Четыре этапа развития человека. Четвертая стадия развития личности Этапы развития личности по возрасту

1. Скорость обработки информации

Что это: то, как быстро ты воспринимаешь новую информацию и реагируешь на нее. Фактически, это скорость реакции.

Когда достигает пика: до 20 лет.

Почему это важно: чем выше скорость обработки информации, тем быстрее ты решаешь задачи. У молодых может быть преимущество, поскольку они все могут делать быстрее, от восприятия зрительной информации до скорости движений (например, печатания ответа на вопрос). Но помни: быстрое решение не всегда правильное. «Здорово уметь бегать быстро, но лучше бы знать, куда бежать», - говорит один из авторов вышеупомянутого исследования Джошуа Хартшорн. В возрасте 20 лет способность перерабатывать жизненный опыт и принимать решение исходя из него еще очень далека от совершенства.

Как это совершенствовать: тренировки могут повысить скорость твоей реакции, по крайней мере временно. Американские ученые обнаружили, что после всего получаса аэробных упражнений, количество ошибок в тестах на когнитивные способности падает, а скорость их выполнения растет.

2. Рабочая память

Что это: способность держать в уме разрозненные отрывки информации в течение короткого времени и восстанавливать их при необходимости.

Когда достигает пика: от 25 до 34 лет.

Почему это важно: ты используешь рабочую память для решения краткосрочных задач, например, запоминания списка необходимых покупок в аптеке или решения математической задачки в уме.

Как это совершенствовать: можешь играть в Call of Duty без зазрения совести. Как обнаружили американские ученые, студенты, игравшие в видеоигры час в день в течение месяца, улучшали показатели своей рабочей памяти. Скорее всего, это связано с необходимостью держать в ней большие объемы информации в ходе быстро сменяющих друг друга эпизодов игр.

3. Социальное познание

Что это: твоя способность воспринимать, интерпретировать и правильно реагировать на социальную информацию, такую как язык тела или выражение лица.

Когда достигает пика: от 40 до 49 лет.

Почему это важно: эта способность требуется, чтобы понимать поведение других людей - и извлекать из этого свою выгоду. Например, чтобы не лезть к начальнику за оценкой твоей деятельности, когда он чем-то недоволен. Или отзеркаливать позы собеседника, чтобы расположить его к себе.

Как это совершенствовать: расслабься. Объятия, прогулки за руку, поцелуи и секс стимулируют выработку гормона окситоцина, который повышает твою способность к социальному познанию. Если хочешь быстрых результатов, купи книжки, рассказывающие о языке тела и технологиях НЛП.

4. Словарный запас

Что это: твоя способность запоминать значение новых слов.

Когда достигает пика: от 65 до 74 лет.

Почему это важно: чем шире словарный запас, тем эффективнее коммуникация и лучше понимание мира вокруг. А значит ты сможешь яснее выражать свои чувства, и тебе будет проще разобраться в технических терминах на работе.

Как это совершенствовать: еще недавно пик этой способности приходился на возраст от 40 до 49 лет, и это позволяет ученым предполагать, что прогресс способствует ее развитию. «Многое в нашей культуре заставляет нас думать больше. Сюжеты кинофильмов, телесериалов и книг становятся все более сложными», - говорит Хартшорн. Другими словами, чем больше ты сталкиваешься с тем, что заставляет тебя задуматься, тем больше новых слов ты узнаешь. Так что можешь смело засматриваться «Игрой престолов» и опустошать полки книжных магазинов.

Человек на протяжении жизни получает опыт, проходит свой путь, заложенный душой. Но не каждый из людей выбирает для себя духовное развитие.

Эта статья о 4 этапах развития, которые в принципе, не имеют отношения у духовному росту. Это путь человека. Большинство останавливаются на втором этапе, а кто-то идет дальше.

Понимание этого процесса поможет вам посмотреть на себя со стороны и осознать, в какой точке пути вы сейчас находитесь.

Этап 1. Появление проблемы

К сожалению, люди чаще всего учатся не на положительном опыте, а на отрицательном. И точкой роста выступает психологическая, иногда и физическая, травма, серьезная проблема, мимо которой не пройти.

Шаг к СЕБЕ. Вызов каждый день

Не знаете, как научиться Любить Себя?

Получите 14 упражнений, которые помогут вам принять себя и вашу жизнь во всей ее полноте!

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с

Возникновение проблемы — это первый этап развития человека.

Это может быть сильная обида, предательство, разочарование, даже физическое насилие. Иногда таких травмирующих событий может быть несколько, где последняя из них окажется той самой точкой, где начнется развитие.

Этап 2. Попытка исцеления травмы

На втором этапе человек пытается исцелить эту травму , но исцелить не в прямом смысле.

Если говорить о людях 3D, обывателях, тех, кто нас окружает, в чем заключается эта попытка. Они в других людях видят такую же проблему, как у них.

И чтобы почувствовать себя лучше, пытаются помочь другим исцелить это.

Ключевой момент заключается в том, что это попытка исцеления травмы. Здесь нет настоящего исцеления, когда свободно двигаешься дальше.

И делается это с помощью того, что другим людям оказывается помощь высветить, продемонстрировать свою собственную травму.

На этом этапе пытаться просветить людей, показать им что-то — совершенно невозможно. Именно поэтому нам так сложно бывает с близкими и друзьями.

Почему говорят: «без запроса не лезьте», потому что люди эту травму не видят, не осознают. Где-то в глубине души они понимают, что она есть. И таким вот искаженным образом пытаются ее трансформировать. Совершенно не понимая сути.

Вы узнаете, почему доброе дело приводит к печальным последствиям, почему, помогая другим, вы портите свою жизнь.

Наверняка вы встречали таких людей? А может, сами такие. Когда вы не понимаете, что это ваша проблема.

Но вы видите ее в окружающих людях и даете советы, что нужно сделать, куда сходить, какую практику, методику применить. Потому что раненая часть вас взывает.

Вы ее не слышите на этом этапе, и вы предлагаете другим людям решение именно этой проблемы.

Кстати, многие тренера работают на этом уровне. У самих внутри есть глубокая проблема, и они с помощью других людей не исцеляют ее, а помогают себе почувствовать себя комфортнее.

И здесь работает Закон Притяжения. Я притягиваю к себе таких людей, которые демонстрируют мне мой теневой аспект, мою внутреннюю травму.

Если вы работаете с людьми на этом этапе, не стоит лезть к ним в душу, пытаться их разубедить в чем-то. Потому так вы спровоцируете агрессию против себя.

И ваши советы обернутся против вас. Только потому, что изначально сам подход неверный. Вы не видите, не осознаете эту проблему. Вы пытаетесь ее решить, точнее, облегчить с помощью других людей.

Этап 3. Погружение внутрь себя

Следующий этап — человек начинает возвращаться к себе .

Его фокус с внешнего, внешних проблем, других людей переходит внутрь себя.

Иногда переход на этот этап сопровождается какой-то трагедией: кто-то попадает на больничную койку, кто-то остается без работы, без любимого человека.

У некоторых этот момент возвращения к себе наступает без катастрофических сопутствующих ситуаций.

И тут возникают вопросы: «Кто я?», «Куда иду?», «Зачем?». Вы еще не знаете, что делать, но понимаете, что нужно ответ искать не во внешнем мире, а
внутри себя.

Это ключевой момент, с которого в принципе начинается духовное пробуждение . Пока человек не дошел до этого момента, пытаться кого-то «обратить в свою веру», раскрыть глаза — бесполезно. Потому что в ответ будет только агрессия.

И когда человек уже начал возвращаться к себе, заглядывать внутрь себя, он понимает, что внешний мир — отражение внутреннего .

Если внешний мир отражает, то, скорее всего, внутри меня есть что-то, на что стоит обратить внимание. Я еще не понимаю, что, но я знаю, что-то там есть. И я открываюсь любой возможности изменить свою жизнь, что-то в ней трансформировать.

В этой статье вы найдете техники для расширения сознания , которые вы сможете ввести в свою ежедневную практику.

Этап 4. Духовное пробуждение

И так человек переходит на следующий этап — духовное пробуждение. Потому что в этот момент появляется открытость.

Желание открыто посмотреть и не исправить что-то, отфиксить в себе, нет. А именно – раскрыться, по-новому взглянуть и расшириться. Расшириться за пределы травмы. Расшириться за пределы проблемы. Выйти на нечто более глобальное.

Этот этап с точностью повторяет второй, когда вы пытаетесь исцелить. Но в данном случае вы пытаетесь исцелить не за счет внешнего мира.

А совершаете прямые шаги, которые ведут вас к настоящему исцелению . Когда вы выкорчевываете проблему, убираете корешки, исцеляете эту часть вас, и двигаетесь дальше.

Что означает смирение с духовной точки зрения.

Набрались смелости, либо их к этому подтолкнули, заглянуть внутрь себя. И это понимание снимает многие конфликты в семье: с родными, родителями, детьми.

Потому что когда держишь в голове эту классификацию, есть осознание того, как это происходит.

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности - одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию - развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд ("Оральная стадия"). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру - доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: "доверие-недоверие".

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует "Анальной стадии" по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия - ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности "Я сам", важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют "Возраст игры", по Фрейду - "Фаллическая стадия", период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий - игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: "Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер - Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду - "Латентный период". Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: "Я то, чему могу научиться". Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация - принадлежность к неформальным группам и более того - наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство - любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя - "Блажен, кто смолоду был молод…" (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает "кризис среднего возраста", появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость - это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни - так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности - этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру - в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают "человека" лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

2. Уровень обывателя

Второй уровень - уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа - потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, - начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому "балуют" себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом - причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности - уровень "начальника". При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения - желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня - очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода - это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа - духовное совершенствование, саморазвитие.

4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом "блаженного". Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства - ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации - это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

5. Этап мудреца

Следующий период называют "этап мудреца". Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период - преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение - "мудрый не по годам".

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление - это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее - всего лишь иллюзия. Проявления - успокоение, созерцание жизни, "всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно". Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь - это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни - они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, - используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Экология жизни. Психология: Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!»...

Это печально, но развод давно стал нормой

Жизнь в семье делится на две большие области: детско-родительская и супружеская. Существует популярное мнение, что дети - это на всю жизнь, а мужа/жену можно и поменять. Отчасти это действительно так, супруга мы выбираем. Дети рождаются у папы и мамы. Тем не менее, дети вырастают и уходят в свою жизнь, а супруг остается, и с ним приходится как-то жить.

Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!». Мне кажется, если бы многие пары прежде, чем решиться на развод, обратились к психологу, то расставание можно было предотвратить.

В отношениях кроме приятных бонусов оба неизбежно сталкиваются с трудностями. По той причине, что каждая пара проходит обязательные стадии развития отношений.

Обычно супруги самостоятельно справляются с конфликтами и двигаются дальше. Бывает, что застревают на определенном этапе. Личная и семейная терапия помогает преодолеть этот барьер.

Итак, стадии развития отношений в паре. Мои личные наблюдения и краткое изложение книги Пирсона Питера, Бэйдер Эллин «В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар».

Нулевая стадия. Начало. Поиск и выбор партнера

Формально пары еще нет, но просыпается желание: «Хочу влюбиться», «Пора замуж». Способ для знакомства может быть любой. Все зависит от цели. Вызывают интерес и притяжение те, кто соответствует нашим явным или скрытым ожиданиям. Хорошо бы заранее выяснить: Для чего нужны отношения? Какой нужен партнер?

В момент обоюдного выбора: «Это Он! Это Она!» рождается пара.

Трудности: есть желание отношений, но подходящих кандидатур не видно на горизонте. Возможно, прежние отношения не завершены или есть чувства к тому, кто сейчас не доступен. Формула «клин клином вышибают» в отношениях лишь накапливает разочарования. Вполне естественно сначала отгоревать свою потерю.

Первая стадия. Слияние. Создание крепкого фундамента отношений

Мы как единое целое. Период романтической влюбленности. Мощное движение навстречу позволяет идти на сближение. Два незнакомых человека ощущают сильное эмоциональное родство. Совпадения, схожесть партнеров лелеется, а вот различия, наоборот, игнорируются. «Как ты, так и я». Тесная связь помогает создать прочные отношения. Воспоминания о том, как начинались отношения, спасают пару от разрыва в трудные времена.

Вместе сложно, но и без тебя не могу. Конфликтные, эмоциональные отношения, которые в сериалах преподносят как эталон большой и страстной любви, на практике являются зависимыми и враждебными. Регулярно кипят бурные страсти. Спокойные и доверительные отношения для такой пары кажутся пресными. Поведение обоих по-детски эгоистичное. «Я тебя люблю, и теперь ты мне должен». Партнеры манипулируют, обижаются, угрожают расставанием, стремясь получить внимание любой ценой. При этом все равно остаются вместе.

В норме стадия слияния длится до года. За это время пара достаточно напитывается взаимными чувствами, зарождается чувство глубокой привязанности.

Ожидание, что влюбленность и страсть должна длиться вечно, приводит:

Либо к сглаживанию конфликтов, за счет уменьшения различий, замалчивания важных потребностей из страха остаться в одиночестве;

Либо к смене партнера, если накал чувств угасает.

Вторая стадия. Дифференциация. Столкновение с реальностью

Не предавай меня. Один уже начал замечать различия, от чего испытывает разочарование. Второй чувствует настроение супруга, цепляется за иллюзии первой влюбленности, боится потерять любимого человека. Оба испытывают много напряжения и боли.

Эта стадия необходима, она учит замечать живого человека. Приходится признать, что он все-таки другой. Нужно много терпения к партнеру, который «застрял» в слиянии. Помочь ему освободиться от иллюзии, поощряя различия. Для того, чтобы уменьшить зависимость и тревогу выделяйте определенное время для воспоминаний истории знакомства, почему выбрали друг друга, что ожидаете от отношений.

Я изменюсь, если изменишься ты. Непростой период в отношениях начинается, когда оба заметили различия в желаниях. Высокий риск все разрушить и начать опять с нуля. Накопилось недовольство и раздражение. Конфликты вспыхивают постоянно. Для пары не столь важен предмет спора, сколько сама возможность отстаивать свое мнение. С трудом идут на уступки, потому что воспринимают их как сдачу позиций.

На этой стадии важно понять чего хочу я, чего хочет партнер. Что мы можем сделать, чтобы нам обоим было хорошо. Вспоминать, что помогало договариваться раньше. Обсуждать планы на будущее. Направлять внимание на то, каких целей хотим достичь мы вместе как пара и по отдельности. Освоение уроков этой стадии ведет к реализации вне семьи и формированию крепкой привязанности.

Третья стадия. Обучение. Творческое самовыражение

Не оставляй меня/ Оставь меня в покое. Один из супругов все еще остается в слиянии. Он чувствует, что любимый человек его бросает, теряет к нему интерес. С трудом переносит разлуку, ждет от партнера постоянного присутствия, пытается удержать рядом. Второй уже перешел на стадию обучения. На первое место выступает самореализация, развитие собственной личности. Большая часть его интересов вне семьи. Он чувствует, что его сковывают, душат и с раздражением отстаивает свободу поступать так, как хочет.

Попробуйте вспомнить подростковый возраст и найти параллели в том, как удалось уйти из родительской семьи и что происходит сейчас. Цели и интересы у супругов могут быть разные. Необходимо помочь партнеру в слиянии найти занятия для себя, а обучающемуся партнеру признать важность времени, проведенного вместе.

Важные задачи на этом этапе:

Договориться, в какой области есть полная свобода действий;

Выбрать время для общения друг с другом.

Хочу быть самим собой. Супруги заняты каждый своим делом, а семейные отношения кажутся второстепенными. Эмоции и привязанность воспринимается как угроза развитию. Каждый отстаивает свою точку зрения, перестает слышать доводы второй стороны. Они точно знают, чего хотят добиться. Но обычно они находятся на разных полюсах. В таких условиях совместить желания как будто невозможно.

Чтобы облегчит отношения, необходимо выстраивать приоритеты желаний, научиться идти навстречу друг другу. Искать баланс между личным развитием и отношениями в паре. Активное накопление знаний, умений и возможностей. Выходом может быть создание совместных проектов, где каждый сможет вносить свой вклад.

Четвертая стадия. Привязанность. Эмоциональная близость

Шаг вперед, шаг назад. Все сильнее видны различия между «Я» и «Мы», при этом укрепляется взаимная привязанность. Но вначале отношения балансируют на грани выбора себя или партнера. Хочется быть ближе, но из уважения к желаниям партнера отпускаю его. Хочется самостоятельности, но жертвую своей свободой, иду на компромисс в желаниях и просьбах супруга.

На этой стадии все чаще царят спокойствие и уважение. Пара продолжает осваивать способы договариваться, планировать свою совместную жизнь так, чтобы учитывать интересы друг друга.

Привязанность к дому. Закономерный итог любых зрелых отношений. Стадия, в которой семейная жизнь переживается как уютная и комфортная. Супруги хорошо понимают себя и друг друга. Если случаются трудности, то они связаны с внешними событиями: болезнь, увольнение. Чувство удовлетворения и наполненности рождает потребность отдавать излишек в мир.

Эти четыре стадии жизни пары растягиваются на годы. Сложно вместить все в одной статье, но она может быть отличным ориентиром для диагностики и сохранения отношений.

Все стадии развития личности и сознания, как мы уже говорили, делятся на и находящиеся над ними духовные этапы. Граница между социальным и духовным отличается интересной особенностью. Если нам приходится чем-то жертвовать ради других, для нас это некомфортно и неприятно, а вот кто-то делает что-то значительное ради нас, это приносит нам удовлетворение и счастье. Это обычный человеческий эгоизм. Социальные этапы развития характеризуются тем, что наше эго приобретает четко выраженные черты, кристаллизуется и постепенно развивается. Для людей, находящихся на них, потребность утверждаться за счет других является доминирующей. Человек живет только ради себя, любимого, часто проявляет агрессию, жадность, раздражителен, часто обижается, волнуется, порой унижает окружающих. Со стороны кажется, что ему чего-то очень не хватает, но он даже не может сознательно дать себе отчет, чего именно. Как только черта между социальными и духовными уровнями перейдена, наступает неминуемое облегчение, связанное с перестройкой эго и кардинальным изменением мировоззрения. По словам известного Дона Хуана, человек уже шествует по жизни, лишь слегка интересуясь окружающими его проявлениями внешнего мира. Как это бывает, описано ниже. Рассмотрим три последующие этапа развития личности: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертая стадия развития личности

Люди, достигшие этого этапа, - блаженные . Они перестают лелеять собственное эго и практически полностью избавляются от чувства собственной важности . Часто эту ступень связывают с истинным духовным взрослением, когда человек выходит из детского состояния души и способен по-настоящему заботиться об окружающих. Ему не нужны никакие покровители, в то время как члены социума с трех предыдущих этапов развития не заинтересованы в том, чтобы прожить свою жизнь полностью самостоятельно и так, как стремятся они. Даже рассказ или чтение об этом способны повергнуть такую личность в тоску. Однако, с другой стороны, интерес к этой теме говорит о том, что человек уже готов переступить рубеж между социальным и духовным. Однако переход может растянуться по времени на года и даже десятилетия или совсем не произойти, если вы не будете практиковать осознанную мудрость.

Не всем понятно, почему следует жить ради других и что меняется на этом этапе в сознании и душе по сравнению с предыдущими этапами. Чтобы получить ответы на эти вопросы, стоит спросить у себя: а в чем смысл жизни, направленной на удовлетворение лишь своих эгоистических потребностей иможет ли она сделать вас по-настоящему счастливым ? Человек, который думает лишь о себе, подсознательно хочет, чтобы весь мир вращался вокруг его личности. Однако даже если бы такое желание осуществилось, он бы познал бесконечное одиночество, а не счастье. Чтобы найти родственные души, необходимо уметь раскрываться для полного и гармоничного общения. Если вашу душу сжигает огонь алчности, жестокости и властолюбия, быть самим собой опасно, дискомфортно и страшно. Перед тем как выплеснуться из чаши вашего внутреннего Я, ледяное пламя самолюбия и стремления к власти обожжет и вас своим ледяным потоком.

На данном этапе развития восприятие приобретает большую чувствительность , и человек начинает еще более внимательно и чутко относиться к происходящему. Он осознает, что мудрость не терпит эгоизма и желания получить выгоду только для себя, становится более дальновидным и понимает, что лень, ложь, грубость, корысть, жадность лишь отдаляют от истинного счастья. Даже если наши желания постоянно выполняются, это дарит нам лишь иллюзию удовлетворенности, после чего бешеная гонка за призрачным будущим начинается вновь.

На этой стадии человек сознает страхи и ложные цели, которые ставят перед собой окружающие, находящиеся на первых трех уровнях развития, но не осуждает их за это, возвеличивая свою персону. Наоборот, он исполнен сочувствия к тем, кто еще пребывает в невежестве и зачаточном состоянии сознания. Если тщательно проанализировать, большинство людей, остающихся на социальных стадиях развития, тратят свое время и материальные блага напрасно, а иногда и наносят себе непоправимый вред. Хорошо проработанная третья стадия развития дарит человеку максимальную силу, сосредоточенную на социальном уровне, но лишь на четвертой стадии он учится ею правильно распоряжаться.

Блаженный, пребывающий на четвертом уровне, истинно счастлив , потому что меньше всего беспокоится о собственном я. Он обожает жизнь и не растрачивает свою энергию и время на рефлексии и бесплодные размышления, как 90% жителей нашего мира. Смысл его бытия - творческое созидание, позитивное действие, которое несет благо всем, кто находится рядом с ним. Если же заботы о собственном эго начинают превалировать, самоотдача становится невозможной, и страдания и душевная пустота получают над вами полную власть.

Пятая стадия развития личности

Это этап, на котором человек уже может носить гордое звание мудреца . Как правило, переход с третьей ступени развития на четвертую является самым сложным как в плане чувств, так и по накалу происходящих в жизни событий. Поэтому нередко встречаются люди, неплохо проработавшие последние стадии, но при этом лелеющие чувство собственной важности. На самом деле этапы развития в идеале должны быть пройдены в строгой последовательности.

Если на третьем уровне мы учимся управлять ситуациями и событиями на уровне социума, то на пятом уровне нам предоставляется возможность контролировать собственное сознание, а значит, и корректировать на метафизическом уровне происходящее в нашей жизни.

Когда человек с полной отдачей проработал четвертый уровень, на пятом его мудрость становится по-настоящему глубокой. Именно сейчас мудрость достигает рубежа, после которого приходит интуитивное понимание того, почему в мире возникают войны, болеют и страдают люди. Смысл жизни постигается намного глубже, чем стандартный взгляд на то, что есть справедливым, а что - нет. Мудрец легко различает причину и следствие. Все, что происходит вокруг, неслучайно, каждый жизненный урок - это драгоценный камень , являющийся неотъемлемым элементом мира вокруг нас. Именно на этой стадии возможно целостное восприятие реальности.

Все скрытые процессы на пятой стадии развития становятся очевидными, а их глубинные предпосылки - понятными. Если при перемещении с третьего уровня на четвертый исчезает чувство собственной важности, а преодоление вины, стыда и страха приводит к полному перелому в мышлении и чувствах, то на пятой стадии мирские идеалы превращаются для истинного мудреца в ничто.

Если четвертая стадия не была достаточно проработана, переход неподготовленной души на пятый этап вызывает чувство отчаяния. Однако познание, дальновидность и чуткость восприятия здесь находятся на достаточно высокой ступени развития, поэтому духовные иллюзии постепенно разоблачаются так же, как и мирские. Обреченность, бессмысленность, неверие в свои силы - это точно такие же иллюзии, как и все, происходящее на социальном уровне.

На этой стадии человек понимает всю значимость уроков высших сил, которые ему предоставляются для дальнейшей духовной эволюции. Чувство вины, зависть, алчность, эгоизм, тоска, злость, жажда животных наслаждений даются ему для обретения внутренней силы и самопознания. Они способствуют расширению и стимуляции сознания и, следовательно, приводят к полному прощанию с грубыми иллюзиями чувственного мира. Тяжелые переживания - это некий кнут, с помощью которого мы волей-неволей начинаем развивать и увеличивать силу различения и восприятия. Зрелое сознание, наделенное этими замечательными качествами, может без проблем удалять и растворять негативные эмоции. Если предыдущие стадии развития были полноценно проработаны, на пятой ступени человек учится балансировать в любой ситуации, в любой миг жизни, причем его реакция будет наиболее адекватна и благоразумна. Человек при этом способен уравновесить события, происходящие в данный момент на весьма тонком духовном уровне.

Шестая стадия развития личности

На этом этапе на человека нисходит, а в разуме происходит как будто познавательный «взрыв». Состояние в этом случае нельзя описать как простое удивление или даже большое изумление. Просветленный человек - это человек, который навсегда оставил неведение и пришел к истине. В обычном мире при стандартном ходе событий мы можем участвовать в беседах с людьми, заниматься совместной деятельностью, но ваша душа уже изменилась навсегда. Отличительной чертой перехода с третьей стадии на четвертую является эмоциональный переворот, при достижении шестой ступени его сменяет полный переворот сознания.

Этот этап означает, что человек достигает вершины восприятия, возможного в этом мире, и видит все вещи такими, какими они являются. Он знает, что жизнь происходит только в этом месте и в этот момент, прошлое и будущее - всего лишь иллюзии , владеющие большинством обитателей планеты. Все события кажутся просветленными лишь сном разума, так сладко убаюкивающим обычных обывателей. На данной стадии личность проживает полный катарсис, восприятие по кругу замыкается в самом себе, следствием чего становится глубинное самоосознание. Сама личность превращается в объект изучения чем-то сокровенным, глубинным, что находится выше человеческой жизни и оценивает ее со стороны. Человеческая душа и сознание видятся в истинном свете, ведь они представляют собой ничто иное, как сплетения вечно меняющейся ментальной энергии, сосредоточенной в районе головы, сердца и горла. Все, что человек знал о жизни раньше, оказывается самообманом. Миром его становится мысль о самой мысли.

На этой стадии избавление от сильных страданий, легкость существования и полное отсутствие «земных» желаний - это реальность. Бытие осознается как абсолютно спонтанное явление. Просветленная личность воспринимает саму себя как реальное ощущение существования в этом мире, сопричастности ко всему, что в нем происходит, поэтому посвящает себя полностью развитию способности воспринимать и созерцать. Роль зрителя означает невмешательство в процесс, а жизнь течет сама собой, по законам своей внутренней энергии.

Просветление - это осознание того, что присутствует здесь и в данный момент. При этом сам человек воспринимается всего лишь как одно из большого количества явлений, самопроизвольно продуцирующихся бытием. Такое понимание недоступно человеку, остающемуся на первых трех этапах развития. При изучении этой теории иногда появляются оценки, но это не более чем мысли, которые могут оценивать одно и то же явление в разных точках временного континуума по-разному.

Если человек с другой стадии развития в какой-то момент приобщится к свободе спонтанного бытия , характерной для просветления, его жизнь обретет смысл.

В разные периоды нашей жизни мы на какое-то время оказываемся на более высоких уровнях развития, затем происходит регрессия и это понимание уходит. Причина этого - пропущенные уроки на предыдущих этапах развития. Именно процесс развития, совершенствования человеческой личности является краеугольным камнем нашего существования, с которым не сравнятся никакие богатства мира.

О первых стадиях развития личности на сайте можно читать