Консультативная помощь. Фундаментальные исследования. Сроки пользования и ремонт технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий

Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
  • выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
  • профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
  • работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
  • консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
  • обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
  • правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
  • иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.
Консультативный центр. Учреждением социального обслуживания инвалидов, оказывающим социально-консультативную помощь является консультативный центр - учреждение, предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических проблем.

Сроки пользования и ремонт технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий.

Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены

Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1666н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены ". Приложение N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 438н Порядок осуществления исполнительным органом фонда социального страхования российской федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий
  1. Осуществление медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - технические средства), предоставленных лицам, признанным инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лицам в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), а также протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий (далее - изделия), предоставленных отдельным категориям граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами (далее - ветераны), производится исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
  2. Медико-техническая экспертиза осуществляется на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы. Заявление о проведении медико-технической экспертизы подается в уполномоченный орган по месту жительства инвалида (ветерана) в письменной форме. Одновременно с заявлением о проведении медико-технической экспертизы инвалид (ветеран) предъявляет техническое средство (изделие), потребность в ремонте или досрочной замены которого необходимо установить. В случае невозможности предоставления технического средства (изделия) вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида (ветерана), подтвержденного заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, уполномоченный орган по заявлению инвалида (ветерана) о проведении медико-технической экспертизы может принять решение о проведении медико-технической экспертизы с выездом на дом инвалида (ветерана).
  3. Уполномоченный орган информирует инвалида (ветерана) о дате и месте осуществления медико-технической экспертизы, в которой инвалид (ветеран) по его желанию вправе принять участие. О желании принять (или не принимать) участие в проведении медико-технической экспертизы инвалид (ветеран) сообщает в заявлении о проведении медико-технической экспертизы.
  4. Уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия), его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. Необходимые уполномоченному органу для проведения экспертной оценки документы не могут быть истребованы от инвалида (ветерана).
  5. По результатам медико-технической экспертизы уполномоченным органом устанавливается целесообразность ремонта технического средства (изделия) и готовится заключение медико-технической экспертизы по форме, предусмотренной приложением N 2, в 2 экземплярах, один из которых выдается инвалиду (ветерану).
  6. В заключении медико-технической экспертизы указываются причины неисправности технического средства (изделия), а также виды ремонта. При установлении невозможности ремонта технического средства (изделия) уполномоченным органом в заключении медико-технической экспертизы делается вывод о необходимости досрочной замены технического средства (изделия) и указываются причины его досрочной замены. В заключении медико-технической экспертизы даются рекомендации об организации, осуществляющей проведение ремонта и обеспечение новым техническим средством (изделием).
  7. Спорные ситуации, возникшие при осуществлении медико-технической экспертизы, урегулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ремонт технических средств реабилитации.

Инвалидам предоставляются услуги по ремонту технических средств реабилитации. В рамках социального-бытового обслуживания инвалиды обеспечиваются:
  • необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания;
  • специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха);
  • переговорными пунктами коллективного пользования;
  • бытовыми приборами;
  • тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации.
Инвалид имеет право бесплатно не только получить указанные специальные средства для самообслуживания и ухода, а также иные средства реабилитации, но и получить услуги по их ремонту. Техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов. - производятся вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008 N 438н "Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий " (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.09.2008 N 12293) утвержден порядок осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий.

Порядок технического обслуживания и ремонта средств реабилитации инвалидов.

  1. Если техническое средство или протезно-ортопедическое изделие неисправно, инвалиду нужно подать заявление в орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства о проведении медико-технической экспертизы этого средства или изделия.
  2. Заявление подается инвалидом или его представителем в письменной форме. Вместе с заявлением предъявляется средство или изделие, которое необходимо проверить на предмет ремонта или досрочной замены.
  3. Иногда средство или изделие предоставить не представляется возможным, например, в связи со сложностью транспортировки или состояния здоровья инвалида. В этом случае инвалиду нужно перед обращением в орган Фонда социального страхования РФ предварительно получить заключение медучреждения (например, о невозможности снять протез до получения нового).
  4. По заявлению инвалида орган Фонда социального страхования РФ может принять решение о проведении медико-технической экспертизы с выездом специалиста-эксперта на дом инвалида. Например, это целесообразно, когда неисправна инвалидная коляска.
  5. Орган Фонда социального страхования РФ, получивший заявление от инвалида, должен назначить срок проведения медико-технической экспертизы и уведомить инвалида о точном времени и месте ее проведения. Инвалид вправе по своему желанию принять участие в этой экспертизе. О своем желании или нежелании принять участие в проведении экспертизы инвалид должен сообщить в заявлении.
Максимальный срок, в течение которого рассматривается заявление и проводится экспертиза, составляет 15 дней со дня получения заявления.
  1. Экспертом составляется заключение, в котором дается оценка состояния работоспособности технического средства или изделия, его соответствие требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям, причины поломки или неисправности.
  2. В итоговой части заключения эксперт указывает на то, является ли ремонт технического средства или изделия целесообразным. Если ремонт нецелесообразен (то есть слишком дорогостоящий по сравнению со стоимостью аналогичного нового изделия) или невозможен, то делается вывод о необходимости досрочной замены технического средства или изделия.
  3. В заключении указывается на организацию, которая может провести ремонт или изготовление нового средства или изделия. Один экземпляр заключения медико-технической экспертизы под подпись вручается инвалиду.

Социально-консультативная помощь

Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

  • - выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
  • -профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
  • - работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
  • - консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов;
  • - обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
  • - правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
  • - иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.

Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.

Заключение

Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
  • 2. Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
  • 3. Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • 4. Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
  • 5. Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся, если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.

Целеполагание . Цели любой консультативной помощи должны базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:

  • 1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
  • 2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Консультирование/помощь обязательно должно включать научение клиента, т.е. привнесение в его жизнь новых ценностей, альтернативных ракурсов видения жизни, способности вырабатывать решения собственных проблем и реализовывать их на практике.

Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития. Задачи развития – это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к старости. Для достижения целей, связанных с развитием, необходимо как подавление негативных черт, так и усиление положительных качеств. В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья.

По А. Маслоу, полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Как отмечает Р. Кочюнас, вопрос определения целей консультирования не является простым и потому, что зависит как от потребностей клиентов, обращающихся за помощью, так и от теоретической ориентации самого консультанта. Однако можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ (рис. 14.5).

Рис. 14.5.

  • 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  • 2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  • 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
  • 4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
  • 5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Блошср в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Р. Мэй указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Вышеприведенный список целей во многом совпадает с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи:

  • – лучше понять самого себя или ситуацию;
  • – изменить свои чувства;
  • – суметь принять решение;
  • – утвердиться в решении;
  • – получить поддержку при принятии решения;
  • – суметь изменить ситуацию;
  • – приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится;
  • – дать разрядку своим чувствам;
  • – рассмотреть возможности и выбрать одну из них.

Нередко клиентов интересуют результаты, не связанные непосредственно с консультированием: информация, новые навыки или же практическая помощь.

В основе всех этих запросов лежит идея изменения. Независимо от характера запроса или типа проблемы существуют четыре основные стратегии.

Первая ситуация – изменение самой ситуации.

Вторая ситуация – изменение себя для адаптации к ситуации.

Третья ситуация – выход из ситуации.

Четвертая ситуация – нахождение способов жить с этой ситуацией.

При этом еще раз следует подчеркнуть необходимость повышения личной ответственности клиентов за решение проблемной ситуации и, в целом, дальнейшее развитие своего жизненного сценария. Клиенту, как отмечает Н. Линде, нужно помочь освободиться от состояния объектности и активизировать качества субъекта, готового и способного к изменениям, принятию решений и их реализации.

Типология консультативной помощи. Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативной практики и классификаций этих форм по разным основаниям (рис. 14.6). Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное ("один на один" или "лицом к лицу"), групповое и семейное консультирование.

Рис. 14.6.

По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми.

Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи).

По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.

Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимноличностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование.

Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента ("кризисное консультирование") либо стимулом для роста и развития клиента ("развивающее консультирование"). Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помочь людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше.

Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давлением обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме.

Херон (1993) выделяется несколько категорий консультативных воздействий в зависимости от их целей и содержания (рис. 14.7).

Предписывающее воздействие сфокусировано на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия.

Информирующее воздействие предоставляет клиенту знания, информацию и смыслы.

Конфронтационное воздействие имеет своей целью осознание клиентом каких-либо ограничительных установок или поведения.

Фасилитирующие – катарсические, каталитические, поддерживающие.

Катарсическое воздействие своей целью имеет помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциям (абреакция), главным образом таким, как горе, страх или гнев.

Каталитическое воздействие ориентировано на стимулирование самопознания, самоуправляемого бытия, научения и решения проблем.

Поддерживающее воздействие ориентировано на подтверждение значимости и ценности личности клиента, его качеств, установок или поступков.

Фасилитирующие виды воздействия ориентированы на большую автономность клиентов и принятие ответственность за самих себя (помогая в облегчении душевных страданий и боли, уменьшающих силу “Я”, способствуя самостоятельному научению, подтверждая их значимость как уникальных существ).

Выбор того или иного типа и вида воздействия зависит от типа личности клиента (а также типа личности консультанта) и специфики его ситуации. Соотношение авторитарных и фасилитирующих видов воздействия связаны главным образом с темой власти и контроля:

  • – консультант полностью контролирует клиента;
  • – контроль поделен между консультантом и клиентом;
  • – клиент полностью автономен.

Срочное социальное обслуживание

Одной из новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является срочное социальное обслуживание. Оно заключается в оказании неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг указанной категории граждан установлен федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. В нем предусмотрено, в частности, разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; разовое оказание материальной помощи; обеспечение остро нуждающихся одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости Муниципальные центры социального обслуживания, осуществляющие срочное социальное обслуживание (или отделения, создававаемые при органах социальной защиты населения), организуют для лиц, нуждающихся в социальной поддержке, экстренную медико-психологическую помощь, содействуют в трудоустройстве, в предоставлении временного жилого помещения (в необходимых случаях), организуют юридические консультации.

Итак, исходя из интересов граждан социальное обслуживание может носить не только постоянный или временный характер, но и при определенных условиях - разовый характер с учетом реаль­ных потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бы­тового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Организация социально-консультативной помощи возложена за­конодательством на муниципальные центры социального обслужи­вания, а также на органы социальной защиты населения, которые создают соответствующие подразделения.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого воз­раста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослаб­ление социальной напряженности, создание благоприятных отноше­ний в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, се­мьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально-психологических

отклонений;

3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого воз­раста и инвалиды, организацию их досуга;

4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ори­ентации и трудоустройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных уч­реждений и общественных объединений для решения проблем гра­ждан пожилого возраста и инвалидов;

6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожило­го возраста и инвалидов.

В целом социально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержку граждан пожилого возраста и инвали­дов.