Межнациональные конфликты в современной россии. Отклоняющееся поведение и социальный контроль Признаки девиантного поведения

Слышали ли вы фразу «Общество меня не понимает, впрочем, как и я его»? А может быть вы сами так думаете? Тогда не исключено, что вы – девиант, то есть человек с отклоняющимся от общепринятых норм поведением. А подробнее об этом читайте далее.

Феномен отклоняющегося (девиантного) поведения не нов. Такое явление всегда присутствовало в обществе, присутствует и, пожалуй, будет присутствовать. Девианты, то есть люди, не желающие или не имеющие возможности жить по нормам общества, всегда были и будут. Однако для каждого общества существуют свои рамки поведения и понятия нормы, а, значит, число индивидов с таким поведением может быть разным, так же, как и средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

В основе теорий о феномене девиантного поведения прежде всего лежит поиск и оценка его причин. Предлагаю вам погрузиться в историю и пройти экскурс по становлению отношения общества к девиациям и пониманию сути этого явления.

Теории девиаций: история

Задумываться о причинах возникновения девиантного поведения, особенностях его формирования и развития впервые стали в XIX веке. Обобщенно и по сей день все теории можно разделить на биологизаторские и социологизаторские, психоаналитические.

Биологизаторские теории

Первые теории возникли с позиций биологизаторского подхода. Они так или иначе отличались друг от друга, но общая идея была одна – все девиации носят врожденный характер.

  1. Начальной стала антропологическая теория преступности, принадлежавшая Ч. Ломброзо. В США сторонниками этой теории были Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, а в России – А. Дриль. Главная мысль данной теории заключается в том, что преступниками рождаются. Возникновение отклонений при рождении обусловлено соматическими особенностями, а также особенностями черепа и лица.
  2. Эту теорию стали развивать, в итоге в 70-х годах вместе с открытием синдрома Клайнфельтера возникла гипотеза о хромосомных аномалиях у преступников. То есть в этой теории главным объяснением отклонений была нарушенная генетика. Однако после многочисленных экспериментов и исследований, проведенных в СССР и других странах, в 1972 году эту гипотезу официально опровергли. Но позже мысль о решающей роли генетики в формировании поведения заново начал развивать Э. Уилсон.
  3. В современном мире биологизаторский подход не так актуален, но все же он имеет место быть. Уолтеру Гоуву принадлежит теория половых и возрастных факторов, согласно которой трудные и серьезные преступления чаще совершают мужчины. Кроме этого, ученый выяснил, что и мужчины, и женщины чаще совершают преступления в юности (18-24 года).

Предпосылками асоциального поведения современные сторонники биологизаторского подхода называют неблагоприятные индивидуальные особенности. При этом авторы не исключают воздействия кроме биологических факторов еще социальных и психологических. В рамках этого И. С. Ной и В. С. Овчинский говорили о необходимости изучать генетику, психиатрию, психологию и психогенетику.

Социологизаторские теории

Практически параллельно с биологизаторским рассматривается социологизаторский подход. Его представители связывают отклоняющееся поведение с социальными условиями жизни людей. Однако выявив связь отклонений в поведении с социально-экономическими условиями общества, ученые не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу девиантного поведения.

Дюркгейм выразил мнение, что определенный уровень преступности есть в любом обществе, его не может не быть. И заботиться надо о том, чтобы поддерживать этот уровень и не позволять ему расти, а не искоренять.

Итак, в рамках социологизаторского подхода можно выделить следующие теории:

  1. Теория функциональности отклонений (аномии). Сторонниками этой теории были Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон. Эти авторы считают, что причинами отклонений является обесценивание норм поведения. Для этого явления характерна аномия – разрушенная солидарность по отношению к основным ценностям и нормам. Индивиды (группы) начинают искать отклоняющиеся, но эффективные способы самоутверждения, при условии, что одобряемые способы не действуют.
  2. Теория стигматизации («навешивания ярлыков»). Изучением этого занимались М. Фуко, Э. Гофман, Э. Ламмерт, Г. Беккер. Основная идея: отклонения возникают вследствие навязывания индивиду (группе) своих мнений, определений, нравов. Делать это способны те, у кого есть власть. Иными словами, например, называя отстающего ученика трудным и проблемным вместо помощи и развития, педагог получит именно такого ребенка.
  3. Теория конфликта и девиантность. Девиация возникает из-за конфликта социальных групп, проявляется антиномия «негативизм» – «позитивизм». Этого мнения придерживались Т. Мор, Р. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Ф. Энгельс, Г. Маркузе, Р. Миллс, Р. Квинни, Л. Козер.
  4. Теория культурного переноса. Выявление идентичности между способами выработки отклоняющегося поведения и любого другого поведения или вида деятельности. Русский и французский социологи Н. К. Михайловский и Г. Тард выявили механизм подражания.
  5. Теория социальной дезорганизации. Многие исследователи (Р. Парк, Э. Берджес, Л. Вирт, Р. Маккензи, П. Бергер, Т. Шибутани, Э. Тириакьян) объясняли возникновение отклоняющегося поведения влиянием определенных районов, мест, сред, которые всесторонне социально и личностно дезорганизованы.
  6. Теория инклюзии – эсклюзии (М. Фуко, Дж. Янг). Девиации объясняются дифференциаций людей на «выключенных» и «включенных» в политическую жизнь общества.

Социально-психологические теории

С середины XX века начинают возникать социально-психологические теории. Общим в них было то, что исследователи искали причины возникновения девиаций личности среди ее ближайшего окружения. То есть анализировались взаимоотношения индивида с окружением.

  1. Основой теории социальной аномалии Р. Мертона была гипотеза «об отмирании норм морали при девиантном поведении, что вызывается рассогласованием цели и средств ее достижения у девиантов».
  2. Из теории нейтрализации Д. Мате и Т. Сайка следует, что человек понимает нормы морали и даже принимает их, но свое поведение оправдывает разными способами, чаще всего ссылаясь на других людей и обвиняя других.
  3. Э. Сатерленду принадлежит теория дифференцированной связи. Эта позиция объясняет формирование девиаций избирательным отношением индивида к нормам и ценностям его окружения.
  4. Последняя теория в данном подходе – это теория делинквентной субкультуры, то есть культуры внутри культуры. Представитель теории – А. Коэн. Он полагал, что субкультура выбирает себе нормы и ценности, абсолютно противоположные установленным в широкой культуре. Этой же темой занимались Р. Клоуард и Л. Оулин. Они выделяли криминальную субкультуру, конфликтную и «уход в себя». В России изучением влияния субкультуры на личность активно занималась И. А. Горькова.

Представителем социально-психологического подхода также был русский ученый Ю. А. Александровский. Он говорил о том, что в ответ на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране у человека могут возникнуть социально-стрессовые расстройства. А это в свою очередь влияет на поведение. И. И. Карпец и А. Р. Ратинова во главе девиантного поведения ставят дефекты в области правосознания; Н. Ф. Кузнецова – дефекты психологии индивидуумов, социальных общностей.

К слову, в России первые исследования девиантного поведения начали проводиться в 60-х годах ХХ века (В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и другие). На начальном этапе это были исследования отдельных видов девиаций. Значимый теоретический вклад внес В. Н. Кудрявцев, который первым стал рассматривать социальные отклонения как патологию, антиобщественное поведение. Однако Я. И. Гилинский выразил альтернативное мнение. С его точки зрения отклонения – это нормальное общественное явление, функция социальной системы.

Психоаналитические теории

Еще одним подходом является психоаналитический. Главным его представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц. При таком подходе исследователи считают, что ведущую роль в формировании девиантного поведения занимают некоторые качества индивида:

  • чувство повышенной ;
  • агрессивность (это считалось основным качеством);
  • ригидность;
  • комплекс неполноценности;
  • желание и стремление все разрушать.

Сторонники теории говорили о том, что все социально-дезадаптивные формы поведения возникают вследствие:

  • подавления истинных влечений индивида;
  • жесткой блокировки их реализации;
  • жесткого контроля над собой и своими эмоциями;
  • низкой самооценки.

Главенствующую роль отдавали агрессии и другие ученые – А. Бандура, А. Басс, Л. Берковц, С. Розенцвейг, среди отечественных ученых – С. Н. Ениколопова, Т. Н. Курбатова. Но вот обоснование возникновения агрессии у них отличалось. Причинами, согласно этим авторам, являются не сдерживание влечений, а различные социальные, пожизненно действующие факторы.

Что такое девиантное поведение?

Таким образом, проанализировав ряд источников, можно сделать вывод о том, что единого понятия, что такое отклоняющееся поведение, нет. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена его междисциплинарным характером. Изучением проблемы отклонений занимается ряд наук:

  • психология,
  • педагогика,
  • криминология,
  • социология.

Однако очевидно, что отклоняющееся поведение можно трактовать с позиции общественного мнения и с позиции личности. Тогда для общества в рамках психологии девиантное поведение – это совокупность поступков, которые в своих проявлениях противоречат общепринятым в социуме правовым или нравственно-социальным нормам конкретного общества в конкретное время.

Но с позиции социологии девиантное поведение относительно общества можно трактовать как «социальное явление, которое изучается при помощи специальных социологических методов совместно криминалистами, психологами и другими специалистами. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся» (Г. Ф. Куцев).

Относительно личности девиантное поведение – это рассогласованность психических процессов, связанная с:

  • недостаточной адаптивностью;
  • проблемами с самоопределением;
  • неадекватной самооценкой;
  • недостаточным морально-нравственным контролем над своим поведением.

Понятие нормы

Говоря об отклонениях, важно обозначить, что же является нормой. И. А. Липский определяет понятие «социальная норма» так: официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила социального поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

То есть нормальным считается то поведение, которое в настоящее время не вызывает непонимания среди других граждан. Приведу пример относительности понятия «норма». В современном мире считается нормальным модифицировать свое тело (пирсинг, тату, цветные волосы), но в другую эпоху это было недопустимо и осуждалось. Сейчас, конечно, тоже можно найти осуждающих, но в целом бодимодификации принимаются.

Девиантное поведение: минусы и плюсы

Отклоняющееся (девиантное) поведение зачастую ассоциируется скорее со знаком «минус», чем «плюс». Однако это совершенно не обязательно. Отклоняющимся поведение может быть и в положительном ключе.

Одним из первых о девиациях в позитивном ключе заговорил Э. Дюркгейм. Он выразил мысль о том, что сама по себе девиация позитивна и неизбежна. Автор отмечает, что каждое изобретение, каждая креативная мысль, развивающая наше общество – положительная девиация.

Итоги

Проанализировав несколько авторских теорий и определений феномена девиаций, можно сказать, что социальная норма – это установленные конкретным обществом правила, права и обязанности поведения людей в этом обществе. Отклоняющееся поведение – поведение, не соответствующее установленным в данном обществе нормам.

Таким образом, девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм (в положительную или отрицательную сторону), вызванное особенностями социализации (усвоение социального опыта) человека или его десоциализацией (потеря приобретенного ранее социального опыта).

Развитие, формирование и усвоение девиантного поведения происходит за счет индивидуальных особенностей человека, его близкого окружения и социально-экономического состояния общества, в котором индивид находится. Все факторы можно объединить в три группы: социальные, психологические и биологические.

На прощание хочу порекомендовать вам еще три мои работы, дополняющие эту статью: , . Каждая из статей дополняет другие, а в совокупности вы сможете получить максимум информации по теме девиантного поведения, а также ссылки на литературу.

Благодарю за внимание! До новых встреч!

1. Запиши определение понятия.

Отклоняющееся поведение - Девиантное поведение - это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

2. Заполни пропуски в схеме.

Отклонения от социальных норм могут быть:

Позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

Негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Проиллюстрируй примерами каждый вид указанного тобой отклоняющегося поведения на уровне личности, социальной группы, государства. Заполни таблицу.

Яркий пример – международные благотворительные акции американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса(род. в 1930). Только в России фонд Сороса израсходовал за десять лет (1987-1997) более 350 млн. долл. Или другой, менее масштабный, но показательный пример - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.

Девиантное поведение можно изобразить как прямую с двумя крайними точками.

На одной половине этой прямой будут располагаться негативные действия, поступки и привычки:

Пьянство,

Хулиганство,

Наркомания и т. п.

На другой половине - позитивная девиантность:

Героизм,

Творческое прозрение,

Сверхинтеллигентность и др.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

(По книге современного социолога С. С. Фролова)

1) Как ты понимаешь словосочетание «культурно одобряемое отклонение»?

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

2) Как связаны отклоняющееся поведение и процесс возвеличивания человека?

В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1) Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.

2) Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества, специфический талант на очень узких, специфических участках деятельности.

3) Сверхмотивация. Многие учёные считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесённые в детстве или в юности.

4) Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определённых видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определённом месте и в определённое время.

4) Объясни, почему возвеличивание сверхинтеллектуальных людей возможно лишь в немногих видах деятельности.

Потому что немногие профессии подходят для сверхинтеллектуальных людей. Например, профессии сантехника, строителя, сварщика, слесаря и др. не требуют особых умственных способностей, и наоборот, профессии математика, экономиста, учёного и т.п. подходят для сверхинтеллектуальных людей, так как в этих профессиях есть большой потенциал; можно очень долго в них развиваться.

5) Приведи пример специфического таланта личности.

Есть люди, способные очень тонко различать запахи, их талант находит применение в парфюмерной промышленности.

6) Приведи пример деятеля, возвеличиванию которого помог счастливый случай.

Великий Суворов только потому стал Суворовым, что однажды приказал штурмом брать стены монастыря в целях обучения солдат. Екатерина узнала об этом чудачестве и с тех пор дела Суворова пошли вверх (это его собственное мнение).

4. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм.

Приведи несколько аргументов за и несколько аргументов против этого мнения.

1) Если родитель контролирует ребенка, то он сможет вовремя предотвратить отклоняющееся поведение.

1) Все люди разные. И может случиться так, что подросток может не понять родительского контроля. Это может привести к ссоре с родителями, к тому, что подросток будет более скрыто нарушать нормы поведения.

Я считаю, что все хорошо в меру. Чтобы предотвратить отклоняющееся поведение, не стоит все время контролировать ребенка. Это все равно не получится. Родителям нужно с самого детства воспитывать в ребенке нравственность, учить его устройству жизни. Тогда проблем с отклоняющимся поведением не будет.

5. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах одного из регионов в этом учебном году, обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

Они помогают отвлечься от личных неприятностей;

Это приятно, от них «балдеешь»;

Все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной»;

Употреблять наркотик - это «круто»;

На дискотеке надо делать то, что делают все.

Составь краткое обращение к своим сверстникам с любой из этих мотиваций и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

К последнему аргументу – это не всегда хорошо делать то, что делают все. Если все будут прыгать с моста, ты же не прыгнешь, как все.

Есть много других способ отвлечься от неприятностей, а наркотики влекут за собой намного большие неприятности, по сравнению с теми, от которых ты будешь пытаться отвлечься.

Получить Нобелевскую премию – это круто, а наркотики – это порок, большинство людей не уважают и презирают наркоманов. Так что наркотики – это далеко не круто, это страшно и ужасно.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) критерии девиантного поведения неоднозначны;

2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия.

Ответ: None

Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) мнения некоторых других лиц не совпадали с мнением автора, - некоторые наблюдатели считали, что описанный поступок заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным («Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев»);

3) собственное мнение и его подтверждение, например:

Могут быть приведены другие уместные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) описание ситуации, например вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви;

2) суждение о негативно девиантном характере ее поступка, например: «Поступок Жанны д"Арк был серьезным преступлением для той эпохи, в которую он был совершен; она была сожжена на костре как еретичка»;

3) суждение о героическом характере ее поступка, например: «Для людей, стремящихся к свободе и независимости, поступок Жанны д"Арк рассматривался как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений; впоследствии она была реабилитирована церковью и причислена к лику святых».

Могут быть приведены другие ситуации и адекватные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Отклоняющееся поведение.

Девиация и моральные различия.

Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содер­жит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, - ястреб на вечеринке с коктейлями, устроен­ной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамерен­ное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или за­стенчивым, или калекой - это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконфор­мистом - это акт выбора. <...>

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим да­лее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако сре­ди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к та­кому поведению, которое является нарушением правил, вырабо­танных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отли­чие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, ко­торые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь. <...>

Типичное - это то, о чем думают как о нормальном. Отклоне­ние от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. <...> Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт.

Вопросы и задания. 1) Какие из приведенных автором приме­ров относятся к девиантному поведению? 2) В чем различие ме­жду девиантным поведением и другими поведенческими актами?

3)Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение». 4) Какое поведение, по мнению авторов, является девиантным? 5) Приведите примеры (из жизни или литературы), когда инди­вид отказывался от моральных норм, превалирующих в какой-то социальной группе. 6) Приведите примеры (из жизни или лите­ратуры), когда индивид был неспособен выполнять моральные
нормы, превалирующие в какой-то социальной группе. 7) Как социальная группа реагирует на тех, кто не может или не хочет придерживаться моральных норм, превалирующих в данном со­циальном сообществе? Приведите примеры. 8) Как по-вашему, в чем причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением? 9) Какую причину отторжения социумом лю­дей с девиантным поведением называет автор? 10) Чем автор объ­ясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением? 11) Опираясь на свой жизнен­ный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора.

2. Исследователи девиантного поведения придержи­ваются разных точек зрения на его причины. Познакомь­тесь с некоторыми из них:

    Девиантами не становятся, а рождаются.

    Причиной девиантного поведения являются ошибки в вос­питании.

    Причиной девиантного поведения является асоциальная внешняя среда.

    Причины девиантного поведения заложены в национальной субкультуре.

    Причиной девиантного поведения является нищета.

С какими точками зрения вы согласны? Обоснуйте свою позицию.

    Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это по­учает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ЩУ оценку поведения гражданки Н.

4. Государство X объявило войну государству Y . Узнав об этом, группа молодых граждан государства X провела митинг протеста перед зданием своего парламента.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых граждан будет рассматриваться как девиантное.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых людей будет рассматриваться как нормальное.

5. Семья М. переехала в другой город, и 1 сентября их сын пошел на занятия в новую школу. Его знакомство со школой началось с того, что он заблудился и попал не в тот кабинет. Открыв же дверь своего класса, ученик споткнул­ся и упал, а весь класс дружно рассмеялся. Затем он не­правильно назвал имя классного руководителя, а в довер­шение уронил ранец, из которого выпали учебники и покатились шариковые ручки, что вызвало новый взрыв смеха в классе. От смущения подросток расплакался.

Как по-вашему, является ли данное поведение ученика отклоняющимся? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Является ли поведение класса отклоняющимся? Приве­дите один аргумент для обоснования своей точки зрения.

6. Люди с отклоняющимся поведением, особенно в самых крайних его проявлениях, такие, как преступники, прино­сят обществу немалый вред, калечат жизни, судьбы людей, поэтому издревле проблема защиты общества от преступни­ков занимала умы человечества. Высказывались и выска­зываются разные точки зрения: от пессимистических до оптимистических. С какой позицией вы согласны? Аргу­ментируйте свою точку зрения.

1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому обще­ство не имеет права лишать преступника жизни, оно должно ис­купить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества.

2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их без­наказанность способствует развращению слабых, а особенно несо­вершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись после­дующего возмездия.

3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступ­ника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и он должен нести ответственность согласно тяжести совершенного правонарушения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступ­ки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понима­ют различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, ал­коголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышен­ный риск совершить самоубийство). По определению аме­риканского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм соци­альной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, ис­правление или другое наказание.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, под­падающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относи­тельно, ибо имеет отношение к моральным нормам дан­ной группы, а делинквентное - абсолютно, так как на­рушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллектив­ную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать необдуманные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.

Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предме­том социологии и социальной психологии.

Существует немало социологических теорий девиант­ного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое деви­антное поведение вызывается состоянием общества, т.е. распадом существующей системы соци­альных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятель­ность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение и кризисные периоды, когда прежняя ценностно-норматив­ная система разрушается, а новая еще не сложилась. В ре­зультате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.


Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рас­согласование между общественно значимыми целями и за­конными средствами их достижения. На основании соотно­шения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения:

«инновация» (принятие социально одобряемых целей, по отрицание законных средств их достижения);

«ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми сред­ствами);

«ретритизм» (отрицание целей и средств как «бег­ство от действительности»);

бунт (отказ от существующих целей и средств с од­новременной заменой их новыми).

В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переход­ного типа. Так, современное российское общество, по мне­нию некоторых социологов, обладает многими чертами, социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

Среди современных социологических объяснений деви­антного поведения следует также отметить теорию «стиг­матизации» (от греч. stigma - клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не пове­дением или конкретным поступком, а групповой оцен­кой, применением другими людьми санкций в отноше­нии тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Сторонники этой теории выделяют первичную и вто­ричную девиацию. При первичной девиации индивид вре­мя от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «де­вианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обыч­ными людьми. Постепенно он и сам начинает себя счи­тать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвое­нию девиантной роли и формированию девиантной иден­тичности.

Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акценти­руют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связываю­щие поведение с биологическими особенностями личнос­ти, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологи­ческих концепций девиантного поведения, согласно кото­рым нарушение норм - это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

Такое разнообразие исследовательских подходов свиде­тельствует о том, что появление и распространение девиант­ного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

По мнению специалистов, существование в современ­ном обществе у части людей девиантного поведения неиз­бежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры соци­ального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., тре­буют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, теле­фонов доверия и т.д.