К экологическим нормативам качества природной среды относят. Нормирование качества окружающей природной среды. Экологические нормативы. Нормативные качества природной среды

В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие - лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.

Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения.

В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотходности процессов, происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сырьем для следующего природного цикла.

Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализация твердых веществ или растворение минералов являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле при наличии влаги, определенного газового состояния атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедают в дальнейшем животные. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, также способствующих повышению ее плодородия. При этом идет воспроизводство всего живого на Земле, начиная от бактерий и грибков и кончая растительным и животным миром. Причем уровень воспроизводства не остается постоянным, а саморегулируется климатическими и другими природными условиями.

Человеческое производство (сельскохозяйственное, промышленное, техногенное) в отличие от природного построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый человеком в результате технологического процесса, используется им нерационально. Из 100% основного продукта около 90%, а иногда и более, выбрасывается человеком в отходы, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредных материалов.

Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Нормирование качества окружающей природной среды - это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.

Норма - это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Нормативы качества - предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:

Экологическая безопасность населения;

Сохранение генетического фонда;

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Цель этих требований - обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.

Предельно допустимые нормы - это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономического характера, и сами по себе они не обладают юридической силой. Такие нормы в виде научных рекомендаций, методических разработок есть в министерствах, ведомствах, научных и проектных учреждениях. Они помогают в решении тех или иных вопросов, но не являются обязательными для соблюдения.

Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство природных ресурсов.

Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за их невыполнение. Что касается самих нормативов как технических норм, то они не входят в содержание закона, а публикуются в специальных нормативных справочниках и изданиях.

Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три вида (группы): санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.

Санитарно-гигиенические нормативы - это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. Цель нормативов - определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. В настоящее время эта часть нормативов наиболее разработана.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

Нормативы ПДК вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ устанавливают для оценки состояния окружающей природной среды.

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ К этой же группе нормативов могут относиться и другие требования, например, разделы технологических строительных норм и правил, касающиеся охраны окружающей природной среды.

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы.

Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое и санитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ (ПДВ).

Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу.

Сброс - поступление вещества вместе со сточными водами в водные объекты.

ПДВ определяют по каждому источнику выбросов (сбросов), которых может быть несколько на одном предприятии.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть следствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлечении их руководителей к эколого-правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нормативы ПДВ укладывается сейчас 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий загрязняет среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Проблема не решается из-за того, что ни одно предприятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности, так как они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязнение.

Не менее сложен вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения. По данным научных исследований, 50~60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:

Совершенствование и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

Повышение экономичности двигателя;

Внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива. К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

Комплексные нормативы качества. Среди данной группы нормативов наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются ПДН на окружающую природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, рационального использования природных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.

ПДН - это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды.

Цель разработки и применения норм ПДН - обеспечение рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН.

Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например:

Оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;

Предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных угодий;

Предельные нормы посетителей, пребывающих единовременно на экскурсии в заповеднике.

Региональные нормы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, известны нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал, которые устанавливают экологические ограничения на использование водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, развитие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязывают с интересами сохранения в целостности экосистемы озера.

Нормативы ПДН утверждают и разрабатывают, как правило, отраслевые и местные экологические организации. Так, ПДН по лесам устанавливают органы лесного хозяйства; по заповедникам, национальным паркам - администрации этих организаций. Чаще всего такие нормы определяются с учетом научных рекомендаций. Они могут меняться в ту или иную сторону в зависимости от состояния окружающей природной среды и ее отдельных ресурсов.

Актуальность разработки и применения показателей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требованиями чревато серьезными последствиями. Нерациональное размещение химических и нефтеперегонных предприятий в городах Уфа, Стерлитамак привело к негативным экологическим последствиям - загрязнению атмосферного воздуха и воды водоемов этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в Калмыкии явилось причиной опустынивания земель.

Закон не предусматривает какой-либо особой ответственности. Виновные в несоблюдении ПДН предприятия, должностные лица должны нести ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате стихийного бедствия или если причи-нитель вреда не мог знать о вредных последствиях своих действий по объективным обстоятельствам.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливают с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий.

Нормативы санитарных и защитных зон определяются характером их целей и задач. Эти зоны выполняют основные взаимосвязанные функции - охранительные и оздоровительные. К числу санитарных и оздоровительных зон относятся зоны вокруг заповедников, памятников природы, национальных парков, защитные зоны вокруг рек и водоемов, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф. В рамках охранно-оздоровительных функций каждая из существующих зон имеет свои задачи.

Так, санитарная и защитная зона водоемов определяется как территория или акватория, на которой устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды в источниках центрального хозяйственного и питьевого водоснабжения и охрана водопроводных сооружений.

Для улучшения гидрологического режима, благоустройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных территорий создается водоохранная зона, в рамках которой устанавливается специальный режим охраны от загрязнения, истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки, и ее ширина колеблется от 100 до 500 м.

После аварии на Чернобыльской АЭС территория в зависимости от степени поражения и строгости режима разделена на четыре зоны: отчуждения, отселения, проживания с правом отселения, проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Для оценки окружающей среды используются различные виды мониторинга. Это позволяет определить качество не только отдельных экосистем, но и биосферы в целом, а именно природной среды. Для этого исследуется состояние различных оболочек земли по показателям изменения обменных процессов между людьми и природой, воспроизводство жизни на планете и самоочищение среды от всевозможных загрязнений. Все это осуществляется в рамках природных циклов.

Нормативные качества природной среды

Для того чтобы исследовать состояние окружающей среды, нужно разработать определенные юридические и технические нормы качества, научные нормативы, согласно которых установлены определенные допустимые показатели, согласно которым люди воздействуют на экологию и среду обитания в целом. Для этих нормативов в РФ предъявляются следующие требования:

  • сбережение генетического фонда;
  • безопасность окружающей среды для людей;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • антропогенная деятельность в рамках экологической безопасности.

Все эти требования позволяют населению проводить экономическую деятельность, минимизировав разрушение и загрязнение экологии. В результате нормативные качества – это своеобразный компромисс между людьми и природой. Они не обладают юридической силой в полной мере, но обязательны к применению и соблюдению. Выпускаются технико-экономические нормы качества природной среды в виде рекомендаций, которые особенно используются в различных учреждениях, министерствах, на промышленных объектах, в научных и лабораторных организациях. Для них нормативы качества среды являются обязательными к соблюдению.

Виды нормативных качеств природы

Все нормативы и качества среды обитания можно разделить на такие группы:

  • производственные и хозяйственные – регулируют деятельность различных предприятий, чтобы снизить их влияние на экологию;
  • комплексные – должны соблюдаться на всех уровнях деятельности населения;
  • санитарно-гигиенические – регулируют допустимое количество вредных веществ, попавших в биосферу, и уровень физического воздействия.

Таким образом, качество среды и состояние земной биосферы регулируется специальными нормативами. Несмотря на то, что они не имеют значительной юридической силы, тем не менее, обязаны соблюдаться различными предприятиями и организациями, чтобы не допустить чрезмерного антропогенного влияния на природу.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и используется при защите экологических прав граждан в суде. 1

В нашей стране данная группа нормативов сложилась одной из первых в мире, установив ПДК сотен вредных веществ в атмосфере, почвах, воде и т.д. Первые нормативы ПДК вредных веществ по питьевой воде были установлены в 1939 г., а к 1991 г. их было 1925. ПДК вредных веществ по атмосферному воздуху были установлены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их было уже 479. Нормы ПДК в почве были введены с 1980 г., и к 1991 г. их было 109 .

Данная группа экологических нормативов введена с целью оценки состояния окружающей среды для сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Однако до недавнего времени при определении величины ПДК специально уполномоченные органы ориентировались на экологически обусловленные показатели охраны здоровья человека, не учитывая особенности охраны растительного и животного мира. В связи с этим разрабатываемые и принимаемые нормативы качества окружающей среды были скорее гигиеническими, чем экологическими.

В системе нормативов качества окружающей среды выделяются следующие подгруппы:

Во-первых, нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества. Различают максимально разовую и среднесуточную величину ПДК для каждого загрязняющего вещества. Если норматив ПДК, согласно данным мониторинга, превышается, то в результате соответствующих замеров определяется во сколько раз, например, 1,3 ПДК, 5 ПДК, 10 ПДК и т.д.

Во-вторых, нормативы ПДУ воздействий, в том числе вредных физических воздействий (шум, тепло, вибрация, магнитные поля и т.д.) и радиационных воздействий.

В-третьих, нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

В-четвертых, иные нормативы качества окружающей среды.

При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предупредительного контроля устанавливаются ОДУ содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности. Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ.

Как следует из ст. 6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас вправе устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсного законодательства.

Так, согласно и. 5 ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст. 47 Закона о рыболовстве, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна", находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объединения "Азот", были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее .

Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо предусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 208 "Об утверждении Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации").

Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохозяйственного значения – специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

  • См.: Охрана окружающей природной среды: постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С. 66.
  • См.: Колбасов О. С. Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Советское государство и право. 1987. № 3. С. 75.

Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

  • - предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;
  • -предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

  • - предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;
  • - предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

Комплексные нормативы:

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • 1. устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • 2. служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • 3. служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • 4. учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) - количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. При ее определении учитывают степень влияния загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

В настоящее время в нашей стране действуют более 1800 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 400 для атмосферного воздуха и более 140 для почв.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) - это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) - это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) - это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

Предельно допустимая концентрация вод водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) - это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

При нормировании качества почвы используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы. Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) - это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды и не приводящее к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах.

При нормировании качества продуктов питания используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в продуктах питания. Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) - это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) - это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ - это по сути то же, что ПДК, но для физических воздействий.

Существуют случаи, когда ПДК или ПДУ находятся только на стадии разработки. Тогда используют такие показатели, как ОДК - ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ - ориентировочно допустимый уровень.

Необходимо отметить, что существует несколько подходов к нормированию загрязнения окружающей среды. Во-первых, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, с другой стороны, - степень изменения окружающей среды в результате ее загрязнения. В последнее время все чаще обращают внимание на недостатки первого подхода, в частности, применения ПДК для почв. Однако подход к нормированию качества среды по показателям ее трансформации практически не развит. Поэтому, наиболее оптимальным вариантом является использование сочетания двух подходов.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) - это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС.

В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают лишь 15-20% загрязняющих производств, на ВСВ - 40-50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду - это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется как емкость природной среды, или экологическая емкость территории. Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей: 1) запасы живого и мертвого органического вещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие. Чем они выше, тем устойчивее экосистема.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Нормативы и методы их определения утверждаются природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора. Однако наука и производство не стоит на месте, а постоянно расширяется и совершенствуется и при разработке новых нормативов используются наработки международных исследований и экологические мировые стандарты.

При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.

    Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов.

    В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).

    Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.

    Нормативы качества окружающей среды, их классификация В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

    В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

      мед ици нский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его ге­нетической программе);

      технологический (способность экономики обеспечить выполнение ус­тановленных пределов воздействия на человека и условия его жизне­деятельности);

      научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам). Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требо­вания к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной по­роговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, био­логического, радиационного и другого воздействия.

    32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.

    Нормирование качества окружающей природной среды - это установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу и является центральной идеей Закона «Об охране окружающей природной среды» – раздел 4 (ст.25-34).

    Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду.

    Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях:

    1. гигиеническое нормирование качества окружающей среды;

    2. экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистему;

    3. регламентация объемов загрязнения, поступающих в окружающую природную среду.

    Общие требования к нормам качества: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

    Задача экологического нормирования - обеспечение благополучия экологических систем в целом и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции.

    По объектам охранынормативы объединяются в три группы :

    1. санитарно- гигиенические нормативы, направленные на охрану здоровья человека (ПДК для водных объектов санитарно- гигиенического и культурно- бытового назначения, ПДК воздуха рабочей зоны и населенных пунктов, нормативы санитарно- защитных зон, уровней радиационных воздействий и др.);

    2. производственно- хозяйственные нормативы (ПДВ, ПДС, ОБУВ, различные строительные нормы и правила);

    3. собственно экологические нормативы ПДН - предельно допустимые нагрузки на экосистемы, ПДК для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, нормативы изъятия природных ресурсов (минеральных, животных и растительных), добычи полезных ископаемых.

    По принципам вводимых ограничений подразделяются на группы:

    1. нормативы качества или состояния природной среды или объекта;

    2. нормативы воздействия на природную среду, природный объект или экосистему.

    Гигиенические нормативы устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых видов растительного и животного мира.

    Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ (и стран СНГ).

    Нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах и объектах.

    Под ПДК понимают предельно допустимую концентрацию различных видов загрязнителей в воздухе, воде или почве, превышение которой оказывает вредное воздействие на человека, растения или животных.

    ПДВ (предельно допустимые выбросы)- это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы.

    ПДС (предельно допустимый сброс) - масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

    ПДВ и ПДС являются основой для планирования мероприятий и проведения экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы и гидросферы.

    ЭДК - экологически допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде, не нарушающие гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем. На основе ЭДК можно рассчитывать ЭДН.

    ЭДН – мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека- инструмент устойчивого развития общества.

    Норма загрязнения - предельная концентрация вещества, поступающего или содержащегося в среде, допускаемая нормативными актами.

    В качестве критериев количественной оценки уровня загрязнения окружающей среды используются:

    Ø индекс загрязнения (ИЗ) - показатель, качественно и количественно отражающий присутствие в окружающей среде вещества- загрязнителя и степень его воздействия на живые организмы;

    Ø фоновая концентрация (ФК) - содержание вещества в объекте окружающей среды, определяемое суммой глобальных и региональных естественных и антропогенных вкладов;

    Ø под токсической концентрацией понимают концентрацию вредного вещества, которое способно при различной длительности воздействия вызывать гибель живых организмов или концентрацию вредного начала, вызывающую гибель живых организмов в течение 30 суток в результате воздействия на них вредных веществ.

    Вредное вещество - это инородный нехарактерный для природных экосистем ингредиент, оказывающий отрицательное влияние на них и живые организмы, обитающие в этих экосистемах.

    По химической природе вредные вещества или токсиканты бывают неорганического происхождения (ртуть, свинец, хром, цинк и др.) и органического (фенолы, нефтепродукты, пестициды и др.) происхождения.

    Наиболее приоритетными являются тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, медь, никель, кобальт, цинк), обладающие высокой токсичностью и миграционной способностью. Степень загрязнения окружающей среды токсикантами определяется их химически активными миграционными формами и механизмом миграции.

    Миграция элементов - это перенос и перераспределение химических элементов в земной коре и на поверхности Земли.

    Показателями негативного воздействия элементов и соединений на живые организмы являются токсичность и канцерогенность - это свойства элементов и соединений, отрицательно влияющие на живые организмы и приводящие к уменьшению продолжительности их жизни.

    Факторы окружающей среды, влияющие на токсичность : температура, растворенный кислород, рН, жесткость и щелочность воды.

    Канцерогенные вещества разделены на три категории: металлосодержащие частицы; водорастворимые соединения металлов; жирорастворимые соединения.

    К канцерогенным веществам относятся вещества, воздействие которых достоверно увеличивает частоту возникновения опухолей в популяциях человека или животных.

    Химические канцерогенные вещества подразделяются на группы:

    · полиароматические углеводороды (ПАУ) и гетероциклические соединения;

    · ароматические азотсоединения;

    · ароматические аминосоединения;

    · нитрозоамины и нитроамины;

    · металлы, металлоиды и неорганические соли.

    Наибольшее распространение получила классификация загрязняющих веществ по степени опасности. В соответствии с ГОСТ в РФ все вредные вещества по степени опасности разделены на 4 класса :

    1 – чрезвычайно опасные

    2 – высокоопасные

    3 – умеренно опасные

    4 – малоопасные.

    Опасность химических соединений характеризуют величиной минимально действующей концентрации:

    · пороговой дозой концентрации вещества, которая при однократном (остром) или многократном (хроническом) воздействии вызывает явные необратимые изменения жизнедеятельности человека;

    · смертельными (летальными) показателями ЛД 50 – средней смертельной дозой, вызывающей гибель подопытных животных в 50% случаев;

    · абсолютно смертельной дозой, ЛД 99 , вызывающей 100% гибель животных.

    33.ответ. Санитарно-гигиенические нормативы охраны окружающей среды и их практическое использование. Санитарно-гигиенические нормативы. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют условия и характеристики зон источников питье­вого водоснабжения, объектов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий и предназначены для защиты здоровья человека и снижения вредного воздействия источников загрязнения на элементы природной среды.

    Санитарно-гигиенические нормативы, в свою очередь, включают само­стоятельные группы: гигиенические нормативы и санитарно-защитные.

    Гигиенические нормативы отражают предельно допустимые концентра­ции загрязнителей в атмосферном воздухе, водной среде, почве, а также уров­ни вредных физических воздействий (акустических колебаний, электромаг­нитных полей, ионизирующего излучения), величины которых не оказывают какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

    Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую приро­ду в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормирова­нии исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

    К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические пока­затели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или фи­зические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие норма­тивы вредных воздействий для отдельных районов.

    Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образо­вании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

    "