Парусный и Галерный флот – история модернизаций. Николай Дик. Похождение петровской галеры Галерный флот при Петре I

И. ИВАНОВ

Совершенствовалось русское кораблестроение. Фрегат «Михаил Архангел» по своим мореходным и боевым качествам превосходил своих предшественников.


Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот.

Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался тем, что вначале он состоял, в основном, из гребных судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтийском море.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 000 человек.

Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть - морские солдаты-абордажники. Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вицеадмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин - подпоручик (унтер-лейтенаит). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтерофицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпа, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.


Уже первые морские баталии прославили русский флот. Взятие шведских судов «Астрилъд» и «Гедан» 7 мая 1703 года.
С картины Блинова.


Основу флота составили линейные корабли. По тем временам линейным кораблем считалось судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии. Первым линейным кораблем Балтийского флота был корабль «Выборг», построенный в 1710 году при личном участии и под руководством Петра.


Прославленная петровская галера.


Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр.

Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей.

Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

100- и 90-пушечные суда строились трехдечными - это были самые большие по размерам и самые мощные по артиллерийскому вооружению линейные корабли. На таком корабле должен был держать свой флаг флагман и своей артиллерией решать успех боя.

Первый трехдечный 90-пушечный корабль Балтийского флота «Лесное» спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1718 году.


Фрегат «Иван-город» (1705 г.)


Корабль строился под личным наблюдением Петра. Здесь было поставлено усовершенствованное парусное вооружение: бизань-рей заменен гафелем, а на бушприте и утлегаре вместо прямых парусов стояли три треугольных кливера.

В 1723 году в Санкт-Петербурге был заложен первый 100-пушечный трехдечный линейный корабль «Петр I и Петр II». Корабль строился по чертежам и при участии Петра. После его смерти судно было закончено и спущено на воду 29 июня 1727 года. Корабль находился в строю до 1752 года.


Фрегат «Петербург» (1704 г.)


80-пушечные линейные корабли сооружались иногда трехдечными бешканц и бака (корабль «Святой Андрей»), а иногда двухдечными со шканцами, баком и ютом.

74- и 64-пушечные линейные корабли составляли основу линейного флота.

Они были меньших размеров, чем корабли главных рангов, вооружены более слабой артиллерией, но управлять ими было легче.

Быстрота хода, хорошая поворотливость, прочный корпус делали их удобными для дальних морских переходов.


Модель трехдечного корабля «Святой Андрей» (1721 г.)






Лучшим линейным 64-пушечным кораблем петровского флота по своим мореходным качествам был «Ингерманланд», построенный в 1715 году в Петербурге под руководством корабель­ного мастера Козенца и под наблюдением Петра. Это один из любимых кораблей царя. В 1716 году судно участвовало в кампании на Балтийском море под флагом Петра I, командовавшего соединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Во все последующие кампании на Балтике 1718, 1719 и 1721 годов Петр держал свой вице-адмиральский флаг на этом корабле.

Фрегаты петровской эпохи вооружались 28-44 орудиями и предназначались для разведки, помощи поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские брандеры.

Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда. Все суда, о которых мы рассказывали, имели три мачты и прямое парусное вооружение.

Следующий класс кораблей петровской поры - шнявы. Они имели две мачты, 12-18 пушек и предназначались для разведки.

Прамы - плоскодонные 16-18-пушечные батареи 18-фунтового калибра - строились для защиты Кронштадта.

Буера имели одну мачту и несколько пушек малого калибра.

Бомбардирские суда строились для обстрела береговых укреплений. Вооружение - одна-две тяжелые мортиры.

Тартаны - легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями.

Бригантины - легкие суда, назначались для ближней разведки и посыльной службы.


Не о богатстве крепостника думал русский крестьянин, возводя на кормах кораблей Петра замысловатую вязь искусных украшений. Тогда поднимали паруса не только эти корабли - «Предистинация» и фрегат «Думкарт» - поднимала паруса Россия. Кто из корабелов-патриотов мог не сочувствовать этой великой идее обновления родной земли - идее выхода ее в море!..


Брандеры - суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно уже совершенно старые непригодные суда.

Флейты или пинки, шмаки, шкуты - были грузовыми судами, но вооружались несколькими пушками малого калибра и в петровские времена они включались даже в военный флот.

Военный гребной флот во времена Петра состоял из галер, полугалер и малых галер, называвшихся скампавеями.

Первые галеры Балтийского флота имели пушки, поставленные как на носу на специальном помосте, так и по бортам на помосте, идущем над банками. На носу галер ставились 18- или 24-фунтовые пушки, по бортам по две 12-фунтовые пушки.

Полу галеры водружались 12-, 18- и 6-фунтовыми пушками.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот, слава о котором прокатилась по всем морям и океанам.

ПЕРВЫЕ ГАЛЕРЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Е. С. Булдаков удк 629.5(091)

Галера принадлежала к классу парусно-гребных судов и состояла на вооружении флотов государств Средиземноморского бассейна более 1200 лет. Надо сказать, что на вооружении своих флотов галеры имели Англия, Голландия и Швеция. В последнем десятилетии XVII века военная галера появилась в русском флоте и задержалась в нем почти на 100 лет.

Появление галер было связано с начальным периодом образования регулярных военно-морских сил нашего государства. В ходе подготовки Петром I второго азовского похода, начавшейся осенью 1695 г., было задумано построить 22 военные галеры. Их детали изготовлялись по деталям натурного образца - голландской галеры. Эта галера была заказана царем в Нидерландах в 1694 г. с целью использования ее на торговом пути Волга-Каспийское море. Сохранилась выписка из письма секретаря царя думского дьяка А. Виниу-са государю от 9 июля 1695 г., содержащего сведения о посылке в Россию из Голландии галеры с перечнем припасов. Она была приобретена по заказу Петра I амстердамским бургомистром Н. Витце-

Фрагмент гравюры А Шхонебека «I

ном и в разобранном виде отправлена морем в Архангельск, а для ее сборки на месте был командирован «нарочный человек». В приписке к документу говорилось, что модель этой галеры послана на отдельном корабле представителю Торгового дома Нидерландов в Архангельске Д. Гартману (Хартману). Царь же, получив известие об отправке галеры, 30 июля 1695 г. написал А. Виниусу из Азова, приказав галеру (по прибытии), не собирая, немедленно везти в село Преображенское. Что и было сделано в начале января 1696 г. Послужив образцом при строительстве 22 галер, она также была введена в строй, став 23-й галерой азовской галерной эскадры под флагом командующего Азовским флотом адмирала Ф. Я. Лефорта.

Что собой представляла эта галера, каковы были ее главные раз-мерения - длина, ширина и глубина интрюма? На первую часть вопроса в полной мере ответить не удастся никогда - модель утеряна. Что касается размерений галеры, то начальные сведения о них находим в двух изданиях по истории русского флота. В первом - «История русского флота. Период Петровский. 1672- 1725» (автор К. Г. Житков) - эти параметры измерены в саженях. Во втором - «История русского флота. Период Азовский. Приложения» (автор С. Елагин) - приводится целый набор параметров галеры (в футах). Об одной и той же галере говорят авторы? С. Елагин в приложении к своей истории русского флота приводит литографию Р. Гундризера: «Изображение галеры, построенной по заказу Петра в Голландии в 1695 году» (с модели, хранящейся в Гааге). К. Г. Житков говорит о галере, изображенной на гравюре А. Шхонебека «Русский флот под Азовом. 1696 г.»

Судя по изображениям, которые приводят авторы, говорят они о разных судах. С. Елагин - о военной 17-баночной галере, К. Г. Житков - о торговой галере, подтверждением чего служит отсутствие на ней ка-штеля (полубака) - неотъемлемой принадлежности только военных галер. Торговые галеры полубака не имели, что позволяло в случае необходимости вооружать их мортирами. Кстати, этот признак был характерен для азовских галер и более позднего времени, о чем говорит их артиллерийское вооружение.

С. Елагин, собрав об Азовском периоде истории русского флота бесценные материалы (в том числе и сведения об образцовой галере), их не использовал и сделал ссылку на другую 17-баночную военную галеру постройки XVIII в. Она представлена и на сайте Национального музея в Амстердаме. Среди голландских исследователей нет единого мнения по поводу этого судна. Одни считают, что это модель серийной галеры, построенной в Амстердаме для царя Петра в 1721 г., вторые - моделью для подношения Петру в

СУДОСТРОЕНИЕ 2"2011

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Галера 1696 г. (Житков К. Г. История русского флота. Период Петровский. 1672-1725 гг. СПб.,1912)

качестве подарка, но оставшейся в Амстердаме, поскольку не была закончена до кончины царя. О вероятности последней версии говорит большое количество резьбы по дереву - очень дорогого удовольствия. Есть сведения, что образцовая галера имела деревянные резьбовые украшения в виде человеческих фигур («личин») на кормовой надстройке и балясинах перил, но значительно скромнее приводимых на модели, что вполне соответствовало правилам украшения резьбой коммерческих галер голландского флота того времени.

В конце XVII века русские плотники для измерений пользовались аршином (0,68 м). Для измерений применялся также мерный наугольник, тесно связанный со средними размерами человеческого тела. Его сторона, равная 1,76 м (рост), называлась мерной маховой саженью («распахнутые руки», чаще, «ручная») и вместе с 3-аршинной саженью (2,04 м) использовалась плотниками при строительстве судов, например, стругов. Ручной саженью измеряли длину, а 3-аршинной - ширину: «а длина тем всем стругам в ручных саженях, а поперечь в 3-аршинную сажень». В росписях 1697 г. встречается еще одна единицу измерения длины - сажень, равная 5 ногам. Да, такая единица была знакома нашим плотникам, как и пальцы, вершки, пяди, великие пяди, локти. Все они вытекали из мерного наугольника. Например, если

стороной наугольника была пядь, то его диагональю была нога. «Пяти-ножная сажень» применялась при заготовке леса для строительства галер. Сведения о древней русской ноге (0,359 м) позволили приблизить «пятиножную сажень» к ручной сажени.

Теперь становится очевидным, что галера К. Г. Житкова имела длину 21 русскую сажень (37 м), ширину около 5 (9 м) и глубину интрюма около 2 (3,5 м). Размерения галеры, приведенные С. Елагиным, были следующими: длина 125 футов, ширина около 30 футов, глубина интрюма около 12,5 футов. Размеры галер у обоих авторов будут идентичными

только в том случае, если С. Елагин измерял параметры галеры в старых английских футах (0,297 м), применявшийся в русском судостроении до 1835 г. Так оно и есть! И размеры эти принадлежат упомянутой выше 17-баночной галере.

Размеры первых галер были продиктованы размерами образцовой галеры в амстердамских футах (0,283) и зафиксированы в московском судном Владимирском приказе и фигурировали в заданиях на заготовку леса для галер: длина - «125», ширина - «25». В отношении глубины интрюма разговоры не велись. Однако указывалась осадка: «галера в воде ходу имеет 5 ног». Известно, что 17- и 18-баночные галеры из состава азовского «морского каравана» имели осадку 3 аршина (2,04 м). В описях 1697 г. находим, что галера адмирала Ф. Я. Лефорта была 14-баночной (28 сиделок), т. е. более легкой, и можно предположить, что номинал осадки «5 ног» принадлежал также ей и равнялся 5 футам, или 1,4 м. Высота безопасного надводного борта галеры такого класса была не больше 2 футов (0,6 м) В этом случае глубина интрюма ее была не ниже 7 футов (2 м). Длина же голландской галеры равнялась 125 футам (35,4 м), а ширина - 25 (7,1 м). Ошибка упомянутых авторов в определении ширины галеры состояла в том, что они давали ее значение «в гребле».

Конструктивная особенность галер - вынос за борт кронштейнов (бакаляр) для установки на их концах

Галера на литографии Р. Гундризера (Елагин С. СПб., 1864)

История русского флота. Период Азовский.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

СУДОСТРОЕНИЕ 2"2011

гребных балок (постиц). В районе мидель-шпангоута он составляет 2- 2,5 фута (ширина постичного моста). В этом случае ширина галеры «в гребле» равнялась 20 футам (5,7 м). Судя по отношению ширины галеры к ее длине (1:5), образцовая галера имела хорошую управляемость - важное для галер морское качество. Из-за отсутствия должного опыта у русских мастеров первые галеры русского флота получались «разновеликими». Так, с размерениями образцовой галеры удалось сделать только шесть судов. Из остальных - две были 15-баночные, три - 16, четыре -17-баночные (среди них «царева» галера «Принципиум») и шесть галер были 18-баночными. Сделана была и самая малая 13-ба-ночная галера.

Самое тяжелое вооружение имела галера государя - пять мед-

ных корабельных пушек: одна 30-фунтовая и четыре 3-фунтовые пушки общей массой около 6 т. Самое легкое вооружение несли две 14-баночные галеры - по одной 2-фунтовой куршейной пушке и по две - 1-фунтовые. Галера Ф. Я. Лефорта имела 5-фунтовую куршей-ную пушку и две 2-фунтовые пушки общей массой 1,3 т. Все галеры были вооружены погонными медными пушками на корабельных станках. Что касается фальшбортной артиллерии, то она была малочисленна и пестра. Главной ударной силой абордажного боя были ручные гранаты.

Даже поверхностная оценка позволяет сделать вывод, что все галеры «морского каравана» были не хуже образца. Это позволило обеспечить успешное выполнение боевой задачи по блокированию с моря крепости Азов.

Первые галеры прослужили недолго. Их строили в большой спешке из сырого дерева, при эксплуатации полностью отсутствовали необходимые навыки. Большинство не осознавало важность того огромного дела, которое затеял Петр I, создавая флот.

Литература

Елагин С. История русского флота. Период Азовский. Приложения. Ч. 1. СПб., 1864. Елагин С. История русского флота. Период Азовский. СПб., 1864.

Житков К. Г. История русского флота. Период Петровский. 1672-1725 гг. СПб., 1912. Калинина Е. История г. Воронежа. Вор. обл. изд. 1941.

Петрушевский Ф. И. Общая метрология. СПб., 1849.

Каменцева Е. И. Историческая метрология. М., 1957.

Висковатов А. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходство вообще до конца 17 столетия. 2-е изд. М., 1946.

Дремлюг В. В. От локтя до метра. СПб.: Географ, 2003.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ (СЕРЕДИНА XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)

В. В. Козырь, председатель секции истории

при ЦП РосНТО судостроителей им. академика А. Н. Крылова,

e-mail: [email protected]_w ^(да1)

Сложившаяся к 40-м годам XIX века система организации управления кораблестроением не удовлетворяла насущным потребностям флота, переходившего от парусов к паровой машине. Многоступенчатость и расплывчатость функций подразделений Кораблестроительного департамента, а зачастую и некомпетентность руководителей в но

Галеры - большие гребные суда с одним рядом весел. Название «галера» произошло от греческого слова «меч-рыба». Длина весел галер составляла от 9 до 13,7 м, а число гребцов на веслах достигало 5-7 человек. Скорость под веслами у галер достигала 7 уз. Галера несла 2-3 мачты (в отдельных случаях - 4 мачты) с косыми или прямыми парусами.

В русском флоте XVIII в. большие гребные суда именовались галерами, полугалерами и скампавеями. Принципиальных различий эти суда не имели. Ряд авторов считает, что скампавеи и полугалеры имели меньшие размеры, чем галеры. На самом деле в документах упоминаются скампавеи, имеющие б о льшие размеры, чем галеры. В различных документах петровского времени одно и то же судно зачастую именовали то галерой, то скампавеей. Поэтому лучший историк русского флота Ф.Ф. Веселаг о в своем справочнике объединил их вместе.

Первые 13 скампавей (по другим источникам - полугалер) были заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи.

С 1711 г. галеры строятся в Выборге, с 1712 г. - в Санкт-Петербурге, ас 1720 г. - в Або. Всего входе войны на Балтике было построено свыше 200 галер, полугалер и скампавей. Точного учета не велось, и до нас не дошли даже названия большинства галер, не говоря уж об их тактико-технических характеристиках.

Русские галеры (скампавеи, полугалеры) строились трех типов - французского, венецианского и турецкого «маниру». Большинство галер было «турецкого маниру». Турецкие галеры отличала большая скорость и маневренность, но зато худшая мореходность, так как они имели низкие борта. В свежую погоду на Балтике ходить галерам «турецкого маниру» не рекомендовалось. Только осенью 1714 г. в шторм затонуло 16 галер (скампавей) «турецкого маниру».

Галеры «турецкого маниру» представляли собой килевые суда с длинным и узким корпусом, имевшим небольшое возвышение над уровнем воды. Спереди у них был слегка приподнятый кверху носовой выступ, напоминавший таран. Он назывался шпирон. К нему крепился передний конец реи (райны), державший парус тринкетовой (фок) мачты галеры. За шпироном в носовой части галер имелся помост , на котором помещались орудия самых больших калибров. Самое мощное орудие стояло в центре. Посередине галеры от носа к корме шел другой помост - так называемая куршея , служившая для быстрого передвижения людей вдоль галеры и перетаскивания грузов. Он покрывался двумя смолёными брезентами. От носа до кормовой надстройки слева и справа от куршейного помоста были скамьи для гребцов, именовавшиеся банкам и. На корме возвышалась надстройка-каюта, образованная деревянными брусами или дугами, над которыми натягивалась палатка - тендалет.

В 1710-1721 гг. в России строились 16-, 18- и 19-баночные галеры турецкой пропорции. Их длина составляла 30- 33,5 м, а ширина 5,3-5,6 м. Осадка без груза 0,56-0,66 м, с грузом - 1,22- 1,52 м.

Основным двигателем галеры были весла. Их вес достигал 90 кг, а длина - 13 м. За каждым веслом сидело от 3 до 5 гребцов, в зависимости от размеров галеры. Опытные гребцы делали до 25 взмахов в минуту, что позволяло развивать скорость до 6 уз.

Относительно хорошо галеры ходили и под парусами. Обычно они несли две мачты с косыми парусами.

Из-за своих конструктивных особенностей галеры не могли иметь мощное артиллерийское вооружение. Лишь на носу галеры (на помосте) устанавливались одна-три пушки среднего или крупного калибра. Первые русские галеры имели на носу одну 18-фунтовую или 24-фунтовую пушку и по бокам от нее две 12-фунтовые пушки, а полугалеры - одну 12-фунтовую и две 6- или 8-фунтовые пушки. К концу войны на некоторых больших галерах на носу ставили одну 36-фунтовую и две 18-фунтовые пушки. В отдельных случаях на носовом помосте ставились малые мортиры калибра 3-6 фунтов.

На помосте в средней части корпуса на галерах ставили 2-фунтовые и 3-фунтовые пушки на вертлюжных установках. Двухфунтовые пушки на галерах часто именовались басами. Пушки на центральном помосте предназначались не только для стрельбы по неприятелю, но и для подавления бунтов гребцов.

В первом томе «Истории отечественного судостроения» говорится: «Таким образом, все восемь галер, построенные по программе 1703 года, были мощными боевыми кораблями и представляли серьезную угрозу шведскому флоту». Комментировать такой пассаж нужды нет. Самый слабый шведский корабль (50-пушечный) вдребезги мог разнести дюжину самых больших галер.

Добычей галер могли стать лишь небольшие парусные суда, а при большом числе галер - прам или фрегат . Атакующие галеры при подходе к неприятельскому судну давали залп из носовых орудий. Затем с концов рей обеих мачт сбрасывались специальные «приступные якоря» , которыми галера сцеплялась с вражеским судном, и команда галеры высаживалась на палубу врага. Однако, как мы увидим, за всю войну со шведами галеры шли на абордаж в единичных случаях. В нашем Балтийском флоте галеры в основном использовались в качестве войсковых транспортов и десантных судов.

В Османской империи, Франции, Венеции, Швеции и других государствах гребцами обычно были каторжники . Кстати, и слово каторжник произошло от названия гребного судна «каторга» . Поначалу так и было на первых русских галерах. Так, в ноябре 1704 г. контр-адмирал Боцис составил перечень всех чинов, потребных для укомплектования галер командами. Согласно этому списку, на каждой галере должно находиться 70 офицеров, урядников, матросов и пушкарей, 150 солдат абордажных команд и 250 невольников-гребцов. Но вскоре выяснилось, что для сотен галер потребуются десятки тысяч каторжников. В бою каторжники представляют определенную опасность - в любой момент они могут учинить бунт или просто перестать грести. Поэтому Петр решил заменить каторжников солдатами пехотных полков.

Невольники на галерах ночевали между банками, как говорится, на рабочих местах. Петровские солдаты проводили так ночь только в исключительных случаях. Русские галеры редко выходили в открытое море, а обычно передвигались среди Финских шхер, где они были недоступны для шведского корабельного флота. Поэтому вечером галеры приставали к берегу, и большинство членов команды ночевало на берегу.

В апреле 1714 г. в Санкт-Петербурге на Галерной верфи спустили на воду три первых в России конных галеры (скампавеи) . Каждая такая галера предназначалась для перевозки 25 лошадей. По вечерам или на дневных стоянках лошадей выпускали пастись на берегу.

Благодаря изрезанной береговой линии Финляндии, сложному рельефу ее местности, а также плохим дорогам галеры стали оптимальным средством переброски войск.

В царствование Екатерины II на 25-баночных галерах на 1 весло приходилось 5- 6 гребцов, на 22-баночных - 5 гребцов, на 20- и 16-баночных - 4 гребца. На 20-баночных галерах всего 160-200 гребцов, на 16-баночных - 128 гребцов.

13 скампавей. Длина по килю 17,4 м, по палубе - 22 м. Ширина 3,1 м. Осадка 0,76 м. По другим источникам, это полугалеры. 1 мачта. 10-12 балок. Заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи, спущены в 1704 г. Строитель Я. Кол.

Галеры типа «Святой Пётр» (7 единиц). 16 банок. Длина 35-39,2 м. Ширина 4,9- 6,7 м. Осадка 1,1 м. 2 мачты. Построены на Олонецкой верфи.

«Святой Пётр». 19 пушек. Заложена 29 июля 1703 г., спушена 21 мая 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Золотой Орёл». 19 пушек. Заложена 22 октября 1703 г., спущена 10 июня 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Святой Фёдор Стратилат». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 18 июня 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Александр Македонский». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 25 июля 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Надежда». 18 пушек. Заложена 3 декабря 1703 г., спущена 24 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Любовь». 18 пушек. Заложена I октября 1703 г., спущена29 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Вера». 18 пушек. Заложена 22 октября 1704 г., спущена 17 июля 1705 г.

«Наталья». 21 банка. Длина 53,64 м. Ширина внизу 3,66 м, вверху - 7,62 м. Осадка 2,59 м. Заложена 8 февраля 1708 г. на Олонецкой верфи.

Строитель Н. Муц.

Вооружение: I-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12 басов на вертлюгах.

Галеры типа «Святая Анна» («Святая Анна», «Святой Александр», «Святой Фёдор Стратилат»). 20 банок. Заложены в 1710 г. на Выборгской

Верфи, спущены в 1711г. Строитель Ю.А. Русинов.

Вооружение: 1 - 12-фн пушка, 2-6-фн пушки.

13 скампавей. Заложены в 1710 г. на Выборгской верфи, спущены в 1711 г. Boo ружение: 1-6-фн пушка, 2-3-фн пушки, 4 фальконета. Строитель Ю.А. Русинов.

50 скампавей. Заложены в октябре 1712 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1713г. Строитель Ю.А. Русинов.

В том числе: «Анштура», «Бардун», «Бронго», «Гауи», «Горища», «Гота», «Жерех», «Карп», «Краббы», «Ломи», «Моклец», «Рица», «Румба», «Парта», «Поуст».

30 скампавей . Заложены в сентябре 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

30 скампавей. Заложены 6 июня 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Н. Муц.

1 большая полугалера. Заложена 15 октября 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущена в мае 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

«Вальфиш» («Кит» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г . Хранилась в память о Ганугтской победе на берегу в Кронверкской гавани . К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от27 августа 1742 г. была разобрана.

«Геден» («Щука» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Грипен» («Грифон» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Лаксен» («Лосось» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутскогосражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению

Адмиралтейств- коллеги и от 27 а шуста 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Трана» («Серый журавль» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Эрн» («Орел» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-36-фн и 14-3-фн пушек.

7 больших полугалер . Заложены в октябре 1714 г на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1715 г. Строитель Ю.А. Русинов.

26 малых полугалер. Заложены в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1715 г.

7 больших полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1716 г.

14 малых полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1716 г.

В документах встречаются названия 23 полугалер, построенных в 1716 г. в Петербурге: «Ангужигули», «Бавуло», «Бачан», «Вырезуб», «Дунжело», «Кабан», «Капороцул», «Колпица», «Лобра», «Лосось», «Лох», «Минуло», «Морж», «Нева», «Осётр», «Пескарь», «Райна», «Севрюга», «Соловей», «Стерлядь», «Хорнус», «Шерешпёр», «Эхт».

20 галер. Заложены в 1716 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1717 г.

В том числе: «Анстиза», «Дельфин», «Коломарь», «Колумба», «Лауст», «Раза», «Своило», «Сепа», «Скобра», «Фолно», «Шубра».

Галеры «Багуля», «Голубь», «Зуй», «Канарейка», «Лангвила», «Орёл», «Треска», «Ферикс». Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1719 г.

20 галер. Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1720 г.

В том числе: «Виктория», «Гарбора», «Констанция», «Постоянство», «Сёмга», «Щёголь».

10 конных галер. Заложены в Або, спущены в 1720 г.

В документах встречаются названия 11 конных галер постройки 1720г.: «Ворона», «Копчик», «Ларузет», «Мушула», «Пасарим», «Пица», «Пустельга», «Реполов», «Сойка», «Судак», «Утка».

Конные галеры предназначались для перевозки лошадей.

«Двина». 15 пушек. 25 банок. Длина 48,5 м. Ширина 9,6 м. 3 мачты. Построена в С.-Петербурге в 1721 г. по «венецианскому маниру» . Вооружение: 1-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12-3-фн фальконетов.


ГАЛЕРЫ

Виктор Сергеевич Шитарев ,
капитан дальнего плавания

Свою "родословную" этот тип парусно-гребного судна ведёт от судов античной древности из стран Средиземноморья. Его развитие продолжалось до начала ХIХ в. "Звёздный час" галер наступил в сражении при Лепанто 7 октября 1571 г., когда 200 христианских галер сошлись в бою с 273 турецкими. Тогда христианский флот под командованием Жуана Австрийского наголову разбил противника и освободил восточное Средиземноморье от турецкого владычества. Галеры были военными судами и являлись основной ударной силой флотов некоторых прибрежных государств. Например, в 1700 г. Венеция имела около 200 галер и галеасов; в 1800 г. средиземноморский флот Франции насчитывал в своём составе 40 таких судов. В XVIII в. предпочтение отдавалось 30-баночным галерам длиной 60 м.

Первая в России 16-баночная галера была построена в 60-х годах XVII в. голландским мастером Д. Бутлером для охраны торгового судоходства на Волге. В эпоху Петра I строительство галерного флота приобрело широкий размах, в то время как в европейских государствах интерес к этому типу военных судов уже начал угасать. Пётр I, с присущей ему прозорливостью, по достоинству оценил положительные качества галер - малая осадка, способность ходить на вёслах независимо от направления ветра, неплохая вооружённость делали их незаменимыми на мелководье в устьях Дона и других рек, в Азовском море и на других театрах боевых действий. Подкупала и простота конструкции, что было особенно ценно на первых порах создания могучего Флота Российского.

Начиная подготовку ко второму Азовскому походу, Пётр I уделил большое внимание строительству галерного флота. Образцом для русских корабельных мастеров послужила заказанная в Голландии 16-баночная галера "Адмирал Лефорт". Её доставили в разобранном виде в 1694 г. в Москву и собрали к весне 1696 г. в подмосковном селе Преображенское. (Судно имело длину - 38,1 м; ширину - 9,1 м; осадку - 1,8 м). Там же наладили производство деталей галер, которые затем направлялись в Воронеж. Дело спорилось и уже к апрелю 1696 г. Азовский флот располагал соединением галер в количестве 23 вымпелов, каждая из которых была вооружена тремя пушками калибром 3...5 фунтов. Галерой "Принципиум" командовал сам Пётр Алексеевич. При осаде Азова в июне 1696 г. галерный флот проявил себя весьма положительно. Центром строительства галерного флота России становится Воронеж.

Там в 1697 г. было заложено сразу 17 галер. Значительно усовершенствованные русскими мастерами они были мощнее своей голландской предшественницы. Для сравнения приведу их измерения: длина 41,7…53 м; ширина 5,5…7,3 м; глубина интрюма 1,8… 2,7 м. Строились преимущественно 20- и 24-баночные галеры, вооружённые 21 - 27 пушками, из них три 6 - 12-фунтового калибра; остальные - фальконеты. Идеальным театром боевых действий для галерного флота оказалась и Балтика - шхеры, мелководье и пр. Значение галер в Северной войне весьма высоко. Совершив ледовый поход к Выборгу в 1710 г., галерный флот принял активное участие в осаде крепости, чем немало способствовал успеху русской армии.

День славы русского галерного флота наступил 27 июля 1714 г., когда 99 галер под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина одержали первую и убедительную победу над шведским флотом в Гангутском сражении. Воспользовавшись штилевой погодой (на виду у шведской эскадры), отряд из 23 скампавей под командованием шаутбенахта Петра Михайлова обошёл Гангутский полуостров и оказался в Рилакс-фиорде. После трёхчасового боя русские разгромили отряд кораблей шаутбенахта Эреншильда, взяв в плен 18-пушечный фрегат "Элефант", шесть галер и три шхер-бота. Галеры успешно использовались в качестве десантных судов, принимали участие во всех десантных операциях русского флота в период 1714 - 1720 гг.

Ещё одна блестящая победа русского галерного флота была одержана под командованием князя М.М. Голицина 27 июля 1720 г. у острова Гренгам. Со стороны России в бою участвовала 61 галера, они вынудили шведский флот уйти на стеснённую морскую акваторию и там навязали ему свою тактику ведения морского боя. Четыре шведских фрегата были взяты на абордаж и спустили флаги. На борту галер в сражении принимали участие 10714 моряков, по шведским судам было произведено 23970 пушечных выстрелов, были взяты богатые трофеи, в том числе 104 орудия, которыми были вооружены шведские фрегаты.

Строительство галер для Балтийского флота началось в феврале 1703 г. на Олонецкой верфи, что на берегу реки Свирь, в Лодейном Поле. Очень много внимания становлению Балтийского флота уделял губернатор Ингерманландии, корабельный подмастерье, Александр Данилович Меншиков, который с топором в руках постигал азы кораблестроения на голландских и английских верфях вместе с Петром Михайловым. И, если Петру I за успехи в обучении судостроительным наукам был вручён патент "корабельного мастера", то Александр Данилович, в отличие от своих товарищей, обучавшихся вместе с Петром I, которые также получили патенты "корабельных мастеров", попросил вручить ему патент "корабельного подмастерья", поскольку посчитал, что сын царского конюха, которым он являлся, не достоин патента, выданного Государю. Однако, человек он был весьма незаурядный и его авторитет среди корабельных мастеров, как отечественных, так и иностранных, был чрезвычайно высок. И надо сказать, что во всех отношениях А.Д. Меншиков находил наиболее рациональные, правильные решения.

Сам же Пётр Алексеевич судостроение в Лодейном Поле не выпускал из своего поля зрения. Строительство галер было налажено и в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, где впоследствии возникло новое Адмиралтейство. Класс галер, как боевых единиц флота, чёткого разделения по типам не имел, но кое-какое деление всё же существовало. Например, нам известно, что 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи мастер Яков Кол заложил тринадцать 10 - 12 баночных полугалер. Все они были одномачтовыми длиной 17,4 м, шириной 3,1 м с постицами - вынесенными за борт брусьями, крепившимися на специальных кницах - бакалярах, со штыревыми уключинами для вёсел - шкармами.

Банки - сиденья для гребцов - на русских галерах ставились не перпендикулярно к борту, а под углом 81…82 градуса с наклоном в корму, по системе "скалоччио". У каждой банки делали "ступени", чтобы гребцы могли упираться в них ногами. В России гребцами на галерном флоте служили солдаты пехотных полков, вольнонаёмные из числа "работных людей", встречались среди них и каторжане, которых приковывали за левую ногу к ступеням. Кроме гребцов на каждой галере, в зависимости от её размеров, было 24 - 40 матросов, 9 - 14 офицеров и унтер-офицеров и 125 - 150 человек морской пехоты - абордажно-десантная команда. Таким образом, состав экипажа галеры насчитывал от 150 до 500 человек.

Среди галерных мастеров славились Юрий Русинов и Николай Муц, греки по национальности. С появлением галер словарь русских моряков обогатился новыми терминами. Например, выступавший вперёд от форштевня надводный таран назывался шпирон; надстройка, закрывающая носовые орудия, - рамбат; лёгкий навес на корме галеры - тендалет. От рамбата до тендалета в диаметральной плоскости судна проходил помост (между банками гребцов), называвшийся куршея, а располагавшиеся на нём пушки назывались куршейными. Под куршеей располагались различные рундуки. Фок-мачту называли тринкет; грот-мачту - майстра; а бизань-мачту - мезана.

Упоминая о полугалерах, нельзя не сказать ещё об одном типе этих судов. Это, конечно же, шебека, получившая признание пиратов Северной Африки, так как обладала хорошей скоростью хода под парусами. На Средиземном море ей не было равных. Шебека имела длину по палубе 25…35 м и развитую парусность латинского типа. На всех трёх мачтах ставились треугольные паруса, но при благоприятном ветре судно могло нести и прямые паруса. Один из алжирских капитанов шебеки сказал, что его матросы выполняют работу трёх экипажей судна с прямым парусным вооружением. При лёгком фордевинде, на фок- и грот-мачтах ставили реи с широкими прямыми парусами. При ходе в галфвинд и бейдевинд прямые паруса убирали вместе с реями, а на их место ставили длинные латинские рю с треугольными парусами. Если же ветер усиливался до штормового, то убирали длинные рю с большими парусами, а на их место ставили короткие рю, которые несли маленькие треугольные паруса.

Основную массу галерного флота России составляли средние галеры, их называли скампавеями, они были 18-баночными (имели по 18 банок). Немногочисленными были большие галеры, строившиеся по "французскому маниру", которые, как правило, использовались в качестве флагманов. Например, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин держал свой флаг на 21-баночной галере "Наталья", построенной на Олонецкой верфи Николаем Муцем в 1708 г. Её длина по палубе составляла 53,3 м; ширина 7,6 м; глубина интрюма 2,6 м; осадка 1,2 м. Галера была вооружена одной 24-фунтовой куршейной и двумя 12-фунтовыми погонными пушками, ещё имелось 12 "басов на вертлюгах" (здесь речь идёт о 12 фальконетах). Каждое весло длиной 12 м и массой 80 кг "двигали" 5 человек.

Князь М.М. Голицын держал свой флаг на 22-баночной и 15-пушечной галере "Фивра", построенной в 1713 - 1714 гг. известным корабельным мастером Юрием Антоновичем Русиновым, а чем закончился Гренгамский бой, мы уже знаем. Эта галера имела длину 45 м, ширину 7,7 м. На банках длиной 2,4 м размещалось по 5 гребцов, которые гребли вёслами длиной по 12 м и массой около 80 кг. На "Фивре" имелись одна 18-фунтовая, две 12-фунтовых и двенадцать 3-фунтовых пушек (басов). Галера прослужила до 1723 г., после чего была исключена из списков флота и разобрана.

Крупнейшей галерой петровской эпохи считается 25-баночная трёхмачтовая "Двина", построенная итальянским корабельным мастером Франческо Дипонти по "венецианскому маниру" в Санкт-Петербурге в 1721 г. Её длина составляла около 48,5 м, ширина с постицами - 9,6 м, вёсла имели длину 13,2 м и массу около 94 кг; каждым веслом гребли 6 человек. Вооружение "Двины" состояло из одной 24-фунтовой, двух 12-фунтовых пушек и двенадцати 3-фунтовых басов.

В Северной войне принимали участие и так называемые "конные галеры". Это были чисто десантные суда, бравшие на борт 25 - 40 лошадей с всадниками. Они имели длину до 42 м, ширину до 10 м и осадку до 1,4 м. Их вооружение состояло из двух 6-фунтовых и двух 3-фунтовых пушек. Последней в России была построена 21-баночная конная галера в 1722 г. мастером Франческо Дипонти; которая брала на борт 40 лошадей. Последняя 10-баночная галера для Балтийского ВМФ была спущена на воду в Санкт-Петербурге в 1789 г., а для Черноморского Флота - в Таврове в 1790 г.

Но галеры в России строили не только для военного флота. Например, в 1767 г. костромские корабелы построили в Твери 11-баночную галеру "Тверь" для путешествия Государыни Императрицы Екатерины II по Волге. Это было прекрасное во всех отношениях судно, недаром Екатерина II утвердила герб города Костромы с изображением на нём галеры "Тверь". Вот что писал о судне датский посланник в России Ассебург: "…Нет недостатка ни в одном из трёх удобств, которые можно было бы иметь только в столице. На галере Её Величества, называемой "Тверь", находится полное помещение с комнатой вроде залы, где она свободно обедает с двенадцатью собеседниками ".

Это путешествие Екатерина II предприняла для ознакомления с юго-восточными провинциями России. Флотилия из десяти судов во главе с "Тверью" отбыла вниз по Волге-реке 2 мая 1767 г. В её состав входили три галеры типа "Тверь" (для размещения царской свиты), но их отделка была поскромнее. Царская галера имела длину 39 м, ширину корпуса 5,75 м, ширину с постицами 7,65 м, высоту надводного борта в носовой части 1 м, у кормовой надстройки - 1,9 м, возвышение кормы над основной плоскостью составляло 7 м. Судно было построено из местных пород древесины и богато украшено резьбой с позолотой. Четырёхметровый шпирон ажурной конструкции органично сочетался с форштевнем. Корпус имел небольшой развал бортов, палуба была изготовлена из особо качественных сосновых досок.

Корпус галеры "Тверь" собрали столь добротно, что при осмотре через 150 лет после постройки лишь в некоторых досках обнаружили незначительные трещинки от рассыхания. Пазы и стыки досок обшивки корпуса и палубы были пригнаны так тщательно, что даже не требовали конопатки, обшивка только окрашивалась в тёмно-зелёный цвет. Даже традиционная осмолка не требовалась. Детали корпуса скреплялись железными болтами и длинными гвоздями (гвозди-шпили). Кормовая надстройка, считая от транца, имела длину 15 м и ширину 5,3 м (у транца), которая увеличивалась по направлению к носу до 6 м. В надстройке размещались покой и приёмные апартаменты - просторные и светлые помещения, отделанные с особой пышностью, а также восемь кают; все помещения отводились для Екатерины II. Всего в надстройке имелось 34 окна с рамами и оконными переплётами (которые можно было опускать в специальные пазы), а также четыре двери, по одной на каждый борт, и две, снесённые к бортам, - в носовой переборке. У транца на палубе надстройки находились флагшток и гнездо для фонаря (гакобортного фонаря).

На палубе - от носа к корме имелось три прохода шириной 1,1 м.; один в диаметральной плоскости и два по бортам. Между ними находились два кокпита длиной 12 м и с углублением по отношению к главной палубе 0,5 м. Здесь находились банки для гребцов. На палубе носовой надстройки располагались фундаменты для восьми пушек, предназначавшихся для салюта. В трюме размещались каюты для царской свиты, освещавшиеся восемью прямоугольными окнами.

1 июля 1767 г. царская фамилия прибыла в Казань, затем завершив официальную часть, направилась в Симбирск, откуда Екатерина II уехала в Москву сухопутным путём. После отбытия императрицы четыре царские галеры возвратились в Казань, где их поставили на хранение в местном адмиралтействе. В 1804 г. из Санкт-Петербурга пришёл указ, который предписывал три галеры разобрать "за ветхостью", а галеру "Тверь" хранить, "не переменяя того вида, который она имела ". Когда же Казанское адмиралтейство упразднили, "Тверь" передали на хранение Морскому министерству, потом Управлению государственных имуществ, затем - в начале 60-х годов Х1Х века - в Казанское городское общественное управление.

В 1888 г. на окраине Адмиралтейской слободы построили специальный павильон - эллинг, в котором и поставили галеру "Тверь". В 1918 г. она перешла в ведение музейного отдела Наркомпроса, а потом - Татарского республиканского краеведческого музея. Вот что писал известный казанский искусствовед П.Е Корнилов в своей монографии о галере: "… изучающему искусство и, в частности, деревянную резьбу, на галере "Тверь" есть небезынтересный материал. Декоративная обработка приковывает внимание. Сюжеты резьбы - мифологические сцены, олицетворяющие водную стихию… В этой резьбе любопытен национальный момент… Декорные украшения галеры, вне всякого сомнения, являются примером высокого мастерства русских резчиков по дереву ".

Сегодня с огромным сожалением приходится констатировать, что этот бесценный памятник русского кораблестроительного искусства нами безвозвратно утрачен. В конце 1960-х годов пожар уничтожил и павильон, и галеру…

Россия – огромное государство две трети границ которого омывается морями и океанами. С древних времен Русичи умели ходить по морям, но единой школы и традиций не было долгое время. Первыми деревянными судами были челны-однодревки, первый из них был найден в конце девятнадцатого века и возраст его был более 4000 лет. Подобные челны, выполненные из цельного ствола дерева были популярны у славян. В Х веке появились насады, борта этих челнов наращивались обшивкой, что делало их гораздо вместительнее.

Славянский флот – Русская ладья

В тоже время появились наборные ладьи, это небольшие суда применялись для торговли, но неплохо зарекомендовали себя и в военных походах. При длине 20 метров, ладьи брали на борт до 15 тонн груза, через пороги Днепра корабли приходилось буквально переносить это не позволяло делать их длиннее. Но эти маленьким суденышкам с десятком весел и одним прямым парусом успешно бороздили по Черному морю во всех направлениях. У славян было много разнообразных судов, все они имели небольшие размеры, для более удобного перетаскивания по суше между руслами рек.

Лишь в XII веке с освоением балтийских вод начали появляться относительно крупные суда. Именно поморские кечи стали основой концепции ВМФ, были и плоскодонные суда, бравшие на борт до двухсот тонн, при длине корпуса 25 метров, а ширине 8 метров. Звавшиеся «заморскими» ладьи могли проходить до 300 км за сутки.

Российский боевой флот начался с указа Петра Великого в октябре 1696 года. Сильный флот нужен для организации выхода в море, необходимого для развития торговли и усиления государства. До окончания Крымской войны в 1856 году, флот был деревянный, гребным или парусным. Это были годы борьбы за моря, за право присутствовать на них, регулярно приходилось доказывать состоятельность и силу. А делать это нелегко, ведь опыт морских держав намного больше и не на десяток лет, а на несколько веков.

В скором времени Россия создала сильный флот и развила собственное судостроение, конечно это не нравилось соседям которые всячески хотели выдавить русских с моря. Постоянные войны, порой ведущиеся на нескольких фронтах, не сломили, а наоборот закалили, позволили воспитать выдающихся моряков и флотоводцев, создать высококлассную школу. Большинство побед было одержано над превосходящим по численности и уровнем вооружения противником. Русские корабли не только обеспечивали безопасность своих границ, но и являлись миротворцами, гарантирующими стабильность в Европе.

Первые русские Боевые галеры

Относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.

Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.

Боевое крещение

После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за , который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 , к весне был готов новый поход.

В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.

Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.

Галерный флот при Петре I

Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:

  • Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
  • Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
  • Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.

Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.

Описание корпуса

У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.

С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.

Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры

Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.

Вооружение и тактика ведения боя

В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

Парусный флот российской империи с 18 по 20 век

Активное развитие Балтийского флота отмечено в первые десятилетия восемнадцатого века. Был создан большой парусный флот, за это время были созданы базы в Санкт-Петербурге, Выборге, Кронштадте, Ревеле, Гельсингфорсе.

К середине века в составе состояли суда с двадцати четырех российских верфей Воронежа, Переяславля, Астрахани и прочих городов. Флот имел сто тридцать кораблей и триста девяносто шесть гребных судов:

  • Девять фрегатов;
  • Пять бандер;
  • Тридцать шесть линкоров;
  • Три шнявы;
  • Семьдесят семь различных вспомогательных судов;
  • Двести пятьдесят три галеры;
  • 143 бригантины.

Информации о большинстве судов почти не сохранилось, но были и корабли, чьи имена оставили свой след в истории. Так первый в своем роде российский линейный корабль «Полтава», построенный в Петербурге в 1712 году, он имел на борту 54 пушки и не пропустил ни одного сражения за все время северной войны. В 1780 году был спущен на воду линейный корабль «Победоносец», это был лучший корабль своего времени, вооруженный сорока восьмью орудиями разного калибра.

К началу девятнадцатого века стал третьим по величине в мире. В 1841 был спущен на воду 120 пушечный гигант « » . Это был пик расцвета, после которого последовал упадок, тому было несколько причин. Первопричиной было устаревание парусного флота, ему на замену пришли паровые двигатели и шестидесятым годам девятнадцатого века пароходы вытеснили парусные судна из военного дела. Стоит отметить, что петровский флот не смог дожить до наших времен, продолжительность жизни первых судов редко превышала один десяток лет. Потому что в жажде перенять опыт строительства судов на европейский манер, Петр забыл узнать, как стоит готовить древесину, галеры и прочие суда из-за спешки строились из сырой неправильно обработанной древесины.

Корабль «Двенадцать апостолов» модель

Несмотря на трудности, русские моряки демонстрировали отвагу и доблесть позволявшие одерживать превосходство на море. К 1861 году был спущен на воду первый броненосец, ставший символом индустриального развития государства. На протяжении всего царствования Николая второго флот обновлялся, при этом в результате нехватки собственных судов, несмотря на стремительное развитие промышленности, приходилось даже заказывать суда из Дании, Германии, Франции и Германии.

После поражения в Русско-японской войне мировое влияние на море серьезно пошатнулось, и Россия скатилась до шестого места по вооружению флота. В это же время на вооружении появляются подводные лодки, за последние десять лет до революции император тратил колоссальные суммы на перевооружение армии, бюджет морского флота был пятым в мире.

Революция и гражданская война положили конец всему царскому флоту, все, что не погибло в боях, было захвачено либо разграблено, лишь единицы судов уцелели.