Как писать захватывающие сценарии и делать интересные презентации? Ключевые тезисы из книги Аннет Симмонс «Сторителлинг. Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй» - рецензия - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал

Наконец-то российский читатель увидит полноценную книгу про Сторителлинг...
Если издательство не передумало, на этой книге должен быть мой комментарий... ПЕРВАЯ КНИГА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ СО СЛОВОМ СТОРИТЕЛЛИНГ...
и
И конечно моя рецензия...

Искусство Сторителлинга. Вдохновлять и влиять…

«История не способна узурпировать власть и влияние, но она способна их создать...»
Аннетта Симоне «Сторителлинг. Как использовать силу историй»

Издательство «Манн, Иванов и Фарбер» предложило мне написать отзыв о
Книге, посвященной сторителлингу и я, естественно, возрадовался в сердце своем:
русскоговорящую аудиторию не балуют книгами об этой современной, востребованной
в цивилизованном мире технологии, науке, философии. Когда же я узнал название и
автора, я возликовал, - материалами книги Аннет Симмоне я пользовался при написании
одной из глав «Черничного пирога для сказочника. Введение во власть» (к сожалению
единственной книги о Сторителлинге российского автора). Уже одна мысль о том, что
прежде чем завоевывать доверие у любой аудитории, рассказчик должен ответить себе на
вопрос «Кто я такой?», стоит того, что бы эта книга была настоятельно рекомендована к
прочтению тем, кто занимается продвижением чего-либо или привлечением ресурсов к
различным проектам, а так же тем, кто хочет влиять на свое окружение…

После того, как рукопись была мной прочитана, я испытывал интересное и одновременно странное чувство.
Как если бы мне в руки попала карта с навигацией до места, где спрятаны сокровища, но досталась бы она мне после того, как я весь этот путь прошел самостоятельно и сидел бы над открытым сундуком, в котором переливаются алмазы и золотые украшения…

Эта книга действительно является такой картой. Прелесть же ее в том, что к тому месту, к которому она ведет можно ходить бесконечное число раз и все время находить там новые сокровища… Как человек, проделавший этот путь и добравшийся до клада, уверяю вас, их там хватит на всех…
Ибо это место - Вы сами…

Еще в конце двадцатого века датский футуролог Рольф Йенсен писал в своей книге «Общество мечты» (в которой я впервые прочел это сакральное слово «Сторителлинг»): «Солнце заходит над обществом информации…» Информация, ввиду ее обилия и легкодоступности, перестает быть продуктом, востребованном на рынке.

Вместо нее главным продуктами современного цивилизованного рынка становятся «внимание», «доверие», «вера» и «влияние». А это как раз то, в чем практикуется «Сторителлер» следуя своему Пути…
1. Обратить внимание
2. Завоевать доверие
3. Пробудить веру
4. Управлять вдохновляя

Еще один великий человек Роберт Макки уже вначале этого столетия посвятил Истории целую книгу, которую так и назвал «Story» (на русский ее, правда, перевели как «История на миллион» что свидетельствует о том, что не видит пока русско-говорящая аудитория этого миллиона в самой «Истории»). И что примечательно, подзаголовок у этой книги был следующий, - «мастер-класс для сценаристов, писателей И НЕ ТОЛЬКО…»

Так вот этими «НЕ ТОЛЬКО» являются абсолютно все…

Потому что чем бы ни занимался человек, группа людей или компания, никому не избежать участия в двух процессах - Продвижение своего Имени (идеи, проекта) и привлечения к нему ресурсов (материальных, финансовых, административных, интеллектуальных, людских). Оба эти процесса требуют уверенности в себе и основаны на завоевании доверия у «контрагентов», «клиентов» и «доноров».
Где находиться наша уверенность и как завоевать доверие окружения?
Книга «Сторителлинг. Как использовать силу историй» как раз и приведет вас к этому месту и научит извлекать из него сокровища каждый раз, как в этом появится необходимость…

Две темы основные в этой книге: «Как завоевать доверие?» и «Как оказывать влияние на окружение?»
И с первых страниц автор нас предупреждает: «Волшебство влияния не в том, что мы говорим, а в том, как мы говорим, а также в том, что мы сами из себя представляем - то есть, влияние зависит от того, кто мы есть. Эта зависимость не поддается рациональному анализу и не может быть описана при помощи привычных схем и таблиц. Влияние возникает из отношения к вам и вашим целям. В сфере чувств и эмоций (а они по определению иррациональны) нет «организованных» в традиционном смысле материй. Стремление же «организовать» и упорядочить общение и влияние приводит лишь к поэтапным «универсальным» моделям - красивым, но совершенно бесполезным. Эти модели трудно приспособить к реальной жизни, их трудно вспомнить в стрессовых ситуациях, а ведь такие ситуации поджидают нас на каждом шагу…»

Не обошлось и без ироничного упоминания, появившихся сейчас во множестве гуру, обучающих «общению», «личностному росту», «лидерству» и прочим востребованным дисциплинам…
«Курсы общения прямо-таки пекут выпускников. Эти выпускники уверены, что «готовы общаться по-новому», но спустя три месяца выясняется, что они ни на йоту не изменили своего прежнего поведения. Это происходит потому, что их обучили новым приемам, но не избавили от старых убеждений, которые и лежат в основе неумения общаться (например, «если я что-то сказал, то ни за что не откажусь от своих слов», «придерживать информацию - это отличная стратегия», «говорить правду - значит, поставить крест на карьере»). Традиционные методы влияния работают на таком поверхностном уровне, что не только не оказывают никакого эффекта, но и внушают ложное ощущение успеха…»

Перейти от рациональности и линейности к иррациональности и системности предлагает Аннетта Симоне. От фактов и заметок к Историям (с большой буквы). Вспомните, что любые социальные, деловые и бытовые процессы сводятся к общению между ЛЮДЬМИ, а не юридическими лицами, социальными статусами и должностями…

Воспринимать окружающий нас мир и людей его населяющих с их историями объемными (какими они, собственно говоря, и являются) а не уложенными в плоские схемы, бизнес-планы, стратегии и формулы…
«Можно расчленить историю на потерявшие всякий смысл фрагменты, снабдить ее опорными точками, выделить этапы и шаги: первый, второй, третий, все это будет очень красиво выглядеть, но никогда не сделает вас хорошим рассказчиком…»

Тем не менее в Сторителлинге есть вполне конкретный набор правил, следуя которым вы сможете развить свою интуицию, эмоциональный интеллект а с их помощью научитесь завоевывать доверие аудитории и влиять на нее…

Но что меня потрясло в этой книге больше всего, так это то, что в ней я впервые (в образовательно-деловой литературе) прочел слова об ответственности людей, получающих сильнейший инструмент влияния на свое окружение…

«Сторителлер - это жизненная сила, формирующая культуру организации, сообщества, семьи. Мы, люди, определяемся историями, которые рассказываем. Нормы и обычаи любой культуры передаются рассказываемыми и пересказываемыми историями. Это большая ответственность. Что вы чаще рассказываете: истории надежды или историю жертвы?..»

И еще очень важный момент…

Именно История является тем «объектом», вокруг которого способно объединиться любое сообщество. Ведь красивая и правильная История - это Миф, Ритуал и Жертвоприношение…
«Рассказывание и выслушивание историй - это связующий и объединяющий людей ритуал, ломающий иллюзию отдельности, он возрождает глубокое ощущение нашей коллективной взаимозависимости. Я не перестаю удивляться тому воздействию, какое оказывают на людей истории типа «Кто я» и «Зачем я здесь»…»

Объединить энергию прошлого настоящего и будущего помогает Сторителлинг…

Кирилл П. Гопиус
Сторителлер, исследователь, организатор первого международного сторителлинг
фестиваля в России.

Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные отрывки. На этот раз мы прочитали книгу американской предпринимательницы и профессиональной рассказчицы Аннет Симмонс о том, почему истории правят миром и сердцами людей. По мнению Аннет, искусство рассказывать хорошие истории - самый лёгкий и приятный способ преуспеть, как в повседневной жизни, так и в бизнесе.

Гипнотическое воздействие историй

То, что Кафка говорил о хороших книгах, можно отнести и к хорошей истории: она «должна быть топором для замёрзшего в нас моря». Хорошая история погружает слушателя в состояние своеобразного транса. Произнося фразу «А теперь я хочу рассказать маленькую историю», отследите, что будет происходить дальше. Ваши слушатели примут удобные позы, откинутся на спинки стульев, а некоторые даже приоткроют рты.

История переводит людей в иное состояние. Да, они продолжают бодрствовать, однако перестают чётко осознавать «здесь и сейчас». Она погружает людей в более древнее состояние сознания, тесно связанное с подсознанием и чувственным воображением. Это позволяет вам и вашему обращению легче проникнуть в их мир. Загипнотизировать - прежде всего означает ввести людей в состояние расслабленности, повышенной чувствительности и способности отвечать. При сообщении о том, что сейчас начнётся рассказ, у слушателей также спадает напряжение и ослабевает внутреннее сопротивление.

Способ вызвать доверие

Людям не нужна новая информация. Они сыты ею по горло. Им нужна вера ­- вера в вас, в ваши цели, в ваш успех. Вера - а не факты - сдвигает горы и преодолевает любое препятствие. Она способна победить всё: деньги, власть, могущество, политическую выгоду и грубую силу. Неважно, какую форму примет ваша история, - будет ли она наглядной или подтверждённой всей вашей жизнью. Главное, чтобы она отвечала на один-единственный вопрос: можно ли вам доверять?

Если история достаточно хороша, то люди сами придут к выводу, что вам можно доверять

Утверждение типа «я хороший человек» (умный, информированный, успешный) и поэтому достоин вашего доверия», скорее всего, наоборот, вызовет подозрение. Люди должны сами прийти к такому выводу. Если история достаточно хороша, то люди по собственной воле придут к выводу, что вам и вашим словам можно доверять.

Темы для рассказа

Я знаю шесть типов историй, которые помогут вам добиться влияния:

1. Истории, рассказывающие, кто я.

2. Истории, объясняющие, зачем я здесь.

3. Истории о своём «видении».

4. Поучительные истории.

5. Истории, демонстрирующие ценности в действии.

6. Истории, говорящие: «Я знаю, о чём вы думаете».

Типичные герои историй

Существует весьма ограниченный набор архетипических характеров. Вот некоторые из них: герой, волшебник, мудрец, король, еретик, мученик и странник. Конечно, ни одна из этих ролей не сможет объяснить конкретную ситуацию, тем не менее истории этих персонажей полезны для выявления образчиков поведения.

Возможные препятствия

Прежде чем люди позволят на себя влиять, они захотят знать, кто вы такой и ради чего вы здесь оказались. Если вы не расскажете, люди сделают это за вас сами, и их мнение почти наверняка будет не в вашу пользу. Такова уж человеческая природа: люди уверены, что тот, кто ищет влияния, рассчитывает извлечь выгоду для себя за их счёт.

При общении мы слишком много сил тратим на обращение к рациональной половине мозга, забывая о половине эмоциональной. А она живёт по принципу «бережёного бог бережёт» и никогда не теряет бдительности. Эволюция благоприятствует предусмотрительным невротикам. Она заложила в нас природную осторожность. Если ваша попытка повлиять на людей заканчивается неудачей, то зачастую это происходит из-за того, что люди пропускают ваши слова сквозь фильтр своих негативных подозрений относительно ваших намерений. Подозрения негативны просто потому, что вы не удосужились потратить время на историю о своих добрых намерениях.

Понимание людей

Людям нравится, когда вы читаете их мысли. Если вы хорошо подготовитесь к разговору с теми, на кого хотите повлиять, вам будет достаточно легко предугадать, какие возражения у них могут возникнуть. Озвучив эти доводы, вы обезоружите собеседников и расположите к себе. Они будут благодарны за то, что вы избавили их от необходимости спорить, что не пожалели времени и усилий и попытались взглянуть на вещи их глазами.

Истории типа «Я знаю, что вы думаете» - прекрасное средство рассеивания страхов. Недавно я была на выступлении одного человека, который начал свою речь словами «Я статистик, и следующий час будет самым скучным в вашей жизни». Шутка всем понравилась, потому что он понял, что мы о нём думаем, и развеял наши опасения.

Собственный опыт

Ищите образцы для поведения в процессе рассказа: разнообразные темы, раскрывающие вас как личность; сюжеты о моментах душевного подъёма, доказывающие, что вы на правильном пути; повторяющиеся случаи неудач, побуждающие искать истории о том, почему вы здесь.

Расскажите о ваших слабых чертах, вспомните, почему вы в последний раз плакали

Извлекайте уроки из критических ситуаций, в которые вы попадали. Вспомните моменты, когда вы были рады, что послушались родителей. Оглянитесь назад и подумайте, что бы вы сейчас сделали по-другому. Ищите уязвимые места: расскажите о ваших слабых чертах, вспомните, когда и почему вы в последний раз плакали, вспомните, когда вы последний раз были так счастливы, что были готовы пуститься в пляс, момент, когда вам хотелось от стыда спрятаться под стол, трогательные семейные истории о тех, кого вы искренне любили.

Рассказ о видении

Один человек пришёл на стройку, где работали трое. Он спросил одного из них: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Укладываю кирпичи». Он спросил второго: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Я возвожу стену». Человек подошёл к третьему строителю, который, работая, напевал какую-то мелодию, и задал тот же вопрос. Строитель оторвался от кладки и ответил: «Я строю храм». Если вы хотите повлиять на других и увлечь их за собой, то должны рассказать им историю о видении.

© Сергей Петров, 2018

© Александр Логинов, 2018

ISBN 978-5-4490-3298-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Добрый день, уважаемый читатель!

Вам предстоит познакомиться с книгой, написанной двумя авторами. Явление это не уникальное, хотя и не вполне рядовое.

Все-таки мы не братья – как Аркадий и Борис Стругацкие, или Эдмон и Жюль де Гонкуры, да и в одной редакции не работаем как Илья Ильф и Евгений Петров.

Проживаем мы в разных городах России на расстоянии в четыре тысячи километров. Проживаем мы в разных городах России на расстоянии в четыре тысячи километров.

И вживую пока еще не встречались. Так как же мы оказались соавторами?

Несколько лет назад я узнал о сторителлинге. Все, что мне стало попадаться про это, я почитывал. Время от времени что-то на эту тему пописывал.

В начале 2016 года в издательстве RIDERO вышла из печати моя книга «Успешный бизнес в кризис».

До этого у меня была только одна типографски изданная книга бизнес-тематики, вышедшая в 2013 году в издательстве «Drugoe Reshenie» в Германии, да еще около 90 научных публикаций.

Простота издания печатной книги через RIDERO в наш цифровой век так меня вдохновила, что я решил печататься регулярно.

За прошедший год увидели свет еще 4 моих книги.

Естественно, в такой ситуации у меня появился план написания и издания книг. И в этом плане стояла тема «Сторителлинг»!

Постепенно сформировалась структура книги, стало вырисовываться оглавление, под которое в отдельной папке собирались материалы.

Но вот несколько месяцев назад я познакомился с Сергеем Петровым – опытным бизнес-тренером, экспертом по привлечению клиентов для коучей и консультантов.

Сергей помог мне разработать мою индивидуальную коучинговую программу на тему написания и издания бизнес-книги.

А еще я познакомился с его наработками по сторителлингу: прослушал его вебинары, прочитал статьи, поучаствовал в марафоне.

Метод написания мини-историй, разработанный Сергеем, меня впечатлил. Поначалу я собирался ничтоже сумняшеся подготовить краткие конспекты из его работ и поместить их в свою книгу.

В страницах это получалось примерно 15% от общего объема книги. Но потом меня посетили сомнения.

Если руководствоваться не своими писательскими амбициями, а конечным результатом – тем, какую непоправимую пользу мое нетленное творение должно нанести будущему читателю, то получалась странная арифметика.

15% текста Сергея Петрова в книге про сторителлинг по моим оценкам получались полезнее для читателя-практика, чем остальные 85% всей книги.

Я позвонил Сергею и мы договорились написать эту книгу вместе. Мы постарались показать метод написания мини-историй с разных точек зрения, с разных позиций.

В названии книги значится: « Как элегантно привлекать клиентов через мини-истории». По сути мы видим эту книгу в качестве практического курса для интернет-предпринимателей.

Кому-то будет достаточно просто получить набор простых и понятных методов написаний историй, кто-то захочет совершенствоваться в мастерстве и ему нужны дополнительные сведения, знания, советы.

В какой-то степени мы старались, используя метафору Эрнеста Хэмингуэя, представить читателю не только надводную, но и кое-что из подводной части айсберга.

Надеемся, что книга окажется полезной всем!

ВВЕДЕНИЕ

В этой книге используется ранее не применявшийся термин «инфосторителлинг» .

Вкратце расскажем о его происхождении.

В 1992 году глава компании Armstrong International Дэвид Армстронг издал книгу «MBSA: Managing by Storying Around».

Название его книги требует не только перевода на русский язык, но и дополнительного разъяснения.

Не будем разбираться, что имел ввиду Том Питерс, но название книги самого Армстронга хоть и было навеяно популярной формулировкой, но двояких толкований не вызывало: «МВSА, или управлять, собирая истории».

Быстро ставшая знаменитой книга представляла собой систематизированный и слегка «олитературенный» корпоративный сборник «Руководство по работе».

Это руководство состояло из написанных в течение нескольких лет реальных историй о том, как сотрудники компании, которой руководил Дэвид Армстронг, выходили из сложных ситуаций, боролись за внимание клиентов, задерживались допоздна на работе при срочных заказах и т. д.

Оказалось, что такие истории лучше запоминаются, чем сухие инструкции, побуждают к действию, вызывают эмоциональный отклик у сотрудников, способствует формированию корпоративных ценностей.

Именно тогда в 1992 году Дэвид Армстронг впервые применил термин «сторителлинг» для бизнеса и вот уже 15 лет популярность этого метода только возрастает.

Само по себе рассказывание историй старо как мир. Люди издревле придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им загадочности, мистики, старались завершить моралью, поучением.

Анекдоты, притчи, байки из жизни обращены не к разуму и логике человека, а к его эмоциям.

Умело рассказанная история рождает цепочку «эмоция-вывод-действие».

Используя метод сторителлинга можно вызвать у слушателей определенные переживания, привести их к необходимым выводам, а затем побудить к действиям.

Сегодня сторителлинг активно используется в бизнесе (менеджмент, продажи, коммуникации, рекрутинг, подготовка персонала, формирование корпоративной культуры и т.д.), в медицине (нарративная психотерапия), в социологии, политике, семейных отношениях.

По мере расширения практики, происходит и формирование методического инструментария.

В зарубежной и отечественной литературе можно найти немало интересным приемов и методов.

Назовем в качестве примера критерии хорошей истории от Ларри Прусака:

· Живучесть – устойчивость истории к сохранению своих ключевых посланий при множественных пересказах.

· Запоминаемость (выпуклость) – способность истории выделяться, создавать эмоциональное отличие, иметь эмоциональный заряд. В числе вещей, создающих «выпуклость», названы юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений.

· Осмысленность – объяснительная сила, убедительность, соответствие наблюдаемым фактам в существенных частях.

· «Конгруэнтность» рассказчику – уровень комфорта рассказчика при рассказывании истории.

Или критерии «прилипчивости» истории от Чипа и Дэна Хизов (Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die by Chip Heath):

· Простота

· Неожиданность

· Конкретность

· Реалистичность

· Эмоциональность

· Увлекательность

В тоже время Можно сказать, что обилие информационных и методических материалов нередко играет и негативную роль в практическом освоении сторителлинга.

На российский рынок сторителлинг пришел в виде переводов западных авторов. Широкую известность получили книги Аннет Симмонс, и в первую очередь её бестселлер «Сторителлинг. Как использовать силу историй».

Можно назвать также полезные книги Пола Смита, Уильяма Индика, Стивена Деннинга, Рольфа Йенсена.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что сторителлинг получил широкое распространение в Рунете.

Этот метод используется всеми ведущими бизнес-тренерами России, такими как Андрей Парабеллум, Радислав Гандапас, Александр Белановский и другими.

В тоже время, ощущается некоторый дефицит методической литературы по данной тематике на русском языке.

Можно, пожалуй, назвать электронную книгу Сергея Гузина «Сторителлинг. Пособие для начинающих», а также достаточно подробное описание метода в книге Романа Масленникова «Стопроцентный сторителлинг».

В чем, по нашему мнению, состоит дефицит обучающей литературы по методам применения сторителлинга?

В том, что в след за Аннет Симмонс, большинство авторов считает, что сторителлинг – это творческий процесс, не подлежащий структуризации и типологии. Что сочинение историй – это каждый раз проявление креативности, творческих поисков и находок.

Так Роман Масленников в своей книге приводит 20 советов по созданию истории (Мифа), не вдаваясь в подробности: в какой последовательности исполнять его советы, как конкретно выполнять те или иные рекомендации?

О чем эта книга

Аннет Симмонс - профессиональный сторителлер. Она обучает этому искусству людей из сферы бизнеса. В своей книге она обращается к глубинной сути рассказа и объясняет, как "работают" истории, почему они помогают завоевать доверие слушателя. В книге разбираются шесть типов историй, которые могут быть адаптированы к самым разным обстоятельствам и аудиториям. Описываются разные типы "проблемных" слушателей, на которых повлиять особенно сложно. Кроме того,...

Читать полностью

О чем эта книга
У индейцев есть такая поговорка: "Кто рассказывает истории, тот правит миром". Эту истину может подтвердить любой сторителлер. Каждый день он наблюдает за тем, как вовремя и правильно рассказанная история помогает повлиять на человека.

Истории вызывают эмоции, они воспринимаются совсем на другом уровне, нежели приказы, логические доводы или философские рассуждения. Выслушав вашу историю, человек проникается к вам доверием, и вам становится гораздо проще убедить, мотивировать или вдохновить его.

Аннет Симмонс - профессиональный сторителлер. Она обучает этому искусству людей из сферы бизнеса. В своей книге она обращается к глубинной сути рассказа и объясняет, как "работают" истории, почему они помогают завоевать доверие слушателя. В книге разбираются шесть типов историй, которые могут быть адаптированы к самым разным обстоятельствам и аудиториям. Описываются разные типы "проблемных" слушателей, на которых повлиять особенно сложно. Кроме того, автор дает советы, как находить истории, как практиковаться в сторителлинге, как держаться на публике.

Почему мы решили издать эту книгу
На этой книге выросло уже не одно поколение сторителлеров на Западе. Ее первое издание вышло 10 лет назад!

Story Factor (это оригинальное название) вошла в книгу "100 лучших бизнес-книг всех времен".

Фишки книги
На страницах книги вы найдете более сотни историй - байки из мира политики и бизнеса, сказки, легенды, притчи. На их примере Аннет разбирает все возможности, которые дает сторителлинг людям, желающим повлиять на других.

Для кого эта книга
Для людей, которым приходится выступать перед широкой аудиторией. А также для всех, кто хочет научиться убеждать своих коллег, партнеров, клиентов.

Скрыть