спаситель в образе монаха и повелел ему собрать новое Крестовое войско. Он утверждал, что для победы им не понадобиться оружие, что они словом и криком победят врага, как в свое время евреи захватили Иерихон.

Этот молодой проповедник быстро набирал популярность. Несмотря на свой возраст, он был убедителен в речах и подтверждал их чудесами, совершаемые им в присутствии многочисленной толпы. А учитывая его юный возраст, очень маловероятно, что это были уловки мошенника.

Он проповедовал по всей Франции, собирая все больше и больше сторонников. Однако и противников было немало. Родители юных энтузиастов были категорически против участия своих детей, и пытались убедить их остаться. Вскоре вмешался сам король Франции, приказав всем разойтись по домам, что подействовало отнюдь не на всех. Возможно все осложнялось тем, что подростки хотели отомстить за смерть отцов и дедов, павших в предыдущих походах.

В любом случае движение набирало популярности, и после завершения путешествия Стефан возглавил 30-тысячное войско детей , собравшееся в небольшом городе Вандом . Хотя назвать его детским все-таки будет небольшим преувеличением, потому что основная масса участников были подростки и молодые юноши. Среди прочих были также монахи, переодетые девушки и небольшое количество взрослых простолюдинов.

И это было не единственное Крестовое войско, вышедшее освобождать Иерусалим. В Германии подобную армию численностью в 20 тысяч человек возглавил 10- летний сторонник Стефана Николас.

Две армии шли разными путями. Французская отправилась на юг Франции в портовый город Марсель, где по словам Стефана, море должно было расступиться перед Крестовым войском, и они посуху пойдут к Иерусалиму. По пути молодых крестоносцев ждало немало лишений: голод, болезни, многочисленные нападения. Да и пройти пешком несколько сотен километров было суровым испытанием для Крестового войска. Многие вернулись домой.

По прибытии в Марсель, крестоносцы натолкнулись на новое препятствие – море, которое, как и ожидалось, не расступилось перед ними. Дни напролет проходили в молитвах, после чего 2 купца решили помочь им. Их имена были Гуго Ферреус и Гийом Поркус . Они предоставили 7 кораблей. Каждый из них был рассчитан на 700 человек.

После их отплытия след крестоносцев был утерян. Несколько лет спустя стало известно, что вышеупомянутые торговцы вступили в сговор с работорговцами и отправили детей не в Сирию, а Алжир или Египет (в разных источниках по-разному). Также известно, что 2 корабля утонули во время шторма. Что же касается тех работорговцев, то они закончили свою жизнь на эшафоте. Еще выдвигается теория, что Фридриху II при подписании мирного договора с султаном Алькамилом удалось вернуть пилигримов домой.
Судьба немецкой армии была не менее печальна. Их путь был еще более суровый, чем у французов. Особенно тяжелым был для них переход через Альпы. Далее их ждало очень недружелюбное отношение местных, которые не могли забыть разграбление Италии Фридрихом Барбароссой.

Что случилось после того, как крестоносцы дошли до города Бриндизи история дает 2 ответа. По одной из версий, местный епископ смог остановить поход, и дети пошли в обратный путь. Большинство его не пережило. А тех немногих, переживших столько мучений, ждал позор и унижение. Говорят, что Николас не разделил участь своей армии, и в 1219 году принял участие в битве при Дамиетте. По другой версии, все тот же епископ за свой счет нанял и снабдил 2 корабля для пилигримов. По пути они утонули вместе со своим лидером.


Крестовые походы вошли в число тех событий, что определяют лицо средневековой Европы. Широко известно восемь «номерных» крестовых походов в Святую Землю, однако, сегодня историки выделяют 18 подобных событий в средневековой Европе. Некоторые из них настолько ужасны и абсурдны, что поражают современного человека. Так, в 1212 году произошёл «Крестовый поход детей».

Итак, походу 1212 года в Палестину предшествовал широко известный 4-ый крестовый поход, который закончился настоящим идеологическим крахом: заветная мечта христиан так и не сбылась, однако Иерусалим, как и несколько других городов, были разграблены. Поход показал многим лидерам все притворство самой идею походов. Поведение многих рыцарских орденов в Святой Земле сыграло не последнюю роль в окончательном расколе западной католической церкви и восточной византийской. Тем не менее, мечта о возвращении Гроба Господня не покинула простых христиан. Едва успели рыцари разойтись домам, как в Риме вновь пошли слухи о новом походе.


Началось все в Германии, весной 1212 года, предположительно в мае месяце. Германское войско направлялось в Италию, для того чтобы погрузиться на суда и отправиться в Палестину. Велико было удивление солдат, когда в Кёльне к ним присоединилась несметная рать детей и подростков, предводители которой заявили, что они крестоносцы и также направляются в Святую Землю. С подобным явлением немецкое войско столкнулось и во Франции. К 25 000 детей и подростков из Германии присоединилось еще около 30 000 французских подростков. Все они шли под предводительством пастуха Стефана из Клуа. По его словам, сам явился ему во сне в облике монаха и повелел собрать детей и вести крестовый поход на Палестину без оружия и лошадей, чтобы взять город Иерусалим и «освободить Гроб Господня одним лишь именем Господа на устах».«Рыцарям и взрослым не удалось освободить Иерусалим поскольку, они шли туда с грязными помыслами. Бог отступился от них, закоренелых грешников. Мы - дети, и мы чисты », - призывал Стефан.


Сегодня это выглядит, по меньшей мере, странно. Но стоит учитывать, что Крестовый поход детей имел весьма серьезную политическую поддержку. Поход детей был одобрен не только военачальником Германской армии, но и Орденом францисканцев, которые были широко известны своими проповедями об аскетизме и смирении. Орден имел вес и в Риме, а потому, поход был одобрен и Папой Римским.

Количество детей-крестоносцев постоянно росло. К моменту подхода к Альпам подсчитать их точное число было уже невозможно. Сегодня многие исследователи полагают, что большую часть детей-крестоносцев все же составляли подростки и юноши. Тем не менее, многие средневековые хронисты и летописцы упоминают и крестьян старшего возраста, в том числе женщин и стариков. Не редко к шествию присоединились и преступники, скрывающиеся от правосудия.


Несложно догадаться о том, что детский поход не имел фактически никакой серьезной организации, несмотря на всю духовную и политическую поддержку. Детское воинство было вынуждено терпеть множество невзгод и лишений. Еще на территории Германии участники похода начали умирать от голода и болезней. Особенно сложным периодом для армии стал переход через Альпы. В заснеженных горах замерзло несколько тысяч детей. Однако, несмотря на все это, более чем половине удалось достичь Италии. Во время альпийского перехода, армия детей разделилась на несколько частей. По приходу в Италию из разрозненных отрядов медленно сформировалось основные группы. Первая состояла в основном из немецких детей, которых осталось очень немного. Вторая – из французских. Дети из Франции вскоре направились к югу Италии. Шествие войска сопровождалось ежедневными массовыми молитвами. Таков был . Однако, море так и не расступилось перед праведным войском. Впрочем, походу согласились помочь местные купцы, они предоставили детям корабли до Алжира.


Достигнув берегов Африки, поход завершился, не ступив на земли Царства Небесного. Как оказалось, европейские купцы были в заговоре с арабскими работорговцами. Тысячи детей оказались проданы в рабство. Участь детей из Германии была столь же незавидна, большинство из них было убито разбойниками или продано в рабство, вернулись из несостоявшегося похода лишь небольшие разрозненные отряды детей-крестоносцев. Ни Рим, ни один из орденов никак не отреагировал на это событие. Многие историки указывают на свидетельства о том, что кошельки некоторых купцов, рыцарей и даже церковников в ходе этого «Крестового похода» увеличились в десятки раз.

Несмотря на все ужасы крестового похода детей, Рим не оставил идеи об освобождении Царства Небесного. Спустя пять лет, в 1217 году начнется новый поход в Святую Землю, который назовут «пятым». В ходе этого «вялого» и неудачного похода сложат свои головы тысячи крестоносцев - как рыцарей, так и простых солдат. Неправоверные отдадут христианам столь желанный город, однако это не начнет началом эпохи мира, а лишь прологом к новой главе кровавых событий.

1212 год удался на славу: дождей не было, солнце палило, весь урожай засох на корню, на пороге замаячил голод, запахло апокалипсисом... Как водится в лихую годину, объявилось множество пророков, предвещающих самые разные несчастья грешному человечеству...

Церковь так никогда и не высказала своего отношения к детскому крестовому походу

Более того, некоторые святые отцы даже отрицают сам факт его существования

МОЛОКО И МЕД ПАПЫ РИМСКОГО

«Всем идущим туда в случае их кончины отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи... Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен, там станет богат». Речь папы Урбана II произвела впечатление на слушателей. Первый Крестовый поход - во имя освобождения Иерусалима от мусульман - состоялся в 1095 году. Потом было еще четыре: неверные сдаваться не спешили, завоеванную Палестину приходилось удерживать при помощи оружия, а Гроб Господень в руки крестоносцев не давался. Почему? В мае 1212 года французский пастушок Этьен узнал ответ на этот вопрос. Иисус явился ему и сказал: взрослые погрязли в грехах, они алчны и развратны. Господь же любит невинных. Стало быть, очистить Иерусалим от неверных могут только дети. И он - Этьен - поведет их в поход...

УСТАМИ МЛАДЕНЦА

Этьен с его видением мало бы чем отличался от десятков других не в меру экзальтированных личностей, если бы не одно но: парнишке едва исполнилось 12 лет. а потому к его россказням отнеслись благоговейно, ведь известно: устами младенца глаголет истина. К тому же «младенец» искренне вообразил себя Божьим посланником, о чем и поведал святым отцам из аббатства Сен-Дени в Париже.

Располагал Этьен и вполне материальным свидетельством своей «богоизбранности»: письмом от Иисуса на имя короля Франции. В послании содержался все тот же призыв освободить Иерусалим силами детей. Помахивая этой грамотой, Этьен в сопровождении примкнувших к нему монахов, крестьян, ремесленников и всякого сброда разъезжал по городам и весям и призывал детей идти с ним - и дети шли. «Крестоносная лихорадка» охватила французскую бедняцкую детвору - 10-12-летние мальчики и девочки в простых холщовых рубашках с нашитыми на них крестами толпами устремлялись за «Божьим посланником». Почему их не удерживали родители? Этим людям, нищим в большинстве своем, не на что больше было надеяться, кроме как на милость Божью. И пусть движение крестоносцев XII века опорочило себя грабительством и военными неудачами, вера в то, что Господь будет милосерднее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим, в народе еще теплилась. К тому же масла в огонь подливали священники.

Церковь не хотелось терять ни своего влияния, ни тем более богатых палестинских земель. Но охотников воевать за Иерусалим становилось все меньше и меньше. Поэтому в ход пошла «тяжелая артиллерия» - дети. Иннокентий III заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю». Думается, этим сказано все: папа рассчитывал, что вслед за детьми в крестовый поход отправятся их родители, но... Король Франции Филипп II, который, кстати, так и не получил письма Иисуса, быстро разобрался в ситуации и издал указ, запрещавший организацию любых походов. Остановить детей монарху оказалось не под силу: движение приобрело массовый характер, к тому же ссориться с папой напрямую было опасно...

Около 30 тысяч детей под предводительством Этьена прошли Тур, Лион и другие французские города, кормясь милостыней. И вот перед ними портовый Марсель. «Божий посланец* не раз повторял им слова, якобы сказанные Иисусом: «По велению Божьему Средиземное море расступится перед вами, и вы пройдете по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберете у неверных «святой гроб». Дети остановились у моря, пропели религиозные гимны и усердно взмолились Господу. Но чуда не произошло: море и не подумало расступиться. По истечении двух недель, во время которых, кстати, бесследно исчез Этьен, судьба улыбнулась юным крестоносцам, уже готовым усомниться в своей вере. Некие торговцы - Хуго Ферриус и Вильям Пор-кус - предложили детям свои услуги: дескать, вот вам прекрасные корабли, ради богоугодного дела мы готовы предоставить их безвозмездно, то есть даром Семь чудесных, больших, крепких кораблей! Бесплатно! Де і и возрадовались чуду и бесстрашно взошли на палубы. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Святого Петра (как символично!), суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять пристали-таки к берегам. Только не Палестины, а Египта, где юных крестоносцев предприимчивые коммерсанты Хуго и Вильям продали в рабство. Домой не вернулся никто... Однако это еще не вся история.

ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА

В том же мае 1212 года немецкому отроку Николасу тоже было видение: он узрел на небе крест и услышал Божественный приказ - собирать детей и двигаться в Иерусалим. Приказ есть приказ, к тому же над «имиджем» Николаса здорово поработали святые отцы. Доселе ничем не примечательный - разве что слишком мечтательный - 10-летний мальчик вдруг обрел способности целителя К нему потянулись слепые, глухие и прокаженные - и всем им Николас, если верить средневековым хроникерам, даровал здоровье, не попасть под его обаяние было невозможно. В результате тысячи детей устремились вслед за ним - в Иерусалим.

Исходной точкой движения немецкого детского крестового похода стал Кельн - один из главных религиозных центров тогдашней Германии Немецкие бароны выступали резко против этой затеи, но страной тогда правил юный король - 17-летний Фридрих II Гогенштауффен. обязанный своим престолом римскому папе. Формально он запретил поход, но после его запрета движение стало приобретать массовый характер. Биться за Гроб Господень отправлялись даже 5-6-летние дети! Этим малышам пришлось труднее, чем их французским сподвижникам: те хотя бы шли по своей территории, по дорогам Франции. На пути же немецких детей встали Альпы. Конечно, их можно обогнуть, но это займет какое-то время. А медлить нельзя! Гроб Господень в опасности - эту мысль внушали детям святые отцы, сопровождавшие их (читай - руководившие ими) в походе. И тысячи ребятишек отправились в горы - под звуки фанфар и труб, распевая религиозные гимны, написанные специально для них. Очень скоро голод стал их постоянным спутником, а потом и убийцей. Мертвых не хоронили - оставляли лежать на земле, не прочитав даже молитвы: на это не было сил. Из 40 тысяч детей, начавших переход через Альпы, в Италию пришел лишь каждый четвертый...

25 августа 1212 года измученные немецкие ребятишки оказались на генуэзском берегу - ждали, когда расступится море. Им это было обещано, но - увы - не сбылось. А тут еще - какое странное совпадение!- исчез Николас. Неуправляемую толпу правитель Генуи поспешил прогнать из своего города - только этих германских голодранцев ему не хватало!

Дети разбрелись по всей Италии. Лишь немногие из них достигли города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек оказался настолько жалок, что местные власти во главе с епископом воспротивились продолжению похода. Пришлось детям возвращаться домой. Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Трупы детей еще долго лежали вдоль дорог - никто и не думал предавать их земле...

Часть мальчиков - видимо, самых упрямых - направились из Бриндизи в Рим: просить у папы освободить их от крестового обета. И Иннокентий III смилостивился: дал отсрочку до совершеннолетия...

И французский, и немецкий крестовые походы детей явно скроены по одному сценарию. Кто же автор этой «заказной постановки»? Разумеется, имен и фамилий сейчас никто не назовет, да оно и не нужно: ясно, что все происходило с молчаливого согласия папы. Все Крестовые походы совершались по указке главы Римско-католической церкви, заинтересованного в том, чтобы католичество распространялось как можно шире. Не стал исключением и этот - детский. Понятно, что доверчивостью наивных мальчишек и девчонок элементарно воспользовались. Даже их предводители - и Этьен, и Николас - скорее всего, были лишь безвольными марионетками в умелых руках. Похоже, сами они искренне верили в свою избранность. Верили, что все испытания, которые выпали на долю юных крестоносцев, не напрасны. Они отправились освобождать Святой город и были готовы к страданиям: раз страдал Иисус, то почему бы и им не испить чашу горестей до дна? Ведь потом - в Царствии Божьем - им отпустят все грехи и придет наконец счастье...