Число и Цифра «5. Дидактический материал по математике. Число и Цифра «5 Цифра 5 занятие в подготовительной группе

Чтобы увлечь ребят изучением чисел, научить малышей правильно писать, учителя и родители могут использовать различные методики и пособия. Среди них ребусы, скороговорки, стишки, поговорки, пословицы, фото, презентации и т.д. Фольклорные жанры и видеоматериалы не только помогут привлечь внимание детей к предмету, но и будут способствовать развитию сообразительности, усидчивости, смекалки.

Интересно начать занятие поможет вопрос: на что похожа цифра 5? Скорее всего, последует ответ, что число 5 похоже на важного господина с животом, на выпуклый крючок и т.д. Чтобы заставить ребят искать более оригинальные ответы, на что похожа цифра «пять», можно предложить им пословицы, поговорки, ребусы, загадки, математику в картинках и т.д. Пусть у них рождается как можно больше творческих идей. Может быть предложена какая-нибудь уникальная красивая история о цифре.

Обязательно покажите ребятам, как выглядит римская цифра. Ее тоже есть с чем сравнить. Например, римская цифра V очень похожа на птичку или галочку в тетради. Пусть дети явят свою фантазию!

Как изучать число 5?

Чтобы изучить с ребенком число 5, не обязательно сразу браться за учебники математики или прописи. Знакомство с цифрами лучше начинать оригинально, необычно.

Ребусы – это задания, в которых зашифровано число 5. Чтобы решить ребусы, малышу придется приложить максимум усилий и сообразительности. Значение ребуса зашифровано в других словах. Ребусы заставляют размышлять, подключать логику и воображение. Именно ребусы из всех заданий учебника чаще запоминаются детям, которые посещают 1 класс.

Интересным решением для урока математики могут стать пословицы и поговорки. Предлагайте ребятам пословицы и поговорки, если необходимо сделать перерыв, отвлечься, но в то же время не терять внимания малышей. Для учителей, которые идут на урок в 1 класс, пословицы и поговорки будут отличной разбавкой для насыщенного фактами занятия. Чаще используйте пословицы и поговорки, чтобы развивалась речь ребенка. Не лишним будет включить в практику скороговорки с цифрой 5. Они могут успешно дополнять занятия с пословицами и поговорками, где упоминается число 5. Скороговорки развивают дикцию и технику речи. Представьте, каким насыщенным станет ваш урок, если вы включите скороговорки в математическую практику. Скороговорки – тоже плод народной мудрости, и их не стоит избегать в развитии детей.

Жанром народного творчества, близким к ребусам, являются загадки. Именно загадки дают возможность развивать в детях сообразительность, ассоциативное и творческое мышление. Стоит приложить немало усилий, чтобы узнать их значение! Загадки заключают в себе описание предмета или явления, и по этому описанию необходимо догадаться, о чем идет речь. В случае с цифрой 5 загадки описывают ее с помощью похожих на пятерку предметов: крючка, цифры «3» с изогнутым хвостиком, ложки и т.д. Загадки помогут учителю, пришедшему в 1 класс, привлечь внимание детей к материалу на уроке.

Развитию речи и одновременно обучению счету помогут стихи. Лучше всего использовать стихи С. Маршака для детей, которые можно скачать на сайте. Однако если такой возможности нет, возьмите на вооружение стихи современных детских авторов. Стихи будут полезны ребятам для развития чувства ритма, памяти, образного мышления. Задавайте учить стихи дома в качестве домашнего задания. Пусть это будут небольшие стишки, но они хорошо развивают память. Это весьма полезное упражнение для детей, посещающих 1 класс. Стихи не только обучают, но и прививают любовь к родному языку.

С цифрой 5 наверняка может быть связана красивая история или сказка. Если вы не знаете таковой, загляните на наш сайт. История или сказка о цифре 5 может быть придумана самим родителем или ребенком. Если ребенок ходит в школу, родителями может быть рассказана сказка или история о том, как раньше самая лучшая оценка была пятерка, а затем ее вытеснили более сильные цифры. Интересная история или сказка всегда быстрее заинтересовывают ребенка, чем сухое объяснение. Сказка полна волшебства, которого так жаждет душа крохи.

Подготовить ребенка к правописанию поможет раскраска. Даже если ребенок уже ходит в 1 класс, раскраска будет ему полезна для отработки навыков мелкой моторики. Раскраска не только научит правильно обводить и разукрашивать картинки, но и впоследствии раскраска будет верным помощником прописей. Пусть раскраска войдет в каждый дом, где есть дети. Не лишней раскраска будет и на уроке в детском саду, развивающем центре.


Сколько пальцев на руке? Посчитай мишек, раскрась их и обведи цифру 5.

Научить детей правильно писать число 5 помогут, конечно же, прописи. Писать цифру 5 довольно сложно: придется выводить не только полукруг, но и дополнительные линии. Но и этот легкий прием может вызвать сложности. Правильно писать цифры – большое умение, и ребятам еще придется ему учиться, используя прописи.

Если вы еще не купили прописи для своего ребенка, вы можете скачать их на нашем сайте. Такие прописи отлично подойдут для дошкольников и ребят 1 класса. Прописи – настоящий друг малыша, который только начинает писать.

Видео материалы

Сделать урок красочным и интересным помогут видео материалы: фото, презентация, книжки в картинках. Презентация и фото необходимы ребятам, чтобы облегчить процесс обучения счету. Попросите их посчитать предметы на фото или тем, которые демонстрирует презентация. Наглядные пособия всегда были интересны детям. Пусть презентация и фото помогут начать урок учителя, пришедшего к детям в 1 класс.

Презентации:

  1. Еще одна ,

Презентация и фото цифры 5 могут научить ребят правильно писать числа. Для этого включайте видео материалы в процессе освоения прописей и делайте акцент на правописании.

В качестве наглядного пособия может выступить картинка, на которой представлена красивая цифра 5. Эта картинка может быть задействована в презентации, ее можно повесить на доску во время урока. Если вам понравилась картинка, и вы хотите повесить ее дома, стоит только распечатать. Картинка будет воздействовать на зрительное восприятие малыша и стимулировать запоминание.

Значение видео- и аудио пособий при изучении цифр трудно переоценить. Детям нужны эмоциональные всплески: только так обучение будет эффективным. Наши пособия помогут вам создать нужную атмосферу!

Разввающие задания

В этом уроке предлагаю познакомить наших малышей с цифрой 5.

Перед Вами небольшая книжка-брошюра с заданиями для детей о цифре 5.

В ней собраны следующие задания:

  1. Посчитать разноцветных монстров (их 5).
  2. Найти цифры 5 среди большого количества других цифр и обвести их в кружок.
  3. Посчитать львят, тигрят и жирафов (их будет по 5), ответ написать в кружке.
  4. Провести линию, найти все цифры пять, спрятавшиеся в сердечках.
  5. Обвести цифру 5, начиная от стрелки, разноцветными карандашами.
  6. Ответить на простые вопросы о цифре 5.
  7. Урок о цифре 5 от Тётушки Совы из Арифметики малышки.

Урок математики 1 класс. Тема. Число 5. Цифра 5

Автор: Старчикова Инна Владимировна, учитель начальных классов.
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя России И.В.Ткаченко»

Цели урока:
1. Помочь детям усвоить:
- получение числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5;
- построение натурального ряда чисел;
- написание цифры 5;
- состав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5.
2.Развивать у детей речь, память, внимание, правильное отношение к живому, которое рядом с ними и вырабатывать на этой основе правильные формы взаимодействия с ним.
3.Воспитывать любовь к животным, доброту, взаимопомощь.

Ход урока:

1.Орг. момент.
2. Вступительная беседа: слайд 1
-Урок у нас не обычный, а «Кошкин». И класс сегодня не класс, а «Кошкина гостиная»,
-У многих из нас дома живут кошки и коты. Поднимите руки у кого есть кошка? И называем мы их «братьями нашими меньшими». Мы ухаживаем за ними, кормим, моем и играем – т.е. мы ответственны за этих живых существ, которых приручили. А если мы будем любить и оберегать всё живое вокруг нас,- то мы сбережём это живое для будущего планеты Земля.
-Какие сказки с героями кошками или котами вы помните? (Кот Матроскин, кот Леопольд). слайд 2
-Вот и на урок к нам пришёл самый известный кот – кот Леопольд.
-Каким он был в сказке? (Добрым, ласковым, доброжелательным).
-Я хочу, чтобы и вы были добрыми, дружными в работе. Кот Леопольд в сказке очень любил повторять одну фразу. Но что-то с ним случилось, и он её забыл. Мы сегодня вспомнить эти слова, если выполним задания. Мы шаг за шагом будем идти к нашей цели.

3. Актуализация знаний.
Первый шаг- счёт по отрезку натурального ряда чисел.

1) Счёт по числовому отрезку до 10 и обратно.
-Сосчитайте от 7 до 10, от 10 до 5.
-Назовите предыдущее число 9, 6. Насколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите последующее число числу 4, числу 8. Насколько последующее число больше предыдущего?
-Какое число стоит между числами 7 и 9, числами 3 и 5?
-Назовите соседей числа 9.
-Расскажите всё о числе 4.
Мы немного продвинулись вперёд к нашей цели – отгадать первое слова
Выйдем на улицу, где живёт кот Леопольд. Посмотрите на домики, какое задание нам предложила «Кошкина гостиная»

2) Игра «Молчанка» “Заселяем Домики”. слайд 3
-Покажите мне с помощью математического веера
-Молодцы! Мы с вами повторили состав чисел…
-Ребята, вы хорошо поработали, получайте 1 слово, которое забыл Леопольд. Это слово-ребята

Физминутка. слайд 4
-Леопольд - не просто кот,
У него полно хлопот
На рыбалку он пошёл –
Был отличный, сильный клёв,
Вмиг попались на крючок
Щука, ерш и лещ,
Карасёк и окунёк.
Сколько рыб поймал наш кот? (5)
-Запишите числовое выражение (1+1+1+1+1) - запись в тетрадь
-По числовому отрезку узнай результат.

4. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
- Как вы думаете, какое число хочет познакомиться с нами получше? (Число 5)
Оно очень хочет, чтобы его тоже можно было записывать знаком – цифрой.
-Ребята, а вот и сама цифра 5. Посмотрите, какая она красивая! (Знакомство с цифрой) слайд 5
-Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? (Цифру 5 мы видели на страницах учебника, на линейке, на монетах, на домах.)

Работа в тетради № 2 с.28
-В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5: начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
Выбрать клеточки, где цифра пять, прописана неверно! (Показ на интерактивной доске) слайд 6
УЧЕНИКИ. В тетрадях прописывают цифру 5.

Работа в учебнике с 59 № 5
-За эту трудную работу, вам полагается ещё одно слово. Это слово - давайте

5. Первичное закрепление
Задание № 5 в тетради
(Рассматривается состав числа 5. Запись в тетрадь с.26 №4)
-Повторим состав числа слайд 7
Вы заслужили следующее слово. Это слово -жить

6. Итог урока .
1)Назовите родственников нашей кошки. (Рысь, пума, леопард, тигр, пантера). По классу развешаны карточки с выражениями. На обратной стороне карточек изображение животных.
1+3= ..... 2+1= ..... 1+2= ..... 1+3= ..... 1+1= ..... 2+2= ..... 4+1=
1+4= ..... 2+3= ..... 3+2= .....
-Найдите выражение, которое равно 5. Если выражение вы найдёте верное, то узнаем название родственников кошки.
Леопарды – хорошие верхолазы. Они прячут свою добычу высоко на деревьях, чтобы до неё не могли добраться другие хищники.
Тигр – зверь очень осторожный и ведёт ночной образ жизни.
Рысь – предпочитает охотиться тихо, так, чтобы жертвы ничего не подозревали.
Лев – у льва могучее тело, длинный хвост и красивая пышная грива. У львиц гривы нет, такое украшение носит только лев. Недаром его прозвали царём зверей. слайд 8
- И следующее слово- дружно
- Ребята, давайте прочитаем ту фразу, которую очень любил повторять кот Леопольд. «Ребята, давайте жить дружно!» слайд 9
- Мы сегодня очень хорошо поработали, были дружными и внимательными, сделали все задания.
- На прощание мы споём песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём»

Презентация на тему: Число 5. Цифра 5

Тема: Число и цифра 5

Цель: знакомство с числом 5 и цифрой 5, с составом числа 5.

Задачи:

Познакомить с образованием и составом числа 5, научить писать цифру 5;

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;

Воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: набор цифр от 0 до 5, тетради, карандаши, картинки с изображением серпа и крючка.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Встаем рядом с партами.

Дети проговаривают слова и выполняют движения:

Здравствуйте ручки хлоп – хлоп – хлоп (хлопаем в ладоши). Здравствуйте ножки, топ – топ – топ (топаем ногами). Здравствуйте щечки плюх – плюх – плюх (хлопаем ладошками по щечкам). Здравствуйте губки – чмок – чмок – чмок (чмокаем губами). Здравствуйте зубки – цок – цок – цок (стучим зубами). Здравствуйте мой носик – бип – бип – бип (дотрагиваемся до носа).

Здравствуй, животик (гладим животик).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте! Садимся на места.

Ребята! Давайте вспомним ка прямой и обратный счёт. Руки держим перед собой, не забывайте загибать пальчики. Поехали! 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10.

Сейчас в обратную сторону 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (разгибают пальчики) Молодцы!

    Введение в тему

Игра «Убираем цифру»

Педагог: Сейчас я вам буду задавать задачи про цифры, которые выставлены на доске, а один из вас кого я вызову к доске будет убирать с доски ту цифру, о которой идёт речь.

Убрать цифру:

Которая стоит сразу после цифры 0 (1);

Которая стоит перед цифрой 4 (3);

Которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);

Которая показывает, сколько рук у человека(2);

Которая является ответом задачи; У мальчика было 2 конфеты, он их съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)

После этого на доске должна остаться цифра 5.

Педагог : Какая цифра осталась на доске?

Дети: 5

Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Цифра и число 5.

Знакомство с цифрой 5. Письмо цифры 5.

Педагог: Где находится 5 в числовом ряду?

Дети: После 4 и перед 6.

Педагог: Как обозначается число 5?

Дети: С помощью цифра 5.

Педагог: На что похожа цифра 5?

Дети : …. (серп, крючок)

Педагог:

Легко запомнить и понять -
На крюк похожа цифра 5.

(На доску вывешиваются картинки с изображением серпа, крючка.)

Педагог : Давайте посмотрим, как правильно писать цифру 5.

Начинают писать немного правее середины верхней

стороны клетки, ведут палочку наклонно чуть выше середины клетки,

потом вправо пишут полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Пропишите цифру 5

Учитель показывает на доске, дети прописывают цифры в тетради.

    Физкультминутка «Лягушки»

Встанем дети, скажем тихо:

1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Влево – вправо наклонились

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

    Работа в тетрадях.

Педагог: Дорисуй в каждом ряду столько квадратов, чтобы всего их стало 5. Расскажи, как составлено число 5.

    Итог занятия

С каким числом познакомились?

Как мы получили число 5?

Спасибо за занятие.

Цели :

1. Сформировать у учащихся:

  • представление о числе 5,
  • умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
  • его место в числовом ряду,
  • научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами,
  • записывать число 5 с помощью цифры 5;
  • формировать представление о пятиугольнике.

2. Закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;

3. Закреплять количественный и порядковый счёт;

4. Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;

5. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Наборы цифр от 1 до 5.

3. Счетные палочки

Организационный момент: Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи-За работу, в добрый час!

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Слайд Игра "Молчанка".

Я буду показывать различное количество предметов, а вы – поднимать нужные цифры.

Слайд - Сколько чисел мы уже с вами знаем ? (Ответы детей)

Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.

Назовите числа, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Введение числа и цифры 5

Загадка

Пред тобой – пятёрка братьев. Пятерка братьев неразлучна.

Дома все они без платьев. Им вместе никогда не скучно.

А на улице зато Они работают пером,

Нужно каждому пальто. Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.)

Слайд

Обведите свою руку

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи.

Цифру пальчику скажи - 1, 2, 3, 4, 5.

У человека пять пальцев на руке.

Как называется каждый палец на руке?

(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Пальчиковая гимнастика

(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?

Правильно, это число 5.

Знакомство с цифрой 5.

Слайд - ЧИСЛОВОЙ РЯД

- Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5.

Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

- Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число

Назовите число, которое следует за 5? - последующее число.

Какие числа соседи 5?

На каком месте в ряду чисел стоит 5?

Какое число больше: 4 или 5?

Прямой и обратный счет до 5

Слайд – Рассмотрите цифру 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)

  • На серп, конечно, как не знать.

-Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5?

Пять – лучшая оценка в школе:

Слайд

Это фокусник-пятёрка Вы за ней следите зорко!

Налитая, симпатичная. Кувыркнётся - раз и два!

Цифра самая отличная. Обернётся цифрой два.

Слайд

  • Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
  • 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус (горький, соленый, сладкий или кислый), запах и осязание.) Осязание - представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам.
  • Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек.
  • Пять лучей у звезды .
  • 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели).
  • 5 углов у пятиугольника,
  • – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
  • – Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

Письмо цифры 4.

Слайд

1) «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Из палочек собрать цифру 5,

Слайд

2) ПИСЬМО ЦИФРЫ 5 В ВОЗДУХЕ

Из каких элементов эта цифра состоит?

(- Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки, веду палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишу полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.)

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Ладонью,

Сложив три пальчика клювиком,

Двумя руками одновременно,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Пальцы делают зарядку, (Дети вытягивают руки вперёд,

Чтобы меньше уставать сжимают и разжимают кулачки)

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Геометрический материал.

1. Соединим цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? - Какая фигура получилась? Почему её так назвали?

(пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)

2. Соедините цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? -Какая фигура получилась?

? – Чем отличаются фигуры?

(у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)

Творческое задание . - Работа со счетными палочками.

Покажите 5 палочек.

Что можно сложить из 5-ти палочек?

ИТОГ

? - Ребята, с какой новой цифрой мы познакомились сегодня? (Цифрой 5)

Всех прекрасней цифра пять!

Вот всегда бы пять и пять!

Презентацию можно скачать .

Занятие по формированию математических представлений на тему «Знакомство с цифрой и числом 5» в классе предшкольной подготовки.

Ярмак Светлана Геннадьевна

Воспитатель

Любимовская НСШ

Тема занятия: Знакомство с цифрой и числом 5.

Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний.

Цель занятия: знакомство с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5.

Задачи:

1.Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5.

2.Формировать навык письма цифры 5.

3.Развивать смекалку, математические навыки.

4.Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: цифра 5; Карточки с примерами: 4+1; 3+2; 5-1; 5-2;

На доске карточки состав числа 5; Макет часов.

Метод: Объяснительно- иллюстративный.

План занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы.

2. Знакомство с числом и цифрой 5.

3. Прямой счет от 0 до 5; Обратный счет от 5 до 0;

4.Работа с дидактическим материалом№1 «Алматыкітап2003»

5. Конструирование с помощью счетных палочек.

6.Работа в Азбуке- тетради №1 » Алматыкітап 2003»

7.Физминутка.

8.Индивидуальная работа по карточкам.

Устное решение задач. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

9. Рефлексия

10 Итог занятия.

Ход занятия

1. Организация класса.

(Дети стоят в кругу, держась за руки и читают стихотворение:

«Здравствуй, школа!

Здравствуй,класс!

Школьный день,встречает нас.

Вот уже звенит звонок, начинается урок» Воспитатель берет колокольчик и звонит, дети садятся за столики.

Ребята, Садимся за столы тихо и правильно. Спину выпрямить, ноги поставить вместе, руки положить на край стола. А я пройду по классу и посмотрю, кто сидит лучше, правильнее всех. Очень хорошо ребята, вы меня услышали. Все постарались сегодня. (Называет ребят по имени, благодарит за внимание).Воспитатель:

Ребята, кто мне скажет из вас, сейчас утро, или день?

Дети: Утро.

Воспитатель читает стихотворение Ю. Яковлева

« Если звонко за окном

Защебечут птицы,

Если так светло кругом,

Что тебе не спится,

Если радио у вас

Вдруг заговорило

Это значит,что сейчас утро наступило»

Вы уже знаете, что в школе занятия у ребят начинаются в 9 часов 00 минут.(Показывает макет часов).

2. Воспитатель: Ребята, когда я к вам шла на занятие, мне удалось поймать вот этот воздушный шарик, но к шарику на ниточке был привязан вот этот большой конверт, давайте посмотрим, что в нем.

Дети: Да.

(Раскрывает конверт)

Воспитатель: Ой! Да тут Цифра!- показывает.

Читает стихотворение В.Данько

Этот фокусник – пятерка,

Вы за ней следите зорко.

Кувыркается – раз и два!

Обернется цифрой 2.

Кто узнал цифру?

Дети отвечают.

Воспитатель спрашивает, с какими цифрами ребята еще знакомы?

(Показывает цифры из дидактического материала, задает вопросы каждому воспитаннику. Например Сколько на картинке музыкантов? (Один)

Сколько висит яблок на дереве? (1) С.21 Дидактический материал.

Сколько художник нарисовал домиков на картине?(2)

Сколько девочек одели национальные казахские костюмы (2) С.23 Дид.Материал.

Вот картинка где мальчик в руке держит много воздушных шаров, а на другой картинке у мальчика нет ни одного шарика, все лопнули. (0)

Сколько медведей на рисунке(3), стульев у стола (3), колес у велосипеда (3).

Сколько домашних животных(4),сколько игрушек (4)

Сколько времен года в году (4) показывает предметные картинки (весна, лето, осень, зима).Стр24-29.

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Воспитатель: А Сейчас ребята, закройте глазки у нас в альбоме появятся герои сказки.(закрывают и сразу открывают глаза)

Стр31 Иллюстрация к сказке «Репка» Вопросы: Кто тянул репку? (Дед, баба, внучка, собака, кошка. Сосчитай героев из сказки?).(5) Какого героя из сказки»Репка « забыл нарисовать художник? (мышь).

Воспитатель: Дети, осенью возле домов цветут цветочки. Сосчитайте поскорей, сколько цветов на полянке моей? (5).В саду растет яблонька, осенью у нее поспели яблоки, сколько их?(5). У меня на руке пять пальцев, а у вас? Дети считают.(5).

Воспитатель читает загадку:

Пятерка братьев неразлучна

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

А сейчас поработаем пальчиками и счетными палочками. Соберем фигурки с помощью 5 палочек. (Флажок, домик, многоугольник, пятерка и другие фигуры на стр 23 Азбука- тетрадь №1)конструирование.

Воспитатель: ваши замечательные пальчики не только хорошо конструируют, они еще могут красиво писать. Возьмите в руку карандаш и в воздухе напишем 5 все вместе повторяем за мной.

Показ образца написания цифры у доски, ребята внимательно слушают, выходят к доске и пишут через клетку цифру 5.

Воспитатель: Запишем цифру 5 в Азбуке- тетради №1

Воспитатель во время письма следит за осанкой воспитанников.

Дети открывают страницу 23 проговаривая слова: « Я тетрадочку открою

И наклонно положу,

Я от вас,друзья, не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь-

И за дело я возьмусь».

Пишут 2 строки пятерок, соблюдая правила написания. Стрелочки показывают, что сначала писать, что потом.

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, вместе спляшем и споем.

Физминутка.

Цок, цок, цок- танцуют дети.

Цок-цок, цок-цок,

Цок- цок-цок- танцуют дети, выставляя каблучок.

Побежали наши дети, все быстрее и быстрей.

Закружились наши дети веселее, веселей.

Приседают наши дети,

Приседают дружно в раз.

Дружно хлопают в ладоши.

Ах! Как весело у нас!

Воспитатель:

Садитесь за столики, у нас новое задание- помочь Тапкышбеку решить примеры.

(Индивидуальная работа) 4+1; 3+2; 5-1; 5-2;

Стр24 Азбука- тетрадь№1

Мальчик Тапкышбек очень рад, что вы помогли ему в решении примеров

В его саду поспели яблоки и он решил их принести вам, хотел угостить- принес 2 тарелки и не может разложить яблоки.

Ребята, как можно разложить пять яблок на 2 тарелки.

(на столе лежат пять яблок и 2 тарелки, дети показывают как можно разложить яблоки.)

Дети в Азбуке- тетради обводят тарелки с яблоками.

Воспитатель: Ребята, Что нового вы узнали на нашем занятии?

Дети: Пять –это 2 и3

Пять-это 3 и 2

Воспитатель: как еще можно получить Цифру 5?

Дети: пять- это 1 и4

Пять- это 4 и1.

Воспитатель: спасибо за правильные ответы. А сейчас порешаем задачи.

1.Три цыпленка стоят,

На 3 скорлупки глядят.

2 яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей

Сколько будет цыплят у наседки моей?

2.Загадка- шутка.

Петух снес пять яиц, потом еще одно. Сколько всего яиц снес петух?

3.Винни- Пух и Пятачок купили пять штук мороженного.

Сколько мороженного досталось Вини-Пуху, почему он так огорчился?

4+1 ; 5-1 ; 3+2; 5-2;

Например: В зоопарке в клетке сидели 4 лисицы, затем привезли еще одну. Сколько лисиц всего теперь в зоопарке?4+1

Пять белок прыгали с ветки на ветку.Одна отстала. Назови всех белок,которые продолжают резвиться.5-1

На полянке выросло 5 грибов пришел еж,два унес.Сколько осталось грибочков?

5-2.

Петя, Амир, Арман, Айгуль, Дана.Сколько мальчиков и сколько девочек?

Сколько всего детей?

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать мяч, а вы считайте

(прямой и обратный счет до 5.)

Вопросы к детям: Мы считали от 0 до5.Какое число самое маленькое?(1)

Какое самое большое число в промежутке от 0до 5?

(Дети в кругу бросают друг другу мяч).

Ребята, пока мы играли, у меня на столе оказался»чудесный мешочек».

Давайте отгадаем, что в нем.

(Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке)

В чудесном мешочке –пять геометрических Фигур.

Круг.

Ну конечно, это он,

Ни конца и ни начала,

Ни углов и ни сторон.

Треугольник.

В треугольнике видны,

Три угла, три стороны.

Квадрат.

Все углы-четыре равных,

Равных столько же сторон

Наш квадрат,

Какой он славный,

До чего ж квадратный он.

Прямоугольник.

Раз квадрат, два квадрат,

Два квадрата встали в ряд.

Мальчик их соединил,

Прямоугольник получил.

Овал.

Мальчик круг руками сжал,

Превратился круг в овал.

Воспитатель: Дети, подскажите сколько дней в одной неделе? Семь. Правильно.

Сколько дней мы занимаемся в классе предшкольной подготовки? Пять.

Назовите эти дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Ребята, какую оценку любят получать учащиеся школы?

Дети: 5

Воспитатель: как получить число пять?

Дети 5 это 2и3, 3 и2, 1 и 4, 4 и 1. (На доске иллюстрации состав 5;)

С какими геометрическими фигурами вы знакомы?

Дети: Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?

Дети: Пять- это 2 и 3;

Пять- это 3 и 2;

Воспитатель:Как еще можно получить цифру 5;

Дети: Пять- это 1 и 4;

Пять – это 4 и 1;

Итог занятия: Какое у нас было занятие?

Дети: формирование математических представлений.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы научились решать задачи и примеры, считать и писать. Конструировать с помощью счетных палочек;

Распознавали геометрические фигуры. Познакомились с числом и цифрой 5.

Все работали хорошо, активно перечисляет воспитанников. Ребята, в моем мешочке еще что-то есть.

Да это же цифра 5. За ваши правильные ответы, участие на занятии получите награду за ваш труд – эти красивые пятерки. Пусть каждый из вас используя цветные карандаши раскрасит пятерку и оставит себе на память.

А еще я подарю вам вот эти удивительные пятиконечные звездочки.

Пусть они светят вам в пути, чтобы не страшно было преодолевать трудности.

Удачи вам и успехов!

Использованная литература:

1. Методическое пособие по математике « Алматыкітап» 2005год

М.С.Сатимбекова, А.Н.Наурызбаева,С.С.Ауельбаева.

2. Пособие для детского сада под редакцией М.А. Васильевой.

«Малокомплектный детский сад»

3. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Т.Д. Рихтерман.

4.Азбука- тетрадь №1 «Алматыкітап» Сатимбекова М.С., Наурызбаева А.Н., АуельбаеваС.С.

5.Дидактический материал по математике №1 «Алматыкітап» 2003г

СатимбековаМ,С,Наурызбаева А,Н, Ауельбаева С.С.

6. «В Мире волшебных фигур и цифр» для детей разных возрастов

«Шымкент»2003г. СаймасаеваГ, Нұрмұхаметова Ж ..