Переход арбатская александровский сад. Временный вестибюль станций "Ул. Коминтерна" и "Библиотека им. Ленина". фото из книги "Рассказы строителей метро". Московский Кремль. Какая станция метро. Как добраться до кремля

Станция метро «Александровский сад» была открыта 15 мая 1935 г. Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве станции с островной платформой (платформа в центре, пути по бокам) пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Поэтому по настоянию куратора строительства профессора В.Л. Николаи и коменданта Кремля Р.А. Петерсона проект бы изменен. Пути, примыкающие к станции, были уложены в двухпутный тоннель между Кутафьей башней и Манежем. И это не единственная особенность «Александровского сада».

Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому на станции до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.

Участок «Александровский сад» (бывш. Калининская) - «Киевская» - это единственный отрезок в московском метро, который был закрыт для эксплуатации на несколько лет. Подземные помещения использовались как склады, а наземные вестибюли были забиты щитами. Этот неглубокий участок (все станции мелкого заложения) был самым уязвимым местом Московского метрополитена - важнейшего стратегического объекта. Поэтому был разработан проект строительства трех станций глубокого заложения: «Арбатской», «Смоленской», «Киевской» - параллельно Арбатскому радиусу (Филевской линии). Участок был назван Арбатско-Покровским радиусом, и когда 5 апреля 1953 г. его сдали в эксплуатацию, старый участок закрыли. 7 ноября 1958 г. произошло повторное открытие станции теперь в составе вновь созданной Филевской линии до станции Кутузовская.

Станция уникальна по многим параметрам. Это рекордсмен по числу переименований из всех станций метрополитена бывшего СССР. «Имени Коминтерна» и «Улица Коминтерна» в 30-х - 40-х гг., «Калиниская» с 1946 по 1990 г. и всего несколько дней в начале 90-х - «Воздвиженка», но это название почему то не прижилось.

Архитектурное оформление станции не представляет особого интереса, она так и осталась технологическим транспортным сооружением.

Три ряда восьмигранных (шестигранных) колонн - по одному на платформах и еще один между путями - поддерживают потолочные перекрытия. Нижняя часть стен и колонны на платформах покрыты желтым, кремовым, коричневатым крымским мраморным известняком. Средний ряд колонн намеренно просто отштукатурен, чтобы не акцентировать внимание на проложенных в центре станции путях. Для перехода через пути предназначен арочный мостик, находящийся посередине станции. В фойе между мостиком и кассовым вестибюлем стоит бюст М.И. Калинина.

Единственный вестибюль станции расположен в цоколе главного здания РГБ на ул. Воздвиженка.

Архитекторы станции - А. Гонцкевич, С. Сулин, инженер-конструктор - В. Дмитриев.

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку ound="img/bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
Состав из вагонов типа "А" на станции "Александровский Сад"
Реконструкция - Yustas

Строительство станции началось только в июле 1934 года. Под одним из участков станции "Ул. Коминтерна" проходил канализационный коллектор мощностью (тогдашней) "2 миллиона ведер" воды в сутки. Коллектор представлял собой хрупкую гончарную трубу, малейшее нарушение грунтов могло повлечь за собой аварию. Постройка тоннеля проходила всего в 1,5-2 метра от магистрали.

Предлагалось несколько решений: надо было либо выключить на время канализацию и через водосток на Арбатской площади спустить сточные воды в Москву-реку, либо, на протяжении 100 метров будущего тоннеля переложить канализацию в металлические трубы. Моссовет отклонил оба варианта. Спустить нечистоты в Москву-реку хотя бы на несколько дней - в санитарном отношении недопустимо. Переложить коллектор на протяжении 100 метров - значит разрыть всю улицу и закрыть движение, по крайней мере, на несколько недель. Инженером Кульбахом был предложен оригинальный способ - перекладку коллектора производить не в специальных траншеях, а в тех же, в которых сооружались стены тоннеля. Работа была выполнена с высочайшей точностью и аккуратностью, коллектор, на протяжении 40 метров переложенный в металлические трубы, не пострадал. Улица все время была открыта для движения.

Строительство станции было закончено в рекордные сроки и уже 31 января 1935 года станции была отделана и сдана. В отделке станционного зала использованы белый, желтый, серый мрамор, черная керамическая плитка.

Для входа, выхода и сообщения со станцией "Библиотека имени Ленина" был построен не сохранившийся до наших дней наземный вестибюль (архитекторы П.П. Файдыш, С.П. Лавров). Располагался он на углу Воздвиженки и Моховой, примерно там, где сейчас расположен вход в подуличный переход. Из этого вестибюля можно было пройти к платформам станции "Ул. Коминтерна" или же спуститься на нижний уровень - к платформе станции "Библиотека им. Ленина". Вестибюль этот с самого начала строился как временный, постоянный предполагался в сооружаемом гигантском здании Библиотеки им. Ленина. На станции планировался еще один вестибюль у западного торца, выходящий к нынешнему подземному переходу напротив снесенного здания "Военторга". Лестничные марши с платформы ведут в помещение, используемое сейчас для служебных нужд.

Прямой пересадки на "Библиотеку им. Ленина" сначала не было, ведь на первой очереди поезда ходили через один - от "Сокольников" до "Парка Культуры" и до "Смоленской" . Пешеходные коридоры, ведущие к восточным торцам платформ станции, были построены сразу в 1935 году, но, скорее всего, не использовались до сентября 1938 года, когда был пущен участок "Ул. Коминтерна" - "Пл. Революции" - "Курская" и Арбатский радиус не начал функционировать независимо от Фрунзенского. В это время заканчивалось строительство здания библиотеки, в котором с самого начала проектом предусмотрен вход в метро.

Новый вестибюль предполагалось открыть в 1940 году. Уже тогда стало ясно, что станция не справляется с пассажиропотоком и был разработан проект реконструкции. Предполагалось соединить обе платформы мостиком, перекинутым над путями, расширить вдвое переходы коридоров, устранить встречные потоки пассажиров, уменьшить подъемы и спуски.

Однако реализации этих планов помешала война и новый вестибюль, встроенный в здание библиотеки, был открыт лишь в 1946 году. Одновременно с переустройством вестибюля была произведена запланированная реконструкция. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма. В это же время реконструированы переходы, примыкающие к восточным торцам платформ. Первоначально эти коридоры были совсем не такими как сейчас: узкими, темными, с очень крутыми лестницами. При реконструкции 1946 года коридоры приобрели вид, близкий к современному: они были расширены, а уровень пола поднят на 1,5 метра, что позволило уменьшить длину и крутизну лестничных спусков.

Тогда же станция была переименована в "Калининскую".

5 апреля 1953 года был пущен в эксплуатацию глубокий Арбатский радиус. Станция "Калининская" была закрыта для пассажиров, а подземное пространство кардинально перестроено. Вестибюль в здании библиотеки стал использоваться как наземный вестибюль "Арбатской". Для этого в новый подземный вестибюль "Арбатской" был построен малый эскалаторный наклон, а на месте ликвидированного аванзала "Калининской" устроена лестница. При этом потоки пассажиров были разделены, подъем происходил по эскалатору, а спуск по двухмаршевой лестнице. Два из трех проходов на платформу в бывшем аванзале "Калининской" были заложены.

8 ноября 1958 открыто движение по новой Филевской линии до станции "Кутузовская", одновременно вновь была открыта и "Калининская", серьезный перестроек при этом не производилось.

В середине 60-х добавлены выходы в подземный переход под перекрестком, построен дополнительный переход со станции "Библиотеки имени Ленина". В результате реконструкции (1997-1999) вестибюля, встроенного в здание библиотеки, двухниточный эскалатор, соединявший этот вестибюль с эскалаторным залом "Арбатской", заменен лестницей.

С 05 июля 1990 года станция называется "Александровский Сад". Надо сказать, что первоначально предполагалось переименовать станцию в "Воздвиженку", и станция носила это название в течении нескольких дней. Были даже отпечатаны вагонные схемы с названием "Воздвиженка", что вносило дополнительную сумятицу среди пассажиров. Зачем понадобилось спешно заменить столь уместное и лаконичное название на нынешнее громоздкое и трудновыговариваемое - загадка.

Во время строительства подземного торгового центра под Манежной площадью один тоннель до "Охотного Ряда" был разобран. Второй остался для служебных нужд метрополитена, существует до сих пор и используется как соединительная ветвь. Сохранились и оба тоннеля к "Площади Революции".

Станция является частью крупнейшего в Московском метрополитене пересадочного узла, включающего четыре станции - "Библиотека им. Ленина", "Александровский Сад", "Арбатская" и "Боровицкая". В перспективе на "Боровицкой" предполагается построить еще один наклонный ход, выходящий в подземный вестибюль, объединенный с неиспользуемым западным выходом "Александровского Сада", организовав, тем самым, возможность прямой пересадки между этими станциями. Но это дело очень далекого будущего, так как сейчас острой необходимости в этом нет.

До недавнего времени на станции большую часть дня использовалась только одна платформа, вторая - по расписанию лишь в часы пиковых нагрузок. С открытием вилочного ответвления к станции "Деловой Центр" обе платформы стали использоваться постоянно. Поезда к "Деловому центру" отправляются с 1-ой (дальней) платформы, в сторону "Крылатского" - с обеих. Для информирования пассжиров об отправлении поезда к "Деловому Центру" установлены 2 информационных указателя "бегущая строка", кроме того, производятся объявления по громкой связи. Для оборота поездов перед станцией (со стороны "Арбатской") уложен перекрестный съезд.

сокольническая замоскворецкая арбатско-покровская филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Последние годы на схемах московского метро настойчиво стараются отобразить одну особенность пересадки между станциями "Александровский сад" и "Боровицкая" . А именно то, что совершая переход между этими станциями, пассажир должен пройти через одну из промежуточных станций: "Арбатскую" или "Библиотеку имени Ленина" . Посмотрим, всегда ли так делали.

Пересадочный узел стал четырёхстанционным в 1986 году, когда была открыта станция "Боровицкая" . До этого узел отображали так:

Но ещё до открытия "Боровицкой" было принято решение соединить её переходами только с двумя станциями узла: "Арбатской" и "Библиотекой имени Ленина" . Строительство второго вестибюля, одновременно ставшего бы переходом на "Александровский сад" (тогда - "Калининская" ), было отложено на будущее (а затем от него и вовсе отказались). Поэтому уже в 1984 году, когда на схеме метро стали обозначать станцию "Боровицкая" как строящуюся, отобразили и необычную топологию будущих переходов:

И вот, станция построена:

В 1988 году сменился дизайн схемы. Линии стали более строгими и лаконичными. А на такую вещь, как двухэтапность пересадки между "Александровским садом" и "Боровицкой" решили не обращать внимания. Тем более, что других вариантов совершить пересадку между этими линиями, у пассажира всё равно нет:

В 1996 году схема обновилась. Подчёркивать особенность переходов снова не стали:

В 2002 году схему немного доработали: добавили подписи на латинице, а также сменили изображение пересадочного узла, вновь вернув ему топологию:

В 2003 году совсем недолго использовалась схема с тонкими линиями. Она была неудобна для чтения и от неё быстро отказались. Зато на ней впервые за много лет была изображена река. Пересадочный узел перекочевал с предыдущей схемы, уменьшившись в размере:

На следующей схеме (того же 2003 года) решили использовать специальные стрелочки, чтобы подчеркнуть последовательность переходов (других подобных стрелочек на этой схеме не было):

Она использовалась довольно долго, пока в 2012 её не сменила новая схема, где также использовались стрелочки:

В 2013 году студия Лебедева выиграла конкурс на создание схемы метро, в результате чего, в вагонах московской подземки и появилась современная схема:


- элемент, с помощью которого на схеме показана особенность пересадок, в среде дизайнеров получил жаргонное название "руль".

Интересно решение и на предыдущей версии лебедовской схемы:

Схемы взяты с сайта metro.ru

Кстати говоря, вопреки изображению пересадок на схеме, на самих станциях "Александровский сад" и "Боровицая" переходы друг на друга обозначены явным образом. Никакого намёка на формальное отсутствие прямой пересадки:

Что, конечно же, оправдано. Ведь пассажиру не так важно, как именно пройдёт его путь на нужную станцию. Главное - сделать правильную пересадку.

По этой же причине возникают сомнения: стоит ли вообще на схеме подчёркивать отсутствие прямой пересадки внутри узла. На своей версии схемы (для того же конкурса 2013 года) я решил на этот факт оставить лишь ненавязчивый намёк:

Такая вот история.

UPD: Не делают акцента на особенность пересадки и современные интерактивные схемы, выполняющие поиск оптимального маршрута. Например, приложение Яндекс-метро:

или metromap:

О том, как добраться до Кремля на метро мы кратко упоминали в статье . Напоминаем, что прежде чем войти в Кремль, нужно приобрести билеты на его посещение. Ведь Кремль – это не только официальная резиденция президента, но и музей-заповедник. Если Вы не принадлежите к льготной категории граждан, то бесплатно его можно посетить единожды в году, в международный день музеев, 18 мая.

Как добраться до Кремля на метро к кассам в Александровском саду

Уточним, что нам нужно добраться до Александровского сада, в нём и находятся кассы Кремля. Александровский сад растёт вдоль северо-западной стены Кремля. Южная стена Кремля протянулась вдоль Москва-реки, а у северо-восточной стены лежит Красная площадь. Для наглядности приводим вид Кремля с вертолёта. Зелень слева от Кремля – это и есть Александровский сад.

До Кремля и до Александровского сада можно легко добраться на метро. Для москвича или человека, знакомого с городом, ориентироваться в метро не составляет труда. Однако для приезжих это дело может оказаться затруднительным. Есть отдельная категория граждан, включая автора статьи, которые страдают “тяжёлой” болезнью под названием “географический кретинизм”. После неоднократных наступаний на грабли блужданий по подземельям пришёл “опыт, сын ошибок трудных”. Вооружаюсь картинками, как наглядным пособием и лечу пациентов дорого, провожу мастер-класс по обнаружению особо значимого объекта “кассы Московского Кремля”.

Московский Кремль. Какая станция метро. Как добраться до кремля

Кассы расположены в Александровском саду.


Кассы Московского Кремля в Александровском саду – это стеклянно-металлическая конструкция перед кремлёвской стеной.

Ближе всего к ним находятся четыре пересадочные станции московского метро. Чтобы выйти в Александровский сад, одинаково подойдут станции Арбатская Арбатско-Покровской синей ветки № 3; Александровский сад Филёвской голубой ветки № 4; Библиотека им.Ленина красной ветки № 1 и Боровицкая серой ветки № 9. Привожу вырезку из схемы метро с пересечением всех четырех линий.


Как добраться до Кремля на метро. Станция Боровицкая

Если вам удобнее Боровицкая , поднимайтесь по указателям “Выход в город к Российской Государственной Библиотеке, на Моховую улицу”.


Улица Моховая. Её вид от выхода со станции метро “Боровицкая” и “Библиотека им. Ленина”

Выйдя на улицу, поверните налево, пройдите вперёд и у памятника Ф.М.Достоевскому (слева от вас) увидите лестницу в подземный переход. На снимке дискотеку имени Леннона библиотеку имени Ленина Российскую Государственную Библиотеку не видно, зато стоящая перед ней статуя Ф.М.Достоевского находится слева, а нужный Вам спуск в подземный переход виден правее.


Ул. Моховая На снимке слева – фрагмент памятника Ф.М.Достоевскому. Впереди – указатель на Кремль и спуск в подземный переход.

Подходите ближе и замечаете дорожный знак “подземный переход”.


Спустились вниз, перед вами обширный подземный вестибюль. На палатки со всякой дрянью высокохудожественными сувенирами и деликатесами не обращаем внимания.

Идём вперед и, упёршись в палатки, поворачиваем направо. Дальше надо идти по длинному подземному переходу до конца, к выходу в Александровский сад.

Как добраться до Кремля на метро. Станция Арбатская

Если Вам удобнее станция Арбатская Арбатско-Покровской линии, ориентируйтесь по указателю: “Выход в город на улицу Моховая, к Государственному Кремлёвскому дворцу. Сначала увидите вот такой указатель:

Затем такой:

На него (указатель с государственным кремлёвским дворцом) и ориентируйтесь. Поднимайтесь вверх по эскалатору

и будьте внимательны! Переход соединяет две станции – Арбатскую и Библиотеку им. Ленина. В центре тоннеля есть малозаметный коридор, ведущий направо, он обозначен стрелкой, но её легко пропустить. На снимке виден переход между станциями Арбатская и Библиотека им. Ленина. Вдалеке справа висит нужная нам стрелка.


Она же вблизи и заметно крупнее.


Повернув направо Вы увидите подтверждение того, что “вэрной дарогай идэте, тавариши”(с).

Как добраться до Кремля на метро. Станция Библиотека им. Ленина

Если идти с красной ветки, с Библиотеки им. Ленина соответственно, надо ориентироваться по указателям перехода на синюю ветку и выход в город на улицу Моховую. Вот указатель. Надписи и стрелки хотят нас запутать!


Нам нужна лестница в центре зала.


Поднимаемся по ступеням и идём по коридору. В этом коридоре проход разрешён только в одну сторону, так что толкаться со встречными Вам не придётся.

В конце коридора видим вот такую картинку.


И резко поворачиваем направо. Вот сюда, в широкий проём справа


Оказавшись в подземном вестибюле, ищите длинный тоннель. Он прямиком выведет к Александровскому саду и кассам Кремля.

Вот снимок тоннеля при выходе со станций метро Арбатская, Александровский сад и Библиотека им. Ленина. Палатки со всякой дрянью всячиной стоят на том же месте. За палаткой по правую руку вам нужно повернуть направо.


Идём дальше по подземному переходу. Здесь уже есть надпись, вселяющая надежду в скорое окончание метро-квеста.

«Александровский сад» — конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946 года) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Вот уж где действительно нездоровая страсть к переименованию:).

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. В 1937 году был организован временный переход. Современный переход появился только в 1938 году, когда после открытия участка «Улица Коминтерна» — «Курская» Арбатско-Покровская линия выделилась в отдельную. Наземный вестибюль располагался на месте перехода и входа на ст. «Библиотека им. Ленина».


Фото с сайта oldmos.ru

Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней Российской государственной библиотеки и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую».

5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской» , станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в здании библиотеки был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу.

В 1990 году станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой», и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 ноября 1990 года станция получила своё нынешнее имя «Александровский сад».


Фото с сайта oldmos.ru

Жаль, что первоначальных ламп на потолке уже нет.

С момента открытия в 1935 году и до 1938 года поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938 году, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского сада» стали ездить до этой станции.


Фото с сайта oldmos.ru

При строительстве в 1995—1996 годах торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» под Манежной площадью, один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный ряд» был разобран и засыпан.

Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны боковых рядов также облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Переходный мостик между платформами.

Одна из трёх Московских станций, на которых частично присутствует левостороннее движение (Международная , Алма-Атинская). Поезд прибывает на первый путь и сразу же со второго другой уезжает в противоположную сторону.

Одна из шести станций Московского метрополитена с криволинейной в плане платформой (другие — «Кутузовская», «Зябликово», «Пятницкое шоссе», «Международная» и «Выставочная» .

Из-за того что станция находится на изгибе, машинист не видит состав целиком в зеркале заднего вида. Поэтому на станции присутствует дежурный, который подаёт машинисту сигнал об отправлении поезда белым кругом с чёрным центром. Сейчас рядом с остановкой первого вагона установлены мониторы заднего обзора, а на поездах типа «Русич» имеются обзорные камеры, дающие картинку как с «головы», так и с «хвоста» состава.