Как сделать морфологический разбор местоимения? Сделать морфологический разбор местоимения ему

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что? ), имён прилагательных (какой? чей? ), числительных (сколько? ), наречий (как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные - я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные - мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

    Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: - Который час? - Пятый );

3. Местоимения-числительные - сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия - так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения : я, ты, мы, вы, он (она, оно, они ) - указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - 1-е л.; ты, вы - 2-е л.; он (она, оно, они ) - 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя - обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения : мой, твой, наш, ваш, свой - указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их .

4. Вопросительные местоимения : кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. - употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? - местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем?

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

    Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения : некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения : тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
  • столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения : сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Обратите внимание!

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо ).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). - Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). - Я знаю, что он здесь (союз).

3. Морфологический разбор местоимений:

План разбора местоимений

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
3 лицо (для личных местоимений);
4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число (если есть);
3 род (если есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

(представьте) себе

  1. кому?
  2. Н. ф. - себя . Морфологические признаки:

    2) возвратное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
  3. В предложении - дополнение.

какого-нибудь (ботаника)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
  2. Н. ф. - какой-нибудь . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    2) неопределённое;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

который

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
  2. Н. ф. - который . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) относительное;
  3. В предложении - подлежащее.

где

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
  2. Н. ф. - где . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-наречие;
    2) относительное;
    Б) Неизменяемая форма.
  3. В предложении - обстоятельство места.

(до) этих (пор)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
  2. Н. ф. - этот . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) указательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
  3. В предложении - часть обстоятельства времени.

ничья (нога)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - ничей . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) отрицательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

он

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - он . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-существительное;
    2) личное;
    3) 3-е лицо;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - подлежащее.

свою (коллекцию)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - свой . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) притяжательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

всякими (представителями)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
  2. Н. ф. - всякий . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) определительное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

Схема морфологического разбора местоимения

1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.

2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.

3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.

4. Определить разряды местоимений :

а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;

б). лексико-грамматический разряд (указать значение);

в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).

5. Охарактеризовать морфологические особенности :

а). лицо (для личных);

б). падеж (указать средства выражения);

в). число (указать средства выражения);

г). род (если есть).

6. Охарактеризовать синтаксические особенности :

а). вид связи с другими словами;

б). роль в предложении.

Образцы анализа

Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...

(Джек Лондон)

1. Ему - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кому?

4. Разряды местоимений :

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

6. Синтаксические особенности :

а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;

б). в предложении является дополнением.

1. Какая-то - местоимение.

2. Н. ф. - какой-то .

3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.

4. Разряды местоимений :

б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;

в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .

Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].

5. Морфологические особенности :

ая ; СС - форма сущ. тревога

ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). тревога (какая?) какая-то :

1. Он - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);

в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал

После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.

1. Которая - местоимение.

2. Н. ф. - который .

3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;

б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;

в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;

6. Синтаксические особенности :

а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Я - местоимение.

2. Н. ф. - я .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на говорящего;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 1-го лица;

б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;

в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Иной - местоимение.

2. Н. ф. - иной .

3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.

4. Разряды местоимений

а). местоимение-прилагательное;

б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки

в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;

б). в предложении является согласованным определением.

ДПС - дополнительное синтагматическое средство.

ОПС - основное парадигматическое средство.

СС - синтагматическое средство.

Комплекс 1 предлагает в постоянных признаках указывать разряд по значению и лицо у личных местоимений, комплекс 2 - соотнесенность с другими частями речи, разряд по значению и лицо для личных, комплекс 3 - разряд по значению. В непостоянных признаках все три комплекса приводят падеж, число (если есть), род (если есть).

Такие схемы разбора имеют ряд недостатков. Грамматическая разнородность местоимения не позволяет задать универсальную схему их разбора, так как у местоимений-существительных род и число должны быть указаны в постоянных признаках, у местоимений-прилагательных - в непостоянных, у местоимений-числительных не указываются вообще. Непонятно отсутствие категории лица в схеме разбора комплекса 3. Неясно, как комплекс 2 предлагает описывать выделенные в нем местоимения-наречия. В связи с этим учителю целесообразно предложить учащимся несколько схем для разбора местоимений с разными грамматическими признаками.

Предлагаем следующие схемы разбора.

При разборе местоимения указывают его начальную форму и разряд по значению. Начальной формой местоимений себя, некого и нечего является форма Р. п. Дальнейшая схема разбора зависит от того, с какой частью речи соотнесено местоимение.

Разбор местоимений-существительных

Схема разбора личных местоимений:

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

б) непостоянные:

Схема разбора местоимения себя:

1. Местоимение. Начальная форма - себя.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Возвратное;

б) непостоянные:

3. Синтаксическая роль в предложении.

Схема разбора местоимений кто, что и производных от них:

1. Местоимение. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Разряд по значению,

б) непостоянные:

3. Синтаксическая роль в предложении.

В русском языке есть местоимения это, то, все и всё, которые, являясь субстантивированными местоименными прилагательными (то есть формами местоимений-прилагательных этот, тот и весь), стандартно используются в русском языке в функции существительных, то есть в предметном значении (ср.: Все ученики пришли - Все пришли; Он съел всё варенье - Он съел всё; Это заявление мне не понравилось - Это мне не понравилось). В предметном значении они обладают следующими признаками:

всё

все - постоянные признаки - мн. число, непостоянные - падеж;

это - постоянные признаки - ср. род, ед. число, непостоянные - падеж;

то - постоянные признаки - ср. род, ед. число, непостоянные - падеж.

Разбор местоимений-прилагательных

Схема разбора местоимений-прилагательных, кроме его, ее, их:

1. Числительное. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Разряд по значению.

б) непостоянные:

Падеж (кроме каков, таков).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Схема разбора местоимений-прилагательных его, ее, их:

1. Местоимение. Начальная форма - его /ее /их.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Притяжательное,

Неизменяемое;

б) непостоянные: нет.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Разбор местоимений-числительных

Схема разбора местоимений-числительных:

1. Местоимение. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Разряд по значению;

б) непостоянные:

3. Синтаксическая роль в предложении.

Образец разбора местоимений разных разрядов.

На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке «Одна тысяча рублей»... Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить (М. А. Булгаков).

Какой-то какой-то;

непостоянные признаки: в муж. роде, ед. числе, И. п.;

синтаксическая роль: определение.

(У) себя - местоимение, начальная форма себя (Р. п.);

постоянные признаки: возвратное;

непостоянные признаки: в Р. п.;

синтаксическая роль: обстоятельство.

Несколько - местоимение, начальная форма несколько;

постоянные признаки: неопределенное;

непостоянные признаки: в В. п.;

синтаксическая роль: часть обстоятельства.

В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.

Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точно
В первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.

Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.

  1. Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
  2. Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
  3. Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
  4. Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
    • Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
    • Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
    • Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
  5. Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
    • Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
    • Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
    • Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
    • Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
  6. Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
    • личные: я, ты, он, мы, вы, они;
    • возвратное: себя;
    • неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
    • отрицательные: ничто, никто;
    • притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
    • относительные: сколько, кто, какой, где;
    • вопросительные: который, где, когда.
    Обратите внимание на относительные и вопросительные местоимения: они могут иметь одинаковую форму, но по-разному употребляются в предложениях. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, а относительные соотносят высказывание с чем-либо. Например:
    • Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
    • Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
Помните все особенности грамматических категорий, тщательно разбирайте каждое местоимение, чтобы не допустить ошибок.

Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.

  1. Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
  2. Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
  3. Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
  4. Определите и запишите разряд местоимения.
  5. Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
  6. Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
    • падеж;
    • число;
    • род.
    Пользуйтесь формулировкой «местоимение употреблено в форме »:
  7. Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Выполняйте морфологический разбор последовательно и тщательно, старайтесь не путать группы и разряды местоимений, правильно определять все грамматические категории.

При морфологическом разборе местоимений дается полная характеристика его постоянных и непостоянных грамматических признаков, а также синтаксической роли в предложении. В статье приведен подробный план разбора различных видов местоимений с наглядными примерами.

Морфологический разбор местоимения – это разбор местоимения как части речи, включающий его грамматическую и синтаксическую характеристики. В ходе морфологического разбора определяются постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимения, а также его роль в предложении.

В школе тема «Морфологический разбор местоимения» изучается в 6 классе.

Особенности морфологического разбора местоимения

Так как в русском языке местоимения могут иметь грамматические признаки существительных, прилагательных и числительных, выделяют три типа разборов для разных групп слов.

План морфологического разбора местоимений-существительных

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

– лицо (только у личных местоимений);

– число (если есть);

– род (если есть);

2. Непостоянные:

План морфологического разбора местоимений-прилагательных

I. Местоимение. Начальная форма

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

2. Непостоянные:

III. Синтаксическая роль в предложении.

Обратите внимание: притяжательные местоимения-прилагательные его, ее, их являются неизменяемыми и не имеют непостоянных признаков.

План морфологического разбора местоимений-числительных

I. Местоимение. Начальная форма

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

2. Непостоянные:

III. Синтаксическая роль в предложении.

Примеры морфологического разбора местоимений

Она попросила меня купить любой арбуз и несколько персиков.

она ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;

2. Непостоянные – именительный падеж.

III. Подлежащее.

Меня

I. Местоимение, начальная форма – я ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;

III. Дополнение.

Любой

I. Местоимение, начальная форма – любой ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – определительное;

2. Непостоянные – единственное число, мужской род, винительный падеж.

III. Определение.

Несколько

I. Местоимение, начальная форма – несколько .

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – неопределенное;

2. Непостоянные – винительный падеж.

III. Дополнение.

Морфемный разбор местоимений

План морфемного разбора местоимений:

1. Выделить основу слова и окончание;

2. Выделить корень слова;

3. Выделить формообразующие аффиксы (приставки, суффиксы).

Кто-то пришел.

1. Основа – кто-то , окончание нулевое;

2. Корень слова – кто ;

3. Формообразующий суффикс – –то .

В вашем саду.

1. Основа – ваш- , окончание – -ем ;

2. Корень слова – ваш- ;

Нечем заняться.

1. Основа – нечем , окончание – -ем ;

2. Корень – -ч- ;

3. Формообразующая приставка – не- .

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 155.