Современная наука о происхождении человека - противоречит ли она библейским повествованиям? Наука о происхождении человека Современная наука о происхождении и эволюции человека

На вопрос Версия происхождения человека? заданный автором Премудрость лучший ответ это ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека. В XX веке раскопки позволили обнаружить остатки ископаемых обезьян, живших примерно от 20 до 12 млн. лет назад. К ним относятся проконсулы (обнаруженные в Восточной Африке) , ориопитек (находка скелета в 1958 г. в Италии) , рамапитек (30-е годы XX века в Индии) , сивапитеки и др. , которые уже по многим признакам обнаруживают сходство с человеком.
В настоящее время большинство специалистов считает, что ближайшим предшественником человека являются австралопитеки - прямоходящие млекопитающие. Их костные остатки, возраст которых составляет от 5 до 2,5 млн. лет, впервые были обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. К настоящему времени обнаружены костные остатки около 400 особей австралопитековых.
Австралопитеки были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.
В современной антропологии наиболее распространенной является точка зрения, по которой "эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 млн. лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был по существу "шимпанзеподобен"... В качестве "модельного предка" человеческой и шимпанзоидной линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе - бонобо - .из джунглей Экваториальной Африки" (Хрисанова Е. Н. , Перевозчиков И. В. Антропология, М. : 1991, стр. 37-38).
В 1891 г. голландский исследователь Эжен Дюбуа на о. Ява впервые нашел окаменелости древнейшего человека - первого питекантропа, или человека прямоходящего. Уже в нашем веке на Яве найдены еще несколько питекантропов, в Китае - близкие к ним синантропы и т. д. Все они представляют собой различные географические варианты человека прямоходящего, существовавшего приблизительно 0,5-2 млн. лет назад. Наряду с добыванием растительной пищи у питекантропов большую роль играла охота. Они умели пользоваться огнем, сохраняли его от поколения к поколению.
В 60-70-е годы нашего века в Африке были обнаружены остатки древнейших людей и самые примитивные орудия труда из гальки. Этот древнейший предок человека получил название человека умелого.
Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6-3,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет, медленно эволюционировал, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим.
Древнейших людей - питекантропов - сменили древние люди, которых называют неандертальцами (по месту первой находки в долине реки Неандр, Германия). Их скелетные остатки открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования - 200-35 тысяч лет назад. Они могли не только поддерживать, но и добывать огонь. Шло развитие речи. С помощью изготовленных орудий древние люди охотились на животных, сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища. У неандертальцев впервые встречаются захоронения.
В гроте Кроманьон во Франции было обнаружено сразу несколько ископаемых людей современного типа. По месту находки их называют кроманьонцами. Самые ранние их костные остатки датируются в 40 тысяч лет. Разнообразие типов орудий из камня и кости говорит о сложной трудовой деятельности. Человек уже умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. На стенах пещер обнаружены мастерские рисунки.
Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.
Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.
Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.
Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке.

Ответ от Мила [гуру]
Так было всегда!!


Ответ от Невролог [гуру]
Ну и запросы у Вас, сказала база данных и зависла!
Упс! :((((((((((((((
Минус за дело поставил. Не раскрыта тема сисек!


Ответ от Особняк [активный]
Самая распростаненная версия - это теория эволюции Дарвина, что человек произошел от обезьяны. Но она вряд ли верна, потому что не было найдено ни одной переходной формы которые должны были бы остаться в процессеэволюции, а найденые останки принадлежали к разным классам животных, а потом бац и не стого не с сего появляллся новый вид. Люди и весь наш мир - чей то эксперемент (без шуток) само так произойти не могло

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы.

1)Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина«Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка.Д ругой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.

2)По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.

Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.



Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека. Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.

Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.

Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение.

Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.

Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

1.Как называется процесс происхождения человека от животного?

2.В каких научных работах идет речь о антропогенезе, кто их авторы?

3.Нарисуйте в тетради цепочку происхождения человека по современной теории.

4.Что (какие факторы) повлияли на эволюцию человека, запишите в тетрадях.

- предмет изучения как наук о природе (естествознания), так и наук о духе (гуманитарного и социального познания). Между естественными и гуманитарными науками ведется непрерывный диалог по проблеме человека, обмен информацией, теоретическими моделями, методами и т.п.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Следует учитывать также, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные.

С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в изучении человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Таким образом, можно определенно утверждать, что проблема человека имеет междисциплинарный характер, а современный естественнонаучный взгляд на человека представляет собой комплексное знание, получаемое в рамках различных дисциплин. Целостный взгляд на человека, его сущность и природу невозможен также без привлечения данных гуманитарного и социального познания и философии.

Возникновение научной антропологии. Теория происхождения человека от антропоидных обезьян

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека. Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза.

Первоначальное представление о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях. Позднее появились различные версии религиозного взгляда на происхождение человека.

Так, например, в христианстве считается, что первый человек Адам был создан Богом из праха, а первая женщина Ева — из ребра Адама. Независимо от конкретной версии сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные вопросы, сопровождающие и составляющие творческий, божественный акт, есть тайна.

Однако уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. Но античные представления о происхождении человека имели умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обобщения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов.

Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвиным теории эволюции.

Немецкий биолог Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (обезьяночеловек). Он же высказал предположение, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку. Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к прямохождению. Их останки найдены в Индии.

В 1960 г. английский археолог Л. Лики нашел в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн лет. Объем мозга составлял 670 см 3 . В этих же слоях были найдены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов. Позднее в Кении были обнаружены останки существ того же типа возрастом 5,5 млн лет.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразной обезьяны. Именно тогда разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Современные данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки — 66%. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. Однако исследование морфологических признаков свидетельствует о том, что больше всего сходства у человека с гориллой — 385. Далее идет шимпанзе — 369, орангутанг — 359 и гиббон — 117.

Человекообразные обезьяны более сходны с человеком, чем с низшими обезьянами, однако, поскольку предки у низших и высших обезьян были общие, между ними все же обнаруживается сходство, тогда как при сравнении низших обезьян с человеком сходство отсутствует.

Что было причиной появления человека в конкретном месте? В Восточной Африке отмечены выходы урановых пород и зафиксирована повышенная радиация, что, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами.

Возникший вид, физически более слабый, чем окружающие, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни. Все это способствовало возникновению разума — мощного инструмента слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» («южная обезьяна») относят к австралопитекам, останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но, по-видимому, этого было достаточно для создания орудий труда.

В 1891 г. на острове Ява были обнаружены останки питекантропа, предсказанного Геккелем. Существа, жившие 0,5 млн лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см 3 . Они уже применяли ножи, сверла, ручные рубила.

В 1920-е годы в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не обладал речью.

В 1856 г. в Германии обнаружены останки существа, жившего 150-40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, сравнимый с мозгом современного человека, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку. Неандерталец жил в пещерах, охотился на мамонтов. Умерших сородичей неандертальцы хоронили, что было отмечено впервые.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа (названного кроманьонец), близкого по облику и объему черепа (до 1600 см ") к современному человеку, имеющему рост 180 см. Возраст его определен — от 40 до 15 тыс. лет. Это — человек разумный. В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки — светлая кожа у белых и т.п.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «человек умелый» (австралопитек), «человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «человек неандертальский», «человек разумный» (кроманьонец).

После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

Антропологи начала XXI в. утверждают, что человек современного типа возник более 100 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иофета.

В соответствии с этой версией, питекантроп, синантроп и неандерталец — не предки современного человека, а различные группы гоминид (человекообразных существ), вытесненных «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу этой гипотезы свидетельствуют генетические исследования, однако они признаются ненадежными некоторыми антропологами и палеонтологами.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человека утверждает, что только архаичные люди возникли в Восточной Африке, а современные — возникли там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн лет назад. Эта гипотеза основывается на пачеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, жившими в тех же местах.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна, и промежуточные виды до сих пор в полном объеме не известны. Невозможно обнаружить ту точку, в которой биогенез сменился антропогенезом, долгое время биологические и социальные факторы действовали параллельно. Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антропогенеза остается все еше неполной, многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогенеза не имел линейного характера.

Эволюция не только человека, но и всего живого осуществляется путем постепенного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна линия приводит, в конце концов, к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы.

Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

Гипотеза происхождения людей от проточеловека (Homo pre-Sapiens)

Десять вопросов без ответа

Теория происхождения людей от человекообразных обезьян в естествознании в целом считается установленной. Однако например, осмотрительный Ч. Дарвин не употреблял формулировки «человек произошел от обезьяны». В его книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) этой формулировки нет. Даже спустя 12 лет в специальной работе «Происхождение человека и половой отбор » он пишет лишь об эволюции вообще, совершенно не касаясь «промежуточного звена».

О происхождении человека от обезьяны заявили в 1863 г. дарвинисты Фохт, Гексли и Геккель. Именно Геккель говорил о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного Линнеем «человека троглодитового», названного Геккелем «обезьяночеловек, лишенный речи».

Вместе с тем такой подход к истории возникновения человека вызывал и продолжает вызывать множество вопросов, остающихся и до настоящего времени без ответа. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, и слабые руки явно не приспособлены для быстрого лазания и скачков по деревьям.

Следы двух стоп в окаменевшем вулканическом пепле (Танзании), датируемые 3,5 млн лет назад, доказывают, что выпрямленное двуногое хождение на миллионы лет предшествовало труду. Труд привел к совершенствованию прямохождения, но прямохождение — предпосылка для освобождения передних конечностей для труда. Почему обезьяньи предки, спустившись с деревьев, выбрали столь странный способ передвижения, хотя четвероногий ход более легок, быстр и используется всеми нынешними обезьянами?

Почему так укоротились и ослабели передние конечности людей, хотя сильные руки дают явные преимущества в охоте и труде, особенно с примитивными орудиями?

Почему не перешли к труду живущие шимпанзе или вымершие австралопитековые, хотя они миллионы лет были полу прямоходящими, употребляли мясо и часто использовали палки и кости? Следовательно, не труд создал человека (как полагал Энгельс), а труд и речь.

Если предки человека были охотниками (известная картина «Охота древних "людей" на мамонта») и питались мясом, то почему их челюсти и зубы были слабы для сырого мяса, а кишечник относительно тела почти вдвое длиннее, чем у плотоядных животных? Причем челюсти уменьшены у самых ранних прямоходящих животных (пре- зинджантропов), хотя они не знали огня и размягчать на нем пищу не могли. Чем же тогда питались предки человека?

Почему у человека исчез шерстный покров на теле? Хотя ночи в Юго-Восточной Африке весьма прохладные и все, живущие там обезьяны, сохраняют шерсть.

Как животные, предки людей, при медлительности передвижения и отсутствия орудий, кроме жалких палок и камней, спасались от хищников?

Почему разумные люди в массовом порядке (войны) убивают друг друга?

Почему человек расселился по всей Земле?

Столь многочисленные тайны в реконструкции исходной формы человека свидетельствуют о том, что в современной теории антропогенеза есть какой-то крупный пробел.

На все перечисленные и многие другие вопросы о происхождении человека дала убедительные ответы гипотеза, выдвинутая в 1970-е годы советским исследователем, профессором Б.Ф. Поршневым.

Кто мы?

Тридцать пять миллионов лет назад от древних насекомоядных млекопитающих обособилась группа первичных животных (рис. 1), от которой между десятью и семью миллионами лет назад образовался предковый ствол африканских человекообразных обезьян (гиббон, горилла).

Между семью и шестью миллионами лет назад общий с африканскими человекообразными обезьянами предковый ствол разделился на две части: гоминоидную линию (семейство троглодитидов) и понгидную линию (высшие древние антропоидные обезьяны: бонобо, шимпанзе).

Прямоходящие, двуногие, двурукие, но бессловесные троглодитиды были еще не люди, но уже и не обезьяны.

Если непредвзято поставить вопрос об отличительных признаках человека, данных опытом истории, и которые не могут быть распространены на животных, то таких признаков оказывается только два.

  • Люди — единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление.
  • Люди — единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление — его деабсурдизация.

Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенноправильно — дает картину нервного срыва, сконструировать абсурд его нервная система не способна.

Рис. 1. Вариант схемы процесса антропогенеза: А — гоминидная линия; Б — гоминоидная линия; В — понгидная линия; Г — предковый ствол африканских обезьян; 1 — ископаемый гиббон; 2 — древняя горилла

В семействе троглодитидов отчетливо выделяются три рода: австралопитеки, археоантропы и палеоантропы (см. рис. 1). Низшая форма, австралопитеки, по объему и строению мозга, по морфологии головы, — весьма похожа на антропных обезьян, но радикально отличается от них прямохождением.

Высшая форма прямоходящих палеоантропов, по строению тела, черепа, мозга — в высшей степени похожа на человека.

Троглодитиды, начиная с австралопитековых и кончая палеоантроповыми, умели лишь находить и осваивать кости и трупы умерших и убитых хищниками животных. Но и это было для них весьма сложной задачей. Ни зубы, ни ногти, как жевательные мышцы и пищеварительный аппарат, не были приспособлены к подобному «трудовому занятию». Овладеть же костным и головным мозгом и пробить толстые кожные покровы помог им лишь навык, восходящий к инстинкту разбивания камнями орехов, моллюсков, рептилий, проявляющийся повсеместно в филогенезе обезьян. Это была чисто биологическая адаптация к принципиально новому способу питания — некрофагии.

Троглодитиды не только не убивали крупных животных, но и имели жесткий инстинкт ни в коем случае не убивать, иначе разрушилась бы их хрупкая биологическая ниша в биоценозе.

Прямоходящие высшие приматы-разбиватели одновременно должны были оказаться и носильщиками, поскольку им приходилось или нести камни к местонахождению мясной пиши, или нести пишу к камням. Поэтому троглодитиды и были прямоходящими: верхние конечности должны были быть освобождены от функции раскачивания (на деревьях) для выполнения функции ношения. Так что «орудия труда» в нижнем и среднем палеолите были средствами разделки останков крупных животных и абсолютно ничем более. В этом процессе выделяются три больших этапа.

Первый этап — на уровне австралопитеков. Время богатейшей фауны хищников-убийц. И австралопитеки, видимо, использовали тогда даже не обильные запасы мяса, оставляемые могучими хищниками, а только костный и головной мозг, для чего только требовалось лишь расчленить и разбить кости. Для этого достаточно было использовать обычные камни, поэтому-то ископаемые австралопитеки и не оставили «орудий своего труда», им этого умения пока еще не требовалось.

Костный мозг травоядных составляет величину порядка 5% их массы, так что у того же умершего древнего слона этого высокопитательного вещества было 200-300 кг, плюс столько же весил головной мозг. Претендентов на эту богатую протеином пищу практически не было, за исключением грызунов и насекомых.

Во втором этапе проявился глубокий кризис хищной фауны, отмеченный полным вымиранием хищников-убийц. Следовательно, и австралопитеки то же были обречены на вымирание. Лишь одна ветвь триглодитид пережила кризис и дала совершенно обновленную картину экологии и морфологии — археоантропы. Роль собирателей и аккумуляторов относительно свежих трупов сыграли широко разветвленные течения рек. Все достоверно локализованные нижнепалеолитические стоянки расположены у изгибов рек, у древних отмелей и перекатов и т.п., — природных ловушек для плывущих и волочащихся по дну туш. Задачей археоантропов было пробивать их шкуры и рассекать связки камнями в форме рубил (рис. 2).

Рис. 2. «Орудия труда» археоантропов

Таким образом, на этом этапе развилось поедание не только мозга, но уже и мяса, вероятно, в соперничестве с пернатыми хищниками-стервятниками.

Третий этап характеризуется наступлением кризиса в связи с разрастанием фауны так называемых пещерных хищников (пещерные львы, медведи). На долю рек стала приходиться малая часть общей массы умирающих травоядных животных. Род археоантропов был обречен тем самым на затухание. И снова лишь одна ветвь вышла из кризиса морфологически и экологически обновленной — палеоантропы (троглодиты). Их источники мясной пищи уже нельзя описать однозначно. Их камни все более приспособлены для резания и разделки мяса животных и рыб, поврежденных хищниками, хотя их по- прежнему привлекает извлечение мозга. Этот род уже способен расселяться в поисках пищи, но они по-прежнему ни на кого не охотились.

Однако и этому третьему этапу приходит конец вместе со следующим зигзагом флуктуации фауны и флоры в позднем плейстоцене.

В четвертичном периоде кайнозойской эры (плейстоцене) наступило похолодание (рис. 3), что привело к оледенению большойчасти Земли. Наступил ледниковый период с распространением льдов на значительной части даже Южного полушария. Погибли многие виды древесных растений. Шла интенсивная эволюция млекопитающих со сменой фауны и вымиранием видов. Новые формирующиеся в конце среднего плейстоцена биогеоценозы вытеснили прямоходящих плотоядных высших приматов, несмотря на всю их изощренную приспособляемость

Рис. 3. Ландшафт плейстоцена

Этим удивительным животным, так быстро развившимся и теперь обреченным на вымирание, природа оставляла лишь очень узкий выход. Он заключался в том, чтобы нарушить тот самый, до этого спасительный, принцип «не убей», который составлял глубочайшую основу, сокровенный секрет их пребывания в разнообразных формах симбиоза с животными. Первое условие их беспрепятственного доступа к остаткам мертвого мяса состояло в том, чтобы живое и даже умирающее животное их не боялось.

Решение биологического парадокса состояло в том, что инстинкт не запрещал им убивать представителей своего собственного вида, т.е. можно было использовать часть своей популяции (поедание собратьев) как самовоспроизводящийся источник корма.

Все признаки каннибализма у троглодитов, какие известны антропологии, прямо говорят о посмертном поедании черепного и костного мозга, вероятно, и всего трупа подобных себе существ. Такая тенденция все же не могла решить проблему пищи: вид, питающийся самим собой, бесперспективен. Поэтому возникло совершенно новое явление — зачаточное расщепление самого вида на почве специализации особой пассивной, поедаемой части популяции, которая, однако, затем очень активно отпочковывается в особый вид, с тем, чтобы стать, в конце концов, и особым семейством.

Таким образом, от прежнего вида сравнительно быстро и бурно откололся новый, становящийся ему экологической противоположностью.

Если палеоантропы (троглодиты) не убивали никого, кроме себе подобных, то эти другие (новый вид Homopre - Sapiens - человек формирующийся (см. рис. 1) представляли собой инверсию: по мере превращения в охотников, они не убивали именно палеоантропов. Они сначала отличались от других троглодитов только тем, что не убивали этих прочих троглодитов. Однако много позже, отделившись от троглодитов, они уже не только убивали последних, как и всяких иных животных, как «нелюдей», но и убивали подобных себе, т.е. других Homo pre - Sapiens .

Об открытии огня вообще не приходится говорить — он появился (при ударе камней) помимо воли и сознания троглодитов и причинял им большие неудобства (тление подстилки логова троглодитов). От них потребовалось «открытие» иного рода: как сделать так, чтобы огонь вообще не возникал.

В ходе борьбы с огнем обнаружились и его полезные свойства: от кострищ, огня в угольной яме, до ямы — печи и светильника.

Кроме того, пользование огнем способствовало потере троглодитидами волосяного покрова, этому столь загадочному явлению. Подобный способ терморегуляции практически уникален среди млекопитающих. Однако сочетание таких экологических факторов, как сбор костей в полуденный зной (во время отдыха настоящих хищников) и воздействие тепла кострищ (угольных ям), и привело к этому способу теплообмена, эффективному лишь в условиях солнцепека да постоянного контакта с жаром огня. Волосяной же покров на голове сохранился, вероятно, в качестве зашиты от воздействия солнечных лучей в полуденный зной (см. выше).

Куда мы идем?

Пора отбросить все те несуразицы, которыми замусорена проблема становления Homo sapiens. Научной несообразностью является взгляд, будто все особи предкового вида превратились в людей. Еше бессмысленнее думать, что они перестали рождаться на свет с тех пор, как некоторые путем эволюции стали людьми.

Что касается человека (Homo sapiens ), то он появился (см. рис. 1) всего лишь 35-40 тысяч лет тому назад. История людей — взрыв! Толчком к взрыву послужила бурная дивергенция двух видов — Trog - lodites и Homo pre - Sapiens , стремительно отодвигавшихся друг от друга до различных уровней организации материи — биологической и социальной. Только крайне напряженные экологические отношения между обоими дивергирующими видами могут объяснить столь необычную быстроту отпочкования нового, прогрессивного вида. Следовательно, перед нами продукт действия некоего особого механизма отбора, противоположного дарвиновскому, «естественному».

«Загадка человека» полностью включена в неисчерпаемо сложную тему дивергенции палеоантропов и Homo pre - Sapiens . В переводе на хронологию длина этого интервала всего лишь 15-25 тыс. лет, на нем- то и укладывается все таинство дивергенции, породившей людей.

Совершив патологический переход к хищному поведению по отношению к своему же виду, палеоантроп — агрессор — привнес в мир гоминид страх перед «ближним своим». Закрепляясь генетически, этот страх стал врожденным (и сейчас ребенок 5-7 месяцев испытывает страх при приближении незнакомого человека).

Лишь очень немногие, отбираемые палеоантропами (троглодитами) по «большелобости», могли уцелеть и попасть в число тех взрослых, потомки которых потом отпочковались от палеоантропов, образовав изолированные популяции данников этих палеоантропов. Однако в итоге они все же были уничтожены, но это сделал уже Homo pre - Sapiens . Этот ароморфоз был достаточно локальным феноменом: по данным современных генетических исследований человеческого гемоглобина выяснилось, все человечество является потомками всего лишь 600-1000 предковых мужских особей.

Есть и еще один совершенно специфический факт: расселение ранних Homo Sapiens чуть ли не по всей пригодной к обитанию территории Земли, включая Америку, Австралию, Океанию. Им не стало «тесно» в хозяйственном смысле, им, несомненно, стало тесно в смысле трудности существования с себе подобными. Они бежали и от соседства с теми популяциями Homo pre - Sapiens , которые сами не боролись с указанными факторами, а перекладывали их тяготы на часть своей и окрестных популяций.

Наконец земной шар перестал быть открытым для свободных перемещений, и его поверхность покрылась системой взаимно обособленных ячеек, пользующихся своим собственным языком (помощь непонимания) как средством защиты от чужого поведения и агрессивных устремлений. И все же это взаимное избегание было слишком запоздалым средством для того, чтобы таким образом защититься от скрещивания с троглодитами — адельфофагами (братоубийцами). Следовательно, «уйти честно» из животного мира, «не замаравшись», «человеку разумному» не удалось.

Именно видовая неоднородность делает жизнь человечества (часть которого составляют внедрившиеся троглодиты) столь нестабильной и чреватой самыми ужасными последствиями.

Хищные гоминоиды сегодня — так называемые «сильные мира сего». И их неразумное владычество привело все живое на Земле на грань гибели. Однако путь к спасению — в руках самого Человека.

Человек - это высший уровень организации материи, осознающей саму себя.Человек, как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет тому назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно является и периодом формирования человека. Чтобы выжить, наши предки должны были вырабатывать совершенные формы поведения, передвигаться на большие расстояния, осваивать новые способы добывания пищи. Им пришлось вести жесткую борьбу с млекопитающими за свое существование и за свою территорию, человек создал огонь. Прошли многие десятки, тысячи лет, пока человек овладел простейшими орудиями труда из камня, научился сооружать коллективными усилиями каменные убежища, добыл огонь. Но мозг его был вдвое меньше мозга современного человека. Ранние формы труда предшествовали становлению сознания. Оно развивается по мере совершенствования трудовой деятельности и становился подлинно человеческим лишь у Homo sapiens. Первобытный человек осознавал себя, прежде всего, как частицу целого, в составе которого он живет, стада, рода, племени. Сознание его певоначально имело стадный характер и лишь постепенно становилось индивидуальным сознанием. Развитие трудовой деят-сти требовало роста памяти, совершенствования мышления, воображения. В связи с этим происходила эволюция головного мозга и др. органов организма (форма черепа, строение руки, появление прямохождения). Для коллективной трудовой деят-сти необходимо общение ее участников. Это ведет к формированию речи. Язык возник «из процесса труда» вместе с речью. Вначале это были звуковые сигналы, которые обозначали действия и связанные с ним предметы. Усложнение звуковых комбинаций на протяжении многих поколений привело к развитию речи и языка. Т.о

гл. фактором, который обеспечил решение з-ч выживания первобытных людей - был труд. Трудовая деят-сть позволила вывести совершить переход от животного состояния к совершенно новому образу жизни (неандертальцы – кроманьонцы - Homo sapiens) . Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, а затем и вместе с ним членораздельная речь. Формирование сознания – длительный процесс, который занял жизни не одного поколения людей. Т.о.сознание человека складывается лишь в результате взаимодействия человека с др. людьми, в результате овладения опытом др. людей, формам деятельности и речи, которые закреплены в орудиях труда и в создаваемых человеком предметах, в языке.

27. Природное и социальное в человеке. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке 2-х начал: животного (биологического) и политического (социального). В противоположность этим представлениям марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия ; из признания единства человека и природы основываясь на материалистическом понимании человека, как природного существа. Уникальность положения человека в мире обусловлен а: сочетанием биологической и социальной сущности человека; предметно-практической деят-сти человека как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой. Человек – особое существо, явление природы, обладающее с одной стороны биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с др. – духовным: способностью к абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животного), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) орг-ции. Человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации, в силу воспитания, з-нов, моральных норм, социальное начало человека контролирует биологическое (природное). Решающее влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевые условия нормального развития человека, развитие в нем различных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных, В таких случаях из 2-х начал (социального и биологического), в человеке оставалось только одно – биологическое . Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к речи и даже после возвращения в общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, Т.е. то, что человек, в котором не заложены социальные навыки воспитания человеческого общества, обладающий только биологическими началом, перестает быть полноценным человеком. Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деят-сти, а также труду. Труд становится гл. условием бытия человека. Способность производить орудия труда является отличием человека от животного. Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе, а материальное пр-ство, в процессе которого, человек, воздействуя на природу, творит мир культуры, создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей и всего общества. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих сейчас человеческих индивидуумов является уникальным, единственным. Индивидуальность усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению. Человек, т.о. включен сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы .



28. Проблема смысла жизни человека в философии. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни.Осознание смысла жизни как гл. ценности носит исторический характер. Каждая эпоха оказывала влияние на определение понятия смысла жизни. Древнекитайское представление о смысле жизни - человек обязан поступать в согласии с моральным з-ном (дао) и совершать моральные качества для достижение уровня идеального ч-ка. Для этого, нужно следовать ряду принципов: человечность, гуманность, любовь к людям. Сократ считал, что человек нуждается в познании самого себя и своих дел, осознании того, что есть добро и зло, истины и заблуждения. Для него смысл жизни -в философствовании, в самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. С точки зрения религии: смысл жизни был задан Богом уже в момент создания человека. А потому человек не переделывает мир и не творит его сам. Смысл чел-ской жизни – в сохранении и очищении своей бессмертной души. Высший смысл жизни выносится за ее рамки: жизнь оказывается лишь средством для достижения потусторонней для нее цели, временным этапом на пути к загробному миру. С точки зрения материализма смысл жизни человека не есть нечто, что существует объективно вне сознания. Каждый должен самостоятельно искать для себя смысл свой жизни. «Смысл нельзя дать, его нужно найти». Смысл жизни индивидуален и у каждого индивида он свой. Смысл жизни не дается человеку помимо его воли, создается человеком благодаря его собственным усилиям. Т.о. существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых современные исследователи выделяют следующие: 1. Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни . Философия рассматривает нравственный смысл жизни человека в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. В.Соловьев: «Смысл жизни в обретении добра». 2. Смысл жизни выносится за пределы самой жизни. Данный подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, смысл существования человека на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Будучи существом общественным человек не может жить в одиночку. Его жизнь зависит о жизни др., это общая жизнь. И каждый человек несет ответственность за сохранение и улучшение этой общей жизни. Каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения высшего смысла жизни.Н.Лесков (писатель) – смысл жизни считал в служении обществу. 3. Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь. Жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Можно услышать: «Смысл жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье». Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Можно потратить деньги на чревоугодие или на благотворительность, а следствием того и др. является удовольствие. 4. Не существует смысла жизни . Отрицание смысла жизни - еще в древности афоризм царя Соломона: «Все суета» - подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден и существование человека абсурдно и бессмысленно. Но, все таки, попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли. Д.Дидро – смысл жизни в обогащении человечества знаниями. Ф. Ницше - смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно. Л.Н.Толсой – смысл жизни в любви, в стремлении к согласию и единству людей.

29. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. В философии существует 3 основных подхода к объяснению природы человеческого сознания: 1.Сознание всякого отдельного человека является порождением некого универсального «сознания вообще «– планетного, космического, божественного.

Откуда возникло сознание идеализм (Декарт ) отвечает «сознание вообще» - это субстанция которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя». 2. Сознание - неотъемлемый атрибут материи. Оно присуще всей материи в целом и любому отдельному материальному объекту, т.е все тела природы обладают сознанием, Такая точка зрения характерна для гилогизма (Фалес, Дидро ), панпсихизм (Юнг ). 3. Человеческое сознание возникает в процессе развития материи. Оно представляет собой продукт биологического и социального развития человечества в целом и каждой отдельной личности. Этот подход соответствует духу рационализм а (Декарт, Кант, Гегель). Материализма (Маркс) - сознание является высшим результатом развития материи, оно выступает как самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание существовало не всегда, о но возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Потенциальным «зародышем » сознания является свойство отражения (реакция объекта на внешнее воздействие, несущее информацию об этом воздействии), которое в процессе развития материальных систем усложнялось. Появилась более совершенная форма отражения – раздражимость. Далее с формированием нервной системы и мозга появляется более совершенная форма отражения – психика , а затем и человеческое сознание. Формирование сознания – длительный процесс, который занял жизни не одного поколения людей. Т.о. сознание человека складывается лишь в результате взаимодействия человека с др. людьми, в результате трудовой деятельности и овладением опытом др. людей. Сущность сознания можно понять лишь только в связи с материей: 1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга 2. Сознание - высшая форма отражения объективной действительности: имеет своим содержанием реальный мир, отражаемый в психических процессах 3. Сознание - продукт деят-сти человеческого мозга. 4. Сознание

Формируется у каждого отд. индивида под воздействием окружающей его действительности. 5. Сознание – есть социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры. 6. Сознание находит объективное выражение в речи, в актах поведения, в процессах и продуктах деят-сти человека. Сознание не только отражает материю, но и оказывает на не влияние. Сознание активно. Сознание человека не только отражает объективный мир, но творит его. Основные формы сознания : восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт. Предмет сознания - окружающий мир, его предметы, явления, духовный мир.

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией . Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.

Антропогенез – процесс исторического развития человека. Это отрасль науки о человеке - антропологии, изучающая эволюцию человека.

С древних времен человека интересовал вопрос о его происхождении.

1. Библия отвечает на этот вопрос так: «И сказал бог: «Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему». Основной материал, из которого был вылеплен человек была глина. Из белой глины – белый человек, из красной – красный и коричневый.

2. В древности многие народы верили, что их прародителем были животные, например американские индейцы из племени герокозов считали им болотную черепаху, индейцы Калифорнии – кайотов (степных волков), некоторые племена Восточной Африки – гиену.

3. В античные времена возникла мысль о сходстве человека и обезьяны. Ганнон – мореплаватель из Карфагена считал, что гориллы западноафриканского побережья – люди, покрытые шерстью.

4. Первый, кто объединил в один отряд приматов, человека и обезьяну, отметив у них много общих признаков, был К. Линней (XVIII в.). К. Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве.

5. Ж.- Б. Ламарк (XIX в.) сделал предположение о родстве человека и орангутанга. Он считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Он писал, что «когда-то наиболее развитое «четверорукое» перестало лазить по деревьям и приобрело привычку ходить на двух ногах, спустя несколько поколений новая привычка укрепилась, существа стали двурукими. Вследствие этого изменилась и функция челюстей. Они стали служить для пережевывания пищи. Произошли изменения в строении лица, из-за роста потребностей новая порода совершенствовала свои способности, а когда общество стало многочисленным, возникли речь и сознание. Эти идеи оказали огромное влияние на развитие научной мысли Ч. Дарвина .

6. Еще в начале своей деятельности, в 1837 – 1838 годах, Дарвин отмечал в своей записной книжке: «если дать простор нашим предположениям, то животные – наши братья по болезни, смерти, страданию, голоду, и наши рабы в самой тяжелой работе, товарищи в наших удовольствиях; все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка – нас всех можно слить вместе». Дарвин посвятил вопросу о происхождении человека две работы «Происхождение человека и половой отбор», и «О выражении эмоций у человека и животных». Ч. Дарвин собрал и обобщил огромный материал, накопленный до него наукой, и пришел к выводу, что человек, как и все другие живые существа возник в результате чрезмерно длительного и постепенного развития. Как и во всей живой природе, в этом процессе можно наблюдать изменчивость, наследственность, борьбу за существование, естественный отбор и приспособленность к условиям окружающей среды . Ч. Дарвин считал, что происхождение человека от более низших форм доказывается 1) сходством в строении тела и его функциях у человека и животных; 2) сходством некоторых признаков зародыша человека и его развития с животными; 3) наличие рудиментарных органов у человека, волосяной покров, копчик, грудные железы у мужчин, соединительная перепонка во внутреннем углу глаза).

Ч. Дарвин отмечал, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. Все эти свойства, по мнению Ч. Дарвина, человек приобрел в процессе естественного отбора. Сравнивая умственные способности человека и животных, Ч. Дарвин собрал большое количество фактов, доказывающих, что человека и животных сближают не только некоторые инстинкты, но и зачатки чувствований, любопытство, внимание, память, воображение, подражание. Он высказал предположение, что нашими предками были обезьяны, которые однако не были сходны ни с одной из ныне живущих обезьян. Прародиной человечества Ч. Дарвин считал Африку. Его поддержал Э. Геккель. Он воссоздал родословную млекопитающих. В ней есть генеалогическая линия, идущая от полуобезьян к обезьянам и далее к человеку. Геккель заявил о существовании в родословной человека – обезьяночеловека – питекантропа. Однако:

Ч. Дарвин превысил роль биологических факторов в процессе эволюции человека и недооценил влияние социального фактора на его развитие.

В теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного.

Не смог осветить влияние общественного производства на естественный отбор человека. Он не затронул роли труда в процессе антропогенеза.

Не смог показать, что на смену биологическим законам с возникновением человека пришли социальные закономерности.

7. Ф. Энгельс отчетливо сформулировал положение о том, что человека из животного мира выделило производство, именно труд коренным образом изменил природу человекоподобных, создал человека разумного. Роль естественного отбора в ходе формирования человека постепенно уменьшилась, главную роль стал играть фактор социальный. Подробно эти вопросы Энгельс рассмотрел в работе: «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней Энгельс убедительно раскрыл картину формирования человека под влиянием труда и наметил определенную последовательность в развитии существенных органов нашего тела:

1). Начальным этапом процесса выделения человека из животного мира Энгельс считает усвоение какой-то необычно развитой породой человекообразных обезьян прямой походки (прямохождение). Этим сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

2). При прямой походке освободилась рука и могла совершенствоваться в ловкости, гибкости и мастерстве. С данного времени началась ее бурная эволюция по пути все большего приспособления к трудовым операциям.

3). Приобретенные человеком навыки и свойства передавались по наследству и закреплялись в последующих поколениях. Таким образом, рука не только орган, но и продукт труда. При этом имеются в виду больше функциональные, чем анатомические изменения органа.

4). Под влиянием развития рук и их деятельности произошли изменения в организме человека. Недоразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, органы рта научились производить членораздельный звук, что привело к появлению звука и развитию речи.

5). Под влиянием труда и языка совершенствуется мозг.

6). Труд расширил кругозор людей, сплачивал их в более тесные коллективы, стало рождаться человеческое общество, резко отличающееся от стада обезьян, в первую очередь трудом и общением.

7). Огромное значение в эволюции человека имели использование огня, приручение животных, постоянное потребление мяса. Употребление этого более питательного продукта по сравнению с растительной пищей способствовало необычному сокращению процессов пищеварения, что позволило увеличить расход энергии на другие жизненно важные функции. Мозг получил больше необходимых для своего развития питательных веществ.

8). Важным следствием трудовой деятельности явилось расширение области проживания человека. Он приспособился жить в разных природных и климатических условиях.

9). С течением времени человек научился изменять природу в своих интересах. Находки ископаемых форм людей, орудий труда и предметов быта подтверждают и допускают выводы Ф. Энгельса.

Схема эволюции человека

Согласно палеонтологическим данным, от примитивной группы древних насекомоядных млекопитающих около 35 млн. лет назад обособилась группа животных, давшая впоследствии приматов.Приматы относятся к наиболее высоко организованным млекопитающим и обладают рядом антропоидных черт: значительно развит головной мозг, глазницы направлены вверх, конечности хватательного типа, на всех пальцах развиты ногти, одна пара сосков и др. От приматов в палеогене кайнозойской эры отделилась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян – парапитеков – небольшие животные, ведущие древесный образ жизни, питающиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. 17-18 млн. лет тому назад парапитеки дали начало гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви (8 млн. лет назад) древесных обезьян – дриопитекам. У последних за более чем 10 млн. лет обитания в тропических лесах сформировались передние конечности, приспособленные к лазанию по деревьям и добыванию пищи, большой головной мозг с высоким развитием двигательных отделов, бинокулярное зрение и др.

В связи с похолоданием климата и вытеснением тропических и субтропических лесов к югу в конце палеогена сформировались обширные открытые пространства с растительностью саванного типа. Популяции дриопитеков расселились по разным местообитаниям: предковые формы современных человекообразных обезьян – в дождевые тропические леса, где они передвигались, главным образом, цепляясь руками за ветки и раскачиваясь. От них образовались два вида: горилла и шимпанзе. Другие были вынуждены приспосабливаться к жизни на открытых пространствах, они были вынуждены встать на нижние конечности, видимо, чтобы лучше обозревать местность. Прямохождение закрепилось под давлением естественного отбора и сыграло огромную роль в эволюции антропоидов, так как оно освободило передние конечности, что позволило им использовать их для добывания пищи, ухода за детенышами и выполнения различных других функций хватательного типа. Освободившиеся от функции передвижения верхние конечности, наряду с развитым головным мозгом, органами чувств и стадным образом жизни явились необходимыми адаптациями к развитию в последующем трудовой деятельности. Таким образом, в палеогене линия людей (семейство гоминиды – прямоходящие приматы) отделилась от линии, ведущей к современным человекообразным обезьянам (рис. 59).

Рис. 59. Генеалогическое древо человека.

1 - плезиадацис, 2 - дриопитек африканский, 3 - рамапитек, 4 - австралопитек,

5 - австралопитек войсен, 6-7 - Homo erectus, 8 - неандерталец, 9 - Homo sapiens,

10 - современный человек.

Приматы

Первые представители отряда приматов появились на Земле более 70 млн лет назад. Среди ныне живущих приматов насчитывается примерно 210 видов. Они разделяются на два подотряда - подотряд полуобезьян, низших приматов и подотряд высших приматов. К низшим приматам относятся в основном мелкие животные (самые крупные из них достигают размеров собаки): тупайя, банканский долгопят, лепилемур и др. (длина около 10 см, масса 40 - 60 г). Подотряд высших приматов наряду с человеком включает всех обезьян, разделяющихся на широконосых обезьян (все они - низшие обезьяны: игрунки, тамарины, капуцины, ревуны и др.) и узконосых обезьян (мартышкообразные низшие обезьяны, высшие обезьяны и человек). Высшие, человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе и др.) и человек образуют особое надсемейство. В отличие от всех других млекопитающих зрение у приматов объемное, стереоскопическое, цветовое (различают 2 - 3 цвета).

В процессе эволюции приматов уменьшилась острота восприятия высокочастотных звуков и обоняния. Высокое качество зрения при развитой передней конечности (у высших приматов ее можно называть рукой), недоступная другим животным взаимосвязь глаз - рука создали приматам исключительные возможности для сложных форм поведения. Большинство приматов живут стадами (но не все, гиббоны, например, живут парами). Стадный образ жизни помогает защищаться от врагов, способствует взаимному обмену навыками, воспитанию молодняка. Ценным является очень развитая у приматов способность к подражанию, наблюдается (особенно в группах низших обезьян, например, мартышек) взаимопомощь и сотрудничество. В пределах общего стада формируются группы на основе родственных и приятельских связей. Кроме обезьян, такое не свойственно другим видам животных. Существуют стада обезьян и с одним взрослым самцом, и с несколькими. Встречается господство в группах и самок.

Гамадрилы (разновидность павианов, относящихся к низшим обезьянам) используют почти 20 различных звуковых сигналов, подсчитано, что они пользуются семью типами взглядов и десятью жестами. Летом 1977 г. в Институте экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР сотрудники стали свидетелями того, как огромный самец-павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему тампоном кровь после укола, взял вату и сам сделал это.

Для всех человекообразных обезьян вместе с человеком характерны округлая голова с выступающим лицевым отделом, крупный высокоразвитый мозг, богатая мимика, длинные и развитые передние конечности (руки) с ногтями, сходное число позвонков (29 - 36) и ребер (12 - 24), хождение на двух ногах. Несколько отличается гиббон, у которого и мозг поменьше (объем всего 100 - 150 см 3), и механизм передвижения более древний. У всех антропоидов отсутствуют хвост и защечные мешки, у многих нет седалищных мозолей. Самые крупные антропоиды - гориллы (рост до 2 м, масса до 300 кг, мозг 400-600 см 3). Шимпанзе (рост до 150 см, масса до 80 кг, обычно же 45 - 60 кг) представляют собой наиболее близкий человеку род. Они питаются растениями, но замечены и в хищничестве и даже каннибализме. Заметим, что и в становлении человека охота и потребление мяса сыграли огромную роль.