Классный час об афгане. Классный час «Афганистан болит в моей душе…. «дорогами афганской войны»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2

города Агрыз Республики Татарстан»

Конспект классного часа «Из пламени Афганистана»

7 класс

подготовила

учитель татарского языка и литературы

Сулейманова Миляуша Тимергалиевна

Агрыз, 2013

Цель: сформировать представление о нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

Оформление гостиной, карта Афганистана, подборка стихов и музыки, приглашение гостей – участников боевых действий в Афганистане, цветы для ветеранов.

Оборудование: компьютер, проектор.

В зале звучит негромкая музыка песен про Афганистан. Участники классного часа присаживаются на места, ребята встречают всех и приглашают в зал.

Афганистан живет в моей душе Мне слышится бессонными ночами

Стихи Лоика в гневе и печали

И выстрелы на дальнем рубеже, Где завершится наш последний бой, Последний враг ничком на землю ляжет И чья- то мать слова простые скажет, И те слова услышим мы с тобой. Афганистан болит в моей душе И все, кого я встретил и не встретил Пусть долго будет жить на белом свете, Как тишина на дальнем рубеже.

Добрый день . У нас сегодня в гостях …………………………………………………… Тему сегодняшнего нашего разговора мы выбрали совсем не напрасно, 15 февраля этого года исполнилось 23 года со дня вывода Советских войск из Афганистана. На школьной скамье никто не задумывается о том, кто будет защищать Родину. Из сегодняшних выпускников школы лишь 30% юношей готовы к прохождению службы в рядах Российской армии. А между тем кто-то должен защищать рубежи нашей Родины. Государство сильно только тогда, когда имеет сильную армию, способную защищать интересы страны, авторитет президента, спокойствие мирного населения: детей, матерей, пожилых граждан. Одним из этапов становления современных вооруженных сил была афганская война, которая длилась 10 лет, с 1979 по 1989 год. По официальным данным, явно заниженным, потери советских войск составили 50 тысяч человек, из них 14 тысяч – погибшими. Трудно рассказывать об истории, когда еще свежи раны в сердцах. Но молчать об этом нельзя.


Звучит стихотворение Ю. Кирсанова «В ту ночь пришел сигнал в казарму к нам…» В ту ночь пришел сигнал в казарму к нам –Десантникам тревогу объявили,И нас уже ведут по кораблям,Маршрут давно по карте проложили.Впервые мы не взяли парашют,Зато рюкзак патронами набили.Сигнал «пошел!», сирену не дают,И рампу для прыжка нам не открыли.В ночи летит могучий караван,Людьми и техникой набитый.Сказали нам: «Летим в Афганистан,Спасать народ, амином с толку сбитый».И шесть часов прошли, как пять минут,Хотя идем согласно распорядку,Нас полосы огня к себе зовут,И караван заходит на посадкуНам на раздумье время не дано,Оружие свое готовим к бою.Войну видали только лишь в кино,А здесь придется жертвовать собою….

Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, и то их на всех не хватало, и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередным боем. Воевавшие дети – не воевавших отцов, так часто говорят об “афганцах”. Те, кто пересек афганскую границу в теперь уже далеком 1979 году, еще не знали к чему готовиться и что их ожидает. Они уходили в неизвестность. Какой это неизвестность предстала им, теперь мы более или менее представляем. Сначала все считали дни, затем недели. Но дни и недели постепенно складывались в годы… Афганская война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ни кем никому не объявленная. Вспоминать о службе тяжело и трудно! Сжимается сердце и становится больно! Многих женщин война оставила без сыновей. Многих сестер оставила без братьев, много домов она разрушила. Водоворот времени подхватил солдат и бросил их по течению, не подготовленных к смерти, и не знавших жизни. Война – это страшное слово. Когда его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда.


В краткой меж боями передышкеДостает помятую тетрадьОпаленный порохом мальчишка,Сердцем хочет песню написать.Написать об огненных атаках,О заветной радостной мечте,О друзьях-товарищах, солдатахИ о с боем взятой высоте.Просвистела пуля, он не слышал,И пробито сердце напролет.Песня до конца его не вышлаСтрочки в ней одной не достает.Песни пусть его чуть-чуть корявы,Рифмы, ритмы малость не сошлись,Но в стихах о Родине, о славеКровью сердца строчки запеклись.Пусть пробьется сквозь любой заслон,Зазвучит сегодня иль когда-тоПронесет сквозь годы боль и стонПесня, сочиненная солдатом.

Песня, которая прозвучала сейчас, одна из самых известных афганских песен. В исполнении группы «Голубые береты» она очень часто звучит по радио и телевидению, она записана на кассетах. Но у этой песни нет автора. За 23 года ее существования никто не позвонил, не написал, не сказал, что это моя песня. А значит, ее автор и первые слушатели не вернулись с той необъявленной войны. Человек продолжает жить в своих делах: в домах, которые он построил, в картинах, которые он написал, в песнях, которые он сочинил…. Человека уже давно нет, а песня как бы продолжает жить за него.

Вместе с солдатами и офицерами в Афганистан летели и молодые девчонки: врачи, медсестры, связистки. Не всегда они попадали на передовую, не всегда погибали под пулями. Но в душе каждой из них Афганистан оставил свой неизгладимый след.

Звучит стихотворение А. Стовбы «Окоп не простреливала артиллерия…» Окоп не простреливала артиллерия,Армада танков на него не шла,Не зная к жизни недоверия,Трава зеленая взошла….Ни крика не было, ни стона,Пыль расстилалась по земле,В ушах осталась легкость звонаПосле разрыва «эрпэгэ» (РПГ).Две жизни вычеркнуто в списке,Их растворило в синей мгле,Мы им поставим обелискиИ молча предадим земле….Упали парни, смежив веки, -Мир настороженно затих….Они останутся навекиМоложе сверстников своих.

Десантники всегда считались самыми мобильными из всех родов войск. Офицеров и призывников туда отбирали изо всех городов Советского Союза особенно тщательно.

Звучит стихотворение М. Шелехова «Мое время». Это время – моё. Я не знаю прекрасней времен.Эта воля – моя. Мне волне не ведома воля.Этот вбитый в пустыню десантный родной батальонИ по родине боль – нет страшнее и слаще той боли.И когда камнепадом бессонных и вздыбленных ротМы ударимся в ночь, зажигая сигнальные свечки,Нас любовь и надежда по черным пескам поведет,На барханах оставив кровавые наши насечки.И за толику жить и стоять на железном ветру,И за горечь полей желтоглазого АфганистанаБезыменным туманом на старой границе умру,Безымянной звездой!

В Афганистан отправлялись действительно лучшие ребята поколения 80-х годов. От своих сверстников они отличались не только таинственным загаром обветренных лиц, не только ранней сединой и еще не потускневшим блеском боевых наград. Вернувшись, домой, они принесли с собой лучшие человеческие качества, добытые ими в испытаниях: благородство, товарищество и солдатское братство. На нашу сегодняшнюю встречу, мы пригласили участников тех событий 23-летней давности, ставших сегодня уже историей страны

Мы говорим о том, что время лечит, что с годами раны затягиваются…. Но, наверное, не все можно вылечит годами, а вырезанные на спинах советских людей звезды не затянутся никогда….

Давай за тех, кто не вернулся,Кто стал частицей тишины,Кто лег в горах – и не проснулсяОт необъявленной войныДавайте вспомним поименноТех, с кем навеки сроднены,Кто был частицей батальона,А стал частицей тишины.Вслух выговаривать не будемИх дорогие имена,Покуда здесь безвестна людямТа наша горькая война.Давай прочней держать бокалы,Они пролиться не должны,Хоть горше зелья не бывало,Больней не будет тишины.Отставить не имеем права,А только молча и до дна,-Поскольку общая держава,Поскольку общая война.
Объявляется Минута молчания

Письмо - воспоминание. Из писем солдата.27 декабря 1979 г. Мы перешли границу Афганистана. ” Их рота готовилась к новогодним праздникам, когда в ночь с 26 на 27 декабря они были подняты неизвестность. Когда стали выгружать вещи, поняли, что находятся в другой стране. Зачем? Почему? Что происходит? У всех на лицах были эти немые вопросы. Тогда им и объяснили, что здесь, в Афганистане, они должны оказать военную помощь (так предпочитали называть миссию русских солдат). “ Мы еще не до конца понимали, что нас ждет . Прошло несколько дней, начались проблемы с питьевой водой, тогда пришел страх”.

“Если вы не до конца понимали боевое задание, могли отказаться от него?” На что он ответил: “Нет. Я русский солдат. И если Родина отправила меня сюда, значит так нужно. Это мой долг”. И прозвучало это так тихо, без надрыва, без пафоса и сожаления. Условия были суровые. Их воинская часть располагалась возле города Герат. Спать приходилось на голой земле, завернувшись в шинель, еды тоже было очень мало, потому что они были “первыми”. Надо было начинать строить хотя бы какое – то жилье. Погиб папин друг Костя. Гроб с телом отправили родным, в ответ пришло письмо матери, обезумевшей от горя. Мама Кости спрашивала: “Сынки, за что вы воюете? Кто послал вас туда?”. Она только что похоронила мужа, а вот теперь “Груз-200” – гроб с телом сына. Командир зачитал ее письмо перед всей ротой. Никто не мог спокойно слушать строки из письма, у папы до сих пор подходит комок к горлу, когда он воспоминает о них. Но никто из однополчан погибшего молодого бойца не сказал, ни одного слова упрека в адрес родины, которая отправила защищать чужой народ. Истинный патриот никогда не посмеет обвинять родину в том, что она посылает на верную гибель своих лучших сынов, не успевших порадоваться жизни. В этом, я считаю, и проявляется одно из частных значений слова “патриот”. Родину свою человек любит ее не за то, что она дала или не дала, а вопреки всему“. Однажды их роту в ущелье “зажала” банда. Заканчивались сухари, боеприпасов оставалось совсем мало, все ребята написали прощальные письма домой, мысленно расстались друг с другом, избегая смотреть в глаза. Все понимали, что жить им осталось совсем немного. “Смотрим на небо – очень не хочется умирать, обидно, что умирать придется за чужой народ, чужую страну. Казалось все каким-то нелепым. За что? Этот вопрос вертелся в голове у всех, но вслух его никто не произносил”. Только маленький блокнот, верный спутник, аккуратно “запоминал” каждое мгновение. Бумага все стерпит. “ Столько отчаяния и боли в глазах ребят я больше никогда не видел. И вдруг.… Все резко подняли головы, стали прислушиваться. Слезы, только не знаю, как их назвать, потекли у всех из глаз. На помощь пришли вертолетчики. Нас не забыли!!! Трудно передать словами это чувство.

Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть.…Нет,…Они не нуждаются в жалости. А вот мужества и гордости им не обойтись. Это проникло с войной в их сердца и сознание. 15 Февраля 1979 года условную линию границы, проходящую по мосту через Амударью, пересек русский воин – генерал лейтенант Б.В. Громов. В этот день завершился вывод из Афганистана ограниченного контингента советских войск. Они вернулись в общество, чтобы обрести мир и покой. Они принесли с собой желание рассказать обществу правду о честно выполненном долге, об утерянных друзьях, о добром отношении к людям. А еще принесли – песни горькие, но чистые и искренние.

Мне не случайно кажется порою:
Нет в мире долговечней ничего,
Чем имя настоящего героя
Чем слава негасимая его!

Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить нас все голоса погибших и живых – война не проходит бесследно.

Давайте дадим слово нашим гостям.

И сегодня на рубежах нашей Родины стоят солдаты, это мальчишки, ваши ровесники. А в мирных городах и сёлах живут матери, отцы и дети погибших солдат. Мир всегда стоил очень дорого. Интернациональный долг превыше всего. До тех пор, пока мы помним, этих ребят, чтим их память, ходим на могилы и памятники, не зачерствеют наши души. Нам не будет стыдно смотреть в глаза матерей, потерявших своих сыновей. Да будет мир, да будем помнить своих героев.


Песня «Под шум и взрыв гранат»О сколько было подвигов на свете,Они уже в преданья отошли.Из уст в уста их повторяют детиНа всех материках большой земли.И будут повторять из уст в уста,И в каждом этом подвиге незримаСвоя и глубина, и высота,И красота своя неповторима.Но из всего того, о чем мы слышим,И из того, что мы вершим пока,Солдатский подвиг я считаю высшимИ самым бескорыстным на века.
Спасибо всем.

Список использованной литературы 1. Давыдова А. В. Классные часы – М.: ВАКО, 2012.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Материалы школьного краеведческого музея.


Дмитрий Николаев
Классный час «Афганская война»

Классный час «Афганская война »

Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен . Ушла в историю Афганская война . Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война .

Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось : ложь и правда вместе.

СТИХ ученика про Афганистан «в»

РОЛИК «Слезы и боль России»

Афган – как долго длятся ночи,

Для поседевших матерей,

Все в черном, выцветшие очи,

Все ждут они своих детей.

Родине служат солдаты России, провожают и ждут их матеря.

СТИХ ученика о матери 6 «в»

Ролик «Я служу России»

Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну , стал частью этой войны , а война частью солдата .

СТИХ 6 «а»

Ролик «Честь имею!»

Поклянемся друзья,

Не забудем парней,

Тех, кто жизни отдал

На афганской земле .

Память в сердце о них

Сохраним навсегда,

Если только самим

Жизнь подарит судьба.

СТИХ 6 «а»

Через Афганскую войну прошло - 620 .000 солдат и офицеров, 14 453 - погибло, 53.753 - ранено.

Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

И не только им, а всем солдатам, защищавших нашу Родину.

Русский солдат – это тот, кто себя не жалея

Защитит ценой жизни друзей.

Пусть в груди у него заалеет,

Но он сердцем других горячей!

Он из тех, кто людей благородно

Из-под пули спасет без наград.

Он из тех, кто душою свободно

Предан родине. Русский солдат!

Ролик «Россия великая страна!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Классный час Чем богат человек Классный час «Чем богат человек» Цель: показать духовные ценности человека. .Оборудование: АРМ учителя, бумага, фломастеры, магнитная.

Классный час «Дети войны» Цель классного часа: способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа. Задачи:.

Классный час «Дружба начинается с улыбки» ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Открытый классный час «Дружба начинается с улыбки!» 2.

Классный час «Милосердие» Ярошинская Светлана Эдмундовна учитель начальных классов КОУ «Адаптивная школа № 12» Классный час: «Милосердие» Цель: Знакомство детей с.

Классный час «Я маленький гражданин России» Классный час. «Я – маленький гражданин России». (2 класс) Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные.

Классный час «Разговор о вредных привычках» "Разговор о вредных привычках" Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью. Задачи: Выработать у учащихся.

Классный час в 1 классе «Я уже школьник» Классный час. 1 класс. Тема: Я уже школьник. Цели: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль, ознакомить с некоторыми правилами.

Димова Наталья Петровна
учитель математики и информатики
КГКСКОУ СКОШ 5 вида № 2
г. Комсомольск-на-Амуре

Данный материал предназначен для учащихся и рассчитан на 8-10 классы. Используется на внеклассных мероприятиях и классных часах. Класный час посвящен, памяти погибших войнов-интернационалистов. Мероприятие развивает интерес у учащихся к историческим событиям, уважение к России, расширяет кругозор.

Цели:

1. Наполнить благородством и уважением отношение к России.
2. Развитие интереса к историческим событиям.
3. Расширение кругозора.
4. Воспитание чувства любви к Родине.

Оборудование: проектор, слов слова, видеофильм о войне, аудио песни про Афган, презентация, минута молчания.

Ход классного часа:

Я не знаю, кому и зачем (Читает стих – под минус песни)
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Недрожащей рукой,
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно
Отпускали их в вечный покой. А. Вертинский.

Видео ролик - Афган (просмотр)

Сегодня ребята, мы с вами поговорим о знаменательной дате, которая вошла в историю России как Афганистанская война.
В течение этого времени хотелось, чтобы вы провели грань между трагической войной и миром, чтобы задумались над теми фактами, которые будут затронуты. Чтобы наполнились у вас сердца благородством и уважительным отношением к России, также хочется, чтобы вы гордились за своих земляков. Но при этом будем развивать умение слушать, анализировать, делать выводы при этом грамотно выражать свои мысли.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Война-какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Ушла в историю еще одна война, которая не пожалела молодые души ребят. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Слайд (карта): Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.
27 апреля 1978г- В Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. К власти пришли коммунисты, которые запрещали совершать утренние мотивы, посещать храмы, запрещали совершать мусульманские обряды. Никто не хотел соглашаться с этим. Так началась гражданская война в Афганистане против коммунистов. Афганистан попросил помощи у Советских войск. Наша страна откликнулась (Брежнев). Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер
? Как вы думаете, для чего были введены советские войска В Афганистан? (оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Задача русских войск-защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.).
Итак, началась война-25 декабря 1979
Слайд: Война в Афганистане продлилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней – 2238дней. Единого мнения о случившемся нет до сих пор, но сомнению не подвергаются мужество и честь, с которыми советские солдаты выполняли свой воинский долг, как тогда именовали - интернациональной.
Каждый из наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества».
15 февраля 1989г был осуществлен выход наших войск из Афганистана. Этот день 15 февраля – считают Днем памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Отечества.
Слайд: По официальным данным, за годы в Афганистане мы потеряли более 15 тыс, 36 тыс было ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц
? Сколько лет в этом году исполняется со дня вывода советских войск из Афганистана. (24 года)
Ни за что погибали молодые солдаты, отправленные в ад на землю песков и ветров. И вот об этих молодых солдатах пойдет сейчас речь:
(Я) Попов и Васянин - слайды
Выступление учащихся: войны - интернационалисты
Вы все наверняка, смотрели фильм «9 рота» - о событиях этой войны.
Слайд: В Хабаровске, ребята, установлен мемориал на площади Славы. «Черный тюльпан» - так назывался самолет, который вывозил умерших солдат с поле боя. На подиуме из гранита возвышаются три черных пилона в форме лепестков тюльпана, на которых расположены фамилий жителей Хабаровского края, погибших в «горячих точках». В центре, у основания лепестков, - полусфера диаметром около 2 м, на которой, как на глобусе, огоньками отмечены зоны конфликтов, где воевали дальневосточники. Вокруг полусферы надпись: «Землякам, павшим в локальных войнах и военных конфликтах». Перед тюльпаном высечена надпись: «Погибшим при выполнение интернационального и воинского долга в мирное время»
Редким выдается день, когда к этому обелиску не приходят люди. Одни останавливаются, чтобы прочесть, кем и когда отлит этот памятник, другие приходят с печалью в глазах и, тихо положив к мраморному подножию обелиска букетик живых цветов, молчат, бросая взор на черные лепестки тюльпана, пробитые осколками снарядов.

Слайд:
Минута молчания (памятник)
Помяни нас, Россия,
И злых, и усталых,
Одуревших от зноя,
Без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь
От привала к привалу,
От звезды до звезды,
От беды до беды.

Давайте почтим память не только войнов - афганцев, но и тех, кто не вернулся из горячих точек.
Итог мероприятия: Когда началась афганская война? Сколько она продолжалась?
Сколько лет в этом году исполняется, когда завершился выход советских войск из Афганистана?
Какие герои, воевавшие в Афганистане запомнились?

Дополнительно: архив, объемом 20,1 Мб, содержит

  1. Презентация в формате.ppt (15 слайдов)
  2. Видеоролик (.avi)
  3. Музыкальное сопровождение (.mp3)
  4. Конспект урока (.doc)

Внеклассное мероприятие «Ты в памяти и сердце моем, Афганистан»

Цель:
способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.
привить интерес к истории родного поселка,
познакомить с героическими подвигами односельчан,
способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».
Материально-техническое обеспечение:
- проектор, компьютер, экран (для демонстрации презентации, фотографий),
- аудиозаписи.

Ход урока

Слайд 1 (Звучит песня «Синева» громко)
Учитель : Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей. Есть такие, которые жили в Донецке, в нашем районе, и не вернулись. Есть и такие, которые воевали там, живут и работают рядом с нами.
2 слайд
Учитель: Из директивы № 312/12/001 от 24 декабря 1979 года:
«С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных анти афганских акций со стороны сопредельных государств…»
Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов
Начальник Генерального штаба
Маршал Советского союза Н.В.Огарков

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолеты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознаменного военного округа.
3 слайд (Звучит песня: начало только «Кукушка»)- тихо
Учитель: Из-за высоких Гиндукуш не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «черные тюльпаны», так называли вертолёты, доставлявшие гробы, напоминали, что там идет настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из легких…
Чтец: Снится часто мне мой дом родной –
Лес о чем-то, о своем мечтает,
Серая кукушка за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает.
Ты прижался ласково к цветку,
Стебелек багульника примятый,
И звучит далекое «ку-ку»,
Отмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка,
Восемьдесят, девяносто, сто…
Что ты расщедрилась, кукушка?
Я тоскую по родной стране,
По ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы, не скупясь,
Им знакомы голод и усталость,
Дни свои не копят про запас.
Кто им скажет: сколько их осталось?
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.
(В.Кочетков, Ю.Кирсанов «Кукушка»)
Учитель : Наш праздник, посвящённый дню вывода войск из Афганистана, считается открытым.
4 слайд
Учитель: Тогда, до декабря 1979 года все было как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.
Чтец : Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времен
Под победные марши шагали.
Много славных российских имен
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.
5 слайд
(Звучит «Лунная соната»)
Ведущий 1 : Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов.
Ведущий 2: Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.
6 слайд ВИДЕО
Слайд 7
Чтец : И как же мне не вспоминать

Друзей моих погибших лица
Да, это страшно – умирать,
Когда так надо возвратиться.
И ты ушел, приказ ведь дан
Ты верен долгу и присяге
И целиком Афганистан
Застыл в твоем последнем шаге
Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!
Память лица поставила в ряд
Это парни, которым будет вечно по двадцать
Это те, кто прославил десант.
Слайд 8
Ведущий 1 : Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:
Ведущий 2: Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
Ведущий 1: Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан.
Ведущий 2: Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения переназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил Демократической Республики Афганистан. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
Ведущий 1: Январь 1987 года - февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
Слайд9
(«Лунная соната продолжается»)- тихо
Учитель: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.
Чтец: Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезой последней провожаю,
Все, с чем впервые расстаюсь навек.
Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
Учитель:Рядом с нами живут и работают люди, которые были там, видели этот ад.
Ведущий 1 : Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
Слайд 10
Чтец : Стихов написано про горы
Число такое, что не счесть,
Но только эти горы – горе
Хотя и в горе что-то есть.
Вокруг такая тишина,
Что слышен дальний лай шакала,
У нас же снова ночь без сна,
И ждем короткого привала
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.
Песок скрипит, тропы не видно,
И каждый шаг – нелегкий шаг.
И вдруг становится обидно,
Что ускользает снова враг.
Вокруг такая тишина,
Что слышен шепот за три метра,
Да, эта странная война
Нас опалила знойным ветром.
Не верю этой тишине,
Горам безмолвно я кричу:
«Вы что-то гасите во мне,
Как догоревшую свечу»
Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине,
Мне надо!
(Н.Кирженко «Стихов написано про горы!»)
Слайд 11
Ведущий 1 : Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии – 525,2 тысячи человек. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тысяча человек.
Ведущий 2: Общие людские потери Советских Вооруженных Сил составили 13тысяч человек.
Ведущий 1: За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 человек.
12 слайд
Ведущий 1 : 15 февраля 1989 года последний бронетранспортер с нашими воинами пересек мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
13 слайд Песня вступление «Журавли» - тихо
Чтец: Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнем,
У судьбы не спросишь что – кому,
Девять лет вы жили этим днем,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
(Б.Громов)
Учитель: 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжелый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не услышали «Я вернулся, мама…»
Эту песню исполнял Марк Бернес, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с кровавых полей. И это не только участники Великой Отечественной войны, но и те, кто 10 лет выполнял свой интернациональный долг в Афганистане и Чечне.
Слайд 14
Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…
Слайд 15
И сегодня стоит корзина цветов у мемориальной доски воина-афганца Виктора Николаева как дань памяти о всех воинах отдавших свой гражданский долг в этой войне.
Чтец: Николаев Виктор Васильевич – водитель бронетранспортера, рядовой.
Родился 9 сентября 1964 года в городе Донецк в рабочей семье. В 1979 году окончил восьмилетнюю школу №72 города Донецка, в 1981 году – 10 классов средней школы №60 города Донецка, в 1982 году – специальное профессионально-техническое училище №23 города Донецка по специальности «электросварщик ручной сварки», в июле 1982 года – Донецкую техническую школу ДОСААФ по программе подготовки водителей транспортных средств. Работал водителем в институте «Южниигипрогаз».
В Вооруженные Силы СССР призван 1 октября 1982 года Куйбышевским районным военным комиссариатом города Донецка. Прошел курс военной подготовки по технике ведения боя в горной и пустынной местности, освоил специальность водителя бронетранспортера.
В Республике Афганистан с декабря 1982 года. Служил водителем бронетранспортера противотанковой батареи 191-го отдельного мотострелкового полка (войсковая часть полевая почта 39676; город Газни).
Трагически погиб в результате происшествия 29 января 1983 года.
Похоронен на кладбище посёлка Красный Пахарь (участок 3) в Донецке.
Награжден орденом Красной Звезды (1989; посмертно).
В Донецке на здании бывшей восьмилетней школы №72 (ныне – школе №72; улица Васнецова, 2), в которой учился Виктор Николаев, установлена мемориальная доска. В мемориальном музее Героя Советского Союза В.В.Арсенова, который находится в специальном профессионально-техническом училище №23 города Донецка (ныне строительный лицей №23 города Донецка; улица Лермонтова, 1а) оборудован уголок памяти воина-интернационалиста.
Учитель : Это люди, которые воевали и погибли в то время, когда всем остальным светило мирное солнце. Но пока о них помнят родные, друзья и просто знакомые, они живы.
Слайд 16
Звучит песня: «Память»- громко
В честь таких людей возвели памятник погибшим воинам-афганцам (памятник воинам-интернационалистам) .
На территории Донецкой области похоронено 302 человека, убитых на афганской войне (1979-1989) и более 300 человек вернулись инвалидами с этой войны.
Памятник был открыт 7 мая 1996 года в парке имени Ленинского комсомола.
Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса» что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войны и афганской войне (1979-1989).
В память о воинах, погибших во время боевых действий в Афганистане, объявляется минута молчания.
Слайд17
Слайд18
Ведущий 2 : Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.
Слайд18 (Звучит тихо: «Лунная соната»)
Чтец: Лишь миг один,
И был бы я живой.
Лишь миг один,-
Но он уже не мой.-
Кого-то выстрелом окликнул автомат,
Но этот клич был послан наугад.
Лишь миг один успеть бы оттянуть,
Я оглянулся и откликнулся на зов,
Вставая – был бы жив,
Еще вставал – уже был мертв.
Лишь миг один –
Решает, кому быть и с кем,
Лишь миг один сомненья,
А затем
Шагнул к бессмертью безжизненному я,
Но кто-то жить остался,
Значит смерть моя не зря…
(И.Медведев «Лишь миг один»)
Чтец: Туманы над рекою, словно дым,
Кровавые закаты над горами.
Я навсегда останусь молодым
И буду жить коротким словом «память». –
Я буду жить в ромашках придорожных,
В листве берез, в журчащем ручейке.
В молчанье обелисков осторожном,
В жемчужинах росинок на листве.
И в небесах, промчавшись яркой черточкой,
За дальним полем, в темноте ночной
В траву упала голубая звездочка
И загорелась золотой звездой.
Объята вечность тишиною звонкой,
Тяжелой, напряженной тишиной.
Склоняют низко головы потомки
В молчании суровом надо мной.
И надо мной склоняются березы
В торжественной и скорбной тишине.
Сияют в небе голубые звезды
Над каждым из живущих на земле.
(Л.Молчанов «Туманы над рекою»)
Слайд 19
Ведущий 1 : Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Нов памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Ведущий 2 : Еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о ее трагизме и мужестве советского солдата.
Учитель : Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.
Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, - жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. Выполняют приказ своей Родины.
36 года минуло с того момента, как советские войска пришли в Афганистан, и уже 27 лет прошло после вывода Ограниченного контингента советских войск с территории южной, некогда соседней нам страны. По человеческим меркам отделяют нас не годы – эпоха. Другая была страна, другая ситуация в мире. Многие по-прежнему говорят: Болит в моей душе Афганистан». Потому что все также «иголками» дает о себе знать незаживающая душевная рана, память о потерянных родных и друзьях. И, наконец, все также осознание от беспокойных и горьких вопросов, суть которых в одном: почему так случилось?



Работа содержит презентацию для классного часа о войне Афганистане "Афганистан - боль души моей". Цель мероприятия изучение истории, воспитание патриотизма, формирование готовности защищать свою страну.

Разработка содержит сценарий и презентацию для классного часа "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан", посвященного выводу войск из Афганистана. Мероприятие проводится в форме литературно-музыкальной композиции. В течение урока зачитываются отрывки из литературных произведений, декламируются стихи о войне в Афганистане.

Презентация на тему «Афганистан болит в моей душе» - это наглядное пособие, которое позволит рассказать сегодняшним школьникам о той войне, которая до сих пор эхом отзывается в сердцах русских людей, хотя шла она далеко за пределами нашей страны. Ее жертвами стали молодые юноши и опытные командиры, которые под чужим афганским небом выполняли свой интернациональный долг. Скачать пособие можно для классного часа в средних классах (5, 6, 7, 8, 9 класс).

Заголовком для электронного ресурса автор взял слова песни Муромова. Действительно Афганистан не только болит, но эта боль живет в душах многих. Его не забыть тем, кто там побывал, кто не встретил с войны любимого, кто не дождался сына, кто пришел домой инвалидом в 19 лет, кто видел весь этот ужас и знает о нем. На классный час или внеклассное мероприятие можно пригласить воинов-афганцев, которые расскажут о той войне детям.


Урок мужества на тему «Афганистан - незаживающая рана» с использованием презентации можно провести накануне праздничной даты, когда советские войска были выведены из этой страны. Война закончилась 15 февраля 1989 года, но память о ней стереть нельзя. Это рана будет кровоточить у тех, кто хоть как-то соприкоснулся с этой войной. Никогда не утихнет боль и не заживет душа у тех, кто потерял родных, друзей близких там, в далеком Афганистане. Пусть урок мужества, для которого выполнена эта работа, станет напоминанием о том, что не должно повторяться.

Выполнено пособие для классного часа на 25 слайдах. Здесь скупые тексты, пестрящие фактами, документальные фотографии, карта страны, стихи и боль в каждом слове, в каждом взгляде тех, кто запечатлен на фотографиях. Это было совсем недавно, и мы об этом помним. Пусть и дети знают о тех солдатах, на долю которых выпала афганская война.


Презентация наполнена материалами, которые расскажут школьникам об афганской войне и о той ситуацие, которая сложилась в Афганистане в те страшные годы после Апрельской революции 1978 года. Скачать бесплатно электронную разработку можно для уроков истории в старших классах или для классного часа в 9, 10, 11 классе.

Работа выполнена на 16 слайдах учащимся 10 класса Ковтуновым Александром. На первой странице проекта страшные даты: 1979 - 1989. Это годы кровопролитной "афганистанской" войны, которая забрала столько жизней. Далее идет подробный рассказ о боевых действиях, о причинах войны, о роли Советского Союза в этом военном конфликте. Много вопросов у современного школьника связано с этой войной, на большинство из них будут даны ответы именно на этом уроке истории, хотя минуло уже 25 лет с момента ее окончания.


Презентация подготовлена в рамках проведения краеведческой Вахты памяти, которая приурочена ко Дню вывода советских войск из Афганистана. Произошло это событие 15 февраля 1989 года, но прежде чем последний наш солдат покинул эту страну, был ряд печальных событий, погибло много бойцов. Обо всем этом и рассказали школьники в своей работе, которую можно скачать для проведения классно часа.

Более 25 лет прошло со дня вывода войск из Афганистана. Неоднозначно сегодня мнение наших современников об этой чужой войне. Кто-то считает ее безумством политиков, кто-то божией карой, а кто-то способом прозрения, но однозначно одно: равнодушными эта война никого не оставила. В работе рассказывается о тех воинах, которые были родом из Белгорода, так как работа имеет краеведческий уклон. Не смогли молодые ребята дожить до того дня, когда войска были выведены. Не удалось им вернуться домой. Вечная память героям!