Читтагонг бангладеш знаменитое кладбище. Кладбище кораблей в читтагонге. Опасные условия работы

Некоторое время назад мы уже с вами поднимали тему кладбища кораблей на примере местечка в Индии: . Оказывается такое место не единственное.

Как и все, сделанное руками человека: транспортные средства от автомобилей и грузовиков до самолетов и локомотивов, корабли имеют свой срок жизни, и когда это время истекает, их отправляют на металлолом. Такие большие громады, конечно же, содержат много металла, и крайне рентабельно их потрошить и металл перерабатывать. Добро пожаловать в Читтагонг (Chittagong) - один из крупнейших в мире центров по слому кораблей. Здесь одновременно работало до 200000 человек.

На долю Читтагонга приходится половина всей стали, производимой в Бангладеш.

Фото 2.

После Второй мировой войны судостроение стало переживать небывалый подъем, огромное количество металлических кораблей строилось по всему миру и все больше – в развивающихся странах. Однако вскоре возник вопрос по утилизации отработавших свое кораблей. Более экономичней и выгодней оказалось производить разбор старых кораблей на металлолом в бедных развивающихся странах, где десятки тысяч низкооплачиваемых трудящихся демонтировали старые корабли в несколько раз дешевле, чем в Европе.

Фото 3.

Плюс ко всему немаловажную роль сыграли такие факторы, как строгие требования охраны здоровья и окружающей среды, дорогостоящие страховки. Все это сделало слом кораблей в развитых европейских странах невыгодным. Здесь такая деятельность ограничивается, в основном, утилизацией военных судов.

Фото 4.

Утилизация старых судов в развитых странах в настоящее время чрезвычайно высока также из-за дороговизны: стоимость утилизации токсичных веществ, таких как асбест, ПХБ и содержащих свинец и ртуть - зачастую выше, чем стоимость металлолома.

Фото 5.

История развития центра утилизации кораблей в Читтагонге восходит к 1960 году, когда после шторма на песчаный берег Читтагонга было выброшено греческое судно MD-Alpine. Пять лет спустя после нескольких неудачных попыток повторного снять судно MD Alpine с мели - оно было списано. Тогда местные жители и начали его разбор на металлолом.

Фото 6.

К середине 1990-х в Читтагонге развился масштабный центр по слому кораблей. Это было вызвано также и тем, что Бангладеше при разборке кораблей стоимость металлолома выше, чем в любой другой стране.

Однако условия труда на разборке кораблей были ужасными. Здесь каждую неделю из-за нарушений безопасности труда погибал один рабочий. Нещадно использовался детский труд.

Фото 7.

В конце концов, Верховный суд Бангладеша наложил минимальные стандарты безопасности, а также запретил все виды деятельности, которые не отвечают этим условиям.

В результате количество рабочих мест уменьшилось, стоимость работ возросла и бум утилизации кораблей в Читтагонге пошла на спад.

Фото 8.

В бангладешском Читтагонге утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом. Сюда приходят 3-5 судов еженедельно. Непосредственно сами корабли разбирает около 80 тысяч человек, ещё 300 тысяч работает в смежных отраслях. Ежедневная зарплата рабочих составляет 1,5-3 доллара (при этом рабочая неделя – 6 дней по 12-14 часов), а сам Читтагонг считается одним из самых грязных мест в мире.

Списанные корабли сюда начали приходить в 1969 году. К нашему времени в Читтагонге разбирается 180-250 кораблей ежегодно. Береговая полоса, где суда находят своё последнее пристанище, тянется на 20 километров.

Фото 9.

Их утилизация происходит самым примитивным способом – с помощью автогена и ручного труда. Из 80 тысяч местных рабочих примерно 10 тысяч – это дети от 10 до 14 лет. Именно они являются самыми низкооплачиваемыми работниками, получая в среднем 1,5 доллара в день.

Ежегодно на разборке судов гибнет около 50 человек, ещё примерно 300-400 становятся калеками.

Фото 10.

80% этого бизнеса контролируется американскими, германскими и скандинавскими компаниями – металлолом затем отправляется в эти же страны. В денежном выражении разбор кораблей в Читтагонге оценивается в 1-1,2 млрд. долларов в год, в Бангладеше в виде зарплат, налогов и взяток местным чиновникам от этой суммы остаётся 250-300 млн. долларов.

Фото 11.

Читтагонг одно из самых грязных мест в мире. При разборке кораблей машинные масла сливаются прямо на берег, там же остаются свинцовые отходы – так, ПДК по свинцу тут превышен в 320 раз, ПДК по асбесту – в 120 раз.

Лачуги, в которых живут рабочие и их семьи, тянутся на 8-10 км вглубь территории. Площадь этого «города» – около 120 квадратных километров, и в нем проживает до 1,5 млн. человек.

Фото 12.

Город-порт Читтагонг (Chittagong) лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули.

Это второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Причиной тому удачное расположение города между морем и горными районами, хорошее морское побережье с обилием островов и отмелей, большое количество древних монастырей сразу нескольких культур, а также множество самобытных горных племен, населяющих районы знаменитых холмов Читтагонга. Да и сам город за свою историю (а основан он был ориентировочно на рубеже новой эры) пережил немало интересных и драматических событий, поэтому славится характерным смешением архитектурных стилей и различных культур.

Фото 13.

Главное украшение Читтагонга — лежащий вдоль северного берега реки старый район Садаргхат . Родившийся вместе с самим городом где-то на рубеже тысячелетий, он издревле заселялся богатыми торговцами и капитанами судов, поэтому с приходом португальцев, которые почти четыре столетия держали под контролем всю торговлю на западном берегу Малаккского полуострова, здесь же вырос и португальский анклав Патергхатта, застроенный богатыми по тем временам виллами и особняками. Кстати, это и один из немногих районов в стране, который до сих пор сохранил христианство.

Фото 14.

Сейчас в старой части города заслуживают внимания похожая на крепость мечеть Шахи-Джама-э-Масджид (1666 г.), мечети Квадам-Мубарак (1719 г.) и Чанданпура (XVII-XVIII вв.), святыни Даргах-Сах-Аманат и Байязид-Бостами в самом сердце города (здесь есть большой бассейн с сотнями черепах, считающихся потомками злого джинна), мавзолей Бада-Шах, величественный комплекс суда (XVII в.) на Фэйри-Хилл, и множество старых особняков всех стилей и размеров. Многие из них находятся далеко не в лучшем состоянии, но по большому счету это только придает им колорита. Также стоит посетить Этнологический музей в современном районе Модерн-Сити, который имеет интересные экспозиции, рассказывающие о племенах и народах Бангладеш, Мемориальное кладбище жертв Второй мировой войны, живописное водохранилище Фой (приблизительно 8 км от центра города, местные жители называют его озером, хотя оно образовалось при строительстве железнодорожной дамбы в 1924 году), а также пляж Патенга.

Прекрасный вид на город открывается с холмов Фэйри-Хилл и района Бритиш-Сити. К тому же здесь, что немаловажно в условиях постоянной местной жары, постоянно дуют прохладные морские бризы, что делает район популярным местом жительства состоятельных жителей города. Однако большинство туристов задерживаются в городе буквально на один день, поскольку главной точкой притяжения являются все-таки холмистые районы восточнее Читтагонга.

Фото 15.

Область холмов Читтагонга включает в себя большую область (площадь около 13191 кв. км) лесистых возвышенностей, живописных ущелий и утесов, заросших плотным покровом джунглей, бамбуком, вьюном и диким виноградом, и населенных горными племенами, имеющими свою самобытную культуру и уклад жизни. Это одна из самых дождливых областей Южной Азии — ежегодно здесь выпадает до 2900 мм осадков, и это при среднегодовой температуре воздуха около +26 C! Область включает в себя четыре главные долины, сформированные реками Карнапхули, Фени, Шангу и Матамухур (впрочем, у каждой реки здесь по два-три имени). Это нетипичный по топографии и культуре район Бангладеш, где проживают, в основном, буддистские племена и плотность населения относительно невысока, что позволило сохранить природную среду региона в относительно нетронутом состоянии.

Как ни странно, холмы Читтагонга — наиболее неспокойный регион в стране и поэтому посещение многих районов ограничено (без специальных разрешений сроком действия 10-14 дней можно посетить только районы Рангамати и Каптаи).

Фото 16.

Вот что пишут об условиях работы в этом месте:

«…Используя только паяльные лампы, кувалды и клинья они вырезают огромные куски обшивки. После того, как эти фрагменты рушатся вводу наподобие отколовшихся кусков ледника, их волокут на берег и режут на мелкие части, весящие сотни фунтов. Их переносят на грузовики команды рабочих, поющих ритмичные песни, поскольку перенос очень тяжелых толстых стальных пластин требует идеальной слаженности действий. Металл будет продан с огромной выгодой для владельцев, которые живут в роскошных особняках в городе. …Разделка судна продолжается с 7:00 до 23.00 одной командой рабочих с двумя получасовыми перерывами, и часом на завтрак (ужинают они после того, как вернутся домой в 23.00). Итого — 14 часов в день, 6-1/2 дневная рабочая неделя (полдня в пятницу свободно, согласно требованиям ислама). Рабочим платят 1.25 $ в день»

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Фото 39.

Http://infoglaz.ru/?p=46614

Индустрия утилизации старых судов в Ситакунде зародилась в 1960 году. Благодаря дешевой рабочей силе и менее строгим правилам по отношению к окружающей среде, кладбище кораблей Читтагонг разрослось за очень короткое время, уничтожая деревья в прибрежных зонах масляной жидкостью, вытекающей с кораблей. Опасные испарения и копоть от сжигания материалов сильно загрязняют эту береговую зону.

На подобном кладбище кораблей заработная плата рабочего зависит от количества рабочих часов и уровня его мастерства. Здесь нет сверхурочных, больничного или отпусков. Обычно рабочий трудится 12-14 часов в день, а его зарплата варьируется с 1,5 до 3,5 долларов. Условия труда очень опасные. Правил техники безопасности практически нет. Защитной одежды или нет, или она совершенно не пригодна для работы. Каждый год случаются несчастные случаи, уносящие десятки жизней. За последние двадцать лет более 500 рабочих погибло, и еще 600 было ранено на этом кладбище кораблей.

(Всего 14 фото)

6. Рабочие несут на своих плечах стальной лист к берегу, что очень опасно, так как если лист упадет, он может ранить или даже убить кого-нибудь из рабочих. Еще одна серьезная проблема среди рабочих, постоянно таскающих подобные грузы, — боль в спине и поражение костей и суставов. На одной из стен надпись: ваш лучший переезд и грузчики живут здесь. (Jashim Salam)

11. Эти люди выполняют свою опасную работу без надлежащего оборудования и без защиты. (Jashim Salam)

Город
бенг. চট্টগ্রাম
22°19′ с. ш. 91°49′ в. д.
Страна
Мэр А. Дж. М. Насир Уддин
История и география
Первое упоминание I век
Площадь 209,66 км²
Высота центра 6 м
Часовой пояс UTC+06:00
Население
Население 3 920 222 человека (2007 )
Цифровые идентификаторы
Телефонный код + 88 031
Почтовый индекс 4000
chittagong.gov.bd

Одна из улиц города

Базар и мечеть

(бенг. চট্টগ্রাম ) - город на юго-востоке ; административный центр одноимённого округа и области страны. Второй крупнейший город страны и важнейший порт Бангладеш.

История

Древние монеты Читтагонга, XII век

Город известен с I века нашей эры. Арабский автор Идриси описывает активную морскую торговлю между и Читтагонгом в XII столетии. В 1338 году Факхруддин Мубарак Шах захватил Читтагонг. Он построил дорогу от Чандпура до Читтагонга. В 1538 году араканцы восстановили своё правление. Моголы захватили Читтагонг в 1666 году. С 1538 по 1666 год португальцы совершали набеги на Читтагонг и практически правили в нём. С 1760 года город принадлежит Ост-Индской компании. Во время Второй мировой войны был мишенью атак для японцев, но они не смогли захватить город, как и Британскую Индию. В 1947-1971 принадлежал , с 1971 года после войны за независимость принадлежит . Отсюда по стране разошлась весть об объявлении независимости страны.

Разминирование порта после войны за независимость

В результате войны причалы и акватория порта оказались заминированными, а фарватеры и места у причалов были перекрыты затопленными судами. Доставка продовольствия оказалась заблокированной, над получившей независимость страной нависла угроза голода.

Бенгальский лидер Муджибур Рахман обратился к руководству СССР с просьбой помочь освободить порты его страны от затопленных кораблей и протралить минные поля. Командование Тихоокеанского флота получило директиву готовить экспедицию для разминирования Бенгальского залива и подъема затонувших судов. В Читтагонг была направлена группа экспертов, в состав которой вошли минёры ВМФ, сотрудники 40-го Государственного института аварийно-спасательного и глубоководного водолазного дела, а также представители гражданской организации «Совсудоподъем» Министерства морского флота СССР. Работы начались 2 апреля 1972 г. и 24 июня 1974 г. были завершены. Они проводились в крайне неблагоприятных климатических условиях, в условиях интенсивного движения судов, мутной воды, малых глубин, отсутствия карт и документов на минные поля и типы применявшихся мин; дно акватории было засорено затонувшими судами разных размеров. Затонувшие суда глубоко - от 3 до 10 метров - погрузились в ил. Международные эксперты прогнозировали возврат порта к нормальной деятельности лишь через 2-3 года.
Капитан порта Камал в те годы говорил:

«Спасательные работы ведутся в очень сложной обстановке, с которой столкнулись здесь, в Читтагонге, советские моряки. Мы - опытные моряки, и то нам в этих условиях бывает трудно. И все-таки я приятно удивлен, как дружно они работают, все - от адмирала до матроса. Я много плавал, многое видел, но такого еще не приходилось. Советские моряки творят чудеса. По мнению многих специалистов, на восстановление порта требовались годы, но годы стали месяцами. Разве это не чудо? Если бы меня спросили, какая самая популярная страна в Читтагонге, я бы ответил - Советский Союз».

30 мая 1981 года в Читтагонге во время неудачного переворота был убит президент Зиаур Рахман.

Климат

Читтагонг характеризуется муссонным климатом. Средние суточные температуры января находятся в диапазоне от 12° до 25° С. Лето жаркое, дождливое, средняя температура самого жаркого месяца (апреля) - 23-34° C. Максимальная температура - +38, минимальная - +5. Среднее годовое количестве осадков - 2000-3000 мм.

Население

Население города составляет около 4 млн человек, из которых 54,36 % - мужчины и 45,64 % - женщины. Плотность населения - около 15 280 чел/км² . Примерно 83,92 % населения города исповедуют ислам; 13,76 % - индуизм; 2,01 % - буддизм; 0,11 % - христианство и 0,2 % - другие религии. Основным языком населения является читтагонгский диалект бенгальского, который иногда считается отдельным языком.

Экономика

Читтагонг - крупный промышленный центр. В городе и прилегающих к нему районах находится до 40 % всей тяжёлой промышленности Бангладеш, включая нефтеперерабатывающую, сталелитейную, автомобильную, химическую и другие отрасли. Кроме того развиты производство цемента, удобрений и кабелей, фармацевтическая и трикотажная промышленности, переработка сельскохозяйственной продукции и др.

Крупнейший порт страны, на который приходится до 80 % всего экспорта и импорта Бангладеш. Экспорт морским путём включает одежду, джут и изделия из него, кожу, чай, химические вещества. Такое выгодное положение города привлекает инвесторов. В Читтагонге находится большое количество банков.

Транспорт

Международный аэропорт «Шах Аманат» находится в 20 км от деловой части города и в 18,5 км от железнодорожного вокзала. Это второй по загруженности аэропорт Бангладеш. Рейсы включают такие основные направления, как Калькутта, Абу-Даби, Дубай, Дакка, Бангкок, Доха, Кувейт, Маскат и др.

Кладбище кораблей в Читтагонге

В Бангладеш слабо контролируются экологические нормы и доступно много дешевых трудовых ресурсов, благодаря чему в Читтагонге утилизируется почти половина мирового объёма списанных судов.

Достопримечательности

  • Песчаный пляж Патенга
  • Храм Баязид Бостами
  • Старый город Садаргхат
  • Мавзолей Хазрата Шаха Аманата Хана
  • Этнологический музей
  • Мемориальное кладбище
  • Парк развлечений на озере Фой
  • Парк Мини-Бангладеш
  • Парк Бабочек

Города-побратимы (неопр.) (недоступная ссылка) . Chittagong City Corporation. Дата обращения 21 декабря 2009. Архивировано 25 ноября 2007 года.

  • Кладбище кораблей в Читтагонге - Daypic - это интересно (12 фото)
  • Ссылки

    • Официальный сайт
    • Читтагонг на Викигиде

    Ради этого места я хотел попасть в Бангладеш. Я ждал три года. Все началось с того, что в сообществе Владивостока один из юзеров запостил фото судна "Владивосток", которое разбирали . В комментариях выяснилось, что это верфь в городе Читтагонг, одного из трех основных мировых кладбищ кораблей. 90% всех морских судов разбирается всего в трех городах: Читтагонг (Бангладеш), Карачи (Пакистан) и Аланг (Индия). В общем, места впечатляющие, судя по фотографиям. И об этих местах ничего не пишут в путеводителях. В общем я ждал случая попасть в это место. Мы с Андреем @dr_chif и Сашей @alexroot_r предварительно закачали карту местности в смартфон, а утром говорили на ресепшене с мужиками, "как доехать до места, где мертвые корабли и сколько стоит доехать". И один мужик нам ответил: Если поедете на такси, то будет стоить 1000 така (ехать примерно 15 км), а если на green box, то 500 така. Тааак вооот как эта штука трехколесная называется! ЗЕЛЕНАЯ КОРОБКА! Мы просто оборжались тогда. Потом уже в интернете нашли, что этот трехколесный мопед-такси называется "мишук", еще попадалось название "бэби такси". Но мы так и стали называть эту штуку - зеленая коробка.

    Пару дней назад я описывал кладбище кораблей в сообществе vladivostok поэтому часть текста ниже будет скопирована оттуда, но дополнена некоторыми нюансами.

    Вышли из отеля и поймали нашу зеленую коробку, договорились с водилой доехать до места за 500 така. Ехали чуть больше часа и поняли, что он протупил и проехал дальше, об этом сказал GPS в телефоне. Потом водятел развернул свое корыто и поехал в обратном направлении. Три раза у местных спрашивали дорогу. Каждый раз собиралась целая толпа помогающих и сочувствующих. Вообще в Бангладеш надо усвоить и привыкнуть к 2 вещам: всегда закладывать на дорогу дополнительное время, чтобы дать возможность водителю/рикше заблудиться; привыкнуть к тому, что всегда собирается целая толпа. Они все готовы помочь, и вообще им белые интересны, там туристов почти нет, а в стране почти ничего не происходит.

    Наконец-то нашли дорогу и приехали к первой разборочной верфи. Там забор. Ворота. Народ. Водила начал просить больше бабла, типа, наездил лишнего. Мы ему пояснили, что в наши планы входило не кататься, а приехать сюда. Закончили с ним и пошли к воротам, типа нам посмотреть. Чуваки ни в какую не хотели пускать. И не пустили. Дело в том, что иногда там оказываются журналисты и потом делают статьи о том, что там детский и рабский труд используется (корабли разбирают вручную), а ООН еще и чмарит Бангладеш и Пакистан за такие стремные условия труда и вообще, что экологию не берегут. Там то нефть выльется, то газ долбанет. В общем, не пускают они туда никого. Но, мне как-то попадался отчет одной девахи, они со своим парнем тоже были там и их тоже не пускали, но они сунули кому-то десять баксов и их пропустили. Думалось и о взятке, да. Когда мы отходили, я все-таки сфотал из-за забора судно, которое торчало. Мало ли, может, нас вообще никуда не пустят.

    Поперлись к другой верфи, там та же самая фигня - нет и всё. Мы начали предлагать деньги и, типа, что не будем фотать и вообще мы не журналисты, а туристы из России (а они задавали нам вопрос откуда мы и кем работаем). Типа, вот десять баксов и no camera. Не пустили и сюда. Мы в третье место. Там входы сразу на две верфи. Не пускают ни туда ни сюда. Причем не просто не пускают, а посылают: идите вон в те ворота, а в тех воротах говорили, идите в первые ворота. В первых, вроде, даже почти согласились на: "no camera and 10 dollars". И я было уже снял крышку с объектива и выключил звук на фотоаппарате, чтобы фотать не глядя с пуза, но вахтер позвонил своему боссу. Тот добро на пропуск не дал. Я уже было отчаялся: послали в четырех верфях, а я ведь только ради этого места ехал в эту забытую Богом и вообще всеми страну. И, суки, даже взятку не берут. Настолько их зачмарили этими выпадами.

    Когда мы отходили от очередных (третьих и четвертых) ворот, к нам подошел молодой чувачок и показал жестом идти за ним. Мы пошли. Шли через как бы деревню, где живут работяги, которые разбирают корабли. Прям посреди пальм стояли сараи, точнее не сараи, а жилища, где живут местные. Попробовал сфотать с пуза кур.

    Шли мы заячими тропами по этой деревне в лесу минут десять. Вокруг вонища, но попались пара офигительно красивых особняков, видимо, хозяев верфей. И вот по одной из тропинок парень нас вывел в место на берегу! То есть между двумя верфями, между их заборами, был проход шириной метра три! Но, где заканчивались заборы верфей и начинался как бы "пляж", на каждой из верфей сидело по охраннику, которые вылупились на нас, а потом и еще мужики подошли. Потупили пару минут так молча, а потом наш проводник говорит нам: фотайте. Корабли стоят на мели, валяются шлюпки, якоря, винты, слышны звуки "болгарок".

    Наш проводник сфотал нас на свой телефон, а потом мы еще и сфотались с ним на его мобилу. Нам забава корабли, ему - белые морды. Минут через пять пошли обратно через деревню. Саня сунул чуваку 1000 така. Тот умело засунул купюру в карман. В городке-деревне, где живут работяги, около 30 000 человек. Живут очень-очень бедно. Мы шли и рассуждали, как относиться к нападкам ООН на Бангладеш за это место, но если этих людей лишить работы, да и детей тоже лишить работы, то что они жрать-то будут? Страна и так нищая. Доход на душу населения 500-600 долларов в год. Ну вот проявим мы гуманизм, закроем эти верфи и что? 30 000 человек сдохнут от голода? А так хоть какая-то работа есть. Хотя проводник наш говорил, что разборка судов это офигительно денежный бизнес.

    Проводник довел нас до нужной тропинки к выходу и растворился в лесу. Но на самом деле с ним мы еще встретимся, что будет очень неожиданно и удивительно. Тут же, недалеко от верфей, все это барахло пилят на металл. Вытаскивают с судов абсолютно всё.

    А то, что не пилят, продают на местном рынке здесь же. Там флаги, спасательные круги, жилеты, цепи, холодильники, унитазы, плоты, вообще все, что вытащено с кораблей. Даже тренажеры есть.

    Еще там было типа кафе. Ну, такое, деревенское кафе. Саша предложил там и пожрать. Ну, чтоб совсем к местному причаститься. Причастились. По-английски там никто не говорит. А вы много знаете слесарей/механиков знающих английский? Ну, не суть. Помыть руки, это значит на твои руки льет воду из ведра сам дирехтор этого рэсторана. В общем нам начали приносить еду. Много, заставили весь стол.

    Мы потом посчитали, нажрали мы аж на 80 рублей с человека! Вышли из кафуги, провожаемые взглядами сотни местных работяг и пошли искать зеленую коробку для дороги назад в Читтагонг. Подошли к одному сунули визитку, он что-то тупил-тупил, потом нарисовался англоговорящий бенгалец и сказал, что в город он не ездит. Точно! Смотрим, а на его зеленой коробке нет решеток ни со сторон водителя, ни со сторон пассажира. А решетки очень важны в городе. Про вырвать, там, фотоаппарат на ходу не знаю, но то, что в пробках и на ЖД переездах лезут попрошайки и прочие дохляки - факт. Поймали другого. Дали визитку отеля. Опять собрали целый консилиум и разбирались, где же это место в Читтагонге находится. Я раньше не отметил, но многие тупо не умеют читать. Ни по-английски, ни по-бенгальски. И нужно им говорить, что написано. В Дакке, когда мы ехали домой на велорикше в канун Нового года, когда мы приехали на нашу улицу, но далековато от нашего дома, рикша взял визитку и пошел искать кого-нибудь, кто ему прочтет. Я его окликнул и сказал, я знаю номер дома, куда ехать. Знаете, что он сказал? Назовите номер дома по-английски! Чувак читать не умеет, но понимает по-английски!

    В общем, разобрались, куда ехать, однако обратный проезд нам обошелся не в ту сумму, за которую мы приехали, т.е. не за 500 така, а всего за 300.

    На верфи мы уезжали рано утром, т.к. в наши планы не входило ночевать в Читтагонге больше одной ночи. Мы ехали сюда ради кладбища кораблей и у нас все получилось. Сегодня нам предстоял отъезд дальше на юг Бангладеш, в город-курорт Кокс-Базар, который находится на берегу самого длинного в мире пляжа, длина которого 120 км. да-да Бали с Таиландом отсасывают у Бангладеш.

    Я немного отступлю от привычного цикла постов о Бангладеш и сегодняшний пост закончу тем, что мы поехали в нашу гостиницу за вещами, чтобы далее сесть в автобус и уехать в Кокс-Базар.

    В комментариях к анонсу этого поста у periskop.su нашелся человек tyr_the_gunner , отец которого загонял судно на подобную разборку, только не в Читтагонге, а в Аланге (Индия). Ниже тот коммент.

    Он, конечно же, в основном о процессе "с той стороны" (со стороны моря) рассказывал.
    Как идет сам процесс списания - там куча же имущества (компании-судовладельца и команды), кто и как может забрать, как вытаскивают, как передают, как уменьшают экипаж постепенно.
    Ну и сам процесс "попадания на пляж" (а действительно - как хер-знает-сколько-тыщ тонн махина попадает на пляж?) и покидания корабля. Оказывается, есть несколько (если не один) дней в месяце когда прилив высокий - тогда на полном ходу со всей дури судно и загоняют к берегу. "Дно" в это время - ил вязкий с водой - как до берега добраться? Как положено, покидал последним уже в сумерках, чуть, говорит, не утонул нафиг в этом болоте...
    Ну и тяжело, конечно, моряку такую операцию проводить чисто психологически...

    __________________
    Мой автономный блог о городе Фуюань, острове Большой Уссурийский и Российско-Китайских взаимоотношениях -

    Читтагонг лежит на востоке Бангладеш, у устья реки Карнапхули. Это важнейший промышленный центр и международный порт страны, а также ее второй по величине город. Кроме того, Читтагонг считается самым известным туристическим центром Бангладеш, куда непременно должны попасть все гости, путешествующие по странам данного региона. Причиной этому является удачное расположение: город находится между живописными горными районами и морем. Причем окрестности Читтагонга могут похвастать не только неплохим морским побережьем с обилием отмелей и островков, но и большим количеством древних монастырей разных культур, а также самобытными горными племенами, населяющими знаменитые Читтагонгские холмы. Конечно, интересен и сам город, который славится множеством архитектурных и исторических памятников различных эпох и культур.

    Климат и погода

    Читтагонг расположен в зоне тропического муссонного климата. Для летнего сезона характерна дождливая и довольно жаркая погода, температура воздуха в это время колеблется в диапазоне +23...+34 °C , а иногда может достигать +38 °C . Зима более сухая и прохладная, со среднесуточными температурами в пределах +12...+25 °С .

    Наиболее приемлемым временем для посещения Читтагонга является прохладный период с октября по февраль . Не рекомендуется поездка в апреле и мае, так как высокие температуры воздуха и влажность делают пребывание здесь в этот период весьма некомфортным.

    Природа

    Читтагонг располагается на берегах Бенгальского залива, недалеко от знаменитых Читтагонгских холмов . Город лежит в местности с довольно холмистым рельефом, на берегах реки Карнапули . Природных озер в черте Читтагонга нет, зато имеются небольшие искусственные пруды.

    Примерно в 60 км от города лежит область Холмы Читтагонга, покрытая большим количеством лесистых холмов, которые перемежают утесы и ущелья, поросшие густым покровом джунглей, а также бамбуком, диким виноградом и вьюном. Данная область имеет довольно нетипичный для страны рельеф и включает в себя долины рек Матамухур, Фени, Карнапули и Шангу .

    Достопримечательности

    Читтагонг был ориентировочно основан на рубеже новой эры и за свою долгую историю пережил немало драматических событий. Поэтому неудивительно, что особенностью города является смешение разных архитектурных стилей и культур. Главным украшением Читтагонга считается старый район Садаргхат, который лежит вдоль северных берегов реки Карнапули. Он издревле был заселен богатыми торговцами, а с приходом португальцев на его территории был построен анклав Патергхатта с богатыми особняками и виллами. Кстати, Садаргхат является одним из немногих районов в Бангладеш, где до сих пор сохранилось христианство. Сейчас главными достопримечательностями этого района считаются:

    • мечети Квадам-Мубарак, Чанданпура и Шахи Джама-э-Масджид,
    • святыня Даргах-Сах-Аманат,
    • величественный комплекс здания суда,
    • мавзолей Бада-Шах,
    • множество старых домов и особняков разных размеров и стилей.

    Интересным объектом является святилище Баязида-Бостами , которое привлекает к себе большое количество паломников. Особо примечателен ее пруд с черепахами, которые считаются прямыми потомками злых духов (джиннов), помещенных в тела этих рептилий.

    Также к наиболее популярным достопримечательностям Читтагонга можно отнести:

    • Этнологический музей,
    • мечеть Байтул Фалах,
    • Мемориальное кладбище жертв Второй мировой войны,
    • водохранилище Фой (8 км от центра),
    • пляж Патенга.

    Особого внимания заслуживают окрестности Читтагонга, а точнее — область холмов, которая включает в себя большую территорию возвышенностей с лесами и живописных ущелий, поросших джунглями, диким виноградом и бамбуком. В этом нетипичном по культуре и топографии и районе проживают буддистские племена, до сих пор сохранившие свою самобытную культуру.

    Питание

    В Читтагонге работает довольно большое количество ресторанов и закусочных, предлагающих национальную, индийскую, тайскую, китайскую и европейскую кухни. Правда, надо сказать, что заведения с европейским меню здесь не многочисленны. Зато повсюду встречаются уличные лотки, предлагающие местные деликатесы и сладости. Надо быть готовым к тому, что местные жители любят острую и жирную пищу, которая изначально может быть весьма тяжелой и непривычной для европейцев. По этой причине туристам рекомендуется обедать в отелях и посещать лучшие рестораны города.

    Если же говорить непосредственно о местной кухне, то ее основу составляют рис и всевозможные острые специи, а также чечевица, овощи, рыба и мясо. Причем вкус, цвет и аромат каждого блюда зависит непосредственно от приправ и специй. Например, здесь даже имеется целый класс блюд из риса под названием «бирьяни », которые различаются между собой по количеству добавок и способам приготовления. Также к наиболее распространенным национальным блюдам можно отнести «дум » (запеченные в горшке овощи, мясо и рис), бараний кебаб в лепешке «кати-роти », «пилав » (плов), бараньи ребрышки «чап », рыба-карри в йогурте «дахи-маач » и картофельные лепешки «пури ».

    Сладости в бенгальской кухне очень необычны и разнообразны. В первую очередь рекомендуется отведать сладкие творожные шарики «рошголла », пирожки «пита », конфеты «мишти » и сладкую вермишель «шемаи ».

    Наиболее распространенными напитками здесь являются сладкий чай с молоком, кисломолочный напиток «ласси » и фруктовые соки. Алкоголь доступен только в отелях для иностранцев и в европейских ресторанах.

    Проживание

    В Читтагонге путешественники могут найти вполне приемлемые варианты размещения, так как здесь имеется достаточно большое количество приличных отелей среднего уровня. Причем стоимость проживания в местных отелях совсем невысокая, например, тут можно легко найти неплохой номер за 30 $. К лучшим отелям города можно отнести Hotel Agrabad 5*, Well Park Residence и The Peninsula Chittagong . Тем, кто хочет подыскать заведение среднего класса, стоит обратить внимание на Hotel Al-Faisal, Hotel Golden Inn, Hotel Bandargaon или Hotel Saint Martin . Относительно неплохой гостиницей эконом-класса является Hotel Miskha .

    Развлечения и отдых

    В Читтагонге, как в других городах Бангладеш, отсутствуют привычные для европейцев ночные клубы, дискотеки и бары. Однако не нужно думать, что здесь нет мест для проведения досуга. Отличным местом для пикников и отдыха на свежем воздухе является пруд Фой , который распложен в живописной зеленой местности. Здесь устроен небольшой парк развлечений «Озеро Фоя », а неподалеку расположен зоопарк.

    Надо сказать, что это не единственный в городе парк развлечений. Так, туристы здесь могут посетить парки:

    • Зиа-Сишу,
    • Карнафулли-Сишу,
    • Мини-Бангладеш и Джатисонгхо,
    • эко-парк Шитакунда, который представляет собой красивое место с прудом и прекрасными холмами.

    Еще одним живописным местом Читтагонга является песчаный пляж Патенга , который особо хорошо выглядит с улицы Морской Академии. За городом есть и еще один пляж — природный пляж Каттали с мангровым лесом.

    Самым любимым и популярным видом спорта в Читтагонге является крикет, также довольно распространены футбол и теннис. В городе имеется довольно большое количество стадионов и спортивных площадок. Главным из них является многоцелевой стадион MA Aziz Stadium , где проходят крупные состязания по крикету и футболу.

    В целом же главными вариантами времяпрепровождения в Читтагонге являются прогулки по старому району, осмотр достопримечательностей и поиск колоритных сувениров на местных восточных рынках. Нетипичным районом для страны является так называемый квартал «красных фонарей», на тротуарах которого открыто продаются порнографические видео и книги на местном языке.

    Покупки

    Читтагонг представляет собой крупный и современный город, поэтому здесь работают как колоритные уличные рынки, так и большие торговые центры, а также супермаркеты и сувенирные магазинчики. Лучшим местом для покупок считается торговый центр AFMI Plaza, который может похвастать большим количеством фирменных магазинов одежды, аксессуаров и парфюмерии. Также весьма популярны такие торовые центры как:

    • Central Plaza,
    • Yunusco City Center,
    • Akhtaruzzaman Center,
    • Biponi Bitan,
    • Chittagong Shopping Complex и др.

    Последний может похвастать не только самыми большими размерами, но и широчайшим выбором магазинов, а также низкими ценами.

    Тем же, кто предпочитает более интересный шопинг, рекомендуется посетить пестрые и шумные городские рынки, просто изобилующие самыми разными товарами. В этом случае надо всегда помнить, что торговаться здесь просто необходимо. Причем дело не только в том, что торг позволяет уменьшить заявленную цену в 2-3 раза. На местных рынках процесс торговли является своеобразной традицией, поэтому если вы не будете здесь торговаться, то можете оскорбить продавца.

    Сувениры рекомендуется покупать на рынках и в специализированных магазинах. Туристы чаще всего привозят отсюда розовый жемчуг, фантастические маски из кокосовой скорлупы, необычные плетеные изделия из тростника и бамбука, ткани ручной выделки, ремесленные изделия и традиционных кукол.

    Транспорт

    В Читтагонге, в районе Патенга располагается международный аэропорт Шах-Аманат , который принимает рейсы из Силхета и Дакки , а также из Калькутты , Маската, Кувейта и др. По железной дороге, которая проходит через Чаттагонг можно отправиться в Силхет, Дакку и другие города страны. Железнодорожный вокзал располагается на улице Стейшн-Роуд. От города Барисала до Читтагонга есть возможность добраться на пароме, также в городе действуют два автобусных терминала.

    Общественный транспорт Читтагонга ничем не отличается от столичного. Здесь курсируют переполненные автобусы, водители которых никогда не придерживаются расписания, а также такси, рикши и велорикши. Стоимость проезда во всех видах транспорта невысокая. С водителями рикш можно и даже нужно торговаться.

    Стоит быть готовыми к тому, что на дорогах Читтагонга и Дакки царит полнейший хаос, поскольку правила дорожного движения тут почти никто не знает и, тем более, не соблюдает.

    Связь

    К сожалению, качество телефонной системы Бангладеш не отвечает современным стандартам. Однако Читтагонг является крупнейшим городом страны, поэтому здесь общественные телефоны не являются такой уж большой редкостью, как в большинстве других городов. В основном их можно обнаружить в торговых районах и некоторых крупных магазинах. Также совершить звонок можно из почтовых отделений и отелей.

    В сравнении со стационарной связью система мобильной связи (GSM 900/1800) развита достаточно неплохо. Однако ее охват ограничен только главными городами страны, а также популярными туристическими центрами. Хотя в окрестностях Читтагонга она довольно устойчива. В стране действует довольно большое количество мелких операторов с крайне запутанной системой тарифов, поэтому выбор местной сим-карты здесь довольно затруднителен.

    Доступ к интернету можно получить в крупных отелях и интернет-кафе. Последние находятся в районе пересечения улиц Джубили и Стейшн, а также рядом с магистралью GEC. Стоимость одного часа сеанса колеблется в пределах 0,2-0,3 $.

    Безопасность

    Особенностью Читтагонга является интенсивное и хаотическое транспортное движение, по этой причине здесь нужно очень внимательно переходить дороги, особенно это касается мест, не оборудованных светофорами. В многолюдных местах и переполненных автобусах велика вероятность стать жертвой многочисленных местных карманников. По этой причине рекомендуется предпринимать все возможные меры предосторожности. Окраины города представляют собой крайне неблагополучные и небезопасные районы, поэтому их нужно избегать. В центре Читтагонга гораздо безопаснее, однако прогулки в ночное время советуется исключить.

    В силу особенностей местной погоды многие синтетические ткани здесь не пригодны для ношения, поэтому следует отдать предпочтение легкой одежде из натуральных тканей. Также в связи с высокой влажностью и антисанитарией необходимо уделять повышенное внимание гигиене.

    Бизнес-климат

    Читтагонг является крупным промышленным центром Бангладеш. В городе и прилегающих к нему окрестностях располагается около 40 % тяжелой промышленности страны (нефтеперерабатывающая, сталелитейная, автомобильная, химическая и другие отрасли). Также здесь развиты трикотажная и фармацевтическая промышленности, производство удобрений, цемента и кабелей. Более того, Читтагонг является крупнейшим портом Бангладеш, на который приходится около 80 % всего импорта и экспорта страны. Такое выгодное расположение города и его развитый промышленный сектор привлекает сюда инвесторов.

    Недвижимость

    В основном спрос на недвижимость Читтагонга поддерживается поклонниками восточной культуры и инвестиционными компаниями, которые рассматривают местный рынок как перспективное вложение своих финансовых средств. Город довольно большой, поэтому выбор объектов здесь довольно широкий: офисные здания, квартиры, производственные помещения и дома у моря. При этом здесь пока нет столь высокой проблемы с перенаселенностью, как в столице, хотя количество населения также велико.

    В Бангладеш всегда и везде следует торговаться. Дело в том здесь практически отсутствуют устойчивые цены на товары и услуги. Исключение составляют лишь крупные государственные магазины, где все цены фиксированы.

    Более того, даже в общественном транспорте, который якобы обладает четкой системой расценок, при особом желании можно в несколько раз снизить плату. Объясняется это явно завышенными требованиями к иностранным гостям страны, при виде которых местные жители резко увеличивают свои запросы в цене. Однако в том случае, когда клиент ориентируется в расценках, они легко идут на уступки. К тому же исламские традиции требуют соблюдения традиционной здесь процедуры торга, а значит не стоит относиться к нему как к попытке вас обобрать, ведь для многих бангладешцев это обычная практика торговли.