Камикадзе на подводных лодках. Японская человеко-торпеда кайтэн. Солдат обязан исполнять свои обязательства

На заключительном этапе Второй мировой войны Япония была вынуждена прибегнуть к суровым и необычным мерам. В армии и на флоте появились т.н. тэйсинтай – бойцы-смертники. Ценой собственной жизни они должны были выполнить боевую задачу и нанести какой-либо ущерб противнику. Наиболее известными японскими смертниками стали камикадзе – летчики, задачей которых была атака кораблей или других объектов противника путем тарана. Также существовали и другие тэйсинтай. Так, под водой угрозу для флота США представляли смертники на управляемых торпедах «Кайтэн».

Начало проекта

Идея строительства управляемых торпед с кабиной для пилота появилась задолго до окончательного поражения Японии. Эта оригинальная идея была предложена летом 1942 года, вскоре после битвы при Мидуэе. Подводники лейтенант Хироси Куроки и младший лейтенант Сэкио Нисина задумали построить тяжелую крупную торпеду на базе агрегатов существующего изделия «Тип 93». Последняя была самой мощной, дальнобойной и скоростной торпедой японского флота, и эти особенности предлагалось использовать в новом оружии. При этом торпеда не оснащалась никакими системами наведения, что сказывалось на точности. Х. Куроки и С. Нисина предложили построить управляемую человеком торпеду: пилот мог бы управлять ей до самого выхода на курс атаки.

Торпеда "Кайтен" модели "Тип 1" в одном из японских музеев

Моряки-подводники не имели опыта инженерной работы, из-за чего им пришлось обратиться за помощью к специалистам. К осени 42-го они смогли найти единомышленника в одной из проектных организаций. Им стал инженер Военно-морского арсенала Хироси Судзукавэ. В январе следующего года лейтенанты и конструктор закончили разработку проектной документации. Оставалось только предложить новую разработку военным. С этим возникли проблемы. Ввиду сложного положения на фронтах командование армии и флота прекратило обращать внимание на инициативных изобретателей, работая только с существующими конструкторскими бюро.

По некоторым данным, Х. Куроки и С. Нисина вышли из этого положения необычным образом: они использовали один старинный обычай. Письмо на имя военно-морского министра было написано кровью авторов. По японской традиции, адресат не мог проигнорировать такое послание. Как выяснилось позже, руководители флота не только ознакомились с предложением, но и заинтересовались им. Тем не менее, в силу определенных причин, новый проект стартовал со значительным опозданием.

Разработка полноценных управляемых торпед началась только в феврале 1944 года. Помимо авторов идеи к проекту были привлечены специалисты военно-морских КБ. Проект получил имя «Кайтэн» в честь мистической силы, «воли неба», способной кардинальным образом изменить ход войны. Спустя несколько месяцев стало ясно, что проект не смог оправдать свое название и оказать хотя бы заметное влияние на ход боев.

Изначально предполагалось взять существующую торпеду «Тип 93» и из ее агрегатов собрать новое изделие, в составе которого имелось бы место для размещения пилота, системы управления и т.д. Кроме того, на ранней стадии проект не был связан с печальной, но героической судьбой будущих пилотов. Планировалось, что пилот новой управляемой торпеды сможет вывести ее на боевой курс и покинуть свое рабочее место. Тем не менее, из-за различных причин технического, тактического, идеологического и морально-нравственного характера авторам проекта пришлось отказаться от спасения пилота. Тем не менее, это давало некоторые преимущества в бою, поскольку торпеда могла управляться до момента попадания в цель.

Разработка проекта первого «Кайтэна» продолжалась до лета 1944 года. В конце июля новый аппарат вышел на испытания. В максимально сжатые сроки торпеду испытали, доработали и поставили в серийное производство. Положение на Тихоокеанском театре военных действий постоянно ухудшалось, и Япония нуждалась в новом «чудо-оружии», способном изменить ход войны. Ожидалось, что проект управляемой торпеды может сказаться на течении боевых действий.


Музейная торпеда "Кайтен" модели "Тип 10"

До конца войны на Тихом океане японские инженеры успели разработать несколько проектов торпед «Кайтэн», отличавшихся друг от друга различными особенностями и характеристиками. При этом основой большинства проектов являлась тяжелая торпеда «Тип 93» или некоторые ее детали. На ее основе строились торпеды моделей «Тип 1», «Тип 2», «Тип 4», «Тип 5» и «Тип 6». Более поздний «Тип 10» основывался на конструкции торпеды «Тип 92». Примечательно, что в серию пошла только одна версия торпеды «Кайтэн» – «Тип 1». Все прочие по ряду причин так и остались на стадии строительства или испытаний прототипа. Рассмотрим некоторые основные модели управляемых торпед семейства «Кайтэн».

Представители семейства «Кайтэн»

Единственная серийная управляемая торпеда семейства «Кайтэн» основывалась на агрегатах изделия «Тип 93». Следует отметить, проект «Тип 1» подразумевал широкое использование совершенно новых узлов и агрегатов, разработанных специально для нового . Этим, в частности, обуславливается большая разница в размерах и внешнем виде управляемой и неуправляемой торпед.

Специально для новой торпеды был разработан специальный корпус с максимальным диаметром 1 м. Внутри этого агрегата предлагалось разместить боевую часть, баки для сжатого воздуха и кислорода, а также кабину с необходимыми органами управления. В носовой части корпуса поместили боевую часть с зарядом весом 1550 кг. По расчетам, мощности такого заряда было достаточно для уничтожения любого американского корабля. Боевая часть оснащалась тремя взрывателями: контактным для подрыва при попадании в цель, электрическим для управления подрывом из кабины и автоматическим гидростатическим. Первые два взрывателя предназначались для подрыва боевой части у цели, а третий обеспечивал самоуничтожение торпеды в случае гибели и погружения на дно.


Общая схема торпеды "Тип 1"

Позади боевой части располагался кислородный баллон на 1550 л, обеспечивавший работу двигателя. Кроме того, имелись девять баллонов на 160 литров сжатого воздуха для пневматического управления рулями. Рядом с баллонами предусматривались две небольшие цистерны для управления дифферентом. Вторая пара таких емкостей находилась в корме основного корпуса. Позади носовой группы баков находилась кабина пилота.

В кормовой части корпуса предусматривались крепления для установки двигательного отсека. В качестве последнего использовались средний и хвостовой отсеки торпеды «Тип 93». Там располагались топливные баки и двигатель с гребными винтами. Также на заимствованном двигательном отсеке крепились рули для управления по курсу и глубине размахом по 800 мм.

Общая длина торпеды «Кайтэн» в варианте «Тип 1» составляла 14,75 м, максимальный диаметр – 1 м. Для сравнения, торпеда «Тип 93» имела длину 9 м и диаметр 610 мм. В готовом к запуску виде управляемая торпеда весила 8,3 т. Двухцилиндровый двигатель мощностью 550 л.с. потреблял керосин и кислород, позволяя развивать скорость до 30 узлов (56 км/ч). Рабочая глубина торпеды не превышала 30-35 м, но конструкция позволяла погружаться и на 80 м. Максимальная дальность хода по топливу составляла 42 морские мили (78 км).

Необходимо отметить, скорость и дальность торпеды были обратно пропорциональны друг другу. Так, при максимальной скорости на уровне 30 узлов торпеда «Тип 1» могла пройти не более 23-25 км. Максимальная дальность обеспечивалась на скорости не более 12 узлов. Главной причиной этого был высокий расход кислорода, используемого двигателем. На 12 узлах двигатель потреблял 1 кг кислорода в минуту, на 30 узлах – 7 кг. Таким образом, пилоту следовало учитывать запас кислорода и топлива, строя заход на цель.

В средней части торпеды имелась кабина для пилота. В ней размещалось сиденье и набор органов управления. Пилот располагал компасом, глубиномером с точностью до 0,5 м (по американским данным), штурвалом и системами управления различными системами, в том числе подрывом боевой части. В кабине предусматривались два люка, в крыше и днище корпуса. Верхний люк спереди был прикрыт небольшим щитком изогнутой формы. Для наблюдения за обстановкой пилот мог использовать выдвижной перископ с ходом 70 см. На практике использование перископа было связано с определенными трудностями, поскольку в выдвинутом положении он мог демаскировать торпеду. Будучи обнаруженным, пилот-смертник почти не имел шансов добраться до цели.

Использование освоенных в производстве комплектующих позволило достаточно быстро развернуть серийное строительство новых управляемых торпед. При этом, однако, не обошлось без проблем. Так, один из авторов проекта, Х. Куроки, погиб в ходе тренировочного выхода в море. Смерть младшего лейтенанта Нисины так же была связана с «Кайтэнами»: он стал пилотом и погиб в ходе первого боевого применения такого оружия.


Общая схема торпеды "Тип 2"

В конце 1944 года появился проект «Тип 2», имевший минимальное сходство с предыдущим. По общей архитектуре торпеда «Тип 2» напоминала малогабаритную подводную лодку, хотя по своей компоновке была похожа на «Тип 1». Торпеда «Тип 2» имела длину 16,5 м, диаметр корпуса 1,35 м и весила 18,37 т. В носовой части этого аппарата имелся заряд взрывчатого вещества весом 1550 кг, в средней – кабина пилота, в кормовой – двигательный отсек. В качестве силовой установки использовался торпедный двигатель мощностью 1490 л.с., работавший на гидразине и пероксиде водорода. Новая торпеда могла разгоняться до 40 узлов и преодолевать до 45 миль (83 км).

Тем не менее, в силу технологических причин торпеда «Тип 2» не пошла в серию. На верфи Хиро был построен всего один такой аппарат, использовавшийся в ходе испытаний. Новая торпеда оказалась слишком сложной в производстве для ослабленной японской промышленности. Пилотам-смертникам пришлось продолжить эксплуатацию торпед «Тип 1».

Проект «Тип 4», появившийся в начале 1945 года, оказался более удачным. Было построено около полусотни таких торпед, но и в этом случае полномасштабное серийное производство не начиналось. Главной целью очередного проекта было создание модификации изделия «Тип 2» с двигателем, использующим менее дорогое и опасное в обращении топливо. На этот раз было предложено использовать двигатель, работающий на керосине и кислороде. Подобные силовые установки уже применялись на различных торпедах и поэтому не вызывали претензий со стороны командования.


Общая схема торпеды "Тип 4"

Из-за использования нового двигателя мощностью 1200 л.с. максимальная скорость торпеды «Тип 4» упала до 20 узлов (37 км/ч), а дальность хода сократилась до 21 морской мили (38 км). Снижение характеристик привело к значительному сокращению серии. Вместо полномасштабного строительства большими партиями было собрано только 50 таких торпед. Кроме того, из-за низкой культуры производства имели место нарушения герметичности корпуса, течи в топливной системе и т.д. Из-за таких проблем некоторое количество торпед погибло, не успев выполнить свою боевую задачу.

Последней разработкой семейства «Кайтэн» стала торпеда «Тип 10», конструкция которой основывалась на изделии «Тип 92». С целью упрощения производства было решено вернуться к идее использования существующих агрегатов. Более того, на этот раз применялись даже детали корпуса базовой торпеды.

Фактически «Тип 10» являлась разделенной пополам торпедой «Тип 92», между двумя частями которой добавлялась кабина пилота. В носовой части такого аппарата располагалась 300-кг боевая часть и передний блок аккумуляторных батарей. Кормовая половина корпуса вмещала второй блок батарей и электрический двигатель. Базовая торпеда имела калибр 530 мм, что не позволяло разместить в ее корпусе кабину пилота. Для этого между двумя половинами ее корпуса поместили особый цилиндрический агрегат диаметром 700 мм с коническими обтекателями спереди и сзади. Сверху этой вставки предусматривалась небольшая надстройка-рубка для головы пилота. Баллоны со сжатым воздухом для дыхания располагались внешней поверхности корпуса.


Общая схема торпеды "Тип 10"

Общая длина торпеды «Тип 10» не превышала 10 м, общая высота (с надстройкой, без перископа) – чуть более 1 м. Общий вес торпеды составлял 3 т. 112 аккумуляторов (4 блока по 28) выдавали ток силой 120 А напряжением 54 В. Батареи и 6-киловаттный двигатель разгоняли торпеду до 7 узлов (13 км/ч). Дальность хода не превышала 2 морские мили (менее 4 км).

Несмотря на крайне низкие характеристики, управляемая торпеда «Тип 10» заинтересовала военных простотой своей конструкции. Летом 1945 года японский флот заказал 500 таких торпед, однако промышленность успела построить только одну опытную и не более пяти серийных. Как результат, торпеды «Тип 10» не приняли участия в боях и стали трофеем наступавшего противника.

Эксплуатация

Имея некоторый запас времени, японская промышленность с осени 1944 года успела построить не менее 300 торпед «Тип 1». Прочие изделия семейства «Кайтэн» заказывались и строились в меньших количествах. В результате флот успел использовать в бою только торпеды «Тип 1» и «Тип 4». Остальные торпеды так и не добрались до театра военных действий.

Для управления торпедами «Кайтэн» требовались пилоты. В середине 1944 года начала свою работу первая школа подводников-смертников, располагавшаяся на острове Оцусима во Внутреннем Японском море. Вскоре после открытия школы на Оцусиме появились аналогичные учреждения в других районах Японии.
К будущим курсантам предъявлялся набор особых требований, таких же, как и к другим добровольцам-тэйсинтай. Обучение состояло из нескольких этапов. Сначала в течение трех месяцев курсанты учились водить быстроходный катер с использованием только компаса и перископа. После этого начиналось обучение на тренажерах, и только потом курсанты выходили в море на тренировочных торпедах «Кайтэн».


"Рубка" и перископ торпеды "Тип 1"

Предполагалось, что носителями управляемых торпед смогут стать подлодки и надводные корабли. Кроме того, разрабатывался проект строительства сухопутных береговых баз с необходимым оборудованием. Таким образом, при помощи торпед «Кайтэн» планировалось защищать Японию как в открытом море, так и у берегов.

На практике чаще всего торпеды применялись вместе с подлодками-носителями. В таком случае субмарина получала набор специального оборудования для транспортировки торпед. Несколько «Кайтэнов» закреплялись на ее корпусе и соединялись с ней при помощи специальных шлюзов для пилотов. После обнаружения цели капитан подлодки должен был отдать команду на подготовку торпед к запуску. Пилоты через шлюзы занимали свои места и задраивали люки. По внутренней связи смертникам передавали указания о цели, разворачивали подлодку к атакуемому кораблю и производили отцепку торпед.

После этого пилот должен был самостоятельно запустить двигатель, взять курс на цель и двигаться на глубине не более нескольких метров, чтобы попасть в подводную часть корабля-цели. Для корректировки курса допускался подъем перископа, однако в боевой обстановке это было связано с большим риском. Обнаружив торпеду, корабль противника мог запросто расстрелять ее на безопасном расстоянии.

Торпеды «Тип 1» имели достаточно большую дальность хода, что в некоторых случаях позволяло пилоту выходить в район цели, всплывать, уточнять ее местоположение и только после этого выходить на боевой курс.

Также управляемые торпеды базировались на некоторых надводных кораблях. В таком случае они должны были перевозиться на палубе и спускаться на воду при помощи крана или рельсового устройства. Краны и рельсы для торпед «Кайтэн» получили почти два десятка кораблей, однако такое оборудование не использовалось в боях. В отличие от кораблей, подлодки могли скрытно доставить торпеду в район цели и незаметно запустить ее.

Боевое применение

С осени 1944 года по лето 1945-го было зафиксировано всего десять случаев использования торпед «Кайтэн» в реальных боевых операциях. За это было израсходовано около сотни торпед «Тип 1» из 300 построенных. Практика показала, что эксплуатация такого оружия связана с большими трудностями. Как результат, количество потопленных американских кораблей и судов оказалось крайне мало.


Подлодка I-47 - носитель торпед "Кайтэн", 4 ноября 1944 г.

Первая операция с использованием «Кайтэнов» была проведена 20 ноября 1944 года. Подлодки I-36 и I-47 с восемью торпедами прибыли к атоллу Улити (Каролинские острова) с приказом атаковать стоящие там корабли и суда США. В кабине первой торпеды, стартовавшей с подлодки I-47, был сам Сэкио Нисина, один из авторов проекта. В последний бой с собой Нисина взял урну с прахом своего коллеги Хироси Куроки, погибшего на испытаниях.

Восемь пилотов-смертников с подлодок I-36 и I-47 успешно выполнили поставленную задачу. Им удалось подорвать и сжечь танкер USS Mississinewa, хотя к цели прорвалась только одна торпеда. Судно сгорело и затонуло. Следует отметить, в рейде участвовала и третья подлодка с управляемыми торпедами – I-37, но она так и не добралась до цели. В районе острова Лейте эту подлодку заметили американские военные. После этого эсминцы USS Conklin и USS McCoy Reynolds атаковали лодку при помощи бомбометов. I-37 и четыре «Кайтэна» затонули.


Пожар на танкере USS Mississinewa в результате попадания торпеды "Кайтэн"

Следующий эпизод с участием управляемых торпед произошел 9 января 1945 года. В этом бою японская эскадра одна подлодка не смогла выйти в район пуска торпед, одна была уничтожена американскими глубинными бомбами, а остальные успешно «отстрелялись» смертниками. В результате этой атаки японцам удалось серьезно повредить несколько американских кораблей и затопить десантный катер. Все поврежденные корабли прошли ремонт и вернулись в строй.

Последний случай боевого применения «Кайтэнов» планировался на середину августа 45-го. 16 августа подлодка I-159 с четырьмя торпедами вышла в Японское море с задачей найти и атаковать советский конвой. Тем не менее, 18 августа экипаж получил команду прекратить выполнение задачи и вернуться на базу. В результате этого приказа советским морякам, к счастью, не удалось увидеть японские управляемые торпеды в деле.

По официальным японским данным, в ходе десяти операций пилотам «Кайтэнов» удалось потопить 32 американских корабля. Тем не менее, проверка показывает, что это было пропагандистским преувеличением. Из американских документов следует, что подводникам-смертникам удалось повредить и потопить не более десятка кораблей. При этом Япония потеряла большое количество подлодок-носителей и около сотни пилотов торпед. Вряд ли такие результаты боевого применения можно считать успешными.


Подлодка I-36 с торпедами "Кайтэн" на палубе

Применение «Кайтэнов» с подлодок и надводных кораблей было связано с определенными трудностями. Свободная охота на американские ордеры в океане была крайне трудным, длительным и почти бессмысленным делом. Атака кораблей и судов на базе так же не были простыми ввиду различных средств защиты. В итоге эффективность управляемых торпед – и без того не слишком высокая – со временем упала до минимума.

С середины 1944 года промышленность Японии построила около трех сотен торпед «Тип 1», по одному прототипу «Тип 2» и «Тип 6», а также полсотни изделий «Тип 4» и полдюжины «Тип 10». В результате в боях участвовали в основном торпеды «Тип 1» – было использовано около сотни единиц такого оружия. Остальные построенные торпеды либо отправились в утиль, либо стали музейными экспонатами.

Эффективность подводников-смертников оказалась неприемлемо низкой. Потеряв около сотни неплохо подготовленных бойцов и несколько подлодок с экипажами, японский флот потопил или повредил около 10 кораблей противника. В итоге торпеды «Кайтэн» не оправдали свое громкое название. Несмотря на все усилия, им никак не удалось повлиять на ход войны. Наступление США продолжалось, и никакие управляемые торпеды не могли предотвратить грядущее поражение Японской империи.

По материалам сайтов:
http://history.navy.mil/
http://chronoton.ru/
http://war-only.com/
http://combinedfleet.com/
http://hnsa.org/


В конце 1942 года два офицера японского флота — лейтенант Нисима Сэкио и старший лейтенант Куроки Хироси, проходившие в то время службу в качестве командиров сверхмалых подводных лодок, предложили вышестоящему командованию новый тип военно-морского вооружения специального назначения.
Идея была проста — переоборудовать крупнокалиберную торпеду, главным недостатком которой было отсутствие системы управления и наведения, в одноместную управляемую «человеко-торпеду» . Наиболее эффективным способом ее применения должен был быть выпуск с борта подводной лодки, находящейся в подводном положении.
Субмарина-носитель могла незаметно подойти на малую дистанцию к якорным стоянкам или базам (портам) противника и выпустить свои «человеко-торпеды» , которые точно смогли бы сокрушить самые крупные и ценные корабли врага. Также можно было применять такие «человеко-торпеды» , обладавшие достаточно большой максимальной скоростью хода (по расчетам лейтенантов, могла быть обеспечена максимальная скорость до 40 узлов), против кораблей в открытом море.

Оба офицера вместе с сотрудником военно-морского арсенала в Куре инженером Судзикавой Хироси (после войны занимал должность главного конструктора компании «Canon») выполнили детальную проработку данного проекта и в январе 1943 года представили его для одобрения.
Управляемая «человеко-торпеда» получила название «кайтен». Также известны применявшиеся в отношении японской «человеко-торпеды» обозначения «конготай» (от названия горы Конго, где жил герой средневековой Японии — Кусоноке Масаси) или «кукусуйтай» (от «кукусуй» — в переводе звучит «хризантема на воде»).
В последнем случае название произошло от того, что на рубках первых трех подводных лодок — носителях «человеко-торпед», которые отправлялись на первое боевое задание нового «чудо-оружия», был нарисован герб знаменитой японской династии Кусуноки. Герб был составлен из двух иероглифов — «кику» («хризантема») и «суй» («вода»). Это выражало самый высокий из идеалов — верность, символизируя величайшее стремление всех водителей «кайтенов» защитить Японию.

Кроме того, в книге бывшего водителя «человеко-торпеды» Екоты Ютаки «Подводные лодки-самоубийцы: секретное оружие Императорского флота Японии. 1944-47 гг.» упоминается, что «в целях секретности» в ходе подготовки и в различных документах «кайтен» именовался как «мару року канамоно», что можно перевести примерно как «металлический фитинг диаметра шесть».
Ютака приводит в этой связи слова своего первого начальника на базе на Оцудзиме: «Таким образом, когда такое наименование встречается в переписке, донесениях или технических документах, никто, кроме немногих членов Верховного командования и штаба подводных сил, не сможет понять, о чем идет речь. Посторонний человек решит, что имеются в виду какие-нибудь запасные части или корабельное оборудование. Он не будет ничего знать о том, чем мы здесь занимаемся, и сведения о нашей работе здесь не станут достоянием врага». Главным же предназначением «кайтена» было обозначено «уверенное поражение кораблей противника на большой дальности благодаря наличию водителя, наводящего торпеду до самого последнего момента, то есть поражения цели ».

Конструктивно «кайтен» представлял собой одноместную, управляемую человеком-водителем торпеду. Фактически это была «торпеда-камикадзе». Изначально идея проекта и заключалась в том, что обеспечить принцип «каждая торпеда — в цель» можно только в том случае, если ею будет до самого попадания управлять человек. А поскольку проводных систем управления для торпед тогда еще не существовало, то пришлось идти той же тропой, что и воздушные «камикадзе» — посадить водителя в саму торпеду.
Причем в отличие от других подводных носителей, в случае с японским «кайтеном» водитель вообще не имел никакой возможности покинуть свой «корабль» перед взрывом. Так что, хочешь отдать жизнь за императора — добро пожаловать в водители «кайтенов».
Человекоуправляемая торпеда модификации «Тип 1» была создана на базе 610-мм торпеды «Тип 93» модель 3, с широким заимствованием ее конструктивных элементов.
Отличием стали горизонтальные и вертикальные рули увеличенной площади. К кормовой, двигательной части, разработчики пристыковали центральную часть несколько большего диаметра (0,99 м), в которой располагалась кабина пилота и две кормовые дифферентные цистерны.

Носовая часть делилась на два отсека — в первом располагалось боевое зарядное отделение с 1550 кг взрывчатого вещества, что, по замыслу разработчиков, «должно было разломить пополам любой линкор», а во втором — дополнительный топливный бак, две носовые дифферентные цистерны, баллоны со сжатым воздухом системы управления по курсу и глубине, а также «воздушный баллон», взятый с торпеды «Тип 93» модель 3. Совокупный запас кислорода составлял 1550 литров (расход кислорода на скорости 12 узлов составлял 1 кг/мин, на скорости 20 узлов — 3 кг/мин, 30 узлов — 7 кг/мин), запас девяти баллонов со сжатым воздухом для системы управления рулями — 160 литров.

Длина получившейся «человеко-торпеды» получилась 14,75 метра (длина торпеды «Тип 93» — 8,99 м), наибольший диаметр — 1 метр (диаметр базовой торпеды — 0,610 м), рабочая глубина хода — до 35 метров, максимальная безопасная глубина погружения — 60 метров, максимальная расчетная глубина погружения — 100 метров (во время испытаний на данной глубине «кайтен» дал течь), подводное водоизмещение — 8,3 тонны (масса базовой торпеды — 2766 кг), масса боевого зарядного отделения, «боеголовки» — 1550 кг (у торпеды — около 500 кг), максимальная дальность хода при скорости 30 узлов — не менее 23 км (торпеда на скорости 36 узлов при благоприятных условиях могла пройти до 40 км).
Подрыв боевого зарядного отделения «кайтена» происходил либо при помощи торпедного взрывателя «Тип 2», либо же при помощи электрического минного взрывателя (основной и запасной), активируемого вручную водителем из своей кабины. Кроме того, на торпеде был установлен «автоматический» взрыватель — он был установлен на определенную глубину и срабатывал по сигналу от гидростата при погружении на глубину, большую заданной.


(Двенадцать человек, которые держат в руках короткие мечи, — те самые двенадцать, которые первыми вышли со
своими торпедами на врага в составе группы «Кикусуи». Фотография на память сделана перед выходом в море.
Шестой слева (в первом ряду) — вице-адмирал Сигэёси Мива, командующий 6-м флотом (подводные лодки))

В кабине водителя «Кайтен Тип 1» поставили перископ с ходом по вертикали 70 сантиметров — с его помощью водитель-смертник мог наблюдать за надводной обстановкой и более точно наводить свою «человеко-торпеду» на выбранную цель (классифицировав ее предварительно по специальному справочнику-определителю корабельного состава военно-морских сил противника).

В кабину также вывели все органы управления торпедой — управление горизонтальными и вертикальным рулями, глубиномер (его погрешность, по данным американского отчета по японским «человеко-торпедам», составляла 50 сантиметров), тумблер включения двигателя и приборы переключения скорости, а также тумблеры и кнопки взвода торпедного инерционного взрывателя и активации электрического минного взрывателя.

В распоряжении водителя также имелся малогабаритный гироскоп, входивший в систему автоматического управления по курсу и работающий от трехфазного переменного тока электрогенератора, который запитывался от аккумуляторной батареи, установленной под сиденьем водителя, и кислорододобывающая установка. В кабине водителя имелись верхний и нижний люки — верхний использовался для посадки, а нижний — для посадки с борта подводной лодки-носителя при ее нахождении в подводном положении, а также, по замыслу заказчика, позволявший водителю покинуть «человеко-торпеду» непосредственно перед ее попаданием в цель. Установленный на «кайтене» двигатель, работающий на гидразине, развивал максимальную мощность 500 л. с., что позволяло торпеде развивать скорость хода до 30 узлов — в таком режиме она могла пройти не менее 23 км.
Если же водитель использовал более экономичные режимы, то дальность хода «человеко-торпеды» значительно увеличивалась: при крейсерской скорости хода 12 узлов торпеда могла совершать без преувеличения «дальние походы» — на дальность не менее 78 км, а при скорости хода 20 узлов дальность хода сокращалась до также весьма впечатляющих 43 км. Дифферентовка «кайтена» производилась на базе, до передачи на носитель и в ходе боевого применения дифферентные цистерны не задействовались.

В целом оружие получалось достаточно грозным, особенно принимая во внимание тот факт, что недостатка в добровольцах стать водителем «Кайтена Тип 1» не было. И, тем не менее, первоначально командование Японского императорского флота отказалось даже рассматривать представленный тройкой энтузиастов проект в частности и обсуждать возможность реализации такой программы в рамках флота вообще.
Лейтенанты говорили, пишет в своей книге Екота Ютака: «Мы не понимаем, почему наши предложения отвергаются. Они прекрасно согласуются с тем планом, по которому наш флот вел боевую подготовку более чем десять лет! Разве мы не предполагали всегда, что вражеский флот будет приближаться к Японии со стороны подмандатных нам островов? Разве мы не считали безусловным, что врагу будет необходимо захватить Маршалловы, Каролинские и острова Гилберта, чтобы создать на них свои базы?
Ведь совершенно очевидно, что американский флот должен будет использовать атоллы для якорных стоянок, так как их самой западной крупной базой является Перл-Харбор! Ну а если американский флот будет стоять на якорях в этих атоллах, какое оружие лучше «кайтена» может быть применено для нападения на эти силы? Вполне достаточно будет четырем подводным лодкам, несущим по четыре «кайтена», скрытно подобраться к вражеским кораблям на якорях, выпустить «кайтены» и уйти незамеченными. «Кайтены» проникнут внутрь атолла, и шестнадцать вражеских кораблей будут потоплены одним ударом. Представьте себе, мыслимо ли уклониться от торпеды, двигающейся быстрее любого корабля, да еще если ваш корабль стоит на якорной стоянке бортом к борту с другими? Наше оружие может переломить ход войны. Мы еще можем ее выиграть!»

В общем, в этом вопросе японское военно-морское командование уподобилось британскому Адмиралтейству, которое долгие годы яростно отвергало проект «человеко-торпеды».
Однако в итоге, равно как и британские адмиралы, их японские коллеги вынуждены были вернуться к проекту «кайтена» после того, как противник стал теснить японский флот на море, а авиация противника постепенно отвоевывала у японских летчиков право на господство в небе над Тихим океаном.Сравнительно ограниченный радиус действия японской «человеко-торпеды» потребовал от флота применения специальных транспортных средств для доставки «кайтенов» как можно ближе к месту атаки. В качестве возможных средств доставки «человеко-торпед» рассматривались: подводная лодка, крупнотоннажные надводные корабли (классов «линкор» или «крейсер»), а также сухопутные транспортные средства, способные доставлять «кайтены» к месту пуска на побережье (вариант береговой обороны портов, баз и десантоопасных направлений).

В носители «кайтенов» были переоборудованы 25 подлодок, войсковой транспорт типа «Тип 1» (шесть «кайтенов» перевозились на верхней палубе и спускались на воду при помощи специального слипа в кормовой части корабля), легкий крейсер «Китаками» типа «Кума» (нес на верхней палубе восемь «кайтенов» — по четыре на борт, причем в кормовой части по обоим бортам были оборудованы слипы для спуска «человеко-торпед» на воду), эсминцы «Намикадзе» (два «кайтена» на верхней палубе в корме) и «Секадзе» (четыре) типа «Минекадзе». В начале 1945 года было принято решение переоборудовать в носитель «кайтенов» — по одной на корабль — серию из шести эсминцев типа «Мацу». Было также принято решение о постройке 80 легких эскортных кораблей — носителей «кайтенов» — 20 кораблей типа «Тип А» (по две «человеко-торпеды»; частично завершена постройка только двух) и 60 кораблей типа «Тип Б» (по одной «человеко-торпеде»; частично завершены работы на 19 кораблях).
Отдельного упоминания заслуживает разветвленная система хорошо защищенных и замаскированных береговых баз и спусковых причалов, сооруженных японскими военными для подразделений водителей «человеко-торпед» в скальных районах островов Кюсю и Хонсю.
В каждой из многочисленных пещер находилось по одной-две человекоуправляемой торпеде, которые находились в готовности к немедленному спуску по проложенным и ведущим в море рельсовым дорожкам. В основном такие пещеры сооружались в районе военно-морских баз, пунктов базирования и портов, являвшихся одними из наиболее вероятных мест высадки морских десантов противника.
Стандартным способом применения японских «человекоуправляемых» торпед по прямому предназначению являлось следование на максимально возможной скорости в район местонахождения цели или группы целей, на глубине от одного до шести метров от поверхности воды, с периодическим контролем правильности выбранного курса и оценки надводной обстановки при помощи перископа, а перед непосредственным выходом в атаку — на дистанции 1000 метров от расчетного местонахождения цели — водитель подвсплывал, оценивал обстановку, находил назначенную ему цель и переводил «кайтен» на глубину, соответствующую примерной осадке корабля-цели, и следовал прямо на нее. Запуск же «кайтенов» производился на расстоянии 6000-7000 метров от района нахождения цели.

В общей сложности за период боевого применения японских «человеко-торпед» ВМС США потеряли эскортный эсминец, танкер и десантный корабль, еще несколько кораблей и судов получили различные повреждения, но все они впоследствии вернулись в строй.
На атакованных «кайтенами» кораблях и судах погибли 187 американских военнослужащих. В то же время отряды японских водителей-самоубийц потеряли 106 водителей (включая 15 — в ходе учебной подготовки), были потоплены восемь подводных лодок-носителей (на них погибли экипажи общей численностью 846 человек).

Что представляли из себя настоящие японские комикадзе? Популяризированный и сильно искаженный образ, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.
Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).
Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.
Уместно вспомнить и Кодекс бусидо (путь воина), который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Восстановленная подводная лодка На-51 (Тип С), выставленная на Гуаме

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.
Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».
Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.
Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:
Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.
Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.
Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.
В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.
Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.
Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.
Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945.
2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года.
3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года.
4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.
Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.
По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни , ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.
Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.
Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась.


В 1281 году Хубилай -монгольский великий хан, внук Чингисхана, решил покорить Японию. Чтобы перебраться через Корейский пролив, хан решил построить мост, равных которому еще не было в мире. Для его постройки понадобилось десять тысяч судов. Вскоре на выстроившиеся в одну линию корабли был положен деревянный настил и первые шеренги монгольской конницы уже загрохотали по нему… Но неожиданно налетел тайфун и мгновенно уничтожил огромный мост. Этот спасительный тайфун получил в японской истории название Божественного ветра - камикадзе. Позже словом камикадзе начали называться воины-смертники. Во время Второй мировой войны воины-самоубийцы часто использовались в боевых действиях японской императорской армии. Смертники были разными: лётчики-смертники Камикадзе, наземные смертники, «бегущие мины» - для подрыва тяжелой наземной техники, парашютисты-смертники, Синъё - смертники на быстроходных катерах со взрывчаткой, Фукурю - пешие водолазы-подрывники, а также смертники на подлодках и торпедах - Кайрю, Корю и Кайтэн. Из всего этого разнообразия наиболее результативными оказались Камикадзе, а на втором месте оказались Кайтэны...

Кайтэн на службе самураев

Идея о создании торпед-самоубийц появилась еще в 1942 году после поражения Японии в битве у атолла Мидуэй. Именно тогда двум морякам-подводникам - младшему лейтенанту Сэкио Нисине и лейтенанту Хироси Куроки пришлась по вкусу мысль использовать против флота США торпеды, управляемые людьми. Офицеры решили «скрестить» самую крупную японскую торпеду на базе Тип 93 и малую подводную лодку, но, взявшись за создание чертежей, поняли, что не смогут справиться самостоятельно. Военные обратились за помощью к конструктору Военно-морского арсенала Хироси Судзукаве. Тому идея понравилась и уже к январю 1943 года подробные чертежи страшного оружия были готовы. Оставалось донести информацию о своем открытии до Генерального штаба флота Японии... Но тут возникли первые проблемы: в те тяжелые для страны дни никому не было дела до изобретателей. И тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военно-морскому министру собственной кровью. Согласно японским традициям, письмо, написанное кровью автора, будет непременно прочитано. Так и случилось! «Кровавое» письмо так заинтересовало адмиралов, что меньше чем через год началась постройка первых экземпляров необычного оружия.

Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн - это нечто, вносящее кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией... Это хорошо видно из письма одного японского солдата Ютаки Екоты: «Мои дорогие отец, брат и сестры! Я должен сказать вам правду: уже несколько месяцев я не учусь на летчика. Вместо этого меня обучают вождению нового оружия, управляемой торпеды, которую я должен буду в одиночку повести на врага. Я горжусь, что был выбран для такой миссии. Я погибну в тот момент, когда торпеда ударится в борт вражеского корабля…»

Устройство и развитие кайтэнов

Что же представлял собой кайтэн?

Конструктивно кайтэн представлял собой одноместную, управляемую человеком торпеду. Вначале считалось, что обеспечить принцип «каждая торпеда - в цель» можно только в том случае, если ею будет до самого попадания управлять человек. А поскольку проводных систем управления для торпед тогда еще не существовало, то пришлось идти той же тропой, что и воздушные камикадзе - посадить водителя в саму торпеду. Причем в отличие от других подводных носителей, в случае с японским кайтэном водитель вообще не имел никакой возможности покинуть свой «корабль» перед взрывом.

Человекоуправляемая торпеда модификации «Тип 1» была создана на базе 610-мм торпеды «Тип 93» модель 3, с широким заимствованием ее конструктивных элементов. Отличием стали горизонтальные и вертикальные рули увеличенной площади. К кормовой, двигательной части, разработчики пристыковали центральную часть несколько большего диаметра (0,99 м), в которой располагалась кабина пилота и две кормовые дифферентные цистерны. Носовая часть делилась на два отсека - в первом располагалось боевое зарядное отделение с 1550 кг взрывчатого вещества, что, по замыслу разработчиков, «должно было разломить пополам любой линкор», а во втором - дополнительный топливный бак, две носовые дифферентные цистерны, баллоны со сжатым воздухом системы управления по курсу и глубине, а также «воздушный баллон», взятый с торпеды «Тип 93» модель 3. Совокупный запас кислорода составлял 1550 литров (расход кислорода на скорости 12 узлов составлял 1 кг/мин, на скорости 20 узлов - 3 кг/мин, 30 узлов - 7 кг/мин), запас девяти баллонов со сжатым воздухом для системы управления рулями - 160 литров. Длина получившейся человеко-торпеды получилась 14,75 метра (длина торпеды «Тип 93» - 8,99 м), наибольший диаметр - 1 метр (диаметр базовой торпеды - 0,610 м), рабочая глубина хода - до 35 метров, максимальная безопасная глубина погружения - 60 метров, максимальная расчетная глубина погружения - 100 метров (во время испытаний на данной глубине кайтэн дал течь), подводное водоизмещение - 8,3 тонны (масса базовой торпеды - 2766 кг), масса боевого зарядного отделения, «боеголовки» - 1550 кг (у торпеды - около 500 кг), максимальная дальность хода при скорости 30 узлов - не менее 23 км (торпеда на скорости 36 узлов при благоприятных условиях могла пройти до 40 км). Подрыв боевого зарядного отделения кайтэна происходил либо при помощи торпедного взрывателя Тип 2, либо же при помощи электрического минного взрывателя (основной и запасной), активируемого вручную водителем из своей кабины. Кроме того, на торпеде был установлен «автоматический» взрыватель - он был установлен на определенную глубину и срабатывал по сигналу от гидростата при погружении на глубину, большую заданной.

Кроме того, в кабине водителя был установлен перископ с ходом по вертикали 70 см. У смертника появлялась возможность наблюдать за надводной обстановкой, чтобы более точно выводить торпеду на заданную цель. В кабину также вывели все органы управления торпедой - управление горизонтальными и вертикальным рулями, глубиномер (его погрешность, по данным американского отчета по японским человеко-торпедам, составляла 50 сантиметров), тумблер включения двигателя и приборы переключения скорости, а также тумблеры и кнопки взвода торпедного инерционного взрывателя и активации электрического минного взрывателя.

Человеко-торпеды постепенно совершенствовались: летом 1944 г. в Японии подготовили к производству новые типы - «Kaiten 2», «-3» и «-4». На них устанавливался боевой заряд, почти в три раза превосходивший заряд «Kaiten-1». В качестве двигателя использовалась турбина, работающая на перекиси водорода. Это был результат общения с немецкими специалистами, прибывавшими на лодках-блокадопрорывателях. При производстве двигателя этого типа японцы встретились с большими трудностями, поэтому при капитуляции Империи было обнаружено значительное количество уже построенных корпусов «Kaiten-4», простаивавших без моторов.

Отличительной особенностью «Кайтэн Тип 2» было наличие новой силовой установки - так называемого «двигателя № 6» мощностью 1500 л. с., работающего на смеси перекиси водорода и гидразина. Интересно, что в конце войны японцы уничтожили всю техдокументацию и тактико-техническое задание по данному двигателю, но американцам удалось захватить главного конструктора турбины инженера Нагано Р. В ходе его допросов были «по памяти» восстановлены основные характеристики «двигателя № 6», в целом напоминавшего дизельный двигатель, но работавшего на газовой смеси, поступавшей из камеры сгорания. Масса двигателя с насосами - 1500 кг, допустимое внешнее воздействие - давление до 13 атмосфер, подаваемая на турбину газовая смесь - давление 25 атмосфер и температура 400 градусов. Отличительной особенностью двигателя была простота его конструкции и эксплуатации. Водитель мог управлять работой двигателя при помощи одного рычага.

Боевое применение

Всем этим хозяйством необходимо было научиться управлять, и, сначала на острове Оцудзима, а затем и в других местах были организованы особые секретные базы кайтэнов - школы смертников.

Подготовка водителей торпед осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе «курсанты» проходили трехмесячную подготовку на быстроходных катерах-брандерах. Главной задачей на этом этапе было обучить новичка управлять катером, используя только перископ и магнитный компас. После этого им присваивалась должность «водитель человекоуправляемой торпеды». Второй этап: подготовка на тренажерах - имитаторах кайтэнов. Здесь отрабатывались навыки и умения курсантов на ощупь находить любой из приборов управления в кабине водителя, а затем и выполнять все действия по следованию в заданный район и атаку на вражеский корабль. И лишь затем «курсанты» приступали к выходам в море на реальных кайтэнах.

Желающих отдать свою жизнь за императора было очень много, и школа быстро заполнилась учениками. В основном сюда направлялись несостоявшиеся летчики-камикадзе, так и не увидевшие свои самолеты, которые были уничтожены войсками США в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй. Переучиться с управления самолетом на вождение торпеды оказалось несложно, и уже через несколько месяцев первые подводные лодки вооруженные кайтэнами, вышли на поиски противника.

Участие кайтэнов планировалось следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины, торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход. Обнаружив мишень, командир отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд, чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в кайтэн, закрыть за собой люк и приготовиться к своему последнему бою.

Командир субмарины направлял свой корабль носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего приказывал выпустить кайтэн. Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на корпусе подлодки, далее камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров. Практически все действия водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ на срок не более трех секунд. Вовремя замеченный кайтэн враг просто расстрелял бы из пулеметов, не дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Первое свидетельство атаки кайтэнов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три подводные лодки и 12 торпед-кайтэнов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина с четырьмя торпедами попросту затонула, из восьми оставшихся кайтэнов два вышли из строя при запуске, три утонули, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтэн врезался в танкер Mississinewa и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

В целом, успешно использовать кайтэны удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Морской флот США к концу войны нарастил боевую мощь, и пилотам кайтэнов становилось все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, подобраться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто. Атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтэнов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Финал истории кайтэнов

Созданная на скорую руку техника была крайне несовершенна, поэтому часто давала сбои. Многие смертники просто не доплывали до цели, задохнувшись от отсутствия кислорода, а сама торпеда попросту тонула. Даже добавленные в кайтэны таймеры-взрыватели, не оставлявшие шансов водителю, далеко не всегда означали непременную гибель вражеского судна (часто кайтэен попросту не доплывал до цели). Кроме того, частые и долгие походы подводных лодок с кайтэнами приводили к тому, что тонкий корпус (не более шести миллиметров) ржавел и становился непригодным: при глубоком погружении торпеды давление расплющивало проржавевший корпус и камикадзе бесславно погибал.

Использование кайтэнов скорее было вынужденным решением после провальных поражений японского флота, на них возлагались большие надежды, но они не оправдались. Главная задача кайтэнов - уничтожение судов противника любой ценой - становилась все более трудновыполнимой.

Попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта, а тотальное поражение японцев во Второй мировой войне поставило точку в истории человеко-торпед, и кайтэены стали очередным кровавым сюжетом истории.