Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения. Презентация на тему "социальные нормы и отклоняющееся поведение" Социальное поведение социальная норма и социальные отклонения




Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые в него входят. Существует множество норм. 1)Традиции и обычаи - Поддерживаются силой общественного авторитета - Становятся частью жизни людей - Закрепляются привычные образцы поведения (бытовые праздники, свадьбы и проч. обряды)






5)Политические 6) Религиозные нормы -Регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью - Находят отражение в законах, международных договорах и т.д. -Совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи - Соблюдение норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в наступление кары за грехи.


Социальные нормы – элемент механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем Контроль незаметен, пока не нарушится установленная норма или обычай. Нарушителя ждет наказание – санкция. Санкции бывают позитивные и негативные (наказание по приговору суда, вручение ордена) – формальные, или неформальные, т.е. проявляются в эмоционально окрашенной реакции окружения (друзей, родственников) Самоконтроль – внутренний контроль индивида, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.


Девиантное поведение «девиантное» т.е. отклоняющееся – поведение, несогласующееся с нормами, не соответствующее тому, чего ждет от человека общество. Негативные отклонения личности – преступность и др. правонарушения, в государственной и общественной деятельности – коррупция, бюрократизм и др.


Преступления, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, терроризм приносят неисчислимый урон человечеству. Основные причины отклонений в поведении: -Биологическая предрасположенность (темперамент) -Психологическая - понимание окружающего мира и общая направленность интересов - Социологическая – потеря соц. норм в ходе кризисов, соц. перемен


Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее большой ущерб обществу. Преступление – посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. Особенность преступности – наличие особого контингента лиц – преступников. Наибольшую опасность представляет организованная преступность - особая группа лиц, организованной на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом. Организованная преступность особа опасна для личности, общества, государства.



1

В любом сообществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, по которым оно живет. Отклонение от этих норм или их несоблюдение называется социальным отклонением или девиацией.

Социальные нормы - это требования, предписания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении обществ, отношений.

В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, требуют наличия таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих обществ, отношений регулярно и единообразно вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающие возможность индивидам предвидеть действия иных участников обществ, отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости. Во-первых, они способствуют социальной интеграции. Во-вторых, служат своеобразными этапами поведения своего рода «инструкциями» для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы - правила. Первые из них лишь очерчивают рамки социально-одобряемого поведения. Их нарушение вызывает неодобрение со стороны общества или социальной группы, но не влечет за собой каких-либо серьезных санкций. Нормы относящиеся ко второй группе, отличаются большей степенью строгости. Они определяют границы допустимого поведения, а также виды деятельности, считающиеся неприемлемыми и потому запрещенными. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных. По сферам деятельности нормы могут подразделяться на групповые, действующие в масштабах одной или нескольких групп, и всеобщие, функционирующие в масштабе всего общества.

Нормы формируют привычки, обычаи, традиции. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы обретают правовой статус и закрепляются в законах.

Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации. Поведение, соответствующее определенным в обществе нормам, обозначается как конформистское. В противоположность конформистскому существует отклоняющееся, или девиантное поведение.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда ценными. Изменяются сами нормы, изменяются отношения к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно расположить на некотором контииумме. На одном его полюсе расположится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение, на другом полюсе разместится группа с максимально одобряемыми отклонениями.

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются также отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются противоправными.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал французский ученый Э. Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является «отсутствии регуляции», «безнормность». По существу - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

Американский социолог С. Мертон, обосновывающий эту теорию, полагал, что девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одновременно средствами для их достижения.

По мнению выдающегося социолога современности Т. Парсонса, аномия это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем».

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ. Это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Основная идея культурологических теорий объяснения девиации (Селин, Миллер, Сутерленд, Клауорд) - это конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой. Теория наклеивания ярлыков (Беккер) исходит из того, что девиация - своеобразный ярлык, который некоторые группы, обладающие властью « навешивают» поведению более слабых групп.

В основном все теории девиантными называют поведение, отклоняющееся от норм со знаком минус. Но в любом обществе всегда есть люди, поведение которых опережает существующие стандарты и выступает более прогрессивным по сравнению с ними. Такой вид поведения наиболее свойственны обществу во времена различных социальных перестроек.

Вышеуказанные теории определяют разные причины, вызывающие социальные отклонения. Этих причин может быть много, они изменяются с развитием общества.

Но постоянным и главным источником девиаций, делающего это явление объективным и всегда свойственным человеческому обществу - это социальное неравенство как неравные возможности в удовлетворении потребностей.

В качестве других источников и причин социальных отклонений можно назвать следующие.

  1. Когда в процессе социализации индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей допускаются сбои, неудачи, недостатки.
  2. Неблагополучные семьи. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплоченности в семье.
  3. Многочисленные случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
  4. Аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.

Для контроля за соблюдением норм и ценностей, а также в целях воспрепятствования девиантному поведению применяются социальные санкции. Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы. Социальный контроль стимулирует позитивные изменения в обществе. Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества к личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно, возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них (правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются полночными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права. Иные санкции (моральные) неформальны и применяются в форме одобрения или осуждения. Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов влияния общества на нежелательные формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений.

Особенного внимания требует подход и рассмотрение девиантности, социального контроля и политического режима в России.

Россия никогда не была демократическим государством, никогда не была она и правовым государством. (Провозглашение ее таковым в статье 1 Конституции Российской Федерации - в лучшем случае аванс с неясными перспективами). В России «уважения к закону никогда не было ни у властей, ни у народа». Чрезвычайно краткие в масштабах истории попытки демократизации (60-е годы ХIХ века, с февраля по октябрь 1917 года, горбачевская перестройка) заканчивались возвращением на круги абсолютизма, тоталитаризма, авторитаризма. Население России никогда не жило в условиях политической свободы и уважения прав независимой личности. Более того, как недавно высказался известный «диссидент» и правозащитник В. Буковский: «мы даже не знаем, хочет ли народ жить в условиях свободы и демократии». Боюсь, что «Россия, которую мы потеряли», была не лучше (не демократичней, не свободней, не цивилизованней), чем та, которую мы создали и имеем…»

Россия конца ХIХ - начала ХХ века характеризуется относительно стабильным количеством и уровнем (в расчете на 100.000 человек населения) зарегистрированных преступлений. Так, уровень преступности в среднем составляла в 1874-1883 годах - 177, 1884-1893 года - 149. «Эхо» революции 1905 года, поражение в войне с Японией, революционная ситуация начала ХХ в. отразилась на уровне зарегистрированных преступлений: (1899-1905 гг. - 229, 1906-1913 - свыше 270 ежегодно).

Более трагична, выглядит практика тоталитарного советского режима. С 1918 по 1953 гг. было осуждено за «контрреволюционные преступления» более 3 млн. 700 тыс. человек, из них минимум 820 тыс. к высшей мере наказания - расстрелу. Только за страшные 1937-1938 гг. было осуждено за это 1 млн. 350 тыс. человек, из них - 682 тыс. - к расстрелу.

Конец сталинской эпохи не означал окончания тоталитарного режима. Все черты тоталитаризма были присущи советской власти с октября 1917 до горбачевской перестройки.

Хрущевская «оттепель» ослабила гнет тоталитаризма, был разоблачен культ личности Сталина, в области уголовной политики была реанимирована идея превенции. Н. Хрущев высказался за критерий профилактики преступлений на ХХ съезде КПСС (1956 г.), а затем повторил это на ХХI съезде (1959 г.). «Нужно предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появления у отдельных лиц каких-либо поступков, наносящих вред обществу. Главное - это профилактика и воспитательная работа». На ХХI съезде (1961 г.) была принята новая Программа КПСС, согласно которой главное внимание в уголовной политике «должно быть направлено на предотвращение преступлений». Хрущев видел в профилактике панацею от девиантных проявлений. Поэтому для этого периода характерна массовая передача обвиняемых - на поруки, а осужденных - «на перевоспитание трудовому коллективу».

Надо сказать, что «глоток свободы» во время «оттепели» положительно сказался на общественном климате. Уровень преступности снизился до минимума за все годы Советской власти (1963 - 397,7, 1964 - 392,2, 1965 - 388,7 на 100.000 тысяч). Еще один важнейший социальный показатель - уровень самоубийств также оказался относительно низким: 17,1 в 1965 году, тогда как уже в 1970 - 23,1 и далее постоянный рост вплоть до горбачевской перестройки (в 1984 году - 29,7 в СССР и 38,7 в РСФСР с последующим снижением в годы перестройки). Уровень смертности (на 1000 человек) с 1955 года впервые оказался ниже 10 и продолжал снижаться до 1964 г.

Период от Л. Брежнева до М. Горбачева характеризуется продолжающимся коллапсом социалистической экономики, агонией режима, сопровождающийся небывалым ростом количества антисоветских анекдотов. Пришлось срочно вводить в уголовный кодекс (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.09.1966 года с последующим дополнением от 3.12.1982 г.) «анекдотичную» статью 190-I: «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». (С наказанием до 3-х лет лишения свободы).

Горбачевская «перестройка» объективно явилась одной из наиболее радикальных попыток спасти гибнущую систему. Ему удалось казавшееся невозможным ликвидировать господство одной партии, установить свободу слова и печати, обеспечить проведение свободных выборов, утвердить частную собственность и свободное предпринимательство, разрушить «железный занавес», обеспечить свободу передвижения, в том числе - за границу. Несколько смягчилась карательная практика. Если в 1985 году к лишению свободы приговаривалось 45,2% осужденных, то в 1986 г. - 37,7%, в 1987 г. - 33,7%, в 1988 г. - 34,1% с последующим возрастанием. Весьма знаменательно, что даже кратковременные попытки либерализации тоталитарного режима приводят к благоприятным социальным последствиям. Вряд ли это случайность, потому что динамика некоторых девиаций в других странах бывшего «социалистического лагеря» выражает те же тенденции.

«Перестройка» политического режима в направлении либерализации закончились после того, как Россия перешла к радикальным, резким переменам. Сегодня социологи с тревогой говорят о криминализации российского общества. В качестве социальных причин, влияющих на этот процесс, выделяются: кризис и распад ценностей и социальных норм; аномия; маргинализация общества; широкое распространение деликвентных субкультур; ослабление институтов социального контроля; рост коррупции в государственном аппарате власти. В последнее время власть декларирует приверженность либерально-демократическим ценностям. Но при этом продолжает ужесточение политического режима. Оно сопровождается, к сожалению, отходом от либерализации экономических, социальных и особенно политических отношений (строительство «вертикали власти», фактическое назначение выборных должностных лиц, политическое и экономическое давление на оппозиционные средства массовой информации и т.д.).

В реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Разрушив нормы, сформированные в советское время, мы лихорадочно пытаемся создать нормы для нынешнего этапа своего развития, обращая свои взоры или на Запад, или в дореволюционное прошлое.

Девиантность общества и девиантное поведение были, есть и будут, пока существует общество.

Социальный контроль, как механизм самоорганизации общества, был, есть и будет, пока существует общество.

Социальный контроль или же любой иной механизм самосохранения общества никогда не смогут «ликвидировать», «преодолеть», «побороть» девиантность в целом и любые ее проявления.

Современный мир предоставляет человечеству невиданные ранее возможности, но и выдвигает невероятной сложности проблемы.

С одной стороны: глобализация экономики, политики, культуры, современные средства коммуникации, мировая информационная сеть, опыт интеграции, достижения науки, техники, медицины могли бы служить базой для мирной созидательной жизни миллионов людей. С другой стороны, политический и религиозный экстремизм, международный терроризм, межэтнические кровавые конфликты, амбиции диктаторов и бессилие народов, растущая пропасть между странами «золотого миллиарда» и остальным миром.

Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее.

В связи с этим нам представляется, что выживание как отдельных обществ, так и человечества в целом возможно при условии:

  1. либерализации и демократизации политических режимов;
  2. отказа от политического экстремизма и силовых способов решения межгосударственных и внутренних конфликтов;
  3. максимальной толерантности по отношению к инакомыслию и инакодействию, по отношению к меньшинствам, иным культурам и субкультурам;
  4. реального воплощения во внешней и внутренней политике государств принципов неприкосновенности личности и защиты ее прав и свобод, абсолютной ценности каждой жизни и ненасилия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дюркгейм Э. Метод социологии. О разделении общественного труда. М., 1991.
  2. Парсонс Т. «Общетеоретические проблемы социологии» в книге «Социология сегодня», М., 1965.
  3. Фромм З. Анатомия человеческой деструктивности. «Общественные науки и современность». 1992 № 3.
  4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1997.

Работа представлена на научную конференцию «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов», 23-27 апреля 2007 г., Париж-Лондон. Поступила в редакцию 19.03.2007 г.

Библиографическая ссылка

Черкесов Б.А. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 9. – С. 112-116;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3668 (дата обращения: 14.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социализация человека - это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он называется групповой контроль (давление), а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.

Социальное поведение включает два главных элемента - нормы и санкции.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), называются “групповыми нормами”.

Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, называются “социальными (общими) нормами”.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго наказание за их неисполнение (санкции):

  1. За нарушение одних норм следует мягкая санкция - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
  2. За нарушение других норм жесткие санкции - тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем - длина волос, форма одежды, манеры поведения.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Привычки - обычаи - традиции - нравы - законы - табу.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие групповые санкции (наказание, принятое только среди членов группы). Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

  1. формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления);
  2. неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка;
  3. формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви
  4. неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, компромат.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец.

Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям выдвигаются определённые требования. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека во всех жизненных вопросах. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Выявляют следующее виды социальных норм:

  1. нормы морали (в них выражается представление людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливости и несправедливости);
  2. нормы традиций и обычаев (исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку);
  3. религиозные нормы (правила поведения содержащееся в текстах религиозных книг либо установленными церковью);
  4. политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими организациями);
  5. правовые нормы (установленные либо санкционированные государством).

В реальной жизни поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам. Когда происходит нарушение социальных норм, говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение называют девиантным. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Отклоняющееся поведение

Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют неписаным нормам или писаным нормам.

Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

  1. писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством.
  2. неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;
  2. нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;
  3. религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);
  4. политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;
  5. правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение.

Взаимодействуя друг с другом, отдельные индивиды и социальные группы вступают в отношения, которые принято называть общественными. Для урегулирования этих отношений общество вырабатывает определенные правила или нормы. Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения в обществе, являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, с развитием общества, являясь в той или иной мере обязательными для исполнения. Они определяют взаимные обязательства членов общества.

Существует ряд классификаций социальных норм. Социальные нормы подразделяются: по способу установления; по средствам охраны; по возникновению и реализации, по содержанию. Наиболее значимо разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному признаку выделяют пять разновидностей социальных норм: 1) нормы обычаев, 2) нормы морали, 3) корпоративные нормы, 4) религиозные нормы и 5) правовые нормы.

Нормы обычаев входят в привычку в результате их многократного повторения. Разновидностью обычаев считаются традиции, выражающие стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, формы поведения. Другая разновидность обычаев – ритуалы, регламентирующие поведение людей в быту, в семье, в сфере религии. Нормы морали – это правила поведения, отражающие представления людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и дурном. Их реализация обеспечивается силой общественного мнения и убеждениями самих людей. Корпоративные нормы устанавливаются общественными организациями, социальными группами: болельщиками, рыболовами, фирмами, партиями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций. Под религиозными нормами понимают правила поведения, содержащиеся в священных книгах или установленные церковью, обеспечивающиеся внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. Религиозные нормы распространяются только на верующих данной конфессии и необязательны для других людей. Правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

С развитием общества социальные нормы постепенно усложнялись. Ученые полагают, что первым видом социальных норм являлись запреты, табу, возникшие еще в первобытном обществе. Тогда же появились ритуалы с их строго заданной формой исполнения. Ритуалами сопровождалось большинство событий в жизни первобытных людей: проводы на охоту или войну, вступление в должность вождя, преподнесения даров богам. Позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды, имевшие символическое значение. В отличие от ритуалов они преследовали цели воздействия на психику человека. Проявлением более высокой ступени развития человечества стали обычаи, регулировавшие практически все стороны жизни первобытного общества.


В эпоху первобытности возникли и религиозные нормы. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет-фетиш. Затем человек стал поклоняться животному или растению – тотему, видя в нем своего предка и защитника. Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов, душу и всеобщую одухотворенность природы. Со временем среди сверхъестественных существ люди выделили наиболее важных – богов. Так появились первые политеистические, а затем и монотеистические религии.

Время возникновения морали определить невозможно, поскольку она является целостной системой и выражает определенную степень зрелости человека и человеческого общества. Очевидно, формирование моральных норм шло параллельно развитию других социальных регуляторов.

С возникновением государства появляются первые нормы права. Последними по времени стали корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты : это правила поведения общего характера; они рассчитаны на многократное применение; они действуют непрерывно во времени; они распространяются на неопределенный круг лиц; они имеют определенный порядок реализации, т.е. обладают признаком процедурности; каждый вид социальных норм имеет определенный механизм реализации предписаний, т.е. обладает признаком санкционированности.

Общество в той или иной форме следит за соблюдением социальных норм, осуществляя социальный контроль. За соблюдением обычаев, традиций, норм морали следит само общество. Например, контролируя поведение сына, мать действует на основе существующих социальных норм и тем самым осуществляет первичный социальный контроль. Соблюдение правовых норм контролируется государством. Соблюдение либо нарушение социальных норм предполагает соответствующие санкции в виде поощрений или наказаний. Под социальной санкцией понимается реакция общества, социальной группы или государства на поведение индивида в общественно значимой ситуации. Санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими); формальными (официальными) и неформальными (неофициальными). Так, награждение грамотой является формальной позитивной санкцией, а презрение товарищей – неформальной негативной.

Социологи определяют отклоняющееся (девиантное) поведение как форму дезорганизации поведения индивида в группе или определенной категории лиц в обществе, проявляющееся в несоответствии общественным ожиданиям и требованиям; отступающее от общепринятых социальных норм. Различают положительное (позитивное) и отрицательное (негативное) девиантное поведение. Если последствия необычного поведения можно оценить положительно (обливание холодной водой), оно является позитивным и наоборот. Исходя из целей и направленности девиантного поведения, выделяют деструктивный (наносящий вред самой личности – алкоголизм, наркомания) и асоциальный (наносящий вред обществу – нарушение правил дорожного движения) типы. Поведение, противоположное отклоняющемуся, называют конформистским или нормативным, соответствующим социальным нормам. В узком смысле под девиантным поведением подразумеваются отклонения, не влекущие за собой уголовного наказания, т.е. не являющиеся противоправными. Основные формы девиантного (неодобряемого) поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийство.

Выделяют несколько разновидностей отклонений: 1) культурные и психические; 2) индивидуальные и групповые; 3) первичные (совершенные разово шалости, ошибки, эксцентрические выходки) и вторичные; 4) культурно одобряемые и культурно осуждаемые. К типам девиантного поведения относят: конформность – соответствие культурным целям и средствам; инновацию – согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание традиционных средств их достижения; ритуализм – отрицание целей данной культуры с одновременным принятием и использованием традиционных средств их достижения; ретретизм – одновременное отрицание одобряемых обществом целей и средств их достижения; мятеж, бунт – стремление заменить старые цели и средства, отчуждение от господствующих целей и стандартов, замена их новыми. К причинам девиантного поведения относят физические и психические отклонения, недостатки воспитания, социальные конфликты, наследственность. Поведение, связанное с нарушением норм права, в социологии называется делинквентным , т.е. преступным поведением. Преступлением называют посягающее на правопорядок общественно опасное виновное деяние, предусмотренное уголовным законодательством.

Для защиты своих интересов общество использует различные средства социального контроля. Социальный контроль – особый механизм поддержания общественного порядка, включающий два основных элемента (средства контроля) – нормы и санкции. Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой путем группового общественного давления, принуждения, а также через социализацию.

Социальный контроль через групповое давление осуществляется посредством осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или взгляды которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. Диапазон санкций при этом варьируется от замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, от характеристик группы. Социальный контроль через принуждение осуществляется формально (путем установления законов и наказаний), а также путем неформального группового контроля. Социальный контроль путем социализации осуществляется как бессознательное выполнение индивидом своей привычной роли.

Выделяют следующие группы социальных санкций: 1) формальные позитивные (публичное одобрение со стороны официальных организаций); 2) неформальные позитивные (дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почёт, уважение); 3) формальные негативные (наказания, предусмотренные законами, правительственными указами, административными инструкциями); 4) неформальные негативные (замечание, насмешка, порицание).

Важным средством контроля является самоконтроль, т.е. управление своим поведением в условиях влияния социального окружения или собственных биологических механизмов – влечений, эмоциональных порывов, зависимостей. С понятием самоконтроля связано понятие совести.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы. - нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5) правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название - делинквент-ное поведение.