Какие вопросы можно задать по басне. Викторина по басням крылова для учеников начальных классов

Викторина по басням И.А. Крылова

«Отгадай загадку»


Хочет с детства эта птица Стать известною певицей. День и ночь неугомонно «Кар-кар-кар!» – поет…

Ворона


Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней, Пышный хвост – ее краса! Этот зверь лесной - …

Лиса



Прибыла из жарких стран, Там жила среди лиан, И, за хвост на них повиснув, Уплетала я банан.

Мартышка


Едет Пахом на коне верхом. Книгу читает, А грамоты не знает.

Очки


«Мартышка

и очки»


Летает в небе вертолет, И как красив его полет, Что завораживает взор. Его крыло – сплошной узор, Большие, в сеточку глаза. Все знают, это …

Стрекоза


Я работаю в артели У корней мохнатой ели. По буграм тащу бревно – Больше плотника оно.

Муравей

Муравьи поднимают груз в сто раз тяжелее собственного веса



Длинный хобот вместо носа. В жаркий день в нем воду носит. И огромными ушами Машет словно парусами. Этот добрый великан – Житель дальних жарких стран. Фруктов может съесть пять тонн Серый африканский …

Слон

Африканский слон - это самое крупное млекопитающее, которое обитает на Земле.


Скажите, почему мой друг Спит без подушки, ест без рук, Зимой без валенок гуляет, А если рад – хвостом виляет?

Собака



Она не собака, но лает, Хвостом длинным, рыжим виляет. Не кошка, но ловит мышей, И в норке растит малышей. В деревню, в курятник за птицей Пойдет темной ночью …

Лисица


Как гирлянды яркие, Украшая сад, Спелые и сладкие Грозди в нем висят. Зреет, наряжается В красочный наряд. Каждый догадается Это - …

Виноград



Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посередине – спинка, А на ней щетинка.

Свинья


Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.

Возраст дуба может составлять более 1000 лет.



Птица серая живет, Никогда гнезда не вьет, В чужих семьях вырастает, Годы жизни предрекает: - Ку-ку, ку-ку – кричит на ветке, - Где вы, где вы, где вы детки? Ей не верьте, птица-врушка! И зовут ее …

Кукушка


Важно ходит по двору, Будит всех он поутру. В хвастовстве имеет навык, Красная шапчонка набок. И с соперником обычно В драку лезет он привычно. Его пенье режет слух – То с утра кричит …

Петух



Вот и басне конец, а кто слушал – молодец!

Викторина по басням Крылова, 1 вариант

Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл.

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? (Около 200 басен)

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? («Квартет»)

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? (На ель)

4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться? (На вола)

5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? (Муравей)

6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха? (Петуха)

7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка)

8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (Везти воз с поклажей)

9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? (Нет. Она думала, что это одна из ее подружек.)

10. Какую любезность оказал Волку Журавль? (Вытащил, застрявшую в горле кость)

11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? (Воробей)

12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? (Ударила об камень и разбила)

13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? («Волк и ягненок»)

14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня? (Была ночь и он перепутал строения)

15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»? (Не обращать на них внимания)

16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»? (В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным)

17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем? («Чиж и голубь»)

18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку? (Кошку)

19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? (Виноград)

20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень? (Невежество)

Викторина по басням Крылова, 2 вариант

1. Из какой басни пословица? «Недаром говорится, что дело мастера боится» .

«Вельможа и Философ»
«Щука и кот»
«Булыжник и Алмаз»

2. Назовите три басни И.А.Крылова, в названии которых присутствует слово «лягушка»

«Лягушка и Вол», «Лягушка и Юпитер», «Лягушки, просящие царя»

3. Как звали пастуха в басне И.А.Крылова «Пастух», который пас барских овец?

Игнат
Егор
Савва

4. Какие «муравы» были в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей?

Мягкие
Жесткие
Шелковые

5. Продолжите фразу:

А ларчик просто.. открывался («Ларчик»),
Слона-то я и..
не приметил («Любопытный»)
Как белка..
в колесе («Белка»)

6. И.А.Крылов был ярым защитником просвещения. Об этом мы узнаём из его басен, обличающих невежество. Назовите эти басни: «Мартышка и Очки», Петух и Жемчужное Зерно»
«Свинья под Дубом»

7. Из какой басни эта цитата?

«Когда почтен быть хочешь у людей – С разбором заводи знакомства и друзей!»

«Разборчивая невеста»
«Совет мышей»
«Крестьянин и змея»

8. Знаменитый баснописец Крылов резко высказывался против несправедливого «порядка», беззакония и насилия, творимого над крепостными крестьянами, народом. Об этом свидетельствуют его басни. Приведите примеры такого рода басен.

«Волки и Овцы», «Крестьяне и Река», «Пестрые овцы»

9. Приведите примеры басен И.А.Крылова, в названии которых присутствуют растения.

«Свинья под дубом»
«Лисица и виноград»
«Дуб и трость»

10. В этой басне именитый мастер с ядовитой иронией донес до нас образ царя, безжалостно расправляющегося с вольнодумцами. Баснописец разоблачил также притворство и лицемерие царской особы. При жизни И.А.Крылова басня напечатана не была. О каком царе, и о какой басне идёт речь?

Об Александре II, «Крестьянин и Змея»
О Николае I, «Мальчик и Змея»
Об Александре I, «Пестрые овцы»

11. Какая кличка была у кота в басне Крылова «Кот и Повар»?

Мурзик
Васька
Пушок

Викторина по басням Крылова, 3 вариант

1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?

а) Слона

б) Муравьеда

в) Таракана

г) Муравья +

2. В какой басне была такая мораль?

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад».

а) «Свинья под Дубом»

б) «Лебедь, Щука и Рак»

в) «Щука и Кот» +

г) «Прохожие и Собаки»

3. Кто сказал такие слова?

«Друзья! К чему весь это шум? Я ваш старинный сват и кум...»

а) Волк («Волк на псарне») +

б) Петух («Кукушка и Петух»)

в) Щука («Лебедь, Щука и Рак»)

г) Барс («Лев и Барс»)

4. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?

а) Ворона и Лисица

б) Ворона и Курица

в) Лебедь, Рак и Щука +

г) Лягушка и Вол

5. Из какой басни этот отрывок?

«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица...»?

а) «Ворона и Лиса» +

б) «Ворона и Курица»

в) «Лисица и Сурок»

г) «Квартет»

6. Как звали собаку, которая лаяла на слона?

а) Тоська

б) Моська +

в) Доська

г) Амвроська

7. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?

а) Профессор

б) Вол

в) Мартышка +

г) Моська

8. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?

а) Мартышка

б) Лев +

в) Осел

г) Козел

9. Из какой басни этот отрывок?

«Хоть видит око, Да зуб неймет...»

а) «Лебедь, Щука и Рак»

б) «Синица»

в) «Прохожие и Собаки»

г) «Лисица и виноград» +

10. Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?

а) три

б) одна

в) две +

г) четыре

11. Что хотела сделать с морем главная героиня басни «Синица»?

а) выпить

б) купить

в) сжечь +

г) очистить

12. О каком событии, произошедшем в России, идет речь в басне «Волк на псарне»?

а) об Отечественной войне 1812 года +

б) о восшествии на престол Александра I

в) о дне рождения Николая II

г) об отмене крепостного права

13. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и Соловей»?

а) у канарейки

б) у попугая

в) у вороны

г) у петуха +

Сценарий по творчеству И.А.Крылова

«Его басни переживут века»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

(М. Исаковский)

Сегодня мы проводим встречу, посвященную творчеству И. А. Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.

Басни Крылова короткие по размеру, но емкие по содержанию. Они написаны с удивительным чувством юмора. В них нет утомительных нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, о которых не стоит забывать.

ЧТЕНИЕ басни «Ларчик»

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою".

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.

Потел, потел; но наконец устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался;

А Ларчик просто открывался.

Известно, что хороший педагог, будь то учитель или воспитатель, должен быть артистом. Именно поэтому наш конкурс предполагает проявление со стороны студентов творческих способностей, умения представить учебный материал интересно и по-новому для маленьких ребят.

И мы приглашаем на эту сцену по 3 человека от каждой группы.

ЗВУЧИТ музыка

Просим представителей групп принять участие в жеребьевке.

ЗВУЧИТ музыка

Наши артисты выбрали для инсценировки басню И.А. Крылова. И сейчас они пройдут в спортзал для подготовки своих номеров. Поддержим их аплодисментами.

А мы, в свою очередь, предлагаем всем присутствующим в зале принять участие в викторине. Будьте активны и внимательны. До конца заслушайте вопрос и поднимите руку, если вы уверены в правильности своего ответа.

ВИКТОРИНА

Молодцы! Вы доказали свои знания, и очень неплохие, басен Ивана Андреевича.

А сейчас подсчитайте свои жетоны.

ПРИЗ победителю викторины

Настало время конкурса, который поможет нам выявить наиболее артистичных студентов. Мы начинаем конкурс инсценировки басен И.А.Крылова!

Представим состав жюри:

ВЫСТУПЛЕНИЕ команд

Приглашаем на сцену команду группы_____инсценировать басню «Волк и ягненок»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Ворона и лисица»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Стрекоза и муравей»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Мышь и крыса»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Лисица и сурок»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Щука и кот»

Спасибо командам.

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Лафонтена или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Крылов-баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.

ЗВУЧИТ музыка РАБОТА жюри

НАГРАЖДЕНИЕ команд

Дорогие ребята, если вы хотите исправить оценки по литературе, предлагаю вам ответить на вопросы данной викторины, составленной вами же самими.

Викторина по басням Крылова:

1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

2. На кого лаяла Моська?

В) На льва

Г) На слона

3. В чем виноват Ягненок в басне «Волк и Ягненок»?

А) В том, что намутил воду волку

Б) В том, что волку хочется есть

В) В том, что разбудил волка

Г) В том, что напугал волка

4. Продолжите предложение из басни: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать….»

А) Пирожник

Б) Мороженник

В) Дворник

Г) Дорожник

5. Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

Г) На дерево

6. Куда пустился хитрый волк ил басни «Волк на псарне»?

А) Наутек

Г) В переговоры

7. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». Из какой басни эта мораль?

А) Ворона и виноград

Б) Ворона и лисица

В) Свинья под дубом

Г) Волк на псарне

8. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

9. Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

Г) Летала к сестре

10. «Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». Из какого произведения эта мораль?

А) Стрекоза и муравей

Б) Прохожие и собаки

В) Волк на псарне

Г) Ларчик

11. Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».

А) Слон и Моська

Б) Лебедь, Рак и Щука

В) Мартышка и очки

Г) Ларчик

12. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

13. Из какой басни эти слова: «В деревне, в праздник под окном…»

Б) Мартышка и очки

В) Собачья дружба

Г) Волк на Псарне

14. Кто полз к Муравью из басни «Стрекоза и Муравей»?

А) Тюлень

Б) Гусеница

В) Стрекоза

15. Кто тащил телегу под воду в басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»?

В) Лебедь

16. От чего жирела Свинья в басне «Свинья под Дубом»?

А) От ворон

Б) От желудей

В) От овец

Г) От ягнят

17. Что держала лисица во рту в басне «Ворона и Лисица»?

Б) Лисицу

В) Свинью

Г) Рицкий Эдам (сорт сыра)

18. Из какой басни эти слова: «Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем»?

А) Волк и Ворона

Б) Свинья под Дубом

А) К. И. Чуковский

Б) А. С. Пушкин

В) И. А. Крылов

20. Из какой басни эти слова: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят?»

А) Ворона и Лисица

Б) Свинья под Дубом

В) Петух и жемчужное зерно

Г) Волк и ягненок

21. Кому сказал эти слова Волк: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё»?

А) Свинье

Б) Собаке

Г) Ягненку

22. Кого высмеивает И. А. в басне «Стрекоза и Муравей»?

Б) Никого

В) Муравья

Его басни переживут века. К.H. Батюшков

Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению.
I конкурс.
Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и ви­ноград», «Волки Лисица», «Добрая Ли­сица», «Лиса», «Лисица и Осёл»)
Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псар­не», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»).
Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работ­ник»)
Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мар­тышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет»)
Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)

II конкурс.
Кому принадлежат слова?
«Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Во­рона и Лисица»)
«Всё про очки лишь мне налгали; А про­ку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)
«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квар­тет»)

III конкурс.
Вспомните пропущенное слово

  1. «Две... (бочки)».
  2. «Мальчик и... (Змея)».
  3. «Лисица и... (виноград)».
  4. «Трудолюбивый... (Медведь)».
  5. «Тришкин... (кафтан)».
  6. «Стрекоза и... (Муравей)».
  7. «Осел и... (Соловей)».
  8. «Кот и... (Повар)».
  9. «Свинья под... (дубом)».
  10. 10. «Волки и... (Овцы)».

IV конкурс
«Мораль сей басни такова»
- В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица».)

2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

3. «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться». («Ларчик».)

4. «Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)

5. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

V конкурс.
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА
Многие фразы из басен И.А. Крылова ста­ли крылатыми словами. Мы часто произно­сим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный вино­ват»
  • «Сильнее кошки зверя нет!»

Вспомните, из каких басен эти строки?
(Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»).
Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.)
Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:

  • «Видит око, да зуб неймёт»
  • «Борона в павлиньих перьях»
  • «Попрыгунья стрекоза»
  • «Тришкин кафтан»
  • «Мартышкин труд»
  • «Медвежья услуга»
  • «А ларчик просто открывался»
  • «А Васька слушает, да ест»

VI конкурсды.
1 Кроссворд

«Иван Крылов»
По вертикали:

  1. Писатель, сочиняющий басни (басно­писец).
  2. Город, с которым связано детство Кры­лова (Тверь)
  3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканце­лярист)
  4. Французский поэт-баснописец, его бас­ни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
  5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
  6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
  7. Произведения для театра, которые пи­сал Крылов (пьесы)
  8. Профессия, в которой Крылов прорабо­тал 30 лет (библиотекарь)
  9. и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)

2 Кроссворд

«И.А Крылов»
По вертикали:
1. «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса).
2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да ко­солапый Мишка затеяли сыграть...» (квартет).
3. «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська).
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона).
5. «Вороне где-то Бог послал кусочек...» (сыру).
6. «По улицам... водили, как видно, напоказ» (Слона).
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).
8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью на­питься; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал...» Кто? (Волк).

Викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса

Цель урока:

1. Показать нравоучение, мораль басен Крылова.
2. Проверить знание басен.
3. Учить выразительному чтению басен, инсценированию.

Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.

Ход урока :

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Крылов говорил: «Люблю, где случай есть,
Пороки пощипать».

И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
И, как считал В.Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.

Дети! Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.

В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).

I II. Проведение викторины. В викторине принимают участие две команды. Участники распределены заранее, определяется жюри.

Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.

Задание 2. Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Влое и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

Задание 3. Чьи это слова:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)
«Все про очки мне лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

«Друзья! К чему весь это шум?

Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне)

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

«Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)

Задание 4. К кому обращены эти слова?

«Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище». (к Соловью, «Осел и Соловей»)

«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Что это там за рожа?» (к Медведю, «Зеркало и обезьяна)

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» (к Стрекозе, «Стрекоза и Муравей»)

«Соседка, перестань срамиться, –

Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?! (к Моське, «Слон и Моська»)

«Соседушка, я сыт по горло». (к Демьяну, «Демьянова уха»)

Задание 5. Вспомните пропущенное слово в названии басни:

«Лягушка и …(Вол)».

«Волк на … (псарне)».

«…(Волк) и ягненок».

«Кот и … (повар)».

«Крестьянин и … (Змея) или (Работник)».

«Свинья под … (дубом)».

«Бумажный … (змей)».

«… (Тришкин) кафтан».

Задание 6. В какой басне:

«К кому-то принесли от мастера ларец…» («Ларчик»).

«Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»)

«Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»)

«Кошка … попалась в когти льву…» (Мышь и крыса»)

«Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград»)

Задание 7. В какой басне была такая мораль?

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»)
«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». (Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)
«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». («Ларчик»)

Задание 8. Пять вопросов – пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу?

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей») «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».

«Соседка, перестань срамиться…- тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська») «Не радуйся, мой свет… и не надейся по пустому».

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»(«Любопытный») «Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса») «В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…»

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья») «Я не приметила богатства никакого».

Задание 9. Продолжи строку.

Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.


  • Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела.....

  • По улицам слона водили,
    Как, видно, на показ.......

  • Однажды Лебедь, Рак да Щука,
    Везти с поклажей воз взялись....

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
    На ель Ворона взгромоздясь.....
Задание10. Инсценирование басен. Кто лучше?

1 команда - “Демьянова уха”
2 команда - “Волк и ягненок”

Задание 11. «Кто лишний?»

Каждая группа получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)

Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)

Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)

Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)

Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

Задание 12. Угадать к какой басне данные иллюстрации и озвучить их

1 команда - иллюстрация: волк показан генералом.
2 команда - иллюстрация: волк сидит в углу.

Подвести итог викторины. За каждый правильный ответ команда получала жетон.

IV. Заключительное слово учителя. Запись в тетради слов Белинского:

“Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

Хочется закончить нашу викторину стихотворением:

Стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И.А. Крылову:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский.