Скачать егэ по русскому
ЕГЭ 2018. Русский язык. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий.
М.: 2018. - 136с. М.: 2018. - 256с.
Авторы заданий - специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ. Типовые тестовые задания по русскому языку содержат 14 вариантов комплектов заданий, составленных с учётом всех требований Единого государственного экзамена в 2018 году. Назначение пособия - предоставить читателям полную информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приводится подробное объяснение выполнения заданий одного варианта. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Пособие адресовано учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля, а также учителям для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку.
Формат: pdf формат 220х290
Размер: 2,6 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: pdf формат 130х200
Размер: 2,6 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению
работы 5
Вариант 1
Часть 1 9
Часть 2 24
Вариант 2
Часть 1 25
Часть 2 40
Вариант 3
Часть 1 42
Часть 2 56
Вариант 4
Часть 1 57
Часть 2 72
Вариант 5
Часть 1 74
Часть 2 89
Вариант 6
Часть 1 91
Часть 2 106
Вариант 7
Часть 1 108
Часть 2 123
Вариант 8
Часть 1 125
Часть 2 140
Вариант 9
Часть 1 142
Часть 2 157
Вариант 10
Часть 1 159
Часть 2 173
Вариант 11
Часть 1 175
Часть 2 189
Вариант 12
Часть 1 191
Часть 2 205
Вариант 13
Часть 1 206
Часть 2 221
Вариант 14
Часть 1 222
Часть 2 235
Ответы 237
Информация о текстах 242
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1
содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210
минут).
Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов),
последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а
затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это
задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование
гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не
учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Каждый выпускник общеобразовательной школы знает, что для получения аттестата и сертификата по итогам сдачи единого государственного экзамена, необходимо систематически и планомерно готовиться. ЕГЭ по русскому языку в 2018 году является одним из ключевых предметов на экзамене. О глубоком и всестороннем изучении этого предмета в школе говорят все: от школьного учителя до Президента РФ, отметившего в своей речи на заседании Общества русской словесности важность эталонного русского слова, которое должно объединить людей в нацию. А грамотная речь, по словам главы государства, должна стать неотъемлемой частью культуры нашей страны, правилом хорошего тона. А.И. Куприн называл русский язык историей нашего народа, считал его изучение и сбережение не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.
Что ожидать в 2018 году?
Со следующего года в России может серьёзно модернизироваться структура сдачи экзамена по русскому языку – одному из двух обязательных предметов, влияющих на получение аттестата о среднем образовании. На съезде Общества русской словесности представители Академии образования заявили, что на едином госэкзамене планируется ввести устную часть, так называемый блок «Говорение».
Цель введения устной части
Современные дети, родившиеся и выросшие в век информационных технологий, всё больше внимания уделяют социальным сетям, форумам, блогам, то есть тем видам деятельности, где говорение, устная речь отсутствует. Язык подобного общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые заменяются всем известными «смайлами». Вспомним прописную истину: как человек мыслит, так он и выражается. Таким образом, скупость речи есть следствие скудости умственного запаса.
А вот общественная жизнь, напротив, ставит перед вступающим в неё молодым человеком такие задачи, которые невозможно выполнить, если не обладать именно развитыми коммуникативными умениями:
- выступать с докладом, публичной речью перед аудиторией;
- участвовать в дискуссии по определенной теме;
- доказывать свою точку зрения с привлечениями весомых аргументов;
- уметь вежливо отказать, попросить, посоветовать и т. д.
Почему модернизируется ЕГЭ по русскому языку?
Умение грамотно построить свою устную речь пригодится не только участникам экзамена по русскому языку или другим предметам, но и подготовит будущих юристов или экономистов – представителей всех профессий – к успешной работе в группе, коллективе, когда необходимо тесное сотрудничество с коллегами или общение с клиентами, подчиненными или начальниками.
Поэтому вовсе не случайно ожидаются изменения в структуре и содержании ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Именно высокие коммуникативные навыки позволяют человеку испытать не только личный успех, но и сделать лучше общество в целом.
Апробация устной части на ОГЭ
В некоторых регионах в девятых классах экзамен по русскому языку уже видоизменился – прошел апробацию блок «Говорение». Участникам экзамена были предложены две формы проведения устной части:
- Девятиклассникам предлагается сесть за компьютер, используя необходимые технические средства для выполнения заданий, которые требуют устного ответа.
- Выпускник 9 класса беседует с членами экзаменационной комиссии, отвечая на их вопросы и выполняя необходимые речевые действия. При этом обязательно присутствует независимый эксперт, оценивающий речь экзаменуемого.
Результаты проведения пилотного экзамена по русскому языку предложены для широкого профессионального и общественного обсуждения.
Что будет оцениваться в блоке «Говорение»?
Метод оценки знаний учащихся в изучении русского языка играет большую роль. И только тестовой части и письменной работы здесь недостаточно. Ученикам 9-х и 11 классов в 2018 году необходимо быть готовыми к включению в государственный экзамен и устной части – говорения, где у учащихся буде проверять сформированность таких коммуникативных качеств:
- Насколько развиты навыки выразительного чтения предложенного текста.
- Понимание и анализ проблем прочитанного текста.
- Умение самостоятельного создания устных текстов в зависимости от целей высказывания.
- Знание и соблюдение норм русского языка.
- Умение вести как монологическую, так и диалогическую речь.
Что останется неизменным в 2018 году?
Несмотря на внедрение устной части экзамена по русскому языку, представители Рособрнадзора заявляют о неизменности уже существующей формы ЕГЭ по предмету.
В данный момент экзаменационный тест состоит из двух частей:
1. 24 задания в первой части проверяют следующие умения и навыки:
- умение извлекать главную информацию текста;
- орфоэпические навыки;
- умение видеть и классифицировать грамматические ошибки;
- знание орфографических правил;
- умение расставлять знаки препинания;
- лексические умения;
- знание типов речи;
- умение определять виды выразительных средств, используемых в отрывке из рецензии.
2. Творческая часть – сочинение – выявит умение одиннадцатиклассников анализировать проблемы предложенного текста, аргументировать свой тезис, привлекать литературный и жизненный материал, обращая внимание на логику построения текста, последовательность в изложении материала, а также на все виды грамотности (орфография, пунктуация, грамматика, речь).
Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по русскому языку (по стобалльной системе оценивания):
Подготовку к экзамену необходимо начинать заранее. Неоценимую помощь в этом окажет сайт ФИПИ, где находится открытый банк заданий по всем темам, которые изучались в школе:
Также можно воспользоваться демоверсиями прошлых лет, образцами контрольно-измерительных материалов с досрочного экзамена, выложенными на том же сайте, и вариантами тестовых заданий, которые предлагают образовательные сайты.
О дате проведения экзамена по русскому языку в 2018 году будет известно не позднее января. Удачи на экзамене!
Чтобы легко подготовиться к экзаменам и правильно выполнить экзаменационную работу на ЕГЭ по русскому языку в раздел «Варианты» включили:
- Демоверсию от ФИПИ по русскому языку.
- и по каким будет проверяться 27 задание - сочинение.
- Полный список тем, которые будут встречаться в ЕГЭ этого года указан в к заданиям.
- Сборник 10 тренировочных тестов онлайн с ответами и решениям и с возможностью скачать в PDF формате.
Тесты ЕГЭ по русскому языку 2020 состоят из двух частей:
- Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. Ответ на задания даётся в виде цифры или слова, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
- Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Перевод баллов в оценки:
- «Двойка» - от 0 до 35 баллов;
- «Тройка» - 36-57;
- «Четверка» - 58-71;
- «Отлично» - 72 и выше.
Минимальное
количество баллов для поступления в вуз – 36.
Максимальный
первичный балл – 58.
Длительность
экзамена – 210 минут (3,5 часа).
Максимальное
количество баллов за эссе
– 24. подробно раскрывается сколько баллов дается за каждый критерий.
- Решайте тесты ЕГЭ по русскому языку онлайн – это поможет ориентироваться в заданиях, контролировать и устранять пробелы в знаниях. Теоретический материал и практические задачи подбирали учителя.
- Скачайте демонстрационный вариант на 2020 год, пригодится в процессе подготовки к экзамену.
- Решайте каждую неделю 1-3 варианта.
Справочник для подготовки к ЕГЭ
Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.
Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24
Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям
«ЕГЭ-навигатор»
Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.
- ЕГЭ-навигатор по подписке
«ЕГЭ-ответник»
Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.
Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)
Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.
Итоговое зимнее сочинение
Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.
Практикум по орфоэпии
Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде
Полезная информация
Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.
Бесполезная информация
Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться
Самооборона. Если нужна апелляция
На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.
ЕГЭ-2018 Пробный тест
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток»,спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным.(3) …. побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Шлюп «Мирный», построенный по проекту русских инженеров, оказался намного крепче «Востока», который был спроектирован британцами.
2) Для антарктической экспедиции Беллинсгаузена Адмиралтейство выбрало корабли, построенные по разным проектам и на разных верфях.
3) Не самый удачный выбор кораблей для антарктической экспедиции Беллинсгаузена стал причиной её раннего окончания: шлюп «Восток»оказался слишком слаб для плавания во льдах.
4) Командующий русской антарктической экспедицией капитан Беллинсгаузен имел в своём распоряжении два разных по мореходным качествам корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток».
5) Беллинсгаузен вынужден был досрочно прекратить антарктическую экспедицию из-за того, что один из выбранных кораблей оказался слаб для плавания в полярных льдах.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
однако поэтому это потому что хотя
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения
(книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обогналА занятА корЫсть облЕгчит влилАсь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ишь какие ногти ОТРАСТИЛА, белоручка!
Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.
Людей жалко: они оказались в самом БЕДСТВЕННОМ положении.
В воскресенье состоится БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ концерт. Средства от него пойдут на поддержку деятельности фонда «Вера».
Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
больше ВОСЬМИСТА рублей пять КИЛОГРАММ бабушкиных ВАЛЕНОК
с ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОГО ГОДА восемь КИЛОГРАММОВ
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принесли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы. 2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские. 3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире. 4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала. 5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами. 6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары. 7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими. 8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях. 9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
м...кать тв...рение фант...стический эл...мент пар...докс
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра...хаживать, в...бодриться пр...дыдущий, пр...подавание
бе...причинно, бе...ропотно по...ыскать, о...плыть пр...обрёл, пр...кратить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
оскуд...вать шарж...вый ландыш...вый опасл...во кальци...вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
возненавид...вший дыш...шь подкле...нный грохоч...шь собира...щий
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
У Батюшкова была тяжёлая судьба, (не)пощадившая его молодость и талант.
Я в своём доме больше видеть его (не)хотела бы.
Могущество Афин (не)давало покоя их соседям, другим греческим полисам.
В 1809 году российский мореплаватель В. М. Головин дошёл до Вануаты на (не)большом парусном судне.
Ф. М. Достоевкий всегда отталкивался (не)от чувств или ощущений, а от идеи.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ПО(ЭТОМУ) пути никто не ездит, ПОТОМУ(ЧТО) дорога здесь в аварийном состоянии.
(НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя (ИЗ)ЗА снегопада выехали из дома на час раньше.
И(ТАК), (В)ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество.
(В)ВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами (НА)СПЕХ, пришлось отложить.
(В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В лавке продавали стари(1)ую посуду и кухо(2)ую утварь: серебря(3)ые столовые приборы, стекля(4)ую посуду, мед(5)ые кувшины и рукомойники.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
4. Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных.
5. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мать Н. А. Некрасова(1) тихая и кроткая(2) была прекрасно образованной женщиной(3) владевшей французским языком(4) и прекрасно музицировавшей.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я никому не мог сказать (1)
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно (2) ты хотел (3) старик (4)
Чтоб я в обители отвык (5)
От этих сладостных имен –
Напрасно: звук их был рождён
Со мной. (М.Ю.Лермонтов)
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда он высказал бесполезную мысль вслух(1) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить(2) что не понимает он беспечный российский народ(3) который(4) не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Прочитайте текст и выполните задания 21–26.
(1)Ускоренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нём, машины, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа - всё это порой создаёт ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали всё, что нас ничем не удивишь. (З)Закат в пролёте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)3вёздное небо уже не кажется нам тайной тайн.
(5)В буднях повседневных забот, в учащённом жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это(1)Ускоренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нём, машины, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа - всё это порой создаёт ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали всё, что нас ничем не удивишь. (З)Закат в пролёте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)3вёздное небо уже не кажется нам тайной тайн.
(5)В буднях повседневных забот, в учащённом жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна.
(11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне - и в нашем возбуждённом сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим - как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать.
(16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой.
(20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен богатый жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера.
(23)Всё, что касается морали, - предмет искусства, а всё, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной!
(По Ю.В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев (род.в 1924 г.) - русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Из-за будничной суеты мы часто не замечаем в жизни прекрасного.
2) Процесс познания начинается с прошлого и идёт автономно, независимо от настоящего.
3) Несмотря на бурное развитие точных наук, мир и человек в нём ещё не изучены.
4) Даже если все загадки Вселенной будут разгаданы, каждому человеку предстоит пройти свой путь познания.
5) Человек при необходимости может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 8 представлено повествование.
2) Предложение 12 объясняет высказанное в предложении 11 суждение.
3) Предложения 17–18 подтверждают суждение, высказанное в предложении 16.
4) Предложения 20–24 содержат рассуждение.
5) Преобладающий тип текста-повествование.
23. Из предложений 16-18 выпишите антонимы.
24. Среди предложений 13–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Называя причины, которые, по его мнению, отвлекают людей от истинной красоты, Юрий Бондарев использует синтаксическое средство выразительности - (А)_____ (в предложении 1). Говоря о главной ценности в нашем мире, писатель использует троп - (Б)_____ («истины на нашей ладони» в предложении 6). Охарактеризовать роль литературы тридцатых годов Ю. Бондареву помогает троп - (В)_____ («богатый опыт» в предложении 21), а также синтаксическое средство выразительности - (Г)_____ (предложение 24)».
Список терминов:
1) риторическое обращение
2) восклицательное предложение
3) ряды однородных членов
контекстные синонимы
5) контекстные антонимы
6) метафора
7) парцелляция
8) эпитет
9) диалектизм
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Ответы
Небольшом
Ввидунаспех
Предположительной
Прошлогонастоящего
Облегчит
Оградить
Восьмисот
Фантастический
Предыдущийпреподавание
Опасливо