Комментарий егэ русский язык примеры. Как написать комментарий в сочинении ЕГЭ по русскому языку? Для аргументации собственной позиции

Часть С. Речевые клише

1)Формулировка проблемы

Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Сформулировать проблему можно двумя способами:

Способы формулировки проблемы

Примеры

1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения).

Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О.

2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?).

В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема одиночества.

Речевые клише:

В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

2) Комментарий проблемы

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Можно выделить два типа комментария:

1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?

Какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?

2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

Насколько актуальна в наши дни эта проблема?

Почему эта проблема относится к разряду вечных?

Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

Традиционна эта проблема или нова?

Если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?

Если нова, то что стало причиной ее появления?

Речевые клише для введения текстуального комментария:

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…

Речевые клише для введения концепционного комментария:

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…

Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …

Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном… .

Речевые клише:

Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … .

4) Формулирование собственного мнения

3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О. . Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…

К сожалению, в наше время часто..

2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…

5) Доказательство собственной точки зрения

Типы аргументов:

Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

Поучительные события из жизни выдающихся личностей;

Примеры из читательского опыта;

Выводы науки и статистические данные;

События из жизни страны;

Обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.

В этой части необходимо следовать правилам построения сочинения-рассуждения:

Тезис,

Аргументация,

Вывод.

Речевые клише:

Первый аргумент:

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.

В этом произведении…

Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.

Второй аргумент:

Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…

Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что..

У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …

!!! Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.

6)Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.

Цели заключения

Примеры

1)Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.

2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.

3)Сделать прогноз, высказать предположение

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.

4)Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно способствовать деградации человеческой личности.


I. Вступление (3-5 предложений)

Предложение 1. Именительные темы.

Предложения 2, 3, 4. Вопросы к тексту (дополнение или обстоятельство).

Предложение 5. Переход к след. части сочинения. Пример: Над этими и другими вопросами я задумался после прочтения данного текста.

II. Комментарий (9-12 предложений). N.B.!! Большая часть комментария формируется из анализа текста.

Предложение 1. Формулировка проблемы.

Пример а) Какова роль матери в жизни человека? Над этим вопросом размышляет (Ф.И.О автора текста).

Пример б) Роль матери в жизни человека - вот над чем размышляет (Ф.И.О автора текста).

Пример в) Роль матери в жизни человека.

Предложение 2. Классификация проблемы.

Виды проблем: Философские; Социальные; Политические; Духовные; Моральные; Этические; Экологические и др.

(большинство из них могут сочетаться друг с другом в текстах).

Пример а) Данный вопрос лежит в области социально-нравственной категории.

Пример б) Данный вопрос можно отнести не только к социальной, но и нравственной категории.

N.B.!! Использование конструкций "не только...., но и...." и др. приветствуется проверяющими.

Предложение 3. Актуальность, важность проблемы.

Пример: Данный вопрос актуален в наши дни, потому что касается каждого из нас и является предметом дискуссий в современном обществе.

Предложение 4.

В предложении №4 пишем: Абстрактное, казалось бы, понятие автор иллюстрирует случаем/примером из жизни: (далее пересказ текста в 2-3 предложениях (НЕ БОЛЬШЕ!)).

Пример: .....: перед нами долгожданная встреча Хурдина и его матери. Мы можем видеть взаимоотношения матери и сына...........(эта часть зависит только от текста, ничего выдумывать не нужно).

Вопросная (основная) часть комментария. Отвечаем на вопросы и тем самым анализируем текст. (Сами вопросы писать не нужно. Пишем ответы на них.)

Предложение 6: На что (конкретно) он обращает внимание читателя?

Предложение 7: Какие мысли и чувства публицист пытается пробудить в нас?

Предложение 8: Над чем, по мнению писателя, мы должны задуматься? Чем дорожить?

Предложение 9: Как правильнее поступать в подобной ситуации? (Не всегда уместно)

В этих предложениях нужно избежать повторов типа: Автор обращает внимание......

Пример: * Илья Александрович Маслов (1935-2008 гг.) - поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящен-

N.B.!! Проверяющие видят клише, поэтому нужно стараться анализировать как можно больше, это может дать вам дополнительные баллы за развернутый комментарий.

Также, в комментарий необходимо привести 2 примера и текста. Это может быть цитата или ссылка на предложение(я)

Пример: Публицист обращает наше внимание на доверительные отношения между матерью и сыном и пытается пробудить в нас желание задуматься над тем, какие отношения у нас самих (предложение 10). (Точка ставится именно после скобки)

(ВНИМАНИЕ! В публицистических текстах ответ содержится прямо в тексте. Его нужно найти и выписать. Придумывать ничего не нужно.)

Если текст художественный: Авторская позиция в анализируемом тексте прямо не выражена. Судить о ней мы можем по косвенным признакам: по поступкам героя, по его речи и по отношению к нему окружающих. Так, обратившись к поступку (имя героя), я могу сделать вывод о точке зрения автора. .........(отвечаем на вопрос проблемы)

(В художественных текстах ответ придется искать в поступках героев и т.д.)

IV. Собственная позиция (3-5 предложений)

Предложение 1:

б) Я придерживаюсь той же позиции, что и автор текста.

А) Почему меня волнует этот вопрос?

Б) Как проблема влияет на мою жизнь и жизнь окружающих меня людей

В) Почему я считаю важным размышлять над данной проблемой?

Г)каковы возможные последствия?

Можно использовать пословицы, поговорки(обязательно пояснить как вы понимаете их значение), ссылки на любимые книги/фильмы, на известные личности.

V. Аргументы (2 аргумента. 1 не менее 6 предложений) (минимум 12 предложений).

В качестве подтверждения собственной мысли обращусь к произведению (/роману/рассказу/стихотворению и т.д.) (ФИО автора).

Примеры: 1 аргумент: В качестве первого аргумента можно вспомнить роман Л.Н. Толстого "Война и мир".

2 аргумент: За вторым примером можно обратиться к рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма".

После этих вступлений клише просто не существует. Существует только ваше личное размышление.

VI. Вывод (3-5 предложений).

Сочинение:

Может ли настроение одного человека передаваться окружающим его людям? Над этим вопросом задумывается российский публицист Б.П. Екимов.

Автор текста, размышляя над этой проблемой, рассказывает читателю о случае, который произошёл в московской электричке . Описывая обстановку, царившую в ней, прозаик отмечает , что кругом была темнота, из тамбура дул ветер . Но вдруг атмосфера в вагоне изменилась. Передавая разговор двух «молоденьких девушек» о подарках, которые одна из них приготовила своим родственникам на Новый год , рассказчик отмечает , какой радостью звенел голос девушки, как заразителен был её праздничный настрой (пример 1). Б.П. Екимов обращает наше внимание на то, как изменилось «несладкое» настроение пассажиров электрички, как у самого рассказчика «на душе стало тепло от этого разговора» : пейзаж в финале текста передаёт это новое состояние рассказчика – «Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло» (пример 2). Так публицист заставляет читателя задуматься над тем , насколько важно, чтобы вокруг тебя были люди, способные «нести тепло», радость окружающим.

В приведённом отрывке из сочинения верно (в виде проблемного вопроса) сформулирована проблема исходного текста. Комментарий показывает, что экзаменуемый понял проблему исходного текста, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, проследить за ходом авторской мысли, привёл два примера из текста, важные для понимания проблемы. Иными словами, в представленных комментариях продемонстрировано умение находить и пояснять смысловые компоненты текста, что является важнейшей частью аналитико-синтетической работы с текстом.

Приведём другой пример:

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?

– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– (11)Ты точно антилопу видел?

– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!

– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

– (45)Вкусно, миленькая?

– (46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)
*Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.

Одним из наиболее сложных для одиннадцатиклассников шагов в написании сочинения (задание 25) является работа над комментарием к проблеме текста. Это обусловлено отсутствием четкого представления о содержании комментария не только у учащихся, но и нередко у учителя.


Трудность в работе над комментарием обусловлена также невозможностью представить данный фрагмент создаваемого текста в сколько-нибудь обобщенном, схематическом виде, что, несомненно, облегчило бы работу выпускника над написанием сочинения.


Отработку написания комментария следует проводить лишь после того, как учащиеся в достаточной степени освоили этап формулирования проблемы исходного текста.
Написание комментария к проблеме (упражнения)


Знакомство с системой оценивания по критерию



К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.


Актуализация проблемы:


- Как вы думаете, что такое комментарий?


- Приходилось ли вам что-либо комментировать?


- Что мы будем комментировать?


-Почему комментарий проблемы текста необходим? Какие умения, на ваш взгляд, проверяются посредством написания комментария?


-Почему необходимо написать комментарий?


Комментарию проблемы текста придается важное значение, так как эта часть сочинения демонстрирует умения выпускника находить и пояснять смысловые компоненты текста. Именно комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно выпускник понял смысл текста и проблему, обозначенную автором. Правильно написанный комментарий позволяет получить 2 балла в части С.


Познакомимся с определениями комментария, которые дают различные источники:


Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)


Комментарий – 1. пояснение; 2. примечания; 3. толкование (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)


Выделим ключевые слова в определении комментария: « рассуждение» , « пояснение» . Обратите внимание, что комментировать нужно ПРОБЛЕМУ, отраженную в тексте , а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

О чем можно писать в комментарии?


o Насколько актуально то, о чем пишет автор текста? (Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?)


o Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? (Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?)


o Если возможно, коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали другие авторы (или известные люди)


o Знает ли выпускник о точке зрения, не совпадающей с позицией автора представленного текста?


o Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?


o С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).


o Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.


o Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?


Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор.


Практическая работа



Задание. Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблему, над которой размышлял автор исходного текста.


Пример 1.


«Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути». (Проблема важности чтения классической литературы в детстве)


Пример 2.


«Особенно животрепещущей эта проблема стала в последнее время: благодаря развитию генетики человек может не только определить, но и «задать» предрасположенности и таланты. Очевидно авторское негодование: нам самим станет неинтересно жить, если мы будем знать все о своих задатках: все предначертано, нет возможности выбрать – многие страдали бы от чувства обреченности, а если каждому будут расшифровывать его геном – в человеке останется мало человеческого. «Жизнь подарена нам судьбой», - утверждает автор, и мы сами вправе этой жизнью управлять». (Проблема наследственности и самоформирования)


Пример 3.


«Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм». (Проблема развития и сохранения русского языка)


Пример 4.


«Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что ему окажет помощь кто-либо другой». (Проблема безразличия людей к происходящему вокруг)



Проанализируем предложенные примеры с точки зрения соответствия критерию К2. Отметим, что хороший комментарий не содержит пересказа текста. Укажем, что комментарий может быть как пространным (Пример 1), так и небольшим по объему (Пример 4).


Задание . Прочитайте исходный текст. Сформулируйте проблему и прокомментируйте её .



НАЕДИНЕ С ТОЛПОЙ



(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.


(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (З) Нае дине с толпой.


(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек-2003 в большом городе.


(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжелые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренек, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает ее за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.


(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».


(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудреная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.


(21)0 том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...


(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях далеких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе, (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а Использованы материалы сайта


www . gramma . ru

сочинения-рассуждения.

Речевые клише

для сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение, или, по-другому, сочинение-эссе, состоит из нескольких частей:

1. Определение проблемы
Проблема может вводиться повествовательным предложением, типа «Одной из важнейших проблем в данном тексте является проблема помощи ближнему». Или вопросительным предложением, типа: «Что такое милосердие? В чём оно заключается? Всеми этими вопросами задаётся автор текста».

4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
В данном пункте следует выразить собственное мнение по сформулированной проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), приведя 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

5. Заключение
В заключение подводится итог всему сказанному, делается вывод по проблеме и то, как она отражена у автора исходного текста.

См. примеры сочинений:

Речевые клише

Обоснование темы и проблемы

1. ФИО автора – несколько слов об авторе (можно взять из сноски, которая даётся после текста).
2. Вот и в указанном тексте автор обращается к этой же теме.
3. Среди ряда проблем, рассматриваемых в тексте (перечисление проблем), мне наиболее важной/актуальной кажется проблема ЧЕГО (проблема милосердия, уважения и пр.)